Последние статьи
Домой / Покупка / Где получить разрешение на воздушные полеты квадрокоптера. Как получить разрешение на полет квадрокоптера или дрона

Где получить разрешение на воздушные полеты квадрокоптера. Как получить разрешение на полет квадрокоптера или дрона

Приветствуем всех читателей, которые так или иначе проявляют интерес к техническим достижениям гражданской авиации! В настоящее время актуальной становится тема оформления приобретаемых беспилотников – особый интерес вызывает регистрация квадрокоптера в 2019 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер, есть ли тут подводные камни и трудности? Почему и за какие нарушения назначается административная ответственность? Какие модели подлежат обязательной регистрации дронов в России, а какие могут без нее обойтись? Какие документы необходимо собрать чтобы зарегистрировать дрон? Какой надо регистрировать дрон с камерой для получения разрешения на использование и съемку в других странах? Где можно, а где нельзя летать в соответствии с действующими ограничениями по закону?

На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в нашем сегодняшнем материале. Информации по этой теме на просторах интернета, как правило, хватает, однако достаточно редко она представлена в исчерпывающем, структурированном варианте. Постараемся восполнить этот пробел и как можно более исчерпывающе осветить данный вопрос.

Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.

А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.

Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.

В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.

Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:

  • Yuneec
  • DJI (Inspire, Mavic, Phantom 2,3,4)
  • + Аналогичные модификации других производителей

Порядок госрегистрации квадрокоптеров в России в 2019 году


  • Новости по госрегистрации (обновление): 5 июля 2017 (закон о квадрокоптерах)

Начиная с 05.07.17 года каждый произведенный и ввезенный на территорию России воздушный, беспилотный гражданский аппарат весом от 250 граммов до
— 30 кг в обязательном порядке подлежит учету, в соответствии с установленным правительственным органом РФ порядком. Указанный порядок регистрации по состоянию на 04.07.17 правительственным органом РФ не принят.

  • Обновление: 18 августа 2017

Как заявило представительство Минтранса учет БВС, организованный в требуемом порядке будет передан к утверждению в правительственный орган 11.17, после чего будет назначен оператор учетной системы. Им должна стать «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок учета будет вестись в рамках единой госинформационной системы обеспечения безопасности транспорта. Для идентификации будут использованы радиочастотные метки, действующие в пределах 300 метрового радиуса.

Закон о госрегистрации, определяющий права использования коптеров, собрал множество негативных отзывов от людей, занятых в фото и видеопроизводством, в частности видеосъемкой с воздуха при помощи квадов. В начале июля 2016 года президентом РФ была подписана поправка, отменяющая обязательную регистрационную процедуру беспилотников, масса которых не достигает 30 кг.

Представительство «Защита-Инфо-Транс» выдвинуло новый способ зарегистрировать дроны с применением меток RFID – они крепятся к корпусу устройства и выполняют функцию трансподера.

Любой оператор считывающего устройства может в любой момент считать с него информацию о коптере. ФГУП планирует сделать возможной подачу заявки при помощи сети интернет, что обойдется пользователям в сумму до 500 руб.

В настоящее время определенного заявительного бланка не предусмотрено, а потому владельцы авиатехники должны предоставлять техданные о своем устройстве вместе с наименованием модификации, указанием компании-производителя, серийного номера и другими регистрационными параметрами. После подачи заявления на госрегистрацию беспилотник получит свою RFID-метку, которая будет установлена на корпус устройства. Владельцу же выдадут соответствующую документацию. Поставить устройство на учет и согласовать все соответствующим образом нужно будет также в ФСБ.

Вот полный список документов, регламентирующих пилотирование мультикоптеров:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации
  • УК, статья 271.1 ФЗ
  • АКРФ, статья 11.4 (Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства)
  • Правила эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня

Обновление от 31.08.2019

С сентября 2019-го года владельцы ВСЕХ дронов (даже игрушек) с массой от 250 грамм до 30 кг обязаны поставить на учет свои БПЛА в течение 10 дней с момента покупки.

Прочитайте нашу статью : документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Регистрировать нужно все модели, в том числе купленные зарубежом (исключение только для иностранцев, приезжающих на небольшой срок). Еще нюансы:

  • Если у вас украли зарегистрированный дрон вы обязаны заявить об этом в Росавивцию.
  • При постановке на учет нужно предъявить: Фото дрона, СНИЛС, паспорт, адрес, телефон, email. Для юрлиц — ИНН и Регномер.

Тем кто не поставит на учет будет выписан штраф 2-5 000 рублей физлицам за нарушение правил использования воздушного пространства, 25-30 000 должностным лицам и 250-300 000 юрлицам (либо приостановка деятельности на 90 дней).

Документы к разрешению на полеты

Чтобы оформить разрешительную документацию на эксплуатацию своего квада, вам, как его владельцу, предстоит пройти следующие этапы:

  • Оформить соответствующую заявку в Росавиации, после рассмотрения которой вам выдадут разрешение на съемку (заявка может быть отклонена)
  • Прежде чем приступить к использованию аппарата, нужно предоставить госорганам маршрут
  • За несколько часов до старта вам необходимо будет оповестить диспетчера о планирующемся старте
  • При взлете и посадке каждое действие должно быть оговорено с диспетчером

Сложности регистрационного процесса


Безусловно, любая бюрократическая процедура вызывает те или иные сложности. Не исключением является и регистрация квадрокоптера в России. В первую очередь вам понадобится запастись терпением на оформление требуемой документации на пилотирование. Иной раз не лишним будет заручиться профессиональной юридической поддержкой.

Отдельную сложность представляет собой необходимость проходить данную процедуру в ФСБ. Здесь нужно сообщать те же данные, что и в процессе госрегистрации. Однако в отличие от последнего варианта регистрироваться в онлайн-режиме вы не сможете. Вам придется приезжать в Москву и посещать Росавиацию.

Тут у вас на руках уже должен быть сертификат на беспилотник. Но выполнить это требование, по сути, невозможно, так как дроны в настоящее время не проходят сертификацию. Одним из неприятнейших моментов для российских дрономанов можно считать необходимость предоставлять информацию о маршрутах заблаговременно.

Правила безопасности полетов


  1. Нежелательно совершать перелеты в местах большого скопления людей. При неправильном управлении можно нанести травмы окружающим. Лучше всего проводить планирование за городом, в максимально безопасных условиях для пилота и окружающих
  1. Запускать мультикоптер над зоной охраняемого объекта, включая военные базы и полигоны не следует
  2. Опасными являются подъемы аппарата на высоту более 150 метров. Многие модификации дронов оснащены специальным ПО, которое лимитирует возможную полетную высоту и скорость

Где нельзя летать на коптере или дроне?

Также не допускается планирование дрона над охраняемыми частными территориями и крупными производственными постройками.

В базовых правилах использования коптера и безопасности отмечен пункт, в котором говорится о возможном ограничении на зоны для полетов в местах скопления большого количества людей.

Не допускается использование такой беспилотной техники вблизи высоковольтных линий электропередач.

Как получить разрешение на полеты?

Для получения такого разрешения на квадрокоптер на территории РФ вам предстоит собрать следующий пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий летную годность
  • Доступ к эксплуатации ВП
  • Удостоверение правомерности управления БПЛА

Что касается доступа к ведению съемки с мультикоптера, то его получение обязательно. Если его нет, проводить съемку вам запрещено. При нарушении этого пункта вам может быть назначен штраф в размере 3-50 тыс. руб. в качестве наказания – правовых последствий в настоящий момент, кроме штрафных санкций, в этом случае не предусмотрено.

Регистрация дронов в других странах

Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.

Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме. Приобретаемые в дальнейшем квады будут закреплены за полученным номером владельца. Процедура обходится заявителю в 5 долларов.

В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.

В Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов, в том числе беспилотных (коптеры, дроны, авиамодели и другие), запрещены приказом Минтранса России № 451 от 17 декабря 2018 года.

Разрешение на полеты воздушных судов над этой территорией может быть выдано только в Эти случаи определяются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Разрешение выдается в целях решения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях. Также воздушное пространство может быть использовано лицами, в интересах которых установлена запретная зона.

">исключительных случаях .

На полеты коптеров и дронов над Москвой за пределами МКАД также нужно получать разрешение, Для выполнения визуального полета беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой до 30 кг не требуется представлять план полета и получать разрешение на использование воздушного пространства, если:

  • полет выполняется в пределах прямой видимости в светлое время суток;
  • высота полета менее 150 метров от поверхности земли или воды;
  • полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий;
  • полет проходит на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
">за исключением некоторых случаев . Выдача разрешения на запуск радиоуправляемых авиамоделей Постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2017 года № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой» выдача разрешений на запуск радиоуправляемых авиамоделей не предусмотрена.">не предусмотрена .

В соответствии с  пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации, любой дрон, коптер или авиационная модель считается беспилотным воздушным судном, а вы - внешним пилотом.

2. Почему в Москве нельзя запускать беспилотные воздушные суда без разрешения?

Запрет на полеты над Москвой был введен для того, чтобы обеспечить высокий уровень безопасности жителей и объектов города.

При отсутствии разрешения на использование воздушного пространства над Москвой лицо, осуществлявшее запуск беспилотного воздушного судна, привлекается к административной ответственности по части 2 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Как получить разрешение на запуск?

Чтобы запустить воздушное судно, в том числе квадрокоптер или дрон, в воздушном пространстве над Москвой, нужно Порядок выдачи разрешения на использование воздушного пространства над Москвой определен постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2014 года № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

">получить разрешение Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы.

Как только не называют «Закон о квадрокоптерах», на деле являющийся поправками в Воздушный Кодекс РФ, - и «сырой антинародный проект», и «гвоздь в крышку гроба детского творчества», и «полнейший бред, сгенерированный скудными умами российских законодателей»… И этому есть вполне логичные причины…

В чем суть поправок?

В декабре прошлого (2015-го) года Воздушный Кодекс РФ стараниями законотворцев, оглядывающихся на опыт других стран, претерпел некоторые изменения, вступившие в законную силу в марте нынешнего года. Естественно, поскольку касались все эти поправки БПЛА, дроноводы различных мастей и калибров не могли оставаться в стороне.

Достаточно грубо все принятые поправки можно свести к тому, что все беспилотники со взлетной массой (вес самого дрона и того, что он может на своем борту поднять в воздух) более 250-ти грамм подлежат государственным процедурам регистрации и сертификации в одном из представительств РосАвиации, а их владельцы перед каждым полетом должны получать разрешение на основании представленного плана полета. Разрешает полеты также РосАвиация.

Кроме того, отныне любой владелец коптера, вертолета на пульте управления зовется не иначе как «командир воздушного судна», соответственно, любой радиоуправляемый гаджет приравнивается к воздушному судну.

Главная задача «командира» - обеспечить безопасный полет. Если у летательного аппарата несколько внешних пилотов, то определяет, кто из них является командиром, владелец дрона. В случае отступления от плана полета, командир обязан уведомить об этом соответствующий орган…

Между тем, даже сами специалисты, имеющие отношение к данному сектору, следящие за исполнением Воздушного Кодекса РФ, находятся в легком недоумении. Проще было вовсе запретить гражданские дроны. Надежда на дополнительные подзаконные акты, которые могли бы внести ясность во многие возникающие вопросы, пока не оправдалась. Регламента, который мог бы упростить бюрократические процедуры для дроноводов, тоже нет.

А что на практике?

В итоге, на практике ведомство, которое сертифицирует, к примеру, Boeing 777-300ER со взлетной массой 351 тонну, занимается сертификацией китайской игрушки на радиоуправлении весом 252 грамма… При этом следует учесть, что представительства РосАвиации есть далеко не во всех городах. Так что, если хотите запускать свой квадрокоптер по всем правилам, - добро пожаловать в Первопрестольную. Ну или куда-нибудь в Новосибирск, где тоже есть представительство.


Зато есть штрафы, которые, надо сказать, весьма активно применяются. За отсутствие регистрации и необходимого сертификата вас никто не накажет, правда, ровно до того момента, пока вы не решите запустить свой дрон в неположенном для этого месте. В России это практически везде, где есть какая-никакая инфраструктура. За нарушение эксплуатации воздушных судов и безопасности полетов в КоАПе в соответствии со статьями 11.4-11.5 предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей.

Для должностного лица его размер составляет уже 30-50 тысяч, а для юридического – до 500 тысяч рублей! То есть, если вас при запуске вашего коптера заметили представители правоохранительных или контролирующих органов, чрезмерно бдительные соседи, позвонившие «куда надо», есть все шансы получить наказание в виде штрафа.

Но штраф – не единственная форма воздействия. Если кому-то из ваших соседей взбредет в голову, что вы террорист, а радиоуправляемая игрушка в ваших руках способна нести смерть и разрушения… Безобидный запуск беспилотника у себя во дворе может перерасти во многомесячное судебное разбирательство, в ходе которого придется доказывать, что вы законопослушный гражданин, который всего-то не получил разрешение на полет, потому что в этом городе нет представительства РосАвиации, через интернет такие разрешения не выдают, а ехать в Москву ради десяти минут удовольствия, мягко говоря, нецелесообразно.


Грань между адекватным и неадекватным применением поправок на практике очень тонка. В конечном счете, не исключено, что нарушителей будут вылавливать через видеохостинги. Запостили вы, например, на youtube съемку своего двора, сделанную с вашего беспилотника, забыли о ней уже, а тут приходит вам письмо счастья с «разбором полетов» или того хуже, визитеры в форме из местной транспортной прокуратуры. И ведь не отвертеться, - компромат на себя вы сами в сеть залили…

С другой стороны, пока все настолько «сыро» и неоднозначно, многие дроноводы этим пользуются. Так, наиболее рьяным любителям полетов на квадрике удается уходить от ответственности с помощью аккредитаций от телеканалов, интернет-СМИ. Вместо регистраций, сертификаций и разрешений они показывают бумажку, где написано «оператор видеокрана FPV», и правоохранителям этого вполне хватает.

Однако, такой подход может успешно работать до той поры, пока вы не наткнулись на «фанатика», который, уж будьте уверены, поймет, что аккредитация никак не способна заменить все необходимые в соответствии с новыми поправками документы, которые обязаны быть у вас на руках, когда вы запускаете свой дрон.

О международном опыте…

В пояснительных и сопроводительных записках к своему законотворчеству законодатели ссылаются на опыт США, где примерно в тоже время приняли . Однако, на этом какие-либо сходства заканчиваются.

Для сравнения, вся процедура регистрации в Штатах проходит по электронной почте: заявитель отсылает свои контактные данные, в ответ получает регистрационный номер и… все, он может летать, после того, как нанесет номер на свой квадрокоптер. Номер присваивается не беспилотнику, а самому оператору. Дронов можно иметь, сколько душа пожелает, главное, нанести номер на борт каждого. Пока процедура бесплатна, позже она будет стоить условные пять баксов. Просто, понятно, и никаких согласований полетов с органами, у которых имеются дела поважнее.

В США закон об обязательной регистрации дронов стал вынужденной мерой: среднестатистический американец всего лишь с одной своей зарплаты может приобрести три-четыре коптера из недешевого сегмента. Поэтому в американских городах и за их пределами дроны встречаются очень часто и в немалом количестве. Помимо регистрации беспилотников американцы определили зоны, рядом с которыми летать запрещено (например, аэропорты), составили всем понятный перечень и ввели ограничения по высоте запуска - 120 метров.

Еще одной проблемой, повлекшей необходимость введения в действие законопроекта, стали участившиеся случаи провоза наркотических средств с помощью дронов через мексиканскую границу. Отлов подозрительных беспилотников производится различными средствами. Для примера, в Японии с этой целью используются большие дроны-перехватчики, оснащенные сеткой, а в Нидерландах – специально обученные орлы.

Что касается наших сегодняшних реалий, можно подвести небольшой итог. Среднестатистический россиянин на свою зарплату не сможет купить без дополнительных вложений более-менее серьезный аппарат, не говоря уже о нескольких. Проблемы с повсеместным распространением дронов в нашей стране, как ни крути, не наблюдается… Специальной службы, которая бы занималась отловом подозрительных квадриков, не появится как минимум ближайшие десять лет. К «красным», то есть запрещенным, зонам относятся не только аэропорты, военные базы, но и жилые районы, а также общественные места.

Ну и если уж уходить в абсурд, то к резюмированию можно добавить также следующее. Шанс, что вышедший из строя квадрокоптер упадет на голову прохожему, хоть и имеется, но невероятно мизерный. Вряд ли террорист или наркоторговец, задумавший какое-либо преступное деяние с помощью беспилотника, узнав о том, что полет нужно согласовывать, а сам дрон подлежит регистрации и сертификации, откажется от своих планов. И непонятно, как отец с сыном, запускающие во дворе своего дома маленький китайский вертолетик на пульте, могут повредить гражданской или военной авиации, полетам метеозондов, планам по запуску ракет или чему-нибудь еще столь же существенному.

Когда новенький коптер уже готов к полету, владельцы обычно задаются вопросом о получении прав и налаживании отношений с правительством. Не лучшая сторона хобби — некоторые могут вполне законно ее избежать. Закон РФ о беспилотных воздушных суднах гласит, что любые летательные средства такого рода, за исключением тех, чья максимальная взлетная масса не превышает 0,25 кг, подлежат обязательной регистрации.

То есть, если ваш квадрокоптер весит менее 250 грамм, что маловероятно, можете не беспокоиться насчет регистрации. Когда устройство тяжелее указанного предела, и вы не хотите рисковать тремя-пятью тысячами рублей и отношениями с законом — обязательно пройдите регистрацию. Таким образом ваш квадрокоптер получит сертификат летной годности, номер и опознавательные знаки, а вы – свидетельство экипажа.

Как получить права на квадрокоптер?

Четкую систему регистрации только предстоит наладить, но общие пункты таковы:

  • составить заявление, указав основные данные о себе и коптере;
  • подать его в Росавиацию (Федеральное агентство воздушного транспорта);
  • поставить квадрокоптер на учет ФСБ с тем же заявлением.

Кроме того, после каждого изменения коптера необходимо проходить перерегистрацию. Зачем нужны права на квадрокоптер? Правительство поясняет это тем, что воздушное судно, пусть настолько маленькое, может быть использовано в террористических целях или шпионаже. К тому же, несчастные случаи, по типу падений на людей, автомобили или другое имущество, должны быть наказуемы, в то время, как, не имея прав на квадрокоптер, легко избежать уголовной ответственности.

Чтобы летать одних прав на квадрокоптер недостаточно — полет необходимо запланировать. Какими должны быть действия, чтобы узаконить это дело:

  • за 5 дней до события подать заявку в орган управления воздушным пространством — вы получите подтверждение и личный номер;
  • за 1 день до события подать план будущего полета;
  • за 2 часа позвонить диспетчеру (номер будет сообщен) и подтвердить, что вы будете летать;
  • позвонить диспетчеру еще раз во время взлета и посадки.

Другая сложность возникает если вы собираетесь снимать полет. В этом случае надо получить разрешение на аэрофотосъемку, запросив администрацию населенного пункта и локальный орган ФСБ. Преодолев бюрократические трудности, согласовав вылет и пройдя все круги инстанций, вы можете назвать себя героем и свободно вздохнуть.


Естественно, все вышеперечисленное невозможно осуществить без прав на квадрокоптер. Многие люди вовсе не осведомлены о том, что нужно где-то регистрироваться и что-то получать. Исполнительные органы власти закрывают глаза на многое, и потребность в правах на квадрокоптер кажется каплей в море.

Пока ваш город не наполнился милиционерами с биноклями в одной руке и весами в другой, получение прав на квадрокоптер не будет исполняться в полной мере. Самые свежие новости в мире квадрокоптеров можно посмотреть у нас на сайте, выбирайте тему, которая вас интересует, . Однако, всегда лучше быть уверенным, что никто не поймает за руку, пока вы безобидно управляете собственным коптером.

Источник: https://vc.ru/n/reg-drones

"5 июля 2017 года в силу вступил закон об обязательной регистрации беспилотников, но владельцы дронов взлетной массой от 250 граммов до 30 кг не обязаны их регистрировать до тех пор, пока не вступят в силу правила о проведении таких процедур, сообщили vc.ru в пресс-службе Минтранса. Также до этого момента не предусмотрена и ответственность за запуск дронов.

Положение закона от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» обязывает владельцев дронов массой от 250 граммов до 30 кг ставить их на учет.

В документе говорится о правилах постановки на учет дронов, которые должно установить правительство. Однако проект постановления разработан и только готовится к направлению в Минюст и правительство, сообщили в Минтрансе.

Предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий.​

- пресс-служба Минтранса

На сайте раскрытия информации о нормативных актах опубликован текст проекта постановления правительства. Из него следует, что заявление на регистрацию должно содержать данные о летательном аппарате, стране его изготовления, наименование, серийный номер, название производителя, год изготовления, максимальная взлетная масса, а также тип и количество двигателей.

Владельцу дрона необходимо сообщить свое имя, паспортные данные, ИНН, дату и место рождения, адрес местонахождения, номер телефона и, при наличии, адрес электронной почты.

Предусмотрены и ограничения для собственников дронов. В частности, документ запрещает использовать БПЛА гражданам, которые состоят на учете в наркологическом и психиатрическом диспансере или имеют судимость за терроризм или хулиганство.

Идентификационные номера дронам выдает ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», подконтрольное Минтрансу. Организация, согласно тексту проекта постановления, обязана вести базу данных о беспилотных аппаратах.

По информации Rudrones, «ЗащитаИнфоТранс» разработала «номерные знаки» для гражданских дронов с использованием RFID-меток, которые будут крепиться на аппараты.

3 июля «Российская газета» сообщила , что зарегистрировать дроны можно на сайтах Федерации авиамодельного спорта и Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем . Но в 2016 году издание «Фонтанка» со ссылкой на Минтранс писало , что регистрация на сайте Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем не предусмотрена законодательством."

Что же, ждем новостей.

К нам поступает очень много вопросов на тему законности использования квадрокоптеров, связано это с тем, что в марте 2016 году Госдума приняла ряд законов, ограничивающих возможность использования радиоуправляемых квадрокоптеров весом более 250 грамм и эта тема активно обсуждалась в СМИ. Однако позже, 4 июля 2016 года был подписан Федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ, согласно которому "беспилотные воздушные суда" (к которым относятся все квадрокоптеры. гексакоптеры и другие летающие радиоуправляемые модели) с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее были освобождены от обязательной сертификации, регистрации, аттестации и прочих юридических ограничений.

Подробная информация по пунктам с выдержками из Воздушного кодекса:

1. Сертификация и аттестация квадрокоптера не требуется!

Статья 8 Воздушного кодекса РФ. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

2-1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (подпункт 2-1 введен Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 82; в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4224);

2. Регистрация квадрокоптера не требуется!

Статья 33 Воздушного кодекса РФ. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4224);

3. Допуск к управлению квадрокоптером не требуется!

Статья 36 Воздушного кодекса РФ. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов

1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

4. Свидетельство пилота не требуется!

Статья 53 Воздушного кодекса РФ. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности

1. К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 129-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4318; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 82; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4224).

5. Изъять дрон нельзя!

Статья 39 Воздушного кодекса РФ. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами

Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ограничения) допускается в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения.

Однако не все так гладко, есть и ограничение:

Квадрокоптеры являются беспилотными воздушными судами, а следовательно могут летать только в разрешённых для полёта зонах. С картой зон полётов можно ознакомится тут -> https://fpln.ru/ Так, согласно этой карте, в Москве (в пределах МКАД) запрещены полеты на высоте ниже 8100 метров.

Итак, никаких законодательных препятствий к управлению дроном в России нет, если использовать его вне зон ограничения полётов и особо охраняемых объектов.

Если Вы планируете приобрести квадрокоптер, на нашем сайте представлено большое количество моделей:

Животрепещущий вопрос для всех ответственных владельцев беспилотников – нужно ли оформлять разрешение на квадрокоптер? Несмотря на то, что присутствие над нашими головами мультироторных летательных систем с каждым годом увеличивается и вместе с ним увеличивается и количество судебных разбирательств, этот вопрос до сих пор остается открытым и не проработанным в российском законодательстве. Ни в одном нормативном документе четко не указано, что квадрокоптеры запрещены, но и что они разрешены тоже не найти.

Основные документы, которые регламентируют полеты на коптере:

  • Воздушный кодекс РФ
  • Распоряжение Мэра Москвы от 25.03.2002 N 163-РМ "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений Правительством Москвы на полеты воздушных судов и на подъемы привязных аэростатов над Москвой"
  • Административный кодекс РФ (ст. 11.4 Нарушение правил использования воздушного пространства)
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 271.1 Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации) и комментарий к статье 271.1
  • Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

В связи с такой неопределенностью в законе, последствия полета и съемок с квадрокоптера могут быть абсолютно непредсказуемыми – начиная от предупреждения и кончая штрафами и более серьезными последствиями. По всей видимости, такая ситуация будет продолжаться до того момента, когда выйдет какой-нибудь закон о квадрокоптерах, который полностью регламентирует эту сферу. Однако зная российские реалии, даже он вряд ли сможет полностью очертить границы дозволенного и запретного.

Общие правила безопасности как для окружающих, так и с точки зрения законности квадрокоптеров таковы:


Если вы занимаетесь, к примеру, коммерческой съемкой, то лучше все-таки иметь разрешение на полет квадрокоптера, будь это какая-то историческая усадьба, центр города, массовое мероприятие или природный заповедник. И вам спокойнее, и стражи порядка не будут шнырять вокруг вас и отвлекать своими расспросами. Другое дело, что получение такого разрешения скорее всего будет сопровождаться обычными бюрократическими проволочками, дополнительными финансовыми вложениями и потраченным временем. В любом случае, перед съемкой лучше ознакомиться (хотя бы на форумах, по опыту других пилотов), обязательно ли иметь разрешение на полет в этой местности или нет.

Такого понятия как права на квадрокоптер в России ещё не существует, однако наблюдая за регламентацией этой области в других странах, скоро и у нас будет введено что-то подобное. Поэтому пока наслаждаемся (или не наслаждаемся) ситуацией «не пойман – не вор».

Итак, если у вас есть квадрокоптер, разрешение на полеты будет для вас лучшей гарантией того, что у вас не будет никаких неприятных последствий. Однако, как мы уже поняли, всё не так просто. Очевидно, что если речь идет о каких-то профессиональных системах для съемки – тут вопросов нет, но что касается более любительских вариантов – исход событий может быть абсолютно непредсказуемым с точки зрения закона.

Разрешение на квадрокоптер – это хорошо, но если у вас его нет, самый главный совет, который можно дать в такой ситуации – старайтесь быть в курсе всех изменений, следите за выходом новых законов, за исходом судебных дел, делитесь своим опытом на форумах и интересуйтесь опытом других.

Безопасных вам полетов!