Последние статьи
Домой / Жкх / Российская социология в xxi веке*2003. Социология в конце XX – начале XXI века

Российская социология в xxi веке*2003. Социология в конце XX – начале XXI века

Во второй половине XX столетия мир изменился настолько, что его стало невозможно изучать традиционными методами классической социологии. По словам английского социолога Энтони Гидденса, с их помощью уже нельзя понять траекторию развития современного общества. Старый подход зачастую ограничивался объяснением современности посредством одного измерения, чаще всего экономического. Однако в наше время, кроме экономических процессов, огромное влияние на общество оказывают гигантское развитие административной власти, институт войны и военной власти, культура. Кроме того, на общество в немалой степени воздействует "окружение", т.е. система государств, что не всегда учитывают социологи при анализе развития народов и стран. В свою очередь, это актуализирует осмысление таких феноменов, как международное разделение труда, глобальное распределение власти между государствами, мировой военный порядок, разрастающиеся социальные движения, распад социалистической системы. В последнее время ученые все чаще высказывают мнение, что социологическая наука находится в методологическом кризисе. Основания для подобного рода утверждений таковы:

  • 1) осмысление быстроменяющегося социального мира не всегда осуществляется своевременно, при этом социологи осознают недостаток современных методов исследования;
  • 2) появилось огромное количество теорий социологического анализа и подходов к нему, что считается признаком кризиса в научной дисциплине.

Правда, не все социологи согласны с такой постановкой вопроса, считая, что в кризисе находится не сама наука, а наши представления о ней. Бесспорно одно: вместе с изменяющимся социальным миром существенно меняется и социологическая наука, которая сегодня признана мультипарадигмальной (см. § 1.1). Иначе говоря, в настоящее время никто не пытается построить универсальную теорию, претендующую на роль единственного инструмента познания общества. Все теории и парадигмы социального знания (общетеоретические схемы, методологические образцы) имеют определенную ценность в осмыслении или объяснении каких-либо сторон социальной реальности и находятся в отношении взаимодополняемости. Говоря словами французского социолога Поля Ансара, многие современные исследователи рассматривают совокупность теорий как "ящик с инструментами", откуда можно брать то, что нужно.

Без всякого сомнения, следует констатировать: появление новых теорий свидетельствует о том, что социологи находятся в поиске новых парадигм. Одни ученые, обращаясь к наследию Р. Мертона и Т. Парсонса, разрабатывают концепцию неофункционализма. Другие занимаются, например, синтезом символического интеракционизма с общей теорией систем. Вообще синтетические теории стали весьма распространенными в социологии последних десятилетий. Среди новых подходов в социологии остановимся на теориях, наглядно отображающих значительные изменения в мире и в самом научном познании.

Постмодернизм

Теории постмодерна активно разрабатываются на Западе рядом исследователей с целью осмысления современного общества, которое, по их мнению, вступило в новую стадию постмодерна, характеризующуюся качественным увеличением неопределенности многих социальных реалий. В обществе нарастают проявления, связанные со случайностью, многовариантностью, альтернативностью. Жизнь человека становится динамичнее, а будущее менее предсказуемо, при этом деятельность все более подвержена всевозможным рискам. По мнению З. Баумана, меняется ментальность в сторону "краткосрочности", когда размывается мораль и другие виды нормативности; когда постоянную и привычную работу сменяет труд но временным контрактам в новых для индивида сферах, а супружеские союзы уже изначально предполагают свою непрочность. Приверженцы социологических теорий постмодерна считают, что столь кардинально изменившееся общество необходимо изучать с помощью специфической методологии.

Во-первых, они отказались от попыток создать целостные теории в духе К. Маркса или Т. Парсонса, претендующие на объяснение всех сколько-нибудь значимых социальных процессов и явлений. Время социальной нестабильности, неопределенности нуждается в других теориях, которые раскрывали бы характерные тенденции развития отдельных областей действительности, изучали бы новые социальные практики.

Во-вторых, в условиях неопределенности, аморфности бытия поведение человека теряет былой рациональный смысл, следовательно, для того, чтобы отразить нарастание иррациональных начал, в социологии допустимо использование иррациональных понятий, образов, мифов, нарратива (от лат. narrare – языковой акт, повествование), афоризмов, стихов и даже анекдотов. Но поскольку вариантов описания, отображения социальных явлений может быть сколь угодно много, то социология превращается в искусство интерпретации.

