Последние статьи
Домой / Аренда / 14.53 коап рф судебная практика. О некоторых проблемах правоприменительной практики "антитабачного" закона (Булатецкий П.С.)

14.53 коап рф судебная практика. О некоторых проблемах правоприменительной практики "антитабачного" закона (Булатецкий П.С.)

Судебная практика по ст. 14.53 КоАП РФ обжалование штрафов за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

ВОЛОГОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело N 12-1637/2017

РЕШЕНИЕ
город Вологда 11 октября 2017 года
Судья Вологодского городского суда Давыдова О.Н., рассмотрев жалобу М. на постановление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.53 ч. 1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года М. была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.53 ч. 1 КоАП РФ, совершенном при следующих обстоятельствах:
19 июня 2017 года в 15 часов 55 минут М. в торговом киоске по адресу: <адрес>, осуществила продажу пачки сигарет «BOND» по цене 85 руб. 00 коп., чем нарушила требования ст. 19 Федерального закона от 23.02.13 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Данным постановлением М. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
М. подала в Вологодский городской суд жалобу, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указала, что торговля табачной продукцией осуществлялась не в киоске, а в павильоне, что в соответствии с нормами законодательства не запрещено. Торговый павильон был установлен на основании проектной документации, на земельном участке, предоставленном для установки и эксплуатации торгового павильона.
В судебное заседание М. не явилась, извещена надлежаще, причина неявки не известна.
Защитник Т.Ф. жалобу поддержала. Не возражает против применения ст 4.1.1 КоАП РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области по доверенности П. в судебном заседании пояснил, что с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. ИП ФИО1 относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не возражает против применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, учитывая положения Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», приходит к следующему:
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.53 ч. 1 КоАП РФ, и вина М. подтверждены совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу.
Данные доказательства получены без нарушения закона, оснований не доверять им не имеется. Противоречий между представленными суду доказательствами не усматривается.
Суд находит вину М. в совершении административного правонарушения доказанной, и считает правильной квалификацию ее действий по статье 14.53 ч. 1 КоАП РФ — несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Принимая во внимание, что ранее М. к административной ответственности не привлекалась, учитывая все обстоятельства дела, суд полагает возможным применить ст. 4.1.1 ч. 1 КоАП РФ и заменить штраф на предупреждение, поэтому постановление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года о привлечении М. к административной ответственности по статье 14.53 ч. 1 КоАП РФ следует изменить, заменить административный штраф на предупреждение.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.7 КоАП РФ, суд

Постановление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, в отношении М. изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
— признать М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.53 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Положениями ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ установлены ограничения и запреты в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется нарушением виновным лицом при торговле табачной продукцией и табачными изделиями запретов и ограничений, установленных вышеуказанным Законом.

Насвай — это вид традиционного для Центральной Азии некурительного табачного изделия, по своим качествам являющегося слабым наркотиком, содержащим в своем составе табачную пыль, гашеную известь или золу растений, растительное масло и другие ингредиенты.

Поскольку данное изделие относится к слабым наркотикосодержащим веществам, его реализация на территории РФ запрещена, в связи с чем лица, занимающиеся его оптовой или розничной продажей, подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой нормы административного права, заключается в нарушении виновным лицом требований ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, устанавливающей запрет на реализацию несовершеннолетним лицам табачной продукции или табачных изделий.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной или умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

СТ 14.53 КоАП РФ

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.53 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Ограничения и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями прописаны в Федеральном законе "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающею табачного дыма и последствий потребления табака".

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в несоблюдении ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в оптовой или розничной продаже насвая.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в продаже несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий.

5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены умышленно.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 комментируемой статьи рассматривают также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Текст статьи 14.53 КоАП РФ в новой редакции.

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 456-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ)

Комментарий к статье 14.53 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Положениями ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ установлены ограничения и запреты в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется нарушением виновным лицом при торговле табачной продукцией и табачными изделиями запретов и ограничений, установленных вышеуказанным Законом.

Насвай - это вид традиционного для Центральной Азии некурительного табачного изделия, по своим качествам являющегося слабым наркотиком, содержащим в своем составе табачную пыль, гашеную известь или золу растений, растительное масло и другие ингредиенты.

Поскольку данное изделие относится к слабым наркотикосодержащим веществам, его реализация на территории РФ запрещена, в связи с чем лица, занимающиеся его оптовой или розничной продажей, подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой нормы административного права, заключается в нарушении виновным лицом требований ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, устанавливающей запрет на реализацию несовершеннолетним лицам табачной продукции или табачных изделий.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной или умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

О привлечении к административной ответственности

ЗАО «Горпечать» по ч.1 ст. 14.53 КоАП РФ

В Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение о незаконной продаже табачных изделий вблизи образовательных учреждений.

Сотрудником Управления проведен осмотр торгового павильона «Горпечать», в ходе которого выявлена реализация табачных изделий в ассортименте.

Управлением проведен замер расстояния от торгового павильона «Горпечать» до границ территории образовательных учреждений. Расстояние составило менее 100 метров, что не соответствует требованиям пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

За вышеуказанное нарушение ЗАО «Горпечать» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.53 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

ЗАО «Горпечать» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан постановление Управления признано незаконным и отменено.

Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела не доказан факт совершения ЗАО «Горпечать» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.53 КоАП РФ. Имеющиеся в деле доказательства, по мнению, суда не достаточны.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Факт нарушения подтверждается рядом доказательств: протоколом об административном правонарушении, топографическим планом, письмом экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» о результатах замера расстояния.

Оценив изложенные обстоятельства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено Управлением при наличии доказательств совершения ЗАО «Горпечать» вмененного административного правонарушения, с соблюдением установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности. В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены постановления Управления.

Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установила, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Горпечать».