Последние статьи
Домой / Полезное / Основные условия обращения в европейский суд по правам человека. Какие дела рассматриваются в Европейском суде по правам человека? Европейский суд по правам человека не рассматривает

Основные условия обращения в европейский суд по правам человека. Какие дела рассматриваются в Европейском суде по правам человека? Европейский суд по правам человека не рассматривает

Бывают ситуации, когда происходит ущемление законных прав гражданина, но добиться справедливости в судебных инстанциях своей страны у него законными методами не получается. В этом случае рекомендуется подавать жалобу в Страсбургский суд, где находится главный международный инструмент судебной защиты попранных прав и свобод человека. При этом юристы акцентируют, что Европейский суд по правам человека (таковым есть его официальное название) не может своим решением изменить приговор или иное юридическое действие, осуществленное судом или государственным органом той или иной европейской страны. Страсбургский суд выносит вердикт, который помогает компенсировать причиненный ущерб, то есть несправедливо ограниченный в своих правах человек решением этой межгосударственной судебной инстанции сможет получить финансовую компенсацию своих моральных или материальных издержек.

Европейский суд, который находится в Страсбурге

Данный европейский судебный орган свою деятельность осуществляет на основе положений Европейской конвенции о защите прав человека, принятой в 1950-м году. Поэтому в производство судьи здесь берут только те жалобы, суть которых заключается именно в нарушении положений данной конвенции. Юрисдикция Суда распространяется на все страны, входящие в Совет Европы (наша РФ присоединилась к действию Конвенции весной 1998 года).

Европейский суд по правам человека- международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Дата основания 1959 (первоначально), 1998 (постоянный)

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых - по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя - в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов

В 1953 году в мировой судебной практике появился новый орган, который впоследствии стал Европейским судом. Его юрисдикция базировалась на Европейской Конвенции по правам человека. Она провозгласила основные права и свободы человека. Каким был Европейский суд по правам человека раньше, и каким стал сегодня, рассмотрим в статье.

История возникновения

Изначально Конвенция находилась под защитой трёх органов, в который входили Комитет министров, Комиссия суда и сам Европейский суд по правам человека и Секретариат, как вспомогательный орган.

Конвенцию подписали 47 стран-участниц, и поэтому главной задачей вышеназванных органов было следить за тем, как соблюдаются её нормы. Эта задача решается путём рассматривания и разрешения жалоб, которые могут подавать:

  • физические лица;
  • группа лиц;
  • неправительственные организации;
  • страны-участницы.

Изначально жалобы рассматривались Комиссией, и при положительном решении дело передавалось в Европейский суд по правам человека, где принималось окончательное решение. При отрицательном исходе рассматриванием дела занимался Комитет Министров.

В 1994 году система изменилась, и жалобы с положительным исходом самостоятельно передавались заявителями в суд.

В 1998 году изменилась и структура - и Комиссия были объединены в один орган.

Юрисдикция

Несмотря на то, что Конвенцию подписали 47 стран, Европейский суд по делам человека не является для них высшей судебной инстанцией. Поэтому он:

  • не отменяет судебное решение, которое уже принял национальный суд или другой орган госвласти страны-участницы;
  • не даёт указания законодательным органам;
  • не осуществляет контроль за национальным законодательством и органами, их контролирующими;
  • не даёт распоряжение о мерах с юридическими последствиями.

Европейский суд согласно своим компетенциям:

Многолетняя практика суда не знает случаев неисполнения принятых им решений. Отчасти это объясняется тем, что невыполнение может привести к приостановлению членства и исключению из Европейского Совета. Исполнение решений суда контролирует Комитет Министров.

Что входит в компетенцию Европейского суда?

Так как юрисдикция Европейского суда базируется на Конвенции, то и компетенции исходят от неё. Итак, она может:

  • толковать Конвенцию, и ранее вынесенные постановления по запросу Комитета Министров, и давать консультативные заключения, не связанные с рассматриванием дел;
  • рассматривать, как индивидуальные, так и коллективные межгосударственные жалобы, направленные против стран Евросоюза и Совета Европы;
  • признавать факт нарушения права заявителя и присудить ей, в случае выигрыша, компенсацию;
  • установить факт нарушения права в стране, как массовое явление и обязать ее устранить недостаток.

Структура и состав

В судейский состав входит 47 человек - по составу стран, подписавших документ. Каждый судья избирается на 9 лет и не может быть переизбран.

Избрание судьи - функция Парламентской ассамблеи, которая выбирает одного из трёх кандидатов из списка, представленного страной-участницей.

Штат Секретариата включает 679 человек, среди работников 62 - граждане России. Наравне с административным и техническим персоналом работает также штат юристов и переводчиков.

История России в Европейском суде.

Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году 5 мая. До этой даты и по настоящее время правами человека в РФ занимался Конституционный Суд. Европейский суд имеет ряд отличий от него. Каких?

Европейский суд действует согласно Конвенции, а Конституционный согласно Конституции РФ.

Суды имею различные органы регулирования - Европейский суд межнациональный, а Конституционный - национальный.

Согласно Конституционному суду, призаные неконституционными акты, или их отдельные положения, должны быть изменены, согласно федеральному закону. Европейский суд, напротив, не может изменить решения, принятые национальным судом, это не соответствует Конвенции.

Но, несмотря на различия, ни один из этих судов не стоит выше над другим.

Первым судьей от России стал Анатолий Ковлер (1998-2012). Его заменил Дмитрий Дедов, который является судьёй по настоящее время.

По статистическим данным, Россия занимает первое место по количеству жалоб, переданных в Европейский суд.

Из рассмотренных до 2010 года 862 российских дел в 815 были обнаружены нарушения. Суд предписал принять меры общего характера, что привело к изменениям в уголовно-исполнительной структуре. В настоящее время реформированию подлежат некоторые аспекты судопроизводства.

Но это не значит, что РФ передал Европейскому суду часть суверенитета. Поэтому Россия не исполнит решения, идущие вразрез с её Конституцией.

Условия подачи жалоб

Жалоба, поданная в Европейский суд, должна соответствовать следующим условиям:

  • ее предметом могут быть только права и свободы, которые указаны в Конвенции и ее Протоколах;
  • истцами могут быть физлица, группа лиц, ;
  • в заявлении истец должен указать статьи Конвенции, согласно которым нарушены его права и свободы и свои личные данные: ФИО, дату рождения, место жительства и род занятий;
  • жалоба будет рассмотрена, если она направлена против страны, которая ратифицировала Конвенцию и Протоколы, и события, описываемые в заявлении, произошли после ратификации;
  • ответчиком не может быть частное лицо или организация;
  • срок подачи жалобы не должен превышать 6 месяцев после рассмотрения компетентным органом;
  • указанный срок прерывается при поступлении после первого письменного обращения или заполненного формуляра со стороны заявителя;
  • жалоба считается приемлемой, если заявителем исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Дело Европейского суда рассматривается от 3 до 5 лет.

Куда направить жалобу?

Если заявление соответствует всем указанным требованиям, то его следует оформить в формуляре. Его можно скачать вместе с Инструкцией по заполнению c echr.coe.int.

Формуляр нужно распечатать, заполнить и отправить в Европейский Суд по правам по нижеуказанному адресу.

В документе должна быть следующая информация:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство и адрес истца;
  • наименование Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;
  • лаконичное и ясное изложение фактов, предполагаемых нарушений или нарушения пунктов Конвенции и их аргументирование, а также заявление о соблюдении условий приемлемости.

Если есть представитель, то в формуляре нужно указать:

  • его Ф.И.О., адрес, номер телефона, факс и электронный адрес;
  • дату и подпись заявителя.

