Последние статьи
Домой / Ипотека / II. Характерные особенности работы на железнодорожном транспорте

II. Характерные особенности работы на железнодорожном транспорте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие охрана труда

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. Основная цель улучшения условий труда - достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения. Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на отдельные виды работ.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечение здоровья и безопасности условий труда возлагается на администрацию. Обязанности работодателя по созданию здоровых и безопасных условий труда закреплены в положениях (уставах) о предприятиях, в коллективных договорах, в правилах внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование охраны труда охватывает:

1) разработку общих норм охраны труда, правил по технике безопасности и производственной санитарии;

2) проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

3) создание благоприятных условий труда и обеспечение его охраны на действующих предприятиях в процессе выполнения работниками трудовых обязанностей;

4) закрепление в законодательстве дополнительных гарантий по охране труда отдельных категорий работников - женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

5) осуществление регулярного государственного и общественного контроля над охраной труда работников.

Каждый работник имеет право на охрану труда, а именно: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, способных вызвать производственную травму или профессиональное заболевание, и т.д. Вместе с тем у работника есть и обязанности по обеспечению охраны труда на предприятии. Так, он обязан:

1) соблюдать правила, нормы и инструкции по охране труда;

2) умело применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания у себя, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью других людей.

Законодательство устанавливает дополнительные, повышенные гарантии в области охраны труда отдельным категориям работников. Это касается, прежде всего, несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет. Так, на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда запрещается привлекать женщин детородного возраста и вообще лиц в возрасте до 21 года, а также тех, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Если в трудовых правоотношениях и правах несовершеннолетние (до 18 лет) приравниваются к совершеннолетним, то в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда они пользуются льготами, установленными нормами трудового законодательства. Дополнительные гарантии, содействующие реальному осуществлению молодежью трудовых прав, обусловлены физиологическими и возрастными особенностями организма.

Так, предусматривается обязательное медицинское освидетельствование при поступлении на работу, периодическое - ежегодно до 21 года. Запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Предоставляются определенные льготы в области рабочего времени, времени отдыха и др.

Трудовое законодательство устанавливает специальные нормы в области охраны труда женщин.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Вредные и опасные факторы на предприятии

Опасный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого может привести к травме. К опасным факторам рабочей среды на железной дороге относят:

Движущиеся объекты (подвижной состав, машины, механизмы, краны, внутрицеховой транспорт);

Электрический ток;

Электрические сети, в том числе контактная сеть электрифицированных железных дорог;

Электроустановки, трансформаторы, распределители, машины и механизмы с электроприводом, в том числе подвижной состав, работающий на электроприводе;

Острые кромки;

Сосуды, работающие под давлением;

Части обрушающихся конструкций;

Предметы, падающие с высоты;

Коррозию, ослабляющую металлические конструкции и способствующую их внезапному разрушению;

Открытое пламя и горячие поверхности, прикосновение к которым может вызывать ожоги;

Недостаточную освещенность объектов (см. гл. 3.7);

Скользкие поверхности, повышающие риск падения человека, попадающего на нихБольшинство несчастных случаев, происшествий, аварий, катастроф на транспорте напрямую связаны либо с ошибочными действиями человека, либо с его бездействием в ситуации, когда действия необходимы, либо просто с халатным отношением к своим обязанностям. Словосочетанием человеческий фактор стало принято обозначать причину аварий или других негативных происшествий, возникших по вине человека. К опасным зонам относят:

Рабочие места, находящиеся на значительной высоте относительно уровня пола;

Помещения с повышенной электроопасностью (подробнее см. в п. 2.5);

Зоны около систем, работающих под давлением;

Зоны вблизи криогенных (низкотемпературных) установок и холодильного оборудования;

Зоны проведения погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ;

Зоны около емкостей с расплавленными материалами (металлом, пластическими массами, битумом и др.).

Условия труда на железнодорожном транспорте специфичны; примерно у 70 % работников они связаны с какими-либо движущимися объектами, т.е. с опасностью получения травм. При этом нередко обстоятельства складываются так, что у человека не остается времени на принятие необходимых, адекватных данной ситуации решений. Вот почему работникам железнодорожного транспорта абсолютно необходимы:

Четкие знания безопасного поведения на объектах транспорта;

Постоянная концентрация внимания;

Быстрота и четкость ориентации в создавшейся ситуации;

Соблюдение строгой производственной дисциплины.

Высокая насыщенность электрооборудованием является причиной электротравматизма на железнодорожном транспорте. На железных дорогах России при ремонте и обслуживании контактной сети смертельно травмируются ежегодно от 17 до 20 электромонтеров.

Высокой электронасыщенностью характеризуются системы, осуществляющие энергоснабжение электрифицированных железных дорог, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта, погрузочно-разгрузочные объекты, районы грузовых станций, на которых производятся строительные работы, и др.

В качестве меры снижения вероятности травмирования и вредного влияния технологических процессов на работников выдвигается применение высокомеханизированного и автоматизированного оборудования, станков-автоматов с программно-числовым управлением, робототехники. Персонал в этих случаях, как правило, удален от рабочих органов такого оборудования (защищен расстоянием) и избавлен от необходимости продолжительно пребывать в зоне его действия (защищен временем). К тому же современное оборудование конструктивно обеспечивается системами различных защит, предупреждающих травматизм и вредное влияние технологического процесса на работников.

