Последние статьи
Домой / Оформление документов / Служебный контракт заключается. К вопросу правоприменения срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе

Служебный контракт заключается. К вопросу правоприменения срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе

После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года. Имеются некоторые особенности при перезаключении контракта с лицами, назначение которых на должность федеральной государственной гражданской службы и освобождение от должности производится Правительством РФ. Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г.

Статья 25. срок действия служебного контракта

Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.5.

5.3. срок действия служебного контракта

Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года. Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.
В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт?

Внимание

N 230 с указанными лицами перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия председателя Правительства Российской Федерации руководителями, наделенными полномочиями представителя нанимателя. 6. В отношении установленного ч. 6 комментируемой статьи предельного возраста нахождения на гражданской службе в настоящее время развернулась дискуссия о целесообразности его продления для определенных категорий должностей. В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ.

Основания заключения срочного служебного контракта

Инфо

Служебный контракт

Случаи заключения срочного служебного контракта с гражданскими служащими установлены в положениях ч. ч. 3 и 4 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе. В отношении категории сотрудников таможенных органов Законом о службе в таможенных органах не предусмотрена возможность заключения бессрочных служебных контрактов. При этом законодатель четко фиксирует сроки действия служебного контракта, не прибегая к установлению минимального и максимального срока.
Контракт заключается между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. При этом истечение срока действия служебного контракта является основанием прекращения служебных отношений и увольнения сотрудника таможенного органа.

An error occurred.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается в случае

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. 3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4.

Статья 25. Срок действия служебного контракта 1. В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Как правило, служебные контракты на неопределенный срок заключаются с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий «руководители», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Гражданские служащие, замещающие отдельные должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», заключают срочные служебные контракты в связи с тем, что срок их профессиональной служебной деятельности на указанных должностях гражданской службы обусловлен сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, которые реализуют в отношении них функции представителя нанимателя или для обеспечения деятельности которых учреждаются эти должности гражданской службы.

Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе; 7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда; 7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации; 8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пароль чужой компьютер Забыли пароль? © 1997 — 2018 PPT.RUПолное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.

Нормы трудового права (Трудовой кодекс)

Часть 1 статьи 59 - на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы

Часть 2 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта

Часть 4 статьи 59 - с лицами, направляемыми на работу за границу

Часть 4 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ

Часть 7 статьи 59 - с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой

Часть 5 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 - замещение временной должности гражданской службы

Часть 9 статьи 59 - в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц в органах государственной власти

Часть 1 пункта 4 статьи 25 - замещение отдельных должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» , к которым отнесены должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти, их подразделений (в т. ч. территориальных) и представительств, замещаемые на определенный срок. Перечень должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, законодательством не установлен . Вместе с тем такой перечень должностей может быть определен представителем нанимателя в каждом конкретном случае, при этом главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления служебных отношений на неопределенный срок.

Специфическим основанием заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда. В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона № 79-ФЗ особый порядок оплаты труда некоторых государственных служащих производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Приведенный перечень специфических правовых оснований заключения срочного служебного контракта не является исчерпывающим, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи. Таким случаем, например, является заключение срочного служебного контракта (на срок от одного года до пяти лет) с государственным служащим, достигшим возраста 60 лет, с которым ранее уже был заключен служебный контракт на неопределенный срок (ч. пятая ст. 25 Закона № 79-ФЗ).

Эта норма вызывает наибольшее количество вопросов у работников кадровых служб органов государственной власти. Дело в том, что закон четко не определяет, что следует понимать под перезаключением служебного контракта. Касаются ли вносимые в служебный контракт изменения только его сроков или и иных его условий? Допускается ли неоднократное продление срочного служебного контракта в рамках предельного возраста пребывания на гражданской службе? Прямых указаний на однократность заключения срочного служебного контракта, так же как и прямых запретов на его неоднократное продление, закон не содержит. Пока единственным критерием при решении этого вопроса является заинтересованность органа государственной власти в том или ином государственном служащем.

Комментарий чиновника

Александр САФОНОВ,

директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России:

Нам часто поступают вопросы по применению части 5 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», в частности, обязан ли представитель нанимателя перезаключить служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, или же он имеет право уволить служащего, достигшего возраста 60 лет. Никаких законных оснований увольнения гражданского служащего до достижения им возраста 65 лет (то есть предельного возраста пребывания на гражданской службе) не существует. В то же время достижение гражданским служащим 60-летнего возраста - это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Законодатель не ограничивает количество заключения срочных служебных контрактов с гражданским служащим, и в этой связи представитель нанимателя самостоятельно должен решать вопрос о сроке, на который продляются служебные отношения с гражданским служащим, руководствуясь при этом как деловыми качествами гражданского служащего, так и состоянием его здоровья. При этом следует учитывать, что заключение срочного служебного контракта на один год обязательно.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию.

Интересная правовая коллизия возникает при поступлении на гражданскую службу граждан, достигших возраста 60 лет. Эта ситуация способна поставить правоприменителей в тупик, так как законом она никак не урегулирована. Из смысла статьи 25 Закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт. Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу. Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна.

Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в пункте 8 части 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, абзац 14 статьи 59 Трудового кодекса содержит норму, указывающую, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с пенсионерами по возрасту, что является отчасти правовой основой заключения срочного служебного контракта в данном случае.

Комментарий к статье 25

1. Служебный контракт согласно ч. 1 комментируемой статьи может быть заключен либо без ограничения срока (на неопределенный срок) либо на определенный срок. Принцип стабильности гражданской службы (см.

Комментарий к ст. 4) предполагает, что статус гражданских служащих должен обеспечивать им гарантии прохождения гражданской службы. Служебные отношения с гражданскими служащими не могут быть прекращены, если не имеется предусмотренных законом оснований для такого прекращения. При этом применительно к расторжению служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, данные основания при расторжении контракта по инициативе представителя нанимателя связываются со способностями или поведением гражданского служащего или обусловливаются организационно-штатными мероприятиями.

2. Временные рамки срочного служебного контракта указаны в ч. 2 комментируемой статьи. В частности, этот срок может быть от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен Законом. Служебный контракт, заключаемый на определенный срок, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по истечении этого срока без каких-либо иных обоснований, кроме как истечение срока. При использовании таких служебных контрактов служащему не предоставляют обычные средства защиты от необоснованных увольнений. В связи с этим в комментируемой статье законодательно ограничивается сфера применения служебных контрактов, заключаемых на определенный срок.

3. В сопряжении с временными рамками срочности, определяемыми предыдущей нормой, ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Законом и другими федеральными законами.

В соответствии с требованием ч. 6 ст. 24 Закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с Законом и другими федеральными законами. Тем самым исключается возможность произвольного расширения сферы применения срочных служебных контрактов на гражданской службе, запрещается заключение срочных служебных контрактов в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для гражданских служащих, с которыми служебный контракт заключается на неопределенный срок.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указано, в каких случаях должен заключаться именно срочный служебный контракт. В частности, указано, что:

а) срочный служебный контракт заключается со всеми гражданским служащими, замещающими должности гражданской службы категории "помощники (советники)", а также с гражданскими служащими, замещающими отдельные должности гражданской службы категории "руководители". Заключение срочного служебного контракта для замещения должностей гражданской службы категории "помощники (советники)" обусловлено сущностью этой категории должностей, вытекает из ее определения, содержащегося в ч. 2 ст. 9 Закона.

Согласно этому определению должности категории "помощники (советники)" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей (см. комментарий к ст. 9). В соответствии с этим определением действие служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность категории "помощник (советник)", ограничено сроком, на который назначены (избраны) соответствующее лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или соответствующий руководитель.

Вопрос о том, по каким должностям гражданской службы категории "руководители" служебный контракт заключается на определенный срок, требует нормативного урегулирования. Следует полагать, что будут четко определены те должности категории "руководители", назначение на которые производится на определенный срок полномочий, а также указано, на какой срок полномочий на эти должности должно производиться назначение.

В силу системности норм права на определенный срок полномочий должны назначаться руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители представительств государственных органов, поскольку согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона для содействия указанным руководителям в реализации их полномочий учреждаются должности помощников (советников), замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных руководителей;

б) гражданский служащий замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законом сохраняется указанная должность, по срочному служебному контракту.

Заключение срочного служебного контракта на период отсутствия другого гражданского служащего возможно только в том случае, если за отсутствующим гражданским служащим в соответствии с федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, например, на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в длительной командировке и т.д. Важно отметить, что законами субъектов РФ не может устанавливаться возможность сохранения должности гражданской службы за отсутствующим гражданским служащим. Срок служебного контракта в данном случае определяется не конкретной датой или точно устанавливаемым временным периодом, а ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего гражданского служащего к исполнению своих служебных обязанностей;

в) по срочному служебному контракту замещается должность гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

В соответствии со ст. 61 Закона заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и законодательством субъекта РФ. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте может предусматриваться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета. При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 27 для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы, не устанавливается испытание. Служебный контракт в данном случае заключается на срок, заранее определенный в договоре на обучение за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку обучение в данном случае осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, неисполнение гражданином обязанности проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, а также прохождение этой службы менее указанного срока должно повлечь за собой обязанность этого гражданина возместить (полностью или частично) средства соответствующего бюджета, затраченные на его подготовку;

г) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ.

Вопрос об особенностях регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, детально регулируется в гл. 53 ТК. При этом, несмотря на то, что в ТК используется понятие трудового договора, соответствующие нормы ТК в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, поскольку эти отношения не урегулированы данным Законом.

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ (ст. 337 ТК). Статьей 338 ТК предусмотрено, что с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в представительство РФ за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая работа (должность). Данные положения ТК в полной мере относятся и к гражданским служащим;

д) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

е) по срочному служебному контракту производится замещение временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

ж) гражданский служащий замещает должность гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона установлен особый порядок оплаты труда, по срочному служебному контракту.

В данном случае срочный характер служебного контракта обусловлен, видимо, не столько особым порядком оплаты труда гражданского служащего, сколько тем, что ему поручается решить определенные задачи в ограниченных временных рамках. При этом оплата труда гражданского служащего производится в зависимости от показателей эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления их оплаты труда утверждаются соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

з) срочный контракт заключается также в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Важно подчеркнуть, что законами субъектов РФ не могут устанавливаться случаи, когда должен заключаться срочный служебный контракт, что обусловлено необходимостью четко ограничить возможность заключения срочных служебных контрактов.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается посредством оформления служебного контракта со сроком действия не менее одного года и не более пяти лет. Данная норма Закона аналогична положению ч. 2 ст. 59 ТК, согласно которому с поступающими на работу пенсионерами по возрасту по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор. Однако, в отличие от ТК, данная норма сформулирована, во-первых, в императивной форме и, во-вторых, применительно не к вновь возникающему правоотношению, а к длящемуся служебному отношению. В связи с этим следует полагать, что Закон обязывает стороны служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, "перезаключить" его в срочный служебный контракт, т.е. фактически внести в него изменение, связанное с ограничением срока действия этого контракта. Но поскольку при этом стороны должны еще договориться о продолжительности срока этого контракта (от одного года до пяти лет, т.е., например, сразу на три, четыре или пять лет), практическая реализация этой нормы в случае, когда стороны контракта расходятся во мнении об оптимальном сроке контракта, может быть затруднена.

Следует также отметить отличие нормы, предусмотренной ч. 5 комментируемой статьи, от положений, ранее установленных Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 25 которого было предусмотрено, что увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы, а возраст этот устанавливался в 60 лет. Допускалось продление нахождения на государственной службе служащих, занимавших должности высшей, главной и ведущей групп и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. При этом однократное продление срока нахождения государственного служащего на государственной службе допускалось не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускалось. После достижения указанного возраста он мог продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Закон N 79-ФЗ не предусматривает оснований для увольнения гражданского служащего по инициативе руководителя государственного органа в связи с достижением определенного возраста. В ст. 39 Закона предусмотрено, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с таким обстоятельством, не зависящим от воли сторон, как достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет. Таким образом, в отличие от прежнего Закона, Закон не позволяет уволить гражданского служащего в связи с его возрастом до достижения им 65 лет.

Из изложенных норм следует также, что представитель нанимателя не может уволить гражданского служащего, достигшего 60 лет, в связи с достижением им этого возраста, поскольку Закон не предусматривает соответствующего основания для расторжения контракта. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста - это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию. В Законе возможно появление такого основания для увольнения гражданских служащих, как отказ гражданского служащего от перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт в случаях, когда такое перезаключение обусловлено требованиями Закона.

Гражданский служащий, с которым в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи служебный контракт перезаключен на срочный служебный контракт, может быть в дальнейшем уволен в связи с истечением срока действия этого контракта. Увольнение его с гражданской службы производится на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона. Следует, видимо, также признать возможность перезаключения срочного служебного контракта на новый срок.

Вопрос о том, как осуществляется перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт в отношении гражданских служащих, которых назначает на должность и освобождает от должности Правительство РФ, решен в Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230. Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия Председателя Правительства РФ руководителями, наделенными в соответствии с этим Постановлением полномочиями представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ. В частности, согласно п. 1 Постановления полномочия представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ, возложены:

На федеральных министров - в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей соответствующего федерального министра и руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующему федеральному министерству;

Руководителя Аппарата Правительства РФ - министра РФ - в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, а также в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности в Аппарате Правительства РФ;

На руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, - в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей руководителей этих федеральных служб и федеральных агентств.

При этом согласно п. 2 Постановления заключение и прекращение служебного контракта с указанными федеральными гражданскими служащими осуществляются на основании решений Правительства РФ соответственно о назначении на должность и об освобождении от должности.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - не допускается. Юридическими последствиями наступления данного факта является прекращение со дня истечения даты возрастного порога всех государственно-служебных отношений, связанных с реализацией правового статуса гражданского служащего и замещением должности гражданской службы.

7. Частью 7 комментируемой статьи установлено, что по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего по достижении им возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет), а также по окончании действия срочного служебного контракта с гражданином заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин. В данной норме речь идет о заключении трудового договора с гражданином, а не с гражданским служащим. Таким образом, эта норма применяется к лицу, уже не состоящему на гражданской службе после, к примеру, увольнения его по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, или увольнения в связи с достижением 65-летнего возраста, или увольнения в связи с истечением срока служебного контракта.

После заключения гражданином срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы (т.е. не совпадающей по наименованию с должностями гражданской службы, предусмотренными соответствующим реестром должностей), на этого гражданина распространяется законодательство о труде в полном объеме.

Важно отметить также существенное отличие положения комментируемой статьи от норм трудового права. Здесь не содержится нормы, аналогичной той, что предусмотрена ст. 58 ТК, которой устанавливается, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, для отношений гражданской службы не установлено правило о том, что продолжение служебных отношений по истечении срока служебного контракта влечет утрату силы условия о срочном характере контракта.

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 10

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) государственный гражданский служащий - это гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы на основании акта о назначении на должность и служебного контракта и получающий денежное содержание за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Законодатель также предусматривает, что на гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ о государственной гражданской службе (ст. 11 ТК РФ).

Форму служебного контракта, порядок и особенности его заключения и расторжения, а также иные связанные с этим вопросы мы рассмотрим в статье.

Служебный контракт и трудовой договор

В Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) законодатель, упоминая впервые о служебном контракте, не раскрывает в полной мере, что же это такое и какую роль он играет в служебных отношениях. В отличие от Закона N 58-ФЗ, Закон N 79-ФЗ много внимания уделяет служебному контракту, его форме и содержанию, особенностям заключения, изменения и расторжения, тем самым отграничивая государственно-служебные отношения от трудовых.

В соответствии со ст. 23 Закона N 79-ФЗ служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Одна сторона служебного контракта - это представитель нанимателя, которым является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Другая сторона контракта - гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Несмотря на то что по своему содержанию служебный контракт достаточно близок трудовому договору, он имеет свои специфические особенности. Выделим некоторые принципиальные различия.

Например , в качестве основания возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем выступает трудовой договор. Основанием же возникновения служебных отношений является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, и только потом заключается служебный контракт. Еще отметим, что предмет трудового договора - соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции, предмет же служебного контракта - должностные обязанности гражданского служащего.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в личном деле нанимателя. Для придания служебному контракту особого статуса законодатель выделяет его существенные условия (ст. 24 Закона N 79-ФЗ):

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за такую деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Обращаем внимание на п. 2 ст. 27 Закона N 79-ФЗ: в случае установления государственному служащему испытательного срока данное условие должно содержаться и в служебном контракте, и в акте о назначении. Иначе гражданский служащий будет считаться принятым на работу без испытательного срока. При этом в отличие от испытательного срока, установленного ТК РФ, который не может превышать трех месяцев, продолжительность испытания гражданского служащего может колебаться от трех месяцев до одного года.

Отметим, что законодатель достаточно четко регламентирует форму служебного контракта. Его примерная форма установлена Указом Президента РФ N 159 <1>.

<1> Указ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

Особенности заключения служебного контракта

Как уже было сказано, служебный контракт может быть заключен:

  • с гражданином (при поступлении гражданина РФ на гражданскую службу впервые либо после увольнения с гражданской службы);
  • с гражданским служащим (при назначении (переводе) его на иную должность в другой государственный орган либо в том же государственном органе).