Правильно оформленная жалоба отправляется по нижеуказанному адресу.

Каким бы ни было решение Суда, заявитель будет уведомлен о его решении письмом.

Когда надежды на справедливое решение проблемы в России не остается, на помощь может прийти Европейский суд по правам человека. В каких случаях можно туда обращаться и как правильно составить обращение, читайте далее.

Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы между государствами или же между гражданином и государством, ратифицировавшим Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Россия эту конвенцию ратифицировала, поэтому суд принимает жалобы от россиян. Следует помнить, что вы можете направить жалобу на нарушение ваших прав, которое произошло после 5 мая 1998 года - дата, когда в Российской Федерации вступила в силу эта конвенция. За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы (в том числе и Россией), поэтому если Суд выносит решение по вашей жалобе, то оно будет исполнено.

На кого жаловаться

Так же, следует помнить, что Европейский суд по правам человека не принимает жалобы на частных лиц и негосударственные организации. Поэтому вам откажут в жалобе, например, на соседа, не вернувшего вам долг, или же в иске к магазину, отказавшему в возврате некачественного товара. А вот жалобу на Российскую Федерацию у вас примут. Но для этого необходимо сначала пройти все инстанции в России, т.е. доказать, что государство не смогло защитить ваши права. И только после этого подавать жалобу в Страсбургский суд на государство.

На что жаловаться

Обратится в Европейский суд по правам человека может любое лицо или группа лиц, или неправительственная организация - если они являются жертвой нарушения прав, закрепленных в Конвенции:
- право на жизнь (ст. 2 Конвенции),
- право не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст. 3 Конвенции);
- запрет рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);
- право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции);
- право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции (ст. 8 Конвенции);
- свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции);
- свободу выражения мнения (ст. 10 Конвенции), свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции);
- право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);
- право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закрепленными в Конвенции (ст. 14 Конвенции);
- право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст.1 Протокола 1);
- право на образование (ст. 2 Протокола 1);
- право на свободные выборы (ст. 3 Протокола 1);
- право не подвергаться лишению свободы за долги (ст. 1 Протокола 4);
- право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола 4);
- право не подвергаться высылке с территории государства, гражданином которого лицо является (ст. 3 Протокола 4);
- право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Протокола 7);
- право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола 7);
- право не быть судимым и наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола 7);
- равноправие супругов (ст. 5 Протокола 7).

Когда жаловаться

Если одно из этих ваших прав нарушено, вы можете обратиться в Европейский суд. Но, повторю еще раз, до этого вы должны исчерпать все средства защиты внутри страны : для начала вы должны подать иск в суд первой инстанции. Если вам откажут в удовлетворении ваших требований, то необходимо подать кассационную жалобу. Если и это не поможет - тогда считается, что все средства внутренней защиты исчерпаны и вы можете подать жалобу в Страсбург.

Следует отметить, что надзорная инстанция не признается Европейским судом эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом. Поэтому для обращения в Европейский суд по правам человека достаточен только отказ в суде первой и кассационной инстанций .

Одно из главных заблуждений граждан - необходимо подать жалобу в Верховный суд. И только если откажут там, писать в Страсбург. Но это не совсем верно. Прохождение Верховного Суда обязательно только тогда, когда Верховный суд является первой или кассационной инстанцией для рассматриваемого дела. Перечень этих дел закреплен гражданским процессуальным законодательством, и перечень этот исчерпывающий. Для остальных дел, не отнесенных к подсудности Верховного Суда, он остается надзорной инстанцией, обращение в которую не является обязательным для исчерпания средств внутренней правовой защиты. Отсюда следует, что обращаться в Верховный суд для подачи жалобы в суд Европейский для большинства дел необязательно.

В течение какого времени жаловаться

Право обращаться в Страсбургский суд у вас появляется, когда по вашему делу выносится окончательное решение в России. Между вынесением окончательного решения и датой подачи жалобы в Европейский суд должно пройти не более 6 месяцев . Т.е. не следует затягивать подачу жалобы - как только вам отказали, сразу пишите. Если же 6 месяцев уже прошло - вам, скорее всего, откажут в приеме жалобы.

Что требовать

Итак, вы получили везде отказ, и намерены подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Возникает вопрос - что требовать в жалобе? Можно потребовать от государства прекратить нарушение ваших прав, изменить общую практику государства, приводящую к нарушению прав, изменить законодательство, в результате применения которого нарушаются ваши права. Как говорится, выберите нужное. Так же вы можете потребовать справедливую компенсацию, в которую входят все судебные издержки, другой материальный ущерб, понесенный вами в результате нарушения ваших прав, и конечно моральный ущерб. Не забывайте об этом.

Как жаловаться

Есть несколько способов инициирования процесса в Европейском суде по правам человека - вы можете сразу подать жалобу на официальном формуляре (бланке), а можете для начала начать переписку с судом, в которой уточнить возможность рассмотрения вашей жалобы.

Официальными языками Европейского суда являются французский и английский, но вы можете направить ваше обращение на русском языке - оно так же будет рассмотрено.

В любом случае у вас на руках должны быть все документы, подтверждающие отказ в первой и кассационной инстанциях.

Рассмотрим оба способа подачи жалобы:

1. Предварительная переписка.

Вам необходимо составить первоначальное обращение (можно на русском), в котором обязательно указать:

Краткое изложение вашей жалобы;
. права, гарантированные Конвенцией, которые вы считаете нарушенными;
. средства внутренней защиты, которые вы использовали;
. список решений, вынесенных по вашему делу судами первой и кассационной инстанций, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания.
. ваши требования
. ваши данные (ФИО, обратный адрес)

К обращению обязательно приложить копии этих решений. Не оригиналы, а копии!!

В обращении напишите просьбу ознакомиться с данной жалобой и если она верная и может быть принята к рассмотрению Судом, то выслать вам формуляр жалобы.

Не скрепляйте письма и документы, которые направляете в Суд, степлером, клеем или иным способом. Все страницы должны быть пронумерованы по порядку.

Всё это необходимо отправить письмом на адрес:

The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 Strasbourg-Cedex
France - Франция

После получения вашего обращения, Секретариат суда присвоит временный номер вашему обращению и оповестит вас о получении вашего письма. Если у Секретариата возникнут какие-то вопросы по вашему обращению, или же потребуются дополнительные сведения или документы - он оповестит вас об этом. Обязательно прислушивайтесь к мнению Секретариата - это поможет вам правильно подготовить жалобу.

Если в результате вашей переписки с Секретариатом суда станет понятно, что ваша жалоба законна и может быть принята к рассмотрению, он (секретариат) направит вам официальный формуляр и инструкцию по его заполнению. Заполните и отправьте этот формуляр вместе со всеми требуемыми документами. Вашу жалобу зарегистрируют и примут к рассмотрению.

Перед отправкой первоначального сообщения, обязательно прочитайте пояснительную записку к жалобе (ее вы найдете в конце данной статьи) - из нее многое станет вам понятно.

2. Отправка жалобы, минуя предварительную переписку

Если вы уверены в своих силах и считаете, что вы заполните формуляр жалобы сразу и без ошибок, или же у вас уже есть опыт обращения в Европейский суд по правам человека, то вы можете сразу заполнить формуляр жалобы (так же на русском) и отправить его в суд. Адрес тот же (см. выше). Скачать формуляр (бланк) жалобы в Европейски суд по правам человека вы можете в конце данной статьи. К формуляру необходимо так же приложить копии всех документов, относящихся к жалобе. Инструкцию по заполнению формуляра и пояснительную записку к нему вы можете так же найти в конце данной статьи.

Важно помнить, что ваша жалоба принимается к рассмотрению только если она представлена в суд на официальном формуляре. Вся предварительная переписка не является поводом для начала рассмотрения жалобы по делу, а нужна только для уточнения правильности и законности жалобы.

Отсюда возникает вопрос - что лучше, сразу отправить жалобу или начать все же с предварительной переписки?

Все зависит от ситуации. Если у вас достаточно времени для подготовки жалобы, вы можете обосновать и четко аргументировать все нарушения и требования, если у вас есть опыт обращения в Страсбургский суд, и вы не боитесь пропустить шестимесячный срок - тогда вы можете сразу отправлять жалобу на формуляре. Следует помнить, если вы отправили жалобу, то потом изменить или дополнить уже ничего не удастся . 90% всех жалоб отклоняются из-за неправильности их заполнения или недостаточной обоснованности или аргументации. А когда вашу жалобу отклонят - вы не сможете подать повторную, т.к. 6-ти месячный срок уже пройдет.

Что же касается предварительной переписки, то она необходима, когда вы не уверены, что ваша жалоба полная, в ней содержатся все сведения. Секретариат суда укажет вам на недостающие для начала рассмотрения данные и вы сможете добавить их при заполнении формуляра. Следует отметить, что при предварительной переписке течение 6-ти месячного срока приостанавливается . Т.е. если результатом вашей переписки станет поданный вами формуляр жалобы, то датой представления этой жалобы будет считаться дата вашего первоначального обращения при предварительной переписке.

После того, как ваша жалоба будет принята Судом, ей присвоят номер и оповестят вас об этом. С этого момента ваша жалоба, что называется, «в работе». Подача и рассмотрение жалобы не облагается никакими пошлинами и полностью бесплатны - вы потратитесь только на почтовые расходы по отправке писем во Францию. На начальном этапе личного присутствия в Страсбурге не потребуется - рассмотрение жалобы происходит без вашего участия.

А теперь о грустном. Рассмотрение жалобы может длится несколько лет. Возможно 2 года, а возможно и 5 лет. Это связано с несколькими причинами - слишком много жалоб (за 2009 год от России было подано 33 550 жалоб , это 28,1% от общего количества жалоб за 2009 год) и с тем, что рассмотрение жалоб происходит в письменно виде - Суд переписывается с ответчиком и на основании этого принимает решение.

Для начала разберёмся, что такое Европейский суд по правам человека. Это часто единственная возможность для того, чтобы как-то защитить свои права. Это последний шанс для тех людей, чьи права были нарушены, и подчас очень грубо, властями и правоохранительными органами отдельных государств, и государств стран СНГ - не в последнюю очередь. Бывает так, что гражданин, спасаясь от неправомерного и противоправного преследования, выезжает из России на территорию стран Евросоюза, чтобы не сесть в тюрьму без веских оснований. После выезда из страны ему приходится совмещать такие вещи, как и Если бы не было Европейского суда по правам человека, то во многих случаях добиться правды было бы невозможно, а защита общечеловеческих прав заканчивалась бы в высшей судебной инстанции того или иного государства, которая не всегда бывает справедливой.

Многие граждане, принявшие решение приехать жить во Франции на ПМЖ или в другой стране ЕС, в итоге смогли защитить свои права и снять с себя обвинительные приговоры благодаря грамотной защите в ЕСПЧ, где разбирают дела не предвзято, а опираясь на международные правовые стандарты. Так что любой удар по данной инстанции - это в значительной степени удар по справедливости, которой в современном мире и так не очень много.

Об исполнении решений ЕСПЧ

Если решения главной судебной инстанции государства, например Верховного суда РФ или Конституционного суда Франции, очень быстро "доходят до адресата" и немедленно принимаются к исполнению на территории государства, то решения ЕСПЧ порой непросто довести до исполнения. Что ни говори, а этот суд не внедрён в судебную систему ни одного государства. И вообще существует только два десятка государств, которые приняли Конвенцию и потому обязаны исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но "обязаны", опять же, не в том смысле, в каком правоохранительные органы обязаны отправить в тюрьму человека, имея предписание суда. Здесь требуется добрая воля государства, принявшего Конвенцию, а наказаний за отказ соблюдать решения ЕСПЧ вообще не предусмотрено. По факту, решения ЕСПЧ имеют пожелательный характер. И чтобы такое решение было доведено до своего исполнения, может потребоваться изрядная доля дипломатии на переговорах с необходимыми органами и инстанциями той или иной страны. Обычно такие переговоры проводят сами представители ЕСПЧ, имеющие нужные дипломатические каналы. Но не всегда это заканчивается успехом.

Причины отказов в исполнении решений ЕСПЧ

Чаще всего в Европейский суд по правам человека, конечно же, попадают спорные и сложные дела, связанные с преследованием человека за границей. И весьма часто этот человек был как-то связан с политикой или бизнесом, либо и с тем и с другим. И неудивительно, что государство, осудившее гражданина на своей территории, часто говорит о том, что решения ЕСПЧ носили "политический" характер, а потому и исполнять их как бы необязательно. При желании объявить "политическим" можно почти что любое решение. Тем более что политическое решение не обязательно должно быть направлено против человека, который когда-то занимался политикой, всегда можно сказать о том, что тем или иным решением Европейский суд пытается надавить на определённую страну или действовать в рамках интересов западных стран. Хотя Европейский суд по правам человека меньше всего интересуется политическими режимами и взаимоотношениями стран, он был создан с единственной целью - гарантировать, что любой человек сможет спокойно себя чувствовать и знать, что его права всегда будут защищены, даже если ему так и не удалось добиться правды и справедливости в родной стране.

О новом указе Президента РФ: признание решений ЕСПЧ

Согласно новому указу, который вышел 15 декабря, Конституционный суд России получает полномочия принимать решение о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов. Проще говоря, если Конституционный суд РФ посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнять такое решение не будет нужно. Межгосударственных судебных органов на сегодняшний день не так много, и во многом это решение было направлено именно на Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и граждане России, недовольные преследованием по разным мотивам в родной стране и за её пределами.

Документ был подписан Президентом 15 декабря, 4 декабря он был принят Государственной Думой, а 9 декабря - Советом Федерации. Он уже вступил в законную силу, так что уже сегодня отдельные решения ЕСПЧ могут быть отклонены российской судебной системой.

Интересным дополнением является то, что Конституционный суд может признавать или не признавать решения ЕСПЧ по запросу федеральных органов, а также Правительства и Президента.

Как это будет выглядеть на практике? Несложно догадаться, что если кто-то из перечисленных инстанций/лиц обратится в КС РФ, то это как раз будет ярким примером политического решения, потому что по запросу с такого уровня суду просто придётся принять то решение, которое принять "нужно". Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ. Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли - теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня - будем реалистами - стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят. Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России.

Причины принятия закона о непризнании решений ЕСПЧ

Нетрудно понять, что причины принятия такого закона исключительно политические. В настоящее время Россия ведёт сильную конфронтацию с Европой, так что ограничение действия решений Европейского суда по правам человека на территории России можно считать просто ещё одним способом для того, чтобы максимально "закрыться" от Европы и минимизировать влияние любых европейских инстанций на российские органы. Правда, в погоне за этим, наверное, неплохо бы различать, где находится поле для взаимных ударов и контрударов во время противостояния, а какие области лучше не трогать даже в самый разгар противостояния. И нет сомнений в том, что честный и справедливый суд - одна из таких областей.

