Последние статьи
Домой / Дом / Личность в правовом государстве тгп. Государство, право, личность: понятие, аспекты соотношения

Личность в правовом государстве тгп. Государство, право, личность: понятие, аспекты соотношения

Введение

Глава I. Государство, личность и права человека

1.1 Взаимосвязь государства и личности

1.2 Исторический характер прав человека

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Выводы по первой главе

Глава II. Правовой статус личности

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

2.2 Принципы правового статуса личности

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Государство, личность, общество – понятия тесно взаимосвязанные. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).

Личность (философ.) – внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязьгосударства, личности и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи :

Рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;

Рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;

Рассмотреть исторический характер прав человека;

Изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;

Рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

Изучитьгарантии прав и свобод личности.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.

Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.

Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.


Глава I . ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1.1 Взаимосвязь государства и личности

Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Независимо от того, о каких правах человека, а тем более – гражданина, чей статус ассоциируется с «принадлежностью» к государству, вся история их становления неизбежно связана в той или иной степени с государством.

Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.

Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.

Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).

Однако независимо от того, в какой форме и в какой степени проявляется связь государства с правами человека, в теоретическом и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает активное влияние на обе стороны – на государство и на права человека.

1.2 Исторический характер права человека

При рассмотрении данного вопроса нельзя не коснуться исторического характера права человека . Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.


Процесс возникновения того или иного «набора» прав и свобод человека, включающий в себя процесс их осознания и последовательного формирования. Это не одномоментный, а весьма длительный и весьма напряженный исторический процесс, зачастую начинающийся в пределах одной формации и завершающийся принятием формально-юридического акта, официально фиксирующего эти права и свободы, в рамках другой или других формаций.

Формально-юридическая фиксации – это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации.

Несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного «набора» прав определенной формации или цивилизации, его не следует абсолютизировать, а тем более фетишизировать. Между правами и свободами, с одной стороны, и соответствующими формационными и цивилизационными рамками их возникновения и функционирования – с другой, не существует жесткой связи. Она всегда относительна и нередко весьма условна. Степень и характер этой связи и зависимости тех или иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями.

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов выстраивает одну модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.

Естественное право при этом рассматривается как постоянная, раз и навсегда данная, «природная» основа, на которой создается и по мере развития общества и государства соответственно видоизменяется и позитивное право.

Естественное право, подмечал в свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).

В отличие от данной, исторически доминирующей модели отношений позитивного и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.

Суть ее заключается, во-первых, в том, что во взаимоотношениях позитивного и естественного права в качестве переменных величин рассматривается не только характер отношений между ними и позитивное право, но и само естественное право как моральная основа позитивного права. А во-вторых, в том, что при рассмотрении процесса взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права авторы исходят из того, что между ними существует не однородная связь и, соответственно, влияние естественного права на позитивное, а двухсторонняя связь и обоюдное их воздействие друг на друга. Исследователям, занимающимся данными проблемами, не свойственно, как справедливо отмечает М. Тэтчер, «стремление порассуждать отвлечено о естественных правах, или правах человека, которые возникли раньше конкретных законов и не зависят от них», что «было характерно для революционной Европы».

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Несмотря на то, что в настоящее время процесс глобализации охватывает в основном экономическую, финансовую, коммуникативную и некоторые другие сферы жизни общества, значительное влияние его сказывается и на социальной сфере, а также на правах человека.

Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права человека и их теория формировались в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время значительное воздействие на этот процесс оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.

В условиях глобализации, когда права индивида неизбежно связываются с «правами всего человечества (планетарного сообщества)», «планетарные вызовы обусловили серьезные затруднения в действии практически всех основных прав, в связи, с чем права человека приобрели значимость самостоятельной глобальной проблемы, занимающей специфическую нишу в расширенном каталоге глобальных проблем».

При этом не подлежит сомнению тот очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».

Разумеется, необходимость и потребность «корректировки» некоторых подходов к правам человека и переосмысления ряда сложившихся положений и представлений о правах и свободах человека – это отнюдь не только и даже не столько вызов или результат воздействия глобализма на право и на всю общественно-политическую жизнь. Это лишь очередная, хотя и весьма важная стадия непрерывного исторического развития как самих прав и свобод, так и непосредственно касающегося их и отражающего данный феномен учения.

На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная необходимость и естественная потребность их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.

Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и политические права. Среди них – право голоса, право на участие в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и вероисповедания, равенство всех перед законом и др.

Эти и им подобные права и свободы, получившие название первого поколения прав и свобод, теоретиками права и практиками традиционно рассматривались как «негативные» по отношению к государству феномены. Они формировались, осмыслялись, а позднее переосмыслялись не как форма, а точнее – средство взаимосвязи и взаимодействия человека и гражданина с государством, а как средство защиты от государства. Они «обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни».

В отличие от первого поколения прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и гражданина от государства, полной свободы и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется и покоится в основном на их ценностях и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.

Основной упор во втором поколении прав и свобод делается не на индивидуальных и политических правах и свободах, а на социальных, экономических и культурных. Это такие права и свободы как право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, доступ к культурным ценностям и др.

Второе поколение прав и свобод, в отличие от первого поколения «негативных» прав и свобод, именуется «позитивными» правами и свободами».

При этом подразумевается, что последние, в отличие от первых, не только противопоставляются государству, но, наоборот, предполагают его активное и разностороннее участие в обеспечении этих прав и свобод.

Такого рода радикальное переосмысление прав и свобод в связи с их отношением к государству произошло, естественно, не сразу и не без весьма весомых причин, приведших, в конечном счете, едва ли не к полной замене в этом вопросе «минуса» на «плюс» и наоборот.

Таким образом, для радикального переосмысления первого и глубокого осмысления второго поколения прав и свобод существовали весьма важные, обусловившие процесс дальнейшего развития теории и практики реализации данных юридических феноменов, условия и причины. Причем не только внутренние, но и внешние.

Появление во второй половине XX в. третьего поколения прав и свобод, получивших название коллективных, в общетеоретическом плане стало результатом осмысления нового этапа их развития, ассоциирующегося с процессом глобализации, соответственно, переосмысления предыдущих этапов их эволюции.

К данному поколению относятся такие права, как право наций и народа на самоопределение, право на мир, на экономическое развитие, право на здоровую окружающую среду и др.

Появление третьего поколения прав – это свидетельство осознания как человечеством в целом, так и отдельными общностями солидарных интересов, пренебрежение которыми может прервать нормальное развитие человечества, народа, социальной группы. Это ответ на вызов исторического развития, «когда войны приносят неисчислимые бедствия человечеству, разрушают устойчивое развитие международного сообщества, государства и народов».

Осмысление и переосмысление прав и свобод человека вплоть до современного, «глобалистского» этапа их развития важно не только в связи с их «разнесением» по отдельным поколениям и «привязкой» к тому или иному этапу развития общества и государства, но и по другим основаниям.

Наряду с общей теорией прав человека и механизмов обеспечения и защиты этих прав определенной «корректировки» под воздействием процесса глобализации требуют и другие теоретически и практически важные положения, касающиеся прав человека. В частности это относится к традиционно сложившемуся представлению о соотношении таких явлений и категорий, как права и свободы человека, с одной стороны, и равенство носителей этих прав и свобод – с другой.

В «эпоху глобализма», в отличие от прежних этапов развития общества, свобода как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями», а вместе с ней и равенство как «равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами», ассоциируются и предопределяются все в большей степени по мере развития процессов глобализации не только национальными государственными, социальными, экономическими и иными факторами, но и наднациональными институтами и процессами.

Что касается равенства как явления и категории, то в отличие от свободы здесь нет, каких бы то ни было формальных ограничений, но практически во всех сферах жизни общества всегда существовали и существуют его фактические ограничители.

Глобализация, как об этом свидетельствуют исследования, отнюдь не решает проблему социального, а тем более материального равенства людей. Скорее, наоборот. Она не только консервирует старые проблемы социально-экономического, а вместе с ними, как следствие, - политического и фактически правового неравенства, но еще больше усугубляет их, нередко доводя возникающие при этом противоречия до крайности.

Выводы по первой главе

Говоря о невозможности достижения полного материального, социального или иного равенства, нельзя упускать из виду не только возможность, но и необходимость установления и поддержания в современном обществе формально-юридического равенства, равенства перед законом. Равно как и нельзя допускать крайностей в области материального или иного неравенства, как это имеет место в постсоветской России, где узкая группа субъектов владеет, пользуется и распоряжается целыми отраслями «приватизированной» госсобственности, а десятки миллионов добропорядочных граждан находятся на уровне биовыживания.

Подобная ситуация, порожденная глобализацией, наряду с другими аспектами теории и практики прав человека, несомненно, заслуживает к себе особого внимания, более глубокого изучения и осмысления, а вместе с тем – отдельного рассмотрения.


Глава II . ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.

В определении правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.

Итак, принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

2.2 Принципы правового статуса личности

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в гражданстве, возраст и пр.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина равноправие, Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Главная задача государства состоит в формулировании, обеспечении и защите прав и свобод человека. Только такое государство может считаться легитимным и правовым.

Признаки прав человека:

1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека определяется тем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либо индивидуальных особенностей.

2. Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом, государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже в силу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование прав человека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти: они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каждому по безусловному естественному основанию (в силу природного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государством условий, не по усмотрению, воле и решению властей».

3. Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человека сегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека - объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должно придерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировое сообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жестко реагирует на их нарушения.

4. Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду права человека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправе ограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересах государства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничение права собственности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничной полосе, военных городках, на территории особо охраняемых объектов, закрытых административно-территориальных образований.

5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.

6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрован следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека - один из главных принципов современного права.

7. Непосредственно действующий характер. Основные права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России). Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на территории России.

Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законодательства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содержание и направление развития целых отраслей российского законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).

Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина.

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений, Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств-членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими.

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек - высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только исполняли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком- гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне - все это и многое другое было реальностью.

Выводы ко второй главе

Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако, с принятием Конституции, разрыв, между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отделить государство от права, а право от государства невозможно. Вопрос о том, каким должно быть современное право особенно остро стоит в период глобализации, кризиса и т.д. Необходим правовой прогресс, который неотъемлемо связан с прогрессом государственности. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав и их гарантированность являются важнейшими критериями оценок прогресса государства.

А.Б. Венгеров говорил что, борьба за качество жизни личности, обеспечение ее достойных условий жизнедеятельности – главная задача государства и показатель ее развитости и прогрессивности.

Помимо правового прогресса необходима стандартизация правовой жизни. В сфере законодательства – это распространение общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий законодательствования), а также сетей коллективной солидарности, охватывающих большинство стран. Эти государства ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права, наднациональные механизмы защиты прав человека. Происходит стирание граней между различными типами правовых систем.

Именно поэтому необходим синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов с характерными чертами современной отечественной правовой мысли.


Список литературы

1. Нормативные источники

1. Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

4. Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г.

5. Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г.

2. Специальная литература

1. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.

2. Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. – 657 с.

3. Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. – 761 с.

4. Краткий философский словарь/ под ред. А. П. Алексеева. М., 2002. – 793 с.

5. Вл. Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 2004. – 893 с.

6. Словарь русского языка. 2-е изд. М., 2000. Т. III. – 687 с.

7. Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. – 548 с.

8. Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2005. – 459 с.

9. Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002. – 704 с.

10. Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 2004. – 685 с.

11. Матузова Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. – 736с.

12. Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. - 581с.

3.Публицистические издания

1. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2006. N 12. – 54 с.

2. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 2004. N 8.- 82 с.

3. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Государство и право. 2003. N 8. – 62 с.

4. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы (Круглый стол) // Государство и право. 2004. N 10. – 72 с.

3.5. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 2006. N 4. – 56 с.


Вл. Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. (стр. 617-619)

Тэтчер М. Искусство управления государством.(стр.284).

Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. с. 51.

Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. С.6.

Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. С. 21.

Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. С. 137.

Матузова Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 258, 259.

Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. С. 37.

Краткий философский словарь/ под ред. А. П. Алексеева. М., 2002. С. 275

Словарь русского языка. 2-е изд. М., 2000. Т. III. С. 577.

Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. С. 637.

Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. С. 432

Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 2004. С.126

Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2003. С.358

Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002. С. 436

Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001. С. 154

Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. С. 440

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юристпруденция,2000.

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Государство, личность и права человека 1.1 Взаимосвязь государства и личности 1.2 Исторический характер прав человека 1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации Выводы по

Аристотель в работе «Политика» утверждал, что «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому... Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо» .

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т. е. личность не может существовать без государства, но и государство, в свою очередь, не может функционировать без личности, ибо государство - это общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство. Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности и охраняет их, но и возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством; в другом гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства - правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-организованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т. е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан .

Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т. д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности - в настоящее время одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

В отечественной юридической науке до сих пор нет единого понимания таких понятий, как «правовой статус» и «правовое положение». Так, по мнению О. Е. Кутафина и Е. И. Козловой, развитие юридической науки показало, что при рассмотрении вопросов о месте субъекта правового общения в обществе и государстве недостаточно ограничиться лишь анализом прав, свобод и обязанностей, т. е. правовым статусом этого субъекта. В этот анализ необходимо вовлечь и другие институты: гражданство, правосубъектность, гарантии, ответственность. Совокупность всех этих институтов, по их мнению, и образует комплексную правовую категорию - правовое положение субъекта .

В то же время такие ученые, как С. С. Алексеев, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, не проводят каких-либо различий между содержанием понятий «правовой статус» и «правовое положение», рассматривая их как синонимы. Подобную точку зрения отстаивает в фундаментальной работе «Правовая система и личность» Н. И. Матузов .

Итак, правовой статус - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива и другие социальные связи (рис. 5). Поэтому важно, чтобы человек адекватно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, так как «в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения» .

Рис. 5.

Общий правовой статус представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Их основу образуют единые юридические предписания, призванные закрепить целостную модель правового состояния субъектов. Общий правовой статус - это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, а как гражданина.

Общий правовой статус - это статус человека как гражданина и члена общества. Имеется в виду единое для всех качество. Такой статус можно назвать базовым, основным.

Специальный, или родовой, правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т. д.). Ведь «наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности» .

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина (пол, возраст, семейное положение, работа и др.). Индивидуальных статусов ровно столько, сколько и граждан. Этот статус подвижен и обусловлен изменениями, происходящими в конкретной человеческой жизни.

Рассмотренные виды статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - является гражданином своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом и представляет собой отдельную, неповторимую личность, т. е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус - один, специальных - множество, а индивидуальных - столько, сколько и граждан

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обяз-ти в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима , существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как :

1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства.

Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям относят: экономические (материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические (установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности).


К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.

129)Правовой статус личности:

Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом.

Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

структура правового статуса:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер , т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

принципы

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан.

При всех существующих подходах к проблеме правового государства можно выделить общую идею о правлении права. В своей основе данная конструкция соединяет два основных подхода из теории правопонимания - естественно-правовой и позитивистский (формально-юридический).

Таким способом достигается соединение моделей правового закона и правовой государственности. Правовое государство является в тоже время конкретной формой государства в единстве его элементов. Данная конструкция по своей сути исключает крайности, свойственные анархии и деспотизму, возможно также свойственные крайним формам разделения властей, например в суперпрезидентских республиках.

Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.

Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере.

Модель правового государства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любая идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке.

Но не во всех государствах преобладает естественно-правовая концепция прав человека, например, в Германии и Австрии выстроена по Конституции позитивистская* модель.

Права человека, безусловно, ограничивают власть. Защиту этим правам придает сама же законодательная, особенно процессуальная форма, заключающая в себе идею правовой справедливости. Справедливость предполагает равенство, то же, что и равенство в правах. Правовая власть должна обеспечивать защиту прав и свобод личности.

Важным является положение Конституции о непосредственном действии прав и свобод человека, определяющих смысл законодательства и деятельности различных ветвей власти. Права и свободы обеспечиваются правосудием, процессуальное законодательство в этой сфере необходимо постоянно совершенствовать. Необходимо совершенствовать и другие конкретные механизмы защиты прав человека.

Для характеристики правового государства и всякого государственного устройства необходимо использовать понятие «правомерности».

В правомерно устроенном государстве предполагается надлежащее соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или общественными. Нарушение между правами и обязанностями ведет к нарушению общественного равновесия, уничтожению взаимных связей, основанных на общем интересе и уничтожению совместной политической деятельности. Правовая политика должна обеспечивать свободу личности и уравнение всего общества перед законом.

В правовом государстве необходимо постоянное расширение социальной функции государства, закрепление социальных программ на уровне законодательства.

Социальные расходы в развитых странах составляют значительную долю расходных ассигнований бюджета. Но, несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает государство социальным, эта декларация остается юридической фикцией. Поэтому при отсутствии социальной государственности можно говорить и об отсутствии правового государства. Социальные права человека выступают содержанием современной формы права.

В правовом государстве частные интересы не подавляются, в противном случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и народного представительства.

Правовое государство только внешне связано с системой учреждений (институциональный аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Складывающаяся горизонтально-вертикальная модель интеграции общественных интересов и отношений в государстве есть модель самоуправления. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка.

Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.

