Последние статьи
Домой / Ипотека / Колония строгого режима для несовершеннолетних девочек. Исправительные колонии для несовершеннолетних мальчиков и девочек в россии

Колония строгого режима для несовершеннолетних девочек. Исправительные колонии для несовершеннолетних мальчиков и девочек в россии

В воспитательных колониях для несовершеннолетних по всей стране отбывают наказание подростки от четырнадцати лет. В 2017 году Федеральная служба исполнения наказаний подсчитала, что под стражей в России находится 1 592 несовершеннолетних заключенных. За последние пятнадцать лет этот показатель сократился в десять раз. Для сравнения: в январе 2002 года в воспитательных колониях содержалось 18,6 тысячи человек. Сейчас подростков помещают в колонию за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Ко Дню защиты детей The Village Екатеринбург пообщался с бывшим заключенным Игорем, который попал в колонию для несовершеннолетних в пятнадцать лет за разбой и убийство, совершенное другим человеком. Спустя восемь лет, в мае 2018 года, Игорь вышел на свободу и уже успел найти работу - благодаря полученным в колонии навыкам, он занимается отделкой интерьеров. Он рассказал, как его заставили признаться в убийстве, которое он не совершал, как устроена жизнь на «малолетке» и как проходит его адаптация к жизни на воле.

Об аресте и пытках

Когда мне было пятнадцать лет, меня осудили сразу по двум статьям уголовного кодекса - 162 «Разбой» и 105 «Убийство». В колонии для несовершеннолетних попадают по двум причинам - либо когда у подростков нет денег, либо если не в том месте играет романтика. Разбойное нападение на таксиста мы совершили, потому что хотели обогатиться и были выпившими. Сначала задержали моего подельника - он рассказал про меня операм, и те меня нашли. Семь месяцев я находился под следствием в СИЗО, и все это время меня пытали. Из меня пытались выбить признание в убийстве девушки, которое я не совершал.

Опера не могли раскрыть преступление, но знали, что я в курсе, кто в действительности виноват, поэтому меня не жалели. Они закрывали меня в своих кабинетах и допрашивали, меня пристегивали к мебели наручниками и били. Иногда запирали в большом сейфе, где у меня затекали все конечности. Время от времени могли окунуть в воду и бить электрошокером. Однажды я как бы начал вскрывать вены, потому что это был единственный способ ослабить режим. Тогда меня перевезли в больницу, где я несколько суток лежал накачанный таблетками и уколами, привязанный к кровати. После семи месяцев такой жизни я не вытерпел и расписался там, где просили - иначе меня просто превратили бы в инвалида, потому что дело им однозначно нужно было раскрыть. За разбой мне дали шесть месяцев, за убийство - восемь лет.

За мелкие противорежимные действия сотрудники колонии били нас пожарными шлангами или прутьями

О колониях для несовершеннолетних и переводе на общий режим

Из СИЗО я попал в режимную воспитательную колонию для несовершеннолетних в Ардатовском районе Нижегородской области. Когда я вылезал из машины, то сразу же получил удар ногой от какого-то здорового мужика. Позже выяснилось, что это заместитель начальника колонии - он бил нас, чтобы мы в ту же минуту поняли, куда попали. Меня поместили в карантин, где все недавно прибывшие заключенные находятся до того, как их распределят в постоянные камеры. Там мне тоже несколько раз досталось ни за что: одному из сотрудников не понравилось, как я произнес свою фамилию, другому - как я на него посмотрел.

После больницы в СИЗО мне постоянно хотелось спать, но когда я закрывал глаза, меня скидывали с кровати и били. Им было плевать на мои перевязанные руки. Я знал о случаях, когда заключенные резали вены прямо при них, а те в ответ только кидали мойку (лезвие безопасной бpитвы, с одной стоpоны обмотанное изолентой, - прим. ред.) и говорили «Давай еще». После карантина меня перевели в жилую зону. За мелкие противорежимные действия сотрудники колонии били нас пожарными шлангами или прутьями, а за серьезные проступки отводили в дежурную часть и просто запинывали человека. Меня спасло только то, что через два месяца тюрьму для несовершеннолетних стали закрывать и переделывать в женскую колонию. Меня перевели обратно в СИЗО, а после отправили в воспитательную колонию в Арзамасе.

Платят на «малолетке» намного больше, чем во взрослых колониях. Я занимался внутренней отделкой и строил швейный цех - за это каждый месяц получал пять-шесть тысяч рублей

Условия в колониях полностью зависят от администрации и конкретно начальника. В новом лагере все оказалось по-другому - в нем не было жесткого режима и беспочвенных пыток. С администрацией получалось найти компромисс и договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. Заключенные жили дружно - не гнобили, не пытались друг друга сожрать и придерживались тюремных понятий. Когда к нам привозили новых заключенных, «до вновь прибывших доводили» - объясняли все местные правила. А дальше человек уже сам выбирал, кем быть и как жить. В основном были «мужики» - случайные преступники, которые нарушили закон, но на свободе живут нормальной обывательской жизнью. Еще были серьезные люди вроде «положенцев», «бродяг», «воров», но такой статус еще нужно заслужить - приносить пользу лагерю, помогать нуждающимся, здраво рассуждать. Хуже всего относились к «обиженным» - гомосексуалистам. Плохими поступками считались крысиный - когда «тащили», и сучий - когда сдавали своих.

В колониях для малолетних сидят дети с четырнадцати лет. Подростки учатся в школах и ПТУ, работать можно в промышленной зоне. Причем платят на «малолетке» намного больше, чем во взрослых колониях. Я занимался внутренней отделкой и строил швейный цех - за это каждый месяц я стабильно получал пять-шесть тысяч рублей, их можно было тратить на продукты и предметы личной гигиены. Во взрослой колонии за такую работу в месяц мне платили всего двести рублей. С питанием на «малолетке» тоже все было куда лучше - кормили по пять раз в день, как в детских лагерях.

Когда мне исполнялось восемнадцать, я подготовился - сходил в ларек за продуктами и вернулся с пакетами сладкого, сделал чифир. Алкоголь мы практически не пили, но кто-то гнал самогон из сахара и хлебной плесени. Законодательство допускает пребывание подростков в детских колониях вплоть до отбытия полного срока наказания, но не старше девятнадцати лет. Через месяц после моего совершеннолетия состоялся суд, и меня этапировали в колонию общего режима.

Взрослые в колонии воспринимают прибывших с «малолетки» как детей и дают советы, как им жить. Почти абсолютное большинство - 90 процентов заключенных, с которыми я общался, - сидели за хранение или сбыт наркотиков. В основном это были синтетические наркотики - соли и спайсы. Чаще всего их забирали, когда они обкуренные валялись без сознания. Кроме них, во взрослой колонии было много людей, отбывавших не свои сроки - если человек совершил одну кражу, на него спокойно могут повесить еще десять эпизодов, потому что так удобнее. Хуже всего в колонии относились к педофилам - сидевших по этой статье часто убивают после того, как те выходят на волю. Администрация сознательно держит их в отдельных камерах, потому что в общих им просто не выжить.

Хуже всего в колонии относились к педофилам - сидевших по этой статье часто убивают после того, как те выходят на волю

Об освобождении и адаптации

На волю я вышел совсем недавно - четвертого мая. Мне хватило трех дней, чтобы погулять и отметить освобождение. Я понял, что нужно нормально одеться и начать приводить себя в порядок. Спустя неделю новость о моем выходе по сарафанному радио разлетелась по всему городу, и мне стали поступать предложения о работе - звали даже в крупную компанию «Тосол-Синтез». Я решил продолжать заниматься внутренней отделкой. Это сезонная работа, но мне нравится самостоятельно формировать свой график. Стабильную работу пока искать рано - мне нужно привыкнуть, осмотреться, адаптироваться.

Как именно проходит адаптация после тюрьмы, зависит полностью от человека. В колонии были те, кто жил тюремной жизнью чуть ли не с самого детства и возвращался сюда на второй, на третий срок. Такие люди могут до старости прожить тюремной жизнью, занимаясь «общими делами» и решая вопросы с администрацией. Мой подельник по 162 статье отсидел шесть лет, погулял на свободе месяц и вернулся обратно - сейчас он отбывает уже четвертый срок. Говорит, освободился, отметил, начал искать работу, не смог найти и снова ударился в уголовку. Большая часть отсидевших на «малолетке» возвращается туда снова. В колонии важно проводить время с пользой для себя, чему-то учиться, и еще там понять, как ты будешь жить на воле.

Сейчас пытаться что-то оспорить и доказать, что я не убивал ту девушку, бесполезно, это ни к чему не приведет. Про убийцу я слышал, что он сошел с ума на почве синтетических наркотиков и лежит овощем в психиатрической больнице где-то в Казани. Отдать таким местам восемь лет - это печально, но с психикой у меня все нормально. Сейчас меня не тянет к тому, чем я занимался раньше. Я выдержал, поменял свои взгляды на жизнь и стал добрее. Но чаще всего после «малолетки» люди становятся обозленными, поэтому такая система исправления не работает и наносит только вред.


В колонии важно проводить время с пользой для себя, чему-то учиться, и еще там понять, как будешь жить на воле

У одной моей знакомой сын находится в исправительной колонии. Ему был назначен срок отбывания наказания 3 года, а получил он его в 15 лет. Но они надеются, что, когда ребенку исполнится 18 лет, его отпустят досрочно, чтобы не переводить в колонию для взрослых.

Моя знакомая часто общается с сыном, ездит к нему на свидания, поэтому она достаточно хорошо изучила уклад данного учреждения. Назвать его детским действительно сложно, потому что требования там предъявляются как ко взрослым людям. Поэтому детство таких подростков заканчивается при попадании в подобные исправительные места. И сейчас я расскажу вам о них более подробно.

Эти учреждения действуют с целью исправления людей, совершивших преступные действия, как и другие колонии. Единственным их отличием является то, что предназначены они для детей. А так как ответственность наступает с 14 лет, соответственно, в них содержатся осужденные в диапазоне 14-18 лет.

Такие колонии должны быть направлены на исправление мировоззрения подрастающего поколения в правильное русло. Но на практике далеко не многие из заключенных в дальнейшем встают на правильный путь и больше не совершают преступных действий.

Виды колоний

Исполнительным законодательством установлено, что детские колонии могут быть нескольких видов:

  • обычные , где отбывает наказание большинство малолетних преступников;
  • строгие, где содержатся наиболее злостные и опасные подростки;
  • облегченные, их получают дети, которые добросовестно участвовали в исправительном труде и достигли неплохих результатов в учебе;
  • льготные, в них переводятся подростки из облегченных условий за некоторое время до их полного освобождения, а также такой перевод осуществляется из строгих в общие условия, а из общих в облегченные.

Больше всего ужасает количество действующих колоний для таких преступников, так как эти учреждения не пустуют, и в них ежедневно попадают дети. Сейчас действует 62 учреждения для таких детей. Они находятся в самых различных частях страны (в 54 субъектах). Большинство из них предусмотрены для мальчишек, но также есть и 2 женские.

В каждой колонии организованы различные виды содержания детей в зависимости от их поведения. Если подросток желает исправиться, старается работать и учиться, он может заслужить более льготные условия для себя. Но если он злостно нарушает дисциплину учреждения, его условия ужесточаются. Максимальное содержание может быть организовано в строгих условиях.

Решение о назначении любого перевода принимает только начальник учреждения. Для этого он должен получить специальное представление от сотрудников, занимающихся воспитанием осужденных. Переводы осуществляются каждые полгода.

Статистика

Анализируя статистику, можно увидеть, что основные преступления, за которые дети попадают в подобные учреждения, следующие:

  • 25 % кражи;
  • 20 % грабежи;
  • 15 % причинение вреда здоровью другим людям;
  • 10 % убийства;
  • 10 % изнасилования;
  • 20 % другие статьи.

Важно знать, что далеко не все статьи УК распространяются на детей с 14 лет. Общая ответственность начинается с 16 лет. Но некоторые серьезные преступления наказываются с более раннего возраста, чтобы оградить окружающих от таких опасных подростков. Поэтому получить реальный срок можно в 14 лет за:

  • похищение человека либо организацию захвата заложников;
  • кражи и грабежи , они являются наиболее распространенным преступлением в таком возрасте;
  • разбойные нападения , особенно это относится к преступлениям, совершаемым целыми бандами;
  • угоны транспортных средств , что тоже является не редкостью для любителей покататься;
  • изнасилования , к этой статье также могут быть отнесены и любые другие действия сексуальной направленности;
  • терроризм , нередко такие дети вовлекаются в опасные банды, и через них продолжается пропаганда среди подростков;
  • причинение вреда здоровью другому человеку, совершенное умышленно.

Это далеко не полный перечень преступлений, которые в реальной жизни совершают такие подростки. Они могут заниматься вымогательством, вандализмом и многими другими опасными для общества занятиями. Поэтому такую деятельность необходимо останавливать сразу, а не ждать, пока ребенок повзрослеет до определенного возраста.

До того как подростки попадают в такие учреждения, они обычно сталкиваются с комиссией, которая занимается делами несовершеннолетних. Данные сотрудники начинают свою работу, как только к ним поступает заявление на подростка о его ненормальном поведении в обществе, учебных заведениях. Обычно такие дети сразу становятся заметными среди остальной массы школьников.

Сотрудники комиссии обязаны провести воспитательную работу с самим подростком, а также его родителями. Также они разъясняют и законодательные нормы, ответственность за преступления и возраст, с которого она наступает.

Но если данные меры не помогают, и подросток оказывается задержанным и подозреваемым, то после вынесения наказания его воспитанием уже занимается колония. Длительность пребывания в ней зависит от тяжести совершенного преступления и степени вины подростка. Нередко бывает так, что назначенный срок продолжают отбывать во взрослых колониях. Единственным ограничением для детей является то, что им не может быть назначено пожизненное наказание.

Условия содержания

Они напрямую зависят от того режима, который установлен для подростка в зависимости от его дисциплинарного поведения. Обычные условия характеризуются следующими правилами:

  1. Все дети содержатся в общежитиях. Для них установлен лимит по расходованию личных средств со счета. Эта сумма составляет в месяц 10800 рублей. Использовать ее можно только на продукты или средства, необходимые им для проживания. Но в строгом соответствии с разрешенным списком.
  2. На один год им выделяется 8 коротких и 4 длительных свидания , которые проводятся на территории исправительного учреждения.

Все осужденные обязаны закончить 9 средних классов, а также получить определенную техническую специальность, пока они находятся в данном учреждении.

Более подробнее вы можете узнать об этом в следующем видео.

Отличительные особенности других режимов заключаются в следующем:

  1. Облегченные условия также проходят для подростков в общежитиях. Но потратить в месяц они имеют право 11400 рублей, а общее количество коротких свиданий у них увеличено до 12 в год. С разрешения начальника учреждения длительные встречи могут быть организованы не на территории учреждения.
  2. Льготные условия подразумевают проживание подростков в общежитиях с возможностью расходования своих денежных средств без установления лимитов. Количество длительных встреч с родными увеличено до 6, и они могут проводиться не в самой колонии. Короткие свидания не ограничены по количеству. Такие подростки могут проживать не в самой колонии. Однако за ними будет осуществляться строгий контроль администрации учреждения. При этом они получат право носить обычную одежду.
  3. Строгие условия не дают права проживания со всеми вместе, поэтому такие подростки живут в изолированных помещениях, которые запираются. Сами подростки могут тратить только 9600 рублей в месяц. Им предоставляется возможность проведения 6 коротких свиданий с родными и 3 длительных встречи за год.

Кроме основных режимов, существуют дополнительные меры поощрения подростков. Поэтому они могут заслужить своим поведением:

  • возможность посещать культурные мероприятия вне колонии;
  • получать выход за пределы на свободу в присутствии родных;
  • претендовать на право досрочного перевода из более строгих условий в более льготные.

Самое трудное для подростков в колонии — сформировать правильное мировоззрение на окружающий мир. С одной стороны, они должны понять, что их ждет, если они не изменят свой образ жизни. А с другой стороны, они должны соответствовать ожиданиям окружающих их сверстников, которые также отбывают здесь наказание. Потому что в противном случае их время нахождения в колонии может превратиться в настоящий ад, так как другие подростки будут подвергать их постоянным оскорблениям и унижениям.

Чтобы этого избежать, подросток должен понимать все возможные последствия своих действий и выбирать друзей, которые не имеют криминальных интересов.

Молодые и блатные

Как подростки-убийцы живут за решеткой

Ирина Халецкая

Убийства, изнасилования, сбыт наркотиков, разбой — в Можайской воспитательной колонии отбывают срок около сотни малолетних преступников из центральных регионов России. Некоторые даже не успели окончить школу. Корреспондент РИА Новости побывала в «Можайке», посмотрела, как живут подростки за решеткой, и узнала, есть ли надежда на их исправление.

Портрет арестанта

Можайская колония в Московской области рассчитана на 300 человек, но сейчас здесь содержится не больше восьмидесяти. Дело не в том, что современные подростки меньше совершают преступления. Система применения наказаний изменилась: к заключению под стражу прибегают только в крайних случаях.

В юном возрасте каждый может ошибиться, убеждены сотрудники колонии. Как правило, поначалу криминальные подростки отделываются штрафом или условным сроком. В места лишения свободы отправляют, если преступник совершил уже несколько преступлений и никакой штраф на него не действует.

В свое время в «Можайке» был рекорд — 12 судимостей у парня.

Первые 11 — условные, за мелкое хулиганство, кражи. А в последний раз малолетнего рецидивиста отправили в Можайск. В колонии не принято спрашивать, за что подросток отбывает наказание. Их даже не называют осужденными — просто воспитанники.

Открытый взгляд, улыбка, никакой скованности или злобы. Преступника в молодом человеке выдает лишь маленькая нашивка на робе, куда вместилась вся его жизнь: имя, год рождения, статья, по которой он отбывает наказание.

Изнасилования, употребление и сбыт наркотиков, убийства — вот неполный перечень «проступков» здешних обитателей. Самая «популярная» статья — разбойное нападение. За тяжкие преступления в колонию попадают сразу, без предупреждений и штрафов. Максимальное наказание для несовершеннолетних — 10 лет лишения свободы.

«Дубаки с палками»

Начальник Можайской воспитательной колонии полковник Олег Меркурьев родом из Сибири. В уголовно-исполнительной системе работает с 1999 года, до этого служил в Вооруженных силах. Участвовал в боевых действиях в Молдавии, на Кавказе, побывал в самом пекле первой чеченской кампании.

Когда его часть расформировали, Меркурьев перешел во ФСИН. Сначала начальником колонии строгого режима в Алтайском крае. Его подопечными были две тысячи осужденных.

А сейчас полковник перевоспитывает подростков, которых в шутку называет «цветочками криминального мира». По его мнению, несовершеннолетние — самый трудный контингент.

«Могу смело сказать, что в колонии строгого режима работать было проще. О взрослых-то мы знаем все. А дети отличаются непостоянством, с ними надо быть активным, интересоваться, что их волнует. Я за первые три месяца службы сбросил лишний вес — буквально бегал вместе с ними», — рассказывает он.

Меркурьев говорит, что сотрудников колонии многие представляют себе суровыми «дубаками с палками», которые якобы ходят по длинным, тускло освещенным коридорам, стучат по железным решеткам, наводя ужас на заключенных. На деле же, уверен он, в колонии могут работать только по призванию. Из-за этого есть пусть и небольшая, но нехватка кадров.

В подтверждение своих слов полковник приводит пример. Один из воспитанников позвонил домой маме, а она была настолько пьяна, что послала ребенка куда подальше. «У пацана истерика, он замкнулся в себе. По закону мы обязаны все телефонные разговоры записывать, потом слушать. Так и узнали об этом. Представляете, в каком состоянии подросток? Конечно, можно было закрыть глаза или направить к психологу — пусть сама с ним разбирается. Но в реальности нам всем пришлось приводить мальчика в чувство», — рассказывает Меркурьев.

Предательское «я могу»

Наш проводник по зоне — начальник отдела по воспитательной работе Александр Савкин. Молодой майор случайно оказался в колонии. Пятнадцать лет назад приехал в Москву поступать в духовную семинарию, но не прошел отбор.

Савкин не отчаялся: отучился на инженера, а когда предложили поработать временно в колонии, даже не понимал, куда идет.

«Поначалу было тяжело. Не знаешь ни криминального мира, ни чем дышат подростки, что им интересно, какие темы обсуждают. Кроме того, мне был всего 21 год. Я в их глазах не авторитет — вчерашний студент, который что-то там за жизнь хочет рассказать», — объясняет он.

Внутренний двор больше похож не на зону, а на пионерский лагерь: колония считается образцово-показательной. Настолько чисто, что, кажется, даже слишком. Так и задумано: у подростков не должно быть чувства, что они в заточении. Жилые корпуса и школа только что после ремонта, столовая — как кафе, есть новая футбольная площадка, две теплицы, огород и баня. Особняком — здание профессионального училища и деревянный храм в честь Андрея Первозванного.