В-третьих, интерпретация связана с подбором наиболее удачных языковых средств. Отсюда вытекает, что деятельность социолога – это своего рода "языковая игра", протекающая в рамках определенных правил. Такое представление о социологии не противоречит ее предназначению как науки об обществе, поскольку, по мнению постмодернистов, "общество есть языковая связь". Недаром социология постмодерна находит опору в лингвистике, исследовании знаков и символов.

Наиболее известными теоретиками постмодернистского направления являются польско-американский ученый Зигмунд Бауман (р. 1925), французские социологи Жан Бодрийяр (1929–2007) и Жан-Франсуа Лиотар (1924– 1998).

З. Бауман обосновал социологию постмодерна, предметом которой, по его мнению, является сложная непредсказуемая общественная система, существующая прежде всего в виде потребительского общества. Интегрирующим началом такого общества является не нормативное регулирование, не общая идея и даже не всевидящая власть. В обществе потребления людей объединяют гедонистические устремления, ориентированность на новый опыт, новые ощущения. Фактически люди превратились в искателей и коллекционеров чувственного опыта. В этих условиях самым ценным качеством личности становится гибкость, а прочность и постоянство – препятствием.

Ж. Бодрийяр также изучает потребительское общество, члены которого находятся под диктующим воздействием кода сигнификации, т.е. некоего общепринятого знака социального статуса, которому каждый должен соответствовать. При этом сам код контролируется средствами массовой информации и имеется возможность тотально им манипулировать. Эта возможность широко используется в насаждении так называемых симулякров (от лат. simulo – делать вид, притворяться), знаков и образов, отрывающихся по смыслу от конкретных объектов, к которым они изначально относились. В результате происходит повсеместная симуляция реальности.

Например, посетив Диснейленд, можно "побывать" на дне океана или в тропическом лесу. На эстраде при помощи манипуляций со звуком и голосом добиваются успеха исполнители, не имеющие таланта.

Как уже отмечалось, в теориях постмодерна используются не только научные методы постижения социальной реальности, но и такие средства, которые принадлежат искусству. На этом основании некоторые ученые считают, что постмодернистские теории не являются собственно социологическими.

Под таким тезисом проходил с 21 по 24 октября в Москве в Российской Академии Наук III Конгресс социологов России, ближнего и дальнего зарубежья. В работе этого крупного научного форума участвовали социологи из 77 регионов России, было подано 2600 заявок на участие. После "фильтра" присланных материалов непосредственно участвовало в Конгрессе 1300 человек из вузов и 400 региональных центров, проводящих социологические исследования.

Основным рефреном выступавших официальных лиц (президента РАН, акад. Ю. Осипова, руководителя Администрации Президента РФ С.Нарышкина, ректора МГУ, акад. В. Садовничего, президента Международной ассоциации социологов М.Вивьерка) и гостей из разных стран был тезис: "Без социологии путь общества в никуда!".

В докладах директора ИСПИ РАН акад. Г. Осипова, директора ИС РАН чл.-корр. РАН М. Горшкова и многих известных в стране и в зарубежье ученых-социологов отмечалось, что Россия вышла на пореформенную траекторию, в ней созданы политические и социальные предпосылки для устойчивого развития. Интересно в этой связи отметить, что оба докладчика не коснулись анализа возможных социальных последствий современного финансового кризиса для российского общества, а сослались лишь на официальные заявления российской политической элиты. В выступлении М. Вивьерки (президента Международной ассоциации социологов) был поставлен ряд вопросов: «Чему учит социология и какая польза от нее?», а также «Что социология открывает и что делает ее наукой?», «Кто такой социолог?» - все это вызвало живую дискуссию.

В докладах ученых озвучивались тезисы о миссии социологии в разработке моделей социально-экономического анализа, социальных индикаторов и параметров оценки развития российского общества. Довольно острым и интересным было выступление директора ИС РАН М. Горшкова, который сделал попытку социологического измерения современных проблем в России. Доклад содержал 10 постулатов, подкрепленных прикладными социологическими исследованиями об изменяющейся социальной стратификации общества (10 слоев в обществе), росте неравенства и бедности, социальной исключенности и социальной напряженности, выражающихся в недовольстве людей и росте несправедливости в обществе. По словам выступавшего тревожной является не столько сама бедность (этим состоянием охвачено 59% россиян), сколько причины ее порождающие, у людей теряется запас прочности, наблюдается сползание их на "дно", они оказываются в разных стартовых условиях.

Последующие дни работы Конгресса проходили в научных подразделениях РАН и Государственном университете - Высшая школа экономики. В секции, посвященной социологии города, был презентован доклад нашей кафедры "Социально-психологические установки жителей города Иваново на фоне процессов глобализации", который вызвал живую дискуссию как во время работы секции, так и за ее пределами.

Наше социологическое исследование, проводимое в течение 3-х лет, в методологическом и содержательном аспектах не уступало докладам московских ученых и региональных ученых. (С докладом можно будет ознакомиться на университетском сайте кафедры СЭТ).

По итогам работы Конгресса было принято Коммюнике, в котором среди множества интересных предложений нашел место тезис о преодолении такого негативного явления в вузовской среде, как коррупция в образовании.

Впервые на Конгрессе представителям социологической научной академической элиты были вручены медали имени социолога П.А. Сорокина. Отметим, что в нашем университете скоро будут проходить студенческие чтения памяти этого теоретика-социолога.

Российская социология в ХХІ веке

контрольная работа

1. XXI век - век социологии

По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего.

На рубеже XX - XXI веков сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы, сообщества, государства, рынки, корпорации, национальные правительства и неправительственные организации в сложные сплетения социальных отношений, стала разрастаться сеть всемирной взаимозависимости. Сформировались транснациональные (ТНК) и мультинациональные корпорации (МНК), которые организуют сети глобального производства и распределения, представляющие интересы развитых государств. Их сотни тысяч, они контролируют 70% мировой торговли и 30% мирового производства.

Глобализация экономики породила ряд негативных социальных реалий, наличие которых социология не может обойти молчанием.

Произошло и продолжает расти резкое расслоение стран и регионов по количеству потребляемого сырья. Например, потребление нефти на одного среднестатистического человека Земли составляет 554 кг. Но при этом в США на каждого приходится примерно 2614 кг, в Канаде - 2415 кг, Заире - 210 кг, а в Индии - 62 кг, Эфиопии - 14 кг; 43% добываемых редких металлов расходуется в Японии, 36% - в США. Если бы 90% населения Земли приблизились по уровню потребления к США, то добычу сырья на планете пришлось бы увеличить в сотни раз, и весь сырьевой ресурс Земли был бы исчерпан в течение двух-трех десятилетий. За год электростанции всего мира потребляют сейчас угля, нефти, газа столько же, сколько природой было создано на протяжении одного миллиона лет. По подсчетам специалистов, в случае сохранения темпов современного потребления органического топлива, запасы нефти будут исчерпаны через 50 - 60 лет, природного газа - через 90 - 100 лет.

Эколого-ресурсный кризис, обусловленный продолжающейся эксплуатацией сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран, сопровождается ростом антагонистического социального противоречия между богатыми и бедными странами. Оно усугубляется демографическим кризисом, продолжающейся демографической экспансией человека на планету. Если еще 10 лет назад население Земли составляло 5,6 млрд. человек, то сегодня - примерно 7 млрд., а к 2030 г. оно достигнет, по имеющимся прогнозам, 10 млрд. человек. Экстремальный рост народонаселения планеты происходит главным образом за счет развивающихся стран (около 90% прироста населения), что, безусловно, будет иметь свои геополитические и расово-этнические последствия.

«Глобально-рыночный фундаментализм» (или, вернее, «глобально-рыночный империализм») порождает и адекватный ответ: «антиглобалистский фундаментализм». Народы и страны не хотят жить по навязываемым им законам, по социальным нормам и ценностям «мирового лидера». (Некоторыми социологами даже высказывается мнение об участии всего населения планеты в выборах президента США, выступающего в качестве ее мирового лидера).

