Последние статьи
Домой / Оформление документов / Что могут проверить на стационарном посту дпс. Новый регламент мвд и беспричинные остановки

Что могут проверить на стационарном посту дпс. Новый регламент мвд и беспричинные остановки

Что нужно знать водителю о проверке документов сотрудником ДПС? Прежде всего стоит понимать, что любое действие инспектора (под инспектором мы понимаем, что данный полицейский является сотрудником ГИБДД, у которого имеется не просроченное удостоверение, нагрудный знак), является юридическим (регулируется соответствующими Нормативно Правовыми Актами) и не может проходить в режиме «простого человеческого общения». Если вы так думаете и поддерживаете общение вне рамок закона, то глубоко ошибаетесь и даете повод (но не факт!) инспектору совершить противоправные действия по отношению к вам, о которых сами вы можете и не подозревать.

Остановка вне стационарного поста ДПС

Остановили для проверки документов? Где? Если остановка была выполнена вне стационарного поста, то проверять документы (водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС и ОСАГО) инспектор не имеет права и вот почему:

  1. Согласно Федерального закона о Полиции, а именно статьи №27 п.2, сотрудник обязан выполнять служебные обязанности в соответствие с должностным регламентом (должностной инструкцией).
  2. Должностной инструкцией в нашем случае является .

Данный приказ, а именно пункт 63 черным по белому содержит информацию где и в каких случаях допускается остановка и проверка документов. В нашем случае проверка выполняется только на стационаром посту.

Поэтому остановка ТС для проверки документов вне поста является незаконной, то есть если вам не предъявлено более ни каких требований (вас не остановили в рамках проводимых мероприятий, вы и ваше ТС не проходите по ориентировке, вами не нарушены ПДД и т.д) то остановка считается беспричинной и вы имеете полное право написать на сотрудника ДПС жалобу в установленном законом порядке.

Проверка документов на стационарном посту

Теперь рассмотрим ситуацию, когда остановка ТС для проверки была выполнена на стационарном посту, то есть проверка считается законной и инспектор имеет на это все основания. Что делать?

Прежде всего следует сохранять спокойствие и не суетится, а главное не забывать про статью КоАП РФ 19.3 «Не выполнение законного требования сотрудника полиции влечет за собой наложение штрафа, либо арест на 15 суток» и предоставить полицейскому все документы, которые он требует, естественно в рамках пункта 2.1 ПДД.

Какие нужны документы для проверки?

Согласно пункту правил дорожного движения 2.1, водитель обязан предоставить инспектору для проверки следующие документы:

  1. Водительское удостоверение.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  3. Полис обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО
  4. *В установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

Все остальные просьбы, такие как — показать паспорт гражданина, ПТС и прочее, вами отклоняются, так как со стороны инспектора являются незаконными (за исключением тех случаев, когда идет спец-мероприятие в рамках которого предусмотрено проведение вышеописанных действий). Но не следует забывать о том, что в случае проведения спец-мероприятия, сотрудник обязан вас уведомить и ознакомить с соответствующими документами, подтверждающими данный факт или вы можете позвонить в дежурную часть и запросить устное подтверждение. Если этого не сделано инспектором, то смело ссылайтесь на ст. №5 пункт 7 «Федерального закона о Полиции» и пишите жалобу на безответственного полицейского.

Время и правила проверки документов

Четких временных рамок, установленных законом для проведения проверки документов не имеется. Как-то так получилось, что законодатели обошли стороной этот немаловажный нюанс. Есть лишь отдаленные рекомендации, которым должен придерживаться сотрудник. Согласно пункту 67 приказа №185 МВД, полицейский должен:

  1. Незамедлительно подойти к водителю, представиться и далее по инструкции.

Как это выглядит на практике, вы наверно и сами знаете. Можно обойтись простым передал/проверил/отпустил. Либо этот процесс может затянутся на определенное время и тут у водителя возникает вполне резонное подозрение, а не хотят ли его «накрутить». Как поступить в данной ситуации? Единственное верное решение - звонить по телефону доверия или ДЧ и объяснить всю ситуацию.

