Последние статьи
Домой / Земля / Декреты о суде 1 и 2. Декреты о суде

Декреты о суде 1 и 2. Декреты о суде

  • Горелова Наталья Игоревна , студент
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • КОНТРАБАНДА
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
  • КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

В статье рассмотрена проблема защиты и сохранения культурных и исторических ценностей России от незаконного ввоза или вывоза. Также рассмотрен механизм таможенной экспертизы как одного из путей решения данной проблемы на государственном уровне.

  • Современные требования к упаковке соков и соковой продукции
  • Влияние стиля руководства на выработку социальных норм и ценностей в коллективе
  • Фундаментальный анализ акций сбербанка России и его основных конкурентов
  • О необходимости мониторинга фас РФ информационного фона по крупным сделкам в целях улучшения бизнес-климата Российской Федерации

Защита и сохранение культурных ценностей на данный момент является одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере культуры. Это обусловлено тем, что законодательство по данному вопросу постоянно обновляется, создаются специальные комиссии и отделы по контролю и регулированию ввоза и вывоза культурных ценностей. Сохранение культурного наследия Российской Федерации имеет значение не только для прошлого, но и для развития настоящего и будущего социокультурного развития страны. Утраты культурных и исторических ценностей необратимы и невосполнимы, поэтому необходимо использовать такой инструмент, как таможенная экспертиза, для контроля над вывозом культурных ценностей за границу.

Таможенная экспертиза используется для решения вопросов, возникающих при проведении таможенного контроля или на стадии принятия решения о ввозе или вывозе товаров таможенными органами. Этот процесс требует применения специальных знаний, носителями которых являются специалисты – таможенные эксперты. Для определения подлинности культурных ценностей таможенная экспертиза решает задачу идентификации товаров, т.е. установления их принадлежности к предметам художественного, исторического, археологического или др. достояния.

Актуальность решения данной проблемы состоит в том, что за последние 80 лет утраты культурного и исторического наследия России составили 160 тысяч предметов. Значительную часть от этого количества составляют похищенные движимые культурные объекты. Ежегодный рост объемов контрабанды составляет от 4 до 9 процентов .

Рост контрабанды культурных ценностей выражается в увеличении, динамике, характере преступлений, целью которых является незаконное перемещение культурных ценностей через таможенную границу. По официальным данным, в стоимостном выражении доля контрабанды составляет 25%. Начиная с 2006 г., преступники в этой сфере изменили характер своей деятельности с незаконного вывоза на незаконный ввоз, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин. Изменился и характер преступлений – теперь практикуется ввоз подделки картины под видом оригинала якобы для реставрации, в России происходит ее подмена на оригинал и осуществляется контрабандный вывоз; либо подделываются документы, разрешающие вывоз. Также существует динамика в увеличении числа случаев, когда под видом культурных ценностей таможенную границу пересекают обычные товары с целью отклонения от уплаты таможенных платежей .

К основным факторам, способствующем росту контрабанды в сфере культурных ценностей, можно отнести экономические, организационные, правовые и другие. К организационным факторам относятся, прежде всего, постоянные реорганизации и недостатки системы контроля. Ряд требований Конвенции ЮНЕСКО не выполняется из-за пробелов в российском законодательстве например, об установлении для антикваров правил, предусмотренных этой конвенцией, контроля за соблюдением этих правил, уголовных санкций за их нарушение .

Вопросами сохранения культурного состояния нации в Российской Федерации занимаются два ведомства: Федеральная таможенная служба, регулирующая процесс пересечения культурными ценностями таможенной границы, и Министерство культуры, дающее разрешение либо запрет на их ввоз или вывоз. Экспертизой культурных объектов, которая является обязательной процедурой при их вывозе, занимается именно Министерство культуры совместно с Федеральным архивным агентством .

Документом, регламентирующим порядок, проведение и вопросы экспертизы культурных ценностей, является Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Экспертиза осуществляется уполномоченными экспертами – специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и исследовательских учреждений. Необходимость применения специальных знаний является важной проблемой осуществления таможенной экспертизы культурных ценностей. Эксперты – узконаправленные специалисты в конкретной области - обращаются к специальной и справочной литературе для идентификации и классификации объекта. В Российской Федерации заключение таких экспертов часто возможно лишь в одном учреждении на всю страну – профильном музее, архиве или научно-исследовательском институте .

Сложность проведения таможенной экспертизы культурных ценностей также определяется проблемами классификации предметов и присвоения им кода ТН ВЭД. Например, рамы, представленные в комбинированном виде с картинами, могут определяться как отдельное произведение искусства, если их характер и стоимость не соответствуют картине. Так, рама картины или киот иконы может быть инкрустирована драгоценными камнями, содержать металлы, янтарь, слоновую кость, а также самостоятельно иметь культурное и историческое значение. В этом случае она классифицируется как отдельное произведение искусства. Такая же ситуация возникает при классификации коллекционных образцов огнестрельного или холодного оружия, ножны, футляры или отдельные детали которых также могут включать в себя различные материалы .

Экспертиза культурных ценностей является обязательным мероприятием как по отношению к предметам, заявленным к вывозу, так и по отношению к предметам, возвращенным после временного вывоза. Порядок проведения экспертизы установлен Постановлением Правительства РФ №332 от 27.04.2001 г., принявшим Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей. Данное положение содержит следующие важные аспекты:

  1. Приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению о проведении экспертизы;
  2. Ограничен максимальный срок проведения экспертизы: он составляет 30 дней;
  3. При необходимости назначается дополнительная техническая экспертиза в профильных учреждениях;
  4. По возвращении предмета из временного вывоза подается извещение, содержащее сведения о состоянии его сохранности .

Экспертное заключение выносится только после всестороннего и глубокого исследования культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с документальной фиксацией размеров и массы, отличительных особенностей, состояния сохранности, а также анализа сопровождающих культурные ценности документов. Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы относительно возможности либо невозможности ввоза или временного вывоза культурных ценностей с территории РФ .

При принятии решения о возможности вывоза культурной ценности Министерство культуры РФ или его представительство выдает специальное свидетельство на право ее вывоза. В соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ №332 от 27.04.2001 г, к свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные печатью список и фотографии исследованных культурных ценностей, заверенные подписью должностного лица. Это позволяет идентифицировать предметы при их последующем движении через таможенную границу .

Таможенная экспертиза как инструмент защиты культурных ценностей от незаконного ввоза и вывоза имеет важное значение, так как является обязательным мероприятием при движении товаров через таможенную границу. Она позволяет идентифицировать предмет после временного вывоза, установить его подлинность, культурную и стоимостную значимость. Однако обеспечение применения таможенной экспертизы в данном качестве возможно при выполнении нескольких условий: обязательный жесткий контроль со стороны государства, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, в частности в вопросе ответственности экспертов за независимое, объективное экспертное заключение.

Список литературы

  1. О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс] : [Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2013)]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1497 89#0
  2. Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 (ред. от 21.07.2009). Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=89838#0
  3. Диканов, К.А. О регулировании таможенного контроля за перемещением культурных ценностей ведомственными нормативными актами: проблемы предупреждения хищений и контрабанды культурных ценностей [Текст] : сборник материалов межведомственного научно-практического семинара (24 ноября 2006 г.) / под ред. Т. А. Дикановой. - М. : НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ [изд.], 2007. - 143 с.
  4. Жиряева, Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле [Текст]. – Спб.: Питер, 2003. – 557 с.: ил.

Введение

Заключение

Введение

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Для одних - это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - это способ существования или средство наживы.

Удовлетворение культурных потребностей - это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и т.д. Культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Естественно, что само понятие "культурные ценности" или "произведения искусства" подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников "культурной" сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с "обычным" товаром, т.е. "продуктом труда, созданным для продажи".

Вместе с тем, на таможенные органы Таможенного Союза возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.

таможенная граница культурная ценность

Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму

воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продукт человеческого труда, созданный для получения прибыли путем продажи или обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, но приведенные далее в данной курсовой работе определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара.

Объектом данной курсовой работы являются культурные ценности.

Предметом данной курсовой работы является ввоз и вывоз культурных ценностей в Таможенный Союз.

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения и применения запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза.

Для достижения поставленной цели мною были рассмотрены следующие задачи:

Изучение правовой базы, регулирующей перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза;

Ознакомление с порядком вывоза и ввоза культурных ценностей в Таможенный Союз.

1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу таможенного союза

Необходимость охраны культурных ценностей признана давно. В настоящее время практически все государства имеют законы, регламентирующие защиту объектов культуры. Основное их назначение - в установлении правового режима культурной собственности, в упорядочении вопросов, связанных с выявлением и учетом культурных ценностей, их использованием, охраной, реставрацией и т.п. Особое место при этом занимают проблемы правового урегулирования ввоза и вывоза культурных ценностей, дарения, обмена выставками и торговли объектами культуры.

Развитие законодательства в этой сфере привело к закреплению обязанности их защиты на международном уровне. Эти вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО, ЕС, Интерпола и ряда других международных организаций.

Конвенция ЮНЕСКО 1970 года

Еще в 1966 году Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла первый документ, определяющий принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей - "Рекомендацию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности".

В 1970 году в Париже была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что эффективная "охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и в международном масштабах и требует тесного сотрудничества между государствами".

Сейчас участниками этой Конвенции являются 187 стран, том числе и Россия. В статье 1 Конвенции определены культурные ценности, подпадающие по специальные правила. Это культурные ценности, "которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки" религиозного или светского характера.

В целях обеспечения охраны своих культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности государства-участники Конвенции обязаны создать на своей территории национальные службы охраны культурного наследия, которые должны:

содействовать разработке проектов законодательных актов, обеспечивающих защиту культурного наследия;

составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых вызывал бы обеднение национального культурного наследия;

содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, мастерские и т.п.), необходимых для сохранения и популяризации культурных ценностей;

организовывать контроль за археологическими раскопками;

устанавливать для антикваров, коллекционеров и т.п. правила и

следить за соблюдением этих правил;

Каждое из государств-участников Конвенции приняло законодательные акты, учитывая интересы и условия своей страны.

Конвенция УНИДРУА(УНИДРУА - КОНВЕНЦИЯ УНИДРУА ПО ПОХИЩЕННЫМ ИЛИ НЕЗАКОННО ВЫВЕЗЕННЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ (ЗАКЛЮЧЕНА В РИМЕ 24.06.95) 1995 года

Незаконная торговля культурными ценностями и невосполнимый ущерб, причиняемый такой торговлей стали предметами рассмотрения на дипломатической конференции, прошедшей в 1995 году в Риме.

Итогом Конференции стало принятие Конвенции УНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей.

Конвенция была разработана Международным институтом по унификации частного права в развитие Конвенции ЮНЕСКО 1970 года с целью определения культурных ценностей.

В Конвенции УНИДРУА определены сроки возврата культурных ценностей: 3 года с момента обнаружения культурной ценности и личности ее владельца, в любом случае - в течение 50 лет с момента похищения.

Глава 3 посвящена возвращению незаконно вывезенных культурных ценностей. В соответствии с п.2 данной главы незаконно вывезенными считаются и те ценности, которые были вывезены по разрешению на временный вывоз и вовремя не были возвращены. Конвенция УНИДРУА создает механизм действия по защите культурного наследия каждой страны, но работать этот механизм может только тогда, когда есть система учета культурных ценностей на профессиональном уровне с фотофиксацией и научным описанием. Только это позволяет осуществить идентификацию и предъявить претензию. Россия подписала, но не ратифицировала эту Конвенцию. Федеральный закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

В связи с принятием Таможенного Кодекса Таможенного Союза нормативно-правовая база осталось неизменной, так как еще не разработаны все нормативно-правовые документы, которые бы регулировали ввоз и вывоз культурных ценностей.

2. Понятие и перечень культурных ценностей, попадающих под действие закона

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

§созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;

§имеющие важное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в РФ;

§обнаруженные на территории РФ;

§приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

§приобретенные в результате добровольных обменов;

§полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

Следует учитывать, что к культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Перечень предметов, подпадающих под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

В настоящее время запрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурных ценностей:

движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;

культурные ценности, созданные более 100 лет назад;

Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.

2.1 Понятие ввоза - вывоза культурных ценностей

В соответствии с Законом под вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.

Ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.

2.2 Контроль государственных органов

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры), которая находится в ведении Министерства культуры РФ.

Росохранкультуры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:

)осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;

2)принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;

)регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ;

)заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе;

)обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозуи временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза.

Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу таможенного союза культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Министерства культуры РФ или его территориальными управлениями по охране культурного наследия. В компетенцию таможенных органов входит пресечение незаконного оборота культурных ценностей через таможенную границу.

При необходимости применения специализированного оборудования и специальных знаний, Федеральная Таможенная Служба (ФТС) вправе устанавливать определённые таможенные органы для декларирования таких товаров в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства таможенного союза, в частности это касается и перемещения культурных ценностей.

3. Вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации

3.1 Порядок вывоза культурных ценностей

При вывозе культурных ценностей из Российской Федерации установлены следующие правила:

вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке;

при вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы;

юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения данных культурных ценностей;

Вывоз культурных ценностей (в том числе в международных почтовых отправлениях) за исключением, не подлежащих вывозу, осуществляется только после проведения специальной экспертизы и получения свидетельства на право вывоза культурных ценностей в соответствующем департаменте Минкультуры и массовых коммуникаций РФ или его территориальных органах по сохранению культурных ценностей.

Основным и единственным документом, на основании которого осуществляется пропуск через таможенную границу культурных ценностей, является свидетельство на право вывоза, форма которого утверждается правительством Российской Федерации.

Решение о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, а также о продлении сроков временного вывоза культурных ценностей, принимается заместителем руководителя Росохранкультуры и оформляется распоряжением, в котором указывается должностное лицо, ответственное за оформление и выдачу свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

После принятия решения о возможности вывоза культурных ценностей заявителю выдается 2 экземпляра свидетельства установленного образца на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. Экземпляр для таможни" и "Экземпляр для заявителя, каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и 2 фотографии размером не менее 8х12 см. разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица и являются неотъемлемой частью свидетельства. При вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.

Приказ Россвязьохранкультуры № 65 от 10.11.2004 "О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей"

Культурные ценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу таможенного союза, подлежат обязательному письменному декларированию (Пассажирская таможенная декларация). При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в пассажирской таможенной декларации в п.4.1.

Таким образом, лицо, вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:

.заграничный паспорт;

2.предметы, относящиеся к культурным ценностям;

.2 экземпляра свидетельства на право вывоза;

.список вывозимых предметов культурных ценностей;

.2 фотографии на каждый предмет;

.таможенную декларацию;

.при необходимости документы, подтверждающие соблюдение авторских прав.

3.2 Действия должностных лиц Таможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей

После принятия таможенной декларации должностное лицо таможенного органа осуществляет таможенный досмотр вывозимых культурных ценностей. Согласно ст.372 ТК ТС таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр и в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей при реальной угрозе сохранению культурных ценностей.

Цель таможенного досмотра - идентифицировать вывозимые культурные ценности с информацией, содержащейся в свидетельстве. Должностное лицо таможенного органа должно проверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярах свидетельства в графе "Отметка таможни" проставить штамп "Выпуск разрешен" и оттиск личной номерной печати, или произвести запись "Вывоз разрешен" с проставлением даты и личной номерной печати. В случае если таможенное оформление производится во внутренней таможне, инспектор таможни делает следующую запись: "Оформлено", с проставлением даты и личной номерной печати, а отметки в свидетельстве проставляются в таможне на границе.

"Экземпляр для заявителя" свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль. "Экземпляр для таможни" свидетельства с прилагаемыми к нему документами остается в делах таможенного органа.

В случаях, когда не представляется возможным точно идентифицировать культурную ценность (предмет культурного назначения) с данными, указанными в соответствующих документах, или подлинность оформленных документов вызывает сомнение, должностные лица таможенного органа могут обратиться в Министерство культуры или его территориальные органы по охране культурного наследия или пригласить эксперта для проведения экспертизы.

При вывозе культурных ценностей, оформленных в соответствии с установленным порядком, экспортная таможенная пошлина не взимается. Кроме того, культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе.

Финансовое обременение, связанное с вывозом культурных ценностей за пределы таможенной территории таможенного союза, связано прежде всего с необходимостью оплаты проведения экспертизы для получения свидетельства. За совершение уполномоченными органами действий, связанных с выдачей свидетельства на вывоз культурных ценностей, предусмотрена государственная пошлина. В соответствии с НК РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

а) за право вывоза:

§культурных ценностей, созданных более 50 лет назад, - 10% от их стоимости;

§культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее, - 5% от их стоимости;

§предметов коллекционирования по палеонтологии, - 10 % от их стоимости;

§предметов коллекционирования по минералогии, - 5% от их стоимости;

б) за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01% страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей.

3.3 Порядок временного вывоза культурных ценностей

Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе. Временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно вывезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный вывоз только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Срок временного вывоза в Таможенном кодексе не оговорен, однако определено, что он устанавливается по заявлению декларанта, исходя из цели и обстоятельств вывоза. Срок временного вывоза культурных ценностей, устанавливаемый таможенными органами, не может превышать срока, указанного в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей. Срок и цель вывоза культурных ценностей должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории Российской Федерации. В исключительном случае временный вывоз культурных ценностей может быть продлен на основании письма Министерства культуры РФ или его территориальных органов по охране культурного наследия.

Временный вывоз культурных ценностей может осуществляться музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими лицами, а также физическими лицами в следующих целях:

для организации выставок;

для осуществления реставрационных работ и научных исследований;

в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;

в иных необходимых случаях.

Решение о возможности временного вывоза с территории Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры РФ, Государственной архивной службы РФ или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей.

Временный вывоз культурных ценностей без предъявления таможенным органам свидетельства на право временного вывоза (также в 2х экземплярах) запрещается.

В настоящее время для проведения таможенной операции и таможенного контроля, обратно ввезенных после временного вывоза культурных ценностей, обязательного представления в таможенные органы акта экспертизы не требуется.

Однако, при наличии сомнений в подлинности возвращаемых на территорию Российской Федерации культурных ценностей таможенные органы вправе привлекать экспертов Министерства культуры или его территориального органа для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Культурные ценности, временно вывозимые физическими лицами через таможенную границу таможенного союза, подлежат обязательному письменному декларированию (в пассажирской таможенной декларации), где указываются номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза, а также орган, его выдавший.

По возвращении культурных ценностей музейных фондов после их временного вывоза в течение 10 дней в государственный орган, выдавший свидетельство на право вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, необходимо направить извещение об их возврате с подписью руководителя хранилища с приложением заключения реставрационного совета хранилища о состоянии сохранности культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза.

3.4 Действия должностных лиц таможенных органов при оформлении временно вывозимых культурных ценностей

Должностное лицо таможенного органа после принятия пассажирской таможенной декларации проверяет соответствие временно вывозимых культурных ценностей с информацией, содержащейся в свидетельстве и прилагаемых к нему документах, и на обоих экземплярах свидетельства в графе "Отметка таможни" производит запись "Вывезено до "…с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.

После завершения таможенной операции "Экземпляр для таможни" свидетельства и декларация остается и хранится в таможенном органе, осуществившем таможенную операцию, для контроля обратного ввоза. "Экземпляр для заявителя" свидетельства с отметкой таможни о пропуске временно вывозимых культурных ценностей возвращается лицу, осуществляющему временный вывоз.

4. Ввоз культурных ценностей в Российскую Федерацию

4.1 Порядок ввоза культурных ценностей

Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном Федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным исполнительным органом, уполномоченным в области таможенного дела - Федеральной Таможенной Службой.

Эффективность работы таможенных органов при проведении контроля законно перемещаемых культурных ценностей зависит не только от должностного лица таможенного органа, а в первую очередь от своевременно разработанного порядка учета и выдачи, необходимых для таможенных целей документов. К сожалению, до настоящего времени департаментом по охране культурного наследия Министерства культуры не прописан порядок регистрации культурных ценностей при их ввозе, поэтому не определена и роль инспектора таможни при таможенной операции ввозимых культурных ценностей. С другой стороны, не принятие нормативных правовых документов не дает право не исполнять закон, поэтому рассмотрим подробнее порядок ввоза таких товаров.

Ввозимые в сопровождаемом багаже культурные ценности декларируются путем заполнения бланка пассажирской таможенной декларации. При их ввозе в несопровождаемом багаже либо при пересылке в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу

Российской Федерации при условии, что они предназначены для личного пользования этого лица, - путем заполнения заявления, предназначенного для декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическим лицом для личного пользования в несопровождаемом багаже 1.

При ввозе культурных ценностей физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации.

4.2 Порядок временного ввоза культурных ценностей

Таможенная процедура временного ввоза допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе. Срок временного ввоза установлен Таможенным кодексом и не должен превышать 2-х лет. Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами в зависимости от целей и обстоятельств ввоза, как правило, сроком на один год с возможным последующим продлением без предоставления дополнительных разрешений Министерства культуры РФ. Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временно ввозимые культурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.

При декларировании временно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительно прилагаются:

два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;

два экземпляра списков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных в произвольной форме самим собственником или уполномоченным им лицом, в которых указывается авторство, название произведения, место и время создания, материалы и техника исполнения, размеры, состояние сохранности, страховая оценка и срок обратного вывоза культурных ценностей.

В случае отсутствия фотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.

4.3 Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей. Специальная регистрация

Должностным лицом таможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий таможенный инспектор проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случае необходимости может быть сделана запись: "при обратном вывозе подлежит экспертизе".

После проведения таможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе.

Росохранкультуры в установленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей.

При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия. При необходимости проводится повторная экспертиза и идентификация предметов с оформлением экспертного заключения.

Ввоз и временный ввоз культурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств. Например, ввоз и временный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен

розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам.

4.4 Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей

В Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров, а также недекларирование либо недостоверное декларирование. Эти меры подлежат применению и в отношении культурных ценностей. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются так же в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. При этом контрабандой признается как перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации с целью вывоза, так и перемещение через таможенную границу Российской Федерации с целью ввоза в Российскую Федерацию.

Уголовным законодательством так же предусмотрено наказание за "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран" в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Уже само наказание за совершение неправомерных действий в отношении культурных ценностей говорит об их значимости и необходимости законодательной защиты, а так же внимательного контроля должностными лицами как таможенных органов, так и уполномоченными лицами Росохранкультуры.

Культурные ценности, изъятые по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также в случаях отказа собственника культурных ценностей в пользу государства или признания этого имущества бесхозным, обращаются в федеральную собственность.

Предметы истории, объекты науки и произведения искусства, обращенные в федеральную собственность по решению суда, по рекомендации экспертной комиссии Министерства культуры РФ или его территориальных органов, могут быть безвозмездно переданы таможенными органами музеям, а предметы культа - религиозным организациям.

Например, в Иркутской области в государственные учреждения культуры и религиозные конфессии нашего региона управлением Росохранкультуры г. Иркутска было передано около 400 памятников истории и культуры, предметов музейного значения. Основное количество переданного составили монеты (музею истории города Иркутска и Читинском областному краеведческому музею им.А.К. Кузнецова), предметы дворянского и мещанского быта XIX века - Иркутскому областному историко-мемориальному музею декабристов и т.д. Большая коллекция книг передана в научные библиотеки Иркутского госуниверситета, краеведческого музея и Иркутскую епархию, а краеведческие музеи Читы, Иркутска и Агинский дацан получили предметы буддийского культа, изъятые Забайкальской таможней.

Передача обращенных в государственную собственность изъятых или конфискованных культурных ценностей является одним из основных направлений работы экспертной комиссии, и все эти передачи были осуществлены при взаимодействии таможенных и правоохранительных органов и благодаря активному участию и принятым решениям Росохранкультуры г. Иркутска.

Культурные ценности на территории Российской Федерации, не переданные на постоянное хранение в государственные учреждения, а также помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат реализации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Заключение

С развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза. Деятельность в этой сфере во многом зависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями, от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.

Известно, что, несмотря на меры по защите национального достояния России, продолжаются попытки незаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин, определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделить возможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметами старины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлений международного характера, в том числе, по получаемым доходам).

Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизнь Федеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей, способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихся историческим и культурным наследием народов России.

Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности, последнее изменение в федеральный закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду с этим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Таможенный Союз и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза.

Список использованных источников

1.Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.

2.Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.

.Международная Конвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995 г., Рим.

.Федеральный закон № 4804-1 от 15.04.93. "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

.Федеральный закон №54 - ФЗ от 26.05.1996 "О музейном фонде РФ и музеях РФ"

.Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 "О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей"

.Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 "О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации"

Похожие работы на - Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля культурных ценностей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного Союза

Наряду с Министерством культуры РФ, важная роль в регулировании и обеспечении соблюдения законодательства в области перемещения культурных ценностей отведена Федеральной таможенной службе РФ, а также подведомственным ей региональным таможенным управлениям, таможням и таможенным постам.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации. Вопросы Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: [Указ президента РФ в ред. Указа Президента РФ от 24. 09.2007 № 1274 (Вместе с Положением о Федеральной таможенной службе), утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

ФТС РФ является одной из государственных структур, принимающих активное и действенное участие в сохранении культурного наследия России.

Борьба с незаконным перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза остается одной из приоритетных задач таможенной службы Российской Федерации.

Приведем несколько примеров участия таможенных органов в охране культурных ценностей РФ.

За последние дни октября текущего года таможенными органами были выявлены и пресечены несколько попыток незаконного перемещения культурных ценностей.

Так, 5 октября 2015 года в пункте пропуска Джанкой крымские таможенники при осуществлении таможенного контроля выявили у пассажирки автомобиля - гражданки Украины старинную икону Пресвятой Богородицы "Благодатное небо".

При выезде из Российской Федерации гражданка не заполнила пассажирскую таможенную декларацию.

Икона была обнаружена в дорожной сумке женщины. Разрешительные документы на икону отсутствовали. По словам гражданки, икону она приобрела в одном из антикварных магазинов Крыма за 3 тыс. рублей для личных целей.

Икона была отправлена на экспертизу с целью признания ее исторической и культурной ценности. Согласно заключению эксперта икона является списком конца XIX века с иконы из Архангельского собора.

По времени производства является культурной ценностью, имеет, несомненно, историческую и художественную ценность, ориентировочная стоимость может составлять более 200 тыс. рублей. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. 2004-2015. - Режим доступа: . - Загл. с экрана.

27 октября 2015 года таможенники таможенного поста МАПП Куничина Гора на российско-эстонской границе выявили у гражданина, следующего на автомобиле в Эстонию, в багажном отделении металлические подсвечники, кувшин, горн, кальян, столовые приборы из металла белого цвета, три статуэтки и этажерку из дерева. Также при досмотре багажного отделения под резиновым ковриком было обнаружено разобранное охотничье ружье и сабля.

Согласно заключению эксперта ФТС России часть предметов относится к категории культурных ценностей по времени создания, и общая стоимость перемещенных предметов составила 193 тыс. рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье "контрабанда". Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. 2004-2015. - Режим доступа: . - Загл. с экрана.

13 ноября 2015 года в багаже жителя Краснодарского края, возвращавшегося из Черногории, должностные лица таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону обнаружили три раритетных штык-ножа. При этом гражданин, проходя таможенный контроль, следовал по "зеленому коридору", заявляя тем самым, что не имеет с собой товаров, подлежащих декларированию.

Находки были направлены на экспертизу, которая признала, что два штык-ножа относятся к категории культурных ценностей и подпадают под действие закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Один из них - штык швейцарский, образца 1889 года, к винтовке и карабину системы Шмидт-Рубин, другой - немецкий штык, образца 1884/1898 годов, к карабину системы Маузера К98. Оба предмета оказались антикварными.

По данному факту в отношении мужчины возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.16.2 и ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.

Из представленных примеров видно, что на Федеральную таможенную службу России, в числе прочих, возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению перемещений предметов, имеющих статус культурно-художественных ценностей, через таможенную границу Таможенного союза.

Также Федеральная таможенная служба постоянно проводит мероприятия, связанные с передачей учреждениям культуры и религиозным организациям задержанных культурных ценностей. Так, накануне Дня таможенника Российской Федерации, который отмечается 25 октября, в Москве 21 октября 2015 года открылась XVI Международная выставка "Таможенная служба-2015". В первый день работы выставки, следуя уже сложившейся традиции, таможенники передали обществу культурные ценности, задержанные при попытках их нелегального перемещения через границу. Представителям Русской православной церкви было передано десять икон XVIII и XIX веков, представителям Центрального духовного управления мусульман России - 446 Коранов и 1936 книг "Переводов смыслов Корана на русский язык", Тульскому государственному музею оружия - винтовки и холодное оружие. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. 2004-2015. - Режим доступа: . - Загл. с экрана.

Таможенные органы помимо чисто экономического значения, весьма существенного для России в связи с развитием внешней торговли, имеют большое значение и в плане сохранения культурного достояния народов России. Именно благодаря усилиям таможенников удалось вернуть государству очень многие художественные ценности, являющиеся связующими звеньями между сегодняшним днем и духовной и культурной традицией.

Объектами пристального внимания были и остаются культурные ценности, как со стороны людей различных национальностей, так и со стороны иных слоев населения, независимо от их уровня жизни, социального, либо политического статуса. Для некоторых - это способ существования, для других - предметы удовлетворения культурных потребностей, либо средство наживы.

Заинтересованность к проблеме сбережения культурных ценностей можно рассматривать признаком степени культурного развития населения каждого государства. На сегодняшний день развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и данная проблема стремительно обсуждается интернациональными организациями и на интернациональных форумах. В образовательных целях обмен культуры и науки расширяет всевозможные познания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнедеятельность всех народов, вызывая обоюдное уважение и понимание между государствами. Однако важно заметить, что культурные ценности, представляют собой один из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную значимость только в том случае, если точно известны их происхождение и история.

Для многонационального народа России объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность, а так же являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В статье 44 Конституции Российской Федерации провозглашено не только право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, но и закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия «культурные ценности». Впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Согласно данной Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

  • - ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
  • - здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в первом пункте, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей;
  • - центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах выше, так называемые центры сосредоточения культурных ценностей» .

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности». С точки зрения этой Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы». Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула «движимость следует за лицом» («mobiliapersonamsequuntur»). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности». Согласно статье 1 Конвенции: «для целей настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки». Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей .

В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года.

В Российском законодательстве впервые понятие «культурные ценности» было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и формулировалось как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

В 1993 году был принят Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям.

В соответствии с этим Законом, под культурными ценностями понимаются «движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

  • - культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • - культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  • - культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
  • - культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • - культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
  • - культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности» .

Следует подчеркнуть, что «предметы материального мира», упомянутые выше, также устанавливаются данным законом, и, в соответствии с ним, к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

  • - исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • - предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • - художественные ценности, в том числе:
    • 1) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
    • 2) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
    • 3) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
    • 4) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
    • 5) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
    • 6) произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
    • 7) изделия традиционных народных художественных промыслов;
    • 8) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • - старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • - редкие рукописи и документальные памятники;
  • - архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • - уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • - почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • - старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • - редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • - другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данным Законом, оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

Законодатель предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям, Тем не менее, следует отметить, что такие товары классифицируются в иных товарных позициях ТНВЭД ЕАЭС, если они не соответствуют условиям, вытекающим из текстовых примечаний и товарных позиций данной группы.

Обратим внимание, что в данную группу не включаются следующие категории товаров:

  • - марки почтовые или марки госпошлин негашеные, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) или аналогичные изделия товарной позиции 4907;
  • - театральные декорации, задники для художественных студий или аналогичные предметы из расписанного холста (товарная позиция 5907), за исключением тех, которые могут быть включены в товарную позицию 9706; или
  • - жемчуг, природный или культивированный, или драгоценные или полудрагоценные камни (товарные позиции 7101 - 7103).

В товарной позиции 9702 термин «подлинники гравюр, эстампов и литографий» означает черно-белые или цветные оттиски, которые выполнены автором с одной или нескольких досок вручную, независимо от используемой им техники или материала, за исключением механического или фотомеханического способа. Если рассматривать товарную позицию 9703, то можно заметить, что в нее не включаются репродукции крупносерийного производства или изделия ремесленного производства коммерческого характера, даже если эти товары нарисованы или созданы художниками. Вместе с тем, к товарной позиции 9706 не относятся товары, включаемые в предыдущие товарные позиции данной группы .

Рассмотрим подробнее категории товаров, включающиеся в 97 группу «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат»:

1. Некоторые произведения искусства: картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, коллажи и аналогичные декоративные изображения (товарная позиция 9701); подлинники гравюр, эстампов и литографий (товарная позиция 9702); подлинники скульптур и статуэток (товарная позиция 9703).

«Картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, кроме рисунков, указанных в товарной позиции 4906, и прочих готовых изделий, разрисованных или декорированных от руки». К данной категории товаров относятся картины, рисунки и пастели (старинные или современные), выполненные полностью от руки. Это могут быть различные полотна, написанные маслом, воском, акрилом, темперой, акварелью, гуашью, пастелью, миниатюры, манускрипты, украшенные цветными рисунками, карандашные рисунки (включая рисунки подобные «Конте»), рисунки углем или пером, выполненные на любом материале.

Поскольку такие работы должны быть выполнены только от руки, товары, получаемые полностью или частично, в результате какого-либо другого процесса, сюда не включаются. Например, картины, выполненные на холсте или на другом материале, посредством фотомеханического процесса; картины, выполненные от руки по контуру или по рисунку, полученному посредством обычного гравировального или печатного процесса; так называемые «авторские копии» картин, которые получают с помощью ряда слепков или трафаретов, даже если они признаны подлинными самим художником. Однако, копии картин, независимо от их художественной ценности относятся, к данной категории товаров, если они выполнены полностью от руки.

Обратим внимание, что к этой категории товаров также не относятся:

  • - планы и чертежи для архитектурных, инженерных промышленных целей, представляющие собой оригиналы, выполненные от руки (товарная позиция 4906);
  • - эскизы или рисунки моделей модной одежды, ювелирных изделий, обоев, тканей, мебели, представляющие собой оригиналы, выполненные от руки (товарная позиция 4906);
  • - театральные декорации, задники для художественных студий или аналогичные предметы, из расписанного холста (товарная позиция 5907 или 9706);
  • - декорированные от руки готовые изделия, такие как настенные покрытия, состоящие из разрисованных от руки тканей, праздничные сувениры, коробки и шкатулки, керамическая посуда (блюда, тарелки, вазы и т.д.), все это включается в соответствующие товарные позиции.

Рассмотрим «Коллажи и аналогичные декоративные изображения». К данной категории товаров относятся коллажи и аналогичные декоративные изображения, состоящие из частиц и кусочков различных материалов животного, растительного или другого происхождения, скомпонованных в виде картины или декоративного изображения, мотива и закрепленных с помощью клея или другим способом на подложке, например, из дерева, бумаги или текстильного материала. Подложка может быть однотонной или разрисованной от руки или иметь напечатанные декоративные элементы, образующие часть общего дизайна. Коллажи разнообразны по качеству, начиная с дешевых работ, производимых в больших количествах на продажу в качестве сувениров, и кончая работами, требующими высокого уровня мастерства и которые могут быть выдающимися произведениями искусства.

Таким образом, в данной категории, термин «аналогичные декоративные изображения» не относится к изделиям, состоящим из одного куска материала, даже если он оправлен или приклеен к подложке.

Рамы для картин, рисунков, пастелей, коллажей или аналогичных декоративных изображений включаются вместе с ними в эту товарную позицию, только если их характер и стоимость соответствуют этим произведениям искусства; в других случаях рамы классифицируются отдельно в соответствующие товарные позиции как изделия из дерева, металла.

Рассмотрим «Подлинники гравюр, эстампов и литографий (9702)». В данную товарную позицию включаются подлинники гравюр, эстампов и литографий (старинных или современных), то есть черно-белые или цветные оттиски, выполненные автором с одной или нескольких досок вручную, независимо от используемой им техники или материала, за исключением механического или фотомеханического способа.

При условии, что они отвечают другим требованиям предыдущего абзаца , к ним также относятся как подлинники литографии, выполненные с помощью переводного метода (в ходе которого художник сначала делает рисунок на специальной бумаге, а затем переводит его на камень).

Оттиски, как указано выше, получают с гравированных пластинок, которые могут быть выполнены с применением различных процессов, например, штрихового гравирования, сухой иглы, акватинты (кислотный процесс) или гравирования в пунктирной манере.

Подлинники оттисков также включаются в эту товарную позицию, даже если они ретушировались. Зачастую бывает трудно отличить подлинник от копии, подделки или репродукции, но относительно небольшое количество оттисков и качество бумаги могут стать полезными ориентирами при определении подлинников. С другой стороны, подтверждение использования полутоновых штор (в фотогравюре и гелиогравюре) и очень часто отсутствие следа, оставленного пластинкой на бумаге, могут указывать на то, что это копия или репродукция.

«Рамы для гравюр, эстампов или литографий» включаются вместе с ними в товарную позицию, только при условии, что их характер и стоимость соответствуют этим произведениям искусства; в других случаях рамы классифицируются отдельно в соответствующие товарные позиции как изделия из дерева, металла. Следует отметить, что в данную товарную позицию не включаются пластины (медные, цинковые, каменные, деревянные или из любого другого материала), с которых делают гравюры (товарная позиция 8442).

«Подлинники скульптур и статуэток из любых материалов» (9703). К данной товарной позиции относятся подлинники скульптур и статуэток, старинных или современных. Они могут быть выполнены из любого материала (камня, реконструированного камня, терракоты, дерева, слоновой кости, металла, воска и т.д.), иметь объемную, рельефную или высеченную глубоко в материале форму (статуи, бюсты, статуэтки, скульптурные группы, изображения животных, включая барельефы для архитектурных целей).

Из этого следует, что в данную товарную позицию включаются не только подлинники, изготовленные скульптором, но также копии и репродукции этих моделей, полученные вторым способом, описанным выше, независимо от того, кто их делал - сам скульптор или другой автор.

Не входят следующие изделия (даже если они разработаны или выполнены художниками):

  • - орнаментальные скульптуры коммерческого характера;
  • - предметы личного украшения и другие изделия ремесленного производства коммерческого характера (украшения, культовые изображения);
  • - репродукции крупносерийного производства из гипса, штукатурного раствора с примесью волокнистых веществ, цемента, папье-маше.

За исключением предметов украшения, входящих в товарную позицию 7116 или 7117, все эти изделия классифицируются в зависимости от составляющего их материала (товарная позиция 4420 для дерева, товарная позиция 6802 или 6815 для камня, товарная позиция 6913 для керамики, товарная позиция 8306 для недрагоценных металлов).

2. Почтовые марки или марки госпошлин и аналогичные марки, знаки почтовой оплаты гашеные, в том числе первого дня гашения, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные предметы, использованные или неиспользованные, за исключением товаров товарной позиции 4907 (товарная позиция 9704).

В данную товарную позицию включаются следующие изделия, использованные или неиспользованные, кроме изделий товарной позиции 4907:

  • - почтовые марки всех типов, то есть марки, обычно используемые для наклеивания на корреспонденцию или на бандероли; марки со словами «подлежит оплате».
  • - марки госпошлин всех типов, представляющие собой марки, наклеиваемые по получении, регистрационные марки, марки, разрешенные для обращения, консульские марки, пошлинные марки.
  • - знаки почтовой оплаты гашеные, то есть письма с почтовым штемпелем, но без марки о почтовой оплате, использовавшиеся до введения почтовых марок.
  • - почтовые марки, приклеенные на конверты или почтовые карточки, в том числе «первого дня гашения», представляющие собой конверты, обычно помеченные как «первый день», с наклеенной почтовой маркой (или набором таковых), проштемпелеванной датой выпуска, и «карт - максимумы». Последние представляют собой карточки с почтовой маркой и репродукцией рисунка, изображенного на марке. Почтовая марка погашена простым или специальным штемпелем с указанием места, связанного с рисунком и датой выпуска.
  • - почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага), то есть франкированные конверты, письма-секретки, почтовые карточки, обертки для газет.

Подобные изделия могут быть представлены в пачках (отдельные марки, уголки с проставленными датами, полные листы) или в коллекциях. Альбомы для коллекций таких изделий рассматриваются как составляющая часть этих коллекций при условии, что их стоимость соответствует стоимости коллекции.

Рассмотрим, что не включается в данную товарную позицию:

  • - юбилейные карточки и иллюстрированные знаки почтовой оплаты первого дня гашения (иллюстрированные или нет) без почтовых марок (товарная позиция 4817 или группа 49 );
  • - неиспользованные марки почтовые или госпошлин, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные изделия текущего или нового выпуска в стране, в которой они имеют или будут иметь признанную номинальную стоимость (товарная позиция 4907);
  • - талоны в виде «сберегательных марок», выпускаемые частными или коммерческими организациями для покупателей, а также марки, иногда выпускаемые различными торговцами для покупателей в качестве скидки за покупку (товарная позиция 4911).
  • 3. Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике (товарная позиция 9705).

Эти изделия, зачастую, обладают крайне низкой собственной стоимостью, но представляют интерес в силу своей редкости, классификации и того, как они представлены.

В данную товарную позицию включаются коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии или анатомии. Например, мертвые животные любых видов, законсервированные сушкой или в жидкости; чучела животных для коллекций; выдутые или «высосанные» яйца; насекомые в коробках, рамах (кроме оправленных изделий, представляющих собой бижутерию или брелоки); пустые скорлупы, кроме тех, которые используются в промышленных целях; семена или растения, засушенные или законсервированные в жидкости; гербарии, образцы минералов (не являющихся драгоценными или полудрагоценными камнями, относящимися к группе 71 ); образцы окаменелостей; остеологические образцы (скелеты, черепа, кости), анатомические и патологоанатомические образцы.

Рассматривая товарную позицию «Коллекции и предметы коллекционирования по истории, этнографии, палеонтологии или археологии», выделим следующую классификацию предметов:

  • - изделия, являющиеся материальными остатками человеческой деятельности, пригодные для изучения деятельности предыдущих поколений, такие как: мумии, саркофаги, оружие, культовые принадлежности, предметы одежды, предметы, принадлежавшие известным людям.
  • - изделия, по которым можно изучать деятельность, нравы, обычаи и особенности современных отсталых племен, например, орудия труда, оружие или культовые принадлежности.
  • - геологические образцы для изучения окаменелостей (вымерших организмов, останки или отпечатки которых находят в геологических слоях) животного или растительного происхождения.

Товары, произведенные в рамках коммерческого обязательства для увековечения, празднования, ознаменования или отражения какого-либо события или по другому поводу, независимо от ограничений на количество и тираж не включаются в данную товарную позицию как коллекции или предметы коллекционирования по истории или нумизматике, если только эти товары сами по себе не приобрели соответствующий интерес ввиду их возраста или редкости. культурный ценность таможенный живопись

4. Антиквариат возрастом более 100 лет (товарная позиция 9706).

К данной товарной позиции относится весь антиквариат возрастом более 100 лет при условии, что он не включен в товарные позиции 9701 - 9705. Интерес к этим товарам связан с их возрастом и, как общее следствие, их редкостью.

При условиях сохранения ими первоначального характера, в данную товарную позицию включаются антикварные изделия, отремонтированные или отреставрированные. Например, входят следующие категории предметов: старинная мебель с частями, изготовленными в наше время (например, арматурой и замененными частями), старинные гобелены, кожа или ткани, укрепленные на современных деревянных основах. В данную товарную позицию не включаются, независимо от возраста, природный или культивированный жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни товарных позиций 7101 - 7103.

Источником для понимания понятия «культурные ценности» могут служить работы научных деятелей. Так, например, Братанов В. В., анализируя преступления связанные с хищением культурных ценностей, пришел к выводу, что предметом данных преступлений выступает движимое имущество и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность .

Борьбу с контрабандой культурных ценностей ведут таможенные органы, пограничные войска, оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией ФСБ и МВД. Эффективность такой работы зависит от уровня оперативного взаимодействия между указанными правоохранительными структурами.

Культурные ценности, являющиеся объектами первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда оружия, наркотиков, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Способствовать незаконному вывозу культурных ценностей, так же как и проявлению некомпетентности со стороны работников таможенных органов, недопустимо, но и с другой стороны нельзя обременять излишним подозрением граждан, замедляя процедуры таможенного контроля и оформления. Следовательно, для повышения эффективности борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей имеет большое значение хорошее знание своей работы, образованность работников таможни, точное знание предмета, и соответственно, представление о том, что стоит за формулировкой понятия «культурные ценности».