И только колючая проволока по периметру да бритые головы воспитанников, которые передвигаются из школы в столовую и в жилые корпуса строем, не позволяют забыть, что мы на зоне.
Заходим в карантинное отделение — сектор, где вновь прибывшие должны находиться две недели. Здесь заключенным объясняют распорядок, права, обязанности.

Савкин рассказывает, что пока воспитанник в карантине, сотрудники колонии узнают о нем все: изучают состав преступления, личное дело, обзванивают родных, выводят на откровения в разговорах.

«Мы смотрим, не просто какая у него статья, а скорее на мотивы преступления. Почему он совершил его, что произошло? Главное, чтобы он все осознал и нашел силы в этом признаться. Не нам, а самому себе», — объясняет Савкин.

Причины в основном банальны — юношеский максимализм, желание покрасоваться друг перед другом. Бьют себя в грудь со словами: «Я могу!» Майор говорит, что борзые подростки, дожидаясь суда в СИЗО, ведут себя агрессивно, смеются, хамят. В голове у них — подобие блатной романтики, но нет ни малейшего представления ни о тяжести преступления, ни об ответственности за него.

«Вот история одного из воспитанников. Как-то вечером они слонялись с друзьями по улице, выпивали. Пристали к прохожему: «Дай закурить». А у него нет ничего. Слово за слово — парень наш берет арматуру и бьет прохожего по хребту. Он умер. А подростку — пять лет колонии. У погибшего — семья, дети», — описывает картину преступления Савкин, пока мы идем в жилой корпус.

Продолжает: «Парень первые полгода в СИЗО пытался показывать характер, дерзил. Только в колонии к нему пришло осознание того, что это не шуточки: он убил человека. Оставил без отца таких же «малолеток», как и он сам. Произошел переворот в сознании. Окончил училище, работал в промзоне. Все деньги отправлял той семье. Сейчас уже на воле, работает, содержит свою семью — и ту не забывает».

Блатные во дворах

По поводу «воровской романтики» у начальника колонии Меркурьева есть свое объяснение. Он считает, что подобного в колониях и СИЗО нет, но может быть во дворах, где под гитару распевают «Владимирский централ».

Образ хулигана или вора для некоторых подростков интереснее, чем образ отличника в школе.

«Но воровская тематика давно в прошлом. «Общаки» — это та же пирамида, строилась она только для того, чтобы кто-то один был сытым», — уверен полковник.

Мама, где ты?

Большая часть воспитанников — из неблагополучных семей. Половина никогда не слышала ласкового слова от мамы. Почти у всех не было отцов, а если и были, то те тоже где-то отбывают наказание. Зачастую такой «генетический код» толкает подростка на преступление.

Но говорить плохо о родителях в колонии — табу. Каждый здесь ждет родных на свидание, радуется телефонным звонкам и посылкам из дома. На вопрос, как угодил за решетку, один ответ: «Связался с плохой компанией».

«У всех так бывает: попадаешь не в то общество. Осознаешь это только здесь», — признается воспитанник Никита. Ему уже исполнилось восемнадцать, поэтому с журналистами он может разговаривать свободно. У Никиты несколько судимостей, последняя и привела в колонию. Сейчас парень готовится выйти по УДО.

«Но зарекаться, что больше не совершу преступления, не хочу. Пойду учиться, буду сварщиком. Потом собираюсь работать по специальности. В вуз поступать не буду, стану работягой», — планирует он.

Его товарищ Марат тоже говорит, что на воле связался не с теми. Учился в железнодорожном техникуме, и, по его словам, «случилась неудача». «Был задержан. Я попал сюда, другие — нет. Но с ними общаться уже точно не буду. Да и зачем? Чтобы вернуться в тюрьму?» — рассказывает он свою историю.

Марата на воле ждет семья — мама и папа, а еще у него есть младший брат. Молодой человек не говорит, почему родители не вмешивались в его проблемы, но уверен, что от этого никто не застрахован. По его мнению, если человек сам не видит своего будущего, то даже ответственные взрослые его не спасут.

Марат также надеется выйти по УДО. Он уже знает, чем займется на свободе: хочет снова поступить в училище, пойти работать машинистом и жениться.

«Думаю, своим детям я не скажу, что сидел. Мой пример — не лучший для подражания. А ребенок обычно равняется на взрослых. Вдруг сын подумает, что это круто? Я не смогу ходить по пятам за ним, следить, с кем общается. Конечно, не хотелось бы, чтобы он попал в такие же условия, как я. Надо будет чем-то увлечь. Вот я когда-то занимался футболом, а потом бросил. Уже и не помню почему, просто слонялся по улицам», — сожалеет молодой человек.

Один на один

В колонии — четыре комнаты для длительных свиданий до трех дней. В каждой — кровати, холодильник, чайник, даже духовой шкаф, чтобы мать могла напечь пирожков или приготовить курицу, как дома. Есть и отдельная комната для краткосрочных встреч. В ней ни клеток, ни стекол: родители сидят с детьми за одним столом.

Хотя для свиданий и созданы все условия, родители своих оступившихся детей навещают не так часто, как хотелось бы руководству колонии. Меркурьев говорит, что порой в выходные может вообще никто не приехать. Случаев, когда все комнаты были заняты, он не припомнит.

«Есть родители, которые не интересуются жизнью своего ребенка, сконцентрированы на собственной персоне. Хотя расстояния небольшие, особенно если сравнивать с Сибирью. Да и вообще, это для любящей матери не помеха», — сетует начальник.

Причем не все родители, которые не следят за детьми, беспробудно пьют. Меркулов приводит в пример одну маму, которая зациклена на своей личной жизни: «На воле ей было не до него. И сейчас то же самое. За год приезжала к сыну на свидание трижды, каждый раз — с новым «папой». Так она называет своих ухажеров, которых пацан даже в глаза раньше не видел».

Другая мать, продолжает полковник, полностью сосредоточилась на своем бизнесе. «Сыну она покупала и одежду, и телефоны, давала деньги. В общем, все, кроме главного — внимания и любви. В итоге он с одиннадцати лет стоял на учете в детской комнате полиции. Там был полный букет: и употребление наркотиков, и кражи, и разбой. Потом оказался у нас. А мама к нему ни разу так и не приехала», — недоумевает Меркурьев.

Успеваемость

Остальные грызут гранит науки в школе — здесь же сдают ЕГЭ. В школе — обычная программа, такая же, как на воле. Хотя имеются нюансы: все дети разные, некоторые запущенные — еще в начальных классах бросили учебу.

«Есть смышленые подростки, которым просто не хватало усидчивости. Но попадаются и те, кто окончил два-три класса. Редко, но и такие случаи бывают», — объясняет Меркурьев. И шутит: «Обычно мальчики хорошо знают деление и вычитание, а умножение и сложение им даются с трудом».

Тем не менее бывают одаренные подростки, в особенности по математике. Учитель Галина Тимофеевна встречает нас в дверях кабинета, где как раз занимаются девятиклассники. Некоторым уже по 18 лет.

«Дети приходят с минимальными знаниями, более того, у всех разный уровень. Приходится заново обучать, и все в рамках одного урока. В отличие от обычной школы, здесь нельзя нанять репетиторов, позаниматься самостоятельно дома. Только в классе», — объясняет педагог.

Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».

По уголовно–исполнительному законодательству России несовершеннолетние осужденные получают срок наказания отдельно от взрослых в воспитательных колониях. Такое положение исключает негативное влияние опытных преступников на несформировавшуюся личность несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная колония представляет собой центр, в котором собрана огромная масса не достигших совершеннолетия подростков с нестандартными формами поведения. Для правильного развития и нормального функционирования подростковой психики в учреждении создается отдел психологической службы.

Задачи психологов воспитательного учреждения

Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:

  • предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
  • оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
  • психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
  • обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.

Особенности уголовного делопроизводства подростков

Аспекты ответственности подростков, не достигших совершеннолетия, описываются в 17-й главе УК РФ. Несовершеннолетними считаются лица с гражданством России, других стран и лица без гражданства, которые на время преступления закона имеют полных 14 лет, но не достигли 18 лет.

Если подросток вступил в преступную деятельность под давлением взрослого, то последний отвечает перед судом за подстрекательство и соучастие. Подросток, проявивший собственную инициативу в преступлении, несет ответственность перед законом в полной мере за соучастие.

Специфические условия оценки преступления несовершеннолетнего определяют особый подход в оценке личности при последующих рецидивах. Если таковые имеют место, то во внимание не берутся нарушения закона, допущенные в возрасте до 18 лет. Несовершеннолетие преступника считается смягчающим фактором для определения наказания.

Исторические факты наказаний несовершеннолетних

Впервые о привлечении к ответственности подростков в России упоминается в 1715 году, но официально Екатерина II закрепила возраст, с которого разрешалось наказывать детей, в 1765 году. Указом предписывалось наказывать детей от 10 до 17 лет только за определенные нарушения закона. В 1845 году выходит документ, определяющий наказание для категории подростков этого возраста за умышленные преступления. Взрослые наказываются за подобные нарушения более сурово, а несовершеннолетних ссылают в ссылки, награждают плетями и отдают на воспитание в монастыри.

В конце 1866 года император России издает указ о создании колоний и приютов для исправления в нравственном отношении несовершеннолетних нарушителей закона. Средства на учреждения выделяются их бюджета и принимаются от попечителей и частных лиц, на проживание каждого воспитанника рассчитывается сумма, равная содержанию взрослого преступника. Закон нового советского руководства в 1918 году упраздняет тюремное заключение подростков и создает абсолютно новый тип воспитательных учреждений.

В 1935 году создается отдел трудовых колоний для руководства и координации деятельности воспитательных домов. 1956 год характеризуется созданием новых положений о трудовых и детских колониях. Выделяется категория учреждений со строгим режимом, где содержатся злостные несовершеннолетние нарушители. В 1968 году Указ Президиума определяет порядок регламентирования детских приемников и распределителей. В наше время отдел воспитательных учреждений находится в структуре управления по работе с осужденными.

Меры воздействия на несовершеннолетних подростков

К несовершеннолетним нарушителям закона в рамках Уголовного кодекса РФ применяются такие меры воздействия:

  • осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии, освобождаются от уголовного наказания с использованием принудительных воспитательных мер;
  • несовершеннолетним нарушителям определяется уголовное наказание;
  • подростки освобождаются от наказания и помещаются в закрытые специальные учреждения учебно-образовательного типа.

Исполнение и отбывание наказания

Совокупность действий администрации колонии по обеспечению надзора за осужденными подростками и их охраны, выявлению запрещенных предметов посредством обысков, организации режима, контролю над выполнением распорядка называется режимом исполнения. К нему относится предоставление работы осужденным, учебного времени, досуга и отдыха, обеспечение нормальных условий проживания, свиданий, получение вестей от родных, посылок, покупка продуктов.

Отбывание наказания определяет распорядок проживания, трудовой деятельности, учебного процесса, отдыха подростков в учреждении закрытого типа воспитательного направления. Понятие включает в себя условия для отбывания срока наказания в рамках обязательных для исполнения стандартных правил, определяющих поведение несовершеннолетних преступников.

Четыре режима системы требований

По закону условия отбывания наказания в воспитательных колониях позволяют получать там наказание несовершеннолетним нарушителям, осужденным на сроки лишения свободы. Помимо этой категории в стенах исправительного учреждения содержатся лица, оставленные в колонии до возраста 19 лет. Воспитательная колония создает отдельные зоны, существующие как исправительные учреждения строгого режима, для тех заключенных, которые в процессе отбывания срока достигли 18 лет. Если нет возможности для создания такого участка, то осужденные переводятся в колонию на общих условиях.

Отбывание наказания юношами и девушками осуществляется в рамках обычных, льготных, облегченных и строгих условий, определенных УК РФ.

Режим отбывания срока в обычных условиях

Несовершеннолетние нарушители закона, содержащиеся в колонии на условиях обычного распорядка, живут в общежитиях. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний предписывают, что вне общежития несовершеннолетние осужденные соблюдают общественный порядок, соблюдают режим возвращения после работы, оповещают о прибытии администрацию, предъявляют документы и пропуск по требованию полиции.

Проживающие не покидают общежитие в неурочное время, во время работы не уходят с рабочего места. Им не разрешается брать на себя обязанности по передаче писем или передач осужденным, выполнять их иные поручения, передавать свои документы и пропуск кому бы то ни было. Разрешается в рамках закона покупать продукты и личные предметы на сумму 4 тыс. руб. в месяц. В течение года допускается восемь свиданий на короткое время и четыре длительных встречи.

Срок в облегченных условиях

Осужденные, которым для отбывания срока определен режим облегченных условий, живут в общежитиях. Воспитательная колония для несовершеннолетних разрешает для приобретения продуктов и предметов личной гигиены потратить сумму в 6 тыс. руб. в месяц. Им предоставляется 4 длительных свидания в год и еще 12 встреч на короткое время.

Проживание в условиях льготного режима

Таким несовершеннолетним осужденным по разрешению и постановлению начальника колонии допускается жить в общежитии за границей территории воспитательного учреждения, но под присмотром административных работников. Эта популярная мера позволяет адаптироваться подростку перед выходом на волю после срока.

Те, кто в воспитательных колониях отбывают наказание в льготном режиме, используют на продукты сумму без ограничения, которая находится на их счетах. На количество краткосрочных свиданий не устанавливается квота, длительные свидания ограничены числом 6. Свидания осужденные осуществляют как в пределах колонии, так и за ее границами. Одежду разрешается носить гражданскую.

Строгие условия срока

Для таких несовершеннолетних подростков предусмотрено проживание в изолированных комнатах закрытой зоны. Помещения закрываются на ключ во время, не занятое для учебы или работы. Осужденные покупают продукты и личные вещи в месяц на сумму 1 тыс. руб., свидания разрешены только краткосрочные, не более 6 раз в год. Подростки проживают в более щадящих условиях, чем в исправительной тюрьме, где осужденные заперты в течение всего времени.

Изменение режима отбывания в колонии

Возможность изменить условия проживания стимулирует заключенных к исправлению, способствует повышению эффективности воспитательного процесса. Подростки, не достигшие совершеннолетия, в воспитательных колониях отбывают наказание в условиях обычного режима. Умышленные действия при совершении преступления наказываются содержанием в строгих условиях, так же поступают с теми, кто ранее отбывал наказание.

Воспитательная колония для несовершеннолетних предполагает переход подростков из обычных условий содержания в облегченный режим, если у осужденного не было нарушений содержания, отсутствуют взыскания, он усердно трудится и постигает знания. Закон устанавливает такие критерии для облегчения режима содержания:

  • для впервые осужденных подростков мужского пола содержание в колонии 3 месяца исправления в обычных условиях;
  • повторно осужденные подростки мужского пола переходят в облегченный режим после проживания в течение 6 месяцев;
  • для осужденных впервые и повторно особ женского пола требуется отбывание наказания 3 месяца.

Те несовершеннолетние осужденные, которые находятся в облегченных условиях содержания, переводятся в льготный режим с целью подготовительного этапа к освобождению из воспитательной колонии. Задачи воспитательной колонии на данном этапе сводятся к облегчению вливания подростка в социальные слои общества. Законом не определены конкретные условия для перевода осужденных подростков в условия льготного содержания, обычно применяют для этого те же требования, которые предъявляются для предыдущего перехода. Сроки перевода в законе не обозначаются, решения принимаются администрацией колонии.

Так как содержание осужденного в льготном режиме обозначает проживание в общежитии за территорией колонии, то стремление несовершеннолетнего подростка к исправлению имеет стойкий характер, предполагается, что содержание его вне стен колонии не причинит никакого вреда окружающим. Если же отбывание наказания в воспитательных колониях сопровождается серией нарушений, тогда осуществляется перевод осужденного в более строгую категорию содержания.

Категории злостных нарушений

Что относится законом к нарушениям во время содержания в воспитательной колонии? Это:

  • употребление горячительных напитков или наркотиков, психотропных препаратов;
  • хулиганские действия;
  • неповиновение административным работникам, оскорбление, нанесение телесных повреждений;
  • хранение на территории колонии запрещенных предметов или их изготовление и распространение;
  • неповиновение в части лечебных мер обязательного порядка, назначенного судебным решением или медкомиссией;
  • организация забастовок, других актов неповиновения, непосредственное участие в них;
  • проявление нетрадиционной ориентации, склонение других осужденных к подобным действиям;
  • неповиновение в рабочей обстановке, отказ от выполнения работы.

Меры поощрения осужденных

Назначение воспитательных колоний состоит в том, чтобы предоставить подростку возможность исправиться и встать на путь истинный. К осужденным применяется система поощрений, которые становятся хорошим стимулом для нормального поведения, успешной учебы, работы и развития личности. Для активных и отличившихся положительной динамикой роста несовершеннолетних предоставляется право на поход в кинотеатр, культурно-развлекательные мероприятия за стенами колонии в сопровождении сотрудников.

Еще одним немаловажным стимулом является предоставление права прогулки с родителями, опекунами или другими родственниками за стенами колонии. Немаловажным фактором в деле исправления несовершеннолетних преступников является возможность освобождения до срока, которую предоставляет воспитательная колония, и перевод в облегченные условия содержания.

Особенности применения поощрительных мер

Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды. Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.

Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.

Виды взысканий, применяемых к осужденным

Воспитательная колония осуществляет не только поощрения, но и применяет к несовершеннолетним подросткам меры наказания за нарушение порядка нахождения в исправительном учреждении. Меры взыскания аналогичны тем, что применяются в исправительных колониях:

  • осужденному объявляется выговор;
  • несовершеннолетний наказывается лишением просмотра кинофильмов сроком на один месяц (это не распространяется на телевидение);
  • нарушитель наказывается штрафом, составляющим два оклада минимального размера, что влечет ограничение покупки продуктов и предметов личной гигиены;
  • осужденного помещают в изолятор, время пребывания в котором зависит от тяжести нарушения, обычно наказание осуществляется в течение семи суток, на учебу производится вывод.

Особенности воспитательных учреждений

История воспитательных колоний насчитывает немало изменений в плане развития. На сегодняшний день над этим работают ученые из отдела ВК ГУИН Минюста России. Для увеличения эффективности исправительной и воспитательной работы предполагается создание единого вида исправительного учреждения для содержания несовершеннолетних подростков мужского и женского пола в раздельных помещениях.

Этот принцип заложен в российском законодательстве для дифференцирования исполнения наказания, где указано, что несовершеннолетние и взрослые, мужчины и женщины содержатся при отбывании наказания отдельно. Это же требование к содержанию заключенных озвучено в международных стандартах отбывания сроков наказания.

Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Воспитательный центр на службе исправления

Создание воспитательного центра ставит своей первостепенной задачей обеспечить окончательный цикл работы по перевоспитанию несовершеннолетних нарушителей закона. Воспитательный центр собирает воедино результаты работы различных категорий исполнительно-уголовной системы, например СИЗО, ИК, ВК. Этот орган своим появлением поставит барьер на дальнейшей криминализации перевоспитавшегося подростка и предотвратит рецидив нарушений уголовной практики.

Могут ли воспитательные колонии действительно перевоспитать подростков? Воспитательный центр отвечает позитивной практикой исправленных судеб, надломанных уголовными преступлениями и нарушениями закона в молодом возрасте. Проблемы возникают в связи с продлением содержания в колонии лиц, которые переступили 18-летний возраст. Это влечет за собой повышение численности осужденных, возникает необходимость перестраивать работу администрации воспитательной колонии в связи с повышением возрастного барьера контингента.

Приходящие в колонию на перевоспитание подростки зачастую были лишены социальных благ в прошлых условиях существования в семье. Это обуславливается воспитанием ребенка в трудных условиях домашней нездоровой атмосферы. Родители не заботятся о подрастающих детях, допускают пьянство, употребляют наркотики, устраивают разборки на глазах у подростка, заставляют выполнять преступные поручения и вовлекают в уголовно наказуемые действия.

Учеба иногда становится невозможной в таких асоциальных семьях. Нехватка материальных средств из-за нежелания родителей работать и содержать себя и детей приводят к неполноценному питанию. Проживая в воспитательном исправительном учреждении, несовершеннолетний устраивает свой быт надлежащим образом, восполняет недостающие знания в рамках школьной программы, получает навыки профессии. Для неокрепшей подростковой психики очевидны преимущества честной и спокойной жизненной атмосферы, а специалисты педагогического профиля и психологи с удовольствием помогают человеку уйти с шаткого криминального пути и построить нормальную человеческую жизнь.

Как уже сказано выше, подросткам в колонии изменяют режим пребывания на более легкий, если они выполняют требования, распорядок дня, хорошо учатся и плодотворно работают. Изменение статуса содержания на более приемлемый режим является отличным стимулом для исправления и начала новой жизни после выхода из воспитательной колонии.