Последние статьи
Домой / Аренда / Насилие в колониях для несовершеннолетних. Воспитательная колония для трудных подростков (12 фото)

Насилие в колониях для несовершеннолетних. Воспитательная колония для трудных подростков (12 фото)

Побывал в колонии для трудных подростков.
Вот, что он пишет:

Эхо Москвы Екб опубликовало твит о посещении трудными подростками воспитательной колонии. С учетом того, что из двух имеющихся в области колоний осталась одна Кировоградская (в которой в 2007-м произошел страшный бунт, унесший жизни как сотрудников так и пацанов), понятно что выезд был именно туда. Я не смог не оставить своих комментариев по этому поводу, так как именно Кировоградской воспитательной колонии оставил лет 8 своей жизни…

Естественно в профилактических целях подобные выезды практиковались и раньше, но именно раньше они и мели, на мой взгляд, профилактическое воздействие на пацанов… Сейчас все по другому. Приезжая в зону эти “трудные”, для которых зачастую пачка Доширака в день является большим счастьем, с учетом к примеру пьющей беспробудно матери и сидящего к примеру отца, а чаще отцов и матерей фактически нет они впадают в ступор от увиденного…

Нет, не от периметра с колючкой, хотя бесспорно это оказывает какое то психологическое воздействие на неокрепшую психику, не на “автоматчиков”, которых в принципе особо не видно… Ступор наступает от того, что они видят в каких условиях оказывается “можно жить”! Двухярусные койки отменили давно, и в чистеньких отрядах стоят прибранные, с чистыми простынями одноярусные кровати с личной тумбочкой. Спортзал, спортивные тренажеры, комнаты отдыха с плазмой или LCD панелями, хорошие музыкальные комплексы.

Новый, нынешний руководитель ГУФСИН съездив в одну из Европейских стран, решил пойти дальше и сейчас заканчивается реконструкция одного из отрядов, который будет разбит на небольшие отсеки с двумя-тремя кроватями, все это будет под евроремонт и пластиковые полупрозрачные перегородки… Добротный банный комплекс с оборудованием для стирки белья. Баскетбольная площадка, футбол, ХОККЕЙНЫЙ КОРТ с формой для любителей зимних видов спорта, теннисные столы, свежеотремонтированный клуб с киноустановкой. Ну и я тренировал их спортивному Кунг-Фу

Отдельно столовая. Собственная хлебопекарня, ФРУКТЫ и СОКИ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ежедневном рационе… Мясо, яйцо, рыба, масло – по неплохим нормативам.

Гости – это отдельная тема. Лично я привозил в колонию и А.В.Новикова, где он даже спел в отряде и подарил парням гитары, привозил я туда и Николая Коляду с его театром, что было шоком в Кировграде (Коляда в ЗОНЕ ставит пьессу а не в городском театре), артисты и самодеятельные коллективы из области, благодаря работе областной КДНиЗП. Школа с шикарным компьютерным классом и выходом в интернет, ПТУ с обучением нескольким специальностям, в перспективе открытие автодрома для обучению навыков езды на авто.

И вновь – забор и колючка – лишь эти “неудобства” несколько смущают. Я как то привозил туда ребят из Детского реабилитационного Центра Ройзмана.

Он попросил их потом написать сочинение на тему увиденного. Двое написали “ХОЧУ В КОЛОНИЮ!!!” Сейчас там ну какбэ это получше сказать – своего рода закрытый пионэрский лагерь, что ли, и “трудные” дети из к примеру Кушвы, Дегтярска, Сагры, Таборов, Гарей и вообще большинства сельских поселений увидев то КАК “живут” их сверстники едут обратно, домой, где и простыни не меняются порой неделями (если они вообще есть), и обед приходится “искать”, и “сходить” то особо некуда, боюсь, так же могут захотеть туда “где хорошо”, но вот только забор блин… Человек ведь ищет где лучше.

Конечно это всё не говорит о том, что несовершеннолетние должны отбывать свои заслуженные (в основном) срока в нечеловеческих условиях. Хотя я помню и такие, когда в 2001 начал работать и помогать этой колонии. Конечно нужно чтобы севшие пацаны не потеряли веру в обчество, и вернулись оттуда людьми а не затравленными зверьками – именно на это и нацелен весь комплекс этих грандиозных мер, но нужны еще большие усилия, чтобы возвращался этот пацаненок не в клоаку, откуда уехал, а в хотя бы что то приближенное к тому, что он видел в лагере… И наверное в этом состоит одна из задач комиссий по делам несовершеннолетних, чтобы за время отсидки подготовить более или менее приемлемые условия для его возвращения… С учетом естественно, увиденного им.

Но возить туда парней сейчас, я бы честно не стал. Или бы полностью изменил формат таких выездов, но это отдельная и большая тема…

Вообще тема малолеток за восемь лет стала мне настолько близкой, что я могу развивать ее до бесконечности, часть своей жизни я отдал им – пацанам… И может быть именно поэтому во время трагических событий бунта в октябре 2007-го именно одного меня пацаны запустили в зону на переговоры и именно мне “выдали” заложников…

К большому сожалению подростковая преступность продолжает “иметь место” как у нас в области, так и в России наверное. Вот что делать с этим, я не знаю достаточно точно пока. И ведь в полный рост идет тенденция к смягчению наказаний для несовершеннолетних, выдумываются какие то альтернативные формы наказания – всё по барабану… “Малолетка” становится всё жестче и жесточей.



Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».

УИК РФ Статья 132. Воспитательные колонии

1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

По уголовно–исполнительному законодательству России несовершеннолетние осужденные получают срок наказания отдельно от взрослых в воспитательных колониях. Такое положение исключает негативное влияние опытных преступников на несформировавшуюся личность несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная колония представляет собой центр, в котором собрана огромная масса не достигших совершеннолетия подростков с нестандартными формами поведения. Для правильного развития и нормального функционирования подростковой психики в учреждении создается отдел психологической службы.

Задачи психологов воспитательного учреждения

Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:

  • предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
  • оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
  • психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
  • обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.

Особенности уголовного делопроизводства подростков

Аспекты ответственности подростков, не достигших совершеннолетия, описываются в 17-й главе УК РФ. Несовершеннолетними считаются лица с гражданством России, других стран и лица без гражданства, которые на время преступления закона имеют полных 14 лет, но не достигли 18 лет.

Если подросток вступил в преступную деятельность под давлением взрослого, то последний отвечает перед судом за подстрекательство и соучастие. Подросток, проявивший собственную инициативу в преступлении, несет ответственность перед законом в полной мере за соучастие.

Специфические условия оценки преступления несовершеннолетнего определяют особый подход в оценке личности при последующих рецидивах. Если таковые имеют место, то во внимание не берутся нарушения закона, допущенные в возрасте до 18 лет. Несовершеннолетие преступника считается смягчающим фактором для определения наказания.

Исторические факты наказаний несовершеннолетних

Впервые о привлечении к ответственности подростков в России упоминается в 1715 году, но официально Екатерина II закрепила возраст, с которого разрешалось наказывать детей, в 1765 году. Указом предписывалось наказывать детей от 10 до 17 лет только за определенные нарушения закона. В 1845 году выходит документ, определяющий наказание для категории подростков этого возраста за умышленные преступления. Взрослые наказываются за подобные нарушения более сурово, а несовершеннолетних ссылают в ссылки, награждают плетями и отдают на воспитание в монастыри.

В конце 1866 года император России издает указ о создании колоний и приютов для исправления в нравственном отношении несовершеннолетних нарушителей закона. Средства на учреждения выделяются их бюджета и принимаются от попечителей и частных лиц, на проживание каждого воспитанника рассчитывается сумма, равная содержанию взрослого преступника. Закон нового советского руководства в 1918 году упраздняет тюремное заключение подростков и создает абсолютно новый тип воспитательных учреждений.

В 1935 году создается отдел трудовых колоний для руководства и координации деятельности воспитательных домов. 1956 год характеризуется созданием новых положений о трудовых и детских колониях. Выделяется категория учреждений со строгим режимом, где содержатся злостные несовершеннолетние нарушители. В 1968 году Указ Президиума определяет порядок регламентирования детских приемников и распределителей. В наше время отдел воспитательных учреждений находится в структуре управления по работе с осужденными.

Меры воздействия на несовершеннолетних подростков

К несовершеннолетним нарушителям закона в рамках Уголовного кодекса РФ применяются такие меры воздействия:

  • осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии, освобождаются от уголовного наказания с использованием принудительных воспитательных мер;
  • несовершеннолетним нарушителям определяется уголовное наказание;
  • подростки освобождаются от наказания и помещаются в закрытые специальные учреждения учебно-образовательного типа.

Исполнение и отбывание наказания

Совокупность действий администрации колонии по обеспечению надзора за осужденными подростками и их охраны, выявлению запрещенных предметов посредством обысков, организации режима, контролю над выполнением распорядка называется режимом исполнения. К нему относится предоставление работы осужденным, учебного времени, досуга и отдыха, обеспечение нормальных условий проживания, свиданий, получение вестей от родных, посылок, покупка продуктов.

Отбывание наказания определяет распорядок проживания, трудовой деятельности, учебного процесса, отдыха подростков в учреждении закрытого типа воспитательного направления. Понятие включает в себя условия для отбывания срока наказания в рамках обязательных для исполнения стандартных правил, определяющих поведение несовершеннолетних преступников.

Четыре режима системы требований

По закону условия отбывания наказания в воспитательных колониях позволяют получать там наказание несовершеннолетним нарушителям, осужденным на сроки лишения свободы. Помимо этой категории в стенах исправительного учреждения содержатся лица, оставленные в колонии до возраста 19 лет. Воспитательная колония создает отдельные зоны, существующие как исправительные учреждения строгого режима, для тех заключенных, которые в процессе отбывания срока достигли 18 лет. Если нет возможности для создания такого участка, то осужденные переводятся в колонию на общих условиях.

Отбывание наказания юношами и девушками осуществляется в рамках обычных, льготных, облегченных и строгих условий, определенных УК РФ.

Режим отбывания срока в обычных условиях

Несовершеннолетние нарушители закона, содержащиеся в колонии на условиях обычного распорядка, живут в общежитиях. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний предписывают, что вне общежития несовершеннолетние осужденные соблюдают общественный порядок, соблюдают режим возвращения после работы, оповещают о прибытии администрацию, предъявляют документы и пропуск по требованию полиции.

Проживающие не покидают общежитие в неурочное время, во время работы не уходят с рабочего места. Им не разрешается брать на себя обязанности по передаче писем или передач осужденным, выполнять их иные поручения, передавать свои документы и пропуск кому бы то ни было. Разрешается в рамках закона покупать продукты и личные предметы на сумму 4 тыс. руб. в месяц. В течение года допускается восемь свиданий на короткое время и четыре длительных встречи.

Срок в облегченных условиях

Осужденные, которым для отбывания срока определен режим облегченных условий, живут в общежитиях. Воспитательная колония для несовершеннолетних разрешает для приобретения продуктов и предметов личной гигиены потратить сумму в 6 тыс. руб. в месяц. Им предоставляется 4 длительных свидания в год и еще 12 встреч на короткое время.

Проживание в условиях льготного режима

Таким несовершеннолетним осужденным по разрешению и постановлению начальника колонии допускается жить в общежитии за границей территории воспитательного учреждения, но под присмотром административных работников. Эта популярная мера позволяет адаптироваться подростку перед выходом на волю после срока.

Те, кто в воспитательных колониях отбывают наказание в льготном режиме, используют на продукты сумму без ограничения, которая находится на их счетах. На количество краткосрочных свиданий не устанавливается квота, длительные свидания ограничены числом 6. Свидания осужденные осуществляют как в пределах колонии, так и за ее границами. Одежду разрешается носить гражданскую.

Строгие условия срока

Для таких несовершеннолетних подростков предусмотрено проживание в изолированных комнатах закрытой зоны. Помещения закрываются на ключ во время, не занятое для учебы или работы. Осужденные покупают продукты и личные вещи в месяц на сумму 1 тыс. руб., свидания разрешены только краткосрочные, не более 6 раз в год. Подростки проживают в более щадящих условиях, чем в исправительной тюрьме, где осужденные заперты в течение всего времени.

Изменение режима отбывания в колонии

Возможность изменить условия проживания стимулирует заключенных к исправлению, способствует повышению эффективности воспитательного процесса. Подростки, не достигшие совершеннолетия, в воспитательных колониях отбывают наказание в условиях обычного режима. Умышленные действия при совершении преступления наказываются содержанием в строгих условиях, так же поступают с теми, кто ранее отбывал наказание.

Воспитательная колония для несовершеннолетних предполагает переход подростков из обычных условий содержания в облегченный режим, если у осужденного не было нарушений содержания, отсутствуют взыскания, он усердно трудится и постигает знания. Закон устанавливает такие критерии для облегчения режима содержания:

  • для впервые осужденных подростков мужского пола содержание в колонии 3 месяца исправления в обычных условиях;
  • повторно осужденные подростки мужского пола переходят в облегченный режим после проживания в течение 6 месяцев;
  • для осужденных впервые и повторно особ женского пола требуется отбывание наказания 3 месяца.

Те несовершеннолетние осужденные, которые находятся в облегченных условиях содержания, переводятся в льготный режим с целью подготовительного этапа к освобождению из воспитательной колонии. Задачи воспитательной колонии на данном этапе сводятся к облегчению вливания подростка в социальные слои общества. Законом не определены конкретные условия для перевода осужденных подростков в условия льготного содержания, обычно применяют для этого те же требования, которые предъявляются для предыдущего перехода. Сроки перевода в законе не обозначаются, решения принимаются администрацией колонии.

Так как содержание осужденного в льготном режиме обозначает проживание в общежитии за территорией колонии, то стремление несовершеннолетнего подростка к исправлению имеет стойкий характер, предполагается, что содержание его вне стен колонии не причинит никакого вреда окружающим. Если же отбывание наказания в воспитательных колониях сопровождается серией нарушений, тогда осуществляется перевод осужденного в более строгую категорию содержания.

Категории злостных нарушений

Что относится законом к нарушениям во время содержания в воспитательной колонии? Это:

  • употребление горячительных напитков или наркотиков, психотропных препаратов;
  • хулиганские действия;
  • неповиновение административным работникам, оскорбление, нанесение телесных повреждений;
  • хранение на территории колонии запрещенных предметов или их изготовление и распространение;
  • неповиновение в части лечебных мер обязательного порядка, назначенного судебным решением или медкомиссией;
  • организация забастовок, других актов неповиновения, непосредственное участие в них;
  • проявление нетрадиционной ориентации, склонение других осужденных к подобным действиям;
  • неповиновение в рабочей обстановке, отказ от выполнения работы.

Меры поощрения осужденных

Назначение воспитательных колоний состоит в том, чтобы предоставить подростку возможность исправиться и встать на путь истинный. К осужденным применяется система поощрений, которые становятся хорошим стимулом для нормального поведения, успешной учебы, работы и развития личности. Для активных и отличившихся положительной динамикой роста несовершеннолетних предоставляется право на поход в кинотеатр, культурно-развлекательные мероприятия за стенами колонии в сопровождении сотрудников.

Еще одним немаловажным стимулом является предоставление права прогулки с родителями, опекунами или другими родственниками за стенами колонии. Немаловажным фактором в деле исправления несовершеннолетних преступников является возможность освобождения до срока, которую предоставляет воспитательная колония, и перевод в облегченные условия содержания.

Особенности применения поощрительных мер

Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды. Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.

Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.

Виды взысканий, применяемых к осужденным

Воспитательная колония осуществляет не только поощрения, но и применяет к несовершеннолетним подросткам меры наказания за нарушение порядка нахождения в исправительном учреждении. Меры взыскания аналогичны тем, что применяются в исправительных колониях:

  • осужденному объявляется выговор;
  • несовершеннолетний наказывается лишением просмотра кинофильмов сроком на один месяц (это не распространяется на телевидение);
  • нарушитель наказывается штрафом, составляющим два оклада минимального размера, что влечет ограничение покупки продуктов и предметов личной гигиены;
  • осужденного помещают в изолятор, время пребывания в котором зависит от тяжести нарушения, обычно наказание осуществляется в течение семи суток, на учебу производится вывод.

Особенности воспитательных учреждений

История воспитательных колоний насчитывает немало изменений в плане развития. На сегодняшний день над этим работают ученые из отдела ВК ГУИН Минюста России. Для увеличения эффективности исправительной и воспитательной работы предполагается создание единого вида исправительного учреждения для содержания несовершеннолетних подростков мужского и женского пола в раздельных помещениях.

Этот принцип заложен в российском законодательстве для дифференцирования исполнения наказания, где указано, что несовершеннолетние и взрослые, мужчины и женщины содержатся при отбывании наказания отдельно. Это же требование к содержанию заключенных озвучено в международных стандартах отбывания сроков наказания.

Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Воспитательный центр на службе исправления

Создание воспитательного центра ставит своей первостепенной задачей обеспечить окончательный цикл работы по перевоспитанию несовершеннолетних нарушителей закона. Воспитательный центр собирает воедино результаты работы различных категорий исполнительно-уголовной системы, например СИЗО, ИК, ВК. Этот орган своим появлением поставит барьер на дальнейшей криминализации перевоспитавшегося подростка и предотвратит рецидив нарушений уголовной практики.

Могут ли воспитательные колонии действительно перевоспитать подростков? Воспитательный центр отвечает позитивной практикой исправленных судеб, надломанных уголовными преступлениями и нарушениями закона в молодом возрасте. Проблемы возникают в связи с продлением содержания в колонии лиц, которые переступили 18-летний возраст. Это влечет за собой повышение численности осужденных, возникает необходимость перестраивать работу администрации воспитательной колонии в связи с повышением возрастного барьера контингента.

Приходящие в колонию на перевоспитание подростки зачастую были лишены социальных благ в прошлых условиях существования в семье. Это обуславливается воспитанием ребенка в трудных условиях домашней нездоровой атмосферы. Родители не заботятся о подрастающих детях, допускают пьянство, употребляют наркотики, устраивают разборки на глазах у подростка, заставляют выполнять преступные поручения и вовлекают в уголовно наказуемые действия.

Учеба иногда становится невозможной в таких асоциальных семьях. Нехватка материальных средств из-за нежелания родителей работать и содержать себя и детей приводят к неполноценному питанию. Проживая в воспитательном исправительном учреждении, несовершеннолетний устраивает свой быт надлежащим образом, восполняет недостающие знания в рамках школьной программы, получает навыки профессии. Для неокрепшей подростковой психики очевидны преимущества честной и спокойной жизненной атмосферы, а специалисты педагогического профиля и психологи с удовольствием помогают человеку уйти с шаткого криминального пути и построить нормальную человеческую жизнь.

Как уже сказано выше, подросткам в колонии изменяют режим пребывания на более легкий, если они выполняют требования, распорядок дня, хорошо учатся и плодотворно работают. Изменение статуса содержания на более приемлемый режим является отличным стимулом для исправления и начала новой жизни после выхода из воспитательной колонии.

Для девочек-подростков, совершивших тяжкое преступление, существуют колонии для несовершеннолетних девочек. В России две таких . Самая известная находится в Новом Осколе (Белгородская область). Другая располагается в Томске. Раньше была колония для девочек и в Рязани (поселок Льгово). Работают в тюрьме для несовершеннолетних девочек, как и предполагается, женщины-надзирательницы.

В такой колонии только один общий режим. При хорошем поведении, заключенные подростки могут уже через три месяца заключения перейти на льготное положение.

За что сажают девочек подростков

В колонию для несовершеннолетних девочек попадают лишь за совершение тяжких преступлений. Возраст контингента начинается от 14 лет. Такие малолетние заключенные содержатся под стражей за убийства, вымогательства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью, грабеж или разбой, теракт, захват заложника или ложное сообщение об теракте. По другим статьям, девочек-подростков могут осудить на условный срок. Все зависит от рецидива совершенного преступления и его тяжести.

Жестокие дети

На вид милые создания, находящиеся в заточении, не такие уж и безобидные. Преступления, которые они совершили, порой намного превосходят ту жестокость, которую творят взрослые преступники.

К примеру, одна из заключенных Рязанской колонии для девочек Оля, в 15 летнем возрасте убила бабушку-соседку с целью обокрасть ее жилище. На суде она поведала, что ее брату срочно требовались наркотики, а денег их приобрести не было, и чтобы облегчить ему участь от начавшейся «ломки», она и пошла на преступление.

Еще одна девочка-подросток из Екатеринбурга убила вместе с подругами маленькую девочку, затащив ее в подвал. Там у убитой забрали ключи от квартиры, которую в дальнейшем обокрали. Ее история похожа на историю другой девочки Вали, которая ради потехи затащила вместе с подружкой маленького ребенка (девочку) в свою квартиру, и начала душить. Спасти ребенка удалось лишь благодаря матери, которая подняла тревогу, когда потеряла малышку. Чудом мать смогла вычислить ту квартиру, и колотила в дверь, крича, чтобы ее пустили, а девочки через дверь отвечали, что у них никого нет. Маленькой жертве повезло, что квартира была с деревянной дверью, и женщина сумела выбить ее, таким образом остановив расправу над ее маленькой дочкой.

Что интересно, с журналистами девочки-убийцы легко делятся своими криминальными историями, не в пример взрослым преступникам. Даже приукрашивать пытаются свои зверства.

16 летняя Люда находится в колонии для девочек уже более года. Сидеть осталось столько же. По ее словам, мать продала ее цыганам в 10 лет, и с тех пор она занималась продажей опиума для . За это преступление и получила срок.

Еще одна юная зечка попала в тюрьму за нанесение тяжких телесных. В 15 лет она выпивала в компании малолетней подруги и отчима. В какой-то момент мужчина начал приставать к подруге, и его падчерица нанесла ему три ножевых ранения.

Вообще, историй девочек не перечесть. Наряду с убийцами, в колонии для несовершеннолетних девочек находятся и осужденные за кражи, угон автомобилей, и торговлю наркотиками. Таких здесь большинство.

Благодаря тому, что происходит декриминализация «легких» статей, в тюрьмы для девочек попадает все меньше преступниц. С одной стороны это хорошо — за последние 15 лет количество несовершеннолетних, содержащихся в российских воспитательных колониях, сократилось почти в 10 раз. Однако с другой стороны, не получив наказания за преступление, дети считают, что им и дальше все сойдет с рук, и к совершеннолетию могут вырасти преступниками.

Нравы в колонии для девочек

В детской колонии для девочек царят жесткие порядки, намного отличающиеся от тех, которые соблюдаются в женской колонии. Стоит отметить, что разговаривают многие малолетние зечки, исключительно матом. Те, кто взрослее и сильнее, всегда стоят выше других в тюремной иерархии. Как бы это было не удивительно, но именно в колониях для девочек происходят частые и порой жестокие драки.

Еще более суровее для девочек-преступниц, чем отбывание наказания в колонии, это этап в тюрьму. Их этапируют также, как и взрослых арестантов — привозят в автозаке на вокзал, где уже преступниц ожидает вагон «Столыпин». С тяжелыми сумками малолеткам приходится бежать из автозака в вагон. В это время нельзя смотреть по сторонам. Во время пути на нескольких станциях происходит обыск, как правило в сырых камерах. Перед тем как окончательно направить заключенных в детскую тюрьму, девочек могут содержать в местном со взрослыми преступницами.

В Новооскольской колонии содержатся заключенные девочки в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. В этой тюрьме нет тех, кто попадает в заключение во второй раз. Все находящиеся здесь арестантки осуждены впервые.

В колонии продолжается обучение, и соблюдаются все нормативы, которые издаёт Министерство образования РФ. Таким образом, заключенные не отстают от школьной программы обычных школ. После окончания школы, и получения аттестата, в Новооскольской колонии можно получить профессию швеи, рабочей зеленого хозяйства, повара, вышивальщицы, оператора ПК или делопроизводителя. Некоторые умудряются получить по три-четыре профессии, и по этим специальностям устраиваются, выйдя на свободу.

Еще один интересный момент — в Новооскольской колонии для девочек можно получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ – согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена — это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве.

В тюрьме девочки помимо учебы занимаются и спортом — на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО. Кстати, в качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника.

В Томске находится одна из двух воспитательных колоний для несовершеннолетних девушек — ВК-2. Она расположена в городе на АРЗе, сразу за вереницей жилых домов. Окна многоэтажек смотрят прямо на территорию воспитательного учреждения. На первый взгляд, внутренний мир зарешеченного пространства не так уж режимен: 06.30 – утро девчонок начинается с аэробики, 07.30 – завтрак (разве что идут на него строем), потом по газону гоняют футбольный мяч.

Казалось бы, пионерлагерная жизнь, только периметр обнесен трехметровым забором, по верхушкам которого – кудри колючей проволоки. По ту сторону отбывают наказание несовершеннолетние преступники – за убийства, изнасилования, незаконный оборот наркотиков, разбои, грабежи.

Вероятно контингент Томской колонии для девочек более разнообразен, чем в Новом Осколе. Сюда прибывают и рецидивистки и малолетки, совершившие довольно тяжкие преступления. Поэтому сотрудники полностью сконцентрированы на воспитании маленьких преступниц.

В колонии имеется швейных цех, здесь девушки учатся и работают. Скромный заработок (не более 3 тыс. рублей в месяц) кто-то оставляет в магазинчике колонии, а треть осужденных откладывают, чтобы из стен исправительного учреждения выйти хоть с какими-то накоплениями.

Жизнь в Томской воспитательной колонии подчинена строгому распорядку. Подъем в шесть утра, затем зарядка, утренний туалет. Обязательно - уборка территории, причем делается это еще до завтрака. После завтрака обязательные медицинские осмотры, так как большинство девочек поступают сюда не совсем здоровыми. Им требуется наблюдение у врачей и медицинские процедуры.

Арестантки в Томской колонии также проходят школьную программу, а затем могут получить профессию в профучилище. Раз в месяц те девочки, которые хорошо себя ведут и находятся на льготных условиях содержания, могут выехать в город. Естественно, не сами, а организованно, с сопровождением, и в одно конкретное место.