Последние статьи
Домой / Новостройка / Воинской обязанности призывника. Военная служба или какие права и обязанности есть у призывников в России? Осмотр призывников в любом медучреждении

Воинской обязанности призывника. Военная служба или какие права и обязанности есть у призывников в России? Осмотр призывников в любом медучреждении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской

Федерации

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»

Кафедра отечественной истории и культурологии

РЕФЕРАТ

Наука древнего Египта

Подготовила студентка

Заочного отделения

Флейшман Л.Е. 1527013

Проверил Черкасов И.А.

Красноярск 2016

План

Введение

1. Математика

3. Медицина

4. Астрономия

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

математика химия астрономический медицина

Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью - с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее основная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания.

Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно - в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны, как и почти все, что касалось Египта в греко-римскую эпоху. Bo многом эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции -- научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, зашифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основополагающих областях науки. Система ирригации и пирамиды -- свидетельство высокоразвитой инженерии и геометрии, искусство бальзамирования -- доказательство практических достижений древнеегипетских химиков и медиков.

1. Математика

В области научных познаний набольшее развитие в Др. Египте получила математика как прикладная наука. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Можно сделать вывод, что египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной деятельности египтян. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 - до 1 миллиона. Оперировали простыми дробями только с числителем 1.

Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобку или подкову, применяли для обозначения 10. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия 100. Стебель цветка лотоса обозначал 1000. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал 10 000. Изображение головастика было символом 100 000. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала 1 000 000. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени.

Египтяне умели умножать и делить, однако эти действия производились довольно трудоемким способом. Деление было «умножением наоборот». Чтобы разделить одно число на другое, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить делитель, чтобы получить делимое. Умножение, которым пользовались египетские математики, носило последовательный характер. Так, действие «5x6» выглядело как (5х2)+(5х2)+(5х2).

При том, что определение площади фигур различной конфигурации было привычной задачей для геометров, египтяне не имели в своем арсенале числа «пи», введенного много позднее лишь греческими математиками.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египетских росписей сохранили следы подготовительной работы. Тонкие линии нанесенной под рисунок сетки показали, что художник расчерчивал плоскость на квадраты и в эти квадраты вписывал по частям фигуры. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и математической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи.

Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры - умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Египтяне периода Среднего царства используют уже число «Пи», принимая его равным 3,16, и в целом погрешности при вычислении площадей сферических поверхностей не выходят из пределов допустимых.

Видимо, уже в эпоху Древнего царства («Периодизация истории династического Египта от от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с 30 в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после похода А. Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинений, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, т.к. это отрывки из книги человека, описавшего историю своей страны, основываясь на хорошо доступных египетских документах. Манефон делил всюисторию династического Египта на три больших периода - Древний, Средний и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего 30 династий») устанавливается и система мер длины, принятая в Египте во все время существования Египетского царства. Эта система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерений был локоть (равный 52,3 см.) - величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Семь ладоней шиной в 4 пальца каждая равнялись одному локтю. В локте также были деления (равные ширине одного пальца), которые, в свою очередь, состояли из более мелких частей. Основной мерой площади считался «сечат», равный 100кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г..

Сохранившиеся математические тексты Др. Египта (1-ая пол. 2-го тыс. до н.э.) состоят по преимуществу из примеров на решение задач и, в лучшем случае, рецептов для их решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры, данные в текстах. Следует говорить именно о рецептах для решения отдельных типов задач, т.к. математическая теория в смысле доказательств общих теорем видимо вовсе не существовало. Об этом свидетельствует, например, то, что точные решения употреблялись без весомого отличия от приближенных. Тем не менее, сам запас установленных математических фактов был, в соответствии с высокой строительной техникой, сложностью земельных отношений, потребностью, а точном календаре и т.п., довольно велик.

2. Химия

Химия в Древнем Египте -- наука исключительно прикладная, причем имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний -- бальзамирование покойников в рамках культа мертвых. Необходимость сохранения тела в порядке в течение вечной загробной жизни требовала создания надежных бальзамировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей.

Химия древних египтян-бальзамировщиков - это всевозможные смолы и соляные растворы, в которых тело сперва вымачивалось, а потом пропитывалось ими насквозь. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что ткани с течением веков обугливались. Так, в частности, произошло с мумией фараона Тутанхамона - жирная кислота, содержавшаяся в ароматических маслах и бальзамах, вызвала полное обугливание тканей, так что облик фараона сохранил лишь знаменитый гроб из чистого золота.

Другой аспект применения химических знаний - стекловарение. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла -- важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Богатая цветовая гамма украшений, попавших в руки археологов, убедительно демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья.

