Последние статьи
Домой / Земля / Основания заключения срочного служебного контракта. Особенности заключения и расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими Продление служебного контракта с госслужащим

Основания заключения срочного служебного контракта. Особенности заключения и расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими Продление служебного контракта с госслужащим

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Как правило, служебные контракты на неопределенный срок заключаются с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий "руководители", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты". Гражданские служащие, замещающие отдельные должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", заключают срочные служебные контракты в связи с тем, что срок их профессиональной служебной деятельности на указанных должностях гражданской службы обусловлен сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, которые реализуют в отношении них функции представителя нанимателя или для обеспечения деятельности которых учреждаются эти должности гражданской службы. Например, к таким должностям гражданской службы относятся должности начальников самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, помощников (советников) президента РФ, председателя Правительства РФ и его заместителей, министров Правительства РФ, председателя Государственной думы и его заместителей, депутатов Государственной думы, председателя Совета Федерации и его заместителей, членов Совета Федерации.

2. Срочный служебный контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет, если иное не установлено положениями комментируемого Федерального закона. Однако возможны ситуации, когда срочные служебные контракты с гражданскими служащими заключаются на срок полномочий лица, замещающего государственную должность, который может выходить за указанные временные рамки. Например, это касается помощников депутатов. В частности, согласно ст. 37-38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Срочный служебный контракт заключается на основании заявления помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной думы и представления члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, а также на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания Российской Федерации на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной думы.

3. При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок. К правовым основаниям заключения срочного служебного контракта отнесены случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ч. 6 ст. 24 комментируемого Федерального закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

4. Основные случаи заключения срочного служебного контракта на гражданской службе перечислены в ч. 4 комментируемой статьи. К ним относятся:

1) замещение отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Перечень отдельных должностей гражданской службы категории "руководители" нормативными правовыми актами РФ не определен. Срочный служебный контракт может заключаться с лицами, назначаемыми на должности гражданской службы категории "руководители", в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом условий (специфики) прохождения гражданской службы. При этом следует учитывать отдельные особенности, предусмотренные для гражданских служащих, заключивших срочный служебный контракт. Так, к примеру, при заключении срочного служебного контракта конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится (п. 3 ч. 2 ст. 22). Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители", не подлежат аттестации в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт (ч. 3 ст. 48). Кроме того, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители", он может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом (ч. 4 ст. 35);

2) замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой в соответствии с ч. 14 ст. 50 комментируемого Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте;

8) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Данная правовая норма носит императивный характер, т.е. не предусматривает иных вариантов решения. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.

Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.

В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом. После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.

Имеются некоторые особенности при перезаключении контракта с лицами, назначение которых на должность федеральной государственной гражданской службы и освобождение от должности производится Правительством РФ. Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230 с указанными лицами перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия председателя Правительства Российской Федерации руководителями, наделенными полномочиями представителя нанимателя.

6. В отношении установленного ч. 6 комментируемой статьи предельного возраста нахождения на гражданской службе в настоящее время развернулась дискуссия о целесообразности его продления для определенных категорий должностей. В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ.

В этой связи следует отметить, что в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., предполагалось не устанавливать предельный возраст пребывания на гражданской службе для гражданских служащих, замещающих должности категории "помощники (советники)".

Частью 7 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность использования потенциала опытных работников, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, на должностях, не являющихся должностями гражданской службы, которая руководителями государственных органов реализуется крайне редко.

7. В качестве наиболее распространенных в государственных органах нарушений комментируемой статьи можно назвать следующие:

1) в отдельных государственных органах сложилась не соответствующая положениям Федерального закона практика "временного продления служебного контракта с государственным гражданским служащим на определенный срок" и "временного назначения на должность". Имеются случаи "исполнения обязанностей" по должности гражданской службы;

2) с гражданскими служащими, достигшими 60 лет, срок служебного контракта продлевается на несколько месяцев, что противоречит ч. 5 ст. 25 федерального закона, согласно которой с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет;

3) имеет место замещение должностей гражданской службы гражданскими служащими, достигшими предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет и старше);

4) с гражданскими служащими, достигшими возраста 60 лет, неправомерно оформляются письменные дополнительные соглашения к служебному контракту. Между тем согласно ч. 5 ст. 25 Федерального закона с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет;

5) в отступление от требований Указа Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 допускается заключение срочных служебных контрактов без указания причины заключения такого контракта.

Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником. В отличие от обычных , которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства. Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.

Что такое срочный контракт на госслужбе

Законодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:

  1. На неопределенный (обычно до наступления пенсионного возраста).
  2. На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).

Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель - создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.

Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет. Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения. К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:

  • граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
  • лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
  • выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
  • граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
  • лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
  • граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
  • служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
  • сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
  • служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;
  • другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.

Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.

Испытательный срок

Испытательный срок в срочном контракте на госслужбе

Когда подписывается распоряжение и заключается срочный контракт с государственным служащим, наниматель вправе предусмотреть срок для такого работника. Период такого испытания может длиться от трех месяцев, но не должен превышать больше одного года. Отсутствие такой нормы в распорядительном документе о зачислении на работу и в срочном контракте означает, что сотрудник принят на службу без испытания.

Во время испытательного срока на нового служащего распространяются все действующие нормы законодательства, регулирующего гражданскую службу без каких-либо поблажек. При этом пока не закончится испытание, гражданский служащий не сможет получить классный чин.

В случае если замещение должности осуществляется за счет перевода другого государственного служащего из иного подразделения, ему также могут устанавливать испытательный срок. При этом его длительность не должна превышать 6 месяцев со дня назначения на должность. Временная нетрудоспособность, а также периоды, когда служащий не выполнял возложенные на него обязанности, вычитаются из периода испытания, установленного для данной должности.

Важно отметить, что на законодательном уровне установлен перечень лиц, относительно которых наниматель не имеет права устанавливать испытательный срок, когда оформляет трудовые отношения. В эту категорию вошли:

  • женщины в состоянии беременности;
  • выпускники профильных учебных заведений, которые по окончании учебы впервые нанимаются на работу по целевому направлению;
  • граждане, нанимающиеся на работу на определённый срок в качестве руководителей либо советников;
  • служащие, принятые на работу по переводу, если их основное место работы сокращено, организация реорганизована, либо вовсе ликвидирована;
  • другие категории, когда это прямо предусмотрено законом.

Помните, наниматель имеет полное право до утверждения нового работника в постоянной должности проверить его профессиональные навыки. И если они не соответствует необходимым требованиям, то по окончании периода испытательного срока сотрудник подлежит увольнению.

Какие документы нужны для заключения контракта

Документы для трудоустройства на госслужбу

Чтобы поступить на государственную службу, гражданин обязан подготовить стандартный пакет документов, которые в дальнейшем предъявляются нанимателю. Как правило, документы должны предоставляться в оригинале (при необходимости уже непосредственно на месте с них снимаются копии и делается соответствующее заверение).

В перечень необходимых документов входят:

  1. Собственноручно написанное заявление, в котором гражданин просит зачислить его на конкретную должность государственной службы с обозначением периода такой работы.
  2. Заполненную лично с собственной подписью анкету по установленной форме.
  3. Паспортный документ.
  4. (исключение составляют случаи, когда гражданин поступает на работу впервые и до этого времени трудовой книжки у него еще не было).
  5. Имеющееся у работника страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (исключения также для лиц, поступающих на службу первый раз сразу после учебы).
  6. Документ, подтверждающий, что гражданин стоит на учете в налоговых органах России по месту его фактической регистрации.
  7. Документы воинского учета. Касается исключительно военнообязанных лиц, которые должны призываться на воинскую службу.
  8. Информацию относительно получаемых доходов, имеющегося имущества и обязательств, которые с этим связаны в порядке, предусмотренном законодательством.

Помните, наниматель имеет право требовать только те документы, которые прямо предусмотрены в законе. При этом в зависимости от характера и условий прохождения гражданской службы, федеральными законами описанный выше перечень может дополняться, но базовый набор остается неизменным.

Отсутствие полного пакета документов является формальным поводом отказа в удовлетворении просьбы гражданина принятия его на государственную службу. В то же время, если на должность предусматривается конкурсный набор, могут требоваться некоторые дополнительные сведения, раскрывающие потенциал конкретного кандидата.

Обычно их можно получить с его анкеты и других информационных документов. Поэтому изначально необходимо ответственно подходить к их подготовке.

Базовые условия контракта

Базовые условия контракта на госслужбе

Контракт – это двухсторонний документ между нанимателем и служащим, который фактически устанавливает для сторон «правила» игры на весь период действия такого документа. Кроме традиционных разделов, регулирующих права и обязательства, сюда также в обязательном порядке включаются такие позиции:

  • четкое наименование организации, а также должности, что занимает гражданин на государственной службе;
  • дата, когда сотрудник начинает выполнять свои должностные функции;
  • должностной регламент, полномочия и обязательства служащего, на которого возложены эти обязанности;
  • все виды, а также конкретные условия страхования, полагающиеся гражданскому служащему по этой должности;
  • полномочия и мера ответственности нанимателя относительно служащего;
  • что полагается работнику во время выполнения служебных обязанностей, все доступные , льготы за работу в сложных, тяжелых, опасных, вредных условиях;
  • общий режим работы учреждения, а также конкретный режим для служащего (если он отличается от того, какой установлен в этой организации);
  • условия социального страхования по конкретной должности;
  • подпадает ли эта должность под перечень должностей, где предусматривается ротация.

Дополнительно в служебных контрактах могут предусматриваться и другие ключевые позиции. Здесь все зависит от условий прохождения службы, сложности и ответственности за выполняемую работу. В частности, к таким дополнительным условиям относят:

  • необходимость введения испытательного срока;
  • обязательство не разглашать коммерческую, служебную или государственную тайну (если по своей должности работник будет сталкиваться с такими сведениями);
  • обязательство гражданина отработать определённый срок после окончания учебного заведения, где он проходит учебу за бюджетные деньги по целевой программе;
  • личные показатели конкретных достижений в процессе работы, когда служащему будет насчитываться дополнительная поощрительная оплата труда;
  • другие условия, благодаря которым позиция служащего в процессе выполнения трудовых функций может улучшаться.

Помните, в дальнейшем любой спор между администрацией и работником будет рассматриваться исключительно исходя из условий заключённого им контракта.

Поэтому здесь необходимо учитывать все ключевые условия, которые в дальнейшем могут стать основанием для полноценного выполнения работником возложенных на него функциональных обязанностей.

Прекращение действия контракта

Расторжение контракта на госслужбе: варианты

Государственный служащий, как и любой другой работник, может прекратить действие контракта по своей инициативе либо же быть уволенным на основании действующего законодательства досрочно (либо по истечении срока действия). При этом законом предусматриваются определённые моменты, которые следует соблюдать в процессе прекращения действия контракта. Здесь следует выделить такие нюансы:

  1. Прекращение контракта по соглашению сторон. В этом случае стороны самостоятельно договариваются о периодах прекращения действия контракта. Каких-либо сроков законодательством не установлено.
  2. Когда контракт прекращается досрочно по инициативе сотрудника. Здесь потребуется предупредить письменно работодателя за две недели до дня, когда сотрудник собирается уволиться.
  3. По инициативе нанимателя. Такое прекращение не требует выдерживания определённого периода предупреждения сотрудника. Вместе с этим, чтобы досрочно уволить гражданина с государственной службы должны быть веские основания, исчерпывающий перечень которых устанавливается законодательно. Если их игнорировать – сотрудник будет восстановлен в должности через суд, а наниматель выплатит ему вынужденный прогул.
  4. По окончании действия срочного контракта. Здесь законодатель предусматривает обязанность нанимателя письменно уведомить работника за семь дней до окончания контракта о том, что дальше служебные отношения с ним продлеваться не будут. Предоставлять какие-либо пояснения по этому поводу не требуется.
  5. В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть восстановление в должности работника, который в прошлом занимал эту должность, призыв сотрудника на воинскую службу, когда работника избрали на другую должность либо же возникли другие чрезвычайные обстоятельства. оформляется по факту события.

Помните, процедура увольнения четко урегулирована на законодательном уровне. И ее несоблюдение может стать причиной судебных разбирательств и компенсационных выплат работнику за неправомерные действия со стороны администрации.

Когда можно заключить срочный трудовой договор, смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой


Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Срочный служебный контракт заключается в случае: 1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»; 2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы; 3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы; (в ред.

Статья 25. срок действия служебного контракта

Из смысла статьи 25 Закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт. Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу. Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна.
Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в пункте 8 части 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

5.3. срок действия служебного контракта

Начальник таможенного органа за три месяца должен предупредить сотрудника об истечении контракта и возможности его увольнения. При наличии заявления сотрудника о заключении контракта руководитель структурного подразделения готовит характеристику не позднее, чем за два месяца до окончания контракта и направляет в кадровое подразделение таможенного органа. Начальник таможенного органа принимает решение о заключении (незаключении) контракта на новый срок не позднее, чем за месяц до окончания контракта.
Следует отметить, что в Законе о службе в таможенных органах, в Приказе ФТС России от 01.12.2008 N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» не сформулированы основания для незаключения контракта.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт?

Статья 25 Закона о государственной гражданской службе: «1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. 2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4.

An error occurred.

С гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категорий «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, может быть заключен срочный служебный контракт до окончания срока полномочий указанного лица. По достижению гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия гражданина, может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Срочный служебный контракт заключается на срок

Срочный служебный контракт заключается сроком от 1 года до 5 лет в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Законом.3. Срочный служебный контракт заключается в случае:1) замещения следующих должностей категории «руководители»:а) руководители и заместители руководителей органов исполнительной власти города Москвы;б) руководители и заместители руководителей структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

Закон о госслужбе: статья 25. срок действия служебного контракта

В случае заключения служебного контракта, в нём обязательно указывается его срок действия. Согласно ст. 25 закона о государственной гражданской службе, определены следующие виды служебных контрактов: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. Служебный контракт на неопределенный срок согласно указанного закона имеет срок - достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Согласно ст. 39 закона, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно ст.

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим

В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ. В этой связи следует отметить, что в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., предполагалось не устанавливать предельный возраст пребывания на гражданской службе для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)». Частью 7 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность использования потенциала опытных работников, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, на должностях, не являющихся должностями гражданской службы, которая руководителями государственных органов реализуется крайне редко.


7.

Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается на срок

В отношении гражданских служащих, в зависимости от срочности, установлены два вида служебных контрактов: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт. Однако если рассматривать ст. 25 Закона о государственной гражданской службе в системе с положениями ст. ст. 39 и 25.1 указанного Федерального закона, то можно сделать вывод о том, что служебный контракт на неопределенный срок имеет срок — достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет.

Согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно ст.

Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим заключается на срок

Внимание

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в каких случаях заключается срочный служебный контракт с начальниками и зам. нач. отделов территориального налогового органа. В праве ли Управление налоговой службы по субъекту РФ требовать заключение таких контрактов, когда с нами уже заключены бессрочные контракты? Если да, то на основании каких нормативных актов? Вопрос относится к городу Кизилюрт Если эти должности избираемые то на время избрания, если нет, то по умолчанию тр. договор д.б. бессрочным. Здравствуйте! Статья 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: 1.


Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. 2.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок. Служебный контракт является важнейшим документом государственного гражданского служащего при прохождения им службы в государственном органе, именно в нём указаны права и обязанности сторон, существенные условия контракта, а также срок действия его. Содержание служебного контракта составляют существенные и другие условия.

К существенным относятся условия, наличие которых является обязательным для признания служебного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения.

Нормы трудового права (Трудовой кодекс)

Часть 1 статьи 59 - на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы

Часть 2 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта

Часть 4 статьи 59 - с лицами, направляемыми на работу за границу

Часть 4 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ

Часть 7 статьи 59 - с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой

Часть 5 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 - замещение временной должности гражданской службы

Часть 9 статьи 59 - в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц в органах государственной власти

Часть 1 пункта 4 статьи 25 - замещение отдельных должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» , к которым отнесены должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти, их подразделений (в т. ч. территориальных) и представительств, замещаемые на определенный срок. Перечень должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, законодательством не установлен . Вместе с тем такой перечень должностей может быть определен представителем нанимателя в каждом конкретном случае, при этом главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления служебных отношений на неопределенный срок.

Специфическим основанием заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда. В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона № 79-ФЗ особый порядок оплаты труда некоторых государственных служащих производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Приведенный перечень специфических правовых оснований заключения срочного служебного контракта не является исчерпывающим, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи. Таким случаем, например, является заключение срочного служебного контракта (на срок от одного года до пяти лет) с государственным служащим, достигшим возраста 60 лет, с которым ранее уже был заключен служебный контракт на неопределенный срок (ч. пятая ст. 25 Закона № 79-ФЗ).

Эта норма вызывает наибольшее количество вопросов у работников кадровых служб органов государственной власти. Дело в том, что закон четко не определяет, что следует понимать под перезаключением служебного контракта. Касаются ли вносимые в служебный контракт изменения только его сроков или и иных его условий? Допускается ли неоднократное продление срочного служебного контракта в рамках предельного возраста пребывания на гражданской службе? Прямых указаний на однократность заключения срочного служебного контракта, так же как и прямых запретов на его неоднократное продление, закон не содержит. Пока единственным критерием при решении этого вопроса является заинтересованность органа государственной власти в том или ином государственном служащем.

Комментарий чиновника

Александр САФОНОВ,

директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России:

Нам часто поступают вопросы по применению части 5 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», в частности, обязан ли представитель нанимателя перезаключить служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, или же он имеет право уволить служащего, достигшего возраста 60 лет. Никаких законных оснований увольнения гражданского служащего до достижения им возраста 65 лет (то есть предельного возраста пребывания на гражданской службе) не существует. В то же время достижение гражданским служащим 60-летнего возраста - это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Законодатель не ограничивает количество заключения срочных служебных контрактов с гражданским служащим, и в этой связи представитель нанимателя самостоятельно должен решать вопрос о сроке, на который продляются служебные отношения с гражданским служащим, руководствуясь при этом как деловыми качествами гражданского служащего, так и состоянием его здоровья. При этом следует учитывать, что заключение срочного служебного контракта на один год обязательно.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию.

Интересная правовая коллизия возникает при поступлении на гражданскую службу граждан, достигших возраста 60 лет. Эта ситуация способна поставить правоприменителей в тупик, так как законом она никак не урегулирована. Из смысла статьи 25 Закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт. Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу. Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна.

Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в пункте 8 части 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, абзац 14 статьи 59 Трудового кодекса содержит норму, указывающую, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с пенсионерами по возрасту, что является отчасти правовой основой заключения срочного служебного контракта в данном случае.

Статья 25 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом .

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Статья 10 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона .

2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.

7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой".

В отношении гражданских служащих, в зависимости от срочности, установлены два вида служебных контрактов:

служебный контракт на неопределенный срок;

срочный служебный контракт.

Однако если рассматривать ст. 25 Закона о государственной гражданской службе в системе с положениями ст. ст. 39 и 25.1 указанного Федерального закона, то можно сделать вывод о том, что служебный контракт на неопределенный срок имеет срок - достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Согласно ст. 25.1 гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя. С гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не более чем до 70 лет.

Частью 2 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет. Таким образом, законодатель устанавливает минимальный и максимальный срок действия срочного служебного контракта для гражданских служащих. Вместе с тем комментируемой статьей предусмотрены иные сроки служебного контракта (например, в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 35 срочный служебный контракт может быть заключен на время выполнения определенного задания; период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы).

Случаи заключения срочного служебного контракта с гражданскими служащими установлены в положениях ч. ч. 3 и 4 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе.

В отношении категории сотрудников таможенных органов Законом о службе в таможенных органах не предусмотрена возможность заключения бессрочных служебных контрактов. При этом законодатель четко фиксирует сроки действия служебного контракта, не прибегая к установлению минимального и максимального срока.

Контракт заключается между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

При этом истечение срока действия служебного контракта является основанием прекращения служебных отношений и увольнения сотрудника таможенного органа. Начальник таможенного органа за три месяца должен предупредить сотрудника об истечении контракта и возможности его увольнения. При наличии заявления сотрудника о заключении контракта руководитель структурного подразделения готовит характеристику не позднее, чем за два месяца до окончания контракта и направляет в кадровое подразделение таможенного органа. Начальник таможенного органа принимает решение о заключении (незаключении) контракта на новый срок не позднее, чем за месяц до окончания контракта.

Следует отметить, что в Законе о службе в таможенных органах, в Приказе ФТС России от 01.12.2008 N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" не сформулированы основания для незаключения контракта.

Таким образом, принятие решения о продолжении служебных отношений и о заключении служебного контракта на новый срок оставлено на усмотрение представителя нанимателя, что, в свою очередь, нарушает принцип стабильности государственной службы и создает почву для злоупотреблений со стороны начальника таможенного органа.

Несмотря на это, позиция высших судебных инстанций подтверждает "правомерность" сложившейся ситуации. Например, Конституционный Суд РФ определил, что правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, как указывает суд, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена. Такой подход поддержал в своем решении и Верховный Суд РФ.

Подводя итог, отметим, что законодатель по-разному установил требования к срочности служебного контракта в зависимости от категории государственных служащих таможенных органов. Если для сотрудников таможенных органов срок действия служебного контракта является безоговорочным условием, то для категории гражданских служащих срок даже не входит в число существенных условий служебного контракта и в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

5.3. Срок действия служебного контракта