Последние статьи
Домой / Кадастр / Ченнелинг. Радость – это эмоция высоких вибраций

Ченнелинг. Радость – это эмоция высоких вибраций

Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для

ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.

В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.

Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрацион-ная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрацию вызывают и внутренние конфликты. Курт Левин (Levin, 1935) выделил три их типа:

1) конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданова осла»: у человека имеются две или больше привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно; особенность этого типа конфликтов состоит в том, что при любом выборе человек все же останется в выигрыше, поэтому этот конфликт вызывает слабую фрустрацию;

2) конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или ситуация «из двух зол…»: человеку приходится выбирать из двух непривлекательных перспектив; при любом выборе он окажется в проигрыше, поэтому фрустрация при этом типе конфликта бывает самой сильной, и частой реакцией на нее является попытка бегства от нее, а если это невозможно, то возникает гнев;

3) конфликт положительно-отрицательных возможностей или «проблема выбора»: у цели есть как положительная, так и отрицательная сторона (хочется съесть булочку или пирожное, но не хочется толстеть, и т.

п.); этот тип конфликта встречается в жизни чаще всего. При разрешении этих конфликтов сначала преобладает положительная тенденция — человек уступает желанию, но затем появляется опасение в связи с возможными неприятностями, и по мере приближения к цели эта негативная тенденция усиливается и может привести к отказу от достижения цели. При этом типе конфликтов фрустрация бывает средней силы.

С точки зрения С. Розенцвейга (Rosenzweig, 1960), всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности.

Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:

— повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи;

164 Глава 6, Характеристика различных эмоций

— глубиной неудовлетворения: чем сильнее была» потребность, тем ниже порог фрустрации;

— эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;

— уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог;

— этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце.

Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В одних случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путем замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещенная или недостижимая цель выполняется мысленно или только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.

Частые фрустрации у детей невротизируют их, развивают у них агрессивность как личностное свойство, чувство вины, неуверенность, приводят к изоляции и эгоцентризму, озлобленности.


Даже при беглом взгляде на лицо, становится очевидным, что улыбка является сигналом эмоции удовольствия . Веселье, fiero, naches, удовлетворенность, возбуждение, сенсорные удовольствия, облегчение, изумление, schadenfreude (злорадство), экстаз и, возможно, elevation и благодарность - все эти эмоции подразумевают появление улыбки. Эти улыбки могут различаться по интенсивности, скорости появления, продолжительности сохранения на лице и по скорости их пропадания.

Анатомическое строение черепа головы у всех разное. Это и порождает многообразие лиц. Некоторые нам будут нравиться, некоторые нет. Это дает субъективное ощущение того, что каждый улыбается по своему. Отчасти это так, но лишь отчасти. В независимости от пола, возраста, рассы, национальности и физических особенностей, мышечное строение лица у всех одинаковое. Это, при визуальной калибровке, следует принимать в расчет. Т.е. искренняя улыбка, вызванная напряжением одних и тех же мыщц, на человеке, обладающим узким черепом будет субъективно восприниматься по другому, чем на человеке, обладающим широким черепом. Так же, как и улыбка, даже в пределах людей одной рассы и национальности, будет смотреться по разному в зависимости от возраста и пола. Но, об этом я напишу в статье, про то, как считать Нейтральное лицо .

И именно поэтому, отсутсвие или наличие явной улыбки на лице приводит к ошибочному суждению, о том, что человек в данный момент чувствует. Т.е. о эмоции Радость. Улыбка может сопровождать появление эмоции Радость, а может и не сопровождать. Наличие улыбки - не обязательный аттрибут эмоции. Улыбка возникает, когда интенсивность эмоции Радость переходит некий пороговый уровень. А пока, интенсивность не перешла, этот порог, мышцы лица расслаблены.

Что же, если не улыбка, максимально точно, указывает на наличие эмоции Радость?

Голос . Как, бы это не казалось непривычным, но именно голос, а не лицо подает сигналы, позволяющие отличить одну приятную эмоцию от другой

Лицо . Да. Лицо только на втором месте. Если говорить о визуальных признаках эмоции Радость - расслабление мышц лица и симметрия. Я понимаю, что лицо не обладает геометрической симметрией, но нам достаточно и видимой симметрии.

Улыбки могут вводить в заблуждение , но не только потому, что они возникают вместе с каждой из эмоций радости и наслаждения, но также и потому, что они могут появляются тогда, когда люди не испытывают никакого удовольствия, а улыбаются, к примеру, только из вежливости. Имеется одна особенность, позволяющая отличать искреность улыбки удовольствия от прочих улыбок. Это очень тонкая особенность, и большинство людей ее не замечают. Если вы не знаете, что искать, то вы можете оказаться введенным в заблуждение, сбитым с толку и неверно откалибровать эмоцию. Подробнее об этой особенности я расскажу в главе "Калибровка эмоции Радость".

Так же, ошибочным будет суждение о том, что улыбки не очень надежные сигналы эмоций. Это не так; если улыбка возникла, то улыбка однозначно, хотя и едва заметно, говорят нам о том, вызвана она получаемым наслаждением или нет.

Куда же тогда смотреть, и что искать в признаках искренней, настоящей улыбки?
Более ста лет тому назад великий французский невропатолог Дюшен де Булонь обнаружил, чем настоящая улыбка удовольствия отличается от всех прочих улыбок тем, что при настоящая улыбка-наслаждение полуличается напряжением только одной мимческой мыщцой. Она называется zygomatic major, т. е. большой скуловой мышцей (она идет от скулы вниз под углом к уголку губ, подтягивая его при улыбке по диагонали вверх).

Для сведенья. Анатомически, вокруг губ, насчитывается более 18 мышц, способных изменить форму губ. Сочетание работы этих мыщц и дает то многообразие улыбок, которые вы можете увидеть на лицах. Большинство из этих мыщц управляет артикуляционным аппаратом и может принимать участие в формировании так называемых социальных улыбок. Поэтому, так важно, отличать искреннюю улыбку от социальной.

Калибровка эмоции Радость

Улыбка, созданная напряжением скуловых мыщц (zygomatic major ) - это не единственный признак подлинности эмоции Радость. Этот признак, сопровождается, даже более важным, в верификации подлинности эмоции, признаком - расслаблением мышц, которые окружают глаза (orbicularis oculi , или круговая мышца глаза). Выражение искренней радости на лице - результат совместного сокращения мышцы zygomaticus major и orbicularis oculi . Первая подчиняется воле, но вторая приводится в действие только приятными эмоциями.
Когда интнсивность эмоции высока, то улыбка оказывается более широкой и явной, то имеется только один указатель на отличие улыбки, вызванной испытываемым удовольствием, от прочих улыбок. Широкая улыбка, подимает щеки кверху (так как мыщцы лица расслабленны), собирает в складки кожу под глазами, уменьшает степень открытия глаз и даже вызывает появление морщинок под названием «куриные лапки» - и все это без помощи мышц orbicularis oculi. Именно эти признаки указываю на большую интенсивность эмоции Радости. Если интенсивность низкая, то этих признаков, вы вполне можете и не увидеть.

Признаки искренности улыбки. Я упорядочил верификацию эмоции Радость по признакам, по их значимости.


  1. Лицо в общем . Мыщцы лица расслабленны и лицо симметричное.

  2. Глаза . Мышцы вокруг глаз расслаблены и чуть оттянуты к виску. От этого глаза имеют форму миндалины.

  3. Уголки губ. Уголки рта оттянуты назад и вверх к скулам.

  4. Губы . Губы расслаблены. Рот может быть приоткрыт.

  5. Если улыбка широкая.

  6. Щеки . Щеки расслаблены и приподняты.

  7. Веки : Верхнее веко расслабленно.

    Нижние веки подняты и расслаблены. Под ними видны морщинки. Иногда кожа собирается в "мешочек".


  8. Глаза . Морщинки в виде куриных лапок идут от внешних уголков глаз к вискам.




Признаки фальши . Видимая ассиметрия лица. Напряжение мышц вокруг глаз. Движение\напряжение бровей. Напряжение скул и мышц нижней челюсти.

Эмоция Радость с точки зрения модели НЛП

Что же могут нам рассказать появившиеся на лице признаки искренней Радости?
Наблюдая только лицевые признаки, мы не можем точно сказать, во-первых, какую именно эмоцию радости человек испытывает. Наличие вышеперечисленных признаков лимшь указывает на целый класс эмоций Радость. Это может быть любая эмоция - веселье, fiero, naches, удовлетворенность, возбуждение, сенсорные удовольствия, облегчение, изумление, schadenfreude (злорадство), экстаз, elevation, благодарность, восторг, ликование, блаженство, восхищение, счастье, удовольствие. А во-вторых, что именно вызвало эту эмоцию.Что же мы можем сказать точно?

