Последние статьи
Домой / Оформление документов / Порядок дисквалификации руководителя. За что может быть дисквалифицирован руководитель организации

Порядок дисквалификации руководителя. За что может быть дисквалифицирован руководитель организации

Что нового в КоАП РФ

В этом году законодатель расширил перечень случаев, которые считаются грубым нарушением правил бухучета . Сравнение редакций КоАП РФ до и после внесения изменений приведено в таблице.

Грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в т. ч. к бухгалтерской (финансовой) отчетности является

Действующая редакция КоАП РФ

1) занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% из-за искажения данных бухгалтерского учета;

2) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

1) занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

2) искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

3) регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

4) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

5) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

6) отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Также установлен новый вид ответственности за повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету – дисквалификация. КоАП РФ определяет ее как лишение физического лица права:

Замещать должности государственной гражданской службы и в исполнительном органе управления юридического лица;

Входить в совет директоров;

Управлять юридическим лицом в качестве предпринимателя или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;

Предоставлять государственные и муниципальные услуги;

Готовить спортсменов (включая их медицинское обеспечение), а также заниматься организацией и проводить спортивные мероприятия;

Проводить экспертизу промышленной безопасности;

Вести медицинскую или фармацевтическую деятельность.

Лицо, которое привлекут к ответственности, определяют в зависимости от причин грубого нарушения требований к бухучету.

Как правило, руководитель отвечает за организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер – за его ведение, своевременное представление полной и достоверной отчетности (постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18). Причем директор несет ответственность за нарушения бухучета, которые совершены по его письменным указаниям бухгалтеру (ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Риск дисквалификации возникает при повторном совершении административного правонарушения. Повторным оно считается, если произошло в период со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания и до того, как прошел год со дня окончания его исполнения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ).

Само по себе повторное правонарушение не означает, что дисквалификация неотвратима. Несмотря на ужесточение санкции, законодатель сохранил прежние условия освобождения от административной ответственности:

С соблюдением условий ст.81 НК РФ представлена "уточненка" и по ней уплачены суммы налога (сбора) и пени;

До утверждения бухгалтерской отчетности ошибка исправлена в установленном порядке (в т. ч. представлена пересмотренная отчетность).

Административная ответственность

Решение о дисквалификации лица – физического или юридического – принимает суд, причем срок "отстранения" может составить от шести месяцев до трех лет. Соответствующее постановление означает, что договор (контракт) с лицом прекращается, как правило по п. 8 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Дисквалифицированный субъект не сможет управлять юридическим лицом, причем любым, а не только тем, в котором он работал (определение ВС РФ от 02.06.2016 № 309-ГК16-7483).

Пример

Компания подала документы о внесение изменений в устав и сведений в ЕГРЮЛ. При этом лицо, которое вправе без доверенности действовать от имени компании, дисквалифицировано.

Налоговый орган вправе отказать в регистрации изменений, ссылаясь на ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Сведения о дисквалифицированном лице вносятся в реестр и хранятся в открытом доступе на сайте ФНС России. Перечислим основания для включения или исключения из него:

    копия вступившего в законную силу судебного постановления суда о дисквалификации;

    копия судебного акта суда о пересмотре или отмене постановления (решения) о дисквалификации;

    истечение срока дисквалификации .

Если несмотря на дисквалификацию субъект будет заниматься управлением юридическим лицом, ему грозит штраф в размере 5000 руб. по ст. 14.23 КоАП РФ. Инспекторы могут оштрафовать и компанию, которая заключает договор (контракт) на управление с дисквалифицированным лицом или игнорирует последствия его прекращения. Размер санкции – 100 000 руб. Согласно НК РФ, при заключении договора нужно уточнить в ФНС России, не дисквалифицирован ли партнер по сделке.

Коммерческие и налоговые риски

Главным сдерживающим фактором для юридических лиц, пожалуй, является то, что сделку с участием дисквалифицированного лица могут признать недействительной. В группе риска даже те операции, где такое лицо участвовало лишь опосредованно. Например, при утверждении крупных сделок в качестве члена совета директоров.

Высок риск негативных налоговых последствий у юридического лица, которое своевременно не расторгло договор с дисквалифицированным гражданином. Инспекция может не принять подписанную им декларацию, заявить о нарушениях в учетных документах. Это порождает налоговые риски и у коммерческих партнеров. Их могут обвинить в неосмотрительности при выборе контрагента, а его документы – не принять в качестве подтверждения операций. А значит, не избежать доначислений налогов и сборов.

Как видим, ответственность контрагента за нарушения в сфере бухучета может негативно сказаться на деятельности "неосмотрительного" плательщика.

В Интернете нововведенную дисквалификацию уже назвали способом избавления страны от мелкого и среднего бизнеса. Но есть надежда, что суды изберут взвешенный подход и будут использовать ее как крайнюю меру ответственности.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.03.2016 № 77-ФЗ.

