Последние статьи
Домой / Земля / Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) 39 упк рф в новой редакции

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) 39 упк рф в новой редакции

1. Руководитель следственного органа уполномочен: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства; 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом; 8) продлевать срок предварительного расследования; 9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты; 10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса; 11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. 2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом. 3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. 4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору. 5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Консультации юриста по ст. 39 УПК РФ

    Михаил Бондарев

    Доброй ночи! Дознание по материалу уголовного дела длится почти три года.следствие ссылается на тот факт что не опрошен подозреваемый, а. дознание ОЭБ и ПК. Говорят что у них нет полномочий искать его. Как решить этот вопрос и на основании какой статьи?

    Тимур Секунов

    В каких случаях следственные органы вправе начать следственные мероприятия без непосредственного обращения граждан?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Марина Цветкова

    Следователь, закончив расследование уголовного дела, направил его прокурору для передачи в суд. Однако прокурор, ознакомившись с ним, вернул дело на дополнительное расследование, указав следователю, что необходимо произвести очные ставки между обвиняемым и двумя потерпевшими, изменить меру пресечения

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Федор Кононыхин

    Каковы функции руководителя следственного органа? в ст. 39 УПК РФ указаны лишь его полномочия

    Зинаида Захарова

    Перечислите, пожалуйста, кратко: в чём сходства и различия разбирательств по уголовным и гражданским делам?. А то нигде что-то не могу этого найти; решил попытать счастья, обратившись к людям в Интернете.) Заранее огромное спасибо, и в благодарность вышлю в личку ссылки на скачивание полезных прог.

    • Ответ юриста:

      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не определяет целей уголовного процесса и уголовного судопроизводства, его нормы только лишь отчасти предполагают, но не закрепляют их. Кроме того, УПК не содержит понятия «истина» . В отличие от уголовного процесса (ст. 168, 270 УПК РФ и др.) , ГПК не называет специалиста в числе возможных субъектов. В практике рассмотрения гражданских исков в уголовном деле возникает немало вопросов, связанных с неурегулированностью отдельных сторон производства по гражданским искам нормами уголовно-процессуального законодательства. Например, уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы, регламентирующей форму и содержание иска в уголовном деле. В данном случае подлежит субсидиарному применению ст. 131 ГПК РФ . По нормам гражданского процесса следует решать в уголовном деле вопросы, связанные с мировым соглашением сторон, признанием иска ответчиком. Вопросы эти не урегулированы УПК РФ, и решение их в соответствии со ст. 39 ГПК РФ не нарушает принципов уголовного процесса. Успехов.

    Тамара Яковалева

    Помогите разобраться с задачей, пожалуйста!!! где посмотреть мне?. Следователь прокуратуры Нечаев закончил расследование по уголовному делу по обвинению Гущина в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 126 УК РФ , и направил его прокурору. Утвердив обвинительное заключение, прокурор направил дело в суд. При открытии судебного заседания председательствующий установил, что в суд явился следователь Нечаев, которому прокурор поручил поддерживать перед судом государственное обвинение. 1.Оцените правильность действий прокурора. 2.Как должен поступить суд?

    • Ответ юриста:

      Согласно ст. 39 УПК РФ именно прокурор должен поддерживать государствненое обвинение в суде: "3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность", а не следователь, что также подтверждает ст. 39 УПК РФ, в которой установлены полномочия следователя.

    Клавдия Никифорова

    Помогите решить задачу!. Во время одного из дополнительных допросов обвиняемый Урядов, придя к выводу о бесполезности отрицания своей вины, дал правдивые, обстоятельные, показания по факту совершенного им преступления. Выполняя указание руководителя следственного органа, следователь на следующий день снова до¬просил Урядова, но уже с применением звукозаписи, чтобы «закрепить признательные показания» обвиняемого. Дайте оценку указанию руководителя следственного органа и действиям следователя по применению звукозаписи при допросе. Почему то однозначный ответ не получается если можно со ссылкой на статью!

    • Ответ юриста:

      В соответствии со ст. 39 УПК РФ начальник СО вправе дать такое указание, а следователь обязан выполнить его. Часть 2 ст. 166 УПК РФ устанавливает, что при производстве следственных действий (в частности, допросе обвиняемого) могут применяться стенографирование, видео- и аудиозапись. В данной ситуации никаких нарушений со стороны начальника СО и следователя нет.

    Валерия Федорова

Алина Кузнецова

В который срок разрешаются заявления об отводе следователя?. Я подал заявление об отводе следователя прокуратуры начальнику следственного одела.Какой-то исполнитель-канцелярист мне сооющил,что такие заявлени они рассматривают 30 суток.Хотя я знаю,что в УПК на разрешения ходательств отводиться 3 суток.Кто из нас прав? Я смогу обжаловать отказ в отводе в суде в порядке ст.125 УПК РФ ?

  • Ответ юриста:

    Вы правы. во взаимосвязи со ст. 39 и 67 того же Кодекса устанавливает, что ходатайство об отводе следователя подлежит рассмотрению и разрешению руководителем следственного органа непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.Об удовлетворении ходатайства об отводе либо о полном отказе в его удовлетворении выносится постановление, которое может быть обжаловано руководителю вышестоящего СО либо в суд (ст. ст. 122, 124, 125 УПК РФ).

Раиса Тарасова

Про милицию вопрос.. Я недавно понятым был, теперь звонят, просят подойти. Нужно прийти к ним или можно не приходить? и бутет ли чё-нить мне за это? Спасибо.

  • Ответ юриста:

    Нужно идтиПонятые в исполнительном производстве Объем и сложность выполняемых судебным приставом-исполнителем функций обуславливают необходимость привлечения лиц, содействующих процессу исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов.К лицам, содействующим исполнению, относятся судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, работники милиции, оказывающие помощь судебным приставам-исполнителям в случаях воспрепятствования им в совершении исполнительных действий и угрозе их жизни и здоровью, а также переводчики, специалисты, хранители имущества, специализированные организации, занимающиеся реализацией имущества должника.К указанным выше лицам также относятся и понятые.Слово «понятой» у большинства ассоциируется с уголовным процессом, раскрытием преступлений. Вместе с тем, понятые привлекаются к участию в процессуальных действиях налоговыми, таможенными и многими другими государственными органами.Впервые в российском законодательстве об участии понятых упоминается в Соборном Уложении 1649 года. Согласно словарю В. Даля, «понятые - люди, призванные полицией в качестве свидетелей или на помощь» .И на современном этапе привлечением понятых достигается та же цель: получить от них помощь и иметь в их лице свидетелей действий должностных лиц. Понятые выступают в качестве свидетелей, удостоверяющих правильность соблюдения законных процедур и сам факт совершения действий, зафиксированных в документах. По сути, участие понятых обеспечивает открытость любого производства, беспристрастность и подконтрольность соответствующих должностных лиц, соблюдение ими прав граждан и организаций, а также этических норм.Ту же роль играет институт понятых в исполнительном производстве.В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» участие понятых при совершении исполнительных действий является либо обязательным, либо факультативным (по усмотрению судебного пристава-исполнителя) .В обязательном порядке понятые сопровождают судебного пристава при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий, а именно связанных с:- вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, либо принадлежащих должнику или другим лицам;- осмотром;- арестом;- изъятием и передачей имущества должника;- выселением должника;- вселением взыскателя в случае воспрепятствования должником исполнению решения.В остальных случаях сторона исполнительного производства (должник либо взыскатель) вправе ходатайствовать перед судебным приставом-исполнителем о привлечении к участию в исполнительных действиях понятых, при этом отказ пристава в привлечении понятых без вынесения мотивированного постановления не допускается.Количество понятых при совершении исполнительных действий не может быть менее двух.Вместе с тем, привлечение понятых представляет для судебного пристава-исполнителя определенную трудность. Граждане не хотят, боятся брать на себя такую общественную обязанность. Это, в свою очередь, влечет отложение исполнительных действий, нарушение установленных законодательством сроков и, в конечном итоге, нарушение прав и интересов сторон исполнительного производства.Проблемы с привлечением понятых усугубляются еще и тем, что лицо, привлекаемое в данном качестве, должно соответствовать определенным требованиям, а именно быть:- полностью дееспособным гражданином;- достигшим 18-летнего возраста;- не заинтересованным в результатах совершения исполнительного действия;- не состоящим в родстве, подчиненности или подконтрольности с другим понятым или с участниками исполнительного производства.Таким образом, судебный пристав-исполнитель прежде чем пригласить понятых обязан выяснить у них следующие вопросы: дееспособность, возраст, их заинтересованность в исполнительных действиях, родство между собой и другими участниками исполнительного производ

Тимур Феоктистов

лишили прав за сплошную полосу

  • Можете попробовать сослаться на то, что действовали в состоянии крайней необходимости: Статья 2.7. Крайняя необходимость [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 2] [Статья 2.7] Не является административным правонарушением...

Валентина Никифорова

Какими нормативно-правовыми актами должны руководствоваться органы опеки и попечительства при похищении подопечного?

Станислав Беспамятных

проанализируйте ситуацию ипожалуйста!!!. ознакомившись с уголовным делом по обвинению С. в хищении чужого имущества в крупных размерах, начальник следственного отдела дал указание следователю РОВД, расследовавшему это дело, избрать в отношении С. в качестве меры пресечения заключение под стражу. Следователь не стал выполнять указания начальника а обжаловал их начальнику РОВД. Почему следователь так поступил? правильно ли?

  • Ответ юриста:

    п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ (руководитель следственного органа вправе) - 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; 11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. ч. 3 ст. 39 УПК РФ - 3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Таким образом, следователь поступил законно. Но, возникают сомнения, является ли начальник РОВД руководителем вышествоящего следственного органа. Если является, то сделал все законно. Мне кажется, что обжаловать нужно было начальнику следственного управления УВД субъекта. А вот почему так поступил следователь, очень любопытно. Возможно, имеются объективные обстоятельства - наличие иждивенцев и отсутсвие у семьи других источников дохода, кроме как у обвиняемого. Может быть и субъективные, например: следователь заинтересован в том, чтобы обвиняемый не был заключен под стражу. Успехов!!!

Федор Худобашев

Судебный пристав совершил незаконное вторжение в жилище.

  • При получении денег тебя могут принять под ручки ФСБ и пришить вымогательство. . Что бы судиться с лицами с особым процессуальным статусом, надо самой иметь такой статус. А раз не каждый суслик в поле агроном, то обратись к адвокату. При...

Даниил Филюшкин

На основании чего травматика применяется против агрессивных животных?. Сейчас порылся в онлайне. Везде написано, что травматику можно применять при нападении животных, что это разрешает ст. 39 УК РФ Крайняя необходимость .. . Но в статье нет и слова о животных. Есть ли, утверждённый законным порядком, нормативный акт, даже не знаю какой: Постановление Пленума Верховного Суда РФ, комментарии к УК (УПК) РФ, и т. д. чётко оговаривающий, что применение травматики, в городе, при нападении животных законно?

  • если докажешь что животное напало на тебя. укусы и т. д.

Жанна Виноградова

Всегда ли судья приостанавливает срок вступления в законную силу определения суда апелляционной инстанции+++

  • Читать ГПК РФ . Как всё запутанно. Что ещё за приостановление срока вступления определения в законную силу?... Ни в одном процессуальном кодексе такого понятия нет. Апелляционное определение вступает в силу немедленно после его вынесения...

Евгений Твердомедов

Скажите пожалуйста как надо подавать в суд заявление о примирении сторон?. 16 летнему подростку предъявили обвинение по статье 116.(побои) прокуратура передала дело в суд. Вторая сторона согласна мирно разойтись. Как правильно и грамотно это сделать?

  • Ответ юриста:

    Не совсем ясно что Вы имеете ввиду.Заключение мирового соглашения или отказ от иска.Совершенно различные последствия.Почитайте сами ст. 39 ГПК РФ Статья 39. Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение 1. Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.2. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.3. При изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного настоящим Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия. Вот ссылкаhttp://www.consultant.ru/popular/gpkrf/8_4.htmlЕсли что неясно - пишите.Удачи

Людмила Белоусова

Я военнослужащий. Постоянно обсуждается вопрос о компенсации взамен продпайка. Многие сослуживцы говорят что есть какие-то правовые акты что продпаек должен стоить больше чем 20 рублей в сутки. Кто-нибудь знающий подскажите есть такие акты, где их искать и сколько стоит пайок?Спасибо

  • Ответ юриста:

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 23 февраля 2007 г. N 126О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД"47. Установить, что выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) , денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также выплата сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти денежной продовольственной компенсации в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) " осуществляются в размере 20 рублей в сутки.ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРЕШЕНИЕот 4 мая 2006 г. N ВКПИ06-36Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что названные Постановления Правительства Российской Федерации, в части установления военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, должны быть признаны недействующими, поскольку они противоречат ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации и ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка, по мнению заявителя, должен составлять реальную стоимость суточного общевойскового пайка, которая в три раза выше размера компенсации. Обжалуемыми Постановлениями, как утверждает в заявлении Ч. , нарушаются его права, а также права других военных пенсионеров.В судебном заседании Ч. просил суд признать Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906 и от 22 февраля 2006 года N 101, в части установления в 2005 - 2006 годах денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка (20 рублей в сутки) , противоречащими требованиям Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 39) и Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ст. 43). При этом заявитель утверждал, что установленный размер компенсации, влияющий на сумму получаемой им пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, не соответствует реальной стоимости продовольственного пайка, набор продуктов которого установлен самим же Правительством Российской Федерации.Таким образом, следует признать, что оспариваемые заявителем Постановления приняты Правительством Российской Федерации при осуществлении полномочий, возложенных на него федеральными законами, в которых вопросы выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка получили содержательную регламентацию.Утверждение заявителя о том, что оспариваемые им отдельные положения указанных выше Постановлений Правительства Российской Федерации противоречат и предписаниям ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, является беспредметным, поскольку эта норма Основного закона страны в прямой постановке не регулирует вопросы исчисления пенсий военнослужащим.к и принципу равенства прав граждан, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.Руководствуясь статьями 194 - 199, 252 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерациирешила:В удовлетворении заявления Ч. о признании Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906

    • Ответ юриста:

      Да все элементарно, на основании ст. 39 и 40 УК РФ , лицо совершившее преступления в результате психического, физического принуждения или в результате крайней необходимость освобождается от уголовной ответственности. Отдельную статью "доведение до совершения преступления" вносить в УК глупо, так как она будет очень размыта в своей санкции, то есть получится от нуля, до 20-ти лет лишения, и к какой тяжести отнести это преступление???? Объясню почему такая санкция, если Вас довели до совершения преступления "кража банки кофе в магазине" или вас довели до "убийства человека", это "небо и земля", в первом случае человек доведший вас до кражи получит условно, а за убийство "десяточку" ...ПО ЭТОМУ в УК уже есть нужная статья 34, ч. 4, там четко написано, что человек доведший Вас преступления (там его называют подстрекатель, организатор) будет сам нести уголовную ответственность за это преступления, и получит наказания согласно санкции этого преступления, то есть "кражи кофе" или "убийство" ...

  • Павел Лепов

    акая существует статья за унижение ребенка

    • Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия жестокое обращение и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени...

    Ирина Куликова

    Может ли начальник следственного отдела отменить свое постановление как незаконное или такое право есть только у. вышестоящего руководства?

    • Ответ юриста:

      По жалобе, поданной в порядке 125 ст УПК РФ , суд признал действия начальника СО (вынесение постановления о продлении сроков следствия) незаконными. Начальник СО сам свое постановление отменил. Прав ли он? В данном случае действия начальника СО признаны незаконными и постановление отменено судьей, а начальник СО выполнил указания судьи. P.S. Вопрос не правильно сформулирован.

    Татьяна Медведева

    Проанализировать основания и порядок выделения уголовного дела и выделение материалов уголовного дела в отдельное произв. Следователь вынес постановление о выделении уголовного дела в отношении не установленного лица, которое по предварительному сговору с гражданином Шевченко открыто, похитило меховую шапку и сумочку гражданки Носовой. Начальник следственного отдела отменил данное постановление, сославшись на то что, согласно ст. 154 УПК РФ , выделение уголовного дела возможно только в отношении обвиняемого.

    • Ответ юриста:

      Насчет оснований смотри вопрос про оценку действий следователя, а порядок такой: начльник следственного отдела САМ имеет право отменять постановленя только о приостановлении следствия(п.2 ч.1 ст.39 УПК), а по другим постановлениям он только вносит прокурору ходатайство об отмене этих постановлений(п. 3 ч.1 ст.39 УПК).

    • Ответ юриста:

      Ст. 37 УПК РФ - изменены полномочия прокурора в стадии досудебного производства, ст. 39 УПК РФ расширен круг полномочий руководителей следственных подразделений. С 07.09.2007 г. прокурор не уполномочен возбуждать уголовные дела, либо давать согласие на возбуждение уголовных дел (кроме дел частного обвинения, которые возбуждает дознаватель) , не может давать письменные указания следователям по уголовным делам, не может отменять незаконные постановления следователей, не дает согласие на продление срока следствия, содержания под стражей и на проведение других следственных действий, где требуется судебное решение (им дается заключение в суде) . При наличии нарушений, допущенных следователем в стадии предварительного следствия, прокурор требует устранения нарушений федерального законодательства.

  • Артем Лукащук

    Полномочия прокуратуры при расследование уголовных дел!. Полномочия прокуратуры при расследование уголовных дел! Плис скиньте материал по этой теме... scangarnnn@И еще можете материал дать где будете расписанно про следственный комитет при прокуратуре. Интересно что там меняется, какие будут полномочия у тех и у тех. FAnks

    • Ответ юриста:

      Федеральный закон № 87 от 5.06.07 ввел в структуру правоохранительных органов- Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации и существенным образом изменил процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве и сократил процессуальные функции прокуратуры. Большенство полномочий прокурора по руководству следствием, законом передано руководителю следственного органа (см. ст. 39 УПК) . Следователи следственного комитета теперь расследуют уголовные дела, ранее подследственные следователям прокуратуры (пп. а п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) . В составе прокуратуры теперь отсутствуют следственные подразделения и сами прокуроры лишены возможности самостоятельно осуществлять следственные действия и избирать меры уголовно-процессуального принуждения. Основной функцией прокурора остался-прокурорский надзор за исполнением законов и поддержание обвинения в суде. Возможности по осущестлению функции уголовного преследования прокурором существенно сокращены, особенно в отношении предварительного следствия. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор практически не выносит решений, касающихся деятельности следователя. И в основном все решения прокурора направлены в адрес дознавателя и органа дознания (см. ст. 37 УПК) . Теперь прокурор не дает указаний следователю, не продлевает сроки следствия, вообще никому не дает согласие на возбуждение уголовного дела. Только вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) , утверждает обвинительное заключение (ст. 221 УПК) и обвинительный акт (ст. 226 УПК) , продлевает сроки дознания (ст. 223 УПК) и отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем (ч. 6 ст. 148 УПК) . P.S. УПК РФ сейчас действует в редакции Федеральных законов, в том числе 2007 г. №№ 47,64, 87, 90, 211, 214, 272., с учетом постановлений Конституционного Суда №6-П и 13-П за 2007г.) . Основной закон по данной теме ФЗ № 87 от 5.06.07г.

    Максим Якиров

    Соблюдены ли руководителем следственного органа требования уголовно-процессуального закона?. Получив жалобу от гражданина Бурова, руководитель следственного органа установил, что следователем Ивановым, в производстве которого находилось уголовное дело, вынесено незаконное постановление об отказе в признании Бурова потерпевшим по уголовному делу. В связи с этим руководитель следственного органа отменил указанное постановление следователя и вынес постановление о признании Бурова потерпевшим. Соблюдены ли руководителем следственного органа требования уголовно-процессуального закона?

    Ст. 39 УК как обстоятельство, отягчающее наказание, влияет на определение вида исправительного учреждения (ст. 58 УК) , рассматривается в качестве квалифицирующего признака состава преступления и др. В данному случае при указанных в ст. 400 обстоятельствах судимость может быть снята судом до истечения общего срока погашения судимости. Нет судимости - нет правовых последствий, но сам факт судимости это не отменяет.

    Надежда Богданова

    Мне 15 и если я убью человека. Прочитайте вопрос интересный.. Допустим я один ночую на даче. Сплю. А на улилице стоит носос, вмонтированный. Вот вор. Вор пытается сломать крепление нососа и украсть его чтобы обогатиться. Я сплю не особо крепко. Я услышал совсем небольшой шум. В доме лежал метр арматуры. Её поднять легко и удар очень сильный. Насос в 5 метрах от дома на даче. Я подкрадываюсь и со всей силой бью вора по голове. он сдох. ВОПРОС ТАКОЙ: ЧТО СО МНОЮ БУДЕТ ВЕДЬ МНЕ 15 И ВОТ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДОПУСТИМ ВСЕ ОНИ ЕСТЬ. ДУРЬ НЕ ПИШИТЕ. БЛАГОДАРЮ ЗАРАНЕЕ. И НЕ ОТВЕЧАЙТЕ ВОПРОСОМ.

    • Ответ юриста:

      ФЗ РФ от 5.06.2007г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» было предусмотрено создание системы Следственного комитета при прокуратуре России. На местах будут созданы следственные отделы. Следственные отделы будут вести предварительное следствие по уголовным делам, которые подследственны прокуратуре в настоящее время.Согласно изменениям в ст. 39 УПК начальник следственного отдела будет именоваться «Руководитель следственного органа » .Будет изменен процессуальный статус прокурора в досудебном производстве.Многие полномочия прокурора будут переданы руководителю следственного органа. Именно с ним следователи будут согласовывать свои действия.С прокурором будут согласовывать свои действия только дознаватели.В связи с этими изменениями утратила силу глава 57 УПК - перечень бланков процессуальных документов, будут разработаны новые бланки. http://pavlovsky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=rsnews&op=news_print&id=26

  • Антон Дядьков

    Препятствует ли заключение мирового соглашения подаче кассационной жалобы?. Сторонами заключено мировое соглашение. Ответчик хочет обжаловать определение суда, в частности, по вопросу утвержденного мирового соглашения, т.к. нарушены его права, в частности, предусмотренные Конституцией РФ. Существуют ли ограничения и какого плана при подаче кассации в данном случае?

    • Ответ юриста:

      Руководствуясь Гражданско Процессуальным кодесом РФ, ст. 173, 39, 101,134,220 Судья отказывает в принятии заявления в случае, если: имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон; При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.Суд прекращает производство по делу в случае, если:имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;Статья 346. Отказ истца от иска или мировое соглашение сторон в суде кассационной инстанции1. Отказ истца от иска или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия кассационных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду кассационной инстанции заявлениях в письменной форме.2. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам частей второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или утверждении мирового соглашения сторон суд кассационной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.ст 39. ГПК РФ Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

    Ольга Рябова

    Какие есть основания для смены следователя при расследовании уголовного дела?. Кроме родственный отношений, заинтересованности и т. д. И как это сделать?

    • Ответ юриста:

      Существует два способа смены следователя:мягкий и спокойный; жесткий, но с определенной долей юмора.1. Мягкий и спокойный способ.Для осуществления деяния Вам необходимо в течение избранного подготовительного срока (2-3 недели) завалить следователя своими ходатайствами и заявлениями по любому поводу, особенно напирая на ограничение Ваших прав на защиту, причем именно с его стороны. Количество заявлений должно соответствовать количеству Ваших претензий по принципу: одна претензия - одно ходатайство, с обязательными копиями по инстанциям.Когда дело начнет разбухать, а это происходит быстро, ибо уже в течение первых 10 дней следствия 3-4 претензии у Вас появятся, сам следователь перестанет понимать, что со всем этим делать. Да и надзорные инстанции, откуда будут приходить копии Ваших заявлений с резолюцией: ⌠Разобраться■, тоже не испытают особого восторга. Следователь, ведущий Ваше дело, у начальствующих инстанций сочувствия вызывать не будет. В следственных кругах существует полувоенный принцип:⌠Каждый справляется с делом сам■. Не оправдавшего ⌠высокого доверия■ и вмешавшего в дело окружающих с удовольствием пинают и начальство, и сослуживцы.Таким образом, Ваша просьба о смене следователя (после соответствующей кипы заявлений) будет воспринята с пониманием.С новым следователем необходимо налаживать контакт с самого начала по общим принципам.2. Жесткий способ (для ⌠настоящих■ мужчин) .Если Вы, прочитав эту фразу, подумаете, что далее будет помещен список мест, где можно недорого купить пистолет ⌠ТТ■, то Вы ошибаетесь. Автор не предлагает столь радикальных способов отвода. Мужское поведение совсем не означает необходимости ⌠зачищать■ следователя, махать кулаками или даже просто обзывать его ⌠процессуальным импотентом■. Это грубо и неэтично. Гораздо полезнее поставить его в идиотское положение перед своим руководством. Это можно делать на любом этапе, но предпочтительно, когда у Вас нет времени на долгое препирательство или когда следователь Вам откровенно надоел.Для этого Вам необходимо письменно зафиксировать следующий текст путем отдельного заявления или посредством записи в протоколе:⌠Я, гражданин Борзов П. И. , отказываюсь более давать какие-либо показания следователю Тупоглазову У. У. по причине его необъективности и предвзятости. Все объяснения по данному факту я дам только прокурору лично в присутствии начальника Следственного Отдела Х-ского района. Прошу считать мое заявление отводом следователя Тупоглазова У. У. в связи с грубейшим нарушением им моего права на защиту и Законодательных норм■.(Число, подпись) .Конечно же, одновременно с этой записью в протоколе Вы должны быть готовы конкретно говорить о нарушениях следователя, составить список фактов. Так как допросы ведутся обычно один на один, нужно указать, что следователь неоднократно (!) отмахивался от Ваших слов; отказывался говорить об обстоятельствах, указывающих на Вашу невиновность, и не допрашивал свидетелей, могущих эту невиновность подтвердить.При наличии такой записи ⌠Тупоглазов■ будет смотреться очень жалко, и его начальство во избежание скандала сменит его на более объективного. Новому следователю обязательно нужно объяснить, почему Вы пошли на столь крайние меры, рассказав ему о каких-нибудь совсем уж диких действиях ⌠Тупоглазова■.Этот способ хорош своей радикальностью, но пользоваться им можно только один раз. Повторение приведет к обратному результату.

    Надежда Максимова

    Оценить дествия прокурора и следователя? Как исчисляеться процессуальный срок, выраженный месяцами?. Расследование уг.дела возбужденного 31 декабря следователь не окончил и 1 марта следующего года предоставил прокурору района ходатайство продлить срок до 1 мая. прокурор поставил вопрос о привличении следователя к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков следствия.

    • Ответ юриста:

      Вопрос имеет 2 варианта ответа. 1-й вариант - с 07.09.2007 г. прокурор не продлевает срок предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве следователя, это компетенция руководителя следственного подразделения. 2-й вариант - ситуация до 07.09.2007 - для продления процессуальных сроков следователь должен был представить уголовное дело и постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия за 5 суток до окончания 2-х месячного срока, т. е. не позднее 24 февраля. В связи с указанным нарушением норм УПК РФ у прокурора имелись достаточные основания для внесения представления и решения вопроса о привлечении следователя к дисциплинарной ответственности.

    1. Руководитель следственного органа уполномочен:

    1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

    2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

    2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

    3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

    4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

    5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

    6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

    7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 настоящего Кодекса;

    8) продлевать срок предварительного расследования;

    9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

    10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой настоящего Кодекса;

    11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

    12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

    2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

    3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

    5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

    Руководитель следственного органа уполномочен:

    Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

    Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

    Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьёй, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

    Текст статьи 39 УПК РФ в новой редакции.

    1. Руководитель следственного органа уполномочен:
    1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
    2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
    2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
    3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
    4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
    5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
    6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
    7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;
    8) продлевать срок предварительного расследования;
    9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;
    10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;
    11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
    12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

    2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

    3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

    5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти) .

    N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

    Комментарий к ст. 39 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

    Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

    1. Термин "начальник следственного отдела" следует толковать расширительно, так как его смысл фактически значительно превосходит буквальный. Согласно п. 18 ст. 5 УПК начальник следственного отдела - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Следовательно, процессуальное понятие "начальник следственного отдела" охватывает круг следующих должностных лиц: начальников следственного комитета, главного следственного управления, следственного управления, службы, отдела, отделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и их заместителей, действующих в пределах своей компетенции.

    Положения п. 18 ст. 5 и комментируемой статьи распространяются также на соответствующих начальников отделов и иных подразделений прокуратуры.

    2. Начальник следственного отдела вступает в правовые отношения со следователями по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел. Он поручает производство предварительного следствия следователю или группе следователей (см. коммент. к ст. 163), наделен правом отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайства об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

    3. В целях обеспечения исполнения предписанных ему обязанностей начальник следственного отдела правомочен проверять находящиеся у следователей уголовные дела, а по результатам этих проверок - давать указания.

    4. Круг вопросов, по которым начальник следственного отдела вправе дать указания следователю, установлен законом. В перечень входят вопросы, связанные: а) с направлением расследования; б) с обвинением (привлечение в качестве обвиняемого, объем обвинения, квалификация преступления); в) с избранием меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого.

    5. Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, комментируемая статья указывает на их обязательное исполнение следователем. Допуская возможность их обжалования прокурору, закон вместе с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнения. Лишь в шести случаях жалоба следователя приостанавливает исполнение им указаний начальника следственного отдела, если последние касаются: а) изъятия уголовного дела и передачи другому следователю; б) привлечения лица в качестве обвиняемого; в) квалификации преступления; г) объема обвинения; д) избрания меры пресечения; е) проведения следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.

    При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела

    6. Указания прокурора, данные следователю по конкретному уголовному делу, обязательны и для начальника следственного отдела. Последний должен принять организационные меры (в пределах своей компетенции) к обеспечению исполнения указаний прокурора.

    7. Если начальник следственного отдела принял уголовное дело к своему производству, он обладает полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы (см. коммент. к ст. 38, 163).

    Следующий комментарий к статье 39 УПК РФ

    Если у вас есть вопросы по ст. 39 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

    1. Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., существенно расширили уголовно-процессуальные полномочия руководителя следственного органа. Этот участник процесса со стороны обвинения даже именуется в законе иначе, чем прежде (начальник следственного отдела). Видимо, законодатель стремился подчеркнуть особый характер расследования преступлений по сравнению с деятельностью федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры, при которых функционируют следственные подразделения.

    2. Руководитель следственного органа получил полномочия, которыми был наделен прокурор: отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора по результатам рассмотрения им дела с обвинительным заключением.

    Указанные изменения свидетельствуют о централизации деятельности, связанной с предварительным следствием, и усилении в ней управленческих начал, о замене прокурорского (внешнего) надзора ведомственным (внутренним). Вместе с тем изменение правового положения следственных аппаратов не дает права должностным лицам вышестоящих следственных органов давать руководящие указания по конкретным уголовным делам руководителям и сотрудникам нижестоящих структур.

    Руководители следственных органов не вправе подменять следователя и вторгаться в его деятельность, если соответствующий процессуальный вопрос относится исключительно к его компетенции.

    3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи указания следственного органа, данные в письменном виде, обязательны для исполнения. В данном случае следует иметь в виду, что подобные распоряжения возможны только по вопросам, прямо предусмотренным УПК (п. п. 1, 3, 11 ч. 1, ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи).

    Правило об обязательности исполнения указаний руководителя следственного органа ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Однако согласно ч. 3 настоящей статьи указания руководителя следственного органа об избрании меры пресечения, проведении следственных действий, требующих судебного решения, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, а также решение об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и до рассмотрения им вопроса не исполняются. При этом руководителю вышестоящего следственного органа передаются материалы уголовного дела.

    4. Полномочия уголовно-процессуального характера руководителю следственного органа предоставлены в целях осуществления контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль осуществляется с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого руководителя следственного органа.

    5. Если руководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться всеми полномочиями следователя (руководителя следственной группы) и несет полную ответственность за результаты расследования.

    6. Рассмотрение руководителем следственного органа вопроса о возбуждении перед судом ходатайства в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 настоящей статьи, представляет собой условие законности и эффективности расследования уголовного дела. Изучая ходатайство следователя, он оценивает его, во-первых, с точки зрения обоснованности ограничения конституционного права лица действием или решением, на которое испрашивается согласие. Во-вторых, руководитель обязан обращать внимание на целесообразность планируемого действия или решения. Он должен руководствоваться соображениями о необходимости таких мероприятий для раскрытия преступления и установления истины по конкретному уголовному делу.

    7. Разрешение отводов, заявленных следователю, а также рассмотрение самоотводов осуществляются в соответствии с правилами главы 9 настоящего Кодекса.

    Отстранение следователя или дознавателя от дальнейшего участия в расследовании, если им нарушены нормы УПК, - это полномочие, позволяющее:

    1) разрешить отвод, заявленный следователю или дознавателю;

    2) предотвратить возможные в будущем нарушения прав и свобод лиц, участвующих в деле, и создать условия для восстановления уже нарушенных прав и свобод.

    8. Передача уголовного дела от одного следователя к другому, предусмотренная п. 1 ч. 1 настоящей статьи, в первую очередь должна рассматриваться как распорядительное полномочие руководителя следственного органа, используемое им, если следователь по объективным причинам не может продолжить расследование (в связи с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным делам). Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.

    9. Отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего руководителя следственного органа может состояться в связи с обращением следователя в порядке, предусмотренном ч. 3 комментируемой статьи.

    Право отмены решений органов расследования не распространяется на процессуальные акты, в которых содержится обращенное к суду ходатайство (ч. 2 ст. 29 УПК). Но руководитель следственного органа вправе не поддержать такое ходатайство.

    10. О продлении срока расследования см. комментарий к ст. 162 УПК.

    11. Полномочие "утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу" может быть понято с учетом иных предписаний настоящего Кодекса. Дело в том, что Кодекс устанавливает правила не о прекращении производства, а о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (ст. ст. 24 - 28, 212 - 214 УПК). При этом руководитель следственного органа не утверждает постановления следователя, а в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ст. ст. 25, 28 УПК), дает согласие на прекращение уголовного дела или уголовного преследования. В иных случаях, когда решение может быть принято следователем самостоятельно, руководитель следственного органа вправе отменить его (ст. 214 УПК).

    Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 39 УПК РФ

    Статья 39 УПК РФ. Руководитель следственного органа (действующая редакция)

    1. Руководитель следственного органа уполномочен:

    1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

    2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

    2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

    3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

    4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

    5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

    6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

    7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

    8) продлевать срок предварительного расследования;

    9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

    10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

    11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

    12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

    2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

    3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

    5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

    • BB-код
    • Текст

    URL документа [скопировать ]

    Комментарий к ст. 39 УПК РФ

    1. Руководитель следственного органа (СО) - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5, введенный ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ. Он имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме руководства предварительным следствием. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" все полномочия по руководству предварительным следствием, которые ранее принадлежали прокурору, переданы руководителю СО. Это имеет своей целью разграничить на предварительном следствии процессуальную деятельность по расследованию уголовных дел и по надзору за соблюдением законов.

    Ряд полномочий руководителя СО конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 1 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации".

    2. Поручение производства предварительного следствия нескольким следователям (п. 1 ч. 1 ком. статьи) означает одновременно и принятие руководителем следственного органа процессуального решения о создании следственной группы.

    3. Хотя в п. 6 ч. 1 ком. статьи буквально сказано о нарушении следователем требований "настоящего Кодекса", т.е. только УПК РФ, представляется, что основанием для отстранения следователя от ведения дела в не меньшей (а может быть, и в большей) степени может служить также нарушение им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, так или иначе применяемых при производстве расследования.

    4. На основании п. 3 ч. 1 ком. статьи руководитель СО вправе давать следователю указания лишь по следующим вопросам:

    О направлении расследования;

    О производстве отдельных следственных действий;

    О привлечении лица в качестве обвиняемого;

    Об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения;

    О квалификации преступления и об объеме обвинения.

    Вместе с тем, по смыслу части 3 той же статьи, указания руководителя СО могут, помимо названных вопросов, касаться также изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, а также направления дела в суд или его прекращения. Но если право давать указания об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю имеет самостоятельное основание (ранее указано в п. 1 ч. 1 ком. статьи), то названное в части 3 право давать указания следователю о направлении дела в суд или о его прекращении формально не вписывается в ранее перечисленные полномочия руководителя СО. Логически получается, что указания следователю о направлении дела в суд или о его прекращении как бы выходят за ранее четко очерченные прерогативы руководителя СО, что порождает нежелательные для закона сомнения и неясности. Выход из этого противоречия могло бы дать лишь такое юридическое толкование, при котором названные спорные полномочия охватывались бы понятием направления расследования.

    По своему семантическому (общеупотребительному) смыслу направление расследования - это по крайней мере: 1) выдвижение следователем версий, т.е. подлежащих следственной и оперативно-розыскной проверке предположений, касающихся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела; 2) определение квалификации инкриминируемых преступлений; 3) определение вопросов и обстоятельств, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объема обвинения); 4) определение источников доказательственной информации, подлежащих исследованию; 5) определение следственных действий, необходимых по данному делу. Помимо понятия "направление расследования" в УПК РФ встречается и другое понятие - "направление уголовного дела". Направление дела - это определение дальнейшего процессуальной судьбы дела, т.е. принятие решений, определяющих его движение от одного процессуального этапа или стадии в другие: возбуждение уголовного дела, направление (поручение) руководителем СО дела следователю или прокурором органу дознания для производства расследования; принятие уголовного дела следователем или дознавателем к своему производству; направление органом дознания уголовного дела руководителю СО после производства неотложных следственных действий; направление дела по подследственности или подсудности; привлечение лица в качестве обвиняемого; приостановление и возобновление предварительного расследования; прекращение, выделение дел, направление дела прокурору и в суд либо его возвращение прокурором для производства дополнительного расследования, передача из одной судебной стадии в другую и т.д. В этом или подобном значении понятие "направление уголовного дела" встречается в ст. ст. 149, 157, гл. 30, ст. ст. 222, 386, 451, 458 УПК. Если предположить, что понятия "направление уголовного дела" и "направление расследования" являются однопорядковыми (независимыми друг от друга), то принятие решений, определяющих движение дела (в т.ч. и решений о направлении дела в суд или о его прекращении), не может быть включено в понятие "направление расследования". Тогда отмеченное противоречие между пунктом 3 части 1 и частью 3 ком. статьи становилось бы неразрешимым. Однако если принять, что понятие "направление уголовного дела" (по крайней мере, на досудебном производстве) по своему объему уже, чем понятие "направление расследования" и охватывается последним, то указания руководителя СО следователю о направлении дела в суд или о его прекращении также являются проявлением полномочий руководителя СО по направлению (хода) расследования.39 , частям 1 и 2 статьи 163 УПК РФ осуществляет процессуальные полномочия как начальник органа дознания, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании правовых норм...

  • Решение Верховного суда: Определение N 7-АПУ14-2, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    По делу не установлено, в какой момент причинена закрытая черепно-мозговая травма, в квартире или при сбрасывании с моста Ссылается на нарушения уголовно-процессуального закона в ходе предварительного следствия, в частности, требований ст. 39 УПК РФ указывая, что следственные действия после 24 декабря 2012 года производились ненадлежащим лицом...

  • +Еще...