Последние статьи
Домой / Дом / Коллективный договор в современных условиях. Вопрос

Коллективный договор в современных условиях. Вопрос

Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При заключении коллективного договора на предприятии ведутся переговоры между представителями сторон. От имени работодателя выступают лица, назначенные приказом руководителя, или уполномоченные им лица. От имени работников выступают профсоюзы, если они объединяют больше половины от числа работников. Если профсоюзов несколько, то приоритетом ведения переговоров обладает профсоюз, который один объединяет более половины работников. Если профсоюзов несколько и никто не объединяет более половины, они создают единый представительный орган на пропорциональной основе. А в случае недостижения между ними соглашения на общем собрании тайным голосованием избирается тот профсоюз (или объединение), за который проголосует большинство работников. Либо (например, если профсоюзов нет) трудовой коллектив на общем собрании (конференции) избирает иной представительный орган. Решение собрания правомерно, если на нем присутствовало не меньше половины от общего списочного числа работников (или 2 / 3 делегатов, направленных на конференцию представителей от структурных подразделений) и решение принято большинством голосов (более 1 / 2 присутствующих).

Для разработки коллективного договора создается комиссия. О создании комиссии работодатель издает приказ. В комиссию включают равное число представителей работников и представителей работодателя. Правом инициативы по заключению коллективного договора обладает любая сторона трудовых отношений в лице их представителей, и другая сторона обязана в семидневный срок назначить представителей и приступить к переговорам.

Круг вопросов в коллективном договоре примерно определен в ст. 41 ТК РФ. Но вопросы могут быть и иные, определенные соглашением сторон, они должны соответствовать принципу реальности и возможности их исполнения.

Кроме того, в коллективном договоре не могут содержаться положения, ухудшаюшие положение работников по сравнению с законодательством. Переговоры по общему правилу должны быть закончены в срок до трех месяцев, так как только на этот период для участников переговоров сохраняется место работы, должность и средний заработок.

Если до истечения трехмесячного срока договор заключен не будет, то стороны обязаны подписать договор по согласованным условиям. По несогласованным условиям составляется протокол разногласий. Несогласованные условия могут быть предметом дополнительных переговоров. При этом льготы и гарантии участников переговоров определяются по соглашению с работодателем.

Обычной практикой является согласование проекта коллективного договора с и предоставление возможности высказать замечания и предложения, которые могут быть учтены.

Договор подписывается полномочными представителями и действует с момента подписания.

Коллективный договор направляется в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации (в семидневный срок после подписания).

Коллективный договор начинает действовать с момента подписания независимо от факта уведомительной регистрации. Орган по труду призван выявить условия труда, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством.

Сам процесс переговоров, время и место определяются представителями самостоятельно. Но при подготовке проекта коллективного договора до его подписания работодатель должен обеспечить комиссию всем необходимым, в том числе нужной информацией.

Коллективный договор заключается на срок от одного до трех лет, при соглашении сторон может быть продлен еще на тот же срок. При реорганизации предприятия договор продолжает действовать на весь период реорганизации. При смене собственника прежний договор действует в течение трех месяцев после регистрации прав собственности.

Коллективный трудовой договор

Закон Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”, принятый высшим законодательным органом страны 11 марта 1992 г., ТК (ст. 42) и Федеральный закон Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” (ст. 2), принятый Государственной думой 26 октября 1995 г., установили, что коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками организации. Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии (ст. 2 федерального закона).

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для организаций, на которые они распространяются. Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются: соблюдение норм законодательства, полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Закон закрепил положение, согласно которому запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Сторонами коллективного договора согласно ст. 11 закона “О коллективных договорах и соглашениях” выступают работники организации в лице их представителей и работодатель непосредственно или уполномоченные им представители.

Стало быть, сторонами коллективного договора являются трудовой коллектив организации и работодатель в лице собственника конкретного предприятия или уполномоченного им представителя — руководителя предприятия (директора, генерального директора и т. д.), поскольку это исходит из законодательных актов.

Содержание и порядок заключения коллективного договора

В коллективный договор могут быть включены:
  • форма, система и размер , денежные вознаграждения, пособия, компенсации, ;
  • механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня , выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
  • добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
  • соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные, трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашением (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного представительного органа (ч. 1 ст. 12 Закона).

Проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа и работодателем.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет . Он вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

Подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий в семидневный срок направляются работодателем в соответствующий орган Министерства труда Российской Федерации для уведомительной регистрации.

Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию и при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Решения оформляются протоколами, которые прилагаются к коллективному договору.

Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” установил ответственность лица, представляющего работодателя, в форме штрафа за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке (ст. 25 закона).

За нарушение и невыполнение коллективного договора согласно ст. 26 закона виновные лица, представляющие работодателя, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

За непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, виновные лица, представляющие работодателя, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. 27 закона).

Действующий

Законодательство 90-х гг. XX в. допускало ситуацию, когда в одной и той же организации могло быть заключено несколько коллективных договоров, распространяющих свое действие на определенные части работников организации (как правило, работников, объединенных в различные профсоюзные организации). Однако при подобном решении вопроса коллективный договор терял положение правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения на локальном уровне, чем искажался смысл коллективного регулирования труда. К тому же при исполнении нескольких коллективных договоров, содержащих различные положения, возникали практические сложности в виде конкуренции договоров и угрозы дискриминации работников по принципу принадлежности к конкретному профсоюзу, заключившему договор на менее выгодных условиях. Более того, работодатель должен был осуществлять самостоятельное локальное регулирование труда работников, которые не являлись членами профсоюза, и при этом не был связан положениями какого-либо из коллективных договоров.

Ограничение сферы действия коллективного договора лишь теми работниками, которые являются членами профсоюза, заключившего данный договор, поддерживается в первую очередь самими профсоюзами . Это неудивительно применительно к малочисленным профсоюзам, не способным получить статус представительного: они заинтересованы в заключении самостоятельного коллективного договора.

По иным причинам возвращения указанного регулирования могут желать представительные профсоюзы. Ими распространение коллективного договора исключительно на членов профсоюза рассматривается как инструмент мотивации профсоюзного членства: работники, которые не являются членами профсоюза, должны вступать в профсоюз для получения преимуществ, предоставляемых на основании коллективного договора. При этом не учитывается проблема необходимости избегать дискриминации работников, а также тот факт, что коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, и в гораздо меньшей степени актом, обязывающим работодателя предоставлять работникам те или иные преференции в социальной сфере (путевки работникам и членам их семей, оздоровительные мероприятия и т.п.) . Более того, работодатель при принятии данного подхода приобретает новые возможности уменьшения влияния профсоюзной организации, для чего возможно заключить иной коллективный договор с другой профсоюзной организацией, формально независимой от работодателя, на лучших условиях либо просто установить какую-либо социальную преференцию для работников, которые являются членами другого профсоюза либо вовсе не состоят в профсоюзах.

О неприемлемости распространения действия коллективного договора лишь на часть работников высказывался еще в период новой экономической политики В.М. Догадов: "Сами профсоюзы заинтересованы в том, чтобы коллективные договоры распространялись на всех трудящихся без изъятия. В противном случае наниматель может обойти коллективный договор, вербуя на работу лиц, не подпадающих под действие коллективного договора" . Сегодня данная позиция также актуальна.

Впрочем, определенные основания рассматривать коллективный договор не в качестве совокупности норм, а как свод обязательств работодателя, дает ТК РФ, относящая все условия коллективного договора к обязательствам сторон. Этим, по сути, игнорируется определение коллективного договора как правового акта, положения ТК РФ о регулировании трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с ними, в договорном порядке, а следовательно, и представительский характер коллективного договора. Вместе с тем, рассматривая нормы ТК РФ о коллективном договоре в их системном единстве, сложившуюся практику заключения и исполнения коллективных договоров, можно констатировать, что условия коллективных договоров не сводятся к обязательствам сторон, а подразделяются на: а) условия, устанавливающие локальные нормы права, б) условия, налагающие обязательства непосредственно на стороны, заключившие коллективный договор, и в) условия - реквизиты, содержащие информацию о сторонах коллективного договора, их представителях, дате и месте заключения договора.

1).Коллективный договор как разновидность коллективно – договорного акта, его понятие и значение.

Согласно международному и российскому законодательству, работники и работодатели не только состоят в правоотношениях и участвуют в правоприменении, но и обладают правом на участие в правовом регулировании трудовых отношений. Формой регулирования права на коллективно – договорное регулирование является коллективно – договорной акт.

Коллективно – договорной акт представляет собой нормативное соглашение, заключаемое между работниками и работодателями. Нормативное соглашение – особый вид правового акта, принимаемый в договорном порядке, но содержащий нормы права. Коллективно – договорной акт как договор заключается после проведения переговоров на двух либо трехсторонней основе, содержит взаимные обязательства сторон, действует в течении установленного срока. Как нормативное соглашение, коллективно – договорной акт содержит нормы права, т.е. общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и не исчерпывающиеся однократным применениям. Наличие нормативной части отличает коллективно – договорные акты от других видов договоров и позволяет рассматривать их как нормативно – правовые акты. 1

Существуют два вида коллективно – договорных актов: коллективный договор и соглашение. “Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим правомочным лицом в соответствии с уставом организации, иным правовым актам.

Коллективный договор регулирует общественные отношения, входящие в предмет трудового права, а так же иные, связанные с осуществлением социальной поддержки работников отношения (предоставление жилья, выплата дополнительных пособий, оказание материальной помощи и т.д.).

По юридической силе коллективный договор является локальным нормативным актом, т.е. принимается и действует в пределах одной организации.

Таким образом коллективный договор – это как бы Трудовой кодекс для данной конкретной организации, в котором концентрируются условия труда, условия оплаты труда и т.д. для этой организации.1

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах: соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Значение коллективного договора достаточно велико. Государственное регулирование (как законодательное, так и надзорное) выступает в качестве базового минимума трудовых прав граждан. При заключении же коллективного договора работники и работодатели могут конкретизировать законодательство; восполнять пробелы в праве (в пределах своей компетенции); повышать гарантии трудовых прав работников; вводить дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества и т.д.2

Понятие и значение коллективного договора

Одной из фундаментальных задач современного трудового права является обеспечение стабильных правовых условий для процесса согласования интересов работников и работодателя (прямо указано в статье 1 Трудового кодекса РФ). Воплощение данной задачи происходит путем социального партнерства , которое состоит из работников, работодателей и их объединений. Статья 2 Трудового кодекса РФ определяет, что социальное партнерство это основной принцип трудового права.

Сегодня механизмы социального партнерства играют не последнюю роль, через них можно достичь баланс между работниками и работодателем. А, как известно, коллективный договор является одним из механизмов социального партнерства. Таким образом, изучение основных положений, касающихся коллективных договоров является весьма актуальным.

Трудовой кодекс закрепил определение коллективного договора.

Определение 1

Коллективный договор – это нормативно-правовой акт локального характера, который регламентирует трудовые и социальные взаимоотношения между работниками и работодателем в лице законных представителей (статья 40 Трудового кодекса РФ).

Необходимо отметить, что по Рекомендации Международной организации труда «О коллективных договорах» коллективный договор – это любое соглашение, которое касается трудовых отношений между организацией либо предпринимателем и представителями работников, которые были надлежащим образом избраны.

Коллективный договор распространяет сове действие на всех работников организации, в том числе и на тех лиц, которые приняты на работу после его подписания (часть 3 статьи 43 Трудового кодекса РФ). Также он имеет обязательный характер для исполнения. К работникам, которые участвуют в переговорах запрещено применять меры дисциплинарного воздействия.

Замечание 1

Трудовой кодекс РФ определяет общий порядок проведения переговоров о заключении коллективного договора (статья 37). Однако не существует каких-либо жестких рамок в данном вопросе. Формируется комиссия, которая разработает коллективный договор. В Российской Федерации на федеральном уровне разработан макет коллективного договора.

Виды коллективных договоров

В трудовом законодательстве не делается отдельных разграничений коллективного договора на виды и группы.

Однако в науке присутствует следующая классификация:

  1. По уровням. Имеется ввиду, на каком уровне заключено соглашение – региональном или отраслевом. Так, может быть принято на общегосударственном уровне либо на региональном или местном.
  2. По количеству участников. Различают двухсторонние и трёхсторонние. По общему правилу участвуют в переговорах стороны, однако можно брать посредника, который будет выступать от имени стороны.
  3. По сфере отношений. Соглашение может быть федеральным, отраслевым, республиканским, региональным.

Соглашение, которое принято на федеральном уровне называется генеральным. В нем установлены основные принципы социальной политики. Может быть заключено между объединениями профсоюзов, и действует на все территории Российской Федерации.

Республиканский уровень подразумевает заключение между объединениями республики и правительство республики.

Отраслевой уровень. Заключается отраслевым профсоюзом с Министерством труда Российской Федерации.

Заключение между профсоюзами, работодателями и органами исполнительной власти субъекта подразумевает территориальный уровень.

Замечание 2

Таким образом, коллективный договор является важным механизмом социального партнёрства, который призван улучшить взаимоотношения между сторонами.

2.Понятие коллективно-договорного регулирования труда: понятие, значение, функции. Соотношение коллективно-договорных актов и централизованного законодательства.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Как нормативное соглашение , коллективно – договорной акт содержит нормы права, т.е. общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и не исчерпывающиеся однократным применениям.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений - форма реализации принципов социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение коллективных переговоров и заключение соглашений (коллективных договоров) по вопросам труда между сторонами социального партнерства на всех уровнях управления (федеральном, региональном (межрегиональном), отраслевом (межотраслевом), территориальном и локальном). Эта форма позволяет согласовывать интересы сторон, выражает необходимость социального мира как одного из основных условий политической и экономической стабильности. Особое значение имеет в области оплаты труда, поскольку позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством гарантии и компенсации работникам.

Государство по отношению к коллективно -договорному процессу выполняет две роли: оно выступает как участник системы социального партнерства и одновременно как носитель публичной власти.

Как участник системы социального партнерства государство выполняет посреднические функции, способствует достижению согласования интересов работников и работодателей.

В качестве носителя публичной власти государство регулирует коллективные трудовые отношения, определяет пределы коллективно-договорного регулирования, и самое важное - устанавливает условия труда, регламентирует индивидуальные трудовые отношения.

Коллективный договор выполняет несколько функций: конкретизирует правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах; повышает гарантии трудовых прав работников; восполняет пробелы, имеющиеся в праве; осуществляет воздействие на формирование правосознания работников и работодателей и содержание государственного регулирования в сфере труда.

Регулирование трудовых отношений должно осуществляться на основе четкого разграничения централизованного и локального уровня нормотворчества. К компетенции централизованного уровня следует отнести определение минимального уровня трудовых прав и максимальных уровней трудовых обязанностей работников, на основе которых должно осуществляться локальное нормотворчество в организациях любых форм собственности;

Что соотношение централизованного и локального коллективно-договорного регулирования строятся: на законодательном определении предмета коллективно-договорного регулирования и на недопущении ухудшения положения работника по сравнению с нормативно-правовыми актами, принятыми в централизованном порядке, к которым необходимости отнести и акты принимаемые на отраслевом и региональном уровне.

Функции коллективного договора

1.Защитная функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы работников, так как в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной (например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению рабочих мест на случай механизации или автоматизации производства).

2.Упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда способствует оптимизирующая функция.

3.Регулирующая функция коллективного договора позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон.