Последние статьи
Домой / Оформление документов / Организация спасательной службы в горах. Поисково-спасательные и транспортировочные работы

Организация спасательной службы в горах. Поисково-спасательные и транспортировочные работы

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

Отношения между разными национальностями внутри одного государства;

Отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм - это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

1) Основные тенденции развития наций:

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Самоизоляция в целом;

Протекционизм в экономике;

Национализм в различных формах в политике и культуре;

Религиозный фанатизм, экстремизм.

2) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

Транснациональные корпорации (ТНК)

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

3) Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

4) Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, - не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм - это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Типы межнациональных конфликтов:

Государственно-правовой;

Этнотерриториальный;

Этнодемографический;

Социально-психологический.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

Этнический - борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно-государственный - стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой - проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos - чужой и phobos - страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму - шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

Предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

Защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

Требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

Игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

Уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

Искаженное восприятие информации друг о друге;

Выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

Формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает:

Прекращение насилия

Организация диалога между сторонами конфликта

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего - государственных органов

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров

Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи - могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Тема открытого урока:

Этнические общности и межнациональные отношения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

ТИП урока: комбинированный

Оборудование: проектор, экран, компьютер, схемы, пакет документов, Конституция РФ. Выставка книг о национальных отношениях сотрудниками библиотеки техникума.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

    Познакомиться с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений.

    Раскрыть сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества.

    Объяснить причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.

    Охарактеризовать основные принципы национальной политики РФ.

Развивающие:

Развивать умения работать с документами, осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять проектную деятельность.

Воспитывающие:

Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма, антисемитизма в межнациональных отношениях.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Проверка готовности обучающихся к уроку.

    Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

    Организация внимания.

    Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.

    Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик.

Целеполагание и мотивация.

Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Насколько прав был философ» мы узнаем о сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики сегодня на уроке. Объявляется тема урока.

Актуализация.

Вопрос обучающимся: Какие примеры о сложностях в межэтнических отношениях они могут привести, делая экскурс либо в историю, либо современность?

"К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты. Набирают силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии. Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной? - сказал президент России Путин В.В. на церемонии 100- летней годовщины в память о жертвах геноцида армян. - При любом действии в критически важных регионах мира нужно прежде всего подумать о том, что будет дальше, подумать о последствиях". Вспоминая трагические события минувших лет, президент отметил, что "мы должны с оптимизмом смотреть вперед, верить в идеалы дружбы, добрососедства и взаимовыручки, учиться доброте и согласию, умению уважать друг друга, уважать интересы друг друга". "Только так можно сделать мир лучше, стабильнее и безопаснее", - заключил он.

ПЛАН УРОКА

Первичное усвоение материала.

1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.

Работа с понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, социальная общность. Все понятия вводятся на экран, записываются в тетрадь студентами.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей. Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.

Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Признаки этноса:

1. Общность территории,

2. Единый язык общения,

3. Культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

СХЕМА

Четыре исторических типа этноса

Род

Племя

Народность

Нация

Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена.

Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства. Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время, это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса - нация.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV-XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской империи и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря своей многочисленности - ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.

Этническое многообразие

В мире насчитывается около 5000 этносов, 700 из них нации, в России – более 100 (наций – 30)

Географическая классификация

Языковая (языковые семьи)

Антропологическая классификация (расы)

Народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании

Афразийская

Картвельская (Грузия)

Индоевропейская

Дравидская (Юг Индии)

Уральская

Алтайская 

Европеоиды

Монголоиды

Негроиды

Австралоиды

Осознание и осмысление учебной информации.

2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:

а) межэтническое сотрудничество,

б) межнациональные конфликты.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.

Два уровня межэтнических отношений

Первый уровень

Второй уровень

Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре и т.д.

Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном

Эти 2 уровня изучают с Х I Х века этнология и конфликтология.

Межнациональные отношения:

1. Находят своё выражение в человеческих чувствах.

2. Зависят от индивидуального поведения и его мотивации: личного опыта, влияния семьи, овладения культурными нормами и т.д.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили 2 основные тенденции: 

СХЕМА

Основные тенденции развития межэтнических отношений

межнациональная дифференциация

межнациональная интеграция

Процесс разъединения, противостояния, разделения различных наций

1) Самоизоляция в целом

2) Протекционизм в экономике

3) Национализм в различных формах

4) Религиозный фанатизм

Процесс постепенного объединения этносов:

1) Экономические и политические союзы

2. ТНК

3. Межкультурные центры

4. Взаимопроникновение религий и культур

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Студенты приводят примеры межнациональной дифференциации и межнациональной интеграции.

Студенты работают с текстом учебника и выявляют причины межнациональных конфликтов.

По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.

СХЕМА

Причины межнациональных конфликтов

Существование отсталости при усложнении социально-экономического развития стран мира

Непродуманная или намеренная экстремистская политика

Колониальное наследие

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов

СХЕМА

Типы межнациональных конфликтов

Государственно-правовой

Этнотерриториальный

Этнодемографический

Социально-психологический

СХЕМА

Формы национальной идеологии

Национализм

Интернационализм

Космополитизм

3. Регулирование межэтнических отношений.

Мировой опыт «тушения» межнациональных «пожаров» различен: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил.

Как вы считаете, в чем выражается позиция этнического превосходства?

Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор являются популярными?

Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху? Приведите примеры.

Применение знаний и умений.

Студентам предлагается для ознакомления документ «Этика межнациональных отношений» В.С. Соловьёва. После знакомства с документом проводится дискуссия.

Что означают слова «этическая любовь», «любовь одобрения»? Какой известный вам моральный закон лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений?

Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными и почему? Существуют ли, на ваш взгляд, пути их решения?

4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

Работа с Конституций РФ. Статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.

Вопрос студентам:

Какие 2 установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?

Проанализировать данные статьи и определить, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?

Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?

Какой язык считается государственным на территории РФ?

Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?

Систематизация знаний и умений.

Совместно со студентами делается вывод:

В основе демократической национальной политики лежат:

1) принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;

2) установка на сотрудничество и сближение народов, переключение с национально-территориального направления на культурно-просветительное.

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. К исторически сложившимся этническим общностям относятся

1 ) народности 2) классы 3) государства 4) сословия

2. Распад империй и образование национальных государств - это проявление

1) межнациональной интеграции

2 ) национальной дифференциации

3) социальной интеграции

4) имущественной дифференциации

3. Единство территории и языка играет значительную роль в формировании

1) элиты 2) сословия 3 ) этноса 4) класса

4. Основа успешного решения национальных проблем - это

1) использование вооруженных сил

2) специализация регионов на выпуске определенной продукции

3) уважение прав и свобод граждан

4) компактное расселение представителей одной национальности

5. Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, обычаи, традиции?

1) профессиональная

2) этносоциальная

3) демографическая

4) территориальная

6. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к

1) сепаратизму

2) усилению национальных особенностей

3) сближению народов

4) национальной изоляции

7. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

1) демографическому

2) этническому

3) территориальному

4) классовому

8. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение

Домашнее задание

1. Написать эссе по одной из предложенных тем:

- «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!» Шандор Петёфи.

- "Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание". Н.А. Бердяев, русский философ.

- "Фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами". Э. Хемингуэй, американский писатель.

2. Выписать в тетрадь и объяснить следующие понятия: этноцентризм, фашизм, патриотизм, дискриминация, геноцид, национализм.

3. Проектная деятельность: Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать, т.е. представить свое видение решения межнациональных проблем.

Рефлексия.

На интерактивной доске выведен слайд, где обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.

Варианты:

1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

    "Особенно мне понравилось…";

    "Сегодня мне удалось…";

    "Было интересно…";

    "Было трудно…".

    "Каким было общение на уроке?

Занимательным, - познавательным, - интересным, - игровым, - необычным,- скучным, -радостным

Дружелюбным.

Литература

    Конституция РФ.

    Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитраного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.

    Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. - М.: Академия. 2013. - 208 с.

    Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).

    Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.

    Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.

Цифровые образовательные ресурсы ttp://www.biblioklub.ru

WWW.Studentlabrary.ru

Основными ЧС в горах являются следующие: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования спасателям, участвующим в ПСР. Они должны:

Знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;

Иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;

Уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;

Обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия. Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ.

Состав группы и ее руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей.

Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для поддержания связи на отдельных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ переносные радиостанции.

Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.

В оснащении спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

К вопросам взаимодействия с другими организациями относятся обеспечение ПСР транспортом (при отсутствии своего транспорта), административное содействие местных органов исполнительной власти, получение необходимой информации (справки о состоянии дорог, метеорологические сводки и прогнозы и т.д.). К ПСР могут быть подключены туристы, горнолыжники, спелеологи, военнослужащие и местные жители, то есть люди, не имеющие специальной экипировки и физической подготовки.

Поисково-спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые, на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть проведены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных, установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинаются ПР.


Поиск может осуществляться одновременно несколькими способами:

Поиском с воздуха, если метеоусловия и удаленность района поиска позволяют это;

Поиском наземными группами;

Продолжением сбора дополнительных сведений о пропавшей группе через местное население, органы власти и другие организации, находящиеся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов, что позволяет:

Сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;

Уменьшить количество членов поисковых отрядов;

За короткое время обследовать большие по площади территории.

Ограничениями для использования вертолетов в ПР являются:

Сложные метеорологические условия;

Порог высоты полета вертолета до 6000 м, а с совершением посадок и взлетов - 4500 м.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта:

Маршрутный поиск, том числе по запасному маршруту;

Неопределенный поиск.

Если маршрут движения группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, т.е. навстречу движения группы. Возле каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.п.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам должны время от времени меняется местами в связи с большой зрительной нагрузкой.

Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.

Для более детального изучения следов группы на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. Из-за возможного ухудшения метеорологических условий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территорий.

Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземные ПР могут начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.

Если позволяют условия, спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном отрезке маршрута. Каждому отряду или группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин, рек и т.п. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования.

Наземные группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.

Экипировка наземных спасательных отрядов зависит от возложенных на них конкретных задач, состава группы, от физико-географических особенностей района, времени года, метеорологических условий, сложности маршрута и ряда других специфических условий.

В случае разделения поискового отряда на отдельные группы, минимальный состав которых должен быть 3-4 человека, каждая группа должна иметь:

Необходимое снаряжение для автономного существования в полевых условиях;

Неприкосновенный запас (15-20 % от общего количества продуктов);

Средства связи и сигнализации;

Контрольный срок возвращения в базовый лагерь, маршруты поиска, карты местности.

При проведении ПР спасателям приходится передвигаться по различным горным ландшафтам. Для сохранения сил и снижения риска при длительных переходах и преодоления сложных участков местности необходимо соблюдать режимы дыхания и передвижения.

Равномерное дыхание - основополагающий фактор при длительных нагрузках. На тяжелых подъемах ритм согласуется с частотой шагов (например, шаг левый - вдох, правый - выдох). На один цикл дыхания может приходиться и больше шагов (в разреженном воздухе, при прокладывании следов в глубоком снегу). Равномерность в ходьбе и дыхании позволяет сохранить силы. При продолжительных нагрузках и для предотвращения перенапряжения организма нужно вдыхать воздух носом. Такой вдох снимает перенапряжения.

Длина шага определяется крутизной подъема. На плоском пологом рельефе шаги удлиняются, на крутизне укорачиваются. При ходьбе нужно по возможности опираться на всю подошву, располагая ее горизонтально. В некоторых случаях нужно ходить на носках, например, при подъеме прямо вверх по травянистому склону крутизной 35 0 . Склоны средней крутизны при отсутствии тропинок оптимальнее проходить серпантинами. При этом мокрые крутые травянистые склоны и участки, покрытые землей или глиной, требуют повышенного внимания при прохождении.

Поднимаясь по травянистому склону, ногу ставят на всю ступню, чтобы увеличивать сцепление подошвы ботинка с травой, с возрастанием крутизны свыше 10 0 носки ног при подъеме разворачивают (подъем "елочкой"). Чем круче подъем, тем на больший угол надо разворачивать ноги. При спуске ступня ставится прямо, всей подошвой, слегка согнутые ноги пружинят при спуске по мягким крутым склонам каблуки крепко вбиваются в грунт. При спуске бегом по крутому склону делаются маленькие быстрые шаги.

Центр тяжести при подъеме и спуске надо удалять подальше от склона, угол положения нагрузки должен быть как можно более тупой. На травянистых склонах слишком большой крутизны предпочтительно идти в кошках с ледорубом.

Движение по осыпям и моренам сопряжено с опасностью камнепадов. При подъеме для опоры ног по возможности нужно выбирать крупные обломки и блоки, наступать на которые необходимо ближе к склону, чтобы не нарушать их устойчивого положения. Движение по прочной осыпи совершается прямо вверх или, с возрастанием крутизны, небольшими зигзагами по наиболее безопасным и удобным местам. Спускаться наискось или прямо вниз. По "живой" осыпи нужно двигаться наискось, чтобы случайно сорвавшийся камень не причинил вреда находящимся ниже по осыпи спасателям. Если наискось идти нельзя, то поднимаются прямо вверх, идя как можно ближе друг к другу и достаточно медленно. Наиболее опасны осыпи, расположенные на скальных основаниях или образованные движущимися ледниками. Также большой осторожности требует передвижение по осыпям в дождь или туман, т.к. резко увеличивается опасность камнепадов. Прежде чем перенести тяжесть тела на ногу, ее прежде утапливают и утверждают в осыпи. По осыпи, состоящей из мелких камней, можно спускаться, сползая вместе с ними. Если вниз начинает двигаться большая масса камней, следует быстро переместиться на соседний участок осыпи. Если большой камень не удалось задержать или кто-нибудь увидел летящий сверху камень, надо предупредить товарищей возгласом "Камень!". Возглас должен быть громким и четким, но без панических интонаций. От летящего вниз камня необходимо отступить в сторону или пригнуться. От камнепада следует укрываться за ближайшими скалами или крупными камнями. От большого количества мелких камней на открытом месте можно защититься рюкзаком, поднятым над головой.

При движении по снежным склонам надевают защитные очки, штормовой костюм, рукавицы, высокогорные ботинки с триконями или кошками, на мягком снегу - ботинки с рифленой подошвой.

При движении по мягкому снегу "прогоняют" подошву ботинка по поверхности снега, что увеличивает сцепление с ним подошвы. При движении по склону с мягким снегом нажимом подошвы постепенно, избегая сильного удара, вытаптывают ступени, стремясь их не разрушить. В фирне ступени выбивают рантом ботинка, а в сильно смерзшемся, глубоко промороженном фирне вырубают лопаткой ледоруба. На твердом фирне прекрасно держат кошки. При насте ступени выбивают ударом носка ботинка и затем уплотняют снег под настом.

Как правило, на снежном склоне действует принцип "двух точек опоры", и лишь на очень крутых склонах и глубоком рыхлом снегу ледоруб заглубляется в него, и создается третья точка опоры.

Соблюдается вертикальное положение тела, что предотвращает разрушение ступеней. "Прижиматься" к склону нельзя, т.к. возможно разрушение ступеней. Идти желательно след в след, при этом идущего впереди необходимо регулярно сменять. В лавиноопасных зонах необходимо избегать длинных траверсов, чтобы не подрезать снежный наст и не вызвать сход лавины.

Заметивший лавину подает возглас "Лавина сверху (слева, справа)". При этом необходимо отойти на край потока и спрятаться за препятствие (скалу, камень, дерево и др.). Закрыть рот и нос шерстяной шапочкой, платком, чтобы не задохнуться. Если от лавины уйти невозможно, то необходимо освободиться от любых грузов (рюкзак, лыжи и др.) и всеми силами стремиться удержаться на склоне или поверхности потока снега. После чего плавными движениями подбираться к краю лавины и выбираться за ее пределы.

По некрутому склону прямо вверх поднимаются "елочкой", выбивая ступеньки внутренним рантом ботинок. На нелавиноопасных крутых склонах возможен подъем зигзагообразно. При подъемах "в лоб" снежных склонов (что уменьшает вероятность возникновения лавин) ступеньки выбивают носками ботинок. Ледоруб при этом держат перед собой, почти по головку воткнутым в снег. Хорошо утвердившись обеими ногами на новых ступеньках, можно переносить ледоруб выше по склону.

Спускаться по некрутому склону спиной к нему, делая небольшие шаги и вминая каблуками снег. Спуск по крутому склону аналогичен подъему, но в обратной последовательности. По твердому фирну и обледенелому склону спускаются, применяя кошки; на опасных склонах идут со страховкой в связках.

На некрутых, нелавиноопасных склонах спуск может осуществляться скользящим шагом или глиссированием (скольжением). При спуске глиссированием на обеих ногах штычком альпенштока (ледоруба) опираются сзади себя. Глиссирование с тяжелым рюкзаком, по крутым склонам (круче 40 0) не допускается.

При движении по ледовым склонам до 30 0 поднимаются "в лоб", "елочкой", разворачивая ступни ног, как при движении по травянистому склону. Ногу ставят на лед, несильно ударяя о его поверхность сразу всеми зубьями кошек, кроме передних; по крутым склонам (до 40 0) идут зигзагом. Корпус при этом необходимо держать вертикально, не приближая его к склону. Штычком ледоруба двумя руками опираются на склон.

На склоне круче 40 0 поднимаются на четырех передних зубьях, вгоняя в лед ударом ноги пару носовых зубьев. Вторая пара передних зубьев прочно врезается в лед под весом человека, не давая соскользнуть носовым. Нога немного согнута в колене, ступня находится почти горизонтально. Поднимаются по правилу "двух точек опоры", при этом опираясь о лед клювом ледоруба.

Траверсируют крутой склон и спускаются по нему, двигаясь лицом к склону. По некрутым склонам можно опускаться спиной к склону, опираясь о лед штычком ледоруба сбоку, несколько сзади, нога ставится на все зубья сразу, за исключением передних.

Ступени начинают вырубать, когда склон крут и опасность срыва резко возрастает. Ступени вырубают двумя руками ледорубом. Расстояние между ступенями 15-20 см. Вырубка ступеней требует большого физического напряжения, поэтому необходима частая смена между вырубающими ступени и идущими за ними. На ледовых гребнях вырубают ступени прямо по гребню или по более пологому его склону.

Большую сложность может представлять передвижение по скальным участкам. На камнепадоопасных маршрутах необходимо использовать защитный шлем (каску). Существует несколько основных правил движения по скалам.

1. Прежде чем двигаться по скальному участку, нужно наметить и просмотреть путь движения, изучить расположение сложных участков, запомнить расположение удобных зацепок для рук и ног, найти безопасные участки для отдыха, учесть камнепады и другие опасности, наметить ориентиры, варианты обходов.

Если очевидно, что опасность непреодолима или дальнейшее передвижение сопряжено с неоправданным риском - необходимо искать более легкий вариант пути. Следует помнить, что, попав в труднопроходимое место, особенно на спуске, вернуться обратно будет еще труднее.

2. Прежде чем опереться рукой или ногой о выступ, надо проверить его прочность: осмотреть, нет ли трещин, мха, песка, нажать на выступ, не поддастся ли, покачать в разные стороны. Все это делается осторожно, чтобы не пораниться и не сбросить камень на людей, находящихся ниже. Непрочно лежащие камин сбрасывают в сторону.

3. Необходимо иметь три точки опоры. Прежде чем перенести ногу на новый выступ, надо, чтобы другая нога и обе руки нашли прочные опоры. Когда обе ноги стоят прочно и одна рука имеет хорошую опору, другой рукой нащупывают следующую зацепку. Только при таких условиях можно уверенно передвигаться, без риска внезапно искать очередную опору или зацепку. Если выступ или камень при опробовании обломится или оборвется, при трех точках опоры срыва не произойдет.

4. Стремиться двигаться главным образом за счет усилий мышц ног (они гораздо сильнее мышц рук). Ступать при подъеме на опоры, проверенные руками; руки, как правило, поддерживают равновесие тела. Лазание нагружает и утомляет более всего внутреннюю часть ступни и пальцы ног, но опираться на скалу коленом не следует: можно сорваться.

5. Основная работа рук - захват опоры (верхней, боковой и нижней) пальцами и ладонью.

6. Лазать следует плавно, без рывков, мягко, пластично, сохраняя равновесие и сберегая силы. Уметь нагружать и расслаблять различные группы мышц, меняя характер движения, чередовать работу с отдыхом.

7. Каждую надежную опору нужно использовать максимально. Не допускать чрезмерно длинного шага, быстрее утомляющего мышцы.

8. Надо стремиться идти маршрутом, близким к линии падения воды (наиболее короткий путь наверх).

9. На высоте действовать осмотрительно и обдуманно.

По ступенчатым скалам подниматься, как по лестнице, берясь руками за скалы, опираясь о них и поддерживая равновесие, но не прилегая слишком близко к поверхности скалы. Сила сцепления подошвы с неровностями скалы возрастает при отклонении от нее туловища. Использование для движения по скалам расщелин, трещин и "каминов" основано на использовании силы трения, требующем большой координации движений и значительных физических усилий.

Трещина (расщелина) может быть использована для быстрого преодоления участка трудных скал. Подъем осуществляется попеременным заклиниванием рук и ног, распорами рук, как бы раздвигающих края расщелины.

Камины проходятся с применением распоров. В узком камине используются распоры колено-ступня, в более широком - спина-колено, в широком - спина-ступни.

Спуски со скал наиболее опасны, обычно из-за своей технической сложности. По несложным, некрутым ступенчатым скалам спускаются спиной к склону так, чтобы были видны путь спуска и точки опоры. По крутым скалам спускаются лицом к склону, просматривая путь сбоку или между ногами. Наиболее употребительные способы с применением веревки - спортивный, на карабинах и способ Дюльфера.

Когда характер преодолеваемого рельефа вызывает сомнения в возможности задержаться при срыве собственными силами, спасатели должны связываться по два-три человека в связки и осуществляют взаимную страховку. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают страховку одновременную, когда партнеры по связке двигаются одновременно, и попеременную, когда один из партнеров двигается, а второй его страхует. Выйдя наверх и осуществляя страховку партнера, спасатель производит верхнюю страховку. Страховка осуществляется с помощью альпенштока, ледоруба, веревок. Спасатель должен владеть возможно большим количеством способов вязки узлов, чтобы в зависимости от обстоятельств выбрать для привязывания веревки нужный.

При проведении спасательных работ в горной местности необходимо поскорее извлечь пострадавших из опасной зоны: камнепада, лавины, замкнутого пространства, оказать посильную медицинскую помощь, психотерапию. Транспортировка пострадавших по используемым для ее организации средствам подразделяется на:

Вьючную;

Механизированную.

Наиболее щадящими видами являются механизированные способы транспортировки.

Ручная транспортировка предпочтительнее с использованием специальных, а не импровизированных средств. Пострадавший обязательно должен фиксироваться к носилкам, поскольку тряска, возникающая при транспортировке, и усталость спасателей могут привести к его падению с носилок и получению дополнительных повреждений. Переноска на руках вдвоем или даже вчетвером может осуществляться только на небольшие расстояния, т.к. идет очень сильная нагрузка на руки спасателей.

Вьючная транспортировка является более быстрой, чем ручная, но ее минус – в большой сложности организации.

Спасатели должны быть готовы к тому, что при всем многообразии видов транспортировки в наличии всегда будет иметься лишь малая часть из них.

Любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние пострадавшего, поэтому важное значение имеют вопросы транспортной иммобилизации и подготовки больного к транспортировке.

При выборе способа эвакуации следует, кроме всего прочего, прогнозировать и возможные препятствия (при авиаперевозках – грозовой фронт, при наземной транспортировке – завалы, пожары, обвалоопасные участки и т.д..).

Поисково-спасательные работы могут считаться завершенными в оперативном отношении только по возвращении спасателей и транспортных средств на исходные базы. Пострадавшие доставляются на базы их размещения или в медицинские учреждения. Использованное в операции снаряжение проверяется, приводится в порядок и сдается на хранение .

Вводные сведения
Способы проведения ПСР
Средства и знаки сигнализации
Передвижение в горах
Передвижение по скалам
Узлы
Транспортировка пострадавших
Лавины
Опасности при проведении ПСР в пещерах
Проведение ПСР в пещерах

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.



Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

К вопросам взаимодействия с другими организациями относятся обеспечение ПСР транспортом (при отсутствии своего транспорта). административное содействие местных органов власти, получение необходимой информации (справки о состоянии дорог, метеорологические сводки и прогнозы и т.д.). К ПСР в горах могут быть подключены туристы, горнолыжники. спелеологи, военнослужащие и местные жители. На них обычно возлагаются второстепенные задачи, не требующие специальной экипировки и физической подготовки.

Расширенный курс, в котором изучается как техника, так и тактика спасательных работ в горах, решение ситуационных задач, много практики. Проводится на реальном рельефе, например, в Крыму. Рассчитан на людей, знакомых с базовой веревочной и скальной техникой.

Продолжительность - 50 часов занятий (5 дней).

Это будет тренинг по проведению спасательных работ, организации спасательных работ и транспортировке пострадавшего в максимально приближенных к реальным условиях. Работать будем и днем и ночью, в любую погоду, на реальном рельефе. %дней и минимум 50 часов учебных занятий, включая лекции по темам курса.

Одна из самых важных целей этого курса - задача объединить знания и навыки полученные на различных, предшествующих курсах, важно не только правильно вязать узлы и муфтовать карабины - контроль пострадавшего, правильно оказанная первая помощь и организованная транспортировка это не менее важно, а может быть и более. Значительная часть курса посвящена тактике, организации и планированию спасательных работ.

Также будут отработаны и групповые спасательные работы с различными вариантами взаимодействия внутри группы спасателей и между группами.

Приглашаем! Будет трудно, сложно, но точно интересно!

Цели семинара.

Тренировка участников для проведения спасательных работ на сложном рельефе, силами двойки и малой группы. В максимально приближенных к обстоятельствам реальных несчастных случаев(НС).

Совершенствование технических навыков проведения спасательных работ (на основе техник курса ПСР в малой группе).

Совершенствование навыков оказания Первой помощи (на основе курса Первой помощи). Отработка взаимодействия в группе.

Тренировка проведения спасательных работ по реальным сценариям.

Решение ситуационных задач.

Выработка психологической устойчивости при НС и проведении спасательных работ.

Преподаватель.

График проведения курсов можно посмотреть в Расписании

Отчеты о проведенных курсах в разделе Отчеты .

Требования к участникам.

Участие в курсе «Спасательные работы в малой группе» и/или навыки по данной теме.

Участие в курсе «Первая помощь» и/или навыки по данной теме.

Навыки по работе с альпинистским снаряжением.

Желание учиться и работать в команде.

Снаряжение.

Комплект личного снаряжения для участия в курсе.

Каска –1
Страховочная система –1
Карабин муфтованный HMS – 2
Карабин муфтованный – 3
Карабин без муфты – 5
Спусковое устройство типа АТС (Лукошко,ATC-xp Guide, Reverso или аналогичные) -1
Прусик короткий – 1 (рекомендованная длина 1,2-1,5 метра, диаметр 7 мм)
Корделет – 2 (отрезок репшнура диаметром 7 мм длиной от 5 до 6 метров)
Петли для организации станций 120-180 см – 2

Самостраховка из динамической веревки с муфтованными карабинами.

Расходный репшнур 7 мм - 10 метров.

Выбор этого набора личного снаряжения обусловлен несколькими факторами: это простое, дешевое и многофункциональное снаряжение, которое можно использовать на восхождении, а в случае необходимости, надежно и эффективно использовать при спасательных работах.

Внимание! Запрещается использовать для самостраховки самодельные сшитые самостраховки из стропы, петли из материала Dyneema, самостраховки для ИТО типа Daisy Chain и регулируемые самостраховки типа «Клифа».

Групповое снаряжение.

Снаряжение для организации страховки на скальном рельефе - закладки, френды, скальные крючья - по 1 комплекту.

Веревка динамическая (single, основная) 30-70м -1 (на группу из двух человек)

Веревка статическая 50 м - 1 на группу из 4х человек.