Последние статьи
Домой / Земля / Главный труд ницше. Философское учение Ницше

Главный труд ницше. Философское учение Ницше

Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих, один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах биографии, о самых значительных произведениях и взглядах мыслителя.

Детство и происхождение

15 октября 1844 года в Восточной Германии, в небольшом городке Реккене появился на свет будущий великий мыслитель. Каждая биография, Ницше Фридрих не исключение, начинается с предков. И вот с этим в истории философа не все ясно. Есть версии, что он происходит из польского дворянского рода по фамилии Ницкие, это подтверждал и сам Фридрих. Но есть исследователи, которые утверждают, что семья философа имела немецкие корни и имена. Они предполагают, что «польскую версию» Ницше просто выдумал, чтобы придать себе ореол исключительности и необычности. Точно известно, что два поколения его предков были связаны со священнослужением, со стороны обоих родителей деды Фридриха были лютеранскими священниками, так же как и его отец. Когда Ницше было 5 лет, его отец умер от тяжелого психического заболевания, и воспитанием мальчика занималась мать. К матери он испытывал нежную привязанность, а с сестрой у него были тесные и очень сложные отношения, сыгравшие большую роль в его жизни. Уже в раннем детстве Фридрих демонстрировал желание быть не таким как все, и готов был на разные сумасбродные поступки.

Образование

В 14 лет Фридрих которого еще даже не начала зарождаться, был отправлен в знаменитую гимназию Пфорта, где преподавали классические языки, античную историю и литературу, а также общеобразовательные предметы. В языках Ницше был прилежен, а вот с математикой у него было очень плохо. Именно в школе у Фридриха возникает сильный интерес к музыке, философии, античной литературе. Он пробует себя на писательской стезе, много читает немецких литераторов. После школы, в 1862 году Ницше отправляется учиться Боннский университет на факультет теологии и философии. Со школы он чувствовал сильную тягу к религиозной деятельности и даже мечтал, как отец стать пастором. Но в студенческие годы его взгляды сильно изменились, и он стал воинствующим атеистом. В Бонне отношения с однокашниками у Ницше не сложились, и он перевелся в Лейпциг. Здесь его ждали большие успехи, еще во время учебы его пригласили на работу профессором греческой словесности. Под влиянием своего любимого учителя, немецкого филолога Ф. Ричли, он согласился на эту работу. Ницше с легкостью сдал экзамен на звание доктора философии и отправился преподавать в Базель. Но Фридрих не ощущал удовлетворения от своих занятий, филологическая среда начала его тяготить.

Юношеские увлечения

В юности Фридрих Ницше, философия которого только начала формироваться, испытал два сильных влияния, даже потрясения. В 1868 году он знакомится с Р. Вагнером. Музыкой композитора Фридрих был очарован и раньше, а знакомство произвело на него сильнейшее впечатление. Две неординарных личности нашли между собой много общего: оба любили древнегреческую литературу, оба ненавидели сковывающие дух социальные оковы. На три года между Ницше и Вагнером установились дружеские отношения, но позже начали охлаждаться и полностью прекратились после того, как философ опубликовал книгу «Человеческое, слишком человеческое». Композитор нашел в ней явные признаки душевной болезни автора.

Второе потрясение было связано с книгой А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Она перевернула взгляды Ницше на мир. Мыслитель высоко ценил Шопенгауэра за способность сказать правду своим современникам, за готовность идти наперекор общепринятым представлениям. Именно его работы подтолкнули Ницше к написанию философских работ и на смену рода занятий - теперь он решил стать философом.

Во время франко-прусской войны работал санитаром, и все ужасы с полей сражений, как ни странно, только укрепили его в мысли о пользе и оздоравливающем влиянии таких событий на общество.

Здоровье

Еще с детства не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему. В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноту, бессонницу, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения. Позже к этому прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой. В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет. И он начал перманентную борьбу с болезнями. Но именно в это время оформляется учение Фридриха Ницше и значительно растет его философская продуктивность.

Личная жизнь

Философ Фридрих Ницше, идеи которого изменили культуру 20 века, был несчастлив в отношениях. По его словам, в его жизни было 4 женщины, но только 2 из них (проститутки) сделали его хоть немного счастливым. У него с ранней юности были сексуальные отношения с сестрой Элизабет, он даже хотел на ней жениться. В 15 лет Фридрих подвергся сексуальному насилию со стороны взрослой женщины. Все это радикально повлияло на отношение мыслителя к женщинам и на его жизнь. Он всегда хотел в женщине видеть в первую очередь собеседника. Интеллект для него был важнее сексуальности. Одно время он был влюблен в жену Вагнера. Позже он был очарован психотерапевтом Лу Саломе, в которую также был влюблен его друг, писатель Пауль Рее. Некоторое время они даже жили вместе в одной квартире. Именно под влиянием дружбы с Лу он напишет первую часть своего знаменитого труда «Так говорил Заратустра». Дважды в жизни Фридрих делал предложения руки и сердца и оба раза получил отказ.

Самый продуктивный период жизни

С выходом на пенсию, несмотря на мучительную болезнь, философ вступает в самую продуктивную эру своей жизни. Ницше Фридрих, лучшие книги которого стали классикой мировой философии, за 10 лет пишет 11 своих главных произведений. За 4 года он написал и издал самый известный свой труд «Так говорил Заратустра». Книга не только содержала яркие, необычные идеи, но и формально она была не типичной для философских трудов. В ней сплелись размышления, миология, поэзия. За два года после издания первых частей Ницше становится популярным мыслителем Европы. Работа над последней книгой «Воля к власти» продолжалась несколько лет, в нее вошли размышления и более раннего периода. Издана работа была уже после смерти философа благодаря стараниям его сестры.

Последние годы жизни

В начале 1898 года резко обострившаяся болезнь привела к тому, что завершилась философская биография. Ницше Фридрих на улице увидел сцену избиения лошади, и это спровоцировало у него припадок безумия. Врачи так и не нашли точных причин его болезни. Скорей всего здесь сыграл роль комплекс предпосылок. Лечения доктора предложить не могли и направили Ницше в психиатрическую лечебницу в Базеле. Там его содержали в комнате, обитой мягкой тканью, чтобы он не мог причинить себе вреда. Врачи смогли привести пациента в стабильное состояние, то есть без припадков буйства и разрешили забрать его домой. Мать ухаживала за сыном, стараясь максимально облегчить его мучения. Но она через несколько месяцев умерла, а у Фридриха случился который полностью обездвижил его и лишил возможности говорить. Последнее время за философом ухаживала сестра. 25 августа 1900 года, после еще одного удара, Ницше скончался. Ему было всего 55 лет, похоронили философа на кладбище в родном городе рядом с родственниками.

Философские взгляды Ницше

Философ Ницше известен во всем мире благодаря своим нигилистским и радикальным взглядам. Он очень резко критиковал современное европейское обществ, в особенности ее христианские основания. Мыслитель считал, что со времен Древней Греции, которую он рассматривает как некий идеал цивилизации, происходит распад и деградация культуры Старого Света. Он формулирует собственную концепцию, названную позже «Философией жизни». Это направление считает, что человеческая жизнь неповторима и уникальна. Каждый индивид ценен своим опытом. И главным свойством жизни он считает не разум или чувства, а волю. Человечество пребывает в постоянной борьбе и достойны жизни только сильнейшие. Отсюда вырастает идея о Сверхчеловеке - одна из центральных в доктрине Ницше. Размышляет Фридрих Ницше о любви, смысле жизни, истине, роли религии и науки.

Основные произведения

Наследие философа невелико. Его последние работы издавала сестра, которая не постеснялась отредактировать тексты в соответствии со своим мировоззрением. Но и этих работ было достаточно, чтобы Фридрих Ницше, произведения которого входят в обязательную программу по истории философии в любом ВУЗе мира, стал настоящим классиком мировой мысли. В список его лучших книг входят, кроме уже упомянутых, труды «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки», «К генеалогии морали».

Поиски смысла жизни

Размышления о смысле жизни и цели истории - это базовые темы европейской философии, не мог стоять от них в стороне и Фридрих Ницше. О смысле жизни он говорит в нескольких своих трудах, полностью его отрицая. Он утверждает, что христианство навязывает людям мнимые смыслы и цели, по сути, обманывая людей. Жизнь есть только в этом мире и нечестно обещать какую-то награду в потустороннем мире за моральное поведение. Так, говорит Ницше, религия манипулирует человеком, заставляет его жить ради тех целей, которые неорганичны человеческой природе. В мире, где «Бог мертв», человек сам несет ответственность за свой моральный облик и человечность. И в этом и состоит величие человека, что он может «стать человеком» или остаться животным. Также смысл жизни мыслитель усматривал в воле к власти, человек (мужчина) должен стремиться к победе, иначе существование его бессмысленно. Смысл истории Ницше видел в воспитании Сверхчеловека, его еще нет и социальная эволюция должна привести к его появлению.

Концепция сверхчеловека

В своей центральной работе «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке. Этот идеальный человек рушит все нормы и устои, он смело добивается власти над миром и другими людьми, ему чужды ложные сантименты и иллюзии. Антиподом этого высшего существа является «последний человек», который, вместо смелой борьбы со стереотипами, избрал путь комфортного, животного существования. По мнению Ницше, современный ему мир насажден такими «последними», поэтому он видел в войнах благо, очищение и возможность для перерождения. была положительно оценена А. Гитлером и принята как идеологическое обоснование фашизма. Хотя сам философ ни о чем таком и не помышлял. Из-за этого работы и имя Ницше были под категорическим запретом в СССР.

Цитаты

Философ Ницше, цитаты которого разошлись по миру, умел говорить емко и афористично. Поэтому многие его высказывания так любят приводить различные ораторы по любым поводам. Наиболее известными цитатами философа о любви стали слова: «Люди, не способные ни на настоящую любовь, ни на крепкую дружбу, всегда делают ставку на брак», «В любви всегда есть немного безумия..., но и в безумии всегда есть немного разума. О противоположном поле он высказывался очень хлестко: «Идешь к женщине - бери плетку». Его личным девизом были слова: «Все, что меня не убивает - делает меня сильнее».

Значение философии Ницше для культуры

Сегодня из работ которого можно встретить во многих работах современных философов, уже не вызывает таких яростных споров и критики, как в начале 20 века. Тогда его теория стала революционной и породила много направлений, которые существовали в диалоге с Ницше. С ним можно было соглашаться или спорить, но уже нельзя было игнорировать. Идеи философа оказали сильное влияние на культуру и искусство. Под впечатлением от работ Ницше, например, Т. Манн написал своего «Доктора Фаустуса». Его направление «философия жизни» дало миру таких выдающихся философов, как В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер.

Яркие люди всегда вызывают любопытство людей, не избежал этого и Фридрих Ницше. Интересные факты его биографии ищут исследователи, о них с удовольствием читают люди. Чем была необычна жизнь философа? Например, он всю жизнь увлекался музыкой, был неплохим пианистом. И даже когда потерял разум, он создавал музыкальные опусы и импровизировал в больничном холле. В 1869 году он отказался от прусского гражданства и остаток жизни прожил, не относясь ни к одному государству.

Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии, изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге, работал в Базельском университете. С 1879 года он прекращает преподавание и странствует по Швейцарии, Италии, Франции, создав в эти годы свои лучшие произведения. Последние десять лет ХIХ века он живет, утратив душевное равновесие, и умирает в Германии, так и не узнав об успехе своих книг.

Творчество Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблеме человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Согласно Ницше, ни мораль, построенная на рационалистической основе, ни христианская мораль, которые до сих пор господствовали в Европе, не оправдали себя, поэтому необходимо исследовать саму проблему морали и подвергнуть пересмотру существующие нравственные ценности.

Ницше выражает свои идеи в оригинальной литературной форме, не давая строгих определений, не создавая законченной рациональной системы; его философия пронизана нигилизмом – отрицанием всего, часто ради самого отрицания, а также не лишена противоречий.

Главные сочинения Фридриха Ницше

  • «Человеческое, слишком человеческое» (1878)
  • «Веселая наука» (1882)
  • «Так говорил Заратустра» (1885)
  • «По ту сторону добра и зла» (1886)
  • «Генеалогия морали» (1887)
  • «Сумерки богов» (1888)
  • «Антихрист» (1888)
  • «Воля к власти» (1989)

Философия Ницше

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что огромное влияние на творчество Ницше, особенно на ранних его этапах, оказала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Вслед за ним Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность. Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только посредством искусства. В этой связи Ницше обращается к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу. Именно греки, осознавая опасность и необъяснимость жизни, преобразовывали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешивались две тенденции: дионисийская и аполлоновская.

Первая из них связана с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии. По мнению Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему присоединились «аполлоновские» черты – самообладание, умеренность, рациональность, связанные с богом Аполлоном. Величие Греции, ее подлинная культура состояли в гармоничном сочетании этих двух начал, но когда начинает преобладать «аполлоновский» дух, нарастают разрушительные тенденции в культуре, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

Критика современной морали и провозглашение «смерти Бога»

Ницше считает, что европейский человек знает и признает только известные ему христианские ценности, не подозревая о существовании других. Но, как он пишет, это – «только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие «морали». В работе «По ту сторону добра и зла» философ подчеркивает, что существуют разные виды морали, но самое главное их различие заключается в подразделении на «мораль рабов» и «мораль господ». Следует отметить, что понятия рабов и господ у Ницше не отражают принадлежности к определенному социальному слою, это – тип человека, состояние его духа.

По мнению Ницше, «мораль рабов» сформировалась, прежде всего, под воздействием христианской религии и обладает следующими чертами: - претендует на единую, всеобщую и абсолютную моральную систему; - отражает мораль стада, толпы, общества; - направлена на усреднение всех людей и нивелировку личности; - поддерживает слабых, больных, неудачников; - превозносит культ посредственности, слабости и серости; - является лживой и лицемерной.

Эти «моральные ценности», по мнению философа, исчерпали себя, и он предлагает выход, обращаясь к идее «смерти Бога». Устами героя «Веселой науки» он провозглашает: «Бог умер! Он останется мертвым! И мы его убили!». Тем самым Ницше хочет показать, что человек отказывается от мира сверхъестественного и связанных с ним идеалов, а также от тех моральных ценностей, которые всегда были в основе западной цивилизации. При этом Ницше не старается доказать или опровергнуть бытие Бога, но хочет освободить людей от мысли, что они полностью зависят от Бога. Вера – это самообман, и от нее надо отказаться, так как она является признаком слабости и трусости.

Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым благородным человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Философ проводит различие между Христом и христианством, которое исказило его учение. Он пишет: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутым, всякую ценность обесценила, любую истину превратила в ложь, а честь – в позор». Поэтому, по мнению Ницше, и настало время для переоценки ценностей и замены коллективной морали на индивидуальную.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека

Два типа морали одновременно всегда существовали в развитых цивилизациях, их элементы можно обнаружить даже в одном человеке. Они могли бы сосуществовать и дальше, если бы «рабы» не навязывали свои нравственные установки всем, и пример тому – христианство.

В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического». Поэтому, согласно Ницше, настало время переоценки ценностей, и пришла пора вернуться к аристократической традиции, которую в человеческой истории символизировал лишь один господствующий класс – воинов-аристократов. Такую мораль философ называет «моралью господ», носителем которой является господин, аристократ - это определенный тип высокого и благородного человека. Хотя Ницше не дает четкого определения «морали господ», но в своих произведениях он определяет черты человека, по которым ее можно распознать. Это – благородство, ответственность, правдивость, бесстрашие, «…благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, – будь это Бог, будь это дьявол, – склонность и привычка к великой справедливости, искусство повелевания, широта воли, спокойное око, которое редко удивляется, редко устремляет свой взор к небу, редко любит…».

Следовать этой высшей морали может новый тип человека – сверхчеловек, появление которого и связано с переоценкой ценностей. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек – это то, что дóлжно преодолеть… Сверхчеловек – соль земли». «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». Но сверхчеловек еще не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые. Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека.

Воля к власти

В основе всех стремлений человека, согласно Ницше, лежит воля к власти, жизнь есть борьба за собственное господство, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь есть просто воля к власти». Если перед богом уравниваются и выдающиеся, и посредственные люди, то в реальной жизни индивиды всегда будут различаться, в том числе и по своим способностям и талантам, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, так как воля к власти пронизывает все существо человека и вообще всего живого на земле.

Поэтому, по мнению Ницше, посредственности также всегда будут стремиться к власти, но для общества это необходимо, так как «высокая культура может существовать только на широкой основе, на крепко и здраво консолидированной посредственности». Это означает, что задачей масс является создание условий, основы для возможного появления нового типа человека – сверхчеловека. Но он не может появиться, если высшие индивиды не наберутся смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности, и создать новые на основе собственной воли к власти. Эти новые нравственные ценности будут целью для высшего человека и смогут реализоваться в будущем в сверхчеловеке.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей. Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

Такая позиция Ницше была обусловлена положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю – отсюда потеря человека, его слова, его силы. Ницше как художественная натура болезненно реагировал на действительность и полагал, что массы уничтожают позицию отдельной личности. Он считал необходимым спасение человека, выдвигая идею сильной личности – сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше и в прошлом, и в настоящем – всегда, когда «толпа» или любые общественные формы довлеют над личностью. При этом философ совершенно не принимал современную ему действительность, и абсолютизация отрицания пороков окружающего его мира доходила у него до глобального отрицания всего существующего.

Фридрих Ницше (полное имяФридрих Ви́льгельм Ницше ) – германский мыслитель, философ, композитор, филолог и поэт. На его философские идеи достаточно сильно повлияла музыка композитора Вагнера, а также труды Канта, Шопенгауэра, древнегреческая философия.

Краткая биография

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в восточной Германии, в сельской местности под названием Рёккен. Единого государства Германии тогда не существовало, и фактически Фридрих Вильгельм был гражданином Пруссии.

Семья Ницше принадлежала к с глубоко религиозному сообществу. Его отец — Карл Людвиг Ницше, — был лютеранским пастором. Его мать – Франциска Ницше.

Детство Ницше

Через 2 года после рождения Фридриха на свет появилась его сестра – Элизабет . Еще через 3 года (в 1849 году) умер его отец. Младший брат Фридриха – Людвиг Йозеф , — умер в 2-хлетнем возрасте через полгода после смерти отца.

После смерти мужа мать Ницше некоторое время самостоятельно занималась воспитанием детей, а затем переехала в Наумбург, где к воспитанию подключились родственники, окружив малюток заботой.

С раннего детства Фридрих Вильгельм проявил успехи в учебе – он достаточно рано научился читать, затем освоил письмо и даже начал самостоятельно сочинять музыку.

Юность Ницше

В 14 лет после окончания Наумбургской гимназии Фридрих отправляется на учебу в гимназию «Пфорта» . Затем – в Бонн и Лейпциг, где начинает осваивать теологию, филологию. Несмотря на значительные успехи, Ницше ни в Бонне ни в Лейпциге не получил удовлетворения от своей деятельности.

Когда Фридриху Вильгельму не было еще 25 лет, его пригласили на место профессора классической филологии в Швейцарский университет Базеля. Такого в истории Европы еще не было.

Отношения с Рихардом Вагнером

Фридрих Ницше был просто очарован как музыкой композитора Вагнера, так и его философскими взглядами на жизнь. В ноябре 1868 года Ницше знакомится с великим композитором . В дальнейшем он становится чуть ли не членом его семьи.

Однако дружба между ними продолжалась недолго – в 1872 году композитор переехал в Байройт, там он стал менять свои взгляды на мир, принял христианство, стал больше прислушиваться к публике. Это не понравилось Ницше, и их дружбе настал конец. В 1888 году он написал книгу «Казус Вагнер» , в которой автор выразил свое отношение к Вагнеру.

Несмотря на это, сам Ницше признавался позднее, что музыка немецкого композитора повлияла на его мысли и манеру изложения в книгах и работах по филологии и философии. Он говорил так:

“Мои сочинения – это музыка, написанная словами, а не нотами”

Филолог и философ Ницше

Идеи и мысли Фридриха Ницше оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений - экзистенциализма и постмодернизма . С его именем связывают зарождение теории отрицания - нигилизма . Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством , распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.

Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше — подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума , пытался создать свою систему оценки человеческого состояния.

В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов» , не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками» .

Книги Фридриха Вильгельма

За свою жизнь Фридрих Вильгельм написал более десятка книг по философии, теологии, филологии, мифологии . Вот небольшой список самых популярных его книг и произведений:

  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» — 1883-87гг.
  • «Казус Вагнер» — 1888г.
  • «Утренняя заря» — 1881г.
  • «Странник и его тень» — 1880г.
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» — 1886г.

Болезнь Ницше

В Базельском университете Ницше впервые испытал приступы психического заболевания . Для поправки здоровья ему пришлось уехать на курорт в Лугано. Там он начал интенсивно работать над книгой «Происхождение трагедии» , которую хотел посвятить Вагнеру. Болезнь не отходила, и ему пришлось оставить профессорскую должность.

2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Вот строки с его собственными воспоминаниями того периода:

…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности - я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время - это было в 1879 году - я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге.

Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю».

Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли.

Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза.

Последние годы жизни

В 1889 году по настоянию профессора Франса Овербэка Фридрих Ницше был помещен в базельскую психиатрическую клинику. В марте 1890-го мать забирает его домой – в Наумбург.

Однако вскоре после этого она умирает, что наносит еще больший урон по здоровью слабого Ницше – апоплептический удар . После этого он не может ни двигаться, ни говорить.

25 августа 1900 года Фридрих Ницше умер в психиатрической лечебнице. Его тело похоронено в старинной церкви Рёккена, в семейном склепе.

Введение

Политико-правовой аспект философского учения Ф. Ницше одно из самых сложных и противоречивых в современной науке. Актуальность данной проблематики заключается в возросшей популярности философа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описал себя как философа послезавтрашнего дня. Действительно, Ницше опередил свое время, и, кажется, только теперь его взгляды и умозаключения начинают понимать. Самым большим опасением исследователей на сей день является то, что философия Ницше развращает умы молодежи, на которую всегда производила большое впечатление. Повышенный радикализм и ультраправые настроения в обществе черпают из его учения главные тезисы своих уставов.
Целью моей работы было осветить главные положения учения Ницше, подробно остановившись на политико-правовом аспекте, и показать влияние данного учения на общество. Также я попыталась рассмотреть Ницше как философа витализма, чьей главной ценностью является жизнь, т.о. сразу входит в противоречие с надуманным массами радикализмом Ницше. Большая часть трудов, переработанных мною, - критика зарубежных авторов его учения. Напротив, советский автор Одуев произвел отрицательное впечатление, а его книга показала себя в качестве пропагандистской, в которой Ницше незаслуженно был назван фашистом.

Основные положения учения Ницше.

Нигилизм.

Что такое нигилизм? - То, что высшие ценности теряют свою ценность.
Мораль - это высшее заблуждение и неправда. Мораль зиждется на вере, бытие - более объективная и стабильная, однако во многом расхожая с моралью категория. Ницше в начале "Воли к власти" пишет о том, что период нигилизма в истории неминуем, что вскоре человечество сродни Фаусту отчается в поиске смысла за пустыми оценочными категориями, не несущими никакого смысла и осознает тщетность восхождения по лестнице нравственности, которое, являясь целью, ничего не дает в конце. Утрата веры в систему, Абсолюта, причастность к целостному также порождает нигилизм. Самой последней его стадией является неприятие человеком ни реального, ни созданного им самим миров - разрыв и путаница объективной реальности и оценочных категорий человека, порождаемых его собственное понимание действительности.
Морализм без религии - прямой путь к нигилизму, он основан на слепой вере в Абсолютного Творца, без нее мораль подскажет всем то, что каждый из нас, по сути, Творец. Морализм в совокупности с религией - левиафан еще больший. Так как истоком европейской морали было христианство, Ницше в своих трудах отождествляет мораль европейскую с моралью христианской.
Мораль – это защита и броня для «недоросшего» человека, «доросший» же человек обладает способностью нападать.
Ницше не нигилист, он не отрицает ценностей. Он страшится прихода нигилизма и видит выход только в переоценке ценностей. Начало его он рассматривает как предвестник грядущего упадка общества. "Если он когда-либо и считал себя пророком нигилизма, то он возвещал о его наступлении не как о чем-то, что следует праздновать, но в том смысле, в каком Иеремия был пророком разрушения Иерусалима".
Столкновение воли «господ» и воли «рабов» порождает нигилизм и непонимание между ними.
Причина нигилизма - в отсутствии высшего вида человека (как Наполеон или Цезарь), в падении мира, т.к. им начинает управлять стадо, масса, общество.
Ницше презирает истину и считает ее безобразной. Он не нигилист, но просто отворачивается от многих вещей, что его окружают: религия, мораль, нравы, политика...

Христианство.

Ницше смеется над христианами и осуждает их за слепоту. По его словам, они создали культ добра, "доброго человека", который продолжает вести ту же самую войну, что и человек "плохой". Нет абсолютного зла и абсолютного добра, отказываясь от зла, человек отрицает жизнь. Природа человека такова, что любовь и ненависть, доброта и гнев неразрывно связаны друг с другом. Из этого Ницше делает вывод о том, что мораль неестественна природе человека. "Я объявил войну худосочному христианскому идеалу не с намерением уничтожить его, а только, чтобы положить конец его тирании и очистить место для новых идеалов, для более здоровых и сильных идеалов...". Работа "Антихрист" Ф. Ницше была написана им, дабы обличить христианство и его мораль. Нужно воспринимать его антихристианские идеи в контексте того времени. Те качества, что он воспитывает в читателе: презрение, гордость, самоуважение - нужны чтобы избавится от затхлых идеалов, которые лишь являются лишним стагнирующим фактором для дальнейшего развития общества. Он понимал, что без достаточного презрения человек конца 19 века не сможет отказаться от столь заманчивых идолов, которые дают надежду на светлое будущее, которого, по его мнению, не будет, если не произойдет переоценка ценностей. Христианство изжило себя, оно должно уступить по праву место сверхчеловеку. Оно культивирует слабость и сочувствие, которые сильным людям не свойственны.
Часто заблуждаются в том, что Ницше атеист, это не так. Его фраза "Бог умер" далеко не атеистическая, она лишь говорит о том, что идол умер, что общество уже готово принять нового. Он видит последствия смерти Бога и ужасается тому, что этот кумир когда-нибудь окончательно падет, что будет невозможно контролировать массы. Для Ницше не важно, существует Бог или нет, для него важно верим мы в него или нет. Он сам осознал, что Бог для него мертв, опередив тем самым общество и предсказав гибель христианской морали. Европа сейчас воспринимает христианство уже не как связующее звено в обществе, а как историческое и культурное наследие, которое все более становится атавизмом.

Воля к власти.

Природа власти также дуалистична, как и природа человека. Власть не только приносит пользу, но и вредит. Как всякая воля, она стремится к максимизации. Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться. Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.
Власть - это захват, присвоение, увеличение своего потенциала за счет другого, наращение сил. Воля к власти появляется, когда она находит сопротивление. Ницше восхвалял войну: "Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освещает войну? Я же говорю вам, что благо войны освещает всякую цель". Война ценна тем, что она раскрывает потаенные добродетели человека и самые главные - храбрость и благородство, война делает людей ближе к их естеству. Воля к власти - это воля к жизни. Ницше - представитель витализма, он соизмеряет все не в соответствии с добром и злом, а с тем, что естественно жизни. Жизнь - это высшая человеческая ценность, реализовать ее возможно только через волю к власти.

Идея о сверхчеловеке.

Идея о сверхчеловеке или "белокурой бестии" занимает ядро ницшеанского учения. Очень часто путают Заратустру Ницше с его Сверхчеловеком. Заратустра только говорит о будущей белокурой бестии, он его предтеча и пророк, пришел, чтобы подготовить почву для новой расы людей. Всего содержатся три главных идеи о Сверхчеловеке в "Так говорил Заратустра": первая - оставаться верными земле, не верить тем, кто говорит о надземных надеждах, вторая - идея о вечном возвращении, сверхчеловек - это не новый этап в эволюции, хотя и имеет сходные с человеком внешние признаки, и третья - о Воли к Власти, о Бытие и сущности жизни. Сверхчеловек принимает философию "Вечного Возвращения". Это идея о мире, вечность которого обусловлена бесконечным повторением.
Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли. Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова "раса"). При этом принцип наследственности отсутствует. Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла».