Методы снижения вредных и опасных факторов

Помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (электровозные, тепловозные, вагонные депо), мастерские по ремонту кранов представляют собой огромные пожарные зоны площадью до 2000 м. Большие производственные площади увеличивают возможность возникновения крупных пожаров.

Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта характерны одноэтажные производственные здания. Среди них достаточно много зданий старой постройки, конструктивные решения в которых не всегда рассчитаны на то, чтобы ограничить распространение огня в случае возникновения пожара. Особенно интенсивно развиваются пожары в окрасочных и термических цехах. В окрасочных цехах быстрому распространению пожара способствуют наличие большого количества растворителей, лаков, красок, в том числе находящихся в виде аэрозолей в рабочей среде, в воздуховодах системы вентиляции, в виде конденсата - на конструкционных элементах здания и оборудования.

В термических цехах пожароопасность определяют высокие температуры технологических процессов, закалочные масла и другие закалочные жидкости в ваннах, вскипания и выбросы которых происходят систематически. Аэрозоли закалочных сред также присутствуют в воздухе рабочей среды, в воздуховодах, на конструкционных элементах цеха.

При возникновении возгорания действовать нужно незамедлительно. Необходимо учитывать, что почти во всех случаях через 10 мин после начала пожара огонь охватывает большие площади и переходит на покрытие. Обрушение покрытий может произойти уже через 25 мин. При возгорании происходит быстрое нарастание температуры в помещении, обильное образование токсичного черного дыма, мешающего увидеть эвакуационные пути; возможно распространение огня в вышележащие этажи по вентиляционным каналам и различным нагретым до высокой температуры коммуникациям.

Спасение людей - главная задача при возникновении пожара в здании депо или мастерских. Планы эвакуации людей и пожаротушения должны регулярно отрабатываться на пожарно-тактических учениях работников производственного объекта с привлечением подразделений его пожарной охраны.

Тушение очага возгорания. При начале пожара следует немедленно попытаться ликвидировать очаг возгорания. При тушении кошмой пламя надо накрывать так, чтобы огонь, вырывающийся из-под нее, не попадал на человека. Разлившееся горящее масло тушат пеной. Для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением, можно пользоваться только углекислотными или порошковыми огнетушителями. Водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями продолжать тушение допустимо только после того, когда будет снято напряжение.

При пользовании огнетушителями необходимо следить за тем, чтобы случайно струю пены (порошка, углекислоты) не направить на людей. Пену, попавшую на незащищенные участки тела, следует стереть или смыть водным раствором соды. При пользовании углекислотным огнетушителем нельзя браться рукой за его раструб.

Одновременно с тушением очага возгорания необходимо развернуть насосно-рукавные системы, стационарные водяные пожарные установки с лафетами, приступить к организации эвакуации работников и подвижного состава из депо или мастерских.

Если пожар проник внутрь подвижного состава, находящегося в стойлах депо, для тушения следует применить ручные и стационарные огнетушители, установки с воздушно-механической пеной. Пожар в вагонах можно тушить и водой.

Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и смазочных материалов, которые могут интенсивно гореть, на электровозах пожарную опасность представляет электрическое оборудование.

При использовании внутренних пожарных кранов депо (мастерских) должны совместно действовать два человека. Один должен раскатывать рукав от пожарного крана к месту пожара, второй (по его команде) - открывать кран, подсоединяющий рукав к системе водоснабжения.

Подача стволов по возможности должна осуществляться одновременно как внутрь горящего помещения, так и на перекрытия для защиты несущих конструкций и преграждения распространению на них огня. Одновременно стволами следует организовать защиту как выше-, так и нижерасположенных этажей. Для ликвидации горения и предотвращения взрывов в вентиляционных системах эффективно применение воздушно-механической пены при введении ее в вертикальные вентиляционные каналы.

Подвальные помещения обычно содержат большое количество способных гореть коммуникаций (кабели, изоляция трубопроводов и др.). Достаточно часто в подвалах располагают складские отсеки. Для эффективного тушения последних необходимы информация об их содержимом и сведения о пожарных свойствах хранящихся там материалов. Для тушения в подвальном помещении эффективно применять воздушно-механическую пену. Стволы вводят через дверные проемы и соседние помещения.

Чердачные помещения обычно имеют вентиляционные шахты, короба и другие технологические застройки. Стволы на чердачные помещения подают по внутренним лестницам. Для тушения пожара используют водяные и пенные струи. Работы здесь наиболее опасны, так как наряду с высокой температурой и обильным газообразованием от горящей мягкой кровли они сопряжены с опасностью быстрого обрушения кровли.

Пожар на покрытиях из рулонных материалов, залитых битумной мастикой (иногда с введением каучука), за считанные минуты от периода возгорания переходит на пожар первой стадии. Такие покрытия характерны для железнодорожных депо, мастерских, складов. Мягкие кровли при пожаре быстро разрушаются и значительно усложняют обстановку. Опасны перегрузки кровли людьми, рукавами с водой, поэтому не следует на них работать группами свыше двух-трех человек.

После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по их указанию или по согласованию с ним.

Расчеты помещения

Типы осветительного прибора

Тип лампы

Макси-мальная сила света, кд

Коэффициент усиления

Угол рассеивания, град, в плоскости

горизонтальной

вертикальной

Г-220-1000 ДРЛ-700

Г-220-500 ДРИ-500

Г-220-200 ДРЛ-125

Г-220-1000 ДРЛ-700

Освещенность территорий железнодорожных станций регламентируется ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта» .

В табл. 8.2 представлены нормированные значения освещенности станций.

Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (извлечение из ОСТ 32.120-98)

Освещенность, лк

Плоскость нормирования освещенности

Сортировочные и крупные участковые станции: пути и горловины парков приема и отправления сортировочные и вытяжные пути тормозные позиции, хвостовая часть сортировочного парка, ремонтные пути, участок расцепки

Поверхность земли? Вертикальная вдоль оси пути, горизонтальная на поверхности земли

Остальные участковые станции:

пути приема-отправления

Поверхность земли

сортировочные пути

сортировочные горки

Промежуточные станции с погрузкой-выгрузкой

Остальные промежуточные станции, разъезды

Пути пассажирских и технических станций

Поверхность земли

Междупутье на открытых путях экипировки локомотивов

Грузовые платформы

Поверхность платформы

Пассажирские платформы

Поверхность земли

Высота прожекторной мачты определяется с учетом ограничения слепимости по формуле

где Н - высота прожекторной мачты, м;

Imax - максимальная сила света прожектора по оптической оси, кд;

с - коэффициент, зависящий от нормы освещенности для данной территории.

После определения высоты прожекторной мачты выбирается стандартное значение, ближайшее к расчетному из ряда: 15, 21, 28, 35, 40 м.

Установка прожекторов выполняется одиночной или групповой.

В целях уменьшения затенения каждое междупутье должно освещаться с двух сторон

Рис. Схема расположения прожекторных мачт

Во избежание сплошных теней необходимо выполнение следующих условий:

где в - расстояние между мачтами по ширине парка, м.

Расстояние l между прожекторными мачтами по длине парка определяем из выражения 8.3)

где l - расстояние между прожекторными мачтами, м.

Количество мачт по ширине парка определяется по формуле

где Nш - количество мачт по ширине парка, шт.;

В - ширина парка, м.

Количество мачт по длине парка определяется по формуле

где Nдл - количество мачт по длине парка, шт.;

L - длина парка, м.

Общее число прожекторных мачт определяем из выражения

Площадь освещаемой территории объекта определяется по формуле

Общее число прожекторов определяется по формуле

где n - общее число прожекторов;

Ен - нормированное значение освещенности, лк (табл. 8.2);

S - площадь освещаемой территории, м2;

К - коэффициент запаса, учитывающий старение ламп и окружающую среду (принимается К = 1,5);

V - коэффициент, учитывающий рельеф местности (принимается V = 1,15ё2);

Z - коэффициент неравномерности освещения (принимается Z = 2…5).

Световой поток прожектора принимается из выражения

где Fл - световой поток лампы, лм (табл. 8.2) .

Светотехнические характеристики источников света

Наименование ламп

Тип лампы

Мощ-ность, Вт

Напря-жение в лампе, В

Свето-вой поток, лм

Световая отдача, лм/Вт

Средняя продол-жительность горения, ч

Накаливания осветительные общего назначения

Г-220/300 Г-220-500 Г-220-750 Г-220-1000

15,6 16,4 17,5 18,5

Накаливания кварцевые галогеновые

КГ-220-1000-5 КГ-220-1500 КГ-220-2000-4 КГ-220-5000 КГ-220-10000

22 000 33 000 44 000 110 000 220 000

22,0 22,0 22,0 22,0 22,0

Ртутные дуговые высокого давления с исправленной цветностью

ДРЛ-250 ДРЛ-400 ДРЛ-700 ДРЛ-1000-2

13 500 24 000 41 000 59 000

42,0 48,5 47,0 50,0

Ртутные металлогалогено- вые

ДРИ-250 ДРИ-400 ДРИ-700

19 000 35 000 60 000

Дуговые ксеноновые трубчатые

ДКсТ-10000 ДКсТ-20000

Для обеспечения оптимального использования светотехнических характеристик прожектора необходимо обеспечить требуемый наклон оптической оси прожектора к горизонту q, град.

Схема определения оптимального угла наклона оптической оси прожектора к горизонту представлена на рис. 8.2.

Рис. Схема определения угла наклона оптической оси прожектора

При изменении угла наклона прожектора (угла между направлением оптической оси прожектора и горизонтом) значительно изменяются освещенность, форма и площадь светового пятна.

Применение малых углов наклона оправдано в случае необходимости освещения далеко расположенных объектов или для создания освещенности в вертикальной плоскости.

При больших углах наклона световое пятно находится в непосредственной близости от основания прожекторной мачты. Затем с уменьшением угла наклона оно перемещается все дальше и дальше от мачты и приобретает эллиптическую форму.

Площадь светового пятна вначале возрастает до определенного предела, а затем начинает уменьшаться, и при некотором значении угла наклона световое пятно превращается в точку, которая по своему расположению совпадает или находится вблизи точки пересечения прожектора с освещаемой горизонтальной плоскостью.

Угол наклона прожектора, при котором площадь, ограниченная кривой одинаково заданной освещенности, имеет максимальное значение, является наиболее выгодным.

Оптимальный угол наклона определяется из следующего выражения:

где q ? оптимальный угол наклона оптической оси прожектора к горизонту, град.;

m и n - эмпирические коэффициенты, зависящие от типа прожектора.

Значения коэффициентов m и n приведены в табл. 8.5.

Значения коэффициентов m и n

Противопожарные меры безопасности

фактор производственный опасный

В настоящее время, пожалуй, сложно найти человека, который бы не пользовался услугами железнодорожного транспорта. Напряженность его работы постоянно растет, увеличивается грузо- и пассажиропоток, и одновременно расширяется спектр дополнительного сервиса на вокзалах и в поездах. Поэтому одной из главных для ОАО "РЖД" задач является обеспечение безопасности лиц, участвующих в железнодорожных перевозках.

Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших задач любого руководителя. Все противопожарные мероприятия начинаются с издания руководителем приказа об обеспечении пожарной безопасности, который является основным юридическим документом для предупреждения пожаров на предприятии. Данный приказ вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации противопожарной защиты территории, зданий, сооружений, помещений, взрыво- и пожароопасных производственных участков предприятия, а также назначает ответственных за пожарную безопасность в подразделениях предприятия и регламентирует их деятельность.

Инструкции устанавливают основные направления обеспечения систем предотвращения пожара и противопожарной защиты на предприятии, порядок обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей, а также создание условий для успешного тушения пожара.

В зависимости от области своего действия инструкции ПБ подразделяются на следующие виды:

· общеобъектовая инструкция - общая инструкция о мерах пожарной безопасности для предприятия;

· инструкции для отдельных зданий, сооружений, помещений, производственных процессов;

· инструкции по обеспечению безопасного производства временных пожаро- и взрывоопасных работ на предприятии (сварочных, огневых, строительно-монтажных и т.п.), выполняемых, в том числе, и сторонними организациями.

Разработка инструкций производится отделом или инженером по пожарной безопасности, председателем пожарно-технической комиссии или лицами, ответственными за пожарную безопасность предприятия. Инструкции ПБ утверждаются руководителем организации, согласовываются со службой охраны труда и вводятся приказом по предприятию.

К Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ01) указаны требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности. Согласно этому документу, в инструкциях ПБ необходимо отражать следующие вопросы:

· мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

· порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

· места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

· порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

· предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

· обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

o правила вызова пожарной охраны;

o порядок аварийной остановки технологического оборудования;

o порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

o правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

o порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

o порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обзор законодательных актов и нормативных документов по охране труда. Изучение системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Описания аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Особенности аттестации рабочих мест по условиям труда. Общая характеристика основных опасных и вредных факторов производственной среды. Анализ и оценка значений вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в ОАО ГРЭС-2 г. Зеленогорска.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли. Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте. Основные причины несчастных случаев.

    реферат , добавлен 25.10.2012

    Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Научная, учебная и производственная сферы в охране труда. Организация охраны труда на предприятии, местное самоуправление. Подбор и обучение персонала.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2010

    Основные требования охраны труда на железнодорожном транспорте. Виды и порядок проведения медицинских осмотров. Инструкция по охране труда для составителя поездов. Нормирование труда и трудовых отношений. Требования к пожарной безопасности на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2015

    Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Государственная политика и требования в области охраны труда. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Стандарты отраслевых требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2017

    Понятие охраны труда, ее сущность и особенности, основные принципы и правила, роль и значение на предприятии. Анализ опасных производственных факторов, их негативное влияние на здоровье рабочих, защита. Определение допустимых параметров опасных факторов.

    реферат , добавлен 29.04.2009

    Изучение положения по охране труда в ЗАО "Мир". Анализ производственного травматизма. Исследование условий труда, технологических процессов и оборудования для выявления вредных производственных факторов. Расчет численности сотрудников службы охраны труда.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2016

    Регулирование отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Производственная санитария и гигиена труда.

Настоящая инструкция по охране труда при работах на железнодорожных путях доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работам на железнодорожных путях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр (освидетельствование) и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоение соответствующей группы допуска; обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.2. Не реже одного раза в 3 месяца рабочий проходит повторный инструктаж на рабочем месте по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с законодательством РФ.
1.3. Рабочий, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работам не допускается.
1.4. Рабочий обязан:
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать правила личной гигиены, перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему, знать место нахождения аптечки, а также уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать место их нахождения;
— поддерживать порядок на рабочем месте;
— не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц.
1.5. При проведении работ на железнодорожных путях наиболее опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, являются:
— опасность наезда подвижного состава;
— опасность поражения электрическим током при обнаружении оборванных проводов;
— повышенный уровень шума;
— повышенная или пониженная температура воздуха.
1.6. Рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
1.7. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.8. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.9. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.10. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, инструмента, транспортного средства или возникновении аварийной ситуации рабочий должен:
— прекратить работу;
— организовать работу по устранению аварийной ситуации.
1.11. Курить разрешается только в специально отведенном и оборудованном для этого месте, принимать пищу разрешается в комнате отдыха и приема пищи. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употреблять в рабочее время алкогольные напитки, токсические и наркотические вещества, а также находиться на рабочем месте или территории предприятия в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
1.13. Рабочий обязан немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.14. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, рабочий несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить одежду так, чтобы она не имела свободно свисающих концов. Спецодежда должна быть соответствующих размеров и не стеснять движений. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить комплектность и исправность средств индивидуальной защиты.
2.3. При нахождении на железнодорожных путях все работники, включая руководящий состав, должны быть одеты в жилеты сигнальные со световозвращающими полосами.
2.4. Получить задание на работу и при необходимости инструктаж, связанный с особенностями работы.
2.5. В случае обнаружения нарушений требований безопасности или неисправности оборудования, устранение которых не входит в обязанности рабочего или которые не могут быть устранены его силами, сообщить о них непосредственному руководителю и поступать согласно его указаниям.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При проходе вдоль путей на перегоне одному или группой следует идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по установленному для данной станции маршруту прохода или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами.
3.2. Если рабочий оказался между движущимися по соседним путям поездами, то ему, по возможности, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути. При переходе через пути следует сначала посмотреть в обе стороны и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотивы) вагоны, автодрезины и т.п. Переходить пути следует под прямым углом; при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.
3.3. При следовании группой необходимо идти по одному, друг за другом или по два человека в ряд под наблюдением производителя работ, не допуская отставания и движения толпой.
3.4. При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав. Запрещается подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы. Прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.
3.5. Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами и другим подвижным составом.
3.6. При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м. При этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.
3.7. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.
3.8. Если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, то допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:
— на двух путных участках необходимо идти навстречу движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;
— на многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров;
— при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); в конце группу должен ограждать производитель работ в указанном выше порядке.
3.9. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленной скорости движения до 120 км/ч, 4 м — от 121 до 140 км/ч и 5 м – свыше 141 км/ч.
— если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжелого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м;
— если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м, а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.
3.10. При плохой видимости, в крутых кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети, ВЛ необходимо осуществлять в 2 лица. При этом один из работников должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.
3.11. Осмотр ВЛ и связанного с ней оборудования при наличии однофазного замыкания на землю, а также отыскание места замыкания путем поочередного отключения разъединителей необходимо производить в два лица.
3.12. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях с целью осмотра устройств или выполнения работы прослушивание аудио (видео) записей.
3.13. Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
3.14. По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.
3.15. На мостах и тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.
3.16. При подъеме на автомотрису, в вагон необходимо убедиться в исправности подножек и поручней и подниматься, держась обеими руками за поручни. Сходить с автомотрисы, вагона можно только после полной остановки, держась обеими руками за поручни и находясь лицом к автомотрисе, предварительно внимательно осмотрев место остановки. Запрещается сходить с автомотрисы, вагона со стороны проходящего поезда.
3.17. Во время работы быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.18. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.19. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.20. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.

4 . ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, транспортного средства и инструмента или возникновении аварийной ситуации при выполнении работ:
— прекратить работу;
— предупредить работающих об опасности;
— поставить немедленно в известность начальника участка.
4.2. При обрыве провода или кабеля запрещается приближаться к опасному месту на расстояние ближе 8 м. При этом необходимо принять меры, исключающие попадание других работников в опасную зону, и сообщить о случившемся диспетчеру или другому должностному лицу.
4.3. Уходить из зоны растекания тока следует короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.
4.4. При возникновении пожара, пилу необходимо вынести из зоны пожара, а при возгорании накрыть кошмой или брезентом до полного затухания. Приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.5. Доложить руководителю работ, при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
4.6. При несчастном случае:
— принять меры по извлечению пострадавшего из опасной зоны, убедившись в собственной безопасности;
— оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
— сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технологического процесса, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео.
4.7. В случае получения травмы работник должен прекратить работу, по возможности оказать себе первую помощь и поставить в известность непосредственного руководителя или попросить сделать это окружающих.
4.8. В случае ухудшения самочувствия, появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о произошедшем непосредственному руководителю и обратиться в медицинское учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Сообщить непосредственному руководителю о выполненной работе, об имеющихся неполадках в работе оборудования, инструмента.
5.2. Снять спецодежду, осмотреть, при необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.3. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Благодарим Катерину за предоставленную инструкцию! =)

СПЕЦИФИКА УСЛОВИЙ ТРУДА

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Список литературы.

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).

2. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы. Классифи-кация.

3. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценки факторов рабочей среды и тру-дового процесса.

4. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

5. ГОСТ 12.1.008-76 ССБТ Биологическая опасность. Общие требования.

6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ.

Большая часть контингента работников железнодорожного транспорта занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяженные тормоз-ные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяженность фронта работ при ограниченном обзо-ре, низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном тран-спорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габари-том подвижного состава. Целый ряд технологических операций, выполняемый дежурны-ми по стрелочным постам, составителями поездов, осмоторщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвиж-ного состава. При выполнении служебных обязанностей работниками некоторых профес-сий приходится многократно пересекать пути.

Условия труда во многом зависят от определения безопасных рабочих зон, что особен-но важно на железнодорожном транспорте, где труд целого ряда профессий характеризу-ется повышенной опасностью. Рабочая зона считается опасной, если в ее пределах возмо-жно воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

Порядок определения безопасных рабочих зон рассмотрим на примере станционных работников. На станциях рабочие места персонала, занятого обработкой составов, раполо-жены в междупутье. Для предупреждения несчастных случаев очень важно, чтобы разме-ры рабочей зоны обеспечивали безопасное выполнение всех технологических операций. Размеры рабочей зоны определяются исходя из условия безопасности работников.

Исследованиями установлено, что рабочая зона в междупутье определяется в основ-ном размерами тела человека в исходной рабочей позе А , мм , отклонением тела за габарит исходной рабочей позы при выполнении трудовых операций D 1 и D 2 , мм , и углом α , º, ха-рактеризующим ориентацию работника относительно оси пути (Рис. 1).



Рис. 1. Схема рабочей зоны в междупутье:

а – при проходе вдоль путей; б – при встрече поезда с сигналами в руке

Ширина рабочей М , мм , зоны в плоскости, перпендикулярной оси пути, может быть определена из следующей зависимости:

М =(D 1 + А + D 2) cos α . (1)

Если размах отклонений D 1 + D 2 обозначить через D , то:

М =(А + D) cos α . (2)

Экспериментально установлено, что случайные величины А , D иα подчиняются зако-ну нормального распределения, что позволяет находить расчетную ширину рабочей зоны, задаваясь определенной вероятностью того, что в процессе работы выход какой-либо час-ти тела работника за границу установленной зоны будет практически невозможным собы-тием при условии соблюдения правил безопасности. Аппроксимирующее нормальное рас-пределение ширины безопасной зоны приведены в таблице 3.

Таблица 3

Безопасная зона должна определяться из условия наименьшего допустимого расстоя-ния работающего до границ опасной зоны. Допустимые расстояния должны выбираться с учетом рабочей позы, используемого инструмента и т. п.

Вводный - проводится инженером по охране труда предприятия до приказа о приеме на работу. Цель - ознакомление с режимом и условиями работы предприятия;

Первичный - проводится начальниками цехов, инструкторами после приказа о приеме на работу. Цель - обучение безопасным приемам работы;

Целевой - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов ежедневно перед началом работы. Цель - инструктаж по входящим документам и выборочно проверка знаний по охране труда;

Повторный - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов первый год работы 1 раз в месяц, последующие - раз в три месяца. Цель - напоминание: безопасных приемов работы, о режиме и условиях труда;

Внеплановый - проводится начальниками цехов, мастерами, инструкторами, начальниками поездов после получения телеграмм о тяжёлом травм или смертельном случаях по МПС, дороге, отделению или самому предприятию. Все виды инструктажей заносят в типовые журналы по охране труда.

По охране труда на предприятии проводится трехступенчатый контроль:

I ступень проводят мастера цехов, начальники поездов - ежедневно. Цель - выявление нарушений охраны труда;

II ступень проводят начальники цеха раз в месяц. Цель - выявление нарушений;

III ступень проводят начальники предприятия (председатель профкома предприятия, главный инженер) раз в три месяца. Цель - выявление нарушений. При выявлении нарушений по охране труда при трёхступенчатом контроле следует взыскание.

Кто назначается на должность проводника?

На должность проводника назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, обучение и сдавшее квалификационные экзамены.

Что должен знать проводник?

Проводник обязан знать: Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкцию по сигнализации, Правила перевозки пассажиров и грузов, Правила по обеспечению безопасности движения.

Работа и отдых проводника. На каждую поездную бригаду инженер-технолог цеха резерва проводников составляет график работы на месяц. Для работы и отдыха каждого проводника в пути следования инженер-технолог составляет график по направлениям. Начальник поезда в своём рейсовом журнале до начала рейса расписывает график работы каждого проводника под роспись. Нарушать график работы в пути следования запрещается. В исключительных случаях (болезнь) нужно предупредить начальника поезда - график будет изменён под роспись.

Негабаритные места на технической станции Саратов I:

  • 1. Здание прачечной;
  • 2. Здание съемного оборудования;
  • 3. Здание котельной - особенно угол;
  • 4. Домкраты и козловой кран;
  • 5. Старый моечный цех;
  • 6. Новый моечный цех с эстакадой;
  • 7. Территория ВРД;
  • 8. Территория станции Курдюм - парк отстоя.

Особо опасные места в вагоне:

  • 1. Подножки;
  • 2. Поручни;
  • 3. Дверь (проемы, пазы, косяки - открывать и закрывать только за ручку);
  • 4. Откидные площадки;
  • 5. Переходные площадки - наступать при переходе на верхнюю;
  • 6. Котельное отделение;
  • 7. Титан;
  • 8. Столики, вторые полки, рундуки.

Ограждение вагонов подготовленных в рейс. Вагоны подготовленные в рейс ограждаются хвостовыми сигналами. Работники работающие по ремонту подвагонного оборудования ограждают состав переносными красными сигналами.

Техника безопасности при работе с котлом под высоким напряжением: Перед входом в котельное отделение нужно отключить высоковольтное отопление.

Первичные документы при несчастном случае. Если произошёл несчастный случай пострадавший должен - сообщить начальнику поезда сразу, но не позднее 12 часов. Начальник поезда немедленно проходит в вагон где произошёл несчастный случай, чтобы определить состояние травмированного, обследовать место несчастного случая и составить первичные документы.

Со следующей станции подаётся телеграмма заверенная начальником станции или дежурным по вокзалу. Для оказания первой помощи заболевшему или пострадавшему ЛНП из пассажиров вызывается врач или медицинский работник.

Первичные документы:

  • 1. Первичный акт произвольной формы;
  • 2. Объяснительная от пострадавшего и свидетеля - оказавшего помощь;
  • 3. Копия телеграммы - на предприятие депо.

После получения телеграммы поезд встречается комиссией:

  • 1. начальник цеха;
  • 2. Инструктор направления;
  • 3. Председатель цехового комитета;
  • 4. Инженер по охране труда.

Цель - проверка документов (рейсовый журнал, журнал по охране труда), обследование места где произошел несчастный случай, состояние травмированного, проверка первичных документов. Назначается оперативный разбор (совещание) председатель: начальник депо или его заместитель. Цель: установить вид травмы; установить причину несчастного случая; определить виновность. Составляется типовой акт «Н-1», в четырёх экземплярах, хранится 45 лет.

Правила техники безопасности на железнодорожных путях.

На железнодорожных путях следует быть осторожными.

  • 1. Железнодорожные пути следует переходить под прямым углом, не наступая на головки рельс, предварительно нужно посмотреть влево и вправо чтобы не было движущегося локомотива;
  • 2. Стрелочные переводы нужно обходить;
  • 3. Если пути заняты вагонами, переходить следует на расстоянии 5 метров от последнего вагона;
  • 4. Между расцепленными вагонами расстояние должно быть 10 метров, переходить по середине;
  • 5. Проходя по междупутью нужно идти по середине с особой бдительностью смотреть под ноги;
  • 6. В ночное время нужно чтобы глаза привыкли к темноте;
  • 7. На электрифицированных участках железных дорог запрещается подниматься на крышу вагона;
  • 8. При обнаружении обрыва контактного провода следует оградить место обрыва любыми подручными средствами и сообщить любому работнику железной дороги (нарядчик, диспетчер);
  • 9. При обрыве высоковольтного контактного провода под напряжением к нему нельзя подходить ближе 2 метров;
  • 10. Когда оборванный провод касается земли образуется зона шагового напряжения радиусом около 10 метров (Шаговое напряжение - касание двух точек (провод - ноги));
  • 11. Выходить из зоны шагового напряжения, следует, шаркающими шагами не отрывая ступню от ступни и ступни от земли;
  • 12. Особую осторожность и бдительность во время снегопадов и тумана, так как ухудшается видимость;
  • 13. Если железнодорожные пути заняты грузовым поездом - переходить следует через тормозную площадку или технические обустройства станции.

Техника безопасности при приемке вагона:

  • 1. Проверить чтобы на раме тележки и подножках не было посторонних предметов;
  • 2. Подножки, откидные и переходные площадки, поручни, ручки дверей и двери - должны быть исправны;
  • 3. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
  • 4. Запрещается подниматься на столики;
  • 5. Маршрутные доски необходимо навешивать в парке отстоя, до подачи состава на посадку;
  • 6. Вагоны после санитарной обработки должны быть хорошо проветрены и замыты.

Правила техники безопасности в пути следования поезда. Во время движения поезда боковые двери должны быть закрыты на ключ.

  • 1. На ходу поезда запрещается открывать двери и выбрасывать из вагона мусор и шлак;
  • 2. При переходе из вагона в вагон следует наступать на верхнюю переходную площадку;
  • 3. Запрещается укладывать постельные принадлежности на третью полку - только на вторую;
  • 4. Запрещается вешать на разборный кран титана чайник или ведро;
  • 5. При отправлении поезда со станций формирования, оборота и промежуточных станций проводники штабного и хвостового вагонов провожают станции, при этом одной рукой держась за поручень вагона или скобу, другой вытянутой рукой показывая сигнал (днем - свернутый желтый флаг; ночью - фонарь с белым огнем), проводники остальных вагонов провожают станцию при закрытых дверях - наблюдают в окно до конца перрона;
  • 6. Перед входом пассажирского поезда в тоннель проводник обязан: проверить состояние дверей, окна должны быть закрыты, включить аварийное освещение;
  • 7. Особую осторожность проводник должен соблюдать при осмотре ходовых частей и подвагонного оборудования - нельзя отходить далеко от вагона при осмотре;
  • 8. При надевании приводного ремня, соединении низковольтных печей, остановки поезда стоп-краном нужно - чтобы один проводник просигналил поезду, проводники остальных вагонов в сторону машиниста продублировали сигнал;
  • 9. При работе с котлом отопления следует надевать спецодежду: рукавицы; халат; головной убор, обувь - должна быть закрытая. Открывать дверку топки котла следует на вытянутую руку, отвернув лицо при закрытой дверке зольника;
  • 10. Котельное отделение нужно содержать в чистоте, не захламлять;
  • 11. Запрещается тушить топки котла и титана водой;
  • 12. Отогревая наливные головки при помощи грелок нужно быть осторожным с кипятком - нельзя пользоваться открытым огнём и горящим углем;
  • 13. В зимний период откидные и переходные площадки должны быть очищены от снега и льда;
  • 14. Запрещается поднимать откидную площадку рукой - может произвольно сработать пружина;
  • 15. Запрещается производить влажную уборку с включенными электропечами;
  • 16. Останавливать поезд стоп-краном разрешается в трех случаях: когда есть угроза безопасности движения поезда - ползуны, СКНБ, посторонний шум под вагоном, когда есть угроза жизни человека, при пожаре;
  • 17. Перед разноской чая проводник обязан предупредить пассажиров, особенно с детьми, чтобы было меньше движения по вагону. Разносить чай следует по два стакана в руке, не доливая до края на палец. При этом проводник должен вымыть руки, надеть фартук (куртку, косынку, пилотку).
1.УСЛОВИЯ ТРУДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ (факторы определяющие повышенную опасность труда на ж.д. транспорте).

Под условиями труда понимают совокупность взаимосвязанных технических, психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов конкретного труда, обусловленных уровнем развития производственных сил общества и господствующими в нем экономическими отношениями.

Трудовая деятельность складывается под непосредственным воздействием:

естественных условий (природноклиматических);

  • технического уровня производства (степень автоматизации, нот);
  • технологического процесса (нагрузки на организм человека, режим труда, отдых);
  • санитарно-гигиенических и эстетических условий;
  • социально-психологических факторов, создающих "Психологический климат" в коллективе.
  • Железнодорожный транспорт работает круглосуточно, в любую погоду. Работники железнодорожного транспорта работают в одиночку (путевой обходчик, дежурный по переезду), 2 - 3 человека - поездные бригады, большими группами. Это накладывает свои особенности. Электрификация железнодорожного транспорта дает дополнительные опасности при работе - близость К.С. с U= 3 кв. постоянного тока и 27,5 кв. переменного.

    Большую нервную нагрузку имеют локомотивные бригады в связи с увеличением скоростей движения, наличия многих приборов контроля, наблюдениями за сигналами, свободности пути.

    Имеется ряд рабочих профессий с большой физической нагрузкой. (погрузочно-разгрузочные работы, текущее содержание пути).

    Для облегчения работы железнодорожников применяется автоматизация, механизация, рациональное расположение приборов, и другие усовершенствования.

    Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущаются специфичность труда и его повышенная опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению состава. Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются еще и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года, при любой погоде.

    Наезды составляют более половины случаев производственного травматизма на железнодорожном транспорте.

    Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава. Целый ряд технических операций, выполняемых дежурным по стрелочным постам, составителями поездов, осмотрщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвижного состава. При выполнении служебных обязанностей работникам некоторых профессий приходится многократно пересекать пути.

    Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период резко ухудшается состояние производственной территории. Из-за снежных заносов усложняются условия перехода путей, передвижения по междупутьям, в гололед резко увеличивается опасность падения. В холодное время года приходится пользоваться теплой спецодеждой, затрудняющей движение, ухудшающей восприятие звуковых сигналов.
    С изменением погоды связан целый ряд отказов в работе технических устройств железнодорожного транспорта. Интенсивные снегопады приводят к отказам в работе стрелочных переводов.

    Работы на контактной сети производятся с изолированных площадок дрезин или съемочных вышек. Повышенная опасность состоит в том, что расстояния, которые разделяют разнопотенциальные элементы контактной сети, определяются всего лишь размерами изолирующих элементов. Работа ведется на значительной высоте и не удобной позе. Ограниченное время, в течение которого должны быть выполнены работы в условиях движения поездов и маневровых передвижений, создает трудности безошибочного соблюдения правил безопасности.

    Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока - к рельсам. Исследования показывают, что на участках переменного тока при коротких замыканиях в тяговой сети потенциалы рельсов относительно земли могут достигать 3 кВ.

    Для работников ряда профессий представляет опасность касание контактной подвески, находящейся под рабочим или наведенным напряжением. Прежде всего, это возможно на работах по погрузке и выгрузке вагонов. Опасность поражения наведенными потенциалами имеет место при ремонте пути, особенно бесстыкового, когда длина рельсовой плети составляет сотни метров.

    Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловозов, она связана с выходом на крышу локомотива. В условиях дефицита времени и стрессового состояния при поиске и устранении отказа повышается вероятность ошибочных действий локомотивных бригад.

    На деповном ремонте локомотивов и вагонов определенную опасность представляет выполнение работ на металлообрабатывающих станках, с использованием домкратов, механизированных приспособлений, электроинструмента и др. Специфические опасности характерны для сварочных работ.

    Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений стропальщиков и грузчиков, травмирование их грузом.

    При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъемных механизмов, как правило, имеющих большую массу поднимаемого груза, что кроме опасности механических травм, создает большие физические нагрузки.

    В локомотивных и вагонных депо могут возникнуть производственные вредности из-за невыполнения санитарных норм по параметрам воздушной среды, шума и вибрации на рабочих местах.