Теперь, что касается правил проверки. Опять же берем за основу приказ №185 п.67, в котором говорится:

  1. Инспектор должен незамедлительно подойти к водителю.
  2. Представиться, назвав свою фамилию, имя и должность.
  3. Сообщить причину останови - просто проверка, нарушение вами ПДД, проведение спец-мероприятий или ориентировка на вас, ваше ТС или ваших пассажиров, привлечение вас/ваших пассажиров в качестве понятых или свидетелей.
  4. Изложить требование о передачи вами необходимых документов.
  5. Разъяснить предусмотренные законодательством РФ права и обязанности.

Каждый автомобилист боится быть остановленным инспектором, даже, если он ездит аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Чтобы относиться спокойнее к этой процедуре, автомобилисту не помешает хотя бы поверхностно знать, по каким причинам его на дороге может остановить инспектор.

Какие изменения произошли в новом регламенте?

В старом приказе № 185 2009 года говорилось, что инспектор может проверять документы автомобилиста только на постоянном посту дорожно-патрульной службы. Поскольку эти стационарные посты было дорого содержать, поэтому за несколько лет их сократили в разы. Вне поста они могли проверять документы транспортного средства только во время специальных рейдов.

Статистическое исследование показало, что на стационарных постах эффективность выявления нарушений очень низка, водители, завидев пост издалека, как правило, снижают скорость и проезжают мимо аккуратно, предупреждая других водителей о посте миганием фар. Тогда, в связи с отсутствием необходимой портативной техники у сотрудников ГИБДД, не было возможности сверять документы остановленного автомобилиста вне постоянного поста, которые, как правило, оснащены нужной для проверки техникой. Из-за этого неудобства реальные нарушители, ничем не выдавшие себя и не превышающие скорость движения, легко уходили от ответственности, например, водители, лишенные прав или не получившие их, угонщики, несильно пьяные, наркоманы. А раз нет постов, то такие водители продолжают безнаказанно нарушать правила, подвергая себя, пассажиров и пешеходов опасности.

Сейчас, в связи со стремительным техническим прогрессом, оснащением каждого сотрудника ДПС портативной техникой и прочими изменениями, появилась возможность изменить устаревший регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, что и произошло с заменой старого приказа на новый № 664 с 20 октября 2017 года. Самым главным изменением в новом регламенте ГИБДД можно назвать, что инспектора теперь могут проводить проверку документов вне контрольного поста.

Но участок на дороге, где инспектор может заниматься проверкой документов, выбирает его руководство на основании статистики аварий в определенной местности.

По каким причинам инспектор может затормозить водителя?

Список оснований, по которым могут затормозить автомобиль вне постоянного поста:

  • При обнаружении сотрудником дорожно-патрульной службы нарушения водителем ПДД.
  • Если марка, модель и цвет автомобиля подходят под описание ранее угнанного автомобиля.
  • Чтобы забрать показания у автомобилиста, оказавшегося невольным свидетелем аварии.
  • Чтобы автомобилист побыл понятым.
  • Когда инспектору срочно нужна машина, например, догнать преступника или срочно увезти пострадавшего в больницу.
  • Чтобы автомобилисты дали дорогу спецмашинам.
  • Когда требуется помощь автомобилиста инспектору или другим автомобилистам, пассажирам, пешеходам.
  • При получении информации от диспетчера, что в автомобиле, подходящим под описание, водитель может быть правонарушителем или его пассажиры.
  • Чтобы временно запретить, ограничить движение транспортных средств.
  • Во время проверки, проходящей по плану.
  • Во время мероприятий, проводящимися по приказу от руководства.
  • Когда автомобилистам может грозит опасность (неисправная машина, ремонт дороги или моста, авария).
  • Чтобы убедиться в наличии документов на право управления, пользование данного автомобиля и перевозку груза.

Дополненный список прав инспекторов.

В новом регламенте ГИБДД от 20 октября 2017 года расширили права сотрудников ДПС, которые теперь имеют право:

  • Проверять документы не только у автомобилиста, но и у его пассажиров вне контрольного поста ДПС.
  • Вести съемку не только служебном видеорегистраторе, но и на собственном телефоне, если нет возможности найти понятых.
  • Проверять документы не только на транспортное средство, но и на перевозимые грузы.
  • Проверять у автомобилиста наличие полиса ОСАГО.
  • Задерживать автомобиль, находящееся в угоне.

Способы остановки автомобилистов.

Водителям следует помнить, что их остановить может только сотрудник дорожно-патрульной службы. Стажер дорожно-патрульной службы, участковый, гражданский в форме регулировщика лишены права останавливать транспортные средства, так как не наделены функцией регулировщика дорожного движения.

Сотрудник дорожно-патрульной службы, чтобы остановить нужное транспортное средство, озвучивает данное требование через громкоговоритель или направляет жезл в сторону определенной машины. Затем жезлом указывает на место, куда должен подъехать автомобилист. В вечернее время сотрудник дорожно-патрульной службы в целях безопасности должен использовать световые сигналы.

У сотрудника ДПС нет прав на принудительную остановку транспортных средств:

  • Автобусы и ему подобные транспортные средства, заполненные пассажирами.
  • Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам.
  • Транспортные средства, принадлежащие консульским учреждениям иностранных государств.
  • Мопеды.
  • Мотоциклы.
  • Мотороллеры.

Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилистов на:

  • Железнодорожных проездах.
  • Горных дорогах.
  • Мостах.
  • Дорогах со слабой видимостью.
  • Эстакадах.
  • Путепроводах.
  • В туннелях.

После того, как автомобилист остановился, сотрудник дорожно-патрульной службы должен:

  • Сразу подойти к автомобилисту, которому не нужно выходить из машины.
  • Вежливо поздороваться с автомобилистом.
  • Назвать свою фамилию, имя, отчество, звание.
  • Объяснить автомобилисту, по каким причинам его транспортное средство остановили.
  • При требовании автомобилиста, предъявить удостоверение, но не отдавая его.
  • Попросить автомобилиста освободить собственные документы от обложки и передать документы.
  • Если сотруднику дорожно-патрульной службы автомобилист нужен как понятый, то нужно объяснить его права и обязанности.
  • Если автомобилиста остановили из-за несоблюдения правил, сотрудник дорожно-патрульной службы должен объяснить это автомобилисту.
  • Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилиста на длительный срок.

Список документов, которые проверяет инспектор.

Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:

  • Когда автомобилист нарушил ПДД.
  • Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
  • Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
  • Когда автомобилист необходим в качестве понятого.

Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
  • Миграционная карта, виза.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на автомобиль.
  • Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
  • Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
  • Документальное разрешение для въезда на территорию.

Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.

  • Вне контрольных постах в темное время суток использовать специальные световые сигналы.
  • В условиях недостаточной видимости или ночью носить световозвращающее снаряжение и светящийся жезл.
  • Если автомобилист не предоставил необходимые документы, то сотрудник дорожно-патрульной службы должен его оставить на контрольном посту, пока родственники или близкие друзья забывчивого, которым даются три часа, не привезут его документы.
  • При выявлении нарушений автомобилиста сотрудник дорожно-патрульной службы обязан наложить на него штраф.

Водители должны знать эти права и обязанности сотрудника ДПС, чтобы спокойно пользоваться своим автомобилем, не страдая от произвола, иногда встречающегося на дорогах.

Сложно себе представить управление автомобилем без остановок госавтоинспекторами по самым различным причинам, которые иной раз назвать не может сам инспектор. Законодательство, регулируя правоотношения между автомобилистом и инспектором ГИБДД, разъясняет, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины.

Основания для остановки

Многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда остановивший их инспектор не мог внятно объяснить основания для остановки, между тем, подобные действия со стороны сотрудника ГИБДД являлись незаконными, что зафиксировано в Приказе №185 МВД РФ, от 02 марта 2009 года.

Однако, в октябре 2017 года Приказом №644 с принятием нового Административного регламента были введены коррективы, отменившие прежнее положение и добавившие п.84, позволяющий останавливать автомобилиста в следующих обстоятельствах:

  1. Нарушение ПДД со стороны автомобилиста, при визуальной фиксации неправомерных действий, либо с использованием особой техники.
  2. Подозрение в причастности к ДТП, преступлению, иному правонарушению. Как правило, подобные остановки совершаются при наличии ориентировок, оперативной информации.
  3. Установление факта нахождения авто в розыске, согласно располагаемым госавтоинспектором сведениям.
  4. Выступление автомобилиста в роли свидетеля преступления, правонарушения или в качестве понятого.
  5. Потребность в использовании машины работниками ГИБДД или медиками.
  6. Наличие ограничений по эксплуатации машины.
  7. В целях оказания помощи пострадавшим.
  8. Выполнение действий согласно текущих распоряжений, для плановой проверки по перевозке запрещенных предметов, розыска определенных лиц, когда проверке подлежит каждое ТС в выделенной зоне.
  9. Возникновение на дорогах опасностей вследствие какой-либо чрезвычайной ситуации.
  10. Проверка законности права водителя эксплуатировать конкретное транспортное средство и перевозить груз.

Таким образом, представитель ГИБДД вправе проверить документы водителя, что делает возможным остановку не только на постах ДПС, но и вне их. Важно, чтобы инспектор, остановивший автомобиль, назвал причину проверки документов. В противном случае, его требование считается незаконным.

Поведение водителя при остановке представителем ГИБДД

Когда инспектор требует автомобиль остановиться, необходимо прекратить движение и уточнить об основаниях для проверки. Игнорирование требования ГИБДД является серьезным нарушением и дает право на задержание.

Инспектор подает специальный сигнал об остановке, в зависимости от ситуации на дороге и времени суток, однако только в тех зонах, где могут совершать остановку авто согласно ПДД. Исключение составляют случаи, когда представитель ГАИ намерен пресечь какое-либо преступление/правонарушение, либо в ситуациях опасности нанесения вреда иным участникам движения и их имуществу.

Алгоритм, что делать автомобилисту при разговоре с инспектором, выглядит следующим образом:

  1. Должностное лицо подходит к водителю и представляется, называя свое звание и ФИО.
  2. Водителю объясняют причину, побудившую остановить машину.
  3. По требованию автомобилиста, должностное лицо обязано показать удостоверение и сообщить свои данные.
  4. Инспектор требует передать документы и сообщает, какие права и обязанности имеются у автомобилиста, если предполагается привлечение в роли понятого.
  5. Выход из ТС неправомочен, если только нахождение рядом с машиной не несет риска для жизни представителя закона, либо при потребности в помощи при устранении технической неисправности, нарушения.
  6. В случае, если представитель ГАИ остановил транспорт и долгое время не подходит, водитель вправе продолжить свой путь, так как остановка для проверки производится только на короткий промежуток времени.

ВАЖНО! Выявление правонарушения влечет остановку инспектором с дальнейшим разъяснением, в чем конкретно заключается нарушение.

В стандартных ситуация проверка предполагает исключительно изучение документов на машину и удостоверения, однако, при подозрении серьезных преступлений или правонарушений, инспектор вправе обоснованно требовать представить авто к осмотру, досмотреть вещи водителя и пассажиров.

На видео об остановке сотрудником ГИБДД

Общение с представителем закона в процессе разбирательства должно быть вежливым, инспектор не вправе применять методы запугивания. Со своей стороны, водитель вправе отстаивать собственную позицию, при несогласии с мнением госавтоинспектора. Однако, при защите своих прав, не следует забывать о вежливости и чувстве такта.