Государство и право в учении Ницше.

Роль права и государства для Ницше является второстепенной по отношению к самой идее, это лишь средства, инструменты культуры, в которой сталкиваются воли, и выигрывает та, которая сильнее. Вся история - это столкновение двух типов воль: воли господ и воли рабов.

Государство.

Ницше восхищается правовыми институтами Древней Греции, законодательством Ману, законом кастового строя, а точнее - двумя эпохами - классической древностью и языческим Возрождением. Разделяя типы государственности на два основных: демократический и аристократический - воспевает последний. Если «аристократия воплощает веру в элитное человечество и высшую касту, демократия воплощает неверие в великих людей и элитное сословие: «Каждый равен каждому». «В сущности, мы все скопом своекорыстные скоты и чернь». Демократия или «господство толпы» ведет к декадансу, вырождению культуры, власть должна принадлежать аристократии, избранным, меньшинству. Демократия наравне с социализмом только поддерживает идеалы христианской морали - смирение, подчинение, сочувствие, пассивность, что враждебно волевому потенциалу человека. Только тогда государство будет «здорово» и будет раскрывать потенциал человека, когда оно будет подчинено жесткой иерархии.
Рабство, по мнению Ницше, необходимо. Его роль велика - нужен ресурс, для поддержания немногочисленной аристократии. Вместе с тем Ницше не хочет, чтобы рабы были бесправны, например он наделяет их правом на восстание. "Восстание - это доблесть раба". Только бунт, считает он, может проявить изъяны в государстве, и если он произошел, нужно не наказывать бунтарей, а наоборот облагодетельствовать их.
Ницше не был сторонником какой-либо определенной теории возникновения государства и права, его взгляды можно охарактеризовать как смесь естественно-правовой теории и теории насилия. Государство возникло в ходе насильственной борьбы сильных и слабых. Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека.
Ж. Бурдо дает оценку политико-правовой идее Ф. Ницше: «Государство - враг цивилизации. Оно приносит пользу только тогда, когда во главе его стоит тиран, «антилиберальный до жестокости». Единственное, подходящее положение в государстве для высшего человека - это положение диктатора». «Благодаря демократической морали, т.е. благодаря филантропии и гигиене, слабые, болезненные выживают, множатся и портят расу (таково мнение Спенсера). Прежде чем улучшать людей воспитанием, их надо переродить путем подбора. Нас может спасти только новая аристократия, класс господ, приближающихся к типу сверх-человека. Европа целиком должна управляться этими людьми, им надо приносить в жертву массы, и это поведет человечество к прогрессу».
Ницше также не был анархистом. Анархизм, как он пишет в "Воле к власти", лишь агитационное средство социализма, которое не свойственно жизни. «Сама жизнь не желает признавать никакой солидарности, никаких равных прав между живыми и вырождающимися частями организма: последние надобно вырезать - иначе весь организм погибнет». Равенство прав противоречит природе, мы все изначально неравны, поэтому социализм, анархизм и демократия - глубочайшая несправедливость и противоестественность.

Ницше писал в своих работах о том, что права не существует с точки зрения воли к власти. Когда сталкивается воля, то в итоге побеждает тот, чья воля сильнее. Право завоевывает сильный.
Великому человеку разрешается совершать преступления. Его воля - это воля природы, воля «сильных» от рождения, которая завоевывается и поэтому оправдана. Ницше не выступает за наказание, но за подавление. «Преступление - это бунт против общественного порядка». Оно указывает на проблемы в обществе. Если этот бунт массовый, то восставших следует вознаградить. Вместе с тем "единичный" бунт требует частичного или полного тюремного заключения. Преступник – это человек мужественный, т.к. он рисковал всем: жизнью, честью, свободой. Ницше говорит о том, что нравы меняются: раньше наказание очищало человека, теперь - оно обрекает его на изоляцию, преступник предстает перед обществом как враг, что Ницше считает неправильным.
Право на уголовное наказание – недоразумение, по сути. Право должно приобретаться договором, только в связи с его нарушением права и обязанности могут быть истребованы. Самооборона и самозащита, т.е. уголовное наказание, по Ницше – это право слабых, потому что слабые не способны защитить себя сами, на это и нужна дополнительная поддержка от государства. Вообще общество, которое отрицает войну и силу, – упадническое. Мир – это лишь перерыв и отдых между войнами.
Философию права Ницше считал еще не достаточно развитой правовой наукой. Он осуждал многих теоретиков за недостаточную аргументацию и идею, взятую в основу. Сам он считал, что нужно брать во внимание культурный и исторический аспект, в чем был близок к цивилизационному подходу.

Влияние Ницше на общество.