Приказ Федеральной налоговой службы от 19.12.2011 № ММВ-7-6/941@ "Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц"

Все статьи Дисквалификация генерального директора и ее последствия (Ильютченко Н.В.)

В связи с увеличением на практике случаев применения дисквалификации к субъектам предпринимательской деятельности и изменением правовых актов, регулирующих применение названного вида административного наказания, вызывает интерес, в каких случаях, по каким основаниям возможно ее применение, а также какие риски необходимо учитывать при недостаточно серьезной проверке лиц, претендующих на работу генерального директора.
Понятие дисквалификации. Дисквалификация — это вид административного наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В настоящее время существует всего 10 видов административных наказаний. Этот перечень является исчерпывающим. Никаких новых, не предусмотренных законом административных наказаний применять недопустимо. Отметим, что законы субъектов РФ об административных правонарушениях могут устанавливать лишь два вида наказания: предупреждение и административный штраф.

В зависимости от сочетаемости между собой при назначении наказания за совершение одного административного правонарушения они (наказания) делятся на две категории:
— основные;
— наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных (иногда их называют смешанными).
Последняя из приведенных классификаций имеет важное значение для суда и других правоприменительных органов, т.к. за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Два основных наказания не могут быть назначены. Дисквалификация отнесена законом к основным административным наказаниям.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ).
Основания и порядок применения дисквалификации
В равной степени этот вид административного наказания может применяться как к директору, так и к членам совета директоров (наблюдательного совета). В соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Этот вид административного наказания назначается только судьей (в зависимости от подведомственности и подсудности такие решения принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов субъектов РФ).
Административное наказание в виде дисквалификации применяется за совершение следующих административных правонарушений:
— за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
— за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
— за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
— за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
— за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);
— за незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (ст. 14.29);
— за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5) и др.
Анализ судебной статистики <1> позволяет утверждать, что наиболее часто дисквалификация применяется по ст. 5.27 КоАП и ст. 14.25 КоАП. Например, в 2013 г. из 1585 судебных постановлений (по 44 составам) о применении дисквалификации 741 постановление было вынесено по ст. 5.27 КоАП РФ и 531 постановление — по ст. 14.25. Прослеживается тенденция расширения круга составов, по которым применяется дисквалификация.
———————————
<1> URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2361. Речь идет лишь о постановлениях судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу.

К административной ответственности привлекался гр-н Лазарев, руководитель юридического лица, представивший в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. К указанному заявлению прилагался приказ о вступлении гр-на Лазарева в должность руководителя. Однако в регистрирующий орган от третьих лиц поступили документы об утрате на момент представления гр-ном Лазаревым вышеуказанного заявления статуса руководителя. Анализ указанных документов позволил сделать вывод о том, что гр-ном Лазаревым в регистрирующий орган представлены для государственной регистрации заведомо ложные сведения, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
В августе 2005 г. мировым судьей был рассмотрен материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Лазарева на один год <2>.
———————————
<2> ГАС «Правосудие». URL: http://suzdalsky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=11.

Последствия применения дисквалификации
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган, который должен сформировать реестр дисквалифицированных лиц (далее — реестр).

До 1 января 2012 г. ведение реестра осуществляло МВД РФ. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 349 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц» <3> — это Федеральная налоговая служба.

Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц установлен Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц» (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2012 N 24209).
———————————
<3> Сейчас документ уже утратил юридическую силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» / / СПС «КонсультантПлюс».

Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется всем заинтересованным лицам.

Содержащаяся в реестре информация о конкретном лице предоставляется по запросу <4> заинтересованного лица в виде выписки <5> из реестра о конкретном дисквалифицированном лице.
———————————
<4> Форма запроса содержится в письме ФНС РФ от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@ «Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц».
<5> Форма выписки содержится в приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц».

Информацию из такого реестра о конкретных дисквалифицированных лицах заинтересованные лица вправе получить за плату. Размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» определило размер платы — 100 руб. Информация предоставляется в течение 5 дней.
Административная ответственность предусмотрена за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.23 КоАП). В том случае если руководитель не направит запрос и заключит с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом и в результате этого пострадает юридическое лицо, может быть наложен штраф в несравнимо большем размере — до 100000 руб.
Следовательно, само применение дисквалификации к одним лицам, виновным в совершении административных правонарушений, влечет дополнительные расходы, а может и новые административные наказания для субъектов предпринимательской деятельности в случае приема на работу дисквалифицированных лиц.

Литература

1. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Зерцало-М, 2001. 592 с.
2. Административная ответственность: Курс лекций / Б.В. Россинский. М.: Норма, 2004. 448 с.
3. Волкова В.В. Некоторые вопросы назначения судами дисквалификации // Российское правосудие. 2013. N 3 (83). С. 43 — 49.
4. Дацко Н.П. Дисквалификация: особенности субъектов, привлекаемых к ответственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. Вып. 22. С. 67 — 71.
5. Килина А.Ф. Дисквалификация в немецком и российском административном праве // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 146 — 153.
6. Князев С.Д. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. 352 с. // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2002. С. 254 — 258.
7. Соловьева А. Административное наказание в виде дисквалификации: проблемы применения / А. Стуканов // Законность. 2012. N 7. С. 33 — 38.
8. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 139 — 146.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


Чем грозит ситуация, когда руководитель продолжает управлять деятельностью юридического лица при вступивших в силу судебных актах о его дисквалификации?

Давайте по порядку.

Налоговый орган (если он был заявителем о дисквалификации должностного лица), после вступившего в силу решения суда, скорее всего прибегнет к блокировке приема документов как в бумажном, так и в электронном виде. Сразу оговоримся, что подобная практика - редкость, и во многих инспекциях не используется.

Согласно п.5.1 ст.14.13 КоАП РФ дата дисквалификации может быть от шести месяцев до трех лет. По-хорошему, учредителем (учредителями) на этот срок должен быть назначен новый руководитель, но можно этого не делать.

Если руководитель так и будет продолжать фактически заниматься деятельностью организации (сдавать отчетность, вести хозяйственную деятельность в виде заключения договоров и т.д.), несмотря на вступившие в силу судебные акты, он может попасть под действие п.1 ст.14.23 КоАП РФ. Штраф в данном случае возможен в сумме 5 000 руб.

Более суровый штраф можно получить просто из-за незнания. Это может произойти в любой организации, в которой появится желание принять на работу нового руководителя. Учредители, будучи не осведомленными о дисквалификации потенциального руководителя по решению суда, назначат его руководителем организации. В таких случаях может наступить ответственность, предусмотренная п.2 ст.14.23 КоАП РФ, где размер штрафа составит 100 000 руб.

Как этого избежать? При выборе лица на руководящую должность следует поинтересоваться, а нет ли искомой фамилии будущего руководителя в реестре дисквалифицированных лиц.

Вы не можете просматривать комментарии.

Согласитесь, дисквалификация первого лица компании — крайне неприятная, но вполне возможная ситуация.

Чаще всего подвергаются этому наказанию руководители, которые нарушили трудовое законодательство (например, своевременно не выплатили работникам зарплату <1>), при том что ранее их уже штрафовали за подобное деяние <2>.

Для справки

Наказание в виде дисквалификации назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет и только судьей <3>.

Посмотрим, чем чревата дисквалификация для директора и что следует сделать, чтобы смягчить ее последствия для фирмы.

К сведению

О том, где и как получить информацию о дисквалифицированных лицах, мы писали: журнал "Главная книга", 2012, N 4, с. 5 .

<1> См., например, Постановления Свердловского областного суда от 23.01.2012 по делу N 4а-5/2012; Московского городского суда от 01.12.2011 по делу N 4а-2473/11; Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2012 N 4а-381/12.
<2> Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ.
<3> Части 1, 2 ст. 3.11 КоАП РФ.

Последствия дисквалификации

С момента вступления в силу судебного постановления о дисквалификации руководитель обязан немедленно прекратить управление организацией <4>. Такое постановление вступает в силу:

(если) оно не обжаловалось — по истечении 10 дней со дня, когда директор получит копию постановления <5>;

(если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе <6>.

Также на дату вступления в силу постановления о дисквалификации должен быть прекращен трудовой договор с директором, если таковой заключался <7>, при условии, что директора невозможно перевести на другую имеющуюся в организации работу <8> (подробнее об этом — чуть ниже).

Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать директора на 5000 руб., а организацию — на сумму до 100 000 руб. <9>. Если только не будет пропущен 3-месячный срок давности привлечения к ответственности, который исчисляется с момента обнаружения этого нарушения <10>, то есть со дня составления протокола об административном правонарушении <11>.

Заметим: если, уже будучи дисквалифицированным, руководитель заключит какой-нибудь договор от имени фирмы, его нельзя будет признать недействительным на основании того, что руководитель как орган юрлица превысил свои полномочия.

В этом случае имеет место заключение сделки лицом без полномочий. То есть договор просто будет считаться заключенным от имени и в интересах дисквалифицированного директора, если только фирма потом не одобрит эту сделку <12>, например, приняв отгруженные по договору товары.

<4> Часть 1 ст. 32.11 КоАП РФ; Постановление 13 ААС от 10.02.2011 по делу N А26-7335/2010.
<5> Пункт 1 ст. 31.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
<6> Пункт 3 ст. 31.1 КоАП РФ.
<7> Пункт 10 ст. 77, п. 8 ст. 83 ТК РФ; ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.
<8> Статья 83 ТК РФ.
<9> Статья 14.23, ч. 1 ст. 23.1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3, п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; Решение АС Свердловской области от 11.02.2011 по делу N А60-44858/2010-С6.
<10> Части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ.
<11> Пункт 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
<12> Статья 183 ГК РФ; п. п. 1, 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57; Постановление 7 ААС от 26.06.2009 N 07АП-2754/2009.

Порядок действий при дисквалификации

Шаг 1. В отведенный 10-дневный срок нужно обязательно обжаловать судебное постановление о дисквалификации в тот суд, который вынес это постановление <13>, даже если нет надежды, что жалобу удовлетворят. Ведь пока жалоба рассматривается — а это может занять около 2 месяцев <14> — директор компании не считается дисквалифицированным. То есть он может руководить организацией, в частности подписывать договоры, платежки, отчетность, выписывать доверенности, принимать управленческие решения. Следовательно, директор выиграет время, чтобы утрясти все вопросы, связанные с его возможной дисквалификацией.

Шаг 2. Пока идет обжалование, целесообразно документально закрепить за кем-то из работников компании исполнение обязанностей директора на время невозможности исполнения им своих обязанностей.

Если, конечно, такой вопрос уже не урегулирован учредительными документами. К примеру, надо выдать заместителю доверенность на право выполнять от имени и в интересах компании представительские и распорядительные функции. Это очень пригодится на тот случай, если в удовлетворении жалобы откажут.

К сведению

О том, как передать полномочия заместителю на время отсутствия руководителя, читайте: журнал "Главная книга", 2011, N 10, с. 19.

Шаг 3. Допустим, дела развиваются по худшему сценарию и постановление о дисквалификации оставлено без изменения. Тогда дальнейшие действия зависят от того, кем является дисквалифицированный директор:

(если) директор — единственный участник, тогда он сам как участник принимает письменное решение о том, кто будет управлять компанией <15>, и заключает с этим человеком соответствующий договор;

(если) директор — один из участников ООО и имеет 10% голосов и более, тогда он как можно скорее созывает внеочередное общее собрание участников <16>. Они в свою очередь назначают нового директора либо передают его функции управляющей организации или предпринимателю. Председатель общего собрания участников подписывает трудовой договор с новым директором либо гражданско-правовой договор на управление обществом <17>.

Если же директор не входит в состав участников или имеет менее 10% голосов, тогда ему нужно уведомить участников (лучше письменно) о сложившейся ситуации и о необходимости созвать общее собрание <18>. Но, учитывая, что созыв собрания — процедура небыстрая, целесообразно заранее поставить участников в известность, что им, возможно, придется собираться в экстренном порядке.

Внимание! Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в госорганах) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы <19>.

<13> Часть 1 ст. 30.2 КоАП РФ.
<14> Статья 30.2, ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ.
<15> Статья 39 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (далее — Закон N 14-ФЗ).
<16> Подпункт 4 п. 2 ст. 33, п. п. 1, 2 ст. 35 Закона N 14-ФЗ.
<17> Пункт 1 ст. 40, п.

1 ст. 42 Закона N 14-ФЗ.
<18> Пункт 2 ст. 35 Закона N 14-ФЗ.
<19> Постановление ФАС ВВО от 17.12.2009 по делу N А29-2090/2009.

Дисквалификация /= автоматическое увольнение

Мы уже упомянули, что дисквалифицированного директора нельзя уволить, не предложив ему другую работу (вакантную должность) в организации, включая нижеоплачиваемые или нижестоящие должности <20>. А уже его воля — согласиться на это предложение или нет.

Формально получается вот что. Пока не вступит в силу постановление о дисквалификации, директор вполне может создать новую должность "под себя" (например, заместитель по хозяйственной части) и оставить ее вакантной до момента дисквалификации. И новый директор должен будет предложить ему занять эту должность.

Безусловно, это выход в ситуации, когда дисквалификация руководителя явилась следствием рокового стечения обстоятельств и в интересах самой компании, чтобы он остался, что называется, в упряжке. Кстати, если в результате такой манипуляции "наказанный" директор займет на время дисквалификации один из руководящих постов в компании (например, первого заместителя), штраф за допуск к управлению организацией дисквалифицированного лица <21> фирме не грозит. Ведь заместители, даже первые, не являются органом управления юрлица <22>.

<20> Статья 83 ТК РФ.
<21> Часть 2 ст. 14.23 КоАП РФ.
<22> Постановление ФАС УО от 05.05.2008 N Ф09-3037/08-С1.

Увольнение дисквалифицированного директора

Допустим, директор не согласился на предложенный ему перевод. Или же в компании нет вакансии, на которую он мог бы перевестись. Тогда выход один — увольнение <23>. Уведомлять директора о предстоящем увольнении за какой-то определенный срок не обязательно.

Кстати, ТК не запрещает в этом случае уволить директора, пока он находится на больничном или в отпуске. Ведь это не увольнение по инициативе работодателя <24>, когда подобный запрет действует.

Внимание! Никакое выходное пособие директору, увольняемому в связи с дисквалификацией, не положено <25>.

В приказе о прекращении трудового договора (форма N Т-8) в графе "Основание (документ, номер, дата)" нужно указать реквизиты судебного решения, которым директор дисквалифицирован. Запись об увольнении можно оформить так.

Сведения о работе

N
записи
Дата Сведения о приеме на
работу, переводе на
другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой на
статью, пункт закона)
Наименование,
дата и номер
документа, на
основании
которого
внесена
запись
число месяц год
1 2 3 4
9 25 06 2012 Трудовой договор Приказ
прекращен в связи от 25.06.2012
с дисквалификацией N 17-у
работника, что влечет
за собой невозможность
исполнения работником
обязанностей по
трудовому договору,
пункт 8 части первой
статьи 83 Трудового
кодекса Российской
Федерации

* * *

В заключение напомним: если из-за дисквалификации прежнего руководителя у руля компании встанет новый человек, об этом факте он должен будет в 3-дневный срок со дня вступления в должность уведомить регистрирующую инспекцию <26>.

К сведению

Подробнее о том, как проинформировать ИФНС о смене руководителя и кого еще следует известить в этом случае, читайте: журнал "Главная книга", 2011, N 4, с. 58.

Понятие дисквалификации установлено ст. 3.11 КоАП РФ. Это мера наказания, которая заключается в лишении физического лица права:

Замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы;

Занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

Входить в совет директоров (наблюдательный совет) организации;

Осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется к лицам, которые осуществляют:

Организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий);

Административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей).

Кроме того, данному наказанию могут быть подвергнуты:

Члены совета директоров;

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также занимающиеся частной практикой;

Арбитражные управляющие, то есть лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). При этом за административные правонарушения, влекущие данное административное наказание, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. А при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Примечание. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Рассмотрим, когда названное административное наказание применяется к руководителю юридического лица.

Случаи применения дисквалификации к руководителю организации

Административными правонарушениями, за совершение которых к руководителю организации может быть применена дисквалификация, в частности, признаются:

Нарушения законодательства о труде и об охране труда;

Фиктивное или преднамеренное банкротство;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде сокрытия имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде передачи имущества во владение иным лицам, отчуждения или уничтожения имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния);

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Нарушения законодательства о труде и об охране труда

К названным видам правонарушений относятся:

Нарушение оформления трудовых отношений. Например, если с работниками не заключены трудовые договоры или они заключены, но не в надлежащей форме (ст. 67 ТК РФ). Или имеют место факты несвоевременного ознакомления работников с положениями приказов о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении их к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ);

Несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек. Например, в них не произведены записи о приеме сотрудников на работу, книжки хранятся не в сейфе или не выдаются работникам в день увольнения;

Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

Невыплата окончательного расчета в последний день работы сотрудника;

Оплата командировочных не в полном объеме;

Выплата зарплаты работникам один раз в месяц или без выдачи расчетных листов по заработной плате;

Неознакомление работников с требованиями охраны труда;

Отсутствие учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;

Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

Выплата отпускных менее чем за три дня до начала отпуска и др.

Примечание. Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Инструкция по заполнению трудовых книжек утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Отметим, что количество нарушений, за которые руководитель организации может быть дисквалифицирован, велико. Но как показывает практика, совершив какой-либо из рассматриваемых проступков впервые, он привлекается к административной ответственности в виде штрафа. Ведь дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда подвергается должностное лицо, ранее уже наказывавшееся за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Положения п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставят в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии, или они совершены за время работы в разных организациях.

Примечание. Под аналогичным правонарушением, указанным в п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, должностное лицо не произвело расчета при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Таким образом, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в одной фирме, а затем в течение этого же года совершивший аналогичное нарушение в другой организации, являясь ее руководителем, может быть привлечен к ответственности на основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Примечание. Срок дисквалификации должностного лица при нарушении им законодательства о труде и об охране труда составляет от года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Фиктивное и преднамеренное банкротство

Статьей 14.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение Закона N 127-ФЗ и Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Кроме того, в этой статье указано, что фиктивное банкротство - это заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ). А преднамеренным банкротством признается совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Дисквалификация должностного лица за фиктивное и преднамеренное банкротство применяется, если его действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний. Ее срок составляет:

При фиктивном банкротстве - от шести месяцев до трех лет (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);

При преднамеренном банкротстве - от года до трех лет (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Неправомерные действия при банкротстве

Юридическое лицо считается банкротом, то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ). Неправомерные действия при банкротстве относятся к нарушениям установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Указанные действия имеют неправомерный характер, только если они совершены при наличии указанных выше признаков банкротства. Дисквалификация применяется к руководителю организации, который совершил при банкротстве неправомерные действия, не содержащие уголовно наказуемых деяний.

Примечание. Основания для возбуждения дел о фиктивном и преднамеренном банкротстве, неправомерных действиях при банкротстве перечислены в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Кроме того, поводом для возбуждения подобных дел могут быть сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов (п. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены такие неправомерные действия, как:

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Передача имущества во владение иным лицам (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам (п. 2 ст. 14.13 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены неправомерные действия:

Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ). При этом дисквалификации подвергаются совершившие указанные действия арбитражные управляющие (руководители временной администрации кредитной организации), на которых возложены функции руководителя юридического лица (кредитной организации);

Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ).

Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения

Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности ст. ст. 5, 12, 14, 17 и 21. О том, что сведения, содержащиеся в документах, представляемых для регистрации, достоверны, необходимо указать в заявлении. Об этом говорится в п. "а" ст. 12, пп. "а" п. 1 ст. 14 и пп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Закона.

За представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган должностное лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Если же имел место умысел, то виновник будет нести ответственность согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Примечание. Дисквалификация за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, применяется, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 и пп. 8 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Срок дисквалификации при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, может составлять до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Незаконные действия по получению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет

Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ). Она характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Лица, получившие в соответствии с Законом N 218-ФЗ доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации они несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 14 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). Такая ответственность установлена в ст. 14.29 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ.

Примечание. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом.

Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляют должностные лица Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченной на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАП РФ).

Срок дисквалификации за незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, может составлять до трех лет (ст. 14.29 КоАП РФ).

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой нарушение норм антимонопольного законодательства.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий содержится в ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Так, например, не допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести:

К установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

Навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

Экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

Сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

Созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Данное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, может быть освобождено от административной ответственности, в том числе в виде дисквалификации. Для этого должны быть выполнены в совокупности следующие условия:

На момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

Лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Примечание. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Срок дисквалификации должностного лица за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий составляет до трех лет (п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ).

На такой же срок может быть дисквалифицировано должностное лицо организации за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ).

Незаконное введение в оборот товара

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом они противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Статья 14 Закона N 135-ФЗ запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Подобные действия влекут административную ответственность согласно п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, в том числе дисквалификацию должностного лица.

Примечание. За недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг (например, товарный знак), срок дисквалификации составляет до трех лет (п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).

Причем указанное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Процедура дисквалификации

Согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Они могут:

Непосредственно быть обнаружены должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;

Поступить из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;

Материалы, сообщения, заявления, содержащие эти данные, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

Дата и место составления протокола, а также должность и Ф.И.О. лица, его составившего;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;

Место, время совершения и событие административного правонарушения, а также статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, и иные необходимые сведения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Подпись также ставит и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол в этом документе делается соответствующая запись.

Примечание. Протокол об административном правонарушении, за которое применяется дисквалификация, направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 суток со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). По результатам его рассмотрения суд выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Копия этого постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган (п. 4 ст. 32.11 КоАП РФ).

Порядок исполнения постановления о дисквалификации руководителя организации установлен в ст. 32.11 КоАП РФ. Согласно данному порядку постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления его в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (п. 1 ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение данного постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Запись в трудовой книжке дисквалифицированного руководителя должна выглядеть следующим образом: "Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 ТК РФ".

Примечание. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дисквалификация является обстоятельством прекращения трудового договора, не зависящим от воли сторон.

Сведения о дисквалифицированном лице заносятся в Реестр дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется МВД России и ГУВД (УВД) по субъектам РФ. Основание - п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805. В названном реестре отражается:

Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица;

Информация о том, в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья КоАП РФ);

Наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

Срок дисквалификации и даты начала и истечения этого срока;

Наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

Сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

Основания исключения из Реестра дисквалифицированных лиц и дата исключения.

Примечание. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение на него административного штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).

Справка. Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя организации

Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя связано с определенными процедурами. Так, в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) указано, что избрание единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.) и досрочное прекращение его полномочий относятся к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Следовательно, после вынесения решения суда о дисквалификации руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом общества, необходимо созвать внеочередное собрание участников в соответствии со ст. 35 Закона N 14-ФЗ для решения вопроса о досрочном снятии полномочий с указанного руководителя. При этом необходимо соблюдать сроки созыва такого собрания. То есть лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения уведомить об этом каждого участника заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества (ст. 36 Закона N 14-ФЗ).

Если был дисквалифицирован руководитель акционерного общества (директор, генеральный директор), являющийся его единоличным исполнительным органом, то необходимо провести процедуру внеочередного общего собрания акционеров, установленную Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Ведь досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Проверка будущего руководителя на наличие у него дисквалификации

При заключении трудового договора (контракта) с будущим руководителем необходимо проверить, не был ли он дисквалифицирован. Для этого делается запрос в орган, ведущий Реестр дисквалифицированных лиц.

Примечание. Получение заинтересованными лицами сведений из Реестра дисквалифицированных лиц происходит по определенным правилам. Они установлены в Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.

Информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, открыта для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. На сегодняшний день плата за данную информацию равна МРОТ. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется:

Главным информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) МВД России, информационными центрами (ИЦ) МВД России;

ГУВД и УВД по субъектам РФ.

При наличии сведений о проверяемом лице в Реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии - соответствующая справка.

Примечание. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения соответствующего запроса ГИАЦ и ИЦ МВД России, региональными (муниципальными) ГУВД (УВД).

Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России или ГУВД (УВД) по месту государственной регистрации организации. Лицо, уполномоченное заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению организацией, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подает запрос в указанные ведомства при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Запрос должен содержать Ф.И.О., число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица, а также полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица - инициатора запроса. К указанному запросу прилагаются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению организацией, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.

Выписки (справки) в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из реестра:

Выдаются заявителям сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке;

Направляются по почте в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридических лиц) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

После вручения выписки (справки) отрывной талон с соответствующими отметками подлежит возврату в ИЦ МВД России и ГУВД (УВД).

Если организация заключит трудовой договор с руководителем, который является дисквалифицированным лицом, то такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ). Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по инициативе работодателя, если первый представил подложные документы при заключении с ним трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Примечание. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - до 100 000 руб. (п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Дисквалификация генерального директора ООО – это вид административного наказания, которое предусматривается ст.3.11 КоАП Российской Федерации и направлено на мотивацию должностных лиц соблюдать законодательство, а также на увеличение эффективности административного воздействия на руководителей, допускающих отступление от буквы закона.

Содержимое страницы

Что такое дисквалификация руководителя

По данной статье дела рассматриваются мировыми судьями. Инициатором процедуры обычно является государственный служащий – инспектор ФНС, инспектор Государственной инспекции по труду, сотрудник прокуратуры и другие.

Сущность наказания состоит в запрете занимать определенные руководящие должности в течение назначенного судом срока. В течение этого времени лицо, в отношении которого вынесен такой вердикт, не имеет права:

  • занимать руководящие посты на государственной службе;
  • занимать должности, позволяющие осуществлять управление юридическим лицом, в том числе входить в совет директоров;
  • занимать должности в исполнительном органе юридического лица.

Дисквалифицированным может быть организационный или административный руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, арбитражный управляющий. Срок наказания устанавливается судом от полугода до трех лет. Срок давности по этой статье – один год со дня совершения административного правонарушения или один год со дня обнаружения длящегося нарушения.

Существует статистика, согласно которой суды по этой статье выносят не менее 2000 решений в год. Согласно судебной практике, дисквалификация применяется при многократных, системных правонарушениях. При однократных нарушениях законодательства чаще всего судьи выносят постановления о наложении административного штрафа.

Основания для дисквалификации директора ООО

Законодательством предусмотрена возможность дисквалификации директора за различные виды нарушений законодательства. К таким нарушениям могут относиться:

  • нарушения требований ТК РФ, включая нарушения в области охраны труда;
  • умышленное или подложное банкротство;
  • неправомерные действия при банкротстве;
  • умышленное направление в государственные органы недостоверных сведений;
  • противоправные действия по сдаче или предоставлению кредитного отчета;
  • заключения соглашения, ведущего к ограничению конкуренции и противоречащего Антимонопольному законодательству Российской Федерации;
  • недобросовестная конкуренция в незаконном использовании интеллектуальной собственности.

Если рассмотреть подробнее некоторые виды правонарушений, то к нарушениям трудового законодательства могут относиться действия, связанные с нарушением оформления трудовых отношений, нарушением порядка ведения и хранения трудовых книжек, несвоевременной выплатой расчетов при увольнении, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы и другое.

Нарушения в области охраны труда могут выражаться в неознакомлении работников с инструкциями по безопасным приемам работы, сокрытии фактов происшествий с травмированием сотрудников на работе, других противозаконных действиях или бездействии.

К неправомерным действиям при банкротстве могут относиться передача имущества другим лицам, другие неправомерные действия с имуществом, уничтожение и сокрытие бухгалтерской отчетности и другие действия, ведущие к нарушению прав должников, кредиторов и собственников.

Важно! Дисквалификация руководителей применяется к руководителям в административном порядке, если их действия не попадают под уголовное законодательство.

Последствия дисквалификации

Как только постановление о дисквалификации вступает в силу, получивший постановление руководитель должен незамедлительно прекратить деятельность по управлению юридическим лицом. Наложение подобного наказания ведет к разрыву трудового договора об управлении юридическим лицом – если отсутствует возможность трудоустроить бывшего управленца на другую вакансию (в этом случае директор может быть уволен даже в случае нахождения на больничном). Стандартная практика в случае ожидаемой дисквалификации: управленец создает новую должность «под себя» и при вступлении постановления в законную силу, новый руководитель должен предложить предыдущему эту вакансию.

Закон не запрещает новому управляющему выдать бывшему генеральному директору соответствующую доверенность, и он сможет далее продолжать действовать в интересах предприятия.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Если дисквалифицированный директор не прекратит руководить организацией, то на него судом накладывается дополнительное взыскание в виде штрафа размером 5000 рублей, а на предприятие – до ста тысяч рублей.

Важно! Если в этой ситуации будет заключен договор за подписью нелегитимного управленца, то такое соглашение не может быть признанным недействительным на основании превышения полномочий, и общество впоследствии может одобрить сделку, оплатив заказанные товары или услуги.

Кроме непосредственной дисквалификации, для руководителя могут наступить и другие последствия, прежде всего это репутационные потери. Недоверие со стороны потенциальных партнеров впоследствии не будет способствовать процветанию предприятия. В определенных случаях руководителя общества просто не включат в ЕГРЮЛ на новом месте работы.

Как проверить директора на дисквалификацию

ФНС ведет список лиц, подвергнутых подобному административному наказанию. Управленцы вносятся в этот реестр с момента вступления в действие судебного постановления, и удаляются из него по истечении срока наказания. Этот список содержит сведения, открытые ко всеобщему ознакомлению.

Чтобы проверка директора при назначении на должность стала возможной, на сайте Федеральной налоговой службы действует сервис «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц», его можно найти по адресу https://service.nalog.ru/disqualified.do. Этот сервис бесплатен для всех пользователей.

Другой способ – запросить территориальный орган на портале ФНС или с помощью сервиса Госуслуг. Такое действие должно быть заверено электронно-цифровой подписью.

И классический метод – отправить запрос письмом, воспользовавшись услугами Почты России. На основании запроса, государственное учреждение выдаст выписку из реестра или справку о том, что кандидат в руководители в этом списке не числится, не позднее, чем через 5 рабочих дней.

В крайнем случае, можно прийти в налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность физического лица, а если выписку надо оформить на юридическое лицо, к паспорту дополнительно нужна будет доверенность.

Стоимость услуги составляет 100 рублей. Информация из реестра ФНС доступна любому заинтересованному лицу.

Дисквалификация директора и учредителя

Закон не предусматривает дисквалификацию учредителя общества, однако в реальности по отношению к учредителям или соучредителям в определенных ситуациях применяется мера, аналогичная дисквалификации. Работает этот механизм так:

  1. Учредители ООО не ведут деятельность, не сдают ежегодную налоговую отчетность (хотя за это предусмотрена ответственность) и не собираются ликвидировать общество, чтобы не тратить на это усилия и не нести связанные с этим расходы.
  2. Налоговая инспекция пользуется правом (но не обязанностью, по определению ВАС РФ) исключить из ЕГРЮЛ по определенным критериям такие «брошенные» организации.
  3. Бывшие учредители или директор «брошенной» компании пытаются создать новое общество, купить долю в другом ООО, занять должность директора – и вот тут их ожидает неприятный сюрприз: ФНС отказывает в регистрации организации или включении в ЕГРЮЛ в качестве управляющего сотрудника общества. И такая норма применяется в отношении недобросовестных учредителей в течение трех лет со дня исключения из реестра.

Не стоит пускать дело на самотек. Во избежание неприятностей следует вовремя сдавать отчетность, не иметь кредиторских задолженностей и задолженностей по налогам: возможностей «слить по-тихому» фирму и открыться заново, становится все меньше. Предпринимателям стоит переходить на законное поле ликвидации и банкротства обществ.

Число дисквалифицированных директоров растет. В нем содержатся данные о тысячах человек. Более того, появляются новые причины для дисквалификации и причины, по которым налоговики сами без суда могут запретить директору занимать эту должность. Если упустить дисквалификацию директора, то возможен штраф – до 100 тысяч рублей.

Причины для дисквалификации директора

Самая частая причина для дисквалификации связана с фиктивным адресом компании. Инспекторы проверяют, находится ли компания по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, и если нет, то обращаются в суд. А суд уже принимает решение о дисквалификации руководителя. Также причинами дисквалификации могут быть:

  • расчеты без контрольно-кассовой техники;
  • директор не оплатил долги фирмы;
  • нарушение сроков выплаты зарплаты и другие трудовые нарушения.

Какие последствия от дисквалификации?

Кроме прямой дисквалификации для директора есть другие риски. Если у него плохая репутация, его просто не включат в ЕГРЮЛ. Так, директор не сможет руководить другой компанией, если бросил прежнюю организацию с долгами и инспекторы исключили ее из реестра. В этом случае налоговики откажутся вносить в реестр сведения о директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Похоже на дисквалификацию, только без суда.

Дисквалификация означает, что суд запретит директору руководить любой компанией и входить в совет директоров любой компании в течение длительного срока - от 6 месяцев до 3 лет.

Кроме этого, директору нельзя будет работать в этой должности, появится недоверие со стороны контрагентов. Инспекторы снимают расходы и вычеты, если сделку заключил дисквалифицированный директор.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). (Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 03-12-13/87273)

Как проверить директора на дисквалификацию

Перед назначением нового генерального директора лицо, уполномоченное заключить с ним трудовой договор, обязано проверить претендента на предмет дисквалификации за совершенное ранее административное правонарушение.

Читайте также Что относится к финансовым инвестициям

Платная справка

Информация о дисквалификации содержится в реестре дисквалифицированных лиц ФНС России. После обращения выдается выписка о дисквалифицированном лице либо справка об отсутствии такой информации в реестре (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

Стоимость предоставления выписки или справки составляет 100 рублей (постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 615, п. 27 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н).


Бесплатно

Сведения о дисквалифицированных лицах размещаются также на