Последние статьи
Домой / Оформление документов / Многосторонние соглашения и конвенции. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации Британия и Чикагская экспозиция

Многосторонние соглашения и конвенции. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации Британия и Чикагская экспозиция

Никита Хрущев в ООН (а был ли ботинок?)

Как известно, история развивается по спирали. Это в полной мере относится и к истории Организации Объединенных Наций. За более чем полвека своего существования ООН претерпела немало изменений. Созданная на волне эйфории победы над гитлеровской Германией, Организация ставила перед собой смелые и во многом утопические задачи.

Но время многое расставляет на свои места. И надежды на создание мира без войн, нищеты, голода, бесправия и неравенства сменились стойким противостоянием двух систем.

Об одном из самых ярких эпизодов того времени, знаменитом «ботинке Хрущева» рассказывает Наталия Терехова.

РЕПОРТАЖ:

12 октября 1960 года состоялось самое бурное в истории Организации Объединенных Наций заседание Генеральной Ассамблеи. В этот день делегация Советского Союза, которую возглавлял Никита Сергеевич Хрущев, внесла на рассмотрение проект резолюции о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Никита Сергеевич произнес по своему обыкновению эмоциональную речь, которая изобиловала восклицательными знаками. В своем выступлении Хрущев, не жалея выражений, обличал и клеймил колониализм и колонизаторов.

После Хрущева на трибуну Генеральной Ассамблеи поднялся представитель Филиппин. Он выступал с позиций страны, которая на себе испытала все тяготы колониализма и после долгих лет освободительной борьбы добилась независимости: «По нашему мнению, предложенная Советским Союзом декларация должна была бы охватывать и предусматривать неотъемлемое право на независимость не только народов и территорий, все еще остающихся под управлением западных колониальных держав, но также народов Восточной Европы и других районов, лишенных возможности свободно осуществлять свои гражданские и политические права и, так сказать, проглоченных Советским Союзом».

Слушая синхронный перевод, Хрущев взорвался. Посоветовавшись с Громыко, он решил просить у Председателя слово по порядку ведения заседания. Никита Сергеевич поднял руку, но на него никто не обратил внимания.

О том, что произошло дальше, рассказал в своих воспоминаниях известнейший мидовский переводчик Виктор Суходрев, многократно сопровождавший Никиту Сергеевича в поездках: «Хрущев любил снимать часы с руки и вертеть их. В ООН он стал стучать кулаками по столу в знак протеста против выступления филиппинца. В руке были зажаты часы, которые просто-напросто остановились.

И тогда Хрущев в сердцах снял с ноги ботинок, вернее, открытую плетеную сандалию и начал стучать каблуком по столу».

Это и был тот миг, который вошел в мировую историю как знаменитый «хрущевский ботинок». Ничего подобно зал Генеральной Ассамблеи ООН еще не видел. Сенсация родилась прямо на глазах.

И вот, наконец, главе советской делегации предоставили слово:
«Я протестую против неравноправного отношения к представителям государств, здесь заседающих. Почему этот холуй американского империализма выступает? Он затрагивает вопрос, он не процедурный вопрос затрагивает! И Председатель, который симпатизирует этому колониальному господству, он не останавливает его! Разве это справедливо? Господа! Господин Председатель! Мы живем на земле не милостью божьей и не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость.

Нужно сказать, что посредине выступления Хрущева синхронный перевод прервался, поскольку переводчики судорожно подыскивали аналог русскому слову «холуй». Наконец, после затянувшейся паузы было найдено английское слово «jerk», которое имеет широкий диапазон значений - от «дурака» до «подонка». Западным репортерам, освещавшим в те годы события в ООН, пришлось изрядно попотеть, пока они не нашли толковый словарь русского языка и не поняли значения метафоры Хрущева.

Чикагская конвенция 1944

о международной гражданской авиации - основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.
Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. Аэронавигация (6 глав, статьи 1-42), II. Международная организация гражданской авиации - ИКАО (7 глав, статьи 43-66), III. Международный воздушный транспорт (3 главы, статьи 67-79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80-96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.
В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов.Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных карт и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.
Нормы Ч. к. 1944 о международных стандартах и рекомендуемой практике обязывают государства сотрудничать в достижении максимального единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся деятельности международной гражданской авиации, и в то же время допускают возможность для государств устанавливать иные стандарты, чем выработанные ИКАО.
Положения части II конвенции, относящиеся к созданию и деятельности ИКАО, являются по существу её уставом (см. Международная организация гражданской авиации).
Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и др. финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств - её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п. В этой же части конвенции содержатся положения об организации совместной эксплуатации и о пульных сообщениях; в частности, за государствами закреплено право на создание таких объединений (в том числе и по рекомендации Совета) и предусмотрено, что на объединения распространяются все положения конвенции. Государство может участвовать в таких объединениях либо черед свое правительство, либо через одно или несколько авиатранспортных предприятий, которые находятся либо в государственной (полностью или частично), либо в частной собственности.
Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств - участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944, и не вступать в подобные соглашения. Отдельные нормы регулируют порядок рассмотрения Советом ИКАО разногласий, касающихся толкования или применения Ч. к. 1944 и предусматривают санкции за невыполнение решений Совета. Конвенция предусматривает свободу действий государств - членов в случае войны или введения чрезвычайного положения.
Конвенция содержит 18 технических приложений. Международные авиационные регламенты, содержащиеся в приложениях (см. Регламенты международные авиационные), являются, как правило, рекомендациями международных организации, не обязательными для исполнения государствами - членами ИКАО. В то же время отдельные регламенты (например, правила полётов над открытым морем) носят императивный характер.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия .Главный редактор Г.П. Свищев .1994 .

о международной гражданской авиации - основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.
Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. Аэронавигация (6 глав, статьи 1-42), II. Международная организация гражданской авиации - ИКАО (7 глав, статьи 43-66), III. Международный воздушный транспорт (3 главы, статьи 67-79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80-96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.
В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов. Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных карт и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.
Нормы Ч. к. 1944 о международных стандартах и рекомендуемой практике обязывают государства сотрудничать в достижении максимального единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся деятельности международной гражданской авиации, и в то же время допускают возможность для государств устанавливать иные стандарты, чем выработанные ИКАО.
Положения части II конвенции, относящиеся к созданию и деятельности ИКАО, являются по существу её уставом (см. Международная организация гражданской авиации).
Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и др. финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств - её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п. В этой же части конвенции содержатся положения об организации совместной эксплуатации и о пульных сообщениях; в частности, за государствами закреплено право на создание таких объединений (в том числе и по рекомендации Совета) и предусмотрено, что на объединения распространяются все положения конвенции. Государство может участвовать в таких объединениях либо черед свое правительство, либо через одно или несколько авиатранспортных предприятий, которые находятся либо в государственной (полностью или частично), либо в частной собственности.
Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств - участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944, и не вступать в подобные соглашения. Отдельные нормы регулируют порядок рассмотрения Советом ИКАО разногласий, касающихся толкования или применения Ч. к. 1944 и предусматривают санкции за невыполнение решений Совета. Конвенция предусматривает свободу действий государств - членов в случае войны или введения чрезвычайного положения.
Конвенция содержит 18 технических приложений. Международные авиационные регламенты, содержащиеся в приложениях (см. Регламенты международные авиационные), являются, как правило, рекомендациями международных организации, не обязательными для исполнения государствами - членами ИКАО. В то же время отдельные регламенты (например, правила полётов над открытым морем) носят императивный характер.


Смотреть значение Чикагская Конвенция 1944 в других словарях

Конвенция — ж. франц. частный договор о чем-либо между двумя государствами; условие, соглашение, уговор, полюбовная разверстка, сделка. Конвенционный, условный, договорный. Конвент........
Толковый словарь Даля

Конвенция — конвенции, ж. (латин. conventio - соглашение) (дипл.). Договор, соглашение между государствами по какому-н. специальному, техническому вопросу. Железнодорожная конвенция. Военная........
Толковый словарь Ушакова

Конвенция Ж. — 1. Международный договор, соглашение в какой-л. специальной области.
Толковый словарь Ефремовой

Конвенция — (от лат. conventio - соглашение) - международное соглашение (договор), устанавливающее взаимные права и обязанности государств обычно по какому- либо специальному вопросу........
Политический словарь

Конвенция — -и; ж. [от лат. conventio - договор, соглашение] Договор, соглашение между государствами по какому-л. специальному вопросу. Железнодорожная к. Таможенная к. Заключить конвенцию.........
Толковый словарь Кузнецова

Струве Петр Бернгардович (1870-1944) — - крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик - член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной Думы. Либерализм Струве, как........
Политический словарь

Чикагская Школа Политических Наук — - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом.........
Политический словарь

Афинская Конвенция О Перевозке Морем Пассажиров И Их Багажа международный договор, определяющий ответственность перевозчика в любой международной морской перевозке пассажира и его багажа. Принята в 1974 г., дополнена в 1976 г. Вступила........
Экономический словарь

Бернская Конвенция — (Berne Convection for the Protection of Literary and Arti tic Work)
конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. является многосторонним международным........
Экономический словарь

Брэттон-вудское Соглашение От 1944 Года (bretton Woods Agreement) — -
соглашение об установлении фиксированных курсов основных валют, возможности интервенций центральных
банков на валютных рынках и жесткой привязке
цены........
Экономический словарь

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) — русский экономист, философ, теолог. В 90-е гг. XIX в. разделял экономические идеи марксизма. В одной из ранних своих работ «О рынках при капиталистическом производстве»........
Экономический словарь

Варшавская Конвенция — В международных страховых операциях и в страховании ответственности: международное соглашение, ратифицированное в 1929г. более чем 40 государствами, к которым к настоящему........
Экономический словарь

Варшавская Конвенция Икао — полное название: "Об унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки" , согласно которой в случае летного происшествия при международных........
Экономический словарь

Венская Конвенция Оон О Договорах Международной Купли-продажи Товаров — - международное экономическое
соглашение, вступившее в силу с 1 января 1988 г. На 1 марта 1990 г. В.к. действовала в 19 странах, включая Аргентину, КНР, Фракцию, Италию, Мексику,........
Экономический словарь

Всемирная Конвенция Об Авторском — (Univer al Convention) подписана в Женеве 6 сентября 1952 г., пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. СССР присоединился к Всемирной
конвенции 27 июня 1973 г. Соответственно РФ считается........
Экономический словарь

Всемирная Конвенция Об Авторском Праве — - международная
конвенция, разработанная под непосредственным
руководством ЮНЕСКО, подписана в Женеве 06.09.52.
Действие В.к.а.п. распространяется на Российскую........
Экономический словарь

Евразийская Патентная Конвенция, — (Eura ian Patent Convention) межгосударственное
соглашение открытого типа, направленное на создание межгосударственной системы охраны изобретений на основе единого
патента,........
Экономический словарь

Европейская Патентная Конвенция — (European Patent Convention) межгосударственное
соглашение, содержащее систему общих для договаривающихся европейских государств норм, регулирующих выдачу патентов на изобретения.........
Экономический словарь

Конвенция — англ. convention договор между различными компаниями, фирмами, учреждениями и государствами, в котором определены решения вопросов
сбыта, производства, распределения и т.п.
Экономический словарь

Конвенция Дат — Потоки наличности считаются полученными на определенную дату - дата 0, дата 1, и т.д., - в противовес конвенции конца года.
Экономический словарь

Конвенция Женевская — многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 г. и 1931 г. и определяющие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Основная........
Экономический словарь

Конвенция Консульская — соглашение, оговаривающее нормы консульского права, порядок учреждения консульских представительств, круг их деятельности, иммунитет консульских должностных лиц........
Экономический словарь

Конвенция Конца Года — Потоки наличности рассматриваются по состоянию на
конец года, в противовес
конвенции даты. Согласно конвенции конца года, настоящее - это
период 0, конец........
Экономический словарь

Конвенция Международная — международный договор, оговаривающий взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его.
Экономический словарь

Конвенция Монетная — конвенция между государствами, предусматривающая стандартизацию веса и пробы монет, а также взаимный прием монет странами-участницами
конвенции.
Экономический словарь

Конвенция О Договоре Международной Перевозки Грузов Автомобильным Транспортом — заключена в 1956 г. в Женеве. Применяется к договору перевозки груза автомобильным транспортом, если место отправления и место назначения груза находятся в двух государствах,........
Экономический словарь

Конвенция О Договоре Международной Перевозки Пассажира И Багажа — конвенция, принятая в Женеве 1 марта 1973 г.; установила общую сумму возмещения, которая может быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же
событием. Эта
........
Экономический словарь

Конвенция Об Охране Промышленной Собственности, Парижская — международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности.........
Экономический словарь

Конвенция Оон О Договорах Международной Купли-продажи Товаров Венская — международное экономическое
соглашение. Принята в 1980 г., вступила в силу 1 января 1988 г.
Конвенция обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств,........
Экономический словарь

Конвенция Оон По Морскому Праву — - принята Ш Конференцией ООН по морскому праву 30 апреля 1982 г. 130 голосами. Против голосовали США, Израиль, Венесуэла и Турция; воздержались - 17 государств, в т.ч. СССР, БССР,........
Экономический словарь

Чикагская конвенция 1944

Чика́гская конве́нция 1944 о международной гражданской авиации — основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.

Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. Аэронавигация (6 глав, статьи 1—42), II. Международная организация гражданской авиации — ИКАО (7 глав, статьи 43—66), III. Международный воздушный транспорт (3 главы, статьи 67—79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80—96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.

В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов. Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных карт и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.

Нормы Ч. к. 1944 о международных стандартах и рекомендуемой практике обязывают государства сотрудничать в достижении максимального единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся деятельности международной гражданской авиации, и в то же время допускают возможность для государств устанавливать иные стандарты, чем выработанные ИКАО.

Положения части II конвенции, относящиеся к созданию и деятельности ИКАО, являются по существу её уставом (см. ).

Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и другие финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств — её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п. В этой же части конвенции содержатся положения об организации совместной эксплуатации и о пульных сообщениях; в частности, за государствами закреплено право на создание таких объединений (в том числе и по рекомендации Совета) и предусмотрено, что на объединения распространяются все положения конвенции. Государство может участвовать в таких объединениях либо через свое правительство, либо через одно или несколько авиатранспортных предприятий, которые находятся либо в государственной (полностью или частично), либо в частной собственности.

Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств — участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944 , и не вступать в подобные соглашения. Отдельные нормы регулируют порядок рассмотрения Советом ИКАО разногласий, касающихся толкования или применения Ч. к. 1944 и предусматривают санкции за невыполнение решений Совета. Конвенция предусматривает свободу действий государств — членов в случае войны или введения чрезвычайного положения.

Конвенция содержит 18 технических приложений. Международные авиационные регламенты, содержащиеся в приложениях (см. ), являются, как правило, рекомендациями международных организации, не обязательными для исполнения государствами — членами ИКАО. В то же время отдельные регламенты (например, правила полётов над открытым морем) носят императивный характер.

Литература:
Международное воздушное право, кн. 1, М., 1980.

Ю. Н. Малеев.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия . Свищёв Г. Г. . 1998 .

Смотреть что такое "Чикагская конвенция 1944" в других словарях:

    Чикагская конвенция 1944 - о международной гражданской авиации основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст… … Энциклопедия техники

    О международной гражданской авиации — основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский… … Энциклопедия «Авиация»

    Чикагская конвенция - Международная конвенция о гражданской авиации, также известная под именем Чикагская конвенция конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы, принцип… … Википедия

    Конвенция о международной гражданской авиации - (англ. Convention on International Civil Aviation), также известная как «Чикагская конвенция» конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы,… … Википедия - воздушное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. В. п. включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права; его исходным положением… … Энциклопедия «Авиация»

    Воздушное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. В. п. включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права; его исходным положением… … Энциклопедия «Авиация»

    воздушное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. Включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права (см. международное воздушное право). Основным… … Большой юридический словарь

    Воздушное право - (англ. air law) совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между государствами в процессе использования воздушного пространства и отношения, возникающие в процессе… … Энциклопедия права

В 1944 году была принята Чикагская конвенция - документ, установивший ключевые правила работы для международной авиации. Страны-участницы договора обязались соблюдать единые нормы полетов над своими территориями. Это значительно облегчило коммуникацию с помощью самолетов. Документ продолжает оставаться основой всей индустрии авиаперевозок уже на протяжении многих десятилетий.

Общие принципы

В первой же своей статье Чикагская конвенция вводила суверенитет каждой страны над собственным воздушным пространством. Действие документа распространялось только на гражданские воздушные суда. В их число не входили таможенные, полицейские и военные самолеты. Их отнесли к государственным

Принцип суверенитета гласит, что ни один самолет не может лететь над территорией чужой страны без ее разрешения. То же самое относится и к посадке. Все государства, которые объединила Чикагская конвенция 1944 года, гарантировали, что они будут следить за безопасностью навигации в собственном воздушном пространстве.

Правительства согласились с принципом неприменения оружия против гражданских судов. Возможно, сегодня это звучит даже странно, но в 1944 году в Европе все еще продолжалась война, и на тот момент подобная договоренность была совершенно не лишней. Страны обязались не подвергать опасности жизни пассажиров обычных транспортных рейсов.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации давала государствам право затребовать посадку воздушного судна, если то будет совершать несанкционированный полет или использоваться в целях, не оговоренных в самой конвенции. Согласно договору, каждое правительство в целях предупреждения публикует собственные правила перехвата самолетов. Эти нормы не должны нарушать международное право. Они стали включаться в национальные законы. Чикагская конвенция лишь очертила общие особенности этих правил. За их нарушение разрешались суровые наказания согласно местному законодательству. Запрещалось преднамеренное использование гражданских воздушных судов в целях, противоречащих конвенции.

Запретные зоны

Помимо всего прочего, Чикагская конвенция оговаривала права нерегулярных полетов. Они относятся к рейсам, не связанным с регулярным международным воздушным сообщением. Государства, подписавшие конвенцию, обязывались предоставить самолетам других стран такое право при условии, что они (государства) смогут при необходимости потребовать незамедлительную посадку.

Эта договоренность значительно облегчила международную коммуникацию. Кроме того, она дала значительный толчок развитию индустрии нерегулярных полетов. С помощью них стали перевозиться многочисленные грузы и почта. Пассажирский же поток в основном остался в рамках регулярных рейсов.

Чикагская конвенция 1944 года разрешала создание запретных зон. Каждое государство получило право определять подобные участки своего воздушного пространства. Запрет может появиться из-за военной необходимости или желания властей обеспечить общественную безопасность. С помощью этой меры ограничивались полеты на единообразной основе. Запретные зоны должны иметь разумные пределы, которые не создавали бы препятствия для воздушной навигации остальных рейсов.

У каждого государства сохранилось право при чрезвычайных обстоятельствах полностью ограничить полеты над своей территорией. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации гласит, что в таком случае запрет должен распространяться на суда любых стран вне зависимости от их юридической принадлежности.

Таможня и борьба с эпидемиями

По договоренности, каждая страна обязана сообщить о своих таможенных аэропортах. Согласно Чикагской конвенции 1944 года, они нужны для посадки самолетов других государств, выполняющих требование приземления. В таких аэропортах проводится таможенная проверка и другие формы контроля. Сведения о них публикуются и передаются в , созданную после подписания все той же конвенции.

Самолеты помогли миру стать глобальным. Сегодня всего за несколько часов можно проделать путь над всей планетой. Однако облегчение и расширение связей имеет не только позитивные последствия. Передвижение людей из одного конца Земли в другой уже не раз становилось причиной распространения эпидемий. Многие болезни, характерные для определенного региона планеты, оказываются на порядок опаснее, попав в совсем другую среду. Именно поэтому, согласно Чикагской конвенции 1944 года, подписавшие ее страны обязались предотвращать распространение эпидемий по воздуху. Речь в первую очередь шла о холере, тифе, оспе, чуме, желтой лихорадке и т. д.

Аэропорты и самолеты

Все аэропорты общего общественного пользования стран, подписавших соглашение, должны быть открытыми не только для их судов, но и для судов других стран. Условия для всех участников воздушного сообщения устанавливаются равными и единообразными. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации распространяет этот принцип на любые самолеты, в том числе и на те, которые используются с целью метеорологического и радиообеспечения.

Также соглашение оговаривает отношение стран к денежным сборам за пользование своими аэропортами. Такие налоги - обычная практика. Для ее унификации и обобщения международное сообщество приняло несколько ключевых принципов взимания этих денег. Например, сборы для иностранных судов не должны превышать сборы для «родных» судов. При этом каждые власти имеют право проводить досмотр чужих самолетов. Проверки не должны совершаться с необоснованными задержками.

Международная Чикагская конвенция гражданской авиации 1944 года определила принцип, согласно которому, у самолета может быть только одна «национальность». Его регистрация должна принадлежать единственному государству, а не двум сразу. При этом принадлежность разрешается менять. Например, самолет может из мексиканского стать канадским, но он не может быть одновременно и канадским, и мексиканским. Регистрация судна меняется согласно законодательству, принятому в его прежней стране.

Самолеты, участвующие в международном воздушном сообщении, получают опознавательные национальные знаки. Остальную информацию о своих суднах государство должно предоставлять любой другой стране по ее запросу. Эти данные координирует Международная организация гражданской авиации.

Упрощение формальностей

Общепризнанная Чикагская конвенция 1944 года является источником правил и принципов, согласно которым живет международная индустрия авиаперевозок. Одной из таких норм считается содействие стран ускорению воздушного сообщения.

Эффективным методом в данном случае является повсеместное упрощение лишних формальностей. Без них проще перевозить экипажи, пассажиров и грузы, для которых порой крайне важна быстрота перемещения из одной точки в другую. Также это касается иммиграционных таможенных процедур. Некоторые государства подписывают со своими ключевыми партнерами и соседями индивидуальные соглашения, еще больше облегчающие авиасообщения между этими странами.

Чикагская конвенция 1944 года установила принцип, по которому смазочные материалы, топливо, запасные детали и оборудование чужих самолетов нельзя облагать таможенными пошлинами. Такие налоги распространяются лишь на выгруженные на земле грузы.

Расследование авиакатастроф

Отдельная проблема, которую оговаривает Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 года, - это судьба самолетов, попавших в авиационную катастрофу. Если судно одной страны терпит бедствие в воздушном пространстве другой, то обе эти страны должны вести спасательные и поисковые работы согласно принципу взаимопомощи.

Существует практика создания международных комиссий, берущих под свой контроль расследование причин авиакатастроф. Государство, в котором упавший самолет был зарегистрирован, имеет право назначить туда наблюдателей. Страна, где произошла катастрофа, должна направить хозяйке воздушного судна подробный отчет о расследовании, а также его итоговое заключение. Данные правила действительны и для России, так как РФ является участницей Чикагской конвенции. В результате взаимодействия стран в расследовании авиационных катастроф удается добиться максимально возможного результата.

Все государства, которыми была подписана Чикагская конвенция о гражданской авиации, обязались вводить и использовать самое современное оборудование, связанное с авианавигацией. Также страны сотрудничают друг с другом в области составления единых схем и карт. Для унификации приняты общие стандарты их изготовления.

Регламент

После ввода в эксплуатацию все самолеты получают стандартный набор документов. Это свидетельство о регистрации, бортовой журнал, удостоверение о годности для полетов, разрешение на использование бортовой радиостанции, грузовые декларации и т. д.

Многие бумаги нужно получить непосредственно перед полетом. Например, разрешение, необходимое для эксплуатации радиоаппаратуры, предоставляется страной, над территорией которой будет пролегать предстоящий рейс. Использовать такую технику могут только члены экипажа, обладающие достаточной для этого компетенцией.

Отдельные ограничения о грузах касаются военных материалов и военного снаряжения. Подобные вещи могут перевозиться только строго с разрешения государства, в чьем воздушном пространстве летит самолет. Также регламентируется использование на бортах фотографической аппаратуры.

Общие для всего международного сообщества правила затрагивают самые разные стороны полетов, кроме уже перечисленных. Это наземная маркировка, системы аэронавигационных средств и связи, характеристики посадочных площадок и аэропортов, правила полетов, присвоение квалификации техническому и летному персоналу и т. д. Отдельные регламенты принимаются для ведения бортовых журналов, составления схем и карт, иммиграционных и таможенных процедур.

Если государство отказывается в дальнейшем исполнять общие для всех правила, оно должно незамедлительно сообщить о своем решении Международной организации гражданской авиации. То же самое касается случаев, когда страны принимают одинаковую поправку к конвенции. Известить о нежелании менять свои стандарты необходимо в течение 60 дней.

ИКАО

В статье 43 Чикагская конвенция о международной гражданской авиации определила название и структуру Международной организации гражданской авиации. Ключевыми ее институтами стали Совет и Ассамблея. Организация была призвана сделать более быстрым и упорядоченным развитие всей индустрии авиаперевозок. Важной целью декларировалось и обеспечение безопасности международных полетов.

С тех самых пор (то есть с 1944 года) ИКАО неизменно поддерживала конструирование и эксплуатацию мирной авиации. Она помогала развитию аэропортов, воздушных трасс и других средств, необходимых для роста индустрии. За несколько десятилетий благодаря общим усилиям страны, подписавшие конвенцию, добились создания всеобщей системы авиации, продолжающей удовлетворять все возрастающие мировые потребности в регулярном, экономичном и безопасном авиасообщении.

Как минимум раз в три года созывается Ассамблея. Она избирает председателя, рассматривает отчеты Совета, выносит решения по вопросам, переданным ей Советом. Ассамблея же определяет годовой бюджет. Все решения принимаются по принципу голосования.

Совет ответственен перед Ассамблеей. В него входят представители 33 государств. Ассамблея избирает их раз в три года. В Совет в первую очередь входят страны, которые играют ведущие роли в организации международной авиационной индустрии. Также состав этого органа определяется согласно принципу представительства всех регионов мира. К примеру, если истекают полномочия уполномоченного африканской страны, то на его место приходит уполномоченный другой африканской страны.

У Совета ИКАО есть президент. У него нет права голоса, но он выполняет несколько важных функций. Президент созывает Авиатранспортный комитет, Совет и Аэронавигационную комиссию. Для того чтобы принять решение, организации необходимо получить большинство голосов своих членов. Каждое государство, недовольное итогами дискуссии, может обжаловать ее результаты.

Безопасность

Важное приложение 17 к Чикагской конвенции посвящено безопасности авиаперелетов. Вопросы, связанные с ней, относятся к компетенции Совета. Официально приложение 17 посвящено «защите международной авиации от актов незаконного вмешательства». Последние поправки к ней были приняты в 2010 году, что говорит об актуальности проблем, связанных с безопасностью полетов.

Согласно приложению 17, каждое государство обязуется предотвращать пронос на гражданские воздушные суда взрывчатых веществ, оружия и других опасных для жизни пассажиров веществ и предметов. Для обеспечения безопасности ведется контроль доступа в технические зоны аэропортов. Создаются системы опознания транспортных средств и лиц. Проводятся проверки анкетных данных пассажиров. Ведется наблюдение за перемещением транспортных средств и людей к воздушным судам.

Каждое государство должно требовать от авиакомпаний не допускать в кабину пилота посторонних людей. Перевозчики также следят за вещами и особенно за забытыми и подозрительными предметами. С момента проведения досмотра должна обеспечиваться защита пассажиров от неразрешенного вмешательства или контакта с их багажом. Особенно в этом смысле важны транзитные полеты.

Если на летящем самолете произошла (например, борт оказался захваченным террористами), государство, которому принадлежит судно, обязано сообщить о произошедшем компетентным органам тех стран, в воздушном пространстве которых может оказаться захваченный самолет. Следует отметить: авиатранспорт конструируется таким образом, что пилоты могут надежно запереться в своей кабине. Бортпроводники должны получать технику, которая поможет им сообщить летному экипажу о подозрительной активности в пассажирском отсеке.

Государства, подписавшие Чикагскую конвенцию, обязаны содержать аэродромы и аэропорты таким образом, чтобы они были готовы к чрезвычайным и нештатным ситуациям. Предварительная подготовка необходима для сведения к минимуму ущерба. Должны без перерыва работать противопожарные, медико-санитарные и аварийно-спасательные службы.

Порядок на территории аэропортов обеспечивает полиция и служба безопасности самого аэропорта. Вся их работа строится таким образом, чтобы в случае чрезвычайной ситуации у администрации транспортного узла была возможность быстро и эффективно скоординировать действия этих разных служб. Необходима регулярная модернизация техники, с помощью которой проводится досмотр. Современным требованиям должны отвечать и документы: как удостоверения личности, так и проездные талоны.

Другие особенности

Для упорядочения полетов каждая страна может определять точные маршруты, по которым следует летать в пределах ее воздушного пространства. То же самое относится к перечню аэропортов.

Если инфраструктура государства устаревает, то Совет должен проконсультироваться с самим этим государством, а также его соседями. Подобное обсуждение может проводиться в случае, когда она перестает отвечать требованиям метеорологического и радиообслуживания. Обычно Совет ищет пути изыскания средств, необходимых для модернизации инфраструктуры. Вопрос этот крайне важен, так как государство, не заботящееся о состоянии своих аэропортов и техники, подвергает опасности не только своих, но и чужих граждан. Совет может предоставить нуждающейся стране новые средства обслуживания, помочь с укомплектованием персонала и т. д.

Интересно, что Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года стала далеко не первым подобным документом. После подписания этого соглашения были денонсированы все его международные предшественники. Такой была о регулировании воздушной навигации 1919 года, а также Гаванская конвенция о коммерческой авиации 1928 года. Чикагский документ дополнил и усовершенствовал их положения.

Подписав конвенцию, государства договорились не заключать других сторонних договоров, как-то противоречащих ей. Если подобные обязательства берет на себя частная авиакомпания, то власти ее страны должны добиться их прекращения. В то же время разрешены соглашения, которые не противоречат конвенции.

Разрешение споров

В случае если какие-то страны не согласны друг с другом в толковании статей конвенции, они могут обратиться в Совет. В этом органе спор будет рассмотрен представителями других незаинтересованных государств. То же самое правило распространяется на приложения к Чикагской конвенции. ИКАО создала систему компромиссов, помогающую найти обоюдно выгодное решение даже в юридически самой сложной ситуации. Государство при недовольстве решением Совета имеет право в течение 60 дней обжаловать его в третейском суде (например, в постоянной Палате международного православия).

ИКАО может ввести санкции против частной авиакомпании, отказывающейся следовать решениям организации. Если Совет идет на такой шаг, то все государства обязуются запретить провинившейся компании пролет над своей территорией. Другие санкции ожидают не желающее выполнять своих обязательств государство. Речь идет о приостановке его права голоса в Совете и Ассамблее.

Так как подписанный в 1944 году документ в силу технического прогресса и других естественных перемен не мог всегда оставаться прежним и при этом соответствующим современным реалиям эпохи, ИКАО ввела практику принимать приложения к Чикагской конвенции. Для их утверждения требуется две трети голосов в Совете организации.

Сами ратифицированные в Чикаго бумаги и оригиналы приложений хранятся в архиве правительства США. Конвенция остается открытой для любых членов ООН, пожелавших присоединиться к ней. Теоретически, если государство исключается из то оно исключается и из ИКАО.

Из ICAO могут быть «выгнаны» те страны, которые отказываются принимать новые поправки в ее ключевой документ - конвенцию (хотя для ее принятия и необходимы не все голоса в Совете, а только две трети). Решение об исключении принимается в Ассамблее. В то же время каждое государство имеет право в одностороннем порядке денонсировать конвенцию. Для этого ему необходимо известить о своем решении ИКАО.