В условиях наличия оружия массового уничтожения (особенно биологического и ядерного) резко возрастает опасность международного терроризма. Подчеркиваю, что современный терроризм - это социальное явление, и воздействовать нужно на его социальную природу; никакими организационными формами или силовыми методами его победить невозможно. Главный корень терроризма не только в невежестве (например, в игнорировании мусульманскими террористами моральных основ Корана), а в осознании социальной бесперспективности. Когда безликая сила подавляет национальные традиции, национальную самобытность, грозит окончательно уничтожить национальный суверенитет, то далеко не каждый человек может с этим мириться. Осознавая, что никакие официальные действия не в состоянии противостоять этой силе, такой человек может стать фанатиком.

Набирают силу различные социальные движения (феминистские, молодежные, этнические и др.), являющиеся реакцией на негативные тенденции развития современного мира.

Сложилась тенденция резкого роста и распространения антисоциальных явлений в мире (организованная преступность, наркотики, проституция, работорговля и т.д.) и преступного разрушения (в интересах ТНК и МНК) экологии планеты (т.е. среды обитания человека), таящего угрозу моральной и физической деградации человека.

И, наконец, заметно проявление идеологии расизма, в чем, кстати, повинны и некоторые социологи. Одни из них увидели основную угрозу современному миру в наличии китайцев и мусульман, другие - русских, третьи - американцев и русских.

Наряду с негативными сложился ряд позитивных социальных тенденций, требующих социологического осмысления и понимания.

Снижается значение традиционных (технических и технократических) технологий и возрастает роль технологий новых - информационных, социальных, интеллектуальных. Определяющими факторами развития мирового и национальных сообществ становятся человеческий потенциал, социальный капитал, научные знания.

Традиционные системы управления обществом, материальным и духовным производством заменяются качественно иным управлением, основанным на создании и использовании научных знаний. Основным продуктом нового управления становится интеллектуальная собственность; место прибавочной стоимости занимает вновь создаваемый интеллектуальный капитал.

На основе производства и потребления знаний - научных, философских, религиозных, нравственных и др. - осуществляется переход к информационной фазе развития мирового сообщества, идет интенсивный процесс разрушения традиционных для индустриального общества экономических и социальных институтов (собственности, стоимости и т.д.). Стихийно формируется новая социальная реальность, основанная на интеллекте и знании.

Идеология экономоцентризма и технологического детерминизма, прагматизма и крайнего индивидуализма отжила свой век. На смену ей приходит идеология антропоцентризма в качественно новом ее понимании; реальный социальный мир предстает в человеческом измерении; экономика и техника являются средством, а человек, его материальное, физическое и нравственное состояние, возможность проявить свою индивидуальность становятся основным социальным индикатором прогрессивности или реакционности всех явлений и процессов современного мира.

К чести социологии, она никогда не стояла в стороне от анализа новых социальных реалий как геополитического, так и национального характера. Но с их появлением качественно меняются роль социологии и её статус в современном обществе.

В XVII - XVIII веках научная революция происходила параллельно с экономической и политической революциями. В первой половине XX века произошел резкий разрыв между скоростью научно-технических инноваций и отставанием социальных наук.

В XXI веке должен быть устранен разрыв не только между опережающим развитием технических и естественных наук и отставанием социальных, но и между социальными науками и опережающим развитием новых социальных реалий. Этот разрыв может иметь непредсказуемые социальные последствия, чреватые беспрецедентными угрозами ядерной или биологической войны, экологической катастрофы.

Социология в сложившихся условиях может анализировать и диагностировать, какие социальные последствия порождают новые тенденции и процессы современного мира и как регулировать их развитие в интересах человека и общества. Новые социальные реалии - это результат действия не каких-то мистических или фатальных сил, а социальных действий самого человека. Человек не только объект, но и субъект социальных действий - это не какая-то безликая модель, а совокупность социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам, на различных этапах ее развития. Эти действия вносят конкретные изменения в зависимости от таланта или занимаемого положения (социального статуса) личностей в систему общественных отношений, в построение различных государственных структур, идеологию и тем самым конструируют социальную реальность, которая затем становится решающим фактором, оказывающим определяющее воздействие на сознание и социальное поведение людей и различные конкретные проявления этого поведения. Все, что мы имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе, есть результат социальных действий человека. Исследовать отношения между социальной деятельностью людей, включенных в различные социальные общности и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека и его социальные отношения - основная, на наш взгляд, задача социологической науки. Если социальная реальность, сконструированная в данном обществе, порождает конфликты, ведет к физической, психической и социальной деградации человека и распаду социальных связей в обществе, это означает, что она создана в результате антисоциальных действий различных социальных сил. Какими бы красивыми словами ни прикрывались проводимые в конкретном обществе реформы - они реакционны, если деградирует человек и распадаются социальные связи. Социальное значение социологии именно в том и состоит, что она анализирует различные аспекты социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и последствия этих действий в человеческом измерении.