На обычных людей и на государственных и общественных деятелей произвели огромное впечатление труды Ницше, возникло много как сторонников, так и противников, что говорит о трудности в понимании его учения. Очень часто неверно трактуют его слова о Сверхчеловеке, о противостоянии воль. Это оказывает тлетворное влияние на отдельных индивидуумов, к примеру: один молодой человек убил свою невесту, чтобы показать, что он силен своей волей. Он считал, что это говорит ему учение Ницше. Как следствие можно предположить, что люди с низкой волей видят в его словах лишь насилие и подавление, раскрытие животных инстинктов в сторону деструктивности. Ницше пишет о воле господ и воле рабов, он лишь констатирует факт, но не стремится, чтобы каждый показывал или множил свою «волю господина». Не всегда мысли и идеи нужно претворять в жизнь, переход из «эйдоса» в практику может даже сместить первоначальную идею в ту или иную крайность, здесь очень важна соразмерность. Жорж Батай - единственный человек, который претворил в жизнь учение Ницше, более того он посвятил ему всю свою жизнь. Он заслужил мировое признание как человек, который «понял» Ницше. Ему принадлежат слова о Ницше: «Никто не может достоверно прочитать Ницше, не «став» Ницше».
Ницше произвел эффект не только на обычных людей, но и на целые партии и движения: социалисты, не смотря на ярые антисоциалистические протесты Ницше, признали его своим. Его учение было воспринято всем обществом и закрепилось в истории через А. Гитлера, Б. Муссолини и их сторонников.
Но были ли верно истолкованы его слова фашистским и нацистским движениями начала 20 века? Гитлер читал Ницше, многие историки подтверждают этот факт. Сестра Ницше всячески содействовала признанию Ницше как идеолога национал-социализма. Муссолини также признавал и ставил его выше всех философов. Несмотря на различия, в их идеологиях можно найти сходства с ницшеанством. Национал-социалисты заимствовали многое из его учения: идея о сверхчеловеке, жесткая иерархия, идея о неравенстве людей, футуризм, построение нового общества, замена бога на расовую избранность, замена креста в церквях на свастику, антисоциализм, "переоценка ценностей", индивидуализм. Хоть партия Гитлера и называлась национал-социалистической, от социализма осталось только название, это была партия «бюргеров», капиталистов. Если сравнивать движения Муссолини и Гитлера, то партия последнего была более всего приближена к ницшеанскому идеалу. К тому же, война как средство мира - один из основных мотивов доктрины Гитлера.

Заключение
Политико-праовой аспект учения Ф. Ницше рассмотрен с точки зрения основных тезисов, затронуты в большей степени его суждения о политике и праве. Рассмотрена концепция противостояния воль, идеальное государство Ницше (хоть он и не считал себя утопистом, но его идеи на сегодняшний день еще трудноосуществимы). Ницше уникален, нет ни одного философа хотя бы и напоминающего его. Все его книги – бунт против существующего порядка. Он блещет стилем. Многие критики утверждают, что за стилем он забывает об идее, но это не так. Его философия отличается тем, что он не имеет четкой структуры и форм, как это принято в классической немецкой школе философии, но его идеи заставляют думать читателя, и каждый в них находит свое понимание. Моей целью было не столько осветить мое понимание Ницше, сколько понять и донести то, какой он есть на самом деле – без идеологии и пропаганды.

Рецензии

Замечательно, что вы задались целью попробовать понять философа таким, какой он есть, то есть в отрыве от навешанных на него как отдельными авторами, так и массами ярлыков. Плохо только, что у вас не очень получилось. Вы пишите:

"...Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему [сверхчеловеку]. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла"

Одно только это - уже фашизм. По крайней мере, отталкиваясь от принимаемой на веру истинности этого положения можно вывести и "оправдать" всю фашистскую идеологию, которая сводится к ничем не ограниченному диктату "высшего" над "низшим".

Еще вы писали в начале, что радикализм Ницше является лишь мифом, порожденным сознанием масс, а потом ниже мы читаем: "Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека". И это не радикализм?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Когда [Ницше] убедился, что нет Бога, им овладело такое безумное отчаяние, что, в сущности, несмотря на его исключительное литературное дарование, ему до конца жизни так и не удалось адекватно рассказать, что сделали люди, убивши Бога. Но Ницше не услышали. По-прежнему все думают, что вовсе и не важно, есть ли Бог или нет Его». (Лев Шестов)

Великий немецкий философ Фридрих Ницше (Nietzsche) родился в 1844, умер в 1900. Сын протестантского пастора, Ницше с пяти лет стал сиротой после кончины отца и был заботливо воспитан матерью. Образование он получил в боннском, позднее в лейпцигском университете, где изучал классическую филологию. В 1869, по рекомендации своего учителя Ричля, Ницше был назначен профессором филологии в Базеле и занимал эту должность в течение 10 лет. Единственным внешним фактом, расстроившим мирную жизнь Ницше, было участие его во франко-прусской войне 1870-1871 : он записался тогда санитаром-добровольцем, но ненадолго, так как серьезно заболел. Эта болезнь была, по-видимому, причиной головных болей и спазмов желудка, которыми Ницше стал страдать с этого времени и которые, прогрессивно осложняясь, заставили его в 1879 оставить кафедру. В 1890 философа окончательно сломил душевный недуг, сделавший его недееспособным.

Фридрих Ницше. Фото, сделанное в Базеле ок. 1875 г.

В своих первых сочинениях, особенно в «Рождении трагедии из духа музыки » (1872); «Шопенгауэр как воспитатель» (1874) и «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876), Ницше излагает требования, предъявляемые им к новейшей куль­туре, которую он хочет основать на обобщении трех начал: греческой трагедии, музыкальной драмы Вагнера , и философии Шопенгауэра . Метафизика последнего образует исходный пункт философии Ницше. Подобно франкфуртскому отшельнику Шопенгауэру, он видит сущность мира в страдающей «воле», но все-таки этот мир, в его глазах, может быть оправдан, если смотреть на него исключительно как на эстетический феномен . Если мир полон зла, если «истина» заставляет желать пустоты, то постараемся «желать химер», постараемся отыскать достаточно прекрасные, обольстительные иллюзии, чтобы они заставили нас любить жизнь, несмотря на все её страдания, и приложим весь наш ум и всю энергию к познанию этих иллюзий. Существуют две главные иллюзии, которые дают оправдание нашему существованию и которые Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» называет аполлоновской и дионисийской. Взирая на мир с точки зрения красоты его форм , мы можем создать себе прекрасный образ -мечту, заполняющую все наше существование – это есть аполлоновская иллюзия. С другой стороны, несмотря на ужасные страдания, разрушение и смерть, везде замечается проявление вечной мировой воли в постоянной последовательности её феноменов. Отсюда вторая иллюзия: вечности и неразрушимости индивида, неуничтожимости лежащего в основе вещей стихийного порыва – дионисийская. Сочетание этих двух иллюзий создает «трагическую мудрость», до которой возвысились древние греки в своей трагедии . Она должна составлять идеал стремлений и новейшей цивилизации. Эта последняя теперь пол­на рационального «научного оптимизма», полагающего, что мир понятен в целом и в своих частях и что цель, к которой надо стремиться, есть организация личной и общественной жизни на научном осознании вселенной. Новая цивилизация ошибочно воображает, что наука способна дать человеку мотивы деятельности, в которой он нуждается, для того, чтобы обрести смысл жизни. Это заблуждение вызвало в Европе псевдоцивилизацию, презренным представителем которой является Bildungsphilister – филистер культуры, доверяющий науке, которая, по его мнению, обеспечит человечеству все возрастающую сумму благосостояния.

Однако в современной европейской цивилизации можно открыть и признаки, возвещающие великий переворот. Рихард Вагнер в своей музыкальной драме вновь воскрешает трагедию древней Греции. Шопенгауэр своим безжалостным пессимизмом навсегда разрушил научный оптимизм и показал, что история жестока и бессмысленна, что человек роковым образом обречен на страдания. Тем не менее, Ницше, в противовес духу философии Шопенгауэра надеется, что пессимизм вместо того, чтобы толкнуть человека на путь отчаяния, наоборот, возбудит в нем героизм. Человек будет считать «добром» не то, что уменьшает страдание, а то, что делает жизнь более интенсивной, прекрасной, достойной; его высшим назначением будет не помощь слабым, а возвышение гения над массою средних людей. Такова в философии Ницше конечная цель человечества; самые совершенные его произведения заключают в себе весь смысл его существования. И если высшая культура и появление гения должны быть куплены ценою страданий, «свободный дух» современной цивилизации должен научиться сам страдать и дать страдать другим для прогресса человеческого рода.

Ницше находит следы пессимизма во всех идеях и верованиях человечества и доказывает, что вера в истину во что бы то ни стало, на самом деле проистекает из того же пессимистического инстинкта, который заставляет человека жертвовать настоящей жизнью и творить ложные идолы в угоду выдуманной идее верховного существа. Назначение человека не в желании добра и не в стремлении к истине. Согласно философии Ницше, зло и иллюзии так же полезны для развития жизни, как добро и истина. Вселенная не имеет цели. Это чистейшая бессмыслица, которую человек призван осветить и в полной своей власти определить её внутреннюю ценность. Во имя этих соображений Фридрих Ницше резко нападает на христианство и аскетизм, клянет социалистов, демократов и анархистов, отрицает альтруизм и религию сострадания.

Портрет Фридриха Ницше. Художник Э. Мунк, 1906

Отрицание достигает у Ницше апогея в период времени с 1870 по 1882, когда он издает книги «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Странник и его тень» (1880), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883 – 87), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887). Эта энергия отрицания становится еще более экзальтированной и ожесточенной в последний год его жизни как мыслителя (1888). Ницше не писал ни­чего более резкого, чем «Казус Вагнер», «Сумерки идолов», «Антихрист». Лишь в «Заратустре» понятие жизни, как оно составилось у Ницше в период его молодости, когда он видел счастье человечества в возрождении дионисийской иллюзии и трагической мудрости, вновь выдвигается на первый план. Окрашенное в новые краски, в устах Заратустры оно становится теорией сверхчеловека и вечного возвращения. Ницше считает, что мы бесконечное число раз прожили нашу жизнь в её малейших подробностях и будем опять вновь переживать ее. Познать этот высший закон жизни, принять его в руководство не только без возмущения, без ужаса, но с добрым сердцем, и мало этого, с энтузиазмом и радостью – вот цель, которую ницшеанский Заратустра указывает человечеству. Когда оно достигнет её, человек сделается «сверхчеловеком». В философии Ницше сверхчеловек – человек, дошедший до высшего состояния здоровья, физического и умственного, свободный от устарелых воззрений, с сознанием закона вечного возвращения. Придет момент и человек пустит в ход всю свою энергию, чтобы через его собственное самоуничтожение явился сверхчеловек.

Как стилист, Ницше до сих пор не превзойден в Германии; его языку на­до отчасти приписать успех его философских произведений. Ницше сам говорит об «алмазной красе» своего «Заратустры». «Язык Лю­тера и поэтическая форма Библии – основы современной немецкой поэзии – это мое открытие».

Литература о Ницше чрезвычайно обширна как в самой Германии, так и в других странах. Из сочинений о нем наиболее достойны упоминания:

Книга сестры философа Элизабет Фёрстер-Ницше «Жизнь Фридриха Ницше». Она служит главным источником биографических сведений о Ницше, содержит много его писем, набросков, стихотворений, не­изданных отрывков

Георг Брандес «Фридрих Ницше. Трактат об аристократическом радикализме». (Сам Ницше считал выражение «аристократический радикализм» лучшим определением сути своей философии.)

Андреас Саломе «Фридрих Ницше и его труды». Интересный этюд немецкой писательницы, близко знавшей Ницше.

Георг Зиммель «Фридрих Ницше. Нравственно-философский силуэт».

Г. Файгингер «Ницше как философ».

А. Лихтенберже «Философия Ницше».

Л. Шестов «Достоевский и Ницше».

Е. Трубецкой «Философия Ницше».

С. Франк «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему»