Последние статьи
Домой / Жкх / Творческие способности человека. Развитие творческих способностей у детей

Творческие способности человека. Развитие творческих способностей у детей

Привет, и снова с вами Павел Ямб!

Сегодня я хочу обсудить важную для веб-райтеров тему: творческие способности человека. Готов поспорить – многие из вас сразу подумал, что это нужно делать в детстве. А вот и нет. Хорошая новость в том, что наши способности устроены точно так же, как и мускулы: тренируете – развиваются, перестаете тренировать – и они атрофируются из-за ненадобности. Конечно, скорость развития у ребенка и у взрослого разная. Однако жизненный опыт нельзя сбрасывать со счетов. Так что развитие творческих способностей в соединении с опытом может дать просто потрясающий результат.

Согласно исследованиям, ученых Национального бюро экономических изысканий США, наиболее плодотворный возраст, когда возможны научные прорывы и открытия – около 40 лет. К этому выводу они пришли, проанализировав частоту открытий, сделанную нобелевскими лауреатами в ХХ веке.

Тонкая грань между логикой и воображением

Думаю, всем понятна связь творческих способностей и открытий. Умение мыслить вне привычных рамок, видеть новые возможности в знакомых вещах, объединять воедино, казалось бы, совершенно несовместимые понятия – вот то, чего мы ждем от творческого человека.

Хотя наше образование и познание мира в основном опирается на логику, а значит, задействует преимущественно левое полушарие мозга. Тогда как воображение и чувства кроются в правом полушарии. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок не только получал знания из книг, но и занимался музыкой, танцами, рисованием – именно эти занятия активизируют правое полушарие мозга. Музыка же важна еще тем, что она объединяет работу двух полушарий.

Также это актуально и для взрослых. Не секрет, что переключение деятельности с левого полушария на правое в течение рабочего дня является прекрасным способом увеличить работоспособность. Кроме того, это еще и хорошая возможность подстегнуть свои творческие способности: оторваться от логического анализа, расслабиться и дать воображению сложить всю картину в целом. Так придумал свою периодическую таблицу Дмитрий Менделеев.

Избавляемся от оков

«Если бы в начале 1976 года вы заглянули в гараж Пола Джобса, что в окрестностях Лос-Альто, штат Калифорния, едва ли вам пришло бы в голову, что здесь, среди хлама с обрезками проводов и исковерканными электронными деталями, рождается предприятие, которое будет ворочать миллиардами долларов. Здесь, в окружении домашней стиральной машины, разбросанных микросхем и монтажных плат, 21-летний сын Джобсов Стив со своим 26-летним приятелем Стивом Возняком трудился над сборкой первых компьютеров Apple».

Официальная биография компании Apple Computer, выпущенная к первому юбилею компании, основанной 1 апреля 1976 года.

Почему творческие способности часто остаются невостребованными? Как ни парадоксально, но тоже из-за жизненного опыта. Когда он превращается в шаблоны мышления, поведения, принятия решений, тогда и становится помехой на пути творчества. И это проблема большигства взрослых людей, привыкших, что кубик не всунуть в квадратное отверстие, ложка это всего лишь ложка, а четыре разделить на два будет два. Тогда как ребенок, еще имеющий гибкое мышление, может найти столько исключений из правил и возможностей решить эти задачи, и задаст столько вопросов, что останется лишь чесать в затылке.

Ну подумайте только, как можно разделить поровну три маленьких яблока и одно большое между двумя братьями? А четыре подарка это вовсе не то же самое, если четыре раза получить по попе.

И это далеко не все, что придет в голову ребенку. Тогда как взрослые застревают в привычных догмах, повторяя как попугай, заученные истины, даже не задумываясь, что практика довольно часто отличается от теории.

Поэтому, чтобы развить творческие способности, нужно стать немножко ребенком. И тогда вдруг вентилятор, присоединенный к щетке, станет пылесосом, а компьютерный принтер сможет создавать дома.

Хорошо, скажете вы. Ученые и исследователи – это, конечно, здорово. Ну а как от творческих способностей зависит бизнес и карьера? Да напрямую! Все знают: от умения найти незанятую нишу на рынке услуг зависит успех предприятия. В любом начатом деле должна быть своя изюминка. Можно открыть еще одно кафе в городе, но если оно будет таким же, как множество других, то велика вероятность того, что оно не принесет дохода. То же самое касается и отеля. Потому найти свою «изюминку» — очень важно. Что и сделали владельцы вот этих отелей:

Зная это, многие серьезные корпорации регулярно проводят тренинги для сотрудников. Потому что в современном мире умение увидеть новые возможности – очень ценный потенциал.

Упражнения

К этому моменту мы с вами уже знаем три вещи:

  1. Творчество – это еще одна «мышца».
  2. Оно уменьшается не с возрастом, а от невостребованности.
  3. Творчество необходимо всем.

Пришла пора перейти к упражнениям на развитие этих замечательных способностей.

Во время подготовки этой статьи, я просмотрел несколько сайтов, предлагающих такие упражнения. Знаете, забавная вещь: то, что предлагается – в основном касается мастерства владеть словом, а упражнения – это в большинстве своем именно то, что делает копирайтер, когда пишет статьи на заказ. Например:

  • напишите о месте, куда хотите поехать отдохнуть;
  • опишите свою любимую детскую игрушку, уложившись в 150 слов;
  • напишите рассказ о пустой комнате с розовыми обоями;
  • напишите рассказ, используя следующие слова...

Вот так. И это еще один отличный повод попробовать себя в качестве копирайтера – вы совместите полезное с приятным: и деньги заработаете, и разовьете творческие способности.

Хотя на самом деле, это довольно однобокие методы развития творческих способностей, потому что они базируются все на той же активизации левого полушария. Тогда как настоящее творчество таится в правом. А для этого лучше подойдет рисование, музыка, ассоциативное мышление, медитация.

Я не предлагаю всем обзавестись мольбертом, масляными красками и начать писать картины. Хотя это неплохой способ дать левому полушарию отдохнуть. Но даже такое простое средство, как нарисовать свою индивидуальную картинку к каждому из таких вот крестиков – тоже хорошая тренировка.

Попробуйте – вдруг в результате у вас получится целый роман.

Еще один способ: посмотреть на какую-то ситуацию другими глазами. Иногда это сложно. Поэтому британский психолог Эдвард де Боно придумал специальное упражнение: «Шесть шляп». В зависимости от цвета шляпы, человек упорядочивает свой творческий процесс:

белая – беспристрастный анализ данных;

черная – выявление негативных сторон;

желтая – выявление позитивных сторон;

зеленая – новые идеи;

красная – эмоциональное отношение;

синяя – подведение итогов.

Выбираясь из-под комплексов

А знаете ли вы, что является самым большим тормозом на пути развития творческих способностей? Комплексы.

«Я уже взрослый, потому не могу тратить время на такие пустяки...»

«Я очень занятой дядя, у меня нет желания выглядеть глупо...»

«У меня столько дел, мне некогда остановиться и посмотреть на мир другими глазами...»

И это обидно, потому что единственная глупость такого человека – это то, что он сам отказывается от себя-лучшего. Человек, который продолжает чему-то учиться, не смешон. И уж точно выглядит гораздо лучше, чем тот, кто начинает подтрунивать над ним. Скорее всего, так люди скрывают элементарную зависть и оправдание собственной пассивности.

Условия для развития творческих способностей не требуют многочасовых усилий – 10 минут в день, которые на самом деле можно выкроить, выключив телевизор, компьютер или телефон. Подумайте: всего лишь 10 минут в день могут помочь увидеть мир совершенно другими глазами. Разве это не здорово?

А может ваш знак зодиака не способен на это? И дело в нем:?

В психологии развития борются и дополняют друг друга три подхода: 1) генети­ческий, отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследствен­ности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия; 3) генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависи­мости от наследственных черт.

Многочисленные исторические примеры: семейства математиков Бернулли, ком­позиторов Бахов, русских писателей и мыслителей - на первый взгляд убедительно свидетельствуют о преимущественном влияний наследственности на формирование творческой личности.

Критики генетического подхода возражают против прямолинейной интерпрета­ции этих примеров. Возможны еще два альтернативных объяснения: во-первых, твор­ческая среда, создаваемая старшими членами семьи, их пример воздействуют на раз­витие творческих способностей детей и внуков (средовой подход). Во-вторых, наличие одинаковых способностей у детей и родителей подкрепляется стихийно скла­дывающейся творческой средой, адекватной генотипу (гипотеза генотип-средового взаимодействия).

В обзоре Николса, обобщившего результаты 211 близнецовых исследований, приведены результаты диагностики дивергентного мышления в 10 исследованиях. Средняя величина корреляций между МЗ близнецами равна 0,61, а между ДЗ близ­нецами - 0,50. Следовательно, вклад наследственности в детерминацию индивиду­альных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик. Рос­сийские психологи Е. Л. Григоренко и Б. И. Кочубей в 1989 г. провели исследование МЗ и ДЗ близнецов (учащихся 9-10-х классов средней школы) (Григоренко Е. А., Ко­чубей Б. И., 1989). Главный вывод, к которому пришли авторы, - индивидуальные различия в креативности и показателях процесса проверки выдвижения гипотез опре­деляются средовыми факторами. Высокий уровень креативности встречался у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью.

