Последние статьи
Домой / Оформление документов / Детская исправительная колония для мальчиков. Тюрьмы и колонии для несовершеннолетних в разных странах

Детская исправительная колония для мальчиков. Тюрьмы и колонии для несовершеннолетних в разных странах

В воспитательных колониях для несовершеннолетних по всей стране отбывают наказание подростки от четырнадцати лет. В 2017 году Федеральная служба исполнения наказаний подсчитала, что под стражей в России находится 1 592 несовершеннолетних заключенных. За последние пятнадцать лет этот показатель сократился в десять раз. Для сравнения: в январе 2002 года в воспитательных колониях содержалось 18,6 тысячи человек. Сейчас подростков помещают в колонию за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Ко Дню защиты детей The Village Екатеринбург пообщался с бывшим заключенным Игорем, который попал в колонию для несовершеннолетних в пятнадцать лет за разбой и убийство, совершенное другим человеком. Спустя восемь лет, в мае 2018 года, Игорь вышел на свободу и уже успел найти работу - благодаря полученным в колонии навыкам, он занимается отделкой интерьеров. Он рассказал, как его заставили признаться в убийстве, которое он не совершал, как устроена жизнь на «малолетке» и как проходит его адаптация к жизни на воле.

Об аресте и пытках

Когда мне было пятнадцать лет, меня осудили сразу по двум статьям уголовного кодекса - 162 «Разбой» и 105 «Убийство». В колонии для несовершеннолетних попадают по двум причинам - либо когда у подростков нет денег, либо если не в том месте играет романтика. Разбойное нападение на таксиста мы совершили, потому что хотели обогатиться и были выпившими. Сначала задержали моего подельника - он рассказал про меня операм, и те меня нашли. Семь месяцев я находился под следствием в СИЗО, и все это время меня пытали. Из меня пытались выбить признание в убийстве девушки, которое я не совершал.

Опера не могли раскрыть преступление, но знали, что я в курсе, кто в действительности виноват, поэтому меня не жалели. Они закрывали меня в своих кабинетах и допрашивали, меня пристегивали к мебели наручниками и били. Иногда запирали в большом сейфе, где у меня затекали все конечности. Время от времени могли окунуть в воду и бить электрошокером. Однажды я как бы начал вскрывать вены, потому что это был единственный способ ослабить режим. Тогда меня перевезли в больницу, где я несколько суток лежал накачанный таблетками и уколами, привязанный к кровати. После семи месяцев такой жизни я не вытерпел и расписался там, где просили - иначе меня просто превратили бы в инвалида, потому что дело им однозначно нужно было раскрыть. За разбой мне дали шесть месяцев, за убийство - восемь лет.

За мелкие противорежимные действия сотрудники колонии били нас пожарными шлангами или прутьями

О колониях для несовершеннолетних и переводе на общий режим

Из СИЗО я попал в режимную воспитательную колонию для несовершеннолетних в Ардатовском районе Нижегородской области. Когда я вылезал из машины, то сразу же получил удар ногой от какого-то здорового мужика. Позже выяснилось, что это заместитель начальника колонии - он бил нас, чтобы мы в ту же минуту поняли, куда попали. Меня поместили в карантин, где все недавно прибывшие заключенные находятся до того, как их распределят в постоянные камеры. Там мне тоже несколько раз досталось ни за что: одному из сотрудников не понравилось, как я произнес свою фамилию, другому - как я на него посмотрел.

После больницы в СИЗО мне постоянно хотелось спать, но когда я закрывал глаза, меня скидывали с кровати и били. Им было плевать на мои перевязанные руки. Я знал о случаях, когда заключенные резали вены прямо при них, а те в ответ только кидали мойку (лезвие безопасной бpитвы, с одной стоpоны обмотанное изолентой, - прим. ред.) и говорили «Давай еще». После карантина меня перевели в жилую зону. За мелкие противорежимные действия сотрудники колонии били нас пожарными шлангами или прутьями, а за серьезные проступки отводили в дежурную часть и просто запинывали человека. Меня спасло только то, что через два месяца тюрьму для несовершеннолетних стали закрывать и переделывать в женскую колонию. Меня перевели обратно в СИЗО, а после отправили в воспитательную колонию в Арзамасе.

Платят на «малолетке» намного больше, чем во взрослых колониях. Я занимался внутренней отделкой и строил швейный цех - за это каждый месяц получал пять-шесть тысяч рублей

Условия в колониях полностью зависят от администрации и конкретно начальника. В новом лагере все оказалось по-другому - в нем не было жесткого режима и беспочвенных пыток. С администрацией получалось найти компромисс и договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. Заключенные жили дружно - не гнобили, не пытались друг друга сожрать и придерживались тюремных понятий. Когда к нам привозили новых заключенных, «до вновь прибывших доводили» - объясняли все местные правила. А дальше человек уже сам выбирал, кем быть и как жить. В основном были «мужики» - случайные преступники, которые нарушили закон, но на свободе живут нормальной обывательской жизнью. Еще были серьезные люди вроде «положенцев», «бродяг», «воров», но такой статус еще нужно заслужить - приносить пользу лагерю, помогать нуждающимся, здраво рассуждать. Хуже всего относились к «обиженным» - гомосексуалистам. Плохими поступками считались крысиный - когда «тащили», и сучий - когда сдавали своих.

В колониях для малолетних сидят дети с четырнадцати лет. Подростки учатся в школах и ПТУ, работать можно в промышленной зоне. Причем платят на «малолетке» намного больше, чем во взрослых колониях. Я занимался внутренней отделкой и строил швейный цех - за это каждый месяц я стабильно получал пять-шесть тысяч рублей, их можно было тратить на продукты и предметы личной гигиены. Во взрослой колонии за такую работу в месяц мне платили всего двести рублей. С питанием на «малолетке» тоже все было куда лучше - кормили по пять раз в день, как в детских лагерях.

Когда мне исполнялось восемнадцать, я подготовился - сходил в ларек за продуктами и вернулся с пакетами сладкого, сделал чифир. Алкоголь мы практически не пили, но кто-то гнал самогон из сахара и хлебной плесени. Законодательство допускает пребывание подростков в детских колониях вплоть до отбытия полного срока наказания, но не старше девятнадцати лет. Через месяц после моего совершеннолетия состоялся суд, и меня этапировали в колонию общего режима.

Взрослые в колонии воспринимают прибывших с «малолетки» как детей и дают советы, как им жить. Почти абсолютное большинство - 90 процентов заключенных, с которыми я общался, - сидели за хранение или сбыт наркотиков. В основном это были синтетические наркотики - соли и спайсы. Чаще всего их забирали, когда они обкуренные валялись без сознания. Кроме них, во взрослой колонии было много людей, отбывавших не свои сроки - если человек совершил одну кражу, на него спокойно могут повесить еще десять эпизодов, потому что так удобнее. Хуже всего в колонии относились к педофилам - сидевших по этой статье часто убивают после того, как те выходят на волю. Администрация сознательно держит их в отдельных камерах, потому что в общих им просто не выжить.

Хуже всего в колонии относились к педофилам - сидевших по этой статье часто убивают после того, как те выходят на волю

Об освобождении и адаптации

На волю я вышел совсем недавно - четвертого мая. Мне хватило трех дней, чтобы погулять и отметить освобождение. Я понял, что нужно нормально одеться и начать приводить себя в порядок. Спустя неделю новость о моем выходе по сарафанному радио разлетелась по всему городу, и мне стали поступать предложения о работе - звали даже в крупную компанию «Тосол-Синтез». Я решил продолжать заниматься внутренней отделкой. Это сезонная работа, но мне нравится самостоятельно формировать свой график. Стабильную работу пока искать рано - мне нужно привыкнуть, осмотреться, адаптироваться.

Как именно проходит адаптация после тюрьмы, зависит полностью от человека. В колонии были те, кто жил тюремной жизнью чуть ли не с самого детства и возвращался сюда на второй, на третий срок. Такие люди могут до старости прожить тюремной жизнью, занимаясь «общими делами» и решая вопросы с администрацией. Мой подельник по 162 статье отсидел шесть лет, погулял на свободе месяц и вернулся обратно - сейчас он отбывает уже четвертый срок. Говорит, освободился, отметил, начал искать работу, не смог найти и снова ударился в уголовку. Большая часть отсидевших на «малолетке» возвращается туда снова. В колонии важно проводить время с пользой для себя, чему-то учиться, и еще там понять, как ты будешь жить на воле.

Сейчас пытаться что-то оспорить и доказать, что я не убивал ту девушку, бесполезно, это ни к чему не приведет. Про убийцу я слышал, что он сошел с ума на почве синтетических наркотиков и лежит овощем в психиатрической больнице где-то в Казани. Отдать таким местам восемь лет - это печально, но с психикой у меня все нормально. Сейчас меня не тянет к тому, чем я занимался раньше. Я выдержал, поменял свои взгляды на жизнь и стал добрее. Но чаще всего после «малолетки» люди становятся обозленными, поэтому такая система исправления не работает и наносит только вред.


В колонии важно проводить время с пользой для себя, чему-то учиться, и еще там понять, как будешь жить на воле

Несколько лет назад мы с друзьями гуляли в районе Бутово и встретили там парня, он шел один поздно вечером. Мой ровесник – около 15 лет ему было. Мы подошли к нему и отобрали телефон. Не били, только пригрозили, и он сам отдал. А я передал телефон друзьям. Один из них выложил в соцсети пост, что продается айфон. Сначала пришли к другу, потом ко мне. Телефон вернули, родители друзей еще и новый купили этому парню. Всё хорошо, но дело завели. Дали условный срок по статье 161, часть 2 – грабеж.

Здесь я отбываю срок, можно сказать, по глупости. Я не ходил отмечаться, потому что мне казалось – всё несерьезно. Просто ходить и говорить: «Здрасьте, я тут?» И перестал. А потом за мной пришли по-настоящему, и я попал сюда. Единственный из всех друзей «сижу».

В мае мне исполнилось 18 лет, это значит, что скоро меня переведут в колонию общего режима, во «взрослую». Образование мое – 9 классов. В колонии я научился готовить и хочу стать поваром. Даже поваром-кондитером. Мама знает об этом и поддерживает меня.

Сам я москвич, мы жили с мамой на Беговой. Вдвоем. Отца я никогда не знал, а мама (не знаю, кто она по образованию) всю жизнь работала. Сейчас у нее свой бизнес – она продает сантехнику.

Мама приезжает постоянно – каждые 45 дней видимся, ну и по телефону созваниваемся. Она очень переживает. Я знаю, что во всём виноват только я. У меня было очень много свободного времени. Мама всё время была занята на работе, а я после уроков – свободен. Вот и вышло так, что попал в историю.

Я часто думаю, зачем так сделал, ведь, может, этот мальчик всю жизнь на телефон собирал, а мы подошли и просто отобрали. Мне все говорили, что рано или поздно будет что-то плохое в моей жизни, а не верил, пока сам не попал. Эти предостережения не воспринимались как-то.

А когда судья вынесла приговор, назначили срок, сказали сдать все личные вещи и надели наручники, я понял, что случилось непоправимое. Не могу даже толком описать это чувство. Это и не страх, и не эйфория, но просто словно жизнь заканчивается и тебя что-то душит изнутри. Ты понимаешь, что ты как бы уходишь из этой жизни. Видишь плачущую маму.

Когда я в СИЗО пообщался с другими пацанами, которые получили по 5-8 лет за убийство, понял, что у меня – 2 года – еще не так всё плохо. И решил, что я пройду этот путь. Мне стало легче. В колонии я научился лучше разбираться в людях, понимаю, что такое взаимопомощь, даже когда тебе просто нужен шампунь. Всё это не понимаешь на воле.

Раньше я много путешествовал, мама мне ни в чем не отказывала. Я был в Египте, Турции, Греции, Таиланде. У меня всё было хорошо. Я хочу счастливой жизни. Хочу купить машину – БМВ третьей серии. Они мне очень нравятся.

Я считаю, что срок мне дали справедливый. Если меньше, то не осознаешь всего того, что натворил. Жаль, что на воле нельзя этого понять.

Иван, 18 лет, Подмосковье

Это всё выглядит банально, даже не знаю, что меня дернуло. Я учился в колледже Метростроя недалеко от Минусинской улицы. После учебы пошли гулять, встретили мужчину. Мой друг (теперь его называют подельник) попросил у незнакомца сигарету, а мужчина нецензурно ответил. Завязалась драка.

Я поспешил на помощь другу и дальше уже не помню, как это было: что-то в голове включилось или, наоборот, выключилось, в общем, я понимал, что надо помочь другу и всё. Я штангой занимался, дзюдо, рукопашным боем. С нами еще девочки были, они просто кричали и ничего не могли сделать.

В итоге мы ему сломали конечности, пробили голову, и у него было одно легкое поцарапано. Ему 42 года, 2 детей. Его в больницу увезли, а нас нашли и завели дело. Это 111 статья, часть 3 – «Умышленные тяжкие телесные повреждения». Получил 4 года колонии, отсидел уже 8 месяцев. Работаю в наряде на кухне. Скоро меня переведут в колонию общего режима.

Отца у меня нет несколько лет уже. Мама есть и бабушка. Бабушка часто приезжает, маме обычно некогда. У меня и девушка была, но она мне прислала письмо, что нам на время надо расстаться. Знаю, что у нее другой есть, и больше ей не пишу.

Я еще сам до конца не разобрался, что произошло. Возможно, это было желание самоутвердиться. И еще мы немного выпили перед этим. Часто думаю над тем, как я попал сюда. Даже не знаю, много мне дали или мало. Ведь его могли и убить. С этой точки зрения, получил вполне справедливый срок. А вот иногда посмотришь на ребят, у них более тяжкие статьи, а срок меньше. И думаешь: «А где справедливость?» Или парень, который украл из магазина бензопилу и получил реальный срок. А кто-то ходит на условном.

Думаю, что когда освобожусь, я уеду из Ивантеевки. Просто чтобы не попасть опять в эту компанию. Хочу пойти учиться дальше. Хочу стать поваром. Мне очень нравится готовить. А всем парням, которые сейчас слоняются без дела, хочу посоветовать больше слушаться родителей. Я этого не делал, и вот итог. Это банально звучит, но тут понимаешь гораздо больше. И очень сильно хочу попросить прощения у мамы…

Саша, 18 лет, Подмосковье

Я попал в колонию по 228 статье – «Наркотики». Мой срок 3 года и 6 месяцев. Вообще, можно сказать, что я – просто наркоман, хотя зависимости у меня нет. Я недолго принимал вещества.

Началось всё с гашиша. Покурил один раз, два. Помню первый раз – мы пошли в парк Лосиный остров и там курили. Было очень смешно, мы долго веселились. А потом постепенно перешел на амфетамин. Его нюхают обычно, но можно и просто завернуть в туалетную бумагу и проглотить. 1 грамм амфетамина стоит около 1000 рублей.

Всю информацию о товаре я получал от друзей. Я знал всего одну точку для продажи. Покупал для себя, но иногда просили купить и для кого-то. Тебе звонит друг и говорит, что надо купить. Ты идешь и берешь, а потом передаешь заказчику. Так я шел однажды с другом, а за нами была слежка. И когда передавал наркотик, нас и задержали. По этой статье не бывает условных сроков. Нанимать частного адвоката было бесполезно.

Я понимаю, что совершал зло. Амфетамин всё-таки убивает людей. И выходит, что я тоже их по чуть-чуть убивал. Срок считаю нормальным, хотя тут тяжело находиться. Но меньше нельзя – не сможешь осознать до конца, как ты вредил обществу. Года точно мало. Надо больше.

Когда я выйду, сразу пойду учиться. Мне надо еще среднее образование получить. Нравится предмет «металлообработка». Буду что-то в этой сфере искать. Хочу много работать, чтобы не было свободного времени совсем, чтобы больше не оступиться.

Дома меня ждет мама, она бухгалтер. Мы с ней вдвоем жили. Она мне всегда давала деньги, возможно, это меня и сгубило. Было очень много свободного времени.

Я срок тут мотаю не один, мама со мной отбывает. В том смысле, что для нее это такое испытание. У меня тут всё хорошо, но это всё-таки неволя. Поэтому хочу извиниться перед мамой за это. А еще предупредить тех, кто сейчас занимается наркотиками: «Пацаны, всех возьмут, лучше бросить!» Мне казалось, что будет всегда всё просто и легко.

Вадим, 18 лет, Ярославская область

Я сижу ни за что. По 111 статье, часть 4 – «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть». Я просто разнял людей во время драки. Мой друг встретил какого-то мужчину, они вместе с ним шли, а потом возник конфликт. Друг его ударил, тот упал, из уха пошла кровь, затем он встал и ушел. Больше мы его не видели.

А спустя несколько дней к другу и ко мне пришли из полиции. Оказалось, что этого мужчину утром нашли мертвым. Его обнаружили в подъезде чужого дома, избитого, в крови, в порванной одежде и без обуви. Утром жильцы этого дома, когда шли на работу, увидели его, но никто не вызвал скорую. Бригада приехала, когда люди уже возвращались обратно домой, а этот человек так и лежал у них в подъезде. Он уже был в коме и через сутки умер.

Его приятель видел меня и друга с ним, но придумал, что мы его избивали. Хотя друг мой только один раз ударил. А этот погибший имел четыре судимости, в том числе изнасилование и срок за мошенничество. Человек, который на нас указал, имеет несколько черепно-мозговых травм, но никто это не учел. Судья просто отмахнулась, не стала приобщать это к делу.

А следователь тоже это не учитывал. Он просто хотел поскорее кого-нибудь посадить. Косихин Юрий Олегович – так зовут следователя. Он заставлял меня расписываться на пустых страницах, при том, что не было со мной ни адвоката, ни родителей. Он подделывал в итоге мой почерк и мою подпись. Но судья тоже не стала проводить экспертизу.

Мой друг, который ударил, написал повинную, во всём сознался, но мне всё равно приписали 7 ударов. А я не бил. Даже пальцем не тронул. Но у нас в области так – хотят посадить, точно посадят. Есть большие вопросы к следователю и работе прокуратуры. Я очень хочу, чтобы разобрались в этом. Мой адвокат сейчас подал кассационную жалобу в Верховный суд. Очень надеюсь, что всё получится.

Дома меня ждут мама, папа, сестра и бабушка. Все переживают и приезжают ко мне. То, что произошло со мной, просто не укладывается в голове. Я курил, да, пил пиво на воле, но никогда не был трудным подростком, не было приводов в полицию. Я хотел пойти служить в армию, и сейчас хочу, когда освобожусь. В спецвойска меня не возьмут, но хотя бы в автобат взяли. Я сейчас как раз буду в ПТУ учиться на автомеханика. Девушка меня больше не ждет. Мы расстались перед заключением.

Олег Меркурьев

Олег Меркурьев, начальник Можайской воспитательной колонии – о колонии, подростках, обществе и ужесточении уголовной ответственности несовершеннолетних:

О детях в колонии

Это дети, у которых на свободе было очень много времени, они много гуляли. Я долго не мог понять, как это – гулять. А потом мне объяснили, что это просто сидеть на лавочке и ничего не делать. Психика подростка – это пороховая бочка с горящим фитилем. И от взрослых зависит, этот фитиль будет сильнее гореть или погаснет.

Проблема взрослых в том, что они забывают своих детей. Неважно, полная это семья или нет, ребенку просто нужно внимание. Родитель должен быть для них примером. Если послушать их истории – все были свободны и слонялись без дела. Богатые семьи или просто неблагополучные. Первые откупаются деньгами и подарками. Вторые не обращают внимания.

Был у меня тут мальчик из Клина. Попал сюда по пьянке. Дома мать и бабушка. Однажды был в колонии родительский день. Приехали все, чаепитие у нас тут, ну и после надо со стола убрать. Я попросил парней подключиться. И этот мальчик из Клина понес тарелки, чашки. Захожу – а он руками торт запихивает в рот. Спустя несколько дней я спросил, почему так. Он признался, что ел торт третий раз в жизни. В 17 лет! Третий раз!

А потом у него был день рождения. 18 лет. Он звонит матери, просит приехать. Она ему полупьяным голосом отвечает, что у нее нет денег. Он звонит бабушке, просит дать матери на дорогу деньги, чтобы она приехала к нему на праздник. Бабушка соглашается. Проходит несколько дней – никого. Снова звонит бабушке. Та говорит, что дала 10 тысяч на дорогу. А это Клин! Тут ехать несколько часов!

Ну, ладно. Та их благополучно пропила или как-то по-другому распорядилась. Парень ждет, его переведут скоро во взрослую колонию. И она приезжает. Но! Она приезжает в состоянии алкогольного опьянения. Конечно, мы не смогли ее пустить на свидание. Вот скажите, нужны они кому-нибудь? Тут только к двадцати подросткам регулярно приезжают, остальные ждут – и никого.

Они так и раньше жили, росли как одуванчики в поле. Брошенные дети. Сироты при живых родителях. Ну и генетику никто не отменял. Хотя у нас всего около пяти процентов тех, у кого родители тоже сидели.

Почти всем детям присуща жестокость. Но только жуков давить можно безнаказанно. Если ты дернешь кота за хвост, то тут же получишь отпор – он развернется и поцарапает. А родители должны дать установку на жизнь – что это делать нельзя. Всё идет от семьи. Моя точка зрения как отца — должны быть в семье телесные наказания, не избиение, но вот такое воздействие. Если только пряником, то в одном месте слипнется.

О «законе Яровой»

В отношении несовершеннолетних были проведены реформы судебной системы. Сейчас им дают сроки ниже минимальных, в тюрьму идут только за тяжкие преступления, много условных сроков. Считаю, что условный срок нужен. Сразу за решетку нельзя. Кому-то хватит и улицу помести в воспитательных целях, он испугается и больше не пойдет. В целом, могу точно сказать, что сейчас система очень лояльно относится к подросткам.

Но при этом поддерживаю поправки в части ужесточения за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом. Только тут надо разбираться. Может, он просто по незнанию какие-то документы передал. А если осознанно причиняется вред человеку на основании национальной или религиозной принадлежности – это надо выжигать каленым железом. Я видел сидящих по этим статьям мужчин. От 25 до 35 им где-то было. Ведут себя по-разному. Кто-то затих, кто-то переосмыслил. Но об условном сроке тут даже не может быть и речи.

Елена Зеленова, председатель Общественного совета при УФСИН г. Москвы – о «законе Яровой», который ужесточает уголовную ответственность в отношении подростков:

На мой взгляд, ужесточать ответственность для несовершеннолетних не нужно. Экстремизм и терроризм для несовершеннолетних – это незнакомые для них понятия, они вообще не понимают, о чем речь. Дети, которые сегодня находятся в местах лишения свободы, – это малообразованные подростки. Тех, кто имеет образование, – единицы. Порой в колонии их учат писать и считать, они азбуку часто не знают, а мы говорим о терроризме и экстремизме. Надо отдавать отчет, что за всем этим стоят взрослые идеологи, которые им внушают и заставляют идти на преступление. Дети просто становятся жертвами.

Колония, к сожалению, их не учит. Они в колонии только приспосабливаются, несмотря на то, что получают профессиональное образование, заканчивают школу, с ними работают психологи. Давайте признаем, что сегодня наши колонии соответствуют категории домов отдыха. Родители, которые приезжают навестить несовершеннолетних, видят, что их дети накормлены, одеты, защищены. С этим всё хорошо.

Если бы в колонии ввели еще военную подготовку – это было бы уместно и имело бы какой-то толк. Необходимо обратить внимание на профилактическую работу, например, так, как это было при Советском Союзе. Сегодня, на мой взгляд, профилактика – это вопрос номер один. Важно их занять спортом, образованием. Ужесточение не приведет к лучшим результатам. Тем более мы должны помнить, что в 18 лет, если срок не заканчивается, то ребенок уходит уже во взрослую колонию.

СПРАВКА

Можайская воспитательная колония создана 52 года назад. Раньше это был целый комплекс со своей медсанчастью, общежитиями, производственными цехами, где делали дорожные знаки. Колония была рассчитана на 900 человек. По закону СССР подростки находились тут до того, как им исполнялся двадцать один год.

Сейчас в колонии находится около 60 несовершеннолетних и около 100 сотрудников Управления ФСИН. Большая часть – это охрана. Раньше сюда попадали ребята из Москвы и Московской области, теперь привозят подростков из Ярославской и Тверской областей.

Сейчас осужденные несовершеннолетние работают в швейных цехах – шьют простыни, наволочки для внутрисистемных поставок. За это они получают деньги на личный счет – не менее 7,5 тысяч рублей в месяц. У некоторых в зависимости от выработки сумма доходит до 15 тысяч.

Главная задача воспитательной колонии – образование. Здесь осужденные заканчивают школу. Есть возможность получить средне-специальное образование в местном ПТУ.

Олег Меркурьев, начальник Можайской воспитательной колонии, отмечает: «За последнее время изменился порядок статей. Раньше убийств было больше, теперь тяжкие телесные – это первое место по преступлениям среди несовершеннолетних. Получается, что направление то же, но как бы не доводят дело до конца, не добивают. Ну и наркотики, и преступления против половой неприкосновенности.

Есть выходцы из всех стран СНГ: тут и Грузия, и Белоруссия, и Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. Нет чисто этнических преступлений. Например, в колонии есть два таджика, один сидит за наркотики, второй – за тяжкие телесные».

Снижение возраста преступности — один из самых печальных фактов российской действительности.

Из года в год за преступления различной степени тяжести привлекаются граждане, моложе 18 лет , а иногда просто дети.

Это зрелище настолько угнетающе выглядит, что вопрос, куда попадают правонарушители в России, и исправляются ли они там, является довольно актуальным.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Учреждение для начала новой жизни

Колония воспитательного типа — вид особого типа воспитательно-исправительных учреждений в Российской Федерации, предназначенный для содержания осужденных граждан, совершивших преступления, но состоящих к этому моменту в возрасте несовершеннолетия.

Перевоспитательный срок пребывания в учреждении подобного вида зависит от серьезности совершенного подростком деяния, а также поведения несовершеннолетнего.

Часто преступники-подростки, изначально попадая для исправления в такую колонию, позже продолжают свой исправительный путь уже в тюрьме.

Список детских колоний

Где находятся уполномоченные учреждения по проведению исправительно-воспитательной функции? Российская федерация территориально поделена на 54 субъекта, в которых расположены и функционируют 24 колонии воспитательного типа :


Из 24 воспитательных учреждений в двух, Новооскольской и колонии Томск-2, содержатся несовершеннолетние осужденные девочки, совершившие правонарушения, в остальных 22 содержатся мальчики.

По данным на 1 февраля 2017 года в 24 воспитательных заведениях по всей стране находятся порядка 1655 человек .

Статистика по преступлениям подростков

Статистика воспитательных колоний по малолетним преступникам неутешительна процентное соотношение правонарушений, за которое подростки отбывают свое наказание, примерно следующее:

  1. Около 16% от всех совершаемых несовершеннолетними преступлений относятся к разряду имущества, ценностей или других вещей, которыми определенный человек обладает на праве собственности.
  2. Порядка 15% осужденных отбывают срок за , налеты на людей, организации, магазины, банки и пр.
  3. Причинение вреда здоровью составляет 11% от всего числа преступлений. Главное отличие — умышленность действия.
  4. 10% совершенных преступлений составляют , иногда осуществляемые .
  5. Изнасилование совершили 8% малолетних преступников .

Среди осужденных за преступления, как правило, каждый пятый уже привлекался ранее за другое правонарушение, то есть среди оступившихся подростков — обычное явление.

Повторение преступления следует в скором времени, обычно практически сразу, если первое правонарушение было серьезным .

Ранняя ответственность

Со скольки лет туда попадают?

В Российской Федерации узаконена ответственность за совершенные преступные деяния 16 лет, поэтому основная масса подростков, отбывающих наказание, имеет возраст 16-18 лет .

Однако, существует некоторые оговорки для ряда преступлений, из-за которых оступившийся молодой человек может оказаться в воспитательном учреждении, начиная с 14 лет .

Причиной такого «омоложения» становится то, что противозаконные действия совершаются лицами, которые в силу своего возраста не понимают возможных последствий.

Преступления, за которые подростки будут привлечены к уголовной ответственности с 14 лет:

  • лишение человека свободы против его воли;
  • ограбление частного лица, организации, магазина. Сюда же относится угон транспортного средства и разбойное нападение;
  • нарушение здоровья другого человека, выполненное со злым умыслом, насильственные манипуляции над другим человеком;
  • участие в террористических действиях, пленение заложников;
  • покупка веществ взрывчатого состава;
  • изготовление, продажа устройств для взрыва;
  • кража оружия;
  • взаимодействие с лицами, занимающимися продажей наркотиков.

Колонии, созданные для перевоспитания оступившихся подростков, имеют некоторые отличия от подобных учреждений, заключающиеся в разных видах режимных условий для каждого осужденного :

Обычный вид применяется для всех новоприбывших подростков, совершивших преступление в первый раз.

По окончанию испытательного срока, если не будет особых нарушений в поведении, осужденного переводят на облегченный режим содержания.

В случае, если агрессия — единственное, что показывает вновь прибывший, и он нарушает режим содержания, то его помещают на строгий вид содержания.

Освобождающихся малолетних правонарушителей, которые содержались на облегченном виде, переводят на льготные условия в случае их хорошего поведения перед освобождением.

Иногда можно наблюдать ситуацию, когда перед самым освобождением, радуясь, что скоро вернутся домой, несовершеннолетние нарушители начинают вести себя распущенно и нарушать режим. Это черевато переводом на строгий вид содержания .

Право решения, какое содержание применить к конкретному «подопечному», принадлежит непосредственно начальнику учреждения.

Фото камеры в колонии для несовершеннолетних:

Отличие режимных видов

Режим такого вида допускает встречаться родными и близкими только 6 раз в год на короткое время. Продолжительные свидания не разрешены. При строгом виде содержания разрешается пользоваться суммой, не превышающей 3 размеров МРОТ.

Обычное содержание разрешает проживание нарушителей в общежитиях. 5 минимальных зарплат могут расходоваться на приобретение необходимых продуктов. Режим позволяет 8 раз в год встречаться с родными на короткое время, а 4 раза — на более длительный период.

Облегченный вид допускает общежития для подростков, похожие на жилье при обычном виде. Траты оступившихся молодых людей не могут превышать 7-ми минимальных зарплат ежемесячно.

Свидания с близкими допускаются 1 раз в квартал, если необходим длительный период, и каждый месяц, если достаточно короткого.

Льготный вид подразумевает проживание в специальных общежитиях, отличных от общежитий, положенных при облегченном и обычном режимах. Каждому доступен специальный личный счет с находящимися на нем деньгами, которыми несовершеннолетний нарушитель может пользоваться, как пожелает.

Недолгие свидания позволяются, если осужденному это потребуется.

Продолжительные свидания, которые разрешается брать в течение года, дозволяется проводить за территорией колонии.

Нахождение подростка за пределами учреждения контролируется руководством. Еще одно послабление при льготном виде содержания — возможность пользоваться бумажными деньгами и носить привычную одежду.

Нарушения установленного порядка, влекущие за собой последствия

Основными злостными нарушениями режима , ведущими к попаданию из облегченного, обычного или льготного вида содержания в строгий, являются следующие:

  • употребление запрещенных веществ;
  • хулиганские поступки по отношению к окружению или предметам интерьера;
  • невыполнение требований, установленных руководством учреждения;
  • оскорбление представителей администрации;
  • изготовление, хранение и применение запрещенных предметов;
  • отказ от медицинского лечения, определенного судом и являющегося обязательным;
  • организация запрещенных движений против руководства организации;
  • отказ от работы, являющейся обязательным условием пребывания в колонии.

Методы воздействия за невыполнение требований

Некоторые из подростков-правонарушителей, попавших в колонию воспитательного типа, продолжают вести себя неподобающим образом, грубо нарушая установленный учреждением режим .

При возникновении подобных нарушений предусмотрены такие способы воздействия, как:

  • вынесение выговора допустимо, если нарушение небольшое;
  • ограничение или полный запрет просмотра развлекательных и художественных фильмов сроком на 1 месяц;
  • штрафные санкции в размере до 2 МРОТ;
  • наказание через помещение в одиночный изолятор;
  • перевод на строгий вид условий содержания.

Направленность работы сотрудников

Воспитательная работа — комплекс специальных мер, применяемых к осужденным несовершеннолетним для того, чтобы отношение подростка к внешнему миру, самому себе, а также положительно повлиять на его будущую судьбу.

Работа направлена на получение подростком эстетических, нравственных, трудовых навыков, а также получение физического воспитания.

Колония предоставляет возможность несовершеннолетним заключенным получить определенную профессию в своих стенах, которая поможет освоиться и прокормить себя после освобождения.

Среди оступившихся подростков есть представители из семей, именуемых неблагополучными, в которых никогда прививались семейные и моральные ценности. Поэтому, проведение с несовершеннолетними нарушителями персональных бесед на такие темы помогает показать подростку другую сторону жизни.

Приучение подростков к физической культуре в колонии воспитательного типа помогает избавиться от вредных привычек, от которых страдает большинство воспитанников.

Цели детского воспитательного учреждения по отношению к малолетним правонарушителям выглядят следующим образом:

  1. Исправление имеющихся вредных наклонностей у нарушителя.
  2. Подготовка осужденных к самостоятельному функционированию без поддержки воспитателей.
  3. Формирование правильного отношения к положениям закона и труда.
  4. Повышение образованности и культуры.
  5. Кадровая подготовка.

Способы, используемые для стимулирования осужденных к развитию

Для того, чтобы процесс исправления проходил с минимальными препятствиями со стороны самих перевоспитываемых, необходимо применять некоторые способы поощрения, которые сделают процесс более приятным для подростков.

Допускаются способы, направленные на поощрение подростков:

  1. Право ходить на мероприятия спортивного и развлекательного характера вне воспитательного учреждения.

    Условие: сопровождение подростка сотрудниками, и только в дневное время.

  2. Право покидать границы учреждения для встреч с родителями и другими близкими родственниками. Приятным плюсом является разрешение выхода в гражданской одежде.
  3. Возможность перехода из строгого вида содержания в обычный. Обязательное условие: переход возможен только через 3 месяца после прибытия в учреждение.

Поможет ли это исправиться?

В России, к сожалению, не разработана и не внедрена система , которая способствовала бы возвращению оступившихся подростков к нормальной жизни после освобождения.

Обычно, освободившийся молодой человек снова попадает в те же условия и ситуации, которые стали причиной его заключения. Печальный факт: риск рецидива преступления велик .

Воспитательные колонии прилагают все возможности и условия для возвращения подростка к нормальной жизни после выхода из учреждения и становления его, как полноправного члена общества .

Так называемые родительские комитеты, которые формируются в воспитательном учреждении, а также попечительские советы принимают участие при проведении воспитательного процесса над подростками и решении вопроса о трудоустройстве воспитанников после освобождения.

Итак, роль исправительных учреждений воспитательного характера для несовершеннолетних огромна. Они несут наказывающую функцию , помогая при этом сошедшим с правильного пути детям вернуться обратно.

О женских и мужских колониях для несовершеннолетних в этом видео:

Автор статьи -

Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».

По уголовно–исполнительному законодательству России несовершеннолетние осужденные получают срок наказания отдельно от взрослых в воспитательных колониях. Такое положение исключает негативное влияние опытных преступников на несформировавшуюся личность несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная колония представляет собой центр, в котором собрана огромная масса не достигших совершеннолетия подростков с нестандартными формами поведения. Для правильного развития и нормального функционирования подростковой психики в учреждении создается отдел психологической службы.

Задачи психологов воспитательного учреждения

Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:

  • предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
  • оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
  • психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
  • обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.

Особенности уголовного делопроизводства подростков

Аспекты ответственности подростков, не достигших совершеннолетия, описываются в 17-й главе УК РФ. Несовершеннолетними считаются лица с гражданством России, других стран и лица без гражданства, которые на время преступления закона имеют полных 14 лет, но не достигли 18 лет.

Если подросток вступил в преступную деятельность под давлением взрослого, то последний отвечает перед судом за подстрекательство и соучастие. Подросток, проявивший собственную инициативу в преступлении, несет ответственность перед законом в полной мере за соучастие.

Специфические условия оценки преступления несовершеннолетнего определяют особый подход в оценке личности при последующих рецидивах. Если таковые имеют место, то во внимание не берутся нарушения закона, допущенные в возрасте до 18 лет. Несовершеннолетие преступника считается смягчающим фактором для определения наказания.

Исторические факты наказаний несовершеннолетних

Впервые о привлечении к ответственности подростков в России упоминается в 1715 году, но официально Екатерина II закрепила возраст, с которого разрешалось наказывать детей, в 1765 году. Указом предписывалось наказывать детей от 10 до 17 лет только за определенные нарушения закона. В 1845 году выходит документ, определяющий наказание для категории подростков этого возраста за умышленные преступления. Взрослые наказываются за подобные нарушения более сурово, а несовершеннолетних ссылают в ссылки, награждают плетями и отдают на воспитание в монастыри.

В конце 1866 года император России издает указ о создании колоний и приютов для исправления в нравственном отношении несовершеннолетних нарушителей закона. Средства на учреждения выделяются их бюджета и принимаются от попечителей и частных лиц, на проживание каждого воспитанника рассчитывается сумма, равная содержанию взрослого преступника. Закон нового советского руководства в 1918 году упраздняет тюремное заключение подростков и создает абсолютно новый тип воспитательных учреждений.

В 1935 году создается отдел трудовых колоний для руководства и координации деятельности воспитательных домов. 1956 год характеризуется созданием новых положений о трудовых и детских колониях. Выделяется категория учреждений со строгим режимом, где содержатся злостные несовершеннолетние нарушители. В 1968 году Указ Президиума определяет порядок регламентирования детских приемников и распределителей. В наше время отдел воспитательных учреждений находится в структуре управления по работе с осужденными.

Меры воздействия на несовершеннолетних подростков

К несовершеннолетним нарушителям закона в рамках Уголовного кодекса РФ применяются такие меры воздействия:

  • осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии, освобождаются от уголовного наказания с использованием принудительных воспитательных мер;
  • несовершеннолетним нарушителям определяется уголовное наказание;
  • подростки освобождаются от наказания и помещаются в закрытые специальные учреждения учебно-образовательного типа.

Исполнение и отбывание наказания

Совокупность действий администрации колонии по обеспечению надзора за осужденными подростками и их охраны, выявлению запрещенных предметов посредством обысков, организации режима, контролю над выполнением распорядка называется режимом исполнения. К нему относится предоставление работы осужденным, учебного времени, досуга и отдыха, обеспечение нормальных условий проживания, свиданий, получение вестей от родных, посылок, покупка продуктов.

Отбывание наказания определяет распорядок проживания, трудовой деятельности, учебного процесса, отдыха подростков в учреждении закрытого типа воспитательного направления. Понятие включает в себя условия для отбывания срока наказания в рамках обязательных для исполнения стандартных правил, определяющих поведение несовершеннолетних преступников.

Четыре режима системы требований

По закону условия отбывания наказания в воспитательных колониях позволяют получать там наказание несовершеннолетним нарушителям, осужденным на сроки лишения свободы. Помимо этой категории в стенах исправительного учреждения содержатся лица, оставленные в колонии до возраста 19 лет. Воспитательная колония создает отдельные зоны, существующие как исправительные учреждения строгого режима, для тех заключенных, которые в процессе отбывания срока достигли 18 лет. Если нет возможности для создания такого участка, то осужденные переводятся в колонию на общих условиях.

Отбывание наказания юношами и девушками осуществляется в рамках обычных, льготных, облегченных и строгих условий, определенных УК РФ.

Режим отбывания срока в обычных условиях

Несовершеннолетние нарушители закона, содержащиеся в колонии на условиях обычного распорядка, живут в общежитиях. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний предписывают, что вне общежития несовершеннолетние осужденные соблюдают общественный порядок, соблюдают режим возвращения после работы, оповещают о прибытии администрацию, предъявляют документы и пропуск по требованию полиции.

Проживающие не покидают общежитие в неурочное время, во время работы не уходят с рабочего места. Им не разрешается брать на себя обязанности по передаче писем или передач осужденным, выполнять их иные поручения, передавать свои документы и пропуск кому бы то ни было. Разрешается в рамках закона покупать продукты и личные предметы на сумму 4 тыс. руб. в месяц. В течение года допускается восемь свиданий на короткое время и четыре длительных встречи.

Срок в облегченных условиях

Осужденные, которым для отбывания срока определен режим облегченных условий, живут в общежитиях. Воспитательная колония для несовершеннолетних разрешает для приобретения продуктов и предметов личной гигиены потратить сумму в 6 тыс. руб. в месяц. Им предоставляется 4 длительных свидания в год и еще 12 встреч на короткое время.

Проживание в условиях льготного режима

Таким несовершеннолетним осужденным по разрешению и постановлению начальника колонии допускается жить в общежитии за границей территории воспитательного учреждения, но под присмотром административных работников. Эта популярная мера позволяет адаптироваться подростку перед выходом на волю после срока.

Те, кто в воспитательных колониях отбывают наказание в льготном режиме, используют на продукты сумму без ограничения, которая находится на их счетах. На количество краткосрочных свиданий не устанавливается квота, длительные свидания ограничены числом 6. Свидания осужденные осуществляют как в пределах колонии, так и за ее границами. Одежду разрешается носить гражданскую.

Строгие условия срока

Для таких несовершеннолетних подростков предусмотрено проживание в изолированных комнатах закрытой зоны. Помещения закрываются на ключ во время, не занятое для учебы или работы. Осужденные покупают продукты и личные вещи в месяц на сумму 1 тыс. руб., свидания разрешены только краткосрочные, не более 6 раз в год. Подростки проживают в более щадящих условиях, чем в исправительной тюрьме, где осужденные заперты в течение всего времени.

Изменение режима отбывания в колонии

Возможность изменить условия проживания стимулирует заключенных к исправлению, способствует повышению эффективности воспитательного процесса. Подростки, не достигшие совершеннолетия, в воспитательных колониях отбывают наказание в условиях обычного режима. Умышленные действия при совершении преступления наказываются содержанием в строгих условиях, так же поступают с теми, кто ранее отбывал наказание.

Воспитательная колония для несовершеннолетних предполагает переход подростков из обычных условий содержания в облегченный режим, если у осужденного не было нарушений содержания, отсутствуют взыскания, он усердно трудится и постигает знания. Закон устанавливает такие критерии для облегчения режима содержания:

  • для впервые осужденных подростков мужского пола содержание в колонии 3 месяца исправления в обычных условиях;
  • повторно осужденные подростки мужского пола переходят в облегченный режим после проживания в течение 6 месяцев;
  • для осужденных впервые и повторно особ женского пола требуется отбывание наказания 3 месяца.

Те несовершеннолетние осужденные, которые находятся в облегченных условиях содержания, переводятся в льготный режим с целью подготовительного этапа к освобождению из воспитательной колонии. Задачи воспитательной колонии на данном этапе сводятся к облегчению вливания подростка в социальные слои общества. Законом не определены конкретные условия для перевода осужденных подростков в условия льготного содержания, обычно применяют для этого те же требования, которые предъявляются для предыдущего перехода. Сроки перевода в законе не обозначаются, решения принимаются администрацией колонии.

Так как содержание осужденного в льготном режиме обозначает проживание в общежитии за территорией колонии, то стремление несовершеннолетнего подростка к исправлению имеет стойкий характер, предполагается, что содержание его вне стен колонии не причинит никакого вреда окружающим. Если же отбывание наказания в воспитательных колониях сопровождается серией нарушений, тогда осуществляется перевод осужденного в более строгую категорию содержания.

Категории злостных нарушений

Что относится законом к нарушениям во время содержания в воспитательной колонии? Это:

  • употребление горячительных напитков или наркотиков, психотропных препаратов;
  • хулиганские действия;
  • неповиновение административным работникам, оскорбление, нанесение телесных повреждений;
  • хранение на территории колонии запрещенных предметов или их изготовление и распространение;
  • неповиновение в части лечебных мер обязательного порядка, назначенного судебным решением или медкомиссией;
  • организация забастовок, других актов неповиновения, непосредственное участие в них;
  • проявление нетрадиционной ориентации, склонение других осужденных к подобным действиям;
  • неповиновение в рабочей обстановке, отказ от выполнения работы.

Меры поощрения осужденных

Назначение воспитательных колоний состоит в том, чтобы предоставить подростку возможность исправиться и встать на путь истинный. К осужденным применяется система поощрений, которые становятся хорошим стимулом для нормального поведения, успешной учебы, работы и развития личности. Для активных и отличившихся положительной динамикой роста несовершеннолетних предоставляется право на поход в кинотеатр, культурно-развлекательные мероприятия за стенами колонии в сопровождении сотрудников.

Еще одним немаловажным стимулом является предоставление права прогулки с родителями, опекунами или другими родственниками за стенами колонии. Немаловажным фактором в деле исправления несовершеннолетних преступников является возможность освобождения до срока, которую предоставляет воспитательная колония, и перевод в облегченные условия содержания.

Особенности применения поощрительных мер

Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды. Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.

Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.

Виды взысканий, применяемых к осужденным

Воспитательная колония осуществляет не только поощрения, но и применяет к несовершеннолетним подросткам меры наказания за нарушение порядка нахождения в исправительном учреждении. Меры взыскания аналогичны тем, что применяются в исправительных колониях:

  • осужденному объявляется выговор;
  • несовершеннолетний наказывается лишением просмотра кинофильмов сроком на один месяц (это не распространяется на телевидение);
  • нарушитель наказывается штрафом, составляющим два оклада минимального размера, что влечет ограничение покупки продуктов и предметов личной гигиены;
  • осужденного помещают в изолятор, время пребывания в котором зависит от тяжести нарушения, обычно наказание осуществляется в течение семи суток, на учебу производится вывод.

Особенности воспитательных учреждений

История воспитательных колоний насчитывает немало изменений в плане развития. На сегодняшний день над этим работают ученые из отдела ВК ГУИН Минюста России. Для увеличения эффективности исправительной и воспитательной работы предполагается создание единого вида исправительного учреждения для содержания несовершеннолетних подростков мужского и женского пола в раздельных помещениях.

Этот принцип заложен в российском законодательстве для дифференцирования исполнения наказания, где указано, что несовершеннолетние и взрослые, мужчины и женщины содержатся при отбывании наказания отдельно. Это же требование к содержанию заключенных озвучено в международных стандартах отбывания сроков наказания.

Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Воспитательный центр на службе исправления

Создание воспитательного центра ставит своей первостепенной задачей обеспечить окончательный цикл работы по перевоспитанию несовершеннолетних нарушителей закона. Воспитательный центр собирает воедино результаты работы различных категорий исполнительно-уголовной системы, например СИЗО, ИК, ВК. Этот орган своим появлением поставит барьер на дальнейшей криминализации перевоспитавшегося подростка и предотвратит рецидив нарушений уголовной практики.

Могут ли воспитательные колонии действительно перевоспитать подростков? Воспитательный центр отвечает позитивной практикой исправленных судеб, надломанных уголовными преступлениями и нарушениями закона в молодом возрасте. Проблемы возникают в связи с продлением содержания в колонии лиц, которые переступили 18-летний возраст. Это влечет за собой повышение численности осужденных, возникает необходимость перестраивать работу администрации воспитательной колонии в связи с повышением возрастного барьера контингента.

Приходящие в колонию на перевоспитание подростки зачастую были лишены социальных благ в прошлых условиях существования в семье. Это обуславливается воспитанием ребенка в трудных условиях домашней нездоровой атмосферы. Родители не заботятся о подрастающих детях, допускают пьянство, употребляют наркотики, устраивают разборки на глазах у подростка, заставляют выполнять преступные поручения и вовлекают в уголовно наказуемые действия.

Учеба иногда становится невозможной в таких асоциальных семьях. Нехватка материальных средств из-за нежелания родителей работать и содержать себя и детей приводят к неполноценному питанию. Проживая в воспитательном исправительном учреждении, несовершеннолетний устраивает свой быт надлежащим образом, восполняет недостающие знания в рамках школьной программы, получает навыки профессии. Для неокрепшей подростковой психики очевидны преимущества честной и спокойной жизненной атмосферы, а специалисты педагогического профиля и психологи с удовольствием помогают человеку уйти с шаткого криминального пути и построить нормальную человеческую жизнь.

Как уже сказано выше, подросткам в колонии изменяют режим пребывания на более легкий, если они выполняют требования, распорядок дня, хорошо учатся и плодотворно работают. Изменение статуса содержания на более приемлемый режим является отличным стимулом для исправления и начала новой жизни после выхода из воспитательной колонии.