Структура эмоции Радость

То, что эмоции имеют структуру - известно давно. Мы вполне можем описать эмоцию Радость по модели ТОТЕ и описать, что происходит во внутреннем мире, человека испытывающего эмоцию Радость.

Триггер . Основной пусковой механизм Радости - внезапное удовлетворение значимого для человека критерия .
Т.е. Радость возникает тогда, когда - неожиданно для человека - какой-то важный для него критерий удовлетворяется. Внимательное наблюдение, за человеком, позволит вам определить, действительно важный для человека критерий. Частой ошибкой для продавцов или консультантов является то, что последние, встречают проблемы клиентов с радостным выражением лица. Согласитесь, это не то, что хотел бы видеть клиент. Но об использовании эмоции Радости в статье про "Логика и Математика Радости "

Operate . Вот только на этом этапе и не раньше, появляются голосовые и мимические признки Радости. Не раньше! Радость является социально значимой эмоцией, указывающей - в первую очередь - Вам, что "Все Ок", и несущей вовне метасообщение - "Все в порядке" и "Я иду общаться".
Время . Радость - эмоция мгновения. Т.е. эмоция Радости не может длиться долго. И в этом, ее прелесть. Радость фиксирует внимание на текущем моменте. Т.е. фиксирует время настоящем, на "здесь и сейчас". Т.е. находясь в эмоции Радости, впринципе, невозможно планировать будущее и анализировать прошлое. Для этого более подходят другие эмоции.
Информация . Эмоция Радости, субмодально делает значимым фон. Т.е. фигура становиться неразличима на фоне. Отчасти, это связанно с тем, что мыщцы вокруг глаз расслабляются и как следствие - зрение расфокусируется. МИр становиться обобщенным, и частности, детали на нем становятся размытыми, но красочными. Находясь в эмоции Радости, очень сложно оперировать деталями. Но зато становиться просто оперировать обобщениями.
Порядок и организация . Никакого порядка и процедур. Сплошные возможности. Эта эмоция, для творчества, для общения, для коммуникации. Решать задачи, находясь в эмоции Радость, можно лишь творческие, и тогда решение будет креативным. Любая организация и последовательность разом убъет Радость.

Test . Сходство. Сходство и наличие простроенных высоких ЛУ. Пожалуй, подробнее об этом, в следующей редакции.

Exit . Стереотип поведения человека, находящегося в эмоции Радости - расслабление и коммуникация. Эмоции служат для программирования опредленных стереотипов поведения. Можно сказать, что эмоции сужают доступный выбор поведения до одного. Можно сказать, что эмоции диктуют логику мышления и логику поведения. Логика поведения, диктуемая эмоцией Радость - расслабиться и по возможности активно пообщаться.

Социальная (выученная) эмоция Радость

Кроме искренней эмоции Радости, имеет смысл научиться различать социальную,т.е. выученную эмоцию "Радости". Некую эмблему, смайлик, которую люди с детства обучаются демонстрировать другим, в том случае, когда не происходит удовлетворение критерия, но человек сознательно хочет общаться или показать вовне, что "Все Ок".

Часто в деловых переговорах необходимо отличать и видеть нюансы в отображении этой эмоции, даже если она фальсифицирована и неискренняя, она все равно несет оттенки искренних эмоций, комментирующей, как нужно читать это выражение лица.

В момент фальсификации эмоций, лицо отображает одновременно несколько сигналов. Ту эмоцию, которую человек хочет показать , и свои собственные, искренние эмоции, которые он чувствует в данный момент . В момент фальсификации эмоции мозг проверяет истинность этой эмоции, на небольшое время, он временно переходит в состояние транса и человек, испытывающий естественную эмоцию , практически ее не осознает, но мозг, проверив добавляет свой коментарий. поэтому, в момент фальсификации (конструирования) эмоции, человеком сознательно формируется лицевой паттерн , который как он думает, характерен этой эмоции с небольшими дополнениями. Ведь его никто не учил, как правильно отображать эмоции. Точнее, его обучало то общество, в котром он воспитывался.

В следующей статье, я расскажу:


  • Как происходит обучение эмоции Радость;

  • С какими другими эмоциями, Радость вступает в союзы и что из этого получается;

Все люди хотят быть счастливыми, радостными, наслаждаться каждым моментом, видеть и чувствовать краски жизни. Радость и позитив делают нашу жизнь яркой, она лишается негатива и тусклости.

Но что же такое радость? Определение кратко вы сможете прочесть ниже. А еще вам станет известно, откуда она берётся, и почему многим так сложно контролировать своё эмоциональное состояние, оставаясь радостным. Почему некоторые ищут её там, где и речи о радости быть не может и не замечают её источники рядом с собой?

Радость: значение и синоним

Какое определение можно дать этому понятию? Радость - это источник сил, вдохновения, муза, добрая и светлая энергия, помогающая сердцу жить в добре, тепле и мире с самим собой и окружающими. Это путь к грамотному и простому отношению к жизни и всем вещам, происходящим в ней, которые далеко не всегда бывают легкими.

Синонимом слова «радость» являются "веселье", "ликование", "восторг". Это указывает на то, что радость помогает нам быть оптимистичнее, счастливее, а это значит, что она является источником сильной энергии.

Радость - это чувство внутреннего блаженства, удовольствия.

Зачем людям нужна радость?

Радость - это одна из основных положительных эмоций человека. Она нужна человеку в связи со следующими причинами:

  1. Радость является хорошим показателем правильности выбора. Когда принимается действительно грамотное, оцененное решение, человек не может быть в печали, потому что он не идёт против своей совести, против своих моральных устоев и ценностей. Сразу чувствуется прилив сил. Если что-то идёт не так, неправильно, то вся радость сразу же исчезает.
  2. Радостные люди всегда больше нравятся окружающим. Попробуйте сами оценить угрюмого человека, вечно жалующегося на жизнь и человека, который сияет улыбкой, от которого исходит позитив. В обществе кого из них вам бы больше захотелось быть? Ответ очевиден.

Люди, способные быть радостными даже в условиях сложностей - по-настоящему сильные и умные личности! Это всегда сразу чувствуется и видно практически невооружённым глазом. Так что ваша если не постоянная, то частая радость - это показатель моральной силы и ума.

Что является источником радости?

У каждого человека свой источник радости. Так, для некоторых покупка дорогой иномарки, отдых на дорогом курорте, шикарная блондинка или блондин рядом, дорогой телефон, украшения - причина счастья. На другого может нахлынуть нечаянная радость, но такая искренняя и сильная по совершенно другим причинам - солнце, впервые выглянувшее за время мрачных зимних дней, запах цветов, улыбка ребенка, объятия, тёплые воспоминания, смех с друзьями. Эверетт Шостром говорил мудрую вещь: «Важно радоваться процессу жизни, а не достижению ее целей». А мелочи и есть этот процесс жизни, так что неоценимо важно научиться радоваться незначительным вещам, замечать их.

Разные источники радости объясняются тем, что у всех людей разные ценности в жизни, но наиважнейшая деталь в этом - умение ценить. Если вы не сможете ценить то, что имеете сейчас, то никогда не поймете, что такое настоящая радость жизни! Если человек научился любить каждый день своей жизни, людей, общение с ними, он познает радость, счастье в полной их глубине. Если какие-то вещи не представляют для вас ценности, то они будут закрыты как источники радости до тех пор, пока вы не пересмотрите свои взгляды.

Но при этом необходимо правильно выстраивать приоритеты. Важно ценить всё в равной степени, потому что лишая себя одной части своей жизни, вы не сможете добиться успеха в другой или полностью наслаждаться иными вещами. Научитесь не терять ценность вещей, и вы никогда не сможете убрать радость, счастье из своих дней.

Какие виды радости существуют?

На данном этапе времени выделяют такие виды радости:

  1. Тёмная радость. То есть тот момент, когда человек получает удовольствие от плохого по отношению к окружающим, неважно, близкие это или незнакомцы. Иначе говоря, извлечение радости из чужого горя, трудностей. Если вы испытываете положительные эмоции при виде чужого несчастья, то можно смело делать выводы о проблемах с самооценкой.
  2. Скверная, бесчестная радость. То чувство, которое человек испытывает при совершении чего-то подлого, например, пустил лживые грязные сплетни, и все в них поверили - радость, а если при этом они вызвали широкий резонанс со стороны общества - просто на седьмом небе от счастья. Украл вещь и остался безнаказанным, обманул, предал близкого человека, не узнавшего об этом. Если всё это вызывает радостные эмоции, то это также имеет отношение к внутренним проблемам личности. Подобная радость имеет очень тесную связь с тёмной.
  3. Мгновенная, но сильная радость. Такое происходит на каждом шагу, что очень хорошо: долгожданная покупка, день рождения, победа в соревнованиях, новое достижение, свадьба и многие другие события, которым вы придаёте большое значение. Это всё отличные и достаточно важные вещи в жизни каждого человека, но, как правило, они кратковременны.
  4. Продолжительная радость. Она обычно глубинная, духовная. К примеру, искренняя любовь к человеку, родителям, другу, миру, верная дружба, благодарность. А также, что немаловажно, нужно уметь не только получать хорошее из всего вокруг, но и дарить это благо. Всё, что вы отдаете во Вселенную, к вам возвращается в троекратной форме.

Для того чтобы вас чаще посещала та самая искренняя, нечаянная радость, необходимо перестать копить в себе негативные эмоции, переживания, обиды, злобу, нужно уметь излучать позитивную энергию. Нужно тренироваться не один день, но если вам это удастся, то у вас будет возможно принимать ту радость, которую Вселенная посылает ежедневно.

Поэтому качество и длительность радости напрямую зависят от эмоционального состояния человека, а также от усилий, которые он к этому прикладывает.

Что необходимо для непрерывного роста радости?

Для того чтобы научиться радоваться сильнее, следует учесть следующие факторы.

Мы будем радоваться тогда, когда научимся быть благодарными. Умейте ценить то, что есть, и никогда больше не будет грусти по мелочам.

Стоит перестать печалиться о том, что с вами может быть что-то не так. Достаточно просто перестать сравнивать себя с другими, перестать волноваться о чужом мнении. Лучше остановиться и проанализировать, что случится с вами, если вдруг какой-то прохожий сформирует о вас не ту оценку. Радостный и счастливый человек, довольный жизнью не станет придавать этому значения. В этом заключается свобода - быть собой и не бояться, что тебя осудят, оспорят взгляды и точку зрения, ценности. Это сугубо их дело. Просто идите дальше.

Очень важно находить плюсы во всём, что с вами происходит. Как это делают истинные оптимисты. Конечно, у всех бывают периоды, когда, казалось бы, вообще ничего хорошего разглядеть нельзя. Но у каждой ситуации существует много сторон, и разглядев несколько, поняв их, обязательно найдете что-то хорошее, чему можно радоваться. В душе всегда нужно носить ощущение счастья, тогда в реальности оно не заставит себя ждать. Можно привести в доказательство этому слова Луция Аннея Сенеки: «Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться».

Очень хорошо помогает общение с окружающими. Попробуйте поговорить пару минут на совершенно обыденную тему с абсолютно незнакомым человеком без особой на то причины. Возможно, вы заведёте новых друзей. В любом случае знакомство с новыми людьми всегда приносит положительные эмоции.

Делайте то, что вас радует. Погрузитесь в это с головой, прочувствуйте себя в этом состоянии и сохраните данное чувство в себе. Для всех это могут быть абсолютно разные вещи. Возможно, вы чувствуете себя в несколько раз лучше, когда танцуете, занимаетесь спортом или, наоборот, сидите по несколько часов в день, собирая сложные пазлы, разгадывая логические задачи, играя в шахматы. Главное - найдите это увлечение и наслаждайтесь им. Радость будет присутствовать постоянно при занятии любимым делом.

И в печали, и в радости будьте проще и относитесь ко всему с юмором. Иногда стоит побыть детьми. Слишком серьезное отношение ещё никого не делало более радостным.

Что нам мешает радоваться за чужих людей?

Частой причиной этому может служить зависть. Постарайтесь обуздать это чувство, уважайте себя, свои нервы и просто порадуйтесь за человека.

Взгляните на ситуацию под другим углом, представьте себя на месте человека, которому завидуете, и дальше ставьте себе свои цели и стремитесь к ним.

Как реагировать на желающих зла, а не добра?

И в печали, и в радости не обращайте внимания на недоброжелателей. Просто идите своей дорогой, доказывая всем свою точку зрения стремлением к цели, действиями, а не ответной агрессией. Радуйтесь каждому моменту жизни.

Если вы научитесь понимать природу людей, их мотивы, взгляды, язык жестов, то вам будет проще подобрать к ним ключ и, конечно же, вы будете знать, как порадовать их. Как уже известно, принося радость людям, сам становишься чуть более счастливым.

Почему радостные люди нравятся нам больше?

Потому что они красивые. Действительно, радостные люди, улыбающиеся, искрящиеся шутками и позитивом, выглядят на порядок привлекательнее в глазах окружающих. Помимо этого, они заражают нас своим оптимизмом и хорошим настроением. Радостные люди - легкие люди.

Как научиться позитивно смотреть на мир?

Одной из техник может послужить взгляд ребенка. Посмотрите на всё глазами маленьких детей. Они по-настоящему умеют разглядеть красоту в каждой вещи. Умеют создавать неожиданную радость практически из ниоткуда и распространять её на всех окружающих.

Дети безудержно радуются снегу, потому что тогда родители смогут покатать их на санках.

Малыши радуются жаре, потому что тогда можно играть, обливаться водой, кататься на велосипеде. Это те учителя, у которых нам действительно стоит поучиться.

Радость: цитаты про радость

  1. «Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся» (Лев Николаевич Толстой).
  2. «Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению, то вы научились очень многому» (Азад).
  3. «В этом мире есть боль и печаль... Но радости и любви в нём гораздо больше!» ("Кубо: Легенда о самурае").

Поняв, что вам необходимо для радости, хорошего самочувствия, какие вещи и люди вызывают наиболее приятные эмоции и состояния, какие увлечения заставляют чувствовать себя на вершине мира, на седьмом небе от счастья - стремитесь к ним, делайте всё, что в ваших силах.

Всё же радость и счастье - вещи, которых могут достичь абсолютно все. Они делают нашу жизнь гораздо более приятной, яркой, наполненной моментами, которые хочется проживать снова и снова. Будьте сильными личностями, делитесь оптимизмом и наслаждайтесь вашей даже небольшой радостью!

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.

2. Положительные эмоции

Интерес


Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в выраженном виде в творческом труде и в любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость является как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот: для того, чтобы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.

Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто од прислушивается или присматривается. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.

Интерес способствует развитию последнего и позволяет индивиду заниматься какой-либо деятельностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овладел. Это единственная эмоция, которая позволяет выполнять повседневную работу должным образом. Интерес помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, а также сохранять брачный союз. Если супруги интересуют друг друга как личности и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но следует отметить, что интерес возбуждается незнакомым. Поэтому муж и жена должны постоянно меняться, причем в лучшую сторону, т. е. необходим постоянный личностный рост.

Вот как оценивает значение интереса известный психолог Ф. Томкинс: «Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятий, но и для поддержания бодрствования. Действительно, бессонница может возникнуть не только при беспокоящем отрицательном чувстве, но и устойчивом интенсивном возбуждении. Без интереса мышление было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга (выделено мною. — М. Л.). Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса».

Прочитайте эту цитату еще раз и запомните: отсутствие интереса разрушает мозг! Без постоянного интереса не может возникнуть представления об объекте со сложными свойствами.

Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Ребенок не может заниматься предметом, которым не интересуется. «Он может запомнить факты, чтобы избежать позора поражения, но такое обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, — пишет Изард, — а это может быть обеспечено сильным интересом. Если постижение глубин предмета становится для ребенка жизненно необходимым, постоянное стремление выйти за пределы существующих знаний станет для него волнующим приключением». Продолжительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском.

Интерес играет важную роль в развитии творчества. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, — писал психолог А. Маслоу, — живет только в настоящем. Она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий».

А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: первичной и вторичной. Для первой характерны импровизация и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая — разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дисциплины и тяжелой работы. Практически все люди пережили первую фазу, но не у всех хватило сил для второй. Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил его идею в жизнь, прославился и получил материальные блага. Многие утешают себя тем, что они еще раньше пришли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал: «...взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы». Последняя очень часто сопровождается разочарованием, подавленностью. И только сила устойчивого интереса позволяет их преодолеть.

Эмоция интереса сопровождается оптимальным функционированием всех органов и систем. Человека, испытывающего интерес, можно сравнить с автомобилем, который со скоростью 90 км в час едет по гладкой дороге, что приводит к минимальным расходам топлива, снашиванию ходовой части и максимальному пробегу. Однако и у него есть недостаток. При длительном устойчивом интересе можно «загнать» себя. Вспомните, как с неослабевающим интересом вы могли всю ночь читать захватывающий детектив, не чувствуя сонливости. Но ведь на другой день продуктивность вашей работы снижалась.

Радость


Радость нельзя вызвать произвольно. Это не переживание, за которым можно гнаться и которого можно добиться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство радости? А когда окончили институт? У многих, верно, возникло чувство облегчения, а может быть, и тревоги: «Что будет дальше?» Нередко и повышение по службе сопровождается не радостью, а страхом перед новой ответственностью и поражением. Но как вы были рады, когда, тяготясь одиночеством в чужом городе, неожиданно встретили малознакомого вам человека, с которым практически не общались дома! И сразу на лице появилась улыбка радости.

Радость — не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чистой форме радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды (радость — побочный продукт).

Гимн радости пропела К. Изард: «Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость... сопровождается удовлетворенностью Окружающим и всем миром».

Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указывает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьшается стимуляция нервной системы. Когда малыша подбрасывают, у него возникает страх, а когда ловят — чувство радости. Люди, которые не могут испытывать чувство радости напрямую от интересного творческого труда, выбирают профессии, связанные с повышенной опасностью (альпинисты, монтажники, высотники, моряки и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них возникает чувство радости.

Многие невротичные натуры получают радость, видя чужие страдания. Для того чтобы ближе наблюдать их, они готовы оказать бескорыстную помощь. Часто эти люди сами неблагополучны. Их девиз: «Для себя ничего не могу сделать, а за другого глотку перегрызу». О таких людях писал Ф. Ницше: «Сострадательные натуры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способные одновременно и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, они не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое неудовольствие».

Ученые утверждают, что очень трудно говорить о причинах радости, поскольку ее переживание не обязательно следует из какой-то ситуации или действия. Это скорее побочный продукт правильно организованной деятельности. Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде, питье, которые удовлетворяют голод и жажду, или вследствие чего-то, что уменьшает гнев, отвращение, презрение, страх или стыд. Но самое главное — радость появляется на различных этапах творческой работы, при открытии, при завершающем творческом достижении и при триумфе.

Радость может возникнуть при узнавании чего-то знакомого. Для радости это то же самое, что новизна для интереса. Знакомые и друзья обновляют ваш интерес к себе, проявляя себя с новой стороны, а это приводит к более глубокому узнаванию человека, приносящего радость. В длительной дружбе и любви этот цикл продолжается до бесконечности.

А. Шопенгауэр считал радость «наличной монетой счастья». Поэтому всякий раз, когда в нас появляется веселость, мы должны идти ей навстречу; она не может появиться не вовремя. «...Что нам могут дать серьезные занятия — это еще вопрос, тогда как веселость нам приносит непосредственную выгоду». Следует только избегать той радости, которую ученый Шехтель назвал магической. Во время этого кратковременного переживания все обещает быть прекрасным и совершенным. Происходит «магическая трансформация мира». Человек, испытывающий магическую радость, рассматривает удовлетворение желания не как результат собственных усилий, а как подарок судьбы. Он ведет себя так, будто все его желания уже стали действительностью. Это положение иллюстрируется известным анекдотом, где мужчина, решивший, что он выиграет по лотерейному билету машину, вступил в конфликт со своим сыном по поводу того, кто и где будет сидеть в машине. Так как к согласию они не пришли, то папаша выгнал сына из машины и только потом вспомнил, что машины у них пока еще нет.

Поскольку при магической радости возникает чувство исключительности, подчеркивает Шехтель, оно может вызвать напряжение в отношениях с другими и чувство изоляции. Нам приходится видеть проявление этой магической радости у студентов, чувствующих себя уже докторами наук, у актеров, считающих себя звездами! Люди, стоящие в очереди за дефицитным товаром, часто ведут себя так, как будто его уже приобрели. Если вдруг товар им не достается, они переживают это так, словно имели его и потеряли.

Реальная радость основывается не на пассивном предвосхищении событий. Она обнаруживается в любой повседневной деятельности. Как гласит восточная мудрость, «задача каждого человека — прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они наслаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает социальное взаимодействие. Повторяющаяся радость увеличивает устойчивость человека к стрессам, помогает ему справиться с болью, быть уверенным и мужественным. Интенсивный интерес держит в напряжении. Неизбежные барьеры, стоящие на пути к достижению целей, могут вызвать страх и гнев; неудачи и необходимость ловчить, приспосабливаться — стыд, чувство вины. Радость же успокаивает человека.

Комбинация интереса и радости является основой любви. К человеку, являющемуся источником длительного интереса и радости, развивается сильная привязанность. Радость окрашивает весь мир в более яркие краски. Он видится сквозь розовые очки, а человек в радости становится уверенным, устойчивым и великодушным. Только от такого и можно принимать помощь. Интеллектуальная работа при наличии интереса сама по себе приносит радость. Но если возникает переутомление, то замедление интеллектуальной работы, вызванное радостью, создает наиболее благоприятные условия для отдыха и восстановления сил.

Счастье — не синоним радости, но эти понятия тесно связаны. Счастливый радуется чащб, чем несчастный. Счастливые люди более успешны в жизни, уверены в себе, оптимистичны. Их действия последовательны, целенаправленны и результативны. Они получают удовлетворение от процесса труда, а не только от его результата, и радость от межличностных отношений, будь то дружба или любовь. Они более способны делать то, что должна делать нормальная личность по 3. Фрейду: любить и работать. Переживая радость, люди наслаждаются мигом, а не критикуют его.

Что же мешает радоваться? Устаревшие правила и инструкции, иерархизированные отношения между людьми, догматизм в отношении воспитания детей и секса. Все то, что Э. Берн называет Родителем. Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреждений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Как же добиться радости? Есть два пути: один путь — приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей. Это путь в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь — приспособиться к миру и переделать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться, тренироваться и получать удовлетворение от тех же факторов. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и получать радость от него.

Связь между интересом и радостью


«Делу — время, а потехе — час» — гласит народная мудрость. В Библии четко указано соотношение труда и отдыха — 6:1. Шесть дней надо с интересом работать и один день с радостью отдыхать.

К чему же приводит ситуация, когда личность питается одним интересом?

Вспомним историю моего больного М. (III глава первой части). Он жил только интересом в работе и не получал радости от общения с друзьями. И чем больше он занимался, тем больше в своем развитии отрывался от сверстников и, следовательно, тем меньше у него было шансов приобрести товарищей и испытать радость общения. Результат — глубокая депрессия.

А теперь противоположный пример.

«...Упорный труд ему был тошен», — говорит о своем герое А. С. Пушкин. Онегину оставалась только радость. Легче всего ее получить в развлечениях и общении с противоположным полом. Поэтому все свои душевные силы Онегин направил на любовь. И, конечно, наступил момент, когда «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть».

Мне представляется природа донжуанизма следующим образом. Эмоция интереса, как уже говорилось ранее, возникает в процессе творческого труда, который, таким образом, является жизненной потребностью человека. Лучше и легче всего это достигается в профессиональной деятельности. Для Онегина развлечения и любовь становятся как бы профессией. С ростом «квалификации» следующая победа дается ему все легче и легче. Для интереса всегда нужно что-то новое, отсюда — частая смена предмета любви. Постепенно искусство обольщения сводится к автоматизму (это уже не творческий труд), слава начинает идти впереди героя. Онегин понимает, что в любви счастья ему не достигнуть. «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас...» — говорит он Татьяне, любовь которой получил вообще без каких-либо усилий со своей стороны.

Он начинает путешествовать, но и здесь его ждут разочарование, скука и тоска:

...И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

...Татьяной занят был одной.
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней...
...К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень...

Любовь ли руководит героем? Конечно, нет! Возможность получить удовлетворение в труде и тем самым укрепить свое «Я». Это как раз и поняла Татьяна. Именно поэтому она отказала Онегину во взаимности, а не потому, что не решилась бросить вызов обществу.

...Онегин сохнет — и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

Перед нами — четкая клиническая картина реактивной депрессии, которая нередко заканчивается самоубийством. Однако Онегин к врачам не идет, а пишет письмо Татьяне. Послушайте, что пишет он:

Когда бы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог...

Такое письмо может вызвать только жалость, а не любовь, и, естественно, он получает отказ.

Как видим, у Онегина все складывается хорошо (красив, умен, богат, здоров, образован), но он глубоко несчастен. Воистину справедлива восточная мудрость, что «все счастья и все несчастья находятся в собственной голове». И если человек хочет что-то изменить в своей жизни, прежде всего надо перестроить самого себя (об этом подробно рассказано в первой части книги «Алгоритм удачи»).

А есть ли среди нас евгении онегины? Есть, и сколько угодно. Причину я вижу в нашей образовательной системе, рассчитанной на тупиц. Способные дети без труда получают свои четверки и даже пятерки, посредственности же зарабатывают их упорным трудом. Наши евгении онегины нерастраченную в школе творческую энергию тратят на удовольствия. Когда жизнь сталкивает их с настоящими трудностями, некоторые из них заболевают депрессивными неврозами, как герой Пушкина, некоторые начинают принимать алкоголь и наркотики. Любой врач-нарколог знает, как много погибших талантов в среде алкоголиков и наркоманов!

Итак, эмоции интереса и радости в пропорции 6:1 должны являться основной нашей эмоциональной пищей. Главный источник интереса — свободный, творческий труд (он же приносит и свою порцию радости), а радости — любовь, но для того чтобы она пришла, надо изрядно и творчески потрудиться. Дефицит интереса, так же как и дефицит радости, приводит к депрессии.

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.