В служебном контракте должны быть указаны представитель нанимателя, который наделен правом назначения на должность и освобождения от должности гражданина или гражданского служащего, а также вид документа, определяющий статус руководителя государственного органа, либо лица, замещающего государственную должность РФ, либо их представителя. Таким документом могут быть положение о государственном органе, федеральный закон, указ Президента РФ и др.

Еще одной особенностью заключения служебного контракта является более широкий перечень документов, предъявляемых при этом гражданином или гражданским служащим, чем при заключении трудового договора. Данный перечень приведен в ст. 26 Закона N 79-ФЗ и включает:

  1. заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении гражданской службы. Данное заявление пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы. Прямых указаний о том, каким органом устанавливается форма данной анкеты, нет, но Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р утверждена форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган;
  3. паспорт;
  4. трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  5. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  6. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ (до принятия Закона N 79-ФЗ при поступлении на государственную службу такое свидетельство предъявлять не требовалось);
  7. документы воинского учета - для военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  8. документ об образовании;
  9. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Примечание. Порядок ведения и хранения трудовых книжек гражданских служащих законодателем не установлен и регламентируется общими Правилами <2>.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (в ред. от 06.02.2004).

Более подробно остановимся на последнем пункте.

Пунктом 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ устанавливается, что гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (далее - Перечень), ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подают представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).

Порядок представления федеральным гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его и членов его семьи, а также Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, на которых представляют такие сведения, утверждаются Президентом РФ.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ N 484 <3> до 20 мая 2009 г., прежде чем представить справку о доходах и имуществе нанимателю, необходимо было подать декларацию о своих доходах и имуществе в налоговый орган. С 20 мая 2009 г. вступил в действие Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", в соответствии с которым государственным служащим необходимо представить справку о своих доходах и имуществе, доходах и имуществе членов своих семей только в кадровую службу государственного органа. Этим же Указом утверждена и форма данной справки.

<3> Указ от 15.05.1997 N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе".

Добавим, что лица, замещающие должности государственной службы при Администрации Президента РФ, предусмотренные Перечнем, представляют сведения о доходах и имуществе ежегодно до 1 апреля.

Примечание. Порядок предоставления сведений и перечень государственных или муниципальных государственных должностей утверждается нормативными правовыми актами субъектов РФ (указ губернатора, постановление правительства, приказ министерства и др.).

Итак, мы рассмотрели основные документы, предъявляемые гражданином или гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы. Однако данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом условий прохождения гражданской службы (п. 3 ст. 26 Закона N 79-ФЗ).

Например , от лиц, поступающих на гражданскую службу для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требуется представление медицинской справки об отсутствии у них заболеваний, препятствующих осуществлению такой работы.

Срок действия служебного контракта

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 79-ФЗ служебный контракт с гражданским служащим может быть заключен на определенный срок (от одного года до пяти лет) и на неопределенный срок. Обязательным условием при заключении срочного служебного контракта является указание основания для заключения такого контракта. Срочный служебный контракт заключается:

  • с лицами, назначенными на должность руководителей государственных, территориальных федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов;
  • на период отсутствия другого гражданского служащего, если за ним сохраняется данная должность (например, на период отпуска по уходу за ребенком, длительной командировки, отсутствия по соглашению сторон);
  • после окончания обучения гражданином, который заключил договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • при замещении должностей гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях в пределах РФ и за ее пределами (труд данной категории работников детально регулируется гл. 53 ТК РФ);
  • при замещении гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных функций;
  • при замещении должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, определенный в этом контракте. Перечень таких должностей и порядок оплаты утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Иные случаи заключения срочного служебного контракта могут устанавливаться только федеральными законами.

Говоря о служебном контракте, заключаемом на неопределенный срок, следует обратить внимание на особенности заключения контракта с лицами, достигшими возраста 60 лет. По аналогии со ст. 59 ТК РФ, Законом N 79-ФЗ с данными лицами срочный служебный контракт заключается на срок от одного до пяти лет. Разница в том, что срочный трудовой договор заключается с указанными лицами при поступлении на работу, а срочный служебный контракт - с лицами, с которыми уже был заключен служебный контракт ранее. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. С таким лицом по решению руководителя и с согласия гражданина может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Обратите внимание! Законодатель не предусматривает оснований для увольнения по инициативе руководителя гражданского служащего в связи с достижением им 60-летнего возраста. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста является основанием не для расторжения служебного контракта, а для перезаключения контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт (п. 5 ст. 25 Закона N 79-ФЗ).

Прекращение служебного контракта

Основания и последствия прекращения служебного контракта регламентируются гл. 6 Закона N 79-ФЗ.

В отличие от прекращения трудового договора прекращение служебного контракта не всегда влечет за собой увольнение. Например , этого не происходит при переводе гражданского служащего на другую должность в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ), если только этот переход не является переходом на военную или правоохранительную службу.

Следует также отметить, что действие служебного контракта может приостанавливаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Закона N 79-ФЗ). К таковым относятся:

  • призыв гражданского служащего на военную службу;
  • восстановление на службе по решению суда;
  • избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления;
  • наступление чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия и др.).

В случае освобождения служащего от замещаемой должности по указанным основаниям его оставляют в реестре гражданских служащих и включают в кадровый резерв. Но если в течение трех месяцев после истечения указанных обстоятельств (за исключением восстановления на службе по решению суда) гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется и исключается из реестра гражданских служащих.

Рассмотрим общие основания прекращения служебного контракта и освобождения от замещаемой должности с последующим увольнением, предусмотренные ст. 33 Закона N 79-ФЗ:

а) соглашение сторон, когда служебный контракт может быть расторгнут в любое время по инициативе любой из сторон с одновременным освобождением занимаемой должности и увольнением с гражданской службы (ст. 34 Закона N 79-ФЗ);

б) истечение срока действия срочного служебного контракта в случае завершения выполнения определенного задания, выхода на службу временного отсутствующего работника; по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность категории "руководители" (ст. 35 Закона N 79-ФЗ);

в) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ). Гражданский служащий имеет право расторгнуть контракт и уволиться по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. При этом по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и увольнении гражданский служащий имеет право отозвать свое заявление и увольнение не будет произведено, если только на эту должность не приглашен другой гражданский служащий;

г) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Уточним, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске. В соответствии с указанной статьей увольнение допускается в случаях:

  • если с согласия гражданского служащего его невозможно перевести на иную должность гражданской службы (при несоответствии гражданского служащего замещаемой должности; по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению; вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
  • неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему представителю нанимателя;
  • принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу, и (или) нарушения законодательства РФ;
  • представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

д) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ст. 31 Закона N 79-ФЗ);

е) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона N 79-ФЗ);

ж) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо в связи с отсутствием такой должности в том же государственном органе (ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

з) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

и) нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если эти нарушения исключают возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона N 79-ФЗ);

к) выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 Закона N 79-ФЗ);

л) несоблюдение им ограничений и нарушение обязательств, установленных федеральными законами (ст. 16 Закона N 79-ФЗ);

м) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона N 79-ФЗ;

н) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий также освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с его осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности по приговору суда; признанием его полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием решением суда его недееспособным или ограниченно дееспособным; достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.

В случае смерти гражданского служащего либо признания его безвестно отсутствующим решением суда служебный контракт прекращается, а служащий исключается из реестра гражданских служащих.

В заключение обратим ваше внимание на обязанность работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным служащим, сообщать представителю нанимателя по последнему месту службы о факте заключения такого договора. Порядок предоставления и перечень обязательных сведений, предоставляемых работодателем, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 <4>. Данное сообщение должно быть направлено в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя и печатью организации в течение двух лет после увольнения служащего и не позднее десяти дней со дня заключения с ним трудового договора.

<4> "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

Л.В.Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

1) неопределенный срок;
2) определенный срок (далее - срочный служебный контракт).
2. Срочный служебный контракт заключается сроком от 1 года до 5 лет в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Законом.
3. Срочный служебный контракт заключается в случае:
1) замещения следующих должностей категории "руководители":
а) руководители и заместители руководителей органов исполнительной власти города Москвы;
б) руководители и заместители руководителей структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы. Перечень должностей категории "руководители" в иных государственных органах, замещение которых производится на условиях срочного служебного контракта, утверждается представителем нанимателя;
2) замещения должностей категории "помощники (советники)";
3) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом сохраняется должность гражданской службы;
4) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия по соглашению сторон служебного контракта;
7) поступления на гражданскую службу гражданина, достигшего 60 лет;
8) достижения гражданским служащим 60 лет;
9) в иных случаях, установленных федеральными законами.
4. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается в форме срочного служебного контракта на срок от одного года до пяти лет. По истечении срока указанного служебного контракта до достижения гражданским служащим предельного срока пребывания на гражданской службе с ним может быть заключен срочный служебный контракт на общих основаниях.
5. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.