То же самое можно сказать и о кожевенном деле, и о ткацком. Дубить кожу египтяне научились в глубочайшей древности и применяли в этих целях природный танин, которым богаты семена акации, произрастающей в Египте. Разнообразные природные красители использовались и при выделке тканей -- льняных и шерстяных. Основные цвета -- синий, для получения которого применялась краска индиго, и желтый. Богатейшей цветовой палитрой пользовались египетские художники: росписи времен Древнего, Среднего и Нового царств, сохранившиеся до вашего времени в сухом воздухе погребальных камер. Ничуть не утратили своего многоцветья, что как нельзя лучше характеризует качество красителей, применявшихся египтянами.

3. Медицина

Обширные медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два -- большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита.

Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н. э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д.

В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Египетских докторов учили, прежде всего, определять симптомы болезни, а затем производить обследования и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокаливали свои инструменты на огне перед операцией и старались соблюдать в максимальной чистоте больного и все, что его окружает.

Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице эпохи Нового царства показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со всей своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи.

Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот. Хотя они не совсем понимали систему кровообращения. Они знали только, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме. Пульс они называли «передающим сообщения сердца».

Заболевшему египтянину незачем было знать, чем именно он болен. Гораздо сильнее его интересовало, сможет ли врач его исцелить. Такой подход к делу врача нашел отражение в рекомендациях: «Скажи ему (т.е. больному) только: "С этой болезнью я справлюсь", или "С этой болезнью я, возможно, справлюсь", или "С этой болезнью я не справлюсь", но скажи ему это сразу».

Разумеется, древнейшей и важнейшей отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. До наших дней дошло немало различных рецептов снадобий, изготовлявшихся из растительных и животных ингредиентов. В этой сфере наука и точное знание особенно тесно взаимодействовали с магическими ритуалами, без которых вообще не мыслилась древнеегипетская медицина, как и медицина любой другой древней цивилизации. Следует отметить здесь же, что врачи изначально принадлежали к сословию жрецов. Лишь в довольно поздний период, не ранее Нового царства, медицинские трактаты выходят из стен писцовых школ, учреждений светских. Вероятно, вследствие упадка влияния храмов, наступившего по окончании Нового царства, медицина в значительной степени секуляризовалась. Но религия по-прежнему играла важную роль в лечении заболеваний, особенно если речь шла о психологических проблемах. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Люди часто обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться. При храмах жили доктора, которые были одновременно и жрецами. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не произойдет, в этом случае больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение.

4. Астрономия

С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относительно обилия паводковых вод. Наблюдения за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в долине Нила. За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические прогнозы -- вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего царства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Такие карты сохранились в росписях на потолке некоторых древнеегипетских храмов. Помимо Сета--Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Гор -- Венера, Вечерняя звезда. Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Таблицы положения звезд и небесных тел помогали египетским астрономам при определении пространственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже исчислять их продолжительность. Однако эта сторона астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества. Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. Древнеегипетский солнечный календарь -- поистине шедевр точности древних астрономов. По большому счету именно этот календарь лег в основу тех календарей, которыми человечество пользуется и сегодня. Год начинался в апреле -- в тот день, когда на рассветном небе восходил Сириус, звезда, которую древнейшие обитатели долины Нила называли Сетом. Предрассветный восход Сета--Сириуса предвещал долгожданный подъем воды в Ниле и начало нового жизненного цикла. Египетский год длился 365 дней. Цикл разлива Нила диктовал деление на три времени года -- паводок, высыхание вод и ила на полях и засуха. В каждом из сезонов было по четыре месяца, и каждый месяц посвящался определенным сельскохозяйственным работам. Месяцы были равными, по тридцать дней, и делились на три декады. Последние пять дней добавлялись в конце года, чтобы соотнести его с солнечным циклом. Недостаток этого календаря заключался лишь в том, что год календарный и год солнечный не совпадали полностью. Древние египтяне не знали о високосном годе, поэтому с течением времени накапливались довольно значительные расхождения между солнечным и календарным годом -- один день в четыре года, почти месяц за столетие.

Египетский день состоял из 24 часов, и для измерения времени существовали два вида часов -- солнечные и водяные. Кроме того, в ночное время суток время можно было определить и по положению звезд, пользуясь теми же астрономическими таблицами.

Второй древнеегипетский календарь был основан на фазах Луны. Так как лунный месяц состоит из 29,5 дней, в этот календарь постоянно необходимо вносить поправки. Однако им продолжали пользоваться для вычисления дат некоторых религиозных церемоний. Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь -- тот самый, которым мы пользуемся и сегодня.

5. Школа

Время сохранило много египетских надписей и папирусов. Это говорит о высоком уровне грамотности у египтян. Единой системы обучения не было. Школы находились при храмах и государственных учреждениях, отдельных школьных зданий не строили. Известны примеры, когда дети начинали ходить в школу в возрасте пяти лет.

Сначала учили писать и читать. Младшим школьникам для упражнений в письме выдавали разлинеенные глиняные черепки или плоские каменные дощечки. Ценный папирус получали только учащиеся старшего возраста. Каждый ученик самостоятельно готовил чернила черного и красного цвета. Основной текст писали черным цветом, а красным -- заглавия и первые строки.

Учителей по отдельным предметам не было. Учили в основном писцы. Обязательным было заучивание наизусть стихов, религиозных произведений.

Существовали высшие школы для будущих военных и послов в другие страны. В них учащиеся обязаны были быстро отвечать на такие, например, вопросы: «Сколько нужно кирпичей для сооружения площадки определенных размеров? Как поставить на основание большую скульптуру? Сколько нужно работников для перевозки колонны определенной длины и веса?» В таких школах учили музыке, плаванию, прыжкам, бегу. В окружении фараона были чиновники с хорошим знанием иностранных языков.

Таким образом, древние египтяне одни из первых самостоятельно создали совершенную для своего времени письменность, достигли значительных успехов в медицине, математике, астрономии. Их календарь почти не отличается от того, каким пользуемся мы. Они умели воспитывать образованных людей.

Заключение

Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний - математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией.

Список использованных источников и литературы

1. Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. - М.:Советская энциклопедия, 1972.

2. Всемирная история. М.А. Ксенова, С. Исмаилов. - М.: Аванта+, 1993.

3. Всемирная история. Бронзовый век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. - М.:АСТ, 2002.

4. История Востока. Том 1: Восток в древности. Р. Б. Рыбаков. - М.:Восточная литература, 1999.

5. История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. - М.:NOTA BENE, 1998.

6. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. -М.: Олма-Пресс, 2000.

7. Ранние цивилизации. Сьюзан Пич, Эни Миллард. -М.:Росмен 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Письменность в древнем Египте. Демотическое письмо как один из видов скорописи. Медицина в Древнем Египте. Основы для приготовления лекарств. Практика бальзамирования в Древнем Египте. Правила счёта древних египтян. Эволюция древнеегипетских судов.

    презентация , добавлен 10.04.2016

    Специфика развития научных знаний в Древнем Египте и их особые черты. Развитие точных и естественных наук, врачебного искусства. Процесс накопления знаний, которые носили прикладной характер. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    История и география, природа и климат Древнего Египта. Особенности быта и культуры древних египтян, их отличие от других народов в еде. Характерные черты религии этой цивилизации. Искусство врачевания. Взгляды и мнения Геродота на жизнь в Древнем Египте.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Отношение древних египтян к смерти. Обряд мумификации покойного. Право жрецов на бальзамирование. Основные способы мумификации в Древнем Египте. Удаление мозга и всех внутренностей тела. Помещение внутренностей в специальные сосуды с бальзамом - канопы.

    презентация , добавлен 23.06.2014

    Географическое расположение Египта. Возникновение государства в Нильской долине и появление династий фараонов. Культура и религия Древнего Египта. Амулеты и важнейшие символы египтян. Достижения древних цивилизаций. Современные крупные города Египта.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Направления военных походов египтян. Государственный строй Древнего Вавилона. Система законов царя Хаммурапи, перечень преступлений и наказаний. Государственный строй древнего Египта. Укрепление авторитета Фараона. Основные черты права Древнего Египта.

    презентация , добавлен 31.05.2012

    XIX век и его место в истории России. Прогрессивное развитие науки. Разделение научного труда. Инновации в математике. Эффективность применения математики в естествознании. Открытия в области физики. Развитие химии в XIX столетии. Астрономия в России.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Египетский храм - священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Ювелирные изделия древних египтян. Великие владыки Египта. Роль Древнего государства в истории мировой культуры.

    презентация , добавлен 06.02.2015

    Распространение типа храма с четким прямоугольным планом в период Нового царства. Архитектура заупокойных храмов и гробниц. Рельефы на стенах храмов как отражение мироощущения древних египтян. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, выстроенный близ Фив.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю.египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальное и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

Научные знания

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной.

Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды, — Сириуса. Сутки делили на 24 час; хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные—короткими, зимой наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян.

Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи, зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагаемся история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии — словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина).

контрольная работа

1. Научные знания Древнего Египта

В период Древнего царства образование централизованного раннерабовладельческого государства и развитие ремесел (деревообделочного, металлургического, камнеобделочного, гончарного и др.) способствовали накоплению первых естественно-научных знаний. В большой мере этому способствовало развитие искусственного орошения, ирригации, которое было первым условием развития земледелия в Египте. Несмотря на безраздельное господство религии, египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Было отмечено, что ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле, что промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней Введение в культурологию под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995 г. .

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н. э), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. Исключением были 2/3 и редко встречавшееся 3/4. C дробями также производились все арифметические действия.

Виды скульптурных рельефов

В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...

Искусство древнего Египта

История прически и косметики Древнего Египта

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью...

История художественной культуры

1. Художественные доминанты египетского искусства 2. 27 2. Виды и жанры искусства Древнего Египта 27 3...

Культура Древнего Египта

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки. а) архитектура Выдающимися архитектурными постройками Египта...

Культура Древнего Египта

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее...

Культура Древнего Египта

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культура Древнего мира

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем...

Культура и искусство Древнего Египта

Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны...

Культура империи Майя

Основные научные знания майя в астрономии, математике, письменности и календаре тесно связаны между собой. Исходя из потребностей земледелия и настоятельной необходимости точно знать самое выгодное для посевов время...

Культура косметики разных народов

Древний Египет является родиной современной косметики. Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Древнем Египте ухаживать за лицом и телом было позволено не каждому...

Культура Мезоамерики

Храмы были настоящими исследовательскими центрами древних майя. Основы математики, астрономии, письменности они переняли у ольмеков. В то время эти науки были тесно связаны между собой...

Культура цивилизаций Востока

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. - Александром Македонским, а в I в. до н. э...

Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды...

ЗАЩИТА ЗАКОННЫХ ПРАВ ПРИЗЫВНИКА И ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация

«Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Санкт-Петербург, Разъезжая улица, 9.

E-mail: *****@***net

13- е издание

Санкт-Петербург

Посвящается светлой памяти Романа Рудакова

и всех безвинных жертв армейского произвола…

ВАЖНО! : до того, как оформлять отсрочку разберитесь с ГОДНОСТЬЮ к военной службе (см. раздел «Годность к военной службе»). Сначала молодой человек проходит медицинское освидетельствование у врачей-специалистов, и если он признан ГОДНЫМ, он может воспользоваться своим ПРАВОМ на предоставление отсрочки. А если он «ограниченно годен», то его зачисляют в запас и выдают военный билет.

- Каковы сроки призыва на военную службу?

С 1 января 2008 года весенний призыв продлен до 15 июля (с 1 апреля по 15 июля), а осенний с 1 октября по 31 декабря .

- Если я студент меня могут призвать в армию?

Если у вас оформлена отсрочка, не могут. Оформляет отсрочку по закону «О воинской обязанности и военной службе» (далее ФЗВО) призывная комиссия после медицинского освидетельствования. Свидетельством того, что она (отсрочка) у вас есть, является копия решения призывной комиссии, ну или хотя бы отметка в приписном удостоверении с печатью и подписью.

- А если у меня только студенческий и справка Ф-26?

В этом случае вы рискуете, ведь у вас нет законных доказательств, что отсрочка оформлена. При облаве вы можете быть призваны насильственно. В любом случае отсрочка имеет обыкновение заканчиваться, так что начните разбираться с годностью к военной службе.

Я был отчислен из института за академическую неуспеваемость, а потом сдал «хвосты» и восстановился. Потерял ли я право но отсрочку?

С 1 января 2008 года изменен ФЗВО и вы теряете право на восстановление отсрочки, поскольку были отчислены по неуважительной причине (см. раздел «Законодательство»).

- Я закончил военную кафедру, меня призовут?

С 1 января 2008 года граждане, окончившие военные кафедры с присвоением воинского звания офицера призыву не подлежат.

- Кто отвечает за призыв?

Мы считаем, что эту ответственность должны взять на себя сам гражданин и его семья. Врачи призывной комиссии видять призывника впервые и легко могут ошибиться при определении его категории годности к военной службе. Только родители наблюдают за ребенком с рождения и могут предоставить в призывную комиссию полную информацию о состоянии здоровья сына. Долг родителей – помочь призывной комиссии выенсти правильное решение.

Юридически же за качество призыва ответственность несет гражданская власть. Председателем призывной комиссии является глава муниципального образования , а военный комиссар является заместителем председателя призывной комиссии (ст. 27 ФЗВО)

- В этом году моему сыну исполняется 17 лет. Что мне делать?

В год исполнения сыну 17 лет происходит первичная постановка на воинский учет. Надо учитывать, что в Конституции РФ (Гл. 2, ст. 60) говорится, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет. Согласно ст. 64 «Семейного кодекса» РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных полномочий.

Таким образом, всякого рода вызовы в том числе и в военные комиссариаты , должны производиться только через родителей несовершеннолетних и только с их согласия.

- Могу ли я отказаться от обязательной военной подготовки в школе?

Правомерность установленной ФЗВО обязательной военной подготовки в школах и училищах вызывает большие сомнения не только у нас, но и у учителей.

Согласно ст. 59 Конституции РФ (Гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), граждане РФ имеют право на замену воинской обязанности альтернативной гражданской службой . Поэтому военная подготовка, где бы она не проводилась, должна быть сугубо добровольной.

- Мне пришла повестка. Что делать?

Самое главное – не давайте повода обвинить вас в уклонении от военной службы. На все повестки необходимо грамотно реагировать (написать заявление с указанием уважительной причины неявки по повестке – больничный лист, обследование и др.)

Сначала надо разобраться с вашей категорией годности к военной службе. Если заболевания, препятствующие прохождению службы в армии еще не определены, займитесь своим обследованием. Но одновременно обязательно известите призывную комиссию о своих действиях (см. раздел «Защита прав призывника: ваш путь к успеху»).

- Могу ли я не согласиться с решением районной призывной комиссии?

Да, такое право у вас есть.

Даже если вы получили повестку для отправки в войска, согласно п.7 ст. 28 ФЗВО, вы можете обжаловать это решение в судебном порядке. Подача заявления в суд приостанавливает все действия по призыву до вступления в законную силу решения суда! (Закон также предоставляет вам право обжаловать решение районной призывной комиссии в вышестоящей призывной комиссии. Однако практика показывает, что это бывает малоэффективно и не гарантирует безопасности призывника). Не пропустите отведенный для обжалования срок.

- Как, в какой срок можно обжаловать решение призывной комиссии в суде?

Начните с получения выписки из протокола заседания призывной комиссии, принявшей в отношении вас то или иное решение. Эта выписка содержит то самое решение, которое вы будете обжаловать.

В разделе «Судебная защита прав призывника» подробно описан механизм ваших действий (а после раздела №7 есть все необходимы образцы заявлений).

На обращение в суд с жалобой установлены сроки:

Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о том, что его право нарушено;

Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы;

Один месяц со дня истечения месячного срока после подачи жалобы в вышестоящий орган, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

- Имею ли я право на альтернативную гражданскую службу?

Да, это право заложено в ст. 59 Конституции РФ. Порядок призыва на альтернативную гражданскую службу определен ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», срок такой службы с 1 января 2008 года сокращен до 1 года и 9 месяцев.

Моего сына признали ограниченно годным (комиссовали), в военном билете поставили отметку с указанием статьи заболевания. Законно ли это?

Нет, это незаконно. Военный билет не должен быть источником информации о заболевании юноши, в связи с которым он был освобожден от службы.

В соответствии со ст. ст. 30, 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» сведения о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья человека, имеющихся у него заболеваниях составляют врачебную тайну и не подлежат разглашению без согласия гражданина.

Если вам выдали военный билет с указанием статьи Расписания болезней, то вы должны подать заявление (жалобу) с требованием переоформить новый билет взамен испорченного. Если вам откажут в этом законном требовании, обращайтесь в суд по месту нахождения военного комиссариата.

Мой сын признан ограниченно годным к военной службе – категория «В». Ему выдан военный билет. Должен ли он проходить переосвидетельствование раз в три года?

В соответствии с Постановлением Правительства № 000 «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе № 000» от 31.12.04 переосвидетельствование призывников, признанных ограниченно годными к военной службе, отменено. Любые попытки проведения такого переосвидетельствования незаконны.

Сын учится за границей. Имеет ли он право на отсрочку по учебе? Подлежит ли он призыву на военную службу? Подлежит ли он воинскому учету?

Еще при получении заграничного паспорта родителям, даже если сын несовершеннолетний, приходится брать справку из военкомата для оформления загранпаспорта.

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» накладывает некоторые ограничения на свободу передвижения, гарантированную Конституцией. В ст. 15 этого закона говорится, что ограничения свободы перемещения возникают при наличии неисполненных обязательств перед государством. Учитывая, что в РФ нет всеобщей воинской обязанности, обязательства по военной службе возникают только с момента вынесения решения призывной комиссией о направлении на военную службу (о призыве). Пока такое решение не принято, у гражданина нет обязательств, препятствующих свободе передвижения. Тем более нет их у несовершеннолетних и зачисленных в запас.

В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства, от 25.12.98 № 000, ст. 8 ФЗВО граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, не подлежат воинскому учету, призыву на военную службу и военные сборы.

Если сын проживает за границей, вам необходимо представить в военкомат следующие документы:

Копия вида на жительство с нотариально заверенным переводом на русский язык ;

Нотариальная доверенность, оформленная вашим сыном на вас, на представление его интересов в военкомате с полномочиями снятия его с воинского учета;

Заявление о снятии его с воинского учета (подлинность вашей подписи на заявлении должна быть заверена нотариально).

С этими документами, с удостоверением вашей личности вы можете снять сыа с воинского учета без его присутствия. Заявление сотрудников военкомата о личном присутствии сына при этом мероприятии незаконно, так как представительство, то есть действие по доверенности регулируется ст. 185 Гражданского Кодекса РФ и ст. 59 ФЗ «О нотариате».

Раздел 2.Ваш путь к успеху

Ваш путь к успеху может оказаться непростым. Этот раздел поможет вам не остановиться, не сдаться, не растратить силы и здоровье впустую, не опустить руки.

Военные чиновники, с которыми вы столкнетесь, нередко склонны решать многие проблемы силой. Не пытайтесь отвечать им их оружием. Вы можете проиграть. Главное – не черпайте силы в ненависти.

Ненависть действительно мобилизует наши силы. Но она же отнимает их, постепенно разрушая личность. Человек озлобляется, теряет контроль и над собой, и над ситуацией в целом. Ему становится трудно ориентироваться в сложной, изменчивой обстановке и принимать верные решения. Он часто делает выпады во вред себе. Успех ускользает, а озлобленность нарастает…

Самая мощная сила

Дальновидные политики, психологи и видные общественные деятели все яснее понимают, что насилие и ненависть не самое эффективное оружие, когда необходимо достичь трудной и отдалённой цели.

Американцам хорошо известно имя Буккера Т. Вашингтона () – борца за равноправие чернокожих граждан. Обращаясь к ним, Б. Вашингтон призывал: «Не позволяйте никому опустить вас до ненависти». Этот политик помогал своим угнетённым согражданам учиться шаг за шагом осваивать профессии белых.

Легендарный борец за независимость Индии Махатма Ганди () называл насилие самой мощной силой, находящейся в распоряжении человечества. Его учение – сатьяграха – буквально переводится как «упорство в истине».

Результативность действий и мудрость этих политиков очевидна: чернокожие американцы давно стали полноправными гражданами США, а Индия заняла прочное место среди суверенных государств.

Ненасилие не следует путать с покорностью. Это способ достижения цели, требующий полной отдачи сил. При этом силы направлены на созидание: овладение специальными знаниями, ведение переговоров, посещение необходимых инстанций и т. д. Силы не уходят на бессмысленную перебранку, переживание неудач, их не отнимают страх и бесполезные действия.

Путь, который мы предлагаем, начинается с хорошо обдуманной постановки цели.

Четко определите свои цели.

Вы должны четко определить конечную цель и промежуточные этапы её достижения. Путь к цели может быть трудным, но сама цель должна быть достижима.

Для постановки цели нужно обладать достаточными знаниями. Например, для большинства призывников конечная цель – получить освобождение от призыва на законных основаниях.

Промежуточные цели могут быть разными. Если вы впервые идете к врачу-специалисту, считайте, что это только начало медицинского обследования. Если вы идете на медицинское освидетельствование в военкомат, не думайте, что все проблемы должны быть решены в этот день. Юношу могут отправить на дополнительное обследование, в конце концов, может быть принято неблагоприятное для вас решение. Нужно понимать, что главное – вернутся домой вместе с сыном. Не дать забрать его силой. Со всем остальным вы справитесь.

Если четко определить ближайшие и долгосрочные цели, это значительно облегчит вашу задачу на каждом отдельном этапе. Отсутствие немедленного результата не будет выбивать вас из колеи, а каждый успешный шаг будет придавать вам силы. Это особенно важно в том случае, если путь к цели долог и труден.

Закон за вами.

Вы действуете законными методами и добиваетесь законного права. Когда врачи выявляют у молодого человека заболевания, с которыми он не должен служить, закон и истина на его стороне.

Ведите честную игру и слушайте оппонента.

Для достижения своей цели необходимо завоевать уважение оппонента. (Как вы заметили, мы избегаем слова «противник»)

Ведите себя таким образом, чтобы оппонент испытывал к вам уважение благодаря вашему бережному отношению к истине и справедливости и одновременно чувствовал вашу уверенность в собственных силах.

Готовность к военной службе определяется в результате экспертного заключения врачей-специалистов о состоянии здоровья юношей. Врачи призывной комиссии не обладают всей необходимой информацией и могут допустить ошибку. Наиболее полной информацией о здоровье юноши обладает семья. Как заинтересованная сторона, вы по своей инициативе организуете тщательное обследование, чего не может сделать призывная комиссия. Вы помогаете комиссии принять верное решение, избежать ошибки.

Выявив соответствующие заболевания у сына, вы официально извещаете об этом призывную комиссии и вступаете с ней в официальные переговоры (а не в перебранку и не в борьбу).

Оставляйте своим оппонентам пути к отступлению.

Не пытайтесь отвечать грубостью на грубость. Вы опираетесь на закон, а чтобы действовать по закону, нужно сохранять выдержку и ясность мысли. Не старайтесь унизить оппонента даже в ответ на его выпады. Чем меньше он уязвлен, тем легче ему согласиться с вами. Помогите оппоненты найти достойный выход из конфликтной ситуации. Помните: вы не воюете с чиновником, а идёте к собственной цели.

Хорошо если вы можете выставить не однозначное требование, а предложить оппоненту несколько решений, каждое из которых вас устроит. Оппонент не будет чувствовать себя загнанным в тупик, а ваши шансы на достижение цели заметно возрастут.

Берегите силы.

Вы почти наверняка столкнетесь с грубостью и отношением. У некоторых чиновников есть заранее отработанные приёмы, которые бьют на болевые точки.

Военные любят упрекать юношей в беспомощности, а матерей в том, что они растят маменькиных сынков, которые всегда останутся сосунками, если не побывают в армии: «Вы не помогаете сыну, вы его калечите! А мы сделаем из него мужчину…»

Другой набор штампов связан с непатриотичностью, безразличием к судьбе страны: «Кто будет защищать государство?» Правозащитников могут обвинить в предательстве и т. д.

Спорить не обязательно и не нужно. Но для себя необходимо знать ответы на подобные вопросы. Нужно представлять, что такое права человека в современном мире, как устроены армии других стран, кто там служит и какие там условия службы.

Если вы понимаете несостоятельность этих выпадов, они не будут вас ранить. Пусть они останутся пустым сотрясением воздуха.

Чтобы не быть униженным, достаточно не чувствовать себя таковым. Для этого нужно уважать себя и не забывать о поставленной цели. При этом вы не просто сохраняете хладнокровие любой ценой, теряя силы и зарабатывая инфаркт. Вы действительно не чувствуете уколов усталых, раздраженных людей, оказавшихся на вашем пути к истине.

Ваша неуязвимость к выпадам не останется незамеченной. Бывает, что грубость неожиданно сменяется желанием поговорить по душам. Два-три незначительных слова, тяжелый вздох, и человек, который только что хотел избавиться от вас с помощью хамства, неожиданно делится собственными проблемами и даёт вам дельный совет.

Помогите оппонентам стать партнерами.

Не бойтесь слушать оппонента, а иногда даже встать на его сторону. Покажите, что, двигаясь к цели законным путём, восстанавливая справедливость, вы не зациклились на своей проблеме и способны к диалогу. (Разумеется, для этого нужна достаточная теоретическая подготовка, знание законодательной базы, приводимой в нашем руководстве, уверенность в себе.)

Ваш оппонент – живой человек со своими проблемами и нерешенными вопросами. Он может быть жертвой обстоятельств, как и вы сами.

Перед теми, кто отвечает за призыв, часто ставят невыполнимые задачи. Здоровых юношей не найти… Мальчики боятся службы в нашей армии как огня… Кто виноват в этом? Наверное, не чиновник, с которым вы говорите в данную минуту…

Если вы выразите сочувствие оппоненту и разберетесь в его проблемах, то и он может проявить понимание.

Один в поле не воин.

В одиночку человеку очень трудно преодолеть глухую стену чиновничьего произвола. Юноше должна помогать вся семья. Никто из его близких не должен оставаться безучастным даже в том случае, если не ходит по инстанциям.

Знакомьтесь с другими людьми, которые оказались в вашей ситуации. Делитесь опытом, обменивайтесь телефонами, вместе приходите в военкомат, поддерживайте друг друга. Не забывайте и о нашей организации.

Возьмите ответственность на себя.

Возьмите на себя ответственность за призыв. Критически оценивайте советы чиновников. Не забывайте, что вас могут просто-напросто обмануть.

Не полагайтесь слепо на личные обещания должностных лиц. Тщательно контролируйте ситуацию даже в том случае, когда вам на словах пообещали всё уладить. Старайтесь сами вникнуть во все детали дела. Учитесь и действуйте.

Шаг за шагом.

Достижение любой значительной цели можно сравнить со строительством собора. Величественное здание возводится день за днем, кирпичик к кирпичику. На пути может быть множество неудач, а также соблазнов сдаться. Ничто не должно проводиться под лозунгом «победа или смерть». Каждый удачный шаг должен подтверждать, что вы на правильном пути.

Не паникуйте при неудачах. У вас есть время. Даже решение о призыве, принятое призывной комиссией, можно приостановить законным образом, написав жалобу в вышестоящую призывную комиссию.

Раздел 3. Законодательство

Законы, которые важно знать (извлечения)

Совет Европы

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

Глава 1. Основы конституционного строя

Ст. 2 . Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Ст. 6(2). Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Ст. 15

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты , принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Ст. 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 21.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться, пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...

Ст. 22.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержаю на срок более 48 часов.

Ст. 23(1). Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Ст. 25.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Ст. 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Ст. 41.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Ст. 45(2).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст. 46.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ст. 49.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Ст. 51(1).

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Ст. 55(2).

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Ст. 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военною службу в соответствии с федеральным законом.

Ст. 60.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

РАЗДЕЛ І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 10. Представительство. Доверенность

Ст. 185. Доверенность.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Ст. 186. Срок доверенности .

1. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Ст. 187. Передоверие.

1. Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.

3. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 185 настоящего Кодекса.

4. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел VII. Преступления против личности

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Статья 116. Побои

1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 162-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Содержимое статьи:

Призывники срочной армейской службы всегда обладают правами и обязанностями, которые закреплены на законодательном уровне РФ.

Особенности призыва военнообязанных мужчин в РФ

Служба в армии – это прямая конституционная обязанность каждого мужчины и прямой долг перед Родиной. Некоторые мужчины понимают ценность проявления своих физических способностей на благо всей стране. Остальные мужчины уверены в том, что служба в армии РФ является только их прямой обязанностью, которую обязательно нужно выполнять. Однако для того, чтобы не приходилось отвечать перед законодательством за невыполнение воинских обязанностей, гражданин должен знать свои личные права и обязанности. В противном случае предполагается нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

Граждане, которые состоят на учете в военкоматах, обязательно должны отслужить в армии РФ. При этом отслужить нужно ровно двенадцать месяцев. Это важное событие должно состояться в призывном возрасте, который стартует в 18 лет и завершается в 27 лет.

Изначально мужчина получает повестку из военкомата и обязательно ставит подпись, подтверждая получение документа. В указанный день военнообязанный мужчина должен прийти в военный комиссариат для участия в медицинских обследованиях и определения состояния здоровья. В дальнейшем призывная комиссия получает врачебные заключения и другие документы призывника, стараясь найти оптимальный вариант решения вопроса. Гражданин обязательно должен присутствовать на заседании призывной комиссии. Если будет принято решение, что призывник годен к армии, в установленный срок нужно будет придти в военкомат и отбыть на службу.

Любые уклонения фиксируются, поэтому они предполагают получение штрафа или лишение свободы на срок до двух лет. Правоохранительные органы могут успешно отыскивать всех уклонистов, а затем – действовать на основе законодательства РФ.

От воинской обязанности могут избавиться только некоторые граждане:

  • мужчины, которые отслужили в армии;
  • мужчины, которых признали негодными к службе по состоянию здоровья;
  • обладатели степени кандидата наук;
  • мужчины, у которых близкие родственники семьи погибли при исполнении военного долга перед Родиной.

Все эти исключения должны быть зафиксированы на законодательном уровне, после чего – реализованы на практике.

Права призывника: отсрочка

Отсрочка – одно из прав для каждого призывника. Для использования отсрочки следует быть причисленным к одной из нескольких категорий граждан:

  • те, кто не годен к воинской службе из-за отклонения по здоровью. При этом предполагаются не только постоянные, но и временные нарушения состояния здоровья;
  • отцы двух детей или ребенка возрастом меньше трех лет;
  • мужчины, которые являются попечителями близких тяжелобольных родственников;
  • студенты очной формы обучения в государственном высшем учебном заведении;
  • мужчины, задействованные в общественно полезной деятельности.

Граждане, которые подлежат призыву, должны документально подтвердить причисление к одной из вышеописанных категорий. В противном случае воспользоваться правом на отсрочку не удастся.

Призывники могут оспорить решение в судебном порядке, обратившись в соответствующие государственные органы.

Еще одно право – проведение медицинского освидетельствования в любом учреждении. В этом случае следует соблюсти установленные сроки для мероприятия. Призывник обладает правом представления всех документов, где указаны актуальные врачебные заключения и присутствуют диагнозы. Такой подход к определению состояния здоровья позволяет исключить риск, когда мужчина вынужденно служит на Родину и жертвует личным здоровьем.

Документы для получения отсрочки

Вопрос об отсрочке, которая является основным правом призывника, решается на основе представляемых документов:

  • акт исследования здоровья. В документе должны присутствовать результаты исследований, обследований и должен быть определен диагноз;
  • выписка из истории болезни. Выписка должна быть заверена подписями двух врачей (главного и лечащего), а также печатью медицинского учреждения;
  • листы медицинского освидетельствования. Предполагается определение группы годности к армейской службе.

В то же время отсрочка может быть предоставлена и на основе других обстоятельств, которые можно подтвердить следующими документами:

  • справка о составе семьи (наличие тяжелобольного близкого родственника, родного ребенка);
  • при постоянном уходе за родственником требуются следующие документы: свидетельства о рождении нуждающихся лиц, заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного ухода, свидетельство об инвалидности I или II группы, пенсионные удостоверения или свидетельства о рождении тех, кому еще не исполнилось 18 лет;
  • отцы предлагают на рассмотрение свидетельство о рождении детей. В некоторых случаях требуются дополнительные документы для подтверждения группы инвалидности у ребенка или состоявшегося развода, самостоятельного воспитания ребенка;
  • призывник, который посвятил себя уголовно-исполнительной системе, противопожарной службе или внутренним делам, должен подтвердить соответствующее образование с последующим трудоустройством документальным способом;
  • при очном обучении требуется соответствующее документальное подтверждение.

Документальное решение всех вопросов позволяет успешно регулировать тех, кто участвует в призыве и служит Родине.

Видео: Права и обязанности призывника