Таким образом, психологические исследования не подтверждают гипотезу о на­следуемости индивидуальных различий в креативности (точнее - уровня развития дивергентного мышления).

Попытка реализации другого подхода к выявлению наследственных детерминант креативности предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечествен­ной школе дифференциальной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (за­датки), которые также обусловливают особенности темперамента.

Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластич­ность». Пластичность обычно определяется по показателям вариативности парамет­ров ЭЭГ и вызванных потенциалов. Классическим условно-рефлекторным методом диагностики пластичности являлась переделка навыка с позитивного на негативный или наоборот.


Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая прояв­ляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности цен­тральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности перено­са старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д.

Одна из попыток выявления наследуемости пластичности была предпринята в диссертационном исследовании С. Д. Бирюкова. Удалось выявить наследуемость «полезависимости-поленезависимости» (успешность выполнения теста встроенных фигур) и индивидуальных различий выполнения теста «Прямое и обратное письмо». Средовая компонента общей фенотипической дисперсии по этим измерениям была близка к нулю. Кроме того, методом факторного анализа удалось выявить два неза­висимых фактора, характеризующих пластичность: «адаптивный» и «афферентный». Первый связан с общей регуляцией поведения (характеристиками внимания и моторикой), а второй - с параметрами восприятия.

По данным Бирюкова, онтогенез пластичности завершается к окончанию полово­го созревания, при этом половых различий ни по фактору «адаптивной» пластично­сти, ни по фактору «афферентной» пластичности нет.

Фенотипическая изменчивость этих показателей очень велика, но вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым. Поскольку психологические ис­следования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креа­тивности, обратим внимание на факторы внешней среды, которые могут оказать по­зитивное или негативное влияние на развитие творческих способностей. До сих пор исследователи отводили решающую роль микросреде, в которой формируется ребе­нок, и, в первую очередь, влиянию семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармонич­ность - негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая - нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание до­стижений или независимости.

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинако­вые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей.

Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе - эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствуют ран­нему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствуют развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически неста­бильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует разви­тию независимости и, как следствие, креативности.

К. Берри провел сравнительное исследование особенностей семейного воспитания лауреатов Нобелевской премии по науке и литературе. Почти все лауреаты происхо­дили из семей интеллектуалов или бизнесменов, практически не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах (столицах или мегаполисах). Среди Нобелевских лауреатов, рожденных в США, только один происходил из среднезападных штатов, зато из Нью-Йорка - 60. Чаще всего Нобелевские премии получали выходцы из еврейских семей, реже - из семей протестантов, еще реже - из католических семей.

Родители Нобелевских лауреатов-ученых чаще всего также занимались наукой или работали в области образования. Выходцы из семей ученых и преподавателей крайне редко получали Нобелевские премии за литературу или борьбу за мир.

Обстановка в семьях лауреатов-ученых была более стабильной, чем в семьях лауреатов-литераторов. Большинство ученых подчеркивали в интервью, что у них было счастливое детство и рано началась научная карьера, протекавшая без существенных срывов. Правда, нельзя сказать, способствует ли спокойная семейная среда развитии таланта или становлению личностных качеств, благоприятствующих карьере. Достаточно вспомнить нищее и безрадостное детство Кеплера и Фарадея. Известно, что маленького Ньютона бросила мать и он воспитывался бабушкой.

Трагические события в жизни семей лауреатов Нобелевской премии по литерату­ре - явление типичное. Тридцать процентов лауреатов-литераторов в детстве поте­ряли одного из родителей или их семьи разорились.

Специалисты в области посттравматического стресса, переживаемого некоторы­ми людьми после воздействия выходящей за рамки обычной жизни ситуации (при­родная или техническая катастрофа, клиническая смерть, участие в боевых действи­ях и т. д.), утверждают, что у последних возникает неконтролируемое стремление выговориться, рассказать о своих необычных переживаниях, сопровождающееся чув­ством непонятости. Возможно, травма, связанная с потерей близких в детстве, и яв­ляется той незаживающей раной, которая заставляет писателя через свою личную драму раскрывать в слове драматизм человеческого существования.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу, что сре­да, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное по­ведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения, максимально благоприятна для развития креативности социально и политически нестабильная среда.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.

2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифи­цируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясня­ется тем, что у большинства детей родители - «средние», нетворческие люди, иден­тификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограни­чением поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных поли­тиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.

5. Для развития креативности благоприятно повышенное внимание к способно­стям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители,

Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональ­ному отдалению ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демокра­тическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе об­щей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоак­туализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (син­тез одаренности и определенной структуры личности).

Если обобщить немногочисленные исследования, посвященные сензитивному периоду развития креативности, то наиболее вероятно, что этот период приходится на возраст в 3-5 лет. К 3 годам у ребенка появляется потребность действовать, как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей появляется «потребность в компенса­ции» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца ворого по четвертый год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максималь­но сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

В исследовании В. И. Тютюнника показано, что потребности и способность к твор­ческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку.

В ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытыва­ют дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», уни­фикации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстратив­ных, истеричных, упрямых и т. д. Сопротивление креативов репродуктивным рабо­там, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников-подростков. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одаренные дети впадают в депрессию, маскируя свои способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают вы­соких уровней развития нравственного сознания (по Л. Колбергу).

Дальнейшая судьба креативов складывается в зависимости от условий среды и от общих закономерностей развития творческой личности.

В ходе профессионального становления огромную роль играет профессиональный образец - личность профессионала, на которую ориентируется креатив. Считается, что для развития креативности оптимален «средний» уровень сопротивления среды и поощрения таланта.

Однако среда, несомненно, играет исключительную роль в формировании и про­явлении творческой личности. Если разделять ту точку зрения, что креативность при­суща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, «табу», социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать «влияние» нерегламентирован­ности поведения как отсутствие всякого влияния. И на этой основе развитие креатив­ности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциа­ла от «зажимов», приобретенных в раннем детстве. Но если полагать, что влияние среды позитивно и для развития креативности совершенно необходимо подкрепле­ние общей одаренности определенным средовым влиянием, то идентификация и под­ражание креативному образцу, демократический, но эмоционально неуравновешен­ный стиль отношений в семье выступают как формирующие воздействия.

Функциональная когнитивная избыточность как основа человеческого творче­ства. Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность, очевидно, является важнейшей (если не главной) особенностью, отличающей человека от выс­ших приматов и других высокоорганизованных животных.

Мало кто из социобиологов, этологов и зоопсихологов сомневается в наличии у высших обезьян способности к мышлению и простейшим формам псевдоречевого общения.

Интеллект как способность решать актуальные проблемы в уме без поведенческих проб присущ не только человеку, но ни один вид не создал хотя бы что-то напомина­ющее человеческую культуру. Элементы человеческой культуры - музыка, книги, нормы поведения, технологические средства, здания и др. - являются изобретения­ми, тиражируемыми и распространяемыми во времени и пространстве.

Важно ответить на вопрос: могли бы люди физически существовать без культур­ной среды, если культура есть необходимое средство адаптации человека к миру, а человеческий индивид вне культуры обречен на гибель. «Маугли», казалось бы, яв­ляются доказательством этого тезиса, но они «жертвы» лишь духовно, а физически - выживают! Можно сказать иначе: культура есть не обязательный «довесок» к чело­вечеству, но она возникает потому, что отдельный человек не может существовать, не производя новых предметов культуры, как не может прекратить есть, пить или ды­шать. Возникает ли из этого тезиса мысль, что способность к творчеству изначально присуща человеку? Возможно. Но на мой взгляд (и это гипотеза!) творчество само по себе также является культуральным изобретением. Постараюсь обосновать такое предположение.

Для этого следует привести ряд теоретических соображений:

1. Человек отличается от других животных не просто «уровнем интеллекта», а функциональной избыточностью когнитивного ресурса по отношению к задачам адаптации. Проще говоря, интеллектуальные способности нормального человека («среднего человека») как представителя вида превышают те требования, которые предъявляет к нему окружающая природная среда.

2. С развитием культуры и цивилизации возрастают культуральные требования. Связанные с овладением культурой, снижаются требования адаптации к природной среде. Человек защищен от воздействий опасностей «излишком» изобретений. Функ­циональная избыточность по отношению к природной адаптации возрастает, по от­ношению к культурно-социальной - падает.

3. Множество моделей поведения, гипотез, образов будущего мира остается «не­востребованным», поскольку большинство из них невозможно применить для регу­ляции адаптивного поведения. Но человек постоянно порождает гипотезы, которые активны и требуют своей реализации.

Каждый из нас, как М. Ю. Лермонтов, может сказать, что «в моей душе я создал мир иной и образов других существование», уточнив лишь, что таких миров много. Каждый (в воображении!) потенциально мог бы прожить множество разных жизней, но реализует лишь один линейный, необратимый жизненный путь. Время линейно, параллельных жизней не дано.

Творчество как способ социального поведения изобретено человечеством для реа­лизации идей - плодов человеческого активного воображения. Альтернативой твор­честву является адаптивное поведение и психическая деградация или же разрушение как экстернализация психической активности человека по уничтожению собственных мыслей, планов, образов и т. д.

Каким образом может человек воплотить свои фантазии («параллельные» модели реальности) в жизнь, если она требует повседневной адаптации и реализации одного, единственного верного варианта поведения?.

Возможность для творчества предоставляется тогда, когда человек выпадает из потока решения задач на адаптацию, когда ему предоставляется «покой и воля», ко­гда он не занят заботами о хлебе насущном или отказывается от этих забот, когда он предоставлен сам себе - на больничной койке, в камере одиночного заключения Шлиссельбурга, ночью за письменным столом Болдинской осенью.

Одним из аргументов в пользу представления творчества как социального изоб­ретения являются данные психогенетики и психологии развития.

Исследования внутрипарного сходства моно- и дизиготных близнецов М. Резни­кова с соавторами (Resnikoff М., Domino G., Bridges С., Honeyman N., 1973) показали что генотип обусловливает лишь 25% дисперсии одиннадцати показателей креатив­ности.

Развитие креативности детей сопровождается увеличением частоты неврозоподобных реакций, неадаптивного поведения, тревожности, психической неуравновешенности и эмотивности, что прямо свидетельствует о тесной взаимосвязи этих психических состояний с творческим процессом.

Индивиды различаются уровнем когнитивной функциональной избыточности (КФИ). Чем ниже избыточность, тем более адаптивным и удовлетворенным должен чувствовать себя человек. С этим выводом совпадают результаты исследований в области интеллектуальной адаптации, свидетельствующие о наличии «социального оптимума» уровня интеллекта: наиболее социально адаптированы и профессионально успешны лица со средним (или чуть выше среднего) интеллектом. Вместе с тем существуют и данные о высокой адаптивности и удовлетворенности жизнью индивидов с интеллектом ниже среднего и даже с умеренной олигофренией.

Установлено, что лица с высоким и сверхвысоким интеллектом наименее удовлетворены жизнью. Этот феномен наблюдается как в странах Запада, так и в России.

Все меньше индивидов удовлетворяет требованиям культуральной адаптации выдвигаемой современным производством (понимая этот термин в широком смысле как производство предметов культуры). Отсюда - распространение и потребление упрощенной культуры, суррогатов типа произведений «массовой культуры» и т. д., относительное уменьшение численности субъектов, способных участвовать в культурном творчестве, воспринимать и понимать смысл изобретений, теорий, открытий. Мало кто, кроме узкого круга профессионалов, может воспроизвести недавно полученное доказательство теоремы Ферма; мало любителей изящной словесности, действительно способных понять метафоры Т. Элиота или И. Бродского.

Творчество все больше и больше специализируется, и творцы, как птицы, сидящие на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Большинство же вынуждено принимать на веру их открытия и пользоваться плодами их ума в быту, не отдавая себе отчета, что и капиллярную авторучку, и застежку-«молнию», и видеоплеер кто-то когда-то изобрел.

Итак, когнитивной функциональной избыточностью как свойством психики об­ладают в разной мере все нормальные, без генетических дефектов, ведущих к сниже­нию интеллекта, представители человеческой популяции. Но уровень КФИ, требуе­мый для профессионального творчества в большинстве сфер человеческой культуры, таков, что оставляет большинство людей за пределами профессионального творче­ства. Но человечество и здесь нашло выход в форме «любительства», «творчества на досуге», хобби в тех сферах, которые пока еще доступны для большинства.

Эта форма творчества доступна практически всем и каждому: и детям с пораже­ниями опорно-двигательного аппарата, и душевнобольным, и людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью. Массовость «лю­бительского» творчества, его благотворное влияние на душевное здоровье человека свидетельствует в пользу гипотезы «функциональной избыточности как видоспецифичном признаке человека».

Если гипотеза верна, то она объясняет такие важнейшие характеристики по­ведения творческих людей, как склонность проявлять «надситуативную активность» (Д. Б. Богоявленская) или тенденцию к сверхнормативной активности (В. А. Петров­ский).

Вопросы для повторения

1. Какова роль бессознательного в творческом процессе?

2. Дайте определение побочного продукта деятельности по Я. А. Пономереву.

3. Чем отличаются операции конвергентного и дивергентного мышления?

4. В чем сущность концепции «интеллектуального порога»?

5. Каковы относительные вклады наследственности и среды в развитие креативности?

6. Перечислите основные черты творческой личности.

7. На какой возраст приходится пик творческой продуктивности научных работников?

8. Как оценивается оригинальность ответов в тесте Торренса?

9. В чем суть гипотезы когнитивной функциональной избыточности?

Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии. - № 1.- 1995. - С. 111-131.

Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 1970.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983.

Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 1971.-№ 1.-С. 144-146.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону,1983.

Бродский И. Нобелевская лекция // Стихотворения. - Таллинн, 1991. - С. 17-18.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992.

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991.

Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 1989. - №2. - С. 15-20.

Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923.

Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросре­ды на креативность // Психологический журнал. - 1994. - № 4.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 1992. - С. 15-16, 2-1-23.

Лук А.Н. Проблемы научного творчества / Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИОН АН СССР, 1983.

Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. - 1968. - № 4. - С. 69-73.

Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 1990.

Перна И. Я. Ритмы жизни и творчества. - Л., 1925.

Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. С.21-25.

Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина и В. В. Шадрикова. - М.: Наука, 1991.

Рудкевич Л. А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологи­ческие проблемы самореализации личности. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 89-106.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 1996.

Хоровитц Ф. Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследо­ваний // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1988. № 1.

Эллиот П. К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор воле­вых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. - 1988. - № 1. - С. 86-87.

Bogerman W. G. Studies of Genius. - N.Y., 1947. P. 171.

Brand C. R., Egan V., Deary J.J. Genral intelligence and personality: No relation? // Current topics in human

Guilford Y. P. The nature of human intelligence. - N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967.

Karlson Y.L. Inheritance of creative intelligence. - Cicago, 1978. P. 138.

Lehman Н. C. Age and Achievement. - Prinston, 1953.

Mednich S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. - Rewiew. - 1969. - № 2. - P. 220-232.

Resnikoff M., Domino G., Bridges C., Honeyman N. Creative abilities in identical and fraterral twins // Behavior Genetics. - 1973. - V.3. - P. 356-377.

Sternberg R, General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. - 1985. - P. 5-31.

Sternberg R.Y. Inside intelligence // American scientist. - 1986. - Vol. 74, 32. - P. 137-143.

Taylor C. W. Cultirating multiple creative talents in students //Journal for the Education of the Giften. -

1985.-Vol. 8.-P 187-198.

Terman L. М. The Measurement of Intelligence. - Boston,1937.

Torrance Е. P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, WJ,: Prentice-Holl, 1964.

Torrance Е. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. - 1965.- P.663-679.

Vernon P. Е. Psychological studyes on creativity //Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1967. № 8. P. 135-165.

Waller N.G., Boucharh T.J., Lykken D.T., Tellegen A. Creativity, heriability, familiality: Which word does not belong? // Psychological Inquing. - 1993. - Vol.4. - P.235-237.

Wollach М. A., Kogan N. A. A new look at the creativity - intelligence distinction //Journal of Personality. - 1965.-№ 33. - P. 348-369.

Екатерина Валентинова
Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Существует множество различных определений понятия творчества . Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей , которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций . Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества : «Творчество – это деятельность , порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности ».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач . При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.

Для необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству , но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков . Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность , продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида лежат творческие способности .

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека , которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределять тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие . Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Так что же такое творческие способности на самом деле ?

Существует множество определений способностей . Так, Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. К. С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л. А. Венгер) .

Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей . Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта. Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно контролируют данный процесс у ребенка. Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей .

Каковы же оптимальные условия развития способностей ?

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий , способствующих формированию их творческих способностей . На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .

Первым шагом к успешному является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то , что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться . Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения .

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом , хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало : не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность . Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники , не теряя своеобразия творчества , создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей , но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию творческих способностей . Неоспорим также тот факт, что самым главным условием является наличие необходимых задатков у человека. В соответствии с наличием определенных задатков выстраивается план развития способностей человека .

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр технического творчества»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие творческих способностей у детей»

Педагог дополнительного образования:

Ерохина Маргарита Леонидовна

Петропавловск-Камчатский

2008 г.

«Развитие творческих способностей у детей»

План

    Пояснительная записка

    Определение понятия способность

    Развитие интереса к творчеству

    Виды творческой деятельности

    Этапы, принципы и методы развития творческих способностей у детей

    Практическая часть (на примере работы детского объединения фотостудии «Ракурс» КГОУДОД КОЦТТ)

    Заключение

    Список литературы

    Приложение 1 (Открытый урок «Световая кисть»)

    Приложение 2 (Диск к открытому уроку «Световая кисть»)

1. Пояснительная записка

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности в интересной детям деятельности. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

2. Определение понятия способность

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди сильнее и лучше, чем другие, усваивают знания и умения. Так что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, не однозначен. Если суммировать его толкования и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

    Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им уже практически не пользуются.

    Способности - представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

    Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех, и именно на него мы и будем опираться.

3. Развитие интереса к творчеству

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, фотография, которая объединяет и то и другое и др., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь следует различать природные, или естественные способности и специфические, имеющие общественно-историческое происхождение. Первые являются элементарные способности, общими у человека и животными, это, например, восприятие, память, мышление, способность к элементарной коммуникации на основе экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

Так же существуют общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, к ним можно отнести музыкальные, математические, литературные, художественные, технические и др.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Такие способности не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Кроме этих существуют и другие виды способностей.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а их удачное сочетание, именно такое, которое необходимо для нее. Практически нет такой деятельности, успех которой определялся бы только одной способностью. С другой стороны относительная слабость способности не исключает успешного выполнения деятельности, так как она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим видам деятельности.

4. Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.


Творческая

деятельность



Декоративно-

прикладная

Художественно-эстетическая

Техническая

К декоративно-прикладной деятельности относятся: ИЗО, шитье, вязание, макраме; к техническому – спортивно-технические, конструкторские, художественно-технические, научно-технические объединения, информационные технологии; к художественно-эстетической – музыка, вокал, хореография, драматический театр.

Среди декоративно-прикладного творчества особо выделяется изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмичные движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Техническое творчество способствует развитиюинтереса к технике, конструкторским и трудовым умениям и навыкам, техническим знаниям и углубленному изучению технических и естественных наук, к коллективному труду и выявляет индивидуальность каждого ребёнка.

5. Этапы, принципы и методы развития творческих способностей у детей

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые ребенок будет проходить на пути от способностей к таланту:

    Первый этап – игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

    Второй этап – индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

    Третий – этап роста.

Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

    Четвертый – этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Из этого можно сделать следующие выводы:

    На первом этапе ребенок тянется за родителями;

    На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;

    На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Он заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

    научности

    систематичности

    последовательности

    доступности

    наглядности

    активности

    прочности

    индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся во время игровой деятельности игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими особенностями:

    Каждая игра представляет собой набор задач.

    Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

    Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

    Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

    Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

    Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

    • развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

      задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

      творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Методы:

    Практические

    Словесные

    Наглядные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Они подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские и творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

6. Практическая часть (на примере работы детского объединения фотостудии «Ракурс» КГОУ ДОД КЦТТ)

Я являюсь руководителем детской фотостудии «Ракурс», которая работает при КГОУ ДОД КЦТТ. Главная цель работы объединения – дать теоретические знания в области художественной фотографии, обучить практическим приёмам фотографии и работы с фототехникой, развить интеллектуальные и специальные способности детей, формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность.

Первый год обучения – научно-универсальный. Его основой является познавательная деятельность. Обучающиеся приобретают знания, умения, навыки по профилю учебных групп. Ребята знакомятся с негативным и позитивным процессом, осваивают фотографические жанры, занятия, в основном, носят общий характер. Уровень коммуникации между мной и детьми в образовательном процессе демонстрационный. Показателем практических умений и навыков является правильное и аккуратное выполнение работ, проведение тестов.

Второй года обучения идет по пути качественного, а не количественного накопления знаний и расширения уже приобретенных. Данный уровень обучения можно отнести к поисково-диагностическому , накапливается опыт исполнительской деятельности, позволяющий ребятам попробовать себя во всех жанрах фотографии и выбрать желаемое. Итогом здесь является появление устойчивого интереса к одному или нескольких направлений жанров фотографии. В процессе обучения ребята получают основные теоретические знания и практические навыки по технике и эстетики фотографирования, развивают и углубляют свои творческие способности, общественную активность. Показателем практических умений и навыков является правильное выполнение работ для выставок.

На третьем году обучения образовательный уровень носит лабораторно-исследовательский характер, при этом уровень коммуникаций продуктивный, обучающиеся овладевают практическими знаниями и умениями по одному или несколькими жанрами фотографии. Идет коррекция развития интересов и способностей. Итогом работы являются работы, подготовленные на выставки.

Четвертый этап творческий . Этот уровень предполагает самостоятельное выполнение работ по собственным проектам, создание персональных выставок. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству.

Обучение младших рассчитана на ребят-помощников, которые серьёзно увлечены фотографией и обладают запасом основных знаний и умений, у которых уже определились любимые темы, склонность к фотосъемке определенных жанров фотографий. Также, с этой целью установлен дружеский контакт с фотохудожниками народного фотоклуба «Камчатка», запланированы встречи с журналистами, фотокорреспондентами и фотомастерами

По освоению содержанию программы предусмотрены следующие уровни развития: репродуктивный – первый год обучения, эвристический – второй год обучения, креативный – третий и четвертый год обучения.

Для развития творческих способностей в студии используются игры и упражнения, основанные на игровом моменте. Игра является основой всей человеческой культуры. Именно она в легкой и интересной форме помогает освоить многое в искусстве и творчестве, развить зрительное внимание и образное мышление. Ниже приведены игры и упражнения, наиболее часто используемые мною в педагогической деятельности.

«Глазами карликов и великанов»

Зрительное восприятие лежит в основе фотографического творчества, и его развитие – необходимое условие для становления фотографа. Каким же образом можно его развить? В этом поможет данное упражнение. Принцип выполнения прост:надо пытаться смотреть на вещи, которые нас окружают, с непривычных позиций. Так, например, можно стать на стул и оглядеть комнату вокруг, или присесть на корточки и посмотреть на предмет снизу. Невероятно, но таким образом можно получить интересные образные открытия.

«Пятна»

Эта игра поможет развить воображение и творческие способности ребенка. Берем лист бумаги, сложенный пополам так, чтобы была видна граница перегиба. Затем на одну из его сторон капаем тушь, краску или несколько красок. Способов нанесения краски множество: их можно наносить рядом друг с другом, смешивать тона или ограничиться только одной каплей – все это позволяет получать разнообразный результат.

Затем мы складываем половинки и прижимаем страницы друг к другу (степень надавливания так же играет значение). После этого открываем лист и смотрим на то, что получилось, пытаясь увидеть среди пятен знакомые объекты и предметы. Эта игра очень нравиться детям, так как она не только полезна, но и увлекательна.


Существует огромное количество разнообразных игр на развитие внимания. Но, выполняя их, надо иметь в виду некоторые психологические особенности – внимание легко утомляется. Чтобы развить стойкое внимание, нужна тренировка. Ниже приведены игры на развитие внимания.

«А ты это заметил?»

Эта игра поможет сформировать отличную зрительную память. Для ее проведения потребуются, например, слайды и репродукции картин. На несколько минут показывают репродукцию или слайд картины, а затем просят ответить на вопросы: какого цвета одежда на герое, сколько человек изображено, где главный композиционны центр картины, в чем основная идея произведения и др.

Другой вариант этой игры. В течение определенного времени надо запомнить, как одет один из присутствующих, а потом рассказать по памяти. Или другой вариант: осмотрев всех, ученик выходит из кабинета, а оставшиеся меняются деталями в одежде. Вернувшийся должен восстановить прежний порядок.


«Фрагменты»

Эта игра следует той же цели, что и предыдущая. Ее условия таковы: необходимо узнать по выкадровке снимка – автора и название фотографии. Сначала размер фрагмента может быть большим, но постепенно рамки сужаются, усложняя задание.

«Что изменилось?»

В эту игру можно играть вдвоем, втроем и даже группами. На столе расставляются предметы разных форм и цветов. Участники игры должны за определенный срок запомнить их и потом, назвать их по памяти. Главное помнить, что количество предметов, которые исчезают или появляются должно увеличиваться постепенно и не могут превышать число семь. Так как, по мнению психологов, зона ближайшей памяти у человека ограничена, и он не в состоянии одновременно держать в памяти больше семи предметов.

Можно привести пример творческих «фотозаданий», широко используемых в фотостудии. Это съемка «веселых» и «грустных» натюрмортов, съемка черной перчатки на черном, и белого яйца на белом фоне.

Еще один путь развития воображения и чувства композиции – создание фотограмм, которые включали бы в себя самые простые объекты: спички, обрезки бумаги, пуговицы и т. п. Сам процесс выкладывания фотограмм очень увлекателен и не так прост, как может сначала показаться. Он побуждает ребенка творчески мыслить, видеть в простых и знакомых предметах что-то новое и необычное.


Занятие в студии настраивает на профессиональный рост коллектива, я считаю, что эффективность этих занятий доказано самой жизнью и работой студии. Участники объединения являются призерами международных, всероссийских, областных и городских конкурсов.

Заключение

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве и юношестве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей

ВЫВОД

Развитие творческих способностей через занятия техническим творчеством, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой благотворное влияние на развитие как личностной, так и технической культуры в целом. С этой целью можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по фотографии давать детям задания творческого характера.

3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

4. Работа с родителями.

Список литературы:

    Ерохина М.Л. Образовательная программа.

    Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

    Немов Р.С. Психология. – М.: гуманитарный издательский центр Владос, 1998 г. стр. 373 – 388.

    Пожарская С. Фотомастер. – М.: «Пента», 2001 г. стр. 314 – 320.

    Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

    Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 32.

    Дети, техника, творчество. №6, 2005 г., стр. 12 – 20.