Последние статьи
Домой / Покупка / Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Безопасность полетов в гражданской авиации Безопасность полетов в гражданской авиации определение

Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Безопасность полетов в гражданской авиации Безопасность полетов в гражданской авиации определение

При выполнении авиатранспортных перевозок, кроме воздушного судна, участвуют различные службы, составляющие авиационно-транспортную систему (АТС) гражданской авиации.

Безопасность полета воздушного судна определяется надежным функционированием всех компонентов, входящих в АТС.

Под безопасностью полета понимают свойства АТС, заключающиеся в ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей.

При выполнении полета в каждом из звеньев АТС, наряду с нормальным функционированием, возможно проявление отказов и ошибок. При этом учитывается, что в полете не исключены отказы функциональных систем самолета, экипаж при пилотировании самолета при некоторых обстоятельствах допускает неправильные действия и, наконец, в деятельности наземных служб подготовки к полету и УВД наряду с нормальными действиями также встречаются ошибки (рис. 4).

Рис. 4. Факторы, определяющие безопасность и летную годность АТС

Таким образом, безопасность полета обеспечивается совокупностью характеристик самолета, экипажа, наземных служб эксплуатации и УВД. Безопасность полета, обеспечиваемая ВС как звеном АТС, оценивается его летной годностью, уровень которой устанавливается Нормами летной годности (НЛГ).

Показателем безопасности воздушного судна является его соответствие нормам летной годности. Под летной годностью понимают способность воздушного судна осуществлять безопасный полет во всем диапазоне установленных для него ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ) при установленных методах эксплуатации и при условии, что остальные компоненты АТС функционируют нормально.

Безопасность полета зависит от трех главных факторов: ВС, человека и окружающей среды (табл. 4). Каждый из них подвержен влиянию многочисленных случайных факторов и их сочетаний, таких как отказы техники, ошибки летного экипажа и наземных служб, опасные атмосферные возмущения (сильная турбулентность, обледенение, молнии и др.).

Таблица 4

| следующая лекция ==>

Относительно недавно российское правительство рекомендовало руководству отечественных авиаперевозчиков сделать все возможное для обеспечения безопасности полетов. Было рекомендовано, причем, в первую очередь, обратить особое внимание на страны, официально считающиеся потенциально опасными в миграционном смысле. Список стран, признанных руководством России опасными для российских граждан, представляет собой довольно внушительный перечень.

Кроме регионов, где на сегодняшний день сохраняется террористическая активность, а также в странах, в которых продолжаются боевые действия, жителям РФ не рекомендуется совершать авиаперелеты в следующие государства: Казахстан, за ним следует Албания, далее идет Болгария, за ней Австрия, Англия и, наконец, Черногория.

Сегодня на всей планете сложилась нестабильная и небезопасная ситуация. Даже такие курорты, как Турция и Египет, российские власти признали для россиян опасными.

Затем этот список был дополнен Индией. К такому выводу пришли депутаты Государственной думы. По их мнению, отношение к россиянам уже давно изменилось в худшую сторону. Чиновники считают, что жители индийского штата Гоа, ведут себя слишком агрессивно. Многие политики уверяют, что местное население этого курортного рая, явно демонстрирует свою неадекватность.

Что говорит статистика

Несмотря на серьезные факторы, влияющие на безопасность полетов, каких-либо существенных мер в этом году принимать никто не собирается. Пока российское правительство обходится рекомендательными мерами. Однако суровая статистика уже неоднократно подтвердила, что самолеты не относятся к категории самых опасных видов транспорта. Обратившись к статистике, можно заметить, что в среднем в авиакатастрофах погибает один человек на 110 пассажирских километров. Главная повестка дня – безопасность полетов в гражданской авиации.

Повышение безопасности пассажирских авиаперелетов, всегда находится в центре внимания не только у руководства России, но и у администрации авиакомпаний.

Выбор места в авиалайнере

Просматривая статистические данные можно заметить, что самое большое количество авиакатастроф происходит на взлетах и посадках. Этот факт объясняется сложностью пилотирования при взлетах и посадках. Кроме того, не исключается и влияние человеческого фактора на безопасность полетов. Негативные воздействия оказывают и погодные условия. Количество выживших пассажиров в зависимости от их месторасположения:

  1. Передняя секция салона – 49%.
  2. Экономкласс, расположенный перед крылом – 56%.
  3. Экономкласс над крылом – 56%.
  4. Хвостовая часть салона – 69%.

Последние данные

Доверительное отношение к авиаперелетам подорвали многочисленные крупные катастрофы, произошедшие за последние несколько лет. Например, масштабная трагедия случилась с рейсом, летевшим в Санкт-Петербург. Маршрут начинался в египетском курорте Шарм-эль-Шейха. Это произошло в последний день октября 2015 года. Экспертизой выявлено, что авиалайнер атаковали террористы, отняв жизнь у двухсот человек. Год спустя мир вздрогнул опять, услышав о новой страшной катастрофе. Самолет летел с мирной миссией из Сочи в Сирию, но упал в Черное море. Все 92 человека погибли.

Основываясь на всех статистических данных, можно заключить, что безопасность полетов определение многогранное. Рекомендации по жесткому усилению мер безопасности, являются актуальными для всех маршрутов (внутренних и международных). Если обратиться к статистике, то можно вспомнить, что даже на внутренних рейсах террористы неоднократно пытались и угоняли самолеты за границу.

По некоторым данным, информация по безопасности полетов, полученная от компетентных лиц, подтверждает, что теперь на самолетах присутствуют специально, обученные специалисты. Это не то, что вооруженный милиционер, переодетый в штатскую одежду. На борту авиалайнера теперь находится сразу несколько вооруженных спецназовцев, которые способны быстро предотвратить любой террористический акт.

Есть и дополнительные рекомендации. В частности, сотрудники всех авиакомпаний должны собрать на борту самолета необходимый запас продуктов. Особое внимание уделяют питьевой воде. Кроме того, руководителей отечественных авиаперевозчиков обязали провести с летным составом инструктаж, направленный на усиление бдительности.

Ведь безопасность полетов – это не только обезвреживание террориста, но и предупреждение его террористических намерений. В связи с этим в авиаперелетах будут принимать участие сотрудники специальных служб.

Некоторые факторы безопасности авиаперелетов

К факторам безопасности авиаперелетов относят несколько весьма важных пунктов. Рассмотрим их подробнее. Факторами безопасности являются:

  • Влияние окружающей среды.
  • Материальная помощь. Как известно, наличие льгот тоже оказывает положительное воздействие на повышение качества работы персонала воздушного судна.
  • Факторы микроуровня. Все связано с благоприятным климатом в летном коллективе. Это главная система управления безопасностью полетов. Каждый член летного состава должен быть склонен к взаимовыручке. На борту самолета не должно возникать конфликтных ситуаций.
  • Уровень мотивации труда. Не секрет, что на трудоспособность коллектива, большое влияние оказывает создание необходимых условий.
  • Факторы макроуровня. С этим явлением связана политическая и экономическая обстановка внутри страны.
  • Мотивация статуса. Определенное влияние на работу экипажа оказывает возможность продвижения по служебной лестнице.
  • Факторы политики страны. Политическая стабильность в государстве играет большую роль в безопасности авиаперелетов.
  • Морально-этические и личностные факторы командира воздушного судна. Если он быстро приспосабливается к самым разным ситуациям, не паникует, а также отличается дисциплинированностью, то процент безопасности полетов возрастает многократно.

Невероятно большое значение имеют некоторые принципы авиационной безопасности. Их условно делят на пять разделов:

  1. Соблюдение максимальной безопасности.
  2. Открытое донесение о любой опасности.
  3. Локализация ненужных и непредвиденных рисков.
  4. Ответственность за пассажиров.
  5. Умение контролировать чувство страха.

О чем необходимо знать пассажирам

Они тоже должны владеть информацией, связанной с безопасностью авиаперелетов. От туристов безопасность полетов зависит даже больше, чем от пилотов. Путешественники должны относится с пониманием, когда их просят пристегнуться ремнями при взлетах и посадках. Кроме того, пассажиры во время полета должны отключить ноутбуки, планшеты и прочие мобильные устройства. Близость взлетно-посадочной полосы и нехватка времени иногда приводят к катастрофам. Информация по безопасности авиаперелетов гласит, что у воздушного судна больше шансов не разбиться, если оно находится далеко от земли.

Обязанностью всех пассажиров является неукоснительное следование тем требованиям, которые им предъявляет руководство авиакомпаний.

Теоретически предполагается, что мобильные устройства могут оказывать негативное влияние на бортовые приборы самолета. Кроме того, планшеты и мобильные телефоны способны создавать ощутимые радиопомехи. Этого допустить невозможно, поскольку пилоты общаются с диспетчерами наземных служб именно по радио. В частности, включенные мобильные телефоны, ищущие сеть, создают определенные помехи не только в магнитном поле, но и повсюду. В связи с этим принятые прежде меры безопасности могут оказаться бесполезными. Несмотря на то что подобных прецедентов еще не случалось, это не значит, что их никогда не будет. Ведь производители разрабатывают все новые усовершенствованные и более мощные мобильные устройства.

Четыре главных правила

  1. Спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение. Если этого не сделать, то при авиакатастрофе, неопущенная спинка, обязательно заблокирует проход.
  2. Раскрытие штор на иллюминаторах. Это объясняется необходимостью быстрой адаптации пассажиров после аварии.
  3. Своевременная сборка столов. Данная мера предосторожности требуется на случай жесткой посадки.
  4. Правильное использование развлечений. Не следует включать музыку слишком громко, превышая все допустимые децибелы.

Особые требования пассажирам авиалайнера предъявляются при входе в зону турбулентности. При вхождении в такой участок, все должны занять свои кресла и пристегнуться ремнями безопасности.

Не менее важное требование – это соблюдение спокойствия. Запретить впадать в панику невозможно, но слишком переживать не следует, даже если воздушное судно сильно трясет. Это случается достаточно часто, однако, самолеты от этого не разваливаются. Турбулентность зависит от габаритов лайнера. Чем он массивнее и тяжелее, тем его сотрясение ощущается меньше. Слишком впечатлительным людям не следует приобретать места возле крыльев. Ведь слишком мнительным пассажирам кажется, что крылья непременно отвалятся. Такие переживания приводят к сильным стрессам с отягчающими последствиями. За время существования авиации, крылья в зоне турбулентности не отвалились ни у одного самолета.

Горизонтальный полет

Каждый человек знает, что требования к пассажирам несколько смягчаются, когда воздушное судно набрало необходимую высоту и летит в горизонтальном положении. В это время люди могут вставать со своих кресел и заниматься своими делами.

Турбулентность на достаточно значительной высоте случается лишь над Атлантикой. При посадке самолета следует находиться в кресле и быть пристегнутым ремнями безопасности. Это связано с некоторыми помехами. Например, лайнеру может помешать сильный боковой ветер, и воздушное судно поведет себя нестандартно. В частности, его может начать дергать или трясти.

Безопасность полетов в целом – это комплексное понятие, связанное с работой наземных служб, пилотов, бортпроводников, пассажиров, а также эксплуатационными характеристиками воздушных судов. Все это позволяет осуществлять авиаперелеты без угрозы для пассажиров. Организация безопасности авиаперелетов является нелегкой задачей. Однако она решается совместными силами компаний, занимающихся производством самолетов и авиаперевозчиками.

Уровень безопасности определяется теми факторами, что во время полета не возникнет чрезвычайная ситуация, которая способна привести к трагедии.

Особая ситуация появляется из-за воздействия отдельных факторов, приводящих к незначительному или существенному снижению степени безопасности авиаперелета. Этими факторами могут стать: влияние неблагоприятных погодных условий; отказ или неисправность определенных элементов систем; неквалифицированное наземное сопровождение; непрофессиональная техника пилотирования, а также ошибки эксплуатации бортового оборудования; проявление неудачных аэродинамических характеристик самолета.

Анализ состояния безопасности полетов за последние 10 лет показывает, что в 1998 - 2003 годах в коммерческой гражданской авиации отмечалось сокращение общего числа авиационных происшествий.

Однако с 2004 года положение дел стало ухудшаться. Прослеживается тенденция роста числа аварий и катастроф.

В 2008 году состояние аварийности в коммерческой авиации характеризовалось следующими показателями: произошло 8 катастроф в которых погибло 129 человек, 5 аварий, 912 инцидентов, 5 чрезвычайных авиационных происшествий.

Самые тяжелые последствия в прошедшем году имела катастрофа самолета В737 авиакомпании «Аэрофлот-НОРД» в аэропорту Пермь. В ней погибло 88 человек.

Расследование катастрофы завершено в мае этого года. На примере данной катастрофы рассмотрим недостатки имеющиеся в работе Центрального аппарата Росавиации, территориальных органов и авиаперевозчиков.

В ходе расследования установлены причины, приведшие к данному авиационному происшествию. К ним относятся:

  1. Программы подготовки пилотов в авиакомпании разрабатывались на основе устаревшей ППЛС ГА-92, которая не учитывала особенностей подготовки пилотов не имевших опыта выполнения полетов на воздушных судах зарубежного производства, с электронной индикацией, в двухчленном составе экипажа. Данная программа была разработана в авиакомпании и утверждена в территориальном управлении. Тем самым руководителем управления были превышены свои должностные полномочия.
  2. Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пилотом пространственной ориентировки, ставшая следствием невыполнения экипажем стандартных операционных процедур, а также наличие отложенных дефектов по MEL, которые не были устранены техническим составом. Длительное не устранение дефектов, не использование требований карты поиска неисправностей и наличие значительного числа продленных отложенных дефектов свидетельствует о неудовлетворительном качестве технического обслуживания самолета в авиакомпании и слабом уровне подготовки персонала ОАО «ВАРЗ-400», осуществлявшим это обслуживание.
  3. Отсутствие в авиакомпании квалификационных требований по знанию английского языка для членов лётных экипажей и технического персонала эксплуатирующих воздушные суда иностранного производства с документацией на английском языке.
  4. Квалификация инструкторского и командно-летного состава не позволила объективно определить недостаточный профессиональный уровень подготовки пилотов, что сказалось на формировании экипажа.
  5. Отсутствие инструктивных материалов регламентирующих порядок тренировки экипажей при переучивании и регулярных тренировок по процедурам действий при потере пространственного положения самолета.
  6. Непосредственно перед катастрофой авиакомпания проверялась МТУ, специалисты которого не имели допуска к эксплуатации иностранных воздушных судов. Они не выявили ни одного недостатка. Однако при проверке организации летной работы в авиакомпании после катастрофы комиссией Росавиации и Ространснадзора были выявлены серьезные нарушения.

Следует отметить, что все указанные недостатки присущи многим авиакомпаниям и над их устранением необходимо работать. Замечания отмеченные в акте относительно Росавиации центральным аппаратом устранены. Утверждены Программа подготовки пилотов и Положение о пилотах экзаменаторах.

В 2009 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло: 2 катастрофы, в которых погибло 11 человек, 1 авария и 298 инцидентов.

12 января 2009 года произошла катастрофа вертолета Ми-2, принадлежащего ЗАО «Авиакомпания «Конверс Авиа», погибло 4 человека;

09 января 2009 года потерпел катастрофу вертолет Ми-171, принадлежащий ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», погибло 7 человек.

В ряде авиационных событий с вертолетами авиакомпаний и эксплуатантов АОН прослеживается негативная роль заказчика авиационных работ, которые вынуждают эксплуатантов выполнять полеты с нарушениями требований нормативных документов, руководствуясь только экономическими соображениями. Подобные нарушения становятся возможными при отсутствии должного контроля со стороны территориальных управлений за организацией и выполнением полетов подконтрольных эксплуатантов, а также отсутствием должного анализа при согласовании полетов на подконтрольной территории воздушными судами и экипажами других территориальных управлений.

Наглядным примером недобросовестного выполнения своих обязанностей и нарушения документов, регламентирующих летную деятельность являются действия экипажа самолета Ту-154 авиакомпании ЮТэйр который 24 апреля с.г. выполнял полет из Москвы в Самару. С момента взлета и до высоты 7700 метров экипаж не убрал шасси. Это в совокупности с дальнейшими безграмотными действиями экипажа привело к несанкционированному и неконтролируемому снижению воздушного судна. Причины серьезного авиационного инцидента обусловлены неграмотными действиями экипажа вследствие нарушения требований Руководства по летной эксплуатации и документов, регламентирующих правила полетов.

Также экипажем были нарушены требования по обязательному выполнению доклада об изменении высоты полета, а по прибытию в аэропорт Курумоч (Самара) имело место сокрытие данного авиационного события.

Для исключения подобных событий в будущем, Росавиацией приняты следующие меры:

Экипаж от полетов отстранен;

Проведена внеочередная инспекторская проверка Летного отряда № 7 летного директората ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», г. Самара;

Принято решение о приостановлении полетов авиационной эскадрильи самолетов Ту-154, Ту-134;

Еще одной проблемой, на которую необходимо обратить внимание является реализация рекомендаций по результатам расследований авиационных происшествий. Разработанные рекомендации реализуются в течение длительного времени и зачастую не полностью. Обратная связь о принятии (непринятии) рекомендаций до последнего времени отсутствовала. Начиная с августа 2008 года Росавиация ужесточила требования в этом направлении.

В целях предотвращения ситуаций, связанных с недостатками в организации летной работы, в феврале 2009 года Росавиацией проведено специальное совещание с представителями территориальных органов. На совещании рассмотрены недостатки в организации и проведении расследований авиационных событий, даны конкретные рекомендации по их исключению.

В центральном аппарате Росавиации и в территориальных управлениях созданы Объединенные координационные центры осуществляющие круглосуточное дежурство. Это позволило постоянно отслеживать ситуацию, складывающуюся в гражданской авиации и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Росавиацией осуществляется ряд других мер направленных на повышение уровня безопасности полетов:

- решением ФАВТ введено в действие Положение об инструкторах и инструкторах-экзаменаторах авиапредприятий гражданской авиации, что позволит улучшить эффективность государственного контроля за подготовкой экипажей воздушных судов;

- организована и проводится перерегистрация всех центров по сертификации;

- проводятся внеплановые инспекторские проверки авиакомпаний, имеющих неустойчивое финансово-экономическое состояние;

- решением ФАВТ введена в действие Типовая программа подготовки пилотов;

- организовано и проведено совещание с руководством Департамента послепродажного обслуживания авиационной техники Управляющей компании ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» по вопросу организации послепродажного сопровождения выпущенной промышленностью авиационной техники.

Большая роль в деятельности Росавиации отводится инспекционным проверкам и инспекционному контролю.

В 2009 году проведена 841 инспекционная проверка по различным направлениям. Данные проверки проводились представителями центрального аппарата Росавиации, а также инспекторами территориальных управлений.

По итогам проверок аннулировано 10 сертификатов эксплуатанта. Двум эксплуатантам действие свидетельства эксплуатанта приостанавливалось.

Вопросы управления безопасностью полетов остро стоят в летных учебных заведениях. В 2006-2007 годах в авиационные училища стали поступать новые воздушные суда первоначального обучения. Период освоения новой техники осложнился увеличением налета на курсанта до 150 часов. Это обусловлено требованиями ИКАО для получения свидетельства коммерческого пилота.

Решая проблемы безопасности полетов Росавиация тесно взаимодействует с авиационными властями многих государств и международными организациями.

Так в период с 9 по 11 июня 2009 года прошла встреча представителей Росавиации и Федерального агентства гражданской авиации (FAA) США. В ходе переговоров стороны детально ознакомились со структурой и полномочиями авиационных властей, обсудили текущее состояние отрасли, обменялись опытом и приняли решение о возобновлении совместной работы.

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к происшествию. Авиационные происшествия часто обусловлены организационными факторами. Большинство звеньев в цепочке событий и факторов, приводящих к аварии, поддаются контролю.

После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. Результатом этих исследований стало внесение существенных изменений в обязательные для исполнения международные стандарты, предусмотренные приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - международные стандарты). Международными стандартами предусматривается установление государством приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов, а также принятие государственной программы безопасности полетов в целях обеспечения указанного уровня безопасности. В рамках реализации такой программы государства должны устанавливать для авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения требования к введению приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов с целью:

определения риска для безопасности полетов;

обеспечения принятия корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;

проведения постоянного мониторинга и регулярной оценки обеспечиваемого уровня безопасности полетов;

постоянного повышения общего уровня безопасности полетов.

Международными стандартами предусматривается в рамках системы управления безопасностью полетов необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов в авиапредприятии и организациях, в том числе прямой ответственности за безопасность полетов со стороны старшего руководства.

Для оказания практической помощи государствам в реализации системного подхода к решению вопросов безопасности полетов в 2006 году Международной организацией гражданской авиации разработано руководство по управлению безопасностью полетов.

Реализация в Российской Федерации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - Программа) позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.

Программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.

Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.

Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.

Принимая во внимание тенденции интеграции отечественной авиации в мировую экономику, российская система норм должна быть гармонизирована с аналогичными зарубежными нормами.

Большинство авиационных происшествий происходит из-за ошибок экипажа, но производители воздушных судов, как показали исследования, могут предотвратить подобные происшествия путем принятия соответствующих конструктивных мер. В Программе уделяется особое внимание вопросам предотвращения ошибок экипажа, связанных с управлением системами воздушных судов и с выходом параметров полета за ограничения.

Парк воздушных судов, эксплуатируемых в России, стоит перед проблемой продления ресурса и замены авиационной техники. В связи с этим планируется проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации воздушных судов без угрозы для безопасности полетов.

Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения.

Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов.

Предварительная оценка эффективности реализации всех предусмотренных Программой направлений работ показала, что частота авиационных происшествий может быть снижена примерно в 2 - 2,5 раза.

Программа также содержит предложения, связанные с перспективными научно-исследовательскими работами, позволяющими осуществить переход на новый уровень качества авиационной техники и подготовки авиационного персонала для ее безопасной эксплуатации.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

В основе управления безопасностью лежит системный подход к выявлению источников опасности и контролю факторов риска в интересах сведения к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий.

По определению Международной организации гражданской авиации государственная программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.

Управление безопасностью полетов требует планирования организационных мероприятий по выявлению и устранению рисков авиационных происшествий, взаимодействия по вопросам предотвращения авиационных происшествий всех участников авиационной транспортной системы при производстве полетов, их обеспечении и расследовании авиационных событий.

Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности полетов окупаются за счет сокращения размеров ущерба от авиационных происшествий и повышения эффективности авиатранспортной деятельности.

Система управления безопасностью полетов организации гражданской авиации представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, руководящие принципы, политику и процедуры.

Система управления безопасностью полетов дает организации гражданской авиации возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.

Программно-целевой подход необходим для концентрации в рамках Программы государственных ресурсов и частных инвестиций с целью решения ключевых проблем безопасного развития гражданской авиации, обеспечения сбалансированной и оптимальной последовательности решения задач, запуска механизма системы управления безопасностью полетов в организациях гражданской авиации. Программа предусматривает масштабное вовлечение бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов безопасного развития гражданской авиации. При этом роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами.

III. Цель и задачи программы

Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности.

Для регулирования отношений между уполномоченным органом гражданской авиации и авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения уполномоченные органы (Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная аэронавигационная служба) устанавливают приемлемый уровень безопасности полетов, который должен обеспечиваться при выполнении основных производственных функций. Приемлемый уровень безопасности полетов является базой, относительно которой уполномоченными органами оценивается состояние безопасности полетов. Выполнение показателей безопасности полетов в рамках системы управления безопасностью полетов не освобождает авиапредприятия, аэропорты, производителей воздушных судов и оборудования, организации по техническому обслуживанию воздушных судов и организации по обслуживанию воздушного движения от их обязательств, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации.

Для достижения приемлемого уровня безопасности полетов решаются следующие задачи:

создание системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации;

установление современных требований к эксплуатации воздушных судов, аэропортов и средств обслуживания воздушного движения, а также к подготовке авиационного персонала;

обеспечение системного подхода к выявлению источников опасности и контролю факторов риска для сведения к минимуму количества человеческих жертв, а также размеров материального, экологического и социального ущерба;

сбалансированное распределение обязанностей и ответственности между государством, авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения по вопросам обеспечения безопасности полетов;

развитие технического обеспечения инспекторских служб государственного контроля и надзора в области гражданской авиации.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 - 2015 годов в соответствии с планом мероприятий, направленных на реализацию Программы, приведенным в приложении (далее - план мероприятий), в 2 этапа:

— первый этап - 2008 - 2009 годы;

— второй этап - 2010 - 2015 годы.

На первом этапе предусматривается разработка федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств), а также требований для реализации международных стандартов и процедур межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов для принятия решений и проведения мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.

На втором этапе предполагается реализация долгосрочных мероприятий, направленных на реализацию цели и задач Программы.

IV. Система программных мероприятий

1. Установление и введение правил, требований нормативных положений, необходимых для обеспечения безопасности полетов

Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере гражданской авиации для реализации задач государственной транспортной политики предусматривает подготовку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в области обеспечения безопасности полетов.

Планом мероприятий намечается подготовка максимально гармонизированных с международными стандартами федеральных авиационных правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и оборудования, обеспечения и выполнения полетов, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации и положениями Конвенции о международной гражданской авиации. Также предусматривается проведение оценки систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях, аэропортах, в организациях по техническому обслуживанию воздушных судов и организациях по обслуживанию воздушного движения. Реализация указанных мероприятий предполагает широкое сотрудничество с международными организациями гражданской авиации по внедрению в Российской Федерации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также расширение регионального сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств в рамках деятельности Межгосударственного авиационного комитета.

Важным направлением является разработка для государственных инспекторов технических документов по безопасности полетов с описанием в административных регламентах уполномоченного органа гражданской авиации и в федеральных авиационных правилах процедур осуществления надзора в отношении организаций гражданской авиации, воздушных судов и авиационного персонала.

Предусмотрена разработка нормативных правовых актов Российской Федерации на основе технологий связи, навигации и наблюдения/ организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (CNS/ATM), в том числе устанавливающих обеспечение вихревой безопасности полетов, с учетом приоритетных российских разработок в этой области.

Предусмотрена работа по пересмотру всех ранее выпущенных нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов с целью устранения противоречий, отмены устаревших или дублирующих друг друга документов.

2. Координация деятельности ведомств и организаций в интересах обеспечения безопасности полетов

Это направление предусматривает скоординированный подход к решению вопросов обеспечения безопасности полетов, основной целью которого является понимание всеми участниками процесса обеспечения безопасности полетов своей ответственности за предотвращение авиационных происшествий. Для этого предлагается разработать процедуры межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов. Решения не должны приниматься без комплексного анализа их последствий.

Скоординированный подход предусматривает:

внедрение системы контроля за безопасностью полетов путем постоянного мониторинга выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов при выполнении основных производственных функций авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения;

применение в случае необходимости принудительных мер в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;

мониторинг новых технологий отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;

ведение баз данных о свидетельствах авиационного персонала, удостоверениях о летной годности воздушных судов и сертификатах организаций гражданской авиации, о нарушениях воздушного законодательства Российской Федерации и сведениях, касающихся авиационных происшествий (инцидентов);

проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях (инцидентах) и результаты оценки выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов;

информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров и конференций по данной тематике.

Для указанных целей в рамках работы Межведомственной комиссии по безопасности полетов, образованной по поручению Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N Пр-248, предусмотрено рассмотрение всех аспектов обеспечения безопасности полетов и организация ежегодной оценки выполнения требований международных стандартов и обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации. Оценка производится в соответствии со стандартными процедурами организации контроля за обеспечением безопасности полетов, предусмотренными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).

3. Совершенствование подготовки авиационного персонала

Практическое снижение влияния человеческого фактора на безопасность полетов возможно за счет реализации современных международных стандартов подготовки летного экипажа.

Повышение качества подготовки авиационного персонала предполагает использование современных комплексных тренажеров для обучения летного и диспетчерского состава и отработки навыка парирования возможных особых ситуаций, использование современных средств и методов контроля действий экипажа в полете, разработку высокого качества документации по летной эксплуатации воздушных судов и программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

В целях организации подготовки летного состава в соответствии с международными стандартами планируется закупка для образовательных учреждений гражданской авиации необходимого количества учебных воздушных судов, тренажеров и учебных пособий для первоначального летного обучения. В этих целях предусматривается разработка соответствующих предложений долгосрочного характера, которые будут включены в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы". При этом будет обеспечено введение федеральных авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств.

Федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, должны учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий.

Одним из основных условий реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов.

4. Система мер по введению в эксплуатацию современной отечественной авиационной техники и бортовых технических средств повышения безопасности полетов

Для сокращения числа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, необходимо осуществить модернизацию парка воздушных судов и обеспечить предприятия современной авиационной техникой. Обновление парка воздушных судов авиапредприятий Российской Федерации будет решаться путем приобретения воздушных судов российского производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных) либо путем приобретения воздушных судов зарубежного производства, которые не производятся в Российской Федерации.

Требования воздушного законодательства Российской Федерации по реализации международных стандартов в части безопасности полетов будут стимулировать предприятия приобретать современные отечественные воздушные суда и такие смежные изделия авиационной техники, как комплексные тренажеры и средства технического обслуживания.

Воздушным законодательством Российской Федерации предусматривается комплекс действий по оборудованию воздушных судов модернизированными регистраторами параметров полетов, системами предотвращения столкновений воздушных судов в воздухе и с землей, точной навигацией с учетом развития системы ГЛОНАСС.

В целях реализации требований воздушного законодательства Российской Федерации по сохранению летной годности воздушных судов необходимо расширить влияние результатов авторского сопровождения эксплуатации воздушных судов со стороны производителей воздушных судов для своевременного устранения опасных факторов. Это повысит эффективность организации контроля в области сохранения летной годности воздушных судов.

5. Совершенствование и развитие наземной инфраструктуры

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должна предусматриваться система мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий для максимального использования возможностей современных воздушных судов, включая полеты в сложных метеорологических условиях и сокращение интервалов эшелонирования.

Программа направлена на совершенствование метеорологического, радиотехнического и наземного обеспечения (включая обеспечение авиатопливом) с учетом в том числе перспектив и развития авиации общего назначения.

Мероприятия по развитию медицинского обеспечения полетов включают обновление нормативно-правовой медицинской документации, совершенствование предполетного (предсменного) контроля авиационных специалистов, внедрение новых видов современной оценки функционального состояния здоровья, разработку оздоровительно-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, работоспособности и продления их профессионального долголетия.

6. Формирование научно-теоретических и методических основ предотвращения авиационных происшествий и анализа эффективности принятых профилактических мероприятий

Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации.

Работы в области безопасности полетов должны основываться на выявлении, анализе и устранении (уменьшении до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов, а также последующих рисков, которые угрожают безопасности воздушных перевозок и сдерживают развитие гражданской авиации.

Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора и авиационных технологий.

Планом мероприятий предусматривается разработка методических пособий и рекомендаций в области безопасности полетов с научным обоснованием путей предотвращения авиационных происшествий на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации воздушных судов.

7. Обеспечение безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения

Мероприятия по обеспечению безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения направлены на управление процессом создания и совершенствования аэронавигационной системы с целью устранения или смягчения факторов риска и достижение установленных государством приемлемых уровней безопасности. Эти мероприятия будут осуществляться на всех этапах жизненного цикла системы: от разработки и проектирования ее компонентов до их сертификации, внедрения и эксплуатации.

Указанные мероприятия должны реализовываться во всех организационных структурах, входящих в аэронавигационную систему, а также в поддерживающих их деятельность организациях. Они ориентированы на важнейшие направления деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения в период реорганизации единой системы организации воздушного движения в аэронавигационную систему России, среди которых:

реализация комплекса мероприятий по усилению государственной поддержки в области создания и развития аэронавигационной системы России;

разработка структуры взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании для различных этапов полета воздушных судов и организационных структур аэронавигационной системы, определение их приемлемых (целевых) значений, оценка фактических значений показателей и их тенденций, реализация необходимых действий для обеспечения приемлемых значений показателей безопасности в аэронавигационной системе;

совершенствование нормативно-правового обеспечения безопасности воздушного движения;

разработка научных методов обеспечения безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании на основе моделирования рисков безопасности воздушного движения;

внедрение в практику аэронавигационного обслуживания воздушного движения передовых технических и организационных решений, одобренных Международной организацией гражданской авиации и предусмотренных Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России на основе научных методов обеспечения и управления безопасностью воздушного движения, в том числе внедрение сокращенных норм эшелонирования (RVSM), создание объединенных районов аэронавигационного обслуживания воздушного движения, формирование органов управления воздушным движением;

совершенствование профессиональной подготовки инженерно-технического и диспетчерского персонала, непосредственно обеспечивающего аэронавигационное обслуживание, а также инспекторской службы;

обеспечение повышенных требований по авиационной безопасности в связи с расширением функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России, внедрением в практику обслуживания новых технических и технологических решений;

совершенствование взаимодействия с обслуживающими подсистемами аэронавигационной системы России, в первую очередь авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения полетов, обеспечения аэронавигационной информацией с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения.

8. Обеспечение метеорологической безопасности полетов

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должны учитываться вопросы метеорологического обеспечения полетов. При этом необходимо предусматривать проведение работ по совершенствованию механизмов государственной поддержки и государственного регулирования этого направления деятельности, а также механизмов разработки и реализации новых принципов организации и осуществления метеорологического обеспечения полетов с учетом потребностей государства и авиационных пользователей.

Мероприятия по совершенствованию метеорологического обеспечения полетов воздушных судов включают в себя:

внедрение международных стандартов в практику метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации;

переоснащение сети подразделений метеорологического обеспечения гражданской авиации метеорологическим оборудованием, отвечающим международным стандартам по точности измерения метеорологических характеристик, уровню автоматизации технологических процессов сбора, обработки и передачи данных пользователю;

проведение мероприятий по централизации и оптимизации системы метеорологического обеспечения полетов;

проведение научных исследований в области модернизации метеорологического обеспечения гражданской авиации и внедрение их результатов в практику;

повышение профессионального уровня специалистов подразделений по метеорологическому обеспечению гражданской авиации;

повышение научно-технического уровня технологий для подготовки метеорологической информации;

создание нормативных правовых и методических документов.

V. Механизм реализации программы

Механизм реализации Программы направлен на совершенствование методов работы органов государственного регулирования, пользователей воздушного пространства, владельцев и производителей воздушных судов и оборудования, авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения по вопросам организации, производства и обеспечения полетов, а также на приведение их в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.

Организационное сопровождение реализации Программы осуществляет Межведомственная комиссия по безопасности полетов.

Головными исполнителями Программы являются Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство по промышленности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которые осуществляют следующие функции:

разрабатывают федеральные и ведомственные целевые программы (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);

организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации федеральных и ведомственных целевых программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают реализацию федеральных и ведомственных целевых программ и плана мероприятий.

VI. Ресурсное обеспечение и источники финансирования программы

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств) должны предусматриваться в приоритетном порядке инвестиции на реализацию проектов по подготовке авиационного персонала, создание системы поддержания летной годности воздушных судов, поддержание инфраструктуры аэропортов и объектов обслуживания воздушного движения, проведение государственного мониторинга уровня безопасности полетов, организации контроля за выполнением полетов и расследования авиационных событий. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают финансирование конкретных работ в рамках плана мероприятий.

Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией плана мероприятий, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.

VII. Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе ежегодной оценки Межведомственной комиссии по безопасности полетов. Оценка проводится в соответствии со стандартными процедурами по 8 показателям критических элементов системы организации контроля государством за безопасностью полетов, изложенными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).

Реализация Программы в течение ближайших 3-4 лет должна привести к стабилизации уровня безопасности полетов с обеспечением предпосылок роста безопасности перевозок и авиационных работ. Выполнение в полном объеме Программы позволит уменьшить частоту авиационных происшествий в Российской Федерации в 2 - 2,5 раза и, как следствие, количество жертв авиационных катастроф.

Наряду с этим существенным социальным эффектом (обеспечение безопасности граждан) будут созданы достаточные условия для повышения авторитета и привлекательности российских перевозчиков на мировом авиационном рынке, что повлечет за собой положительные экономические последствия.

Кроме того, при повышении безопасности полетов ущерб, причиняемый авиационными происшествиями и инцидентами, включая инциденты, связанные с повреждением воздушных судов и двигателей на земле, будет значительно меньшим.

Развитие гражданской авиации влечет за собой повышение спроса на квалифицированные кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников гражданской авиации, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливой части авиационного персонала в другие страны. Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных кадров гражданской авиации создаст условия для расширения возможностей профессиональной самореализации молодежи.

Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 №641-р

1. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, утвердить прилагаемую Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.

2. Минтрансу России и Росаэронавигации при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.

ТЕМА №4

Безопасность полетов Система управления безопасностью полетов.

Рассматриваемые вопросы:

1.1 Определение безопасности полетов.

1.2 Показатели безопасности полетов.

2. Основные процессы управления безопасностью полетов. Факторы опасности и факторы риска .

2.1 Основные группы фактором опасности.

2.2 Основные виды и уровни рисков.

Система управления безопасностью полетов эксплуатанта.

3.1 Политика и цели обеспечения безопасности полетов.

3.2 Управление факторами риска для безопасности полетов.

3.3 Обеспечение безопасности полетов.

3.4 Популяризация вопросов безопасности полетов


Безопасность полетов авиационно-транспортной системы

Определение безопасности полетов.

Обеспечение безопасности полетов (БП) является одной из наиболее актуальных проблем гражданской авиации.

Следует отметить, что в России существуют регионы к которым можно добраться только воздушным путем. К таким регионам относится около 60 процентов территории страны. Это определяет не только высокую значимость гражданской авиации как транспортной системы, но требование по обеспечению безопасности перевозок и авиационных работ.

При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.

В «Государственной программе обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 641-р, дано определение безопасности полетов.

«Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.»

Данная Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.

Порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов и их определение изложены в «Правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» утвержденных Правительством Российской Федерации 18 июня 1998 года Постановлением № 609.

Авиационные события подразделяются на:

Авиационные происшествия;

Авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

Производственные происшествия.


Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

Какое-либо лицо получает телесное повреждение.

Воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции.