Последние статьи
Домой / Новостройка / Источники правового регулирования транспортного права. Основные источники транспортного права

Источники правового регулирования транспортного права. Основные источники транспортного права

  • Понятие и предмет транспортного права
    • Понятие, предмет и метод транспортного права
    • Источники транспортного права
    • Понятие системы транспортных договоров
  • Виды транспорта. Управление транспортом
    • Виды транспорта
    • Органы управления транспортной деятельностью
    • Государственное регулирование транспортной деятельности
    • Правовое положение земель транспорта
  • Договор перевозки грузов
    • Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов
    • Субъекты обязательств по перевозке грузов
    • Оформление договора перевозки груза
    • Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
    • Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
    • Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
    • Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
    • Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
    • Прекращение договора перевозки груза
    • Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
    • Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
    • Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
  • Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
    • Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
    • Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
    • Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку
  • Договор об организации перевозок
    • Понятие и предмет договоров об организации перевозок
    • Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
    • Виды договора об организации перевозок
    • Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
    • Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
  • Договоры о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации подъездных железнодорожных путей
    • Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путей
    • Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путем с договорами об организации перевозок
    • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Соглашения между транспортными организациями
    • Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
  • Договоры фрахтования
    • Понятие и сфера применения договора фрахтования
    • Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
  • Договор перевозки пассажира
    • Понятие договора перевозки пассажира
    • Порядок заключения договора перевозки пассажира
    • Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
    • Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
    • Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
  • Договор буксировки
    • Понятие и сфера применения договора буксировки
    • Права и обязанности сторон по договору буксировки
    • Ответственность сторон по договору буксировки
  • Договор транспортной экспедиции
    • Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
    • Виды договора транспортной экспедиции
    • Предмет договора транспортной экспедиции
    • Форма и содержание договора транспортной экспедиции
    • Ответственность экспедитора и клиента
    • Претензии и иски экспедитора и клиента

Источники транспортного права

Источник права - это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О.С. Иоффе, ранее «...некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г., регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта. И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963-1964 гг.» 1 Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426. .

В настоящее время п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статут федеральных законов. Такого статута не имеет Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее - УАТ РСФСР), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №-12. Кроме УАТ РСФСР в настоящее время в России действуют Устав железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), введенный в действие с 1 мая 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Воздушный кодекс РФ (далее - ВК РФ). Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. К таковым относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-Ф3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта». Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуальною предпринимателя)». Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как Приказ Министерства транспорта РФ (далее - Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте». Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее - ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. № 356T/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций. Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться с применением норм Брюссельской конвенции «Об унификации некоторых правил о коносаменте» 25 августа 1924 г., Варшавской конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 12 октября 1929 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 г., Конвенции ООН «О кодексе поведения линейных конференций» 1974 г., Гамбургской конвенции ООН «О морской перевозке грузов» 31 марта 1978 г. 2 Россия в конвенции не участвует. См.: Закон. 2000. № 6. С. 39. Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

В транспортном праве, особенно в морском, большую роль играют обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» и Правила Международной Торговой Палаты 1992 г. для транспортных документов на смешанную перевозку 3 См.: Правила для транспортных документов на смешанную перевозку. ЮНКТАД/МТП. М., 1998. С 11-36. . Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся уедут грузового экспедирования 4 См.: Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. СПб.. 2000. С 390-396. , которые также могут быть использованы в качестве обычаев делового оборота при наличии пробелов в отечественном законодательстве. Кроме того, правилами установлено, что они применяются и в том случае, если в договоре транспортной экспедиции имеется ссылка на них. КТМ РФ в качестве источников правового регулирования называет обычаи делового оборота (ст. 130-132). Согласно его положениям вопросы о сроке погрузки, о размере оплаты за простои разрешаются на основе обычаев, действующих в данном порту.

Некоторые авторы, на наш взгляд, ошибочно полагают, что источниками транспортного права являются судебные акты, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда РФ 5 См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учеб, пособие. М.. 2004. С 21. (далее - ВАС РФ). С таким утверждением нельзя согласиться, ибо судья, который отходит от текста закона, становится законодателем 6 См.: Мастера афоризма. Фрэнсис Бэкон / Сост. К. Душенко. М.. 2001. С 12. . Ведь суд может только толковать законы и иные нормативно-правовые акты, но не создавать новые. Между тем постановления Пленумов высших судебных органов РФ обеспечивают единообразие судебной и иной правоприменительной практики, позволяют уяснить точный смысл законов, а потому имеют огромное значение в правовом регулировании транспортной деятельности. К таковым, например, относятся Постановление Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации». Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2001 г. № 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. Несмотря на то, что названные постановления касаются утратившего законную силу Транспортного устава железных дорог РФ, они помогают разобраться в большом количестве дискуссионных вопросов, которые остались актуальными и при применении нового УЖТ. Кроме постановлений ВАС РФ направляет в адрес арбитражных судов инструктивные письма по отдельным вопросам правоприменительной практики. Они имеют важное значение не только для адресатов, но и для всех лиц, заинтересованных в правильном разрешении споров, вытекающих из договора перевозки и иных транспортных обязательств. В качестве такового документа можно привести Письмо ВАС РФ от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике.

Изложение вопроса об источниках транспортного права будет неполным, если не упомянуть о проблемах совершенствования и кодификации транспортного законодательства, которые существуют на данный момент.

Первая проблема связана с соотношением положении общей и особенной части ГК РФ, в частности с толкованием и применением ст. 400 ГК РФ, которая предполагает возможность установления законом для отдельных видов обязательств и обязательств, связанных с определенным родом деятельности, ограниченного права на полное возмещение убытков. При этом в ГК РФ не обозначены условия применения положений ст. 400 ГК РФ. В каждом отдельном случае решение этой проблемы предоставлено законодателю, который применяет предоставленное ему право, на наш взгляд, не всегда обоснованно. В современных условиях представляются рецидивом плановой экономики некоторые положения об ограничении ответственности транспортных организаций. Безусловно, транспортировка грузов и транспортные организации, которые осуществляют перевозку, продолжают играть огромную роль в экономике страны. Этим объясняется приоритетное в плане ответственности положение транспортных организаций перед их клиентурой. Вместе с тем нельзя не учитывать, что одна из наиболее мощных транспортных систем - железнодорожная отрасль - в настоящее время акционирована и переживает процесс реструктуризации. В условиях провозглашения принципа равенства сторон гражданско-правовых отношений вызывает сомнение необходимость предоставления льгот исполнителю услуг, заведомо ставящая его в более выгодное положение перед потребителем. Ведь потребитель, являясь стороной договора на оказание услуг, и без того является менее защищенным по сравнению со своим контрагентом.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является применение равных по объему мер ответственности к различным участникам имущественного оборота за однотипные нарушения. Отход от принципа равной ответственности допустим лишь при необходимости защиты слабой стороны в договоре, либо при более жестких требованиях к лицу, исполняющему обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности. Под слабой стороной в данном случае подразумевается сторона гражданского правоотношения, которая заведомо поставлена в менее выгодные условия по отношению к другой стороне и которой может быть навязана воля контрагента. Исходя из этого предоставление перевозчику ограниченной ответственности, например за несохранность перевозимого груза, не может быть признана в полной мере обоснованной. Представляется, что ГК РФ должен четко определить, в каких случаях возможно ограничение размера убытков для одной из сторон договора. Внесение продуманных и взвешенных изменений в ГК РФ является одним из приоритетных направлений действующего законодательства.

Второй проблемой является вопрос о горизонтальной иерархии договорных норм и о применении федеральных законов, которые предусмотрены ГК РФ для отдельных видов обязательств. Так, например, некоторые нормы УЖТ и ВК РФ противоречат ГК РФ. Имеются существенные противоречия в части регулирования ответственности экспедитора нормами Закона о транспортно-экспедиционной деятельности положениям ст. 803 ГК РФ.

Третьей проблемой является унификация норм транспортного законодательства и закрепление их в соответствующих статьях ГК РФ. Как верно отмечают разработчики концепции развития гражданского законодательства, наряду с объединением и укрупнением законодательных актов заслуживает внимания также проблема унификации их содержания. Особое значение этот аспект имеет для транспортного законодательства ввиду краткости норм ГК РФ о перевозках (гл. 40) и наличия системы транспортных законов об отдельных видах транспорта, которые в настоящее время обновляются. Принятые недавно новые транспортные уставы и кодексы содержат различные решения в отношении аналогичных и практически важных условий договора перевозки грузов и пассажиров (пределы ответственности перевозчика, исчисление претензионных и давностных сроков и некоторые другие). Такого рода дифференциация законодательства не должна допускаться.

Четвертая проблема связана с построением системы гражданско-правовых договоров, регулирующих отношения в сфере транспортной деятельности. Решение этого вопроса непосредственно должно повлиять на структуру ГК РФ. Исследованию этой проблемы и будет посвящен следующий вопрос рассматриваемой темы.

Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но транспортное право регулирует отношения, связанные не только с железнодорожными перевозками, но и с перевозками на других видах транспорта. Следовательно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. – состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в специальный самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права – железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право – касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики, например оформления транспортных документов, порядка лицензирования транспортной деятельности и т.д.

Таким образом, транспортное право, представляя собой комплексную отрасль российского права, не является самостоятельной отраслью права.

2. Понятие и источники транспортного права. Транспортное законодательство

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает КонституцияРоссийской Федерации – Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71)относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права – это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40)нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Уставжелезнодорожного транспорта РФ, ВоздушныйкодексРФ,Кодексторгового мореплавания РФ,Кодексвнутреннего водного транспорта РФ,Устававтомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку – по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации. По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция РФ (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т. д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 03 мая 1995 г. № 438 «О Российской академии путей сообщения» , Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации» , Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» .

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

  • 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации» , постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 г. № 278 «О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства» , постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря

  • - №51.
  • - №21.
  • - № 40.
  • - №21. - № 16.
  • - 1996.
  • - 1996.
  • - 1998.
  • - 1998.
  • - 2001.
  • - Ст. 5767.
  • - Ст. 2471.
  • - Ст. 4941.
  • - Ст. 2241.
  • - Ст. 1607.
  • 2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» .

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно принимать правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применение тарифов, взимание сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов; условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т. д. Все указанные нормативные акты обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе .

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т. п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не принимаются. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров (об этом более подробно см. § 2 настоящей главы).

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железного транспорта Российской Федерации»», в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следует применять судам на практике отдельные положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года .

В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 апреля 1992 г. № 7

Ответ студента (18.03.2014)

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40). К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной транспортной компании "Россия", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации". Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184 "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте". Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения. К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положением законодательства или договору, не принимаются. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту. Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров. Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам на практике отдельные положения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г., постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" 1998 г.. Источником транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты продолжают применяться на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяется Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12. А Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров необходимо учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, Транспортному уставу железных дорог 1998 г., Федеральному закону от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте". В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.

Ответ студента (12.02.2015)

се нормы и правила, которыми регулируются взаимоотношения участников доставки груза, публикуются в источниках транспортного права. Источники транспортного права условно подразделяются на 6 групп: 1) конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ – основополагающие документы, с которыми должны согласоваться все нормы и правила, действующие на территории РФ; 2) основные источники транспортного права, действующие на каждом виде транспорта. Они представляют собой свод норм и правил, согласованных с первой группой источников, и учитывают специфику работы данного вида транспорта. На речном транспорте этот источник называется Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), на железнодорожном это Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) и федеральный закон о железнодорожном транспорте, на морском транспорте – Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), на автомобильном транспорте Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ РСФСР), на авиационном – авиационный Кодекс РФ (АК РФ); 3) подуставные документы: · на речном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров», «Тарифные расстояния между пунктами», «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом»; · на железнодорожном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа», «Тарифные расстояния между железнодорожными станциями» (4МПС); «Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры» (Прейскурант 10-01) и др. · на морском транспорте – в дополнение к Кодексу торгового мореплавания действуют «Общие правила перевозки грузов и пассажиров», «Тарифы на перевозку грузов морским транспортом» (Прейскурант 11-01) и др. 4) нормативно-правовые акты правительства РФ и президента. Они распространяются обычно либо на ограниченный промежуток времени, либо на ограниченную территорию, либо на разрешение какой-то конкретной ситуации; 5) нормативно-правовые акты, которые разрабатываются и издаются местными органами власти. Эти акты распространяются на ограниченную территорию и направлены на разрешение конкретной ситуации в данной местности; 6) Различные ТУ, ГОСТ, ОСТ, различные нормативы и пр. КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (КВВТ) вступил в действие в марте 2001 года Назначение: КВВТ регулирует отношения между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами, осуществляющими судоходство по внутренним водным путям России. КВВТ определяет права, обязанности и ответственность участников судоходства. Сфера действия: распространяется на внутренние водные пути РФ, судоходные и гидротехнические сооружения, на порты, суда и другие плательные объекты. Не распространяется на военно-вспомогательные суда, а также на суда, находящиеся в государственной собственности, которые эксплуатируются в некоммерческих целях. Содержание КВВТ: 19 глав и 167 статей. В Кодексе даются определения следующих понятий: Внутренний водный транспорт РФ – производственно-технологический комплекс из организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ним. Судоходство – использование судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, различных плавучих объектов; кроме того, судоходство включает: разведку и добычу полезных ископаемых, строительные, путевые и гидротехнические работы, лоцманские и ледокольные проводки, спасательные операции, санитарный контроль, проведение научных исследований, учебные, спортивные, культурные и другие цели. Судовладелец – любое юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или на законном основании. Перевозчик – может быть юридическое лицо или частный предприниматель, взявший обязанность доставить груз, пассажиров, багаж из пункта отправления в пункт назначения. Правила и другие акты, регулирующие судоходство, перевозку или переработку грузов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Эти правила и нормы обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности и от организационно-правовых форм. Контроль за выполнением законодательства на внутреннем водном транспорте осуществляется либо министерством транспорта, либо через его территориальные органы (бассейновые управления пути - БУП), либо другие организации, находящиеся ведении государства. КВВТ определяет: · основные требования к внутренним водным путям; · основные требования к судам; · право собственности на суда и порядок их регистрации; · права и обязанности капитана судна и требования, предъявляемые экипажу; · требования к безопасности судоходства; · правила возмещения вреда при столкновении судов; · основные требования к эксплуатации причалов; · формы договоров, оформляющихся при перевозке грузов; · основные правила этих договоров; · ответственность сторон – участников доставки груза; · порядок предъявления претензий и рисков. УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОДНОГО ТРАНСПОРТА (УЖТ) РФ вступил в действие в январе 2003 года Назначение: 1)устав регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных пунктов необщего пользования и другими физическими и юридическими лицами; 2) устанавливает права, обязанности и ответственность участников транспортного процесса, а так же основные условия оказания услуг, связанных с перевозкой. Сфера действия: - на перевозку грузов и грузобагажа; - на погрузку-выгрузку в местах общего и необщего пользования; - на строящихся линиях. Содержание УЖТ: 9 глав и 130 статей. В Уставе даются определения следующих понятий: Инфраструктура ж/д транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути общего пользования, сооружения ж/д станции, сеть и связи, информационные комплексы, система управления движением и др. Владелец инфраструктуры- это юридическое лицо или частный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности и оказывающий услуги по использованию инфраструктуры на основании лицензии или договора. Ж/д пути общего пользования – это ж/д пути на территории ж/д станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, обслуживанию пассажиров, выполнению сортировочных и маневровых работ, а так же ж/д пути, соединяющие эти станции. Ж/д пути необщего пользования – это ж/д пути, примыкающие к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей. Места общего пользования – это слады, участки на территориях ж/д станций, принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения погрузки, выгрузки, хранения, грузов, принадлежащих грузовладельцам или другим юридическим лицам. Места необщего пользования – это ж/д пути, склады и участки станций, не принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые определенными пользователями услугами ж/д транспорта. УЖТ определяет основные требования к перевозке грузов, контейнеров, пассажиров багажа и грузобагажа; требования к ж/д путям необщего пользования, порядок взаимодействия владельцев инфраструктуры и перевозчиков, положения о прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; ответственность участников перевозки, порядок предъявления претензий и исков. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ФЗ) О Ж/Д ТРАНСПОРТЕ РФ. Последние издание в январе 2003 года. Содержит 7 глав и 34 статьи. Законом устанавливаются правовые, организационные и экономические условия работы ж/д транспорта общего пользования, а так же основы взаимодействия организации ж/д транспорта и индивидуальных предпринимателе с органами государственной власти и организациями других видов власти. Закон содержит следующие положения: ¾ о государственном регулировании в области ж/д транспорта; ¾ основные требования к организациям и объектам ж/д транспорта; ¾ основные требования к управлению перевозного процесса; ¾ положения по технике безопасности; ¾ положения о трудовых отношениях и дисциплине работников. КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ. Издан в апреле 1999 года. Назначение: регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием понимается деятельность с использованием судов для: 1. перевозок багажа, груза, пассажиров; 2. промысел водных биологических ресурсов; 3. разведка и разработка морского дна и его недр; 4. лоцманская и ледокольная проводка; 5. поисковые, спасательные и буксирные операции; 6. проведение морских научных исследований и др. Сфера действия распространяется на: · морские суда; · суда внутреннего плавания; · суда смешанного (река-море) плавания при плавании их по морским и внутренним водным путям. Кодекс действует при выполнении перевозок с заходом в иностранный порт, при спасательных операциях. Содержание КТМ: 27 глав и 430 статей. КТМ регулирует следующие вопросы: 1. права собственности на суда; 2. требования к судам и судовым документам; 3. основные правила регистрации судов; 4. требования к капитану и экипажу судна; 5. положение о капитане морского порта и его обязанностях; 6. положение о морских лоцманах, их обязанностях и ответственности; 7. виды договоров, обязательства сторон по ним и порядок их оформления; 8. положение об ответственности за ущерб, причиняемый морскими судами; 9. порядок оформления претензий и исков.

Ответ студента (18.08.2015)

Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации, это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время, они регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, воздушный кодекс Российской Федерации, кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, устав автомобильного транспорта. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40). К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Под источником транспортного права понимают правовую форму, которая выражается в правотворческой деятельности государства и с помощью, которой воля законодателя становится обязательной. В рамках транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты. Источники транспортного права включают санкционированные обычаи, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяет положение по отношению ко всем другим законам Конституция Российской Федерации - как основной закон нашей страны. Конституция является источником транспортного права, действует в качестве правовой основы для его развития. В то же время, Конституция содержит положения, которые непосредственно связаны с транспортом.

В Конституции Российской Федерации (статья 71) назначает федеральное управление транспорта, средств связи к ведению Российской Федерации. Это положение имеет основополагающее значение, правового регулирования транспортной деятельности.

Несомненно, важным источником транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сосредоточил в отдельной главе (глава 40) правила, регулирующие основные положения, касающиеся перевозки: договор перевозки грузов и пассажиров, перевозке общественным транспортом, подаче транспортных средств, погрузка и разгрузка грузов, ответственности перевозчика, претензий и исков и так далее.

Источники права являются и транспортные уставы, и кодексы являющиеся в настоящее время в силе. Они подробно регулируют отношения, возникающие в области транспорта. Настоящий Устав Российской Федерации железнодорожного транспорта (2003), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999), Кодекс Российской Федерации по внутреннему водному транспорту (2001), Устав автомобильного транспорта (1969 г). Особенностью этих норм является то, что основные положения, содержащиеся в них, регулируются правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 40).

Среди источников прав дорожного движения являются указы президента, регулирующие наиболее важные и конкретные области транспортных отношений. Например, Указом Президента РФ от 11 декабря 1996 г. N 1675 «О государственной транспортной компании «Россия», Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 «О дальнейшем развитии российского железнодорожного транспорта».

Источники транспортного права являются также правила подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

  • 1) решения и распоряжения правительства Российской Федерации
  • 2) инструкции, положения и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, решение Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 «О государственной поддержке транспорта в Российской Федерации в 1992 году» - правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184 «О мерах в целях обеспечения безопасности перевозимых грузов и усиление борьбы с хищением транспорта».

Министерство транспорта Российской Федерации имеет право на согласование, утверждение в установленном порядке и издательство обязательных для всех юридических и физических лиц, работающих в транспортном секторе, правил, инструкций, норм, стандартов, положений и других нормативных актов, в том числе межведомственного характера по вопросам, входящим в его компетенцию, и давать объяснения по ним.

Источники транспортного права должны также включать в себя обычаи делового оборота. Обычаями делового оборота признается широко распространенное и широко используемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, записано ли это в любом документе (опубликовано в прессе, изложено в вступившем в законную силу решения суда по конкретному делу, содержащие аналогичные обстоятельства, и так далее). Кроме того, статья 5 ГК РФ особо подчеркивает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для членов соответствующих положений отношений законодательства или договором, не будут приняты. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения между сторонами вопрос о дате погрузки, размер оплаты за время простоя позволило, действует на основе обычаев, действующих в порту Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005 - с.24.

Источники транспортного права, следует рассматривать в качестве решений Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым было предоставлено право давать указания для разъяснения, судебным органам по применению существующего транспортного законодательства, при рассмотрении судебных разбирательств.

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 ноября 1998 г. N 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие транспортных правил железной дороги в Российской Федерации», в котором пленум Высшего Арбитражного суда разъясняет, каким образом, суды должны применять на практике некоторых положений транспортного права устава железных дорог Российской Федерации 1998 года.

Источником транспортного права также являются законодательные акты СССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Эти законы продолжают действовать на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат существующим транспортным законодательствам.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 4604-1 «О некоторых вопросах применения законодательства СССР на территории Российской Федерации», до принятия соответствующих законодательных актами Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации, распространяется действие устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 8 января 1969 года N 12, а высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в своем решении от 12 ноября 1998 г. N 18 (ч.2) разъяснил судам, что урегулирование споров следует учитывать, на основании Устава железных дорог СССР.

В процессе регулирования отношений в области транспорта, особенно, когда они подняли арбитражных или судебных разбирательств, важно учитывать руководство Госарбитража СССР и России Госарбитража о взаимоотношениях транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда в своем постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 пояснил, что руководство по применению законодательства в разрешении споров и урегулирования доарбитражного остаются в силе на территории Российской Федерации в той степени, что они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти правила являются также источником транспортного права.

Транспортное право и транспортное законодательство - понятия, которые тесно связаны друг с другом, но не идентичные: если первый, набор правовых норм, второй - это набор нормативных актов. Нельзя смешивать систему законодательства с системой права, хотя и нужно стремиться к тому, чтобы система законодательства отражала правовую систему. Система нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют транспортным законодательством Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005 - с.46.

Транспортное законодательство имеет определенные особенности, которые сформировались под воздействием объективных условий, а также в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности тех или иных решений в области правового регулирования транспорта. Тем не менее, следует подчеркнуть, что перенос законодательства Российской Федерации включило все основные положения транспортного законодательства СССР. Это относится и к определению договора перевозки грузов и пассажиров, положений, касающихся ответственности за неподачу транспортных средств, утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или багажа, регулирования отношений с перевозкой грузов в прямое смешанное сообщение. При сравнении текущего транспорта Российской Федерации с ранее действующим законодательством СССР существует определенная преемственность основных положений, регулирующих отношения в области транспорта. Это, бесспорно, имеет некоторое влияние на изучение действующего законодательства в области транспорта.

При анализе законодательства в области транспорта, следует отметить следующие отличительные особенности.

1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицировано в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом экономического развития страны. Особенно хорошо это можно увидеть в разработке законодательства в области железнодорожного транспорта (на анализе Устава железных дорог). В период с 1920 года до сего времени было принято восемь уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог в 1920 году было всего 47 статей, Устав железных дорог в 1922 году состоял из 76 статей и более полно регулировал отношения между грузоотправителями (грузополучателями) и железной дорогой, а вот устав железных дорог в 1927 году, содержал 128 статей и подробно конкретизировал на тех положениях, которые были заложены в уставе железных дорог в 1922 г. он более подробно регулирует порядок подачи претензий к железной дороге, указывает, какие документы, должны быть прилагаемые к заявлению (этого не было в ранее принятых актах), подробно рассматривает вопрос о сроке давности иска.

Устав железных дорог в 1935 году регулировал еще более широкий круг вопросов. Он имел раздел, в котором подробно регулировалось планирование перевозки товаров, указывались, какие документы могут быть представлены в качестве основы для претензии.

Наиболее подробные отношения перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя) регулируются Уставом железных дорог 1954 года, в отличие от предыдущих уставов, он руководил прямой смешанной перевозкой грузов с участием других видов транспорта; специальный раздел был посвящен железнодорожным подъездным путям необщего пользования. Устав более точно и конкретно регулировал вопросы, которые не были в полной мере отражены в предыдущих уставах (он состоял из 228 статей).

Эта тенденция сохранилась и в Уставе железных дорог в 1964 году, в котором четко регулируют отношения между грузоотправителями (грузополучателями) с железной дорогой. Устав включает в себя ряд вопросов, которые не были ранее упомянуты в существующих законах (например, о порядке заполнения недогруза), вместе с тем. его объем несколько снизился (он состоял из 179 статей), что было достигнуто за счет четкого и конкретного языка.

Регулирование в области железных дорог 1998 отражены в содержании государственного перехода к рыночной экономике. Устав (он состоял из 148 статей), на основе рыночных отношений, не предусматривает государственного планирования грузовых перевозок. Было установлено, что перевозка грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с требованиями грузоотправителей, что, безусловно, свидетельствует о расширении их прав. По сравнению с ранее действующим Уставом, новым здесь является введение почасовой платы за использование вагонов, контейнеров за время нахождения их у грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от последних. В 1998 году включены дискреционные правила, позволяющие железным дорогам и участникам железнодорожного транспорта решать вопросы по взаимному согласию, которые легли в основу для развития равноправных партнерских отношений. Например, железные дороги и грузоотправители могли заключать долгосрочные контракты на перевозку грузов, в отсутствие возможности грузополучателей возможности для промывки вагонов работа осуществляется по железной дороге в соответствии с подписанным соглашением. В то же время, основные положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров, транспортных средств, ответственности за нарушение обязательств, остались неизменными, что указывает на степень стабильности в отношениях, регулирующих железнодорожный транспорт.

Устав железнодорожного транспорта (2003 г.) впервые за всю историю подготовки подобных документов отразил в своем содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжении, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться в собственности юридических лиц или индивидуального предпринимателя Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005 - с.67. В уставе (состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения перевозчиков и клиентуры железнодорожного транспорта, по всем положениям перевозочного процесса особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с правилами о недискриминационном доступе. Более подробно регулируются отношения, связанные с подачей заявки, четко определены основания, по которым заявка грузоотправителя не может быть удовлетворена. Впервые действие устава распространяется на владельцев железнодорожных путей необщего пользования. В то же время основные положения, связанные с подачей транспортных средств, заключением договора перевозки, ответственностью сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств, остались такими же, как и в предыдущем транспортном уставе железных дорог.

Подобное развитие было законодательство по воздушным, морским и речным транспортам. Уставы и кодексы, регулирующие перевозку, были приняты значительно позже, чем первые уставы железных дорог и, конечно же, учитывали опыт ранее разработанных документов.

Несколько нестандартно разрабатывалось законодательство, регулирующее автомобильные перевозки. До 1969 года не было никакого кодифицированного акта. Перевозка грузов и пассажиров регулировалась большим числом нормативных актов. В 1969 г. Был принят устав автомобильного транспорта.

  • 2. В транспортном законодательстве отражается особенности договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим количеством клиентов: это ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств и обязательного предъявления требований к транспортным компаниям и т.д. Таким образом, в Российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности.
  • 3. В транспортном законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием. Особенно четко это прослеживается при анализе законодательства о железнодорожном и автомобильном транспорте (например, ст.11, 18, 20, 33, 120 ужт, ст.18, 36, 44, 52, 54, 126 уат и т.д. немало норм подобного содержания и в законодательстве о других видах транспорта).
  • 4. Транспортное законодательство в значительной степени зависит от законодательства в области международных перевозок, и это влияние является взаимным: в некоторых случаях внутреннее законодательство находит свое отражение в законодательстве, регулирующее международные перевозки. Это влияние ощущается при анализе статей Воздушного кодекса Российской Федерации и Кодекса торгового мореплавания. Например, в области торгового судоходства основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 года, протокол которой содержит положение о том, что участники конвенции могут ввести ее в действие «либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству».

В Кодексе торгового мореплавания отражены все важные положения Брюссельской конвенции (например, порядок составления коносамента и его деталей - статья 142, 144, 146 КТМ).

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.