В российских судебных кругах закон прокомментировали с позиции того, что речь вроде бы и не идёт о неисполнении решений ЕСПЧ, а только о таких ситуациях, когда российская Конституция лучше защищает права граждан. Вырисовывается ситуация, когда гражданин решил обратиться в Европейский суд по правам человека, этот суд принял решение - а затем оказалось, что российская правовая система "лучше защищает гражданина", то есть более лояльна к нему. Однако это нонсенс, потому что если бы российская правовая система и правда была на стороне гражданина, то он ни за что бы не обратился в ЕСПЧ. Оправдывать такой закон "благими намерениями" можно сколько угодно, но его суть не должна ускользать - а суть состоит в том, что любое решение ЕСПЧ может быть пересмотрено (читаем проще - отменено), если у государственных органов возникнет в том необходимость.

Ещё одна интересная черта нового закона - он устанавливает принцип "отдельного рассмотрения каждого решения ЕСПЧ". То есть, никакие принципы прецедента и аналогии не работают, по каждому делу Конституционный суд РФ выносит самостоятельное решение, принимать решение ЕСПЧ или нет. На первый взгляд звучит неплохо, но если вдуматься, то мы видим тут исключительно подходящую почву для избирательного правосудия и тех же самых политических дел. Можно надеяться, что решение Конституционного суда всегда будут справедливым, а пересмотр решений Европейского суда по правам человека будет осуществляться только в тех случаях, когда это правда в интересах гражданина, обратившегося в суд. Однако опыт показывает, что ожидать этого, к сожалению, было бы весьма наивно и недальновидно.

Практическая сторона: что даёт рассмотрение дела в ЕСПЧ

В каких случаях гражданину есть смысл обратиться в ЕСПЧ, и как это сделать?

Если гражданин преследуется на территории того или иного государства в связи с экономическими, уголовными или политическими делами (впрочем, специального раздела "политических" дел в большинстве государств нет, так что даже самые что ни на есть политические дела всё равно классифицируются как уголовные, гражданские или экономические), то само по себе признание его невиновности в Европейском суде по правам человека конкретно ничего ему не даст. Находясь на территории того государства, где ведётся преследование, нельзя будет чувствовать себя в безопасности. А если гражданин уже принял благоразумное решение приехать во Францию на ПМЖ , то ему бояться нечего - если не нарушать местные законы, а к тому же заручиться поддержкой серьёзной компании Cofrance , чтобы была проведена защита от экстрадиции, то никакое преследование правоохранительных органов его государства не будет ему страшно, в то время как снова приезжать в страну, где ведётся преследование, ни в каком случае не рекомендуется. Особенно если гражданину понятно, что преследование именно политическое, то есть факты и судебные решения подстраиваются под те установки, которые есть с самого начала.

Чаще всего в Европейский суд по правам человека люди обращаются, ставя перед собой вполне конкретные задачи.

1) Основная причина обращения в ЕСПЧ - это как раз защита от неправомерного преследования за границей. В том числе, и от требований экстрадиции. Чтобы экстрадиция не висела дамокловым мечом над головой, проще всего закрыть это дело именно через ЕСПЧ. Россия может сколько угодно отвергать решения такого суда, но ни одно европейское государство не рискнёт выдавать гражданина, если ЕСПЧ принял решение в его пользу и посчитал, что депортация недопустима.

2) Часто требуется разобрать какие-то конфликты, в которых фигурирует имущество, бизнес или финансы. Нередко бывает так, что всё перечисленное отбирается у гражданина на территории страны, которую потом ему самому пришлось спешно покинуть. Порой захват бизнеса и завладение деньгами и имуществом происходят самыми "чёрными" методами. Вот это всё можно будет оспорить в Европейском суде по правам человека. Есть значительный шанс, что все эти объекты или хотя бы часть из них вернутся своему законному владельцу согласно решению ЕСПЧ, или же можно будет получить компенсацию. Так что и в этом отношении добиваться пересмотра дела в Европейском суде по правам человека смысл есть.

Если вас интересует судебная победа в ЕСПЧ, обязательно работайте совместно с командой хороших юристов, таких как специалисты Кофранс . Это даст вам возможность в короткие сроки защитить свои права и начать жить более счастливой жизнью.