Последние статьи
Домой / Аренда / В церковь рубашке коротким рукавом. Как вести себя в церкви- советы и приметы

В церковь рубашке коротким рукавом. Как вести себя в церкви- советы и приметы

Как вести себя в церкви- советы и приметы

Многим прихожанам православной церкви известны церковные приметы и суеверия, однако большинство неверно их трактует. Какие же каноны поведения в храме имеют под собой смысловую основу, а какие — нет? И что по-поводу суеверий думает сама церковь?

В церкви нельзя разговаривать

Считается, что если прихожанин будет говорить в церкви, то навлечет на себя скорби. Очень часто это правило воспринимается буквально, и люди, заходя в храм, бояться много говорить, чтобы не накликать на себя беду.

Такое правило не имеет ничего общего с церковным уставом. В храме Божьем разрешено говорить, если, конечно, речь не идет о пустых разговорах, которые отвлекают от молитвы остальных прихожан

Нельзя спрашивать в церкви время

Спросить, сколько времени, значит, укоротить себе жизнь. По другой версии, в церкви нельзя спрашивать о времени, так как на небесах понятия времени не существует, и своим вопросом прихожанин может разгневать Бога.

Почему беременным нельзя ходить в церковь

Эта церковная примета достаточно распространенная. Некоторые прихожане считают, что женщину во время беременности можно легко сглазить, а порча чаще всего наводится, как ни странно, именно в храмах. По другой версии, беременным нельзя ходить в церковь потому, что в своем положении ей сложно отстоять всю службу.

В любом случае, церковь не запрещает ходить беременным в храмы, а наоборот, поощряет.

Нельзя скрещивать руки за спиной

По словам священнослужителей, это старинное суеверие не имеет под собой никакой основы. Те, кто в это верят, считают, что бесы начинают крутиться возле человека со скрещенными руками. Такая поза как бы создает карусель для нечистой силы.

Священнослужители таким сказочкам только улыбаются. Они уверены в том, что то, как вы стоите в церкви не имеет никакого значения - это сугубо этический момент, который отражает вашу покорность и преданность Богу.

Нельзя сидеть в храме.

В отличие от позы, следующий вопрос оказался более категоричным. Сидеть в храме святые отцы не рекомендуют. По религиозным канонам подобные привилегии имеют только больные или очень уставшие люди.

Можно ли ходить в церковь во время месячных?


Существует версия, что женщина во время менструального цикла считается «нечистой», то есть в такие дни путь в церковь должен быть запрещен. По другой версии, кровь, «нечистота» женщины, привлекает бесов. Есть еще одна версия — менструальная кровь является проявлением сексуальности, что считается в церкви недопустимым.

А вот, что по этому поводу говорят церковные правила:

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

  • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
  • для женщин во время месячных выделений.

Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно , но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

Отсюда и вывод - наверное, не стоит доверять всем суевериям и приметам, связанным с посещением церкви.

Не стоит забывать, что все приметы придумали мы сами. Обрядность, придуманная людьми, и вера — вещи совершенно разные.


При посещении церкви достаточно соблюдать самые простые правила:

В какой одежде считается приличным зайти в церковь?

Даже если вы неверующий и решили зайти сюда из простого любопытства, помните, что неуместно посещать церковь в туалете ярких расцветок. Верующие пришли сюда помолиться, и ничто не должно их отвлекать от этого действа. Женщины надевают платье темных тонов и лишь к святому причастию — белое. Нельзя заходить в церковь в шортах, женщинам — в брюках. Это может закончиться тем, что прислужник выведет вас на улицу.

Как вести себя в церкви и, в частности, во время службы?

В церковь входят медленным шагом, осенив себя крестным знамением. Стоят скромно и молча. Если возникает необходимость что-нибудь сказать, делают это тихо и коротко. Желательно приходить к началу службы. Опоздавшие входят незаметно. Нежелательно входить в церковь во время главных молитв: чтения Евангелия, пения «Отче наш» и т. д.

Можно ли уйти во время богослужения?

Только очень тихо. Нежелательно уходить во время главных моментов литургии. Верхом неприличия считается уход из церкви во время проповеди.

Когда целуют крест?

Принимая благословение. Сначала целуют крест, затем руку священнослужителя.

Нужен ли головной убор в церкви?

Считается приличным, когда женщина входит в церковь с покрытой головой, а мужчина без головного убора.

Как вести себя в иноверной церкви?

Прежде чем туда заходить, чтобы посмотреть богослужение или осмотреть храм, неплохо бы узнать о главных особенностях исповедания, чтобы не допустить бестактности и не нарушить тех или иных правил. Нельзя делать замечания и комментировать тот или иной обряд, спрашивать о значении той или иной молитвы. Зайдя в чужой храм, нужно с уважением относиться к иной религии и тем, кто ее исповедует.

Следует знать, что в церкви вас никто не подвергнет наказанию, главное с каким сердцем и душой вы туда заходите и что чувствуете, стоя в молитве!


«В Церкви в сё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40)

В каждой человеческой общине или, как говорят социологи, «социальной группе» возникают свои особые правила поведения и этикета. Эти правила могут быть различными в различных группах, но это вовсе не означает, что чей-то этикет лучше, а чей-то хуже. Просто в России, например, принято при встрече желать друг другу здоровья («Здравствуйте!»), а в Соединённых Штатах спрашивать: «Как вы?» («How are you?»).

Православная Церковь есть Та инственное Тело Христово, но в то же время она-группа людей соединённых не только духовно, но и социально. Поэтому в Православной Церкви выработались свои особые правила этикета. К сожалению, многие из нас выросли в советской или пост-советской нецерковной среде и пришли в Церковь в том возрасте, когда мамы, папы, бабушки и дедушки уже не подсказывают нам, как малышам, как нужно себя правильно вести. Поэтому мы должны сами присмотреться к обычаям и традициям в Церкви и в нашем приходе.

«Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя …» (Исаия 61:10)

Часто приходится слышать некоторое непонимание причин, по которым в Церкви существуют определённые требования к одежде. «Какая разница Богу во что я одет?» Богу, конечно разницы никакой нет, потому что Он смотрит в наши сердца, а не на одежду. Однако для нас есть существенная разница во что и как мы одеты. Собираясь на бал, например, женщина одевает вечернее платье, и было бы странно, если бы она отправилась на официальный приём в пляжном костюме. А вот в курятник в парадном сюртуке не ходят. Поэтому неудивительно, что и в церковь в каком-то наряде идти можно, а в каком-то-нет.

В Русской Церкви принято, что мужчины носят брюки и рубашку (кофту, куртку, т.п.) с длинными рукавами. Неприлично быть в церкви в шортах, спортивных штанах или майке. Джинсы, особенно со стильными дырами, можно одеть на вечеринку, но не стоит в них идти в храм.

Женщины должны быть в юбке или платье и с покрытой головой. Наряд должен быть с длинными рукавами и без декольте. Вообще подчёркнутая сексуальность в храме неуместна; храм Божий-это место для молитвы, а не для привлечения на себя всеобщего внимания. Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не наша персона.

Конечно, всё это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда. Наоборот, в храме всё должно быть красиво-и архитектура, и убранство, и облачения. И наш наряд тоже должен быть чистым, опрятным, красивым. Просто нужно развивать свой вкус и отличать красоту радующую от «красоты» вызывающей.

Нужно всячески избегать больших надписей на одежде, особенно если вы не знаете что они означают. Также совершенно неуместны различные изображения на одежде; мы идём в церковь для того, чтобы молиться и вдохновляться ликами святых угодников Божиих, а вовсе не для того, чтобы афишировать свой любимый мультфильм или рок-группу. Наконец, в храме не нужно рекламировать те компании, которые пошили вашу одежду. Если вам нравится быть ходячей ракламной доской для American Eagle, Hollister, или какой-либо другой компании, этим нужно заниматься вне храма.

Что делать, если погода очень жаркая?-Соблюдать правила церковного этикета. Посмотрите на священнослужителей: даже в самую жаркую погоду они одеты в подрясник (с длинными рукавами), подризник или стихарь (с длинными же рукавами), а на священника сверху ещё одевается фелонь. Представьте, что ссылаясь на жару, священнослужители начнут служить в майках, шортах и стихарях без рукавов.-Это было бы немыслимо. Поэтому и миряне не должны роптать на погоду, а смиренно соблюдать правила церковного этикета. Впрочем, в некоторых приходах короткие рукава вошли в норму, поэтому стоит искать совета у настоятеля.

«В воню благоухания духовного…»

Стоит ли опрыскиваться духами и одеколоном? Если это хорошие духи-да, но не в храме. Нужно помнить, что у некоторых людей есть аллергия на парфюмерию, и они могу испытывать удушающий приступ астмы из-за наших духов. Если уж вам очень нужно по какой-либо причине себя чем-то опрыскать, постарайтесь использовать только самый необходимый минимум парфюмерии.

От макияжа тоже стоит отказаться: пачкать икону или крест помадой-это неуважение по отношению не только к святыням, но и к людям, которые будут после вас подходить к иконам и кресту, а также к тем, кто потом будут вынуждены эту помаду вытирать.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…» (Пс. 5:7)

При входе в храм принято трижды осенять себя крестным знамением и произносить молитву. Слова молитвы можно найти во многих молитвословах, но можно и просто сказать: «Господи, помилуй мя, грешного.» Конечно, никто не будет за вами следить,-сделали ли вы три крестных знамения перед входом в храм или нет. Но нужно понимать, что церковь-это не продуктовая лавка, куда забегают за хлебом или молоком, а дом Божий, перед входом в который нужно остановиться, помолиться, или просто задуматься о той святости, на пороге которой мы стоим.

Приходить в храм нужно к началу службы и оставаться до самого конца. Если же есть объективные обстоятельства, по которым мы вынуждены опоздать на службу или уйти пораньше, то заходить и выходить из храма нужно тихо, чтобы никого не отвлекать от молитвы суетой возле входной двери.

«Станем добре, станем со страхом…»

По входе в храм не нужно оставаться в притворе (своеобразной церковной прихожей), а нужно пройти в главную часть (гостиную). Традиционно в притворе стоят любопытствующие туристы, а в древности там стояли отлучённые от Причастия грешники. Христиане должны стоять не в прихожей, а в главной части храма-там, где всем приходом совершается Божественная Литургия. Оставаясь в притворе, люди тем самым показывают, что они-не христиане, совместно совершающие службу Богу, а зрители, туристы. Кроме того, толпясь в притворе, люди просто мешают тем, кто после них заходит в храм.

Принято, чтобы в храме мужчины становились с правой стороны, а женщины-с левой. Говорят, что это связано с тем, что неприлично мужчине стоять во время службы позади женщин, особенно когда те совершают поклоны, или женщине проталкиваться сквозь группу мужчин. Возможно, что это так, но думается, что существует и другая причина. Божественная Литургия совершается не влюблёнными парами или группами друзей, а Церковью-Телом Христовым. Поэтому, влюблённая пара, супружеская чета, брат и сестра разделяются-женщины становятся слева, а мужчины справа, чтобы соборно и без отвлечений совершать службу Богу.

«Востаните! Господи, благослови…»

В Православной Церкви принято стоять во время богослужения. В какой-то мере это связано с чувством глубокого благоговения перед храмом Божиим, богослужением и совершающимися Таинствами. В православном сознании перед Богом стоят и кланяются, а не сидят. С другой стороны, само православное богослужение-это не время для отдыха и медитации, а время для работы-соработничества Богу в деле нашего спасения. Внешним символом нашей готовности к этой работе является именно стояние на ногах, а не сидение.

Однако, если человеку трудно стоять из-за болезни или преклонного возраста, то он может во время службы сидеть. Для таких людей в храмах обычно имеется несколько скамей и стульев. Но даже больной человек, если для него это возможно, должен постараться встать во время анафоры и тогда, когда открыты царские врата. Не нужно вставать во время проповеди; и даже вполне здоровые люди могут слушать проповедь сидя.

«…они любят бродить, не удерживают ног своих…» (Иеремия 14:10)

Конечно, не стоит говорить о том, что неприлично во время службы бесцельно ходить по храму. Но что делать, если вы опаздали на службу, но вам всё же хочется подойти к той или иной иконе, поставить свечи и т.п.? Нужно помнить два правила: не ходить по храму и не ставить свечи при открытых царских вратах (главные врата на иконостасе) и во время евхаристического канона или анафоры. Анафора-это то время, когда совершается преложения евхаристических хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Начинается анафора после пения Символа веры («Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…») и оканчивается с пением «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Поэтому, от «Верую…» до окончания «Достойно есть…» по храму ходить не разрешается. Также, грубо и в высшей мере невоспитанно ходить по храму и ставить свечи в то время, когда читается Евангелие или произносится проповедь, и все христиане должны слушать.

Если священник или епископ во время богослужения находится на середине храма (как, например, во время литии-освящения хлеба, пшеницы, вина и елея-на всенощном бдении), то непозволительно переходить с одной стороны храма на другую перед служащим, то есть, между ним и алтарём. Если вам совершенно необходимо попасть на противоположную сторону храма, то нужно пройти за спиной служащаго, то есть, со стороны притвора.

Не должно стоять в храме спиной к алтарю. Впрочем, это вовсе не означает, что выходить из храма нужно пятясь задом. Просто нужно помнить, что алтарь-это святая святых храма и относиться к нему нужно с должным почтением.

«Приидите чада послушайте мене, страху Господню научу вас…» (Пс. 33:11)

В Православной Церкви нет особой детской службы, подростковой службы, взрослой службы и т.д.-есть Божия служба, к которой призваны все. Дети непременно должны быть на службе с самого раннего возраста, то есть, с самого рождения. Но, как и во всех других вещах, родители должны постепенно приучить малыша к пребыванию в храме и научить его правилам поведения. Конечно, нельзя ожидать от трехлетнего ребёнка двухчасового стояния по стойке «смирно», но нельзя и позволять ему бегать по храму, кричать, хватать всё, что можно схватить, и т.п. Нужно ласково, но твёрдо направлять энергию малыша в правильное русло, а иногда просто учить его котролировать очень уж бурные всплески этой энергии. Не нужно думать, что шалость естественна для малышей, и поэтому их не надо останавливать.-Дефекация в штанишки тоже естественна для малышей, но всё же мы учим их этого не делать. Родители должны учить детей правилам поведения в церкви с самого раннего возраста и не смущаться, если этот процесс займёт некоторое время.

Те же, кто пришли в храм без детей, должны не гневно озираться на «мешающих сосредоточиться» малышей, а радоваться, что в Церкви Божией есть дети, и молиться за них и за себя.

Мамы и бабушки! Воздержитесь от угугукания и улюлюкания, даже если ваша малышка очень мила! Это не только создаёт шум в храме, но и вызывает нормальную ответную реакцию ребёнка, который тоже начинает угугукать и улюлюкать. Единстенная разница состоит в том, что мамы и бабушки шумят намного больше, чем сам малыш, особенно когда они начинают в полный голос увещевать его: «Тихо,тихо, тихо. Тихо, тихо, тихо».

Давая детям антидор и просфоры, необходимо строго следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Крошить антидором или просфорой совершенно непозволительно. Часто самый лучший способ избежать крошек, это самим взрослым осторожно отламывать кусочки просфоры и класть их прямо в рот ребёнку.

«Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите…»

О причащении написано много, но стоит напомнить некоторые моменты. В Русской Церкви к Причастию допускаются православные христиане, которые были на исповеди и получили благословение причаститься. В нашем храме исповедь бывает после вечернего богослужения и до начала Литургии. В самое время служения Литургии в нашем храме исповеди не бывает. Если вы пришли на исповедь, потрудитесь сообщить об этом священнику. Находясь в алтаре, священник не имеет никакой возможности знать, что кто-то ждёт исповеди. Попросите дьякона или прислужника сказать священнику о том, что вы ждёте. В самом крайнем случае, можно лёгким стуком в северную дверь привлечь внимание священника, если он находится в алтаре.

Женщины в период месячных, а также и мужчины, когда с ними случилось естественное ночное истечение, не должны подходить к Причастию. Кроме того, семейным людям перед причащением необходимо воздержаться от интимных отношений. Впрочем, эти правила относятся не столько к этикету, сколько к церковным канонам. Если у вас возникают вопросы, непременно поговорите со священником.

Ко святым иконам нужно прикладываться до, но не после Причастия. После причастия нужно сразу идти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить водой смешанной с вином для того, чтобы ни одна малая часть Причастия не осталась во рту.

Подходя к Причастию, нужно скрестить на груди руки и не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть рукой Чашу.

Родители, котрорые подносят к Чаше малолетних детей, должны посадить их на свою правую руку, а левой придерживать руки младенца. Если у вашего малыша насморк или он слюнявый, непременно насухо вытрите его нос и рот перед тем, как поднесёте его к Чаше.

Подходить к Чаше нужно чинно, то есть по чину. Сначала причащаются священно-церковнослужители, затем монашествующие, если таковые присутствуют, затем мужчины, женщины и дети. Сложившаяся во многих приходах практика пропускать вперёд детей, хотя сама по себе и неосудительна, но не отражает сущности богослужения, частью которого и является причащение. Пропускать детей вперёд нужно в зоопарке или при покупке мороженого, но в храме действуют несколько иные принципы очерёдности.

«С миром изыдем…»

По окончании богослужения нужно с благоговением выйти из храма и только потом делиться со своими знакомыми последними новостями. Хотя богослужение и закончилось, но храм остался храмом, и мы должны об этом помнить. А вот на улице или в приходской трапезной можно вволю наговориться (конечно, если только это не монастырская трапезная).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам…» (Мф. 6:33)

Несмотря на всю важность некоторых правил церковного этикета, нужно помнить, что смысл христианской жизни состоит не в соблюдении правил, а в теснейшем единении с Богом. Правила же имеют вспомогательное, утилитарное значение. Смысл пилы и молотка, например, состоит не в том, чтобы ими обладать и их лелеять, а в том здании, которое с их помощью можно построить. Поэтому в заключение стоит напомнить о ещё одном правиле: если вы заметили, что кто-то по незнанию нарушил одно из правил церковного этикета, не нужно брать в руки кнут и изгонять такого человека из храма, особенно, если вы-пожилой человек, а тот, кого вы намерились изгнать, намного моложе вас. Научитесь сначала исцелять и воскрешать, а только потом изгонять. Играть роль церковного надзирателя или полицейского совершенно непозволительно: поучение, назидание и исправление ошибок прихожан-это дело епископа или священника, которому епископ поручает данный приход.

Конечно, эта краткая памятка не может быть исчерпывающей, но хочется надеяться, что она окажется полезной. Если какой-то вопрос церковного этикета вас очень интересует, но вы не нашли на него ответа в данной памятке, непременно задайте этот вопрос настоятелю вашего приходского храма или составителю этой памятки:

Священник Сергий Свешников

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Правила
благоповедения в храме

На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место где мы, миряне, можем на некоторое время укрыться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие Неба на земле; в Храме с нами "невидимо силы небесные служат" .
Помните: церковь есть Дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше должно соответствовать Его Святости и Его Величию.

Перед тем, как идти в храм

Для посещения церкви оденьтесь скромно. Ваша одежда должна быть пристойной и опрятной. Не навешивайте на себя украшений, а тем более драгоценностей. Не одевайте на себя коротенькие платья и юбки, шорты и одежду с коротким (выше локтя) рукавом, майки и пляжные костюмы.

Женщины должны быть одеты в женскую одежду. Собирась в Дом Божий, не накрашивайте губы и лицо, не помазывайте себя даже слабо пахнущими одеколонами или духами.

Женщинам не положено посещать церковь, когда они пребывают в нечистоте по-женски: с первого дня до полного очищения. (Если Вы по каким-либо причинам всё же пришли в церковь, то останьтесь в притворе).

Ещё по дороге забудьте о мирской суете, мелочности, успокойтесь, если раздражены.

Приходить на Богослужение надо заблаговременно, за 10–20 минут, чтобы купить свечи, приложиться к иконам, мощам или каким-то иным святыням храма.

При входе на территорию храма положены три Крестных знамения. Прежде чем их совершить, мужчина должен снять головной убор. (Перекрестившись, мужчина может одеть головной убор, если до входа в само здание храма далеко и на улице очень холодно, по каким-то иным причинам).

Женщины не снимают головных уборов, а напротив, должны покрыться перед Крестным знамением и уже не снимать его.

Крестные знамения совершаются без перчаток, рукавичек и т.п. с поясными поклонами если нет поста. В посты положены Крестные знамения с земными поклонами.

На территории

На территории церкви, а тем более в храме, нельзя: курить, мусорить, громко разговаривать и смеяться, осквернять территорию плевками и сморканиями.

На территории храма категорически запрещено выгуливать животных.

Фото-, кино- видеосъёмку и аудиозапись можно делать только по благословению (разрешению) настоятеля.

При входе в храм также положены три Крестных знамения.

Прежде чем их совершить, мужчина должен снять головной убор и уже не одевать его после Крестного знамения, так как все мужчины должны находиться в храме с непокрытой головой.

Женщина, если она ещё не одела головной убор, должна сделать это перед Крестным знамением и уже не снимать его, так как женщины в храме должны быть с покрытой головой.

Крестные знамения совершаются без перчаток, рукавичек и т.д. с поясными поклонами если нет поста. В посты положены Крестные знамения с земными поклонами.

В храме

В храме нельзя громко разговаривать и смеяться, держать руки в карманах и за спиной, есть, сосать конфеты, жевать.

Не стойте к Алтарю спиной.

Без нужды не ходите по храму.

Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры нужно ограничить до предела. В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на потом, и не принято здороваться за руку.

Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться.

Плачущего ребёнка нужно сразу успокоить или вывести (вынести).

Подпевать хору можно только очень тихо, чтобы не мешать окружающим. При общенародном пении не допускать "бесчинных воплей".

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. При этом не закидывайте ногу на ногу. Это считается весьма неприличным.

Категорически нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на Литургии (то есть от Символа Веры до "Отче наш...").

Делать замечания ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Но самое хорошее – воздержаться от замечаний кому бы то ни было.
Лучше следить за собой.

Нельзя уходить из храма до окончания Богослужения. Уйти раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости.

Уходя с Богослужения нужно совершить Крестные знамения при выходе из храма и при выходе за церковную калитку повернувшись лицом к храму.

P.S. У разных людей и в разных храмах могут быть свои обычаи. Если Вас кто-то станет наставлять в иных правилах, сразу не отмахивайтесь от них, а мысленно проверьте не умаляют ли они Ваших благочестивых привычек. Если умаляют, то лучше останьтесь при своём. А если они сообразуются с Вашим понятием благочестия, то можете не постеснявшись принять.

Один из моих читателей написал, что нет такого правила делать Крестные знамения у калитки. У меня нет под рукой правил, но они и не нужны: достаточно встать у любой церковной калитки перед Богослужением. Далее он спрашивает: "Как совершать земные поклоны не улице, да еще, если при этом дождь и грязь?". Действительно, в дождь и грязь на колени не встанешь, ведь в храме должно быть опрятно одетым. Так сделайте эти поклоны в храме перед Алтарём.
В практике подобные нюансы встречаются часто. И решаются они как правило легко. Сложности каждый выдумывает сам.

Александр Востриков

Недавно картина мира, которая субъективно видится с моей «колокольни», серьёзно скорректировалась. Я теперь с гораздо большим уважением стал относиться ко многим нашим околоцерковным традициям, выражающим народное , которые раньше вызывали у меня чувство некоторого пренебрежения, а то и приступы горделивого интеллектуализма. Хотя, признаюсь честно, я никогда не был интеллектуалом.

Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите любую телепередачу, где священник отвечает на вопросы зрителей. О чём они, в основном, спрашивают?

Значительная часть дорогостоящего эфирного времени обязательно занята вопросами о том, большим ли грехом является выкидывание на помойку скорлупы от пасхальных яиц, можно ли мыться через три дня после соборования и что делать с заплесневелыми просфорами. Отдельная категория тем непременно посвящена проблемам ношения платочков, допустимости присутствия в храме «женщин в штанах», «мужчин в шортах» и яде ния майонеза в .

«Ну, неужели нет более серьёзных вопросов», - конфузливо думал я раньше при выслушивании очередного терпеливого и заурядного ответа миссионера, выступающего по телевидению и говорящего о том, что скорлупу от освящённых яиц выкидывать не грех, мыться можно и сразу после участия в таинстве елеосвящения, так как благодать Божия водой не смывается, а в хождении в храм в свободной одежде нет ничего такого страшного, ведь главное, собственно, ходить туда, а вопрос внешнего вида - он второстепенный. «Да и вообще, - заключал, как правило, опытный батюшка-миссионер и был, несомненно, прав - бойтесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Мф 16:6).

Нельзя, конечно же, не согласиться. Фарисеи поставили во главу угла форму, позабыв про содержание. Променяли дух Закона на его букву. Отцеживая комара и исполняя с аптекарской точностью предписания (вплоть до уплаты десятины с выращенных на их огородах специй) «поядали домы сирот и вдовиц» (Мф 23:14). Ну и, конечно же, главной отличительной их чертой было тщеславие, ради которого они «увеличивали воскрилия одежд своих» (Мф 23:5) и помрачали лица свои «чтобы показаться людям постящимися» (Мф 6:16).

Горе тому, кто закапывает скорлупки от освящённых яиц в землю, а сам при этом злословит и осуждает ближнего.

Поэтому горе тому, кто превращает Православие в сплошной фольклор, состоящий из множества мелких и крупных предписаний, второстепенных по отношению к главному. Горе тому, кто бережно закапывает скорлупки от освящённых яиц в землю в чистом поле или выкидывает их вместе с испорченными просфорами в реку, подвесив грузик, дабы святыни благочестиво утонули, а сам при этом злословит и ближнего.

Нередки сейчас в православной среде отчасти справедливые размышления вслух про ханжеское да тщеславное ношение в миру длинных юбок до пят и платков, повязанных «по-старообрядчески», цель облачения в которые - любой ценой выделиться, горделиво самоутвердиться и показать этим окружающим «ничтожествам», не доросших до такой духовной «высоты», как они ничтожны.

Многое здесь верно. Но мне, с недавних пор, постоянно приходится наблюдать совсем другую проблему, которую я бы назвал «фарисейство-наоборот». Суть этого явления в том, что отрицается всякая форма вообще, а следование любым благочестивым традициям сразу же рассматривается как пленение страстью тщеславия, гордыни и пре лестного (от слова прелесть , означающего на языке православной аскетики состояние духовного самообмана) самоутверждения.

Отход от формы вызван не искоренением в себе фарисейства, но желанием следовать своим страстям

И здесь мне нередко видится некое лукавство. Ведь очень часто отход от формы вызван вовсе не искоренением в себе , но простым желанием следовать своим страстям и соответствовать нынешней мирской моде.

Сейчас мне часто приходится видеть, как, в общем-то, простые люди - не академики - красноречиво жонглируя понятиями, приводя вышеперечисленные цитаты и требуя следования духу Закона, но не его букве, абсолютно уничтожают и букву, и сам дух, делая христианство чем-то совершенно абстрактным, типа философского учения, которое в зависимости от настроения и моды можно толковать абсолютно по-разному.

Теперь на моё мягкое замечание, сделанное в шутливой форме, о том, что вполне благочестивой юной студентке, выпускнице православной гимназии, перемещаться в ночнушке по городской улице, и уж тем более приходить в храм Божий как-то не пристало - я слышу грозную отповедь, в которую помимо банальных тезисов о том, что «жара» и «сейчас так модно, а я не старушка», обязательно включено деликатное (спасибо и на этом) обличение меня в фарисействе.

«Обрядоверие» и «православный фольклор», ныне вытеснен воистину тщеславной модой, из-за которой буквально «святых выноси». Куда подевались те, ручной работы, белоснежные расшитые чу дными узорами рушники или немного смешные, но сделанные с любовью из конфетной фольги «рюшечки», которыми наши бабушки украшали старинные дореволюционные бумажные иконы? Нет ни рушников, ни безалаберных «рюшечек», ни тех бабушек в платочках, а сами старые, уже «не модные» иконы действительно выносят.


Не так давно меня «поймала» на лестничной клетке соседка моих родителей. Я часто сталкиваюсь с этой уже пожилой женщиной, которая периодически просит помолиться за мужа, детей и внуков и безуспешно старается при этом сунуть мне в руку денежку. Но в этот раз просьба её была совсем другая: она настойчиво попросила меня забрать фамильные иконы - старинные очень красивые литографии в рамках под стеклом, которые принадлежали когда-то ещё её прабабушке.

Попросила забрать вовсе не потому, что пожелала отдать в храм самое ценное, а потому, что «мы ремонт сделали в квартире, и они теперь как-то не смотрятся… Лучше потом новые купим». Уговоры мои «не выносить святых из избы» были безуспешны и закончились тем, что эта дама, пространно богословствуя о том, что и разницы-то никакой нет - старые иконы висят или новые, наиболее подходящие к «салатовым» обоям, пригрозила мне, что если я образа не заберу, то придётся их всё равно «куда-нибудь деть». Вот тебе и фольклор.

Про ношение платочков, заповеданное апостолом Павлом, и прочие «условности» типа точного соблюдения постов, выраженного, к примеру, в не вкушении яблок до Преображения и мёда до праздника , говорить вообще не приходится.

А как сейчас встречают священника в своих домах некоторые благочестивые миряне?

Помню, когда я ещё мальчишкой учился в православной гимназии, мне довелось навестить умирающую от тяжёлой болезни и прикованную к постели пожилую родственницу, проживающую в сельской местности. На мою настоятельную просьбу пригласить священника она с благоговейным ужасом сказала, превозмогая боль, что сейчас это никак невозможно, поскольку сама она не встаёт, а её дед не сможет убрать с такой тщательностью, с какой подобает это сделать, встречая священника со Святыми Дарами. «Какой формализм», - подумал я тогда.

Какой смысл в платке, когда вы одеты как на пляже?

А теперь вот почти каждый раз теряюсь, когда прихожу в дом, например, причащать больного и вижу, что там совершенно не убрано, а члены пригласившего священника со Святыми Дарами почтенного семейства одеты по-домашнему: в дамские пижамы и шорты-майки. «А платок надевать?» - участливо спрашивает меня хозяйка, и я не знаю, что ответить, поскольку какой смысл в платке, когда вы одеты как на пляже, или будто бы «от сна восстав»?

Захожу в комнату к больной, которую необходимо причастить и озираюсь вокруг. И на вопрос: «Есть ли какой-нибудь столик, куда можно поставить Святые Дары и горящую свечу?» - довольно часто слышу предложение «поставить на телевизор» в ответ…

Но самое страшное вовсе не в том, что люди просто не знают, как себя вести, а в том, что, за редким исключением, им невозможно это рассказать. На любой совет и тем более обличение, сделанное в мягкой форме, нередко в ответ слышишь обиду и опять же пространные рассуждения о том, что фарисеев-де много развелось.

Да почти что и нет их уже, фарисеев-то. Даже жалко. Ведь Господь говорит: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в » (Мф 5:20). Наша же праведность не только не превзошла меру фарисейскую, она и оной-то меры не достигла.

Ведь если мы внимательно вчитаемся в обличительные слова Спасителя, обращённые к фарисеям, то мы увидим, что укоряет Он их вовсе не за трепетное отношение к исполнению закона и отеческих преданий, а за горделивый и тщеславный дух, которым была мотивирована их деятельность и за неимение навыка увидеть где главное, а где второстепенное. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23).

Или ещё вот про послушание «фарисействующим» попам и иерархам: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф 23:1-3).


Я теперь даже хочу стать фарисеем. Ревнителем отеческих приданий

Так что я теперь даже хочу стать фарисеем. Правда, чтоб без примеси тщеславия, гордыни и лицемерия. Ревнителем отеческих приданий. Таким, каким был великий апостол Павел, вышедший из этой секты и вынесший оттуда всё самое лучшее, что он почерпнул, находясь у «ног Гамалиила» (Деян 22:3) - другого выдающегося члена этой ветхозаветной секты.

Ведь «каков поп - таков и приход», и многие из вышеперечисленных сложностей, если быть честным, связаны с тем, что мы, священники, любим в миссионерских целях иногда чрезмерно упрощать проблему внешнего благочестия в жизни христианина, совершенно игнорируя простой принцип, согласно которому внешнее, в известной степени, влияет и на внутреннее.

Ну, а некоторые уважаемые батюшки откровенно стыдятся своего духовного платья, надевая его только в храме, и коротко стригут волосы и бороды, стараясь идти в ногу со временем и «не пугать прохожих».

Хотя для многих прохожих узнать на улице в священнике священника - это единственный шанс подойти к нему с вопросом, ответ на который - кто знает - когда-то, может быть, изменит чью-то жизнь.

Вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, мучает многих прихожанок. Некоторые решительно отказываются надевать на себя все черное или серое, говоря, что уж лучше они не пойдут на службу. Другим не нравится носить юбку в пол, которая мешает движению. Третьи свидетельствуют, что все это необходимо. Но так ли это? На самом деле есть 4 главных правила, которых нужно придерживаться православным женщинам:

  • не выглядеть вульгарно и броско;
  • не носить обтягивающие вещи;
  • не надевать броские драгоценности (из украшений обязателен крестик);
  • голова обязательно должна быть покрыта платком.

В остальном христианки могут полностью полагаться на собственный вкус и стиль. Никто не вправе им это запретить. Но давайте перейдем к тому, как женщине одеваться в церковь правильно.

Верхняя одежда

Топы, футболки с короткими рукавами, майки с глубоким декольте и иностранными надписями, во избежание несуразных ситуаций и отвлечения верующих от молитвы, в церковь надевать запрещено. Не забывайте, что все тело православной женщины, пришедшей в храм, должно быть спрятано под одеждою. Поэтому идеальным выбором станут свободные блузы или рубашки длиной до бедра. Они должны иметь рукава и высокий воротник и быть непрозрачными. То же самое касается платьев.

Нижняя женская одежда

Христианок, задающих вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, часто также интересует, можно ли пойти туда в брюках. На самом деле нежелательно, так как вы будете отвлекать прихожанок от молитвы, особенно тех, кто якобы все про все знают. Но если другой возможности нет, стоит поверх брюк надеть специальные юбки с завязками, они сейчас продаются во многих магазинах, а иногда предоставляются прихожанам непосредственно в самом храме на время службы.

Но все же лучшим выбором станут просторные юбки длиной ниже колена, не обязательно в пол. Вы должны во время богослужения молиться и обращаться к Богу, а не думать о том, как же некомфортно стоять, и не бояться упасть. Мини-юбки категорически запрещены! Не стоит уводить мысли мужчин, в том числе и священников, в неверную сторону.

Головной убор

Одно из важных правил из тех, как женщине одеваться в церковь, гласит: ее голова должна быть покрыта. Никаких исключений в этом случае быть не может! Другое дело, что вместо платка в некоторых церквях разрешается носить шляпку, шаль, берет или шапочку, главное - чтобы эти изделия были подобраны правильно, а не резали глаза собственной неуместностью. Но о возможности замены следует узнавать в местном храме.

Женская обувь

Церковная служба очень долгая, а стоять во время нее приходится. Поэтому всем интересующимся, как одеваться в церковь женщине летом или зимой, следует знать: обувь для посещения храма необходимо выбирать удобную и закрытую. Никаких босоножек, открытых сандалий, туфель на высочайшем каблуке, которые сильно цокают по полу! Если носить обувь на плоской подошве по какой-либо причине не можете, надевайте туфли на 2-3 см каблучке, к которому прибиты набойки.

Цвет предметов гардероба

Некоторые, отвечая на вопрос о том, как женщина должна одеваться в церковь, отвечают: в темное или даже лучшее черное. Это весьма ошибочный взгляд! Сам патриарх Кирилл, отвечая на вопрос одной из прихожанок, сказал, что цвет одежды и иных предметов гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к скромности, ни к православию в общем. Впрочем, это не значит, что можно надеть костюм клоуна и в нем отправиться в храм. Православная женщина должна выглядеть мило и скромно, так, словно действительно она собралась на великий праздник, а не на гулянку с подружками. А вот в каком стиле будет пошита ее одежда - в современном ли, деревенском или городском, это уже не имеет никакого значения. Успехов вам!