Последние статьи
Домой / Земля / Деятельность 4 госдумы кратко. Четвертая государственная дума

Деятельность 4 госдумы кратко. Четвертая государственная дума

Г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Государственной думы был несколько левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В.К. Саблер предложил епископу Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова) (впоследствие снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского) . В числе депутатов были сщмч. протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В.П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульманская группа, которую составили 6 депутатов.

Открытие IV Государственной думы состоялось 15 ноября г. Председателем был избран М.В. Родзянко , с программной речью выступил В.Н. Коковцов . Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры православной».

Вновь были образованы комиссии по вероисповедным вопросам (председатель - националист З.М. Благонравов) и по делам православной Церкви (председатель - Львов). В начале работы Дума вынесла постановление о том, что займется рассмотрением законопроектов, не принятых во время предыдущего созыва, в частности по религиозной тематике: «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «О римско-католических монастырях» и др. Но уже 7 декабря Министерство внутренних дел изъяло эти законопроекты на доработку.

В этот момент в Петрограде началась Февральская революция 1917 г. 27 февраля совет старейшин Думы образовал Временный комитет Государственной думы (во главе с

После роспуска 2-й Государственной думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в 3-ю Государственную думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. 3-я Дума стала единственной в истории Российской империи, которая отработала отведенный ей срок - пять сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Состав 3-й Государственной думы: 148 центристов из «Союза 17 октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в 3-й Государственной думе полностью зависел от октябристов. Они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял . При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед 3-й Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. По национальному вопросу в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в 4-ю Государственную думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов - 442, председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по-прежнему выполняли функции центра, однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В 4-й Думе, как и в 3-й, были возможны два большинства: право-октябристское (283 депутата) и октябристско-кадетское (225 депутатов) - оно и стало преобладающим в работе 4-й Государственной думы. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов и представители Государственного совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4-ю Думу.

1 (14) ноября 1907 г. начала работу Третья Государственная дума, единственная из четырёх в Российской империи, проработавшая весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок.

3 (16) июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую - мелкая буржуазия и городская интеллигенция.

Выборы в Третью Государственную думу проходили осенью 1907 г. Общее число депутатов было сокращено с 518 до 442 человек. Третья Государственная дума по своему составу оказалась гораздо правее двух предыдущих: большинство составляли октябристы - 154 депутата, правые и умеренно правые получили 121 мандат, кадеты - 54. Председателем Думы был избран октябрист Н. А. Хомяков, которого в марте 1910 г. сменил крупный купец и промышленник октябрист А. И. Гучков ; в 1911 г. место председателя Думы занял лидер октябристов М. В. Родзянко .

В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

За время своей работы Дума провела более 600 заседаний, рассмотрела около 2,5 тыс. законопроектов, из которых подавляющее большинство было внесено правительством. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора в июне 1912 г.

Лит.: Аврех А. Я. Столыпин и третья Дума. М., 1968; Выборы в I–IV Государственные думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы). М., 2008; Государственная Дума: III созыв - 3-я сессия. Справочник 1910 г. СПб., 1910. Вып. 2; Из «Положений о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года» (Именной высочайший указ правительствующему сенату от 3 июня 1907 г.) [Электронный ресурс] // Руниверс. Б. д. URL : http ://www .runivers .ru /doc /d 2.php ?SECTION _ID =6776&CENTER _ELEMENT _ID =147282&PORTAL _ID =7138 ; Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906-1917. Пермь, 1995 .

См. также в Президентской библиотеке:

Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. Ч. 3: Рассмотрение государственных росписей. СПб., 1912 ;

Стенографические отчёты...: Ч. 1 / Гос. дума, 3-й созыв. 1907-1908 гг. Сессия 1-я. СПб., 1908. Т. 2: Приложения к Стенографическим отчётам Государственной Думы: (№№ 351-638). 1908 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия вторая. СПб., 1908-1909. Т. 1: Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы: (№№ 1-219). 1909 ;

Стенографические отчёты / Государственная дума. 3-й созыв. 1909-1910 гг. Сессия 3-я. СПб., 1910. Т. 3: Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Третий созыв. Сессия третья и принятые Государственной думой формулы перехода к очередным делам: 1909-1910 гг. (№№ 439-562). 1910 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия четвёртая. СПб., 1910-1911. Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 1 5. 1911 ;

Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 1: (№№ 1-143). 1910 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия четвёртая. СПб., 1910-1911. Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 4: (№№ 285-439). 1911 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия четвёртая. СПб., 1910-1911. Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 5: (№№ 440-620). 1911 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 2: (№№ 211-350). 1912 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 3: (№№ 351-500). 1912 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 5: (№№ 671-861). 1912 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Ч. 4: Особое приложение № 2 к стенографическому отчёту 153-го заседания Государственной Думы: проекты законов, одобренных по докладам редакционной комиссии. 1912 ;

Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 1-5. 1912 .

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ТРЕ́ТЬЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА - российский представительный законодательный орган, действовавший с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 года; всего состоялось пять сессий (см. ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ) . Третья Государственная дума просуществовала пять лет - весь отведенный ей по закону срок. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 года (Третьеиюньский переворот) были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих - в 2,5 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства в Государственной Думе. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков, по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляла крупные собственники, вторую - мелкая буржуазия и городская интеллигенция. Из шести депутатов, избранных по рабочей курии, было четверо большевиков (Н.Г. Полетаев, М.В. Захаров, С.А. Воронин, П.И. Сурков). К большевикам примыкали депутаты И.П. Покровский и А.И. Предкальн. Общее число депутатов Государственной думы сокращалось до 442.
Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. В первую сессию дума насчитывала крайне правых депутатов - 50, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, «прогрессистов» - 28, кадетов - 54, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло -11, трудовиков - 14, социал-демократов - 19. Председателем Третьей Государственной думы был избран октябрист Н.А. Хомяков, с марта 1910 года этот пост занимал А.И. Гучков, а с 1911 года - октябрист М.В. Родзянко. Ни одна их партий (см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ) не имела в Государственной думе большинства голосов, итоги голосования зависели от позиции партии «Семнадцатого октября», ставших вместо кадетов фракцией «центра». Если октябристы голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (примерно 300 депутатов), если совместно с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское (более 250 депутатов). В целом октябристы поддерживали политику правительства П.А. Столыпина. умело лавировали, когда надо было провести те или иные решения правительства. В зависимости от обстоятельств они блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название «октябристского маятника». За время своей работы дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Значительная часть законопроектов касалась малозначительных вопросов, получивших название «законодательной вермишели». Важнейшими законами, принятыми Третьей Государственной думой были законы об аграрной реформе (от 14 июня 1910), о введении земства в западных губерниях (1910).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА" в других словарях:

    Российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912. Для проведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая Дума. По новому избирательному закону от 3… … Политология. Словарь.

    Государственная Дума России: исторический экскурс - 24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии единороссы, эсеры, либерал демократы и КПРФ. В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), высший законодательный представительный орган России (1906 1917). Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской … Энциклопедический словарь

    Государственная дума Российской империи IV созыва … Википедия

    Государственная дума Российской империи III созыва … Википедия

    Не следует путать с Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации У этого термина существуют и другие значения, см. Государственная дума (значения). Государственная дума Российской империи … Википедия

    Не следует путать с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн. Государственная дума Российской… … Википедия

    Не следует путать с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн. Государственная дума Российской… … Википедия

При сравнении нового Положения о выборах со старым бросается в глаза то, что новое Положение гораздо более конкретно. Если закон 1905 г. включал 62 статьи (разбитых на главы), то третьеиюньский закон состоял уже из 147 статей (пять глав). Увеличение количества статей было направлено в первую очередь на сокращение электората и его реструктуризацию в выгодном для власти направлении. Государственная дума теперь насчитывала 442 депутата, в то время как раньше 524. Уменьшение было вызвано главным образом тем, что сократилось представительство от национальных окраин.

Прежде всего были существенно изменены нормы представительства от различных классов населения в целях обеспечения подавляющего большинства мест в Государственной думе имущим классам. Число выборщиков от помещиков было увеличено до 51%, крестьянство могло избрать только 22% выборщиков и послать в Думу 53 своих депутатов (по одному от каждой губернии европейской части России), рабочему классу было предоставлено избирательное право только в 42 губерниях из 53, но избрание депутатов по рабочей курии обеспечивалось лишь в 6 губерниях (Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской). Согласно новому Положению один выборщик избирался теперь помещиками от 230 избирателей (ранее – от 2 тысяч), крупной буржуазией – от 1 тысячи избирателей (ранее – от 4 тысяч), мелкой буржуазией, чиновничеством, интеллигенцией – от 15 тысяч, крестьянами – от 60 тысяч (ранее – от 30 тысяч) и рабочими – от 125 тысяч (ранее – от 90 тысяч). Значительно были урезаны избирательные права национальных окраин. На тех территориях (Средняя Азия, Закавказье, Польша), где, по мнению Николая II, «население не достигло достаточного развития гражданственности», выборы в Думу были временно приостановлены, либо существенно (на две трети) сокращено количество мандатов. Например, от Польши можно было выбрать только 12 депутатов вместо 29, от Кавказа – 10 депутатов вместо 29.

Изменен был и порядок выборов депутатов в Думу. Выборы проводились не по соответствующим куриям, а на губернских избирательных собраниях, где тон задавали помещики. Это давало возможность провести в депутаты Думы по крестьянской курии наиболее «надежных» крестьян.

Кроме того, закон 3 июня давал министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и делить избирательные собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самостоятельного избрания выборщиков по самым произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному. Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных ему депутатов.


III Государственная дума по своему составу оказалась значительно правее двух предыдущих, так, «242 депутата (около 60% ее состава) являлись землевладельцами и только 16 депутатов были из ремесленников и рабочих. По партийному составу депутаты распределялись следующим образом: крайне правые – 50 депутатов, умеренно правые и националисты – 97, октябристы и примыкающие к ним – 154, прогрессисты - 28, кадеты – 54, мусульманская группа – 8, литовская группа – 7, польское коло – 11, трудовики – 13, социал-демократы – 19».

Таким образом, распределение политических сил было следующим: «32% - “правые депутаты” - поддерживающе правительство, 33% - октябристы – поддерживающие предпринимателей (крупных промышленников, финансовую буржуазию, либеральных помещиков, состоятельную интеллигенцию). Они составили центр. 12% - кадеты, 3% трудовики, 4,2% социал-демократы и 6 % от национальных партий, они заняли “левый” фланг». Результаты голосования зависели от того, куда качнется “центр”. Если вправо, то образовывалось “право-октябристское” большинство (300 голосов), поддерживающее правительство. Если влево, то создавалось “кадетско-октябристское” большинство (примерно 260 голосов), готовое к реформам либерально-демократического характера. Так сложился парламентский маятник, позволяющий правительству Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между “правыми” и кадетами, то усиливая репрессии, то проводя реформы.

Наличие двух этих большинств определяло характер деятельности III Думы, обеспечив ее «работоспособность». За пять лет ее работы (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из
которых подавляющее большинство было внесено правительством (депутаты внесли всего 205 законопроектов). Думой было отклонено 76 проектов (кроме того, некоторые проекты законов были отозваны министрами). Из принятых Думой законопроектов 31 проект отклонил Государственный совет. Кроме законодательства Дума занималась и запросами, большинство которых выдвигались левыми фракциями и кончалось, как правило, ничем.

Председателем III Думы был избран октябрист Н.А.Хомяков, которого в марте 1910 г. сменил крупный купец и промышленник октябрист А.И.Гучков, а в 1911 г. – М.В.Родзянко. III Государственная Дума начала свою работу 1 ноября 1907 г. и действовала до 9 июня 1912 г., то есть почти весь срок отпущенных ей полномочий. Применительно к этому периоду можно говорить об относительно стабильном и упорядоченном механизме функционирования законодательной палаты.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Все поступавшие в Думу законопроекты прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание составляло предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Согласно принятой процедуре каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Основным содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос. Добившись социальной опоры в лице этого коллегиального органа, правительство наконец приступило к его
использованию в законодательном процессе. 14 июня 1910 года был издан
одобренный Думой и Государственным советом и утвержденный императором
аграрный закон, в основу которого был положен столыпинский указ от 9
ноября 1906 г. с изменениями и дополнениями, внесенными правооктябристским большинством Думы. Практически этот закон был первым фактом участия Государственной думы в законодательном процессе за всю историю ее существования. В деятельности III Думы бюджетные вопросы занимали большое место. Однако попытка Думы вмешаться в процесс рассмотрения бюджета закончилась неудачей - 24 августа 1909 г. Николай II принял правила "О порядке применения статьи 96 Основных Государственных законов", согласно которых вопрос о военных и морских штатах вообще был изъят из компетенции Думы.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 года закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой Холмской губернии (в которой наряду с польским населением в основном проживало русское), что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное отношение вызвало проведённое Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.

О характере законотворческой деятельности III Государственной Думы
можно судить по перечню принятых ею законов: «Об усилении кредита на
тюремно-строительные надобности», «Об отпуске средств на выдачу пособий чинам общей полиции и корпуса жандармов», «О распределении между казной и казачьими войсками расходов по тюремной части в области Кубанской и Тверской», «О порядке отопления и освещения мест заключения и отпуске на эти надобности потребных материалов», «О полицейском надзоре в Бельагачской степи», «Об утверждении тюрем в городах Мерве и Красноярске, Закаспийской области и Актюбинске, Тургайской области», «Об утверждении в городе С-Петербурге женской тюрьмы» и др. Содержание перечисленных нормативных актов – свидетельство не только реакционности Думы, но и зачастую второстепенности рассматриваемых ею вопросов, хотя в стране продолжаются стачки и растет недовольство существующим положением дел. Однако, нужно отметить, что Правительство во многом противостояло принятию тех или иных законов, ожидаемых обществом. Так, например, Государственный совет не поддержал еще один, не менее важный законопроет о введении всеобщего начального образования в империи. Законопроект был представлен Думе уже во время первой сессии, 8 января 1908 г., законопроект был принят Государственной думой 19 марта 1911 г. Однако Госсовет не согласился с приведенной сметой, также принципиальное разногласие вызвал вопрос о финансировании церковно-приходских школ. Созданная согласительная комиссия не пришла к единому мнению, и Дума не приняла изменений Госсовета, а тот, в отместку, отклонил законопроект целиком 5 июня 1912 г.

А между тем, перед Государственной думой стояла и еще одна важная социальная проблема - разработка и принятие законов, улучшающих положение рабочего класса.

Еще в 1906 г. было создано Особое совещание под председательством министра торговли и промышленности Д.А.Философова, призванное выработать законопроекты для решения "рабочего вопроса". Совещание предложило десять законопроектов: "1) страхование болезней, 2)страхование несчастных случаев, 3) страхование инвалидности, 4) сберегательные кассы обеспечения, 5) правила о найме рабочих, 6) рабочее время, 7) врачебная помощь, 8) меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ, 9) промысловые суды, 10) фабричная инспекция и фабричные присутствия." Законы предназначались для внесения еще во II Государственную Думу, но в связи с событиями, изложенными ранее, это было отложено. Только в июне 1908 г. страховые законопроекты поступили в III Думу, рабочая же комиссия к их рассмотрению приступила через год, и лишь в апреле 1910 г. они попали в повестку дня Думы. В Думе развернулись острые прения. С резкой критикой обсуждаемых законопроектов выступали социал-демократы. Но большинство депутатов, естественно, не прислушались к доводам социал-демократов и приняли законопроекты, согласно которым: 1) страхование касалось лишь несчастных случаев и болезней; 2) размер вознаграждения при полном увечье составлял лишь ⅔ заработка; 3) страхование охватывало только шестую часть от общего числа рабочих ("за бортом" страхования остались целые области, например Сибирь и Кавказ, и целые категории рабочих, например, сельскохозяйственные, строительные, железнодорожные, почтово-телеграфные). Эти законопроекты не могли устроить рабочий класс и снять напряжение в обществе. 23 июня 1912 г. утвержденные царем законопроекты вступили в действие.

III Государственная Дума проработала положенные ей пять лет и была распущена императорским указом от 8 июня 1912 г.

В механизме функционирования Думы были и сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Государственный совет были распущены на 3 дня). Если характеризовать третью Думу «персонально», вне связи с последующими событиями, и в увязке с ними, то ее можно назвать «недостаточной достаточностью». Такое определение уместно, потому что наиболее полно отражает роль и значение III Думы в российской истории. «Достаточной» она была в том смысле, что ее состав и деятельность были достаточны для того, чтобы «отслужить», не в пример всем остальным Думам весь срок своих полномочий. На первый взгляд III Дума – самая благополучная из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно “скончались” по указу царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет и вызывала не только критические высказывания современников в свой адрес, но и слова одобрения. И все-таки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале. «Продолжение курса III Думы в последующих Думах при внешнем и внутреннем покое России, снимало с «повестки дня» революцию. Так вполне здраво судили не только Столыпин и его сторонники, но и их противники и судят многие современные публицисты». Но все же эта совокупная «достаточность» оказалась недостаточной, для того, чтобы III Дума притушила революционно-оппозиционное движение, которое в экстремальных условиях могло выйти из-под контроля, что и произошло во время IV Думы.