Ограничение государства правом происходит постоянно в современных условиях. Государственная форма должна отвечать конкретным потребностям, выраженным в этих ограничениях. Государство и личность соответственно обладают правом на ограничение друг друга в их действиях, если они выходят за пределы очерченных верховной нормой рамок и правил. Здесь недопустимо тотальное подчинение государством личности или, наоборот, в противном случае нарушается соответствие между правами и обязанностями и теряется ценность декларируемой свободы.

Взаимная ответственность государства и личности в правовом государстве обеспечивается с помощью независимого положения суда.

Ограничение прав личности или государства одновременно предполагает разграничение их интересов, выраженных в отношениях или в юридических способах защиты нарушенного права, в способах его охраны.

Называя в числе основных признаков правового государства верховенство закона, реальность прав личности и необходимость взаимной ответственности государства и личности, необходимо указать на правовой характер данных установлений, исходя из различия права и закона. Соотношение между законом и правом во многом определяются критериями справедливости: «верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе». Реализация системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина находит высшее выражение в деятельности конституционного правосудия, в осуществлении конституционного контроля в этой сфере.

Важно, что по Закону о Конституционном Суде граждане и их объединения имеют право подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод. Кроме того, допустима и процедура оспаривания закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Особое значение имеет и процедура конкретного контроля, которая осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам других судов, что содействует защите конституционной законности. «Осуществление права запроса о соответствии применяемого закона Конституции ставит перед любым судом и проблему различения права и закона, т.е. выявления правовой сущности закона. В рамках концепции правового государства упор всегда делается именно на правовой характер закона, который по своему содержанию должен соответствовать основополагающим демократическим ценностям». Несомненно, что права человека являются основанием или содержанием правового пространства.

Становление правовой формы государственности связано с формированием надлежащей судебной системы. Практическое значение при этом имеет обеспечение независимой судебной власти.

Одним из важных элементов построения данной системы является Конституционный Суд, который может стать действительно практическим инструментом разрешения правовых споров. И, следовательно, он может играть роль сдерживающего начала в конфликтах между ветвями власти, госорганами и гражданами по вопросам, связанным с конкретным нормоконтролем.

Но проблемы остаются, в том числе в связи с реализацией требований Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, особенно в области обеспечения справедливого публичного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

К числу гарантий при ограничении прав человека относится отсылка к закону и в соответствии со ст. 56 Конституции РФ. Практическое значение при этом имеют также отсылки к нормам международного права, в соответствии с которыми ограничения прав человека могут вводиться лишь в целях общественной и государственной безопасности.

Конституционный Суд РФ является основным институтом защиты прав человека уже в силу того, что его решения по правовым вопросам являются окончательными, общеобязательными, действуют непосредственно и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Закон о Конституционном Суде также предусматривает ответственность за неисполнение его решений. Защита прав человека любым государством является в настоящее время и международно-правовой обязанностью.

Важное значение в системе гарантий прав и свобод имеет деятельность парламентского Уполномоченного по правам человека. Несмотря на сложности в реализации международных стандартов по правам человека, в последнее время можно говорить и о позитивных моментах, особенно о становлении фундаментальной отрасли прав человека в рамках международного права. Индивид приобретает право требовать от государства исполнения взятых на себя международных обязательств.

Правовое государство является правовой формой деятельности публичной власти.

В качестве основы в Конституции РФ используется парадигма приоритета естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав человека. Перечень этих прав, указанных в Конституции, не является исчерпывающим. В соответствии с этим в Конституции провозглашается не просто приоритет прав и свобод человека, которые являются непосредственно действующими, но и устанавливается широкая система позитивных прав и их гарантий.

Важно также и то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека по Конституции является обязанностью государства. Это положение является основой для совершенствования конституционной модели, так как обеспечивает ее стабильность и перспективы обновления.

Категория «личность» имеет для правоведения исходно-клю­чевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носи­теля прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоот­ношениях с государством, иными субъектами права.

Сущность личности укоренена в ее теле, т.е. внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного на­чала. Думать иначе - значит абсолютизировать сознание челове­ка в качестве единственного носителя личностного начала.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение обще­ственных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди-«винтики», а личности, субъекты, реали­зующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими.

Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возмож­ности их реализации - одно из необходимых условий формиро­вания демократического типа личности.

Очевидно, задача заключается в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы лич­ности. В этой связи представляются актуальными следующие слова: «Еще громадное количество несомненных интересов, чрез­вычайно важных для индивидуума, ждет своего формально-пра­вового признания» .

В государственно-организованном обществе в системе факто­ров, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюци­онный период в России государство трактовалось, как особая ор­ганизация силы, организация насилия для подавления какого- либо класса.

Такое понимание государства было своеобразным фундамен­том для формирования административно-командной системы - системы управления обществом. В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граж­дан в процессы своего функционирования. В названных структур­ных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей - граж­дан страны. Для административно-командной системы была пол­ностью приемлемой «усредненная» личность, т.е. не отличающая­ся инициативностью и вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отри­цательного отношения к творческим людям. Разумеется, причи­на такого внешнего пассивного приспособления к жизненным об­стоятельствам лежит не только в авторитарных методах социаль­ного управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей, в их нежелании брать на себя личную ответст­венность из-за страха перед возможными осложнениями.

Осуществляемое в настоящее время обновление общественных отношений в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство нередко признается как форма и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и норма­тивно закрепить всеобщую волю, выражая ее в форме законов - обязательных правил поведения .

В настоящее время перед Российским государством объектив­но стоит задача не только закреплять в законах формальные пра­вила поведения индивидов и организаций (нормы), но и обеспе­чить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержание по­средством законности и правопорядка необходимого всем граж­данам уровня свободы и безопасности.

Отказ от монопольного положения государственной собствен­ности, признание равноправия различных форм собственности - эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы
людей, их социальной активности. Словом, происходящие в об­ществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях тре­буется внесение новых моментов в концепцию личности. Дума­ется, это, во-первых, отказ от бывшей патерналистской модели отношений - государства и личности , согласно которой власть «отечески» заботится о благе каждого, что в действительности неизбежно оказывается государственным деспотизмом; и, во-вто­рых, смещение акцентов с адаптации человека к существующим социальным механизмам и регуляторам на создание необходи­мых условий для проявления индивидуальности личности, по­вышения ее активности в сфере труда, политических и правовых отношений.

Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.

Во-первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преиму­щественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Во-вторых, государство - это территориальное устройство об­щества. Соответственно этому действуют законодательные, испол­нительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.

В-третьих, государство отличается от других организаций (по­литических, религиозных и др.) тем, что издает законы и подза­конные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демокра­тия, экономические возможности граждан и организаций, свобода
личности. На основании нового российского законодательстве в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных со­циальных групп, личности, общества, установить взаимную с лич­ностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установ­ленных государством законодательных ограничениях своей ак­тивности по отношению к личности, в наличии реальных мер от­ветственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (ст. 136, 137, 138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и др.). В свою очередь, свобода, личности, согласно действующему законодательству, регламентирована пра­вом, интересами и правами других лиц.

В-четвертых, характерным признаком государства являются налоги, которые всегда были главным источником пополнения казны. Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы», - закрепляется в Конституции России 1993 г. (ст. 57).

В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддер­живались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.

В-пятых, одним из важнейших признаков государства явля­ется суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязатель­ные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. де­ятельность по рассмотрению и разрешению различных социаль­но-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить до­стоинство личности.

В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений че­ловека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный парт­нер государства.

Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты
определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответ­ственность. Право определяет принципы взаимоотношений лич­ности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Право, следовательно, необходимая предпосылка осуществ­ления свободы личности в условиях правопорядка в обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закры­тые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядо­вого гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дее­способность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они от­ражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы. Раскрывать содержание названных выше по­нятий нет необходимости, поскольку этому уделено специальное внимание в главе, посвященной правоотношениям.

Следовательно, права человека - права, которые принадле­жат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка воз­никновения прав человека - объективная потребность в обеспе­чении общих для всех людей условий существования (право на жизнь, право на пищу, на свободу передвижения, право на со­здание семьи и др.). Такие права имеют отношение к человеку как существу биологическому, отражают постоянство осново­полагающих качеств человеческого рода. Такие права существу­ют независимо от конкретных этапов развития общества, от за­конодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя.

Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина? В юридической литературе общепризнано положе­ние о том, что права гражданина - это такие права человека, ко­торые находятся под охраной и защитой государства. Именно го­сударственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав че­ловека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они стано­вятся правами гражданина.

Надо учитывать и то, что на территории любого государства находятся не только граждане этого государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Соответственно, права человека
распространяются как на граждан данной страны, так и на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и нра­вах гражданина.