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

В каких случаях сотрудник ДПС может остановить Вашу машину и провести осмотр? Если дело дошло до спора с инспектором Госавтоинспекции, настоятельно рекомендую вооружиться знанием закона, чтобы идти в бой, защищенным броней законодательства и щитом нормативных актов.

Итак, основаниями к остановке транспортного средства сотрудником ДПС являются:

1) визуально установленные сотрудником ДПС или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений Правил дорожного движения (ПДД);

2) наличие у сотрудника ДПС данных (например: ориентировки, информация дежурного), свидетельствующи х о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспор тного происшествия (ДТП), преступления или правонарушения;

3) наличие у сотрудника ДПС данных (например: ориентировки, сведения оперативно-справ очных и розыскных учетов) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспор тного происшествия, правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) выполнение распорядительно- регулировочных действий (например: проведение разъяснения водителю, что проезд по Н-скому шоссе опасен из-за угрозы обвала);

7) необходимость использования Вашего транспортного средства (в исключительных случаях, например: машина сотрудника ДПС сломалась, а необходимо срочно доставить раненого гражданина в больницу);

8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9) проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов (например: недавно были мероприятия по выявлению случаев незаконного пользования водителями травматическим оружием);

10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что инспектор ДПС не может Вас останавливать без каких-либо на то оснований. И останавливать машину исключительно для проверки документов инспектор ДПС может только на стационарных постах ДПС, а не спрятавшись за деревьями на скоростном шоссе.

Остановив транспортное средство, сотрудник ДПС должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, предъявить в развернутом виде служебное удостоверение и сообщить причину остановки. Если вы хотите зафиксировать происходящее на видео или аудио, сотрудник ДПС не должен вам препятствовать (но его лучше об этом предупредить). То есть как только Вас остановили, попросите инспектора разъяснить Вам причину остановки.

Однако, к сожалению, вышеуказанные основания для остановки транспортного средства дают возможность дальновидному инспектору остановить Вас, обосновав это тем, что Вы очень похожи на человека, на которого дана ориентировка.

Теперь об осмотре и досмотре. Осмотр отличается от досмотра, следующим: осмотр – это визуальное обследование, внешнее рассмотрение Вашего транспортного средства, а досмотр – это полноценное обследование Вашего транспортного средства с обследованием конструктивных частей автомобиля (например: багажника, капота) и является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, осмотр может производиться без возбуждения дела об административном правонарушении, а досмотр только в рамках дела. Предполагается также, что осмотр является визуальным (то есть руками инспектор ничего не трогает).

Основаниями для осмотра транспортного средства и перевозимого груза, являются:

1) ориентировки, иная информация об использовании транспортного средства и перевозимого груза в противоправных целях (см. текст в предыдущей редакции);

2) необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;

3) наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз.

Иных оснований, кроме вышеуказанных, для осмотра нет. По окончания осмотра сотрудником ДПС составляется акт осмотра. Во время осмотра может вестись аудиозапись и видеосъемка. По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других процессуальных действий сотрудником ДПС водителю дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Основаниями для досмотра транспортного средства являются:

1) проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ либо ядовитых или радиоактивных веществ;

2) проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения правонарушения/п реступления, либо предметов правонарушения в транспортном средстве или следов правонарушения на транспортном средстве;

3) осуществление задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

Досмотр должен проводиться без нарушения конструктивной целостности автомобиля. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых. По факту досмотра составляется протокол, который подписывается сотрудником ДПС, понятыми и лицом, в отношении транспортного средства которого произведен досмотр. Во время досмотра может вестись аудиозапись и видеосъемка.

То есть если инспектор ДПС намеревается своими руками открывать багажник, обследовать «бардачок» и сообщает, что целью этих мероприятий является некая проверка, Вы можете смело заявлять, что это досмотр, и требовать понятых и протокола.

Но, к сожалению, абсолютно точных признаков, на основании которых можно отличить осмотр от досмотра, законодательство не дает.