Последние статьи
Домой / Полезное / Аварийно-спасательное обеспечение полётов. Рабочее время и отдыха Аварийно-спасательное обеспечение полётов

Аварийно-спасательное обеспечение полётов. Рабочее время и отдыха Аварийно-спасательное обеспечение полётов

В гражданских аэропортах есть служба, которая с виду кажется обычной «Пожаркой». Служба, сокращённо, называется СПАСОП, а полностью - служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов. Требования и ответственность у СПАСОП значительно выше городской пожарной службы. Воздушное судно при аварийной посадке не выбирает место приземления и может сесть куда угодно, а если на борту произошёл пожар, то для спасения человеческих жизней остаются минуты. Поэтому, для того, чтобы быстро добраться к месту аварии в любое время года, в парке СПАСОП состоят только полноприводные спецавтомобили и большинство из них с возможностью подачи воды и пены прямо на ходу. Вообще, по регламенту, расчеты СПАСОП должны прибыть в течение трёх минут после сигнала тревоги в любую точку аэропорта.

В Челябинском аэропорту в рамках смотра аэродромной техники весенне-летнего сезона прошла показательная тренировка поисковой и аварийно-спасательной службы, на которой мне удалось побывать.


Расчёты СПАСОП расредоточены по двум торцам взлётно-посадочной полосы. Основная часть бригады СПАСОП расположена ближе к западному торцу ВПП. Про неё я рассказывал в этом репортаже . Во время смотра аэродромной техники, СПАСОПовцы выставили технику у боксов, что находятся в восточном торце ВПП.

1.

Среди пожарной техники СПАСОП в Челябинском аэропорту доминируют КамАЗы.

2.

Личный состав находится на боевом дежурстве в течение суток. В меру суров, в меру весел.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

По старой эмблемке Аэрофлота понятно, что этот автомобиль УРАЛ застал ещё советские времена и до сих пор стоит на службе.

10.

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 на шасси МАЗ-543А (в народе «Ураган») - тихоходный работяга. Сейчас таких всё меньше и меньше на службе СПАСОП осталось.

11.

В боксах заметил пожарный автомобиль на базе ГАЗ-66.

12.

Штатная установка пенного тушения на пожарном автомобиле КамАЗ.

13.

Со статикой всё, надо бы посмотреть на работу СПАСОП в условиях, приближенным к реальным. Перемещаемся к самолётам, что доживают свой век у старой ВПП.

14.

15.

По легенде, произошло возгорание правого двигателя Як-40.

СПАСОПовцы, которые будут находиться в непосредственной близости к огню, быстренько надевают блестящие теплоотражающие костюмы, другие занимают исходные позиции на пожарных автомобилях. Всё это происходит буквально за минуту.

16.

17.

18.

19.

20.

Сперва, очаг возгорания заливается пеной.

21.

22.

23.

24.

После пенной обработки, я быстро занимаю позицию повыше, залезаю на пожарный автомобиль.

25.

Отдельно отмечу, что эти самолёты - это не тренажёры СПАСОП, а обычная аэродромная статика, которая наврятли когда-то уже поднимется в небо. У СПАСОП есть отдельные тренажёры в западной части аэропорта - Ту-154Б-1 и два фюзеляжа от Ил-18.

И так, самолёт обработан пеной, теперь настала очередь водным процедурам.

26.

Начинается перекрёстная водная «стрельба» со всех машин по самолёту.

27.

28.

Служба СПАСОП успешно справилась с поставленной задачей - пожар на самолёте потушен. Лишний раз напомню, что этому самолёту в своё время выпала честь возить будущего первого президента России - Ельцина Б. Н., когда он работал в Свердловском обкоме КПСС.

29.

Команда СПАСОП сворачивает шланги, занимает места по машинам, да и нам пора покидать территорию аэропорта. Впечатлений от увиденного - море.

30.

Вот как-то так прошла показательная тренировка СПАСОП аэропорта Челябинск.

По правилам обеспечния безопасности полетов, служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП) должна быть в каждом аэропорту. Эта профессиональная команда, подготовленная для максимально быстрой локализации и тушения пожара, аварийно-спасательных работ, поиска и эвакуации людей. Согласно требованиям РПАСОП ГА-91, в любой конец взлётно-посадочной полосы расчеты СПАСОП должны прибыть в течение трёх минут при любом авиа происшествии и в любое время года. Служба полностью укомплектована пожарной техникой и оснащена современным специальным пожарно-техническим оборудованием.

Команда СПАСОП очень радостно и приветливо встретила людей с фотоаппаратами. Служба выстроила технику в шеренгу перед боксами

1.

2.

Начальник службы спрашивал у нашей споттерской тусовки как лучше выстроиться для сочных снимков. Охотно рассказывал об особенностях работы

3.

4.

У СПАСОП имеется гусеничный вездеход ГАЗ-71 - для быстрого доступа к месту аварии в любой непроходимой местности

5.

6.

Ребята здесь работают весёлые

6.

Для защиты от опасных факторов пожара, пожарные и спасатели обеспечены современными шлемами-касками и одеждой для работы в холодное время года

7.

8.

9.

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 на шасси МАЗ-543А. В своё время они были основным пожарным автомобилем в аэропортах СССР

10.

Также имеется пожарная техника на шасси КамАЗ и Урал. Все пожарные автомобили оснащены инструментом для вскрытия фюзеляжа (дисковые пилы), теплоотражательными костюмами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, пожарными рукавами и шанцевым инструментом

11.

12.

С наблюдательного пункта стартовой аварийно-спасательной станции (САСС) обеспечивается обзор взлётно-посадочной полосы, мест стоянки воздушных судов и перрона

13.

14.

Пройдём на территорию где проходят тренировки СПАСОП

15.

16.

Когда-то это были самолёты Ил-18

17.

Корпус самолёта Ту-154Б-1, изготовленного в 1976 году и списанного в 1995-ом. На нём производятся тренировки по тушению пожара и эвакуации людей

18.

19.

20.

21.

22.

Нам решили продемонстировать как тушится пожар на самолёте

23.

Пожарный автомобиль подъезжает к самолёту

24.

25.

26.

Даёт напор по самолёту

27.

Один из пожарных сказал, что в ясную погоду при такой струе видна радуга

28.

Условный пожар успешно потушен

29.

В боксах аварийно-спасательной станции размещаются пожарно-спасательные расчеты, здесь же стоит вездеход

30.

31.

32.

Вот так устроена СПАСОП в аэропорту города Челябинска

Ежедневно в Тюменском, а так-же во многих других аэропортах толпы людей спешат на свои рейсы. Многие из нас и не задумываются о том как много людей трудится для того что-бы их рейс был комфортным и безопасным.
Садясь в самолет пассажир верит что за штурвалом опытные пилоты, а на земле не менее опытные техники которые ни за что не выпустят самолет если в нем есть какая-то поломка - обычно всё так и есть. Однако от чрезвычайных ситуаций к сожалению в нашей жизни не застрахован ни кто. Сегодня я продолжаю знакомить вас с закулисьем Тюменского Рощино и расскажу о технике и людях которые в любую минуту готовы придти на помощь!

В каждом аэропорту для обеспечения безопасности полетов существует служба СПАСОП, аббревиатуру эту можно расшифровать как: Служба Поисково Аварийно-Спасательного Обеспечения Полётов.
Что-бы лично глянуть на то как работает эта служба мы вместе с четырьмя Тюменскими блогерами в сопровождении службы авиационной безопасности отправляемся на "той самой" (кто в теме поймут) серой буханке через весь перрон где находится личный состав и техника которые в любую минуту готовы придти на помощь людям!
На всей территории аэродрома для наземной техники существует скоростное ограничение, чем мы и воспользовались: взяли в руки фотоаппараты и начали просто снимать
2. ЮТэйровский CRJ-200 рейсом 444 готовится вылететь в Московский аэропорт Внуково

3. А это так называемый "Вертолёт-Спасатель". Ежедневно на юге Тюменской области в Тюмени и Тобольске экипажи этих машин заступают на дежурство (ПАСР), в случае необходимости в течении нескольких минут готовы отправится на поиск воздушного судна или упавшего космического объекта

4. Перрон

5. Здание терминала уже скоро будет обновленно, а по телетрапам пойдут первые пассажиры, а пока все по старинке.

Еще одна особенность передвижения заключается в том что практически всё движение транспорта согласовывается с диспетчером руления, а при нахождении его на полосе с диспетчером старта. Так было и у нас. Каждая машина в Тюменском аэропорту имеет свой номер, он же позывной, наш УАЗик был с номером 2485 и переговоры звучали следующим образом:
2485, Тюмень-Руление остановитесь, пропустите Ми-8
Рулению, 2485 останавливаюсь, пропускаю борт!
6.

2485 Тюмень-Руление, продолжайте движение до "Альфа 1" (рулежная дорожка)
7. Этот вертолёт имеет белый окрас с буквами UN, и скорее всего эта машина перегоняется для работы миротворческой миссии в странах Африканского континента

8. Еще один вертолёт для VIP пассажиров. Обычно используется для перевозки губернатора и полпреда в УРФО

9. Взлет с курсом 301

10. Ямалы

11. Здание где находится личный состав, техника и наблюдательный пункт.

Идем знакомиться во внутрь
12. Комната дежурного. Отсюда в случае необходимости можно подать сигнал тревоги

13. Для сотрудников созданы все условия для комфортного дежурства, одно из которых вот эта комната отдыха

14. В теплом гараже могут разместиться 4 пожарных машины, три из которых могут расположиться здесь

15. И еще одна в этой части. Синие бочки - это пенообразователь, в случаи необходимости пеной могут покрыть всю взлетно-посадочную полосу

16. Кухня!

17. Поднимемся наверх и попадаем в смотровую вышку где несет в этот день свое дежурство Денисов Игорь. В его распоряжении имеется Бинокль, рация для прослушивания переговоров экипажа и суточный план полётов

18. С вышки открывается вид на практически весь аэродром

19. А-320, Ямала

20. Здание терминала

21. Дальние стоянки у ВПП 12/30

22. Но есть части аэродрома которые скрыты от глаз наблюдателя. В помощь приходят камеры наблюдения

23. В распоряжении пожарных находятся 4 машины

24. Экипаж каждой машины состоит из 4-х человек

25. Внутри довольно просторно! Имеется пульт управления системами пожаротушения

26. Каждая машина оборудована всем необходимым

27.

28. Управления средствами пожаротушения может происходить как из кабины, так с задней части

29. Демонстрационный показ:)

После интересного общения с пожарными, наблюдателем и другими сотрудниками отправляемся дальше
30. Пересекаем полосу 12/30

Для отработки навыков у сотрудников службы СПАСОП по тушению воздушных судов, спасению людей и других внештатных ситуаций в аэропорту Рощино имеются два самолета
31. Один из которых старенький Ту-134

32. Самолет окрашен в цвета Советского Аэрофлота и носит бортовой номер СССР-65012

33.

34.

35. Еще один самолет был отдан авиакомпанией ЮТэйр

36. Як-40, когда трудился на благо ЮТэйр и развозил пассажиров по северам

На этом интересная экскурсия и знакомство с службой СПАСОП была окончена
Ежедневно в Тюменском аэропорту Рощино на страже здоровья пассажиров и экипажей несут службу пожарные и спасатели службы поисково аварийно-спасательного обеспечения полетов. Многие из пассажиров даже и не знают того что в случае необходимости эти люди всегда готовы придти на помощь и сделать всё что-бы последствия того или иного инцидента свести к минимуму. Очень хотелось бы, что-бы количество взлётов было равно количеству посадок, а сигнал тревоги и выезды пожарных Тюменского да и всех остальных аэропортов были только учебными!
За организацию интересной экскурсии выражаю благодарность главному-инженеру Тюменского аэропорта Рощино Разаеву Тимуру Рафиковичу, генеральному Директору Полякову Владимиру Николаевичу, а также начальнику службы СПАСОП за интересную экскурсию и чашку согревающего чая в тот прохладный ветреный день.

Спасибо за внимание!

На авиационном предприятии существует служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Оплачиваемое рабочее время данной службы за одно дежурство составляет 22 часа. По мнению проверяющей комиссии, время одного дежурства должно составлять 24 часа согласно п. 6.3. Положения, утвержденного приказом ФАС России от 11.12.1998 N 361. Однако п. 6.1. Положения не предусматривает включение перерыва для отдыха и питания в рабочее время личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП, и авиапредприятие считает, что допустим 22 часовой график сменности.

Правомерно ли требование комиссии об указании в табеле учета рабочего времени 24 часов отработки, и включается ли время перерыва для отдыха и питания в рабочее время?

Согласно п. 6.3 Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы РФ от 11.12.1998 N 361 (далее - Положение N 361), график сменности работы ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России устанавливает 12- или 24-часовой с утверждением его руководителем авиационного предприятия по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом авиационного предприятия.

Если при сменном режиме работы, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, на основании ст. 104 ТК РФ допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России продолжительность рабочего времени устанавливается из расчета 40 часов в неделю (п. 6.1 Положения N 361).

По общему правилу время перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включается (часть первая ст. 108 ТК РФ). Не предусматривает включение перерыва для отдыха и питания в рабочее время личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России и Положение N 361, согласно п. 6.1 которого в норму рабочего времени входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу дежурства.

Для работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России режим рабочего времени и времени отдыха, а также время начала и окончания работы регулируется внутренним трудовым распорядком авиационного предприятия и отражается в коллективном договоре (п. 6.2 Положения). Таким образом, устанавливаемые работникам ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России перерывы для отдыха и питания, в течение которых работники свободны от исполнения трудовых обязанностей и которые они могут использовать по своему усмотрению, не должны включаться в рабочее время.

Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с частью третьей ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Поэтому, если некоторые категории работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России правилами внутреннего трудового распорядка отнесены к работникам, которые не могут покидать свое рабочее место и которым возможность для отдыха и приема пищи предоставляется в рабочее время, то время фактического отдыха и питания у таких работников включается в рабочее время и учитывается в табеле учета рабочего времени как фактическая отработка.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПРИКАЗ

О введении в действие Положения
о ведомственной пожарной охране Службы поискового
и аварийно-спасательного обеспечения полетов
Федеральной авиационной службы России

В целях дальнейшего укрепления ведомственной пожарной охраны Федеральной авиационной службы России, улучшения противопожарного обеспечения полетов и объектов на авиационных предприятиях гражданской авиации, а также в связи с передачей функций противопожарного обеспечения полетов и объектов из военизированной охраны в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие в соответствии с действующим законодательством Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России.

2. Руководителям территориальных органов ФАС России:

2.1. Специальными комиссиями проверить организацию и состояние противопожарного обеспечения полетов и объектов в аэропортах и авиационных предприятиях гражданской авиации.

2.2. Установить персональную ответственность руководителей, начальников служб аэропортов и авиационных предприятий за выполнение ими обязанностей по проведению противопожарных мероприятий в объеме действующих требований по пожарной охране.

2.3. В целях высокой готовности пожарно-спасательных расчетов обеспечить контроль за проведением тренировок и учебных тревог для отработки действий по тушению пожаров на воздушных судах.

3. Руководителям аэропортов и авиационных предприятий, в решении вопросов по противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропортов руководствоваться Положением о ВПО СПАСОП ФАС России.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы ПАСОП ФАС России Э.Л. Тимонина.

Директор
Г.Н.Зайцев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 марта 1999 года.
Регистрационный N 1734

ЗАВИЗИРОВАНО:

Начальник ЗПУ
Ю.В.Корзунов

ПОЛОЖЕНИЕ о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Федеральной
авиационной службы России
от 11 декабря 1998 года N 361

1. Общие положения

1.1. Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России (ВПО СПАСОП ФАС России) разработано в целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации и на основании Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание Законодательства Российской Федерации,1995, N 35, ст. 3649), Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание Законодательства Российской Федерации,1995, N 35, ст. 3503), постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.97 N 154 "О службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" (Собрание Законодательства Российской Федерации,1997, N 7, ст. 861).

1.2. Положение является основным нормативным документом Федеральной авиационной службы России, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны Службы ПАСОП ФАС России и определяет их задачи, функции и права.

Порядок и условия работы личного состава органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России определяются действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Положение обязательно для выполнения во всех подведомственных авиационных предприятиях, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации.

1.4. Вопросы пожарной охраны, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными документами ФАС России, подлежат разрешению в соответствии с общегосударственными нормами и правилами.

2. Организационная структура ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, руководство и контроль ее деятельности

2.1. Ведомственная пожарная охрана СПАСОП ФАС России входит в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФАС России и состоит из:

- Отдела ПАСОП ФАС России, на который возложены также функции общего руководства деятельностью ведомственной пожарной охраны и отделами ПАСОП территориальных органов ФАС России;

- отделов поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов территориальных органов ФАС России, в части их функций противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации;

- подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП авиационных предприятий.

2.2. Служба ПАСОП ФАС России осуществляет специальные, исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов авиационных предприятий.

2.3. Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы организации деятельности ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, разрабатываются Службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФАС России в соответствии с общегосударственными нормами и правилами и требованиями нормативных актов государственной противопожарной службы МВД России.

2.4. Отделы ПАСОП территориальных органов ФАС России осуществляют контроль за деятельностью подразделений ведомственной пожарной охраны по обеспечению требований пожарной безопасности в авиационных предприятиях.

3. Основные задачи и функции ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

3.1. Основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:

3.1.1. организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов;

3.1.2. организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании;

3.1.3. организация профессиональной подготовки пожарно-спасательных расчетов;

3.1.4. тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.

3.2. Основными функциями ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:

3.2.1. разработка и согласование проектов инструкций и иных необходимых организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;

3.2.2. проведение обследований и целевых проверок противопожарного состояния охраняемых объектов;

3.2.3. проведение практических занятий с личным составом пожарно-спасательных расчетов;

3.2.4. разработка оперативных планов действий пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров на воздушных судах, участие в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах;

3.2.5. проверка внутреннего и наружного водоснабжения на территории авиационных предприятий;

3.2.6. участие в обучении работников авиационных предприятий, в том числе временно работающих, а также добровольных пожарных, мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

3.2.7. взаимодействие пожарно-спасательных расчетов ВПО СПАСОП ФАС России с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России, а также других ведомств по совместным действиям при ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, должно быть определено на основе соглашений, планов и договоров;

Ответственным руководителем аварийно-спасательных работ при авиационных и чрезвычайных происшествиях на воздушных судах на территории и в районе ответственности аэропорта является сменный заместитель руководителя авиационного предприятия или другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя авиационного предприятия.

3.2.8. разработка типовых программ подготовки личного состава ВПО СПАСОП ФАС России и согласование их с ГПС МВД России;

3.2.9. участие в испытаниях и освоении новых аварийно-спасательных и противопожарных средств и техники;

3.2.10. подготовка необходимой документации в части противопожарного обеспечения полетов для сертификации авиационных предприятий;

3.2.11. представление в установленном порядке статистической отчетности о пожарах на объектах авиационных предприятий в Главное управление государственной противопожарной службы МВД России.

4. Основные обязанности, права и ответственность руководителей органов управления ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

4.1.1. Начальник, возглавляющий Службу ПАСОП ФАС России, обязан:

- быть компетентным в вопросах аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Стандартов и Рекомендаций ИКАО, нормативных правовых актов ФАС России и взаимодействующих министерств и ведомств России;

- участвовать в инспекционных проверках ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России;

- участвовать в работе комиссий по расследованию авиационных происшествий;

- контролировать проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование деятельности Службы ПАСОП ФАС России;

- контролировать готовность аварийно-спасательных формирований (АСК) авиационных предприятий к действиям при авиационных происшествиях.

4.1.2. Начальник Службы ПАСОП ФАС России имеет право:

- представительствовать от Федеральной авиационной службы России и Службы ПАСОП ФАС России в государственных органах, общественных и международных организациях по вопросам аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов;

- представлять свои заключения, выводы и предложения по результатам инспекционных проверок подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России;

- в пределах своей компетенции вносить предложения руководителям авиационных предприятий об устранении на охраняемых объектах и воздушных судах при техническом обслуживании нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара;

- принимать меры по приостановке действий или отмене в установленном порядке приказов и инструкций руководителей авиационных предприятий, противоречащих законодательным актам Российской Федерации, директивам ФАС России, Стандартам и Рекомендациям ИКАО по вопросам аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.

4.1.3. Начальник Службы ПАСОП ФАС России несет ответственность за:

- выполнение возложенных на него задач и обязанностей;

- правильность применения приказов, положений, инструкций и других нормативных правовых актов.

4.2. Отдел (службу) ПАСОП территориального органа ФАС России возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается приказом начальника территориального органа по представлению его первого заместителя, согласованному с начальником СПАСОП ФАС России.

4.2.1. Начальник отдела ПАСОП территориального органа ФАС России имеет право:

- проверять в авиационных предприятиях выполнение требований нормативных документов, касающихся аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и охраняемых объектов;

- требовать от руководителей авиационных предприятий поддержания в постоянной готовности сил и средств для аварийно - спасательного и противопожарного обеспечения полетов;

- участвовать в проведении обязательной аттестации аварийно-спасательных и противопожарных служб, формирований и спасателей.

4.2.2. Начальник отдела ПАСОП территориального органа ФАС России несет персональную ответственность за:

- организацию спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие на территории территориального органа ФАС России;

- готовность и эффективность деятельности служб ПАСОП и аварийно-спасательных формирований авиационных предприятий;

- полноту доведения документов ФАС России до исполнителей и своевременное исполнение их требований;

- качество подготавливаемых нормативных документов;

- профессиональную подготовку пожарно-спасательных расчетов авиационных предприятий.

4.3. Подразделение ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России в авиационных предприятиях возглавляет заместитель начальника службы ПАСОП авиационного предприятия.

4.3.1. Заместитель начальника СПАСОП авиационного предприятия - начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России обязан:

- обеспечить постоянную готовность к немедленному действию личного состава пожарно-спасательных расчетов в случае возникновения пожара;

- разработать оперативный план действий (соглашение о взаимопомощи) пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах, потерпевших бедствие, с практической отработкой его (проведение совместных учений) с пожарными подразделениями ГПС МВД России не реже одного раза в год;

- руководить работой пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров на объектах и воздушных судах;

- организовать работу по проверке и испытанию имеющейся в авиационных предприятиях пожарной техники и оборудования в установленные сроки;

- организовать профессиональную подготовку личного состава пожарно-спасательных расчетов по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах и объектах.

4.3.2. Заместитель начальника СПАСОП авиационного предприятия - начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России имеет право:

- в соответствии с установленным порядком беспрепятственно входить в административные и производственные помещения и на территорию охраняемого объекта с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности и выполнения противопожарных мероприятий;

- давать предписания должностным лицам, ответственным за пожарную безопасность охраняемых объектов, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также рекомендации об улучшении противопожарной защиты объектов;

- при выявлении нарушения требований пожарной безопасности предложить руководителю авиационного предприятия приостановить работу отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Протокол о приостановлении работы производственного участка, агрегата, запрещении эксплуатации здания, сооружения, отдельного помещения, а также погрузки легковоспламеняющихся (опасных) грузов, после составления, направляется в соответствующий орган государственной противопожарной службы МВД России для вынесения постановления об административном наказании.

Постановление может быть обжаловано вышестоящему лицу органа ГПС МВД России в 10-дневный срок с момента его получения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения постановления.

4.3.3. Заместитель начальника СПАСОП авиационного предприятия - начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России несет ответственность за:

- качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей;

- исправность всех пожарных автомобилей, пожарно - технического вооружения, специального оборудования и снаряжения;

- соблюдение законодательства и других нормативных правовых актов по охране труда;

- состояние трудовой дисциплины работников подразделения ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России.

5. Комплектование подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России личным составом

5.1. В ведомственную пожарную охрану СПАСОП ФАС России принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

5.2. К непосредственному исполнению обязанностей в ведомственной пожарной охране СПАСОП ФАС России допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (общее) образование, прошедшие обучение по специальным программам и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ.

5.3. Руководящий состав подразделений ВПО СПАСОП ФАС России должен иметь пожарно-техническую или иную специальную подготовку по профилю работы.

К работе на пожарных автомобилях допускаются водители 1 - 2 класса, имеющие стаж работы не менее трех лет.

5.4. Прием, перемещение и увольнение работников подразделений ВПО СПАСОП ФАС России производится руководителем авиационного предприятия по представлению начальника СПАСОП этого предприятия.

5.5. Трудовой договор (контракт) на работу в подразделение ВПО СПАСОП ФАС России регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.

5.6. Личный состав ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России обязан пройти аттестацию в соответствии с установленным ФАС России порядком, а также специальную переподготовку по учебным планам и программам, утвержденным ФАС России.

5.7. Обязательное страхование работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации .

6. Рабочее время и время отдыха работников подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

6.1. В соответствии с трудовым законодательством продолжительность рабочего времени личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России устанавливается из расчета 40 часов в неделю. В указанную норму входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу дежурства.

6.2. Для работников ВПО СПАСОП ФАС России режим рабочего времени и времени отдыха, а также время начала и окончания работы регулируется внутренним трудовым распорядком авиационного предприятия и отражается в коллективном договоре.

6.3. График сменности работы ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России устанавливается 12- или 24-часовой, с утверждением его руководителем авиационного предприятия по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом авиационного предприятия.

6.4. Время инструктажа пожарно-спасательных расчетов и время на сдачу дежурства не должно превышать 15 минут каждое.

6.5. Личному составу ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

6.6. Порядок предоставления отпусков для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, а также отпуска, предоставляемые в других случаях, регулируются законодательством Российской Федерации и коллективным договором.

7. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

7.1. Подразделения ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются структурными подразделениями служб ПАСОП авиационных предприятий, в которых они созданы, и содержатся за счет собственных средств этих предприятий, а также других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

7.2. Подразделения ВПО СПАСОП ФАС России должны использовать аэродромную пожарную технику, оборудование и снаряжение, сертифицированные и допущенные к эксплуатации в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.97 N 154 "О Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" .

8. Форменная и специальная одежда

8.1. Работники ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России при исполнении служебных обязанностей должны носить установленную форменную одежду и знаки различия.

8.2. Сроки носки форменной одежды исчисляются со дня зачисления работника приказом в штаты подразделения ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России независимо от времени получения форменной одежды.

8.3. Форменная одежда выдается указанным работникам в бесплатное пользование на срок носки, по истечении которого форменная одежда переходит в собственность работника.

8.4. В случае повреждения или утраты форменной одежды работниками ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России при исполнении служебных обязанностей по не зависящим от них причинам (ликвидация аварии, пожара и др.) взамен выдаются новые предметы форменной одежды, при этом срок носки исчисляется со дня их выдачи.

8.5. Лица, уволенные из ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России независимо от причин увольнения, теряют право на получение форменной одежды, не выданной во время работы.

8.6. Специальная одежда должна иметь отличительные знаки и выдаваться работникам ВПО СПАСОП ФАС России в бесплатное пользование на установленный срок носки при выполнении служебных обязанностей.

При выдаче специальной одежды рекомендуется руководствоваться Нормами снабжения спецодеждой пожарных работников военизированной охраны МГА, введенными в действие приказом МГА СССР от 16.06.81 N 114 (приложение 2).

8.7. По истечении срока носки предметы специальной одежды сдаются на склад, взамен их выдаются новые.

Предметы спецодежды с истекшими сроками носки, но годные к носке могут использоваться подразделением ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России в качестве подменного фонда.

Начальник Службы поискового
и аварийно-спасательного обеспечения
полетов гражданской авиации ФАС России
Э.Л.Тимонин

ЗАВИЗИРОВАНО:

Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерации
В.И.Федоров

Заместитель Министра
финансов Российской Федерации
А.Ю.Петров

Заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
В.А.Январев

Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
А.И.Вялков

СОГЛАСОВАНО
Начальник Главного
управления Государственной
противопожарной службы
МВД России
Е.А.Серебренников
13 ноября 1998 года

Приложение 1. Организационная структура ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

Приложение 1
к пункту 2.1 Положения

Рекомендуемая структура подразделений ВПО СПАСОП ФАС России в авиационных предприятиях

Мастер по газодымозащитной службе (ГДЗС)

Заместитель начальника СПАСОП - руководитель ВПО СПАСОП авиационного предприятия

Инженер пожарной охраны

Диспетчер пожарной связи

Начальник пожарно-спасательной команды

Инструктор по противо- пожарной профилактике

Пожарный, спасатель

Начальник пожарно-спасательного расчета пожарной машины

Водитель пожарной машины

Приложение 2. НОРМЫ снабжения специальной одеждой пожарных работников военизированной охраны МГА (введенные приказом МГА СССР от 16 июня 1981 года N 114)

Приложение 2
к пункту 8.6 Положения

Наименование предметов и перечень должностей

Кол-во предметов

Срок носки (лет)

1. Начальник СПАСОП, начальник ведомственной пожарной охраны и их заместители

Подшлемник полушерстяной

Куртка хлопчатобумажная

Пояс спасательный пожарный

бессрочно

Каска пожарная

бессрочно

2. Начальник пожарно-спасательной команды (караула), оперативный дежурный, начальник пожарно-спасательного расчета, командир отделения

Плащ с капюшоном из непромокаемой ткани

Подшлемник полушерстяной

Полушубок

Пояс спасательный пожарный

бессрочно

Каска пожарная

бессрочно

Брюки брезентовые из непромокаемой ткани

Рукавицы утепленные с крагами

Сапоги кирзовые

3. Начальник автохода, начальник передвижной установки газоводяного тушения, пожарный, спасатель

Костюм брезентовый или из непромокаемой ткани

Рукавицы брезентовые с крагами

Подшлемник полушерстяной

Куртка хлопчатобумажная утепленная

Полушубок

Пояс спасательный пожарный

бессрочно

Каска пожарная

бессрочно

Костюм (куртка и брюки) хлопчатобумажные летние

1 компл

Рукавицы утепленные с крагами

Сапоги кирзовые

4. Водитель

Полушубок

Комбинезон хлопчатобумажный

Перчатки хлопчатобумажные зимние

Галоши на валенки

Куртка хлопчатобумажная утепленная

Брюки хлопчатобумажные утепленные

Сапоги кирзовые

5. Мастер газодымозащитной службы

Халат хлопчатобумажный

Примечания. 1. Куртка хлопчатобумажная утепленная в особом климатическом районе не выдается. Водителям выдается только в 1, 2 и 3-м климатических районах.

2. Полушубок выдается только в особом климатическом районе. Водителям выдается только в 4, 5-м и особом климатическом районах.

3. Брюки хлопчатобумажные утепленные в 1-м климатическом районе не выдаются.

4. Валенки и галоши на валенки выдаются только в 4, 5-м и особом климатических районах.

5. В 1-м климатическом районе срок носки рукавиц брезентовых с крагами сокращается на 1 год, а в 5-м и особом климатическом районе увеличивается на 1 год.

6. Рукавицы утепленные с крагами в 1-м климатическом районе не выдаются, а в 5-м и особом климатическом районе срок носки сокращается на 1 год.

7. На каждый пожарный автомобиль выдаются бессрочно:

а) костюм теплоотражательный (теплозащитный) - 3 компл.;

б) сапоги и перчатки резиновые - 2 пары;

в) фартук прорезиненный - 1 шт.

Тескт документа сверен по.