Вряд ли нужно ставить под сомнение благие намерения людей, принимающих социально значимые решения, но этими благими намерениями без научного обоснования может быть выложена дорога в социальный ад. Принимая то или иное социально значимое решение, человек или группа лиц, облеченных властью, преследует порой самые благие цели, хотят, как лучше, а получается, как всегда или намного хуже. Чтобы получилось не «как всегда», а намного лучше, необходимо опираться на прогноз социологии о возможном социальном результате принимаемого решения. Необходима предварительная социальная экспертиза.

Трагедия современного общества состоит в том, что оно до сих пор не пришло к выводу о необходимости введения персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры, лиц, принимающих социально значимые решения, за социальные последствия их действий. Если террорист совершает террористический акт (антисоциальное действие), в результате которого гибнут люди, то он, бесспорно, является уголовным преступником. Если же лицо или группа лиц, включенных в те или иные властные структуры, совершают социальные действия, следствием которых является сокращение продолжительности жизни человека, рост смертности, организованной преступности, разрушение экологии, резкое снижение уровня и качества жизни населения и т.д., то он уголовно не наказуем. В лучшем случае, его отстраняют от занимаемой должности и отправляют на почетную пенсию. Социология, ставя вопрос о персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры и принимающих социально значимые решения, тем самым включается в деятельность властных структур. Если, как в мировом сообществе в целом, так и в каждом конкретном национальном сообществе, будет отсутствовать социальная экспертиза в самом широком смысле, то над обществом будет продолжать висеть дамоклов меч самоуничтожения, будь то ядерная или биологическая катастрофа, или разрушение среды обитания человека и перерождение его генетики. Социальные трансформации должны быть поставлены под строгий научный контроль, и этот контроль возможен на основе получения конкретных данных социологии, социальной статистики, других социальных наук. Если общество хочет выжить в трудных условиях XXI века, оно «обречено» заниматься социологией и признать её определяющую роль в современном мире.

Роль социологии с появлением новых реалий не только качественно меняется, но и значительно возрастает. Ее развитие, на наш взгляд, должно опережать социальную практику, связанную с реализацией научно-технических инноваций и социальной оценкой новых национальных и геополитических реалий.

социология реформирование сообщество наука

Жизнь и взгляды Конта

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии...

История социологии, ее основные понятия

Микросоциология

Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки - это основной вопрос ее утверждения, статуса...

Основные этапы развития социологической мысли

Следующий этап развития социологии начинается в 20-е годы XX века в США и продолжается по сей день. Центром мировой социологии становится США, где эта наука сразу же получила помощь государства и поддержку университетов...

Основоположник социологии О.Конт

Основы социологии

Существует большая пестрота мнений относительно времени возникновения социологии. Некоторые авторы по своему усмотрению начинают социологию с трудов какого-либо мыслителя. Обычно бывает достаточно...

Предмет и метод социологии

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности...

Предмет и объект социологии как науки

Объектом социологии как науки является "общество в целом". Подобный объект исследования - "общество в целом" - имеют еще социальная философия и история. Все остальные науки об обществе изучают отдельные сферы или уровни общественной жизни...

Российская социология в ХХІ веке

По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего. На рубеже XX - XXI веков сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы...

Связь социологии с другими науками

Чтобы понять связь социологии с другими науками, необходимо, прежде всего, дать понятие социологии. Согласно определению Парка и Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Алекс Инкелес, в свою очередь...

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные -- теоретико-познавательную, практическую...

Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда в литературе трактуются как самостоятельные...

Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы.

Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основной предпосылкой его проведения стала попытка обосновать единую парадигму социологического знания.

На конгресс приехали более 1000 социологов, в том числе председатель Международного социологического сообщества Мартинелли. Он выделил новую область социологического знания – глобальную социологию.

Социологическое знание перемещается от изучения социальных групп и обществ к глобальному сообществу – в сферу международных отношений.

Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве.

Его основные результаты:

1. Социология, как и остальные науки, находится в кризисе.
Его причина – общественные науки пока не способны сформулировать новую модель общественного прогресса.

2. Основное противоречие современной эпохи всё больше перемещается в межнациональных и межконфессиональных противоречий.

3. Процесс демократизации должен опираться на специфические особенности страны.

4. Бедность. В мире усиливается разрыв между очень богатыми и очень бедными. Отсюда – усиление миграционных процессов, усиление конфликтности etc.

«РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ»

Доклад академика РАН Геннадия Васильевича Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе (30 сентября 2003 г.)

В XXI веке социология будет играть все более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира.

1. Социально-демографический вызов

Сейчас население Земли приближается к 7 млрд человек, к 2030 г – 10 млрд человек. при этом 90% прироста дают слаборазвитые страны => нищета, преступность, терроризм...

2. Эколого-ресурсный

Безудержная эксплуатация сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран. “Экологический колониализм”.

3. Социально-политический.

Рыночный фундаментализм (глобально-рыночный империализм) порождает антиглобалистский фундаментализм.
Терроризм = бедность + невежество.

В XXI веке должно быть устранено «двойное» отставание социологии. Во-первых, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.


Современная социология, признается это или нет, стоит на плечах гигантов прошлого. Но социология утратила бы свое значение, если бы не связывала свою теорию и структуру, понятийный и исследовательский аппарат с новыми научно-техническими, экономическими и социальными реалиями, сложившимися на рубеже XX-XXI веков. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях и новой социальной фактологии.

В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В научную работу и в руководство этой наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Происходит закономерная смена поколений.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии:

1) Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетия» ― речь не будет более идти о том, что современный мир - либо следствие экспансии капитализма, либо результат распространение индустриализма. Наряду с ними можно выделить также:

8. Развитие административной власти

9. Военной власти

10. Культурное изменение современности

2) «Возникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим теориям» - стремление к методологической интеграции, объединение разнородных элементов в рамках единой теоретической модели.

1. «Главный объект социологического анализа будет существенно переосмыслен» - произойдет смещение акцентов от малопонятного понятия общества к различным проявлениям социального.

2. «Социология будет уделять больше внимания изучению мировой системы, чем до сих пор» ― усилия будут направлены на решение проблемы системности мировой системы

3. «Прежние междисциплинарные границы постепенно утратят былую четкость» посредством развития профессиональных интересов.

4. «Социология вновь заинтересуется долговременным крупномасштабным процессом социальной трансформации» как содержанием современности.

5. «Участие социологии в формировании практической социальной политики» ― социологические исследования сыграли заметную роль в осуществлении рациональных политических целей, но в то же время итоги многих социальных исследовательских программ вызвали разочарование

6. «Социальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображения» ― движения аккумулируют и хранят новую информацию о процессах в обществе.

7. «Социология по-прежнему останется предметом дискуссий».

Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы.

Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основной предпосылкой его проведения стала попытка обосновать единую парадигму социологического знания. На конгресс приехали более1000 социологов, в том числе председатель Международного социологического сообщества Мартинелли. Он выделил новую область социологического знания - глобальную социологию.

Социологическое знание перемещается от изучения социальных групп и обществ к глобальному сообществу - в сферу международных отношений.

Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве.

Его основные результаты:

  • 1. Социология, как и остальные науки, находится в кризисе. Его причина - общественные науки пока не способны сформулировать новую модель общественного прогресса.
  • 2. Основное противоречие современной эпохи всё больше перемещается в межнациональных и межконфессиональных противоречий.
  • 3. Процесс демократизации должен опираться на специфические особенности страны.
  • 4. Бедность. В мире усиливается разрыв между очень богатыми и очень бедными. Отсюда - усиление миграционных процессов, усиление конфликтности etc.

В ХХI веке социология будет играть все более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира.