Последние статьи
Домой / Прописка / Прокуратура запрашивает данные о служащих. Прокурорам упрощен доступ к персональным данным россиян

Прокуратура запрашивает данные о служащих. Прокурорам упрощен доступ к персональным данным россиян

К О П И Я

Судья Курунин С.В. Дело № 7п-428/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Бурухина Н.Н. на постановление судьи Норильского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Контрольно-счётной палаты города Норильска Бурухина Николая Николаевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. должностное лицо – председатель Контрольно-счётной палаты города Норильска Бурухин Николай Николаевич привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Согласно постановлению, Бурухин Н.Н., являясь председателем Контрольно-счётной палаты города Норильска, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Норильск, ул. Севастопольская, 7, получив запрос заместителя прокурора от 28 февраля 2017 г. о предоставлении персональных данных (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные и др.) сотрудников Контрольно-счётной палаты г. Норильска, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей, в указанный в запросе срок – до 15 марта 2017 г. умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных Федеральным законом от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в части предоставления запрошенных сведений, касающихся супругов и несовершеннолетних детей сотрудников Контрольно-счётной палаты г. Норильска, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, отказав в их предоставлении в ответе от 14 марта 2017 г.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст. - РФ Бурухин Н.Н., последний просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на

отсутствие у работодателя - Контрольно-счётной палаты законных оснований требовать от муниципальных служащих предоставления ему персональных данных членов их семей, таких как ИНН, СНИЛС, сведений о ранее выданных паспортах, которыми работодатель не обладает, при том, что запрос содержит требование о предоставлении персональных данных в объёме согласно приложению к запросу и не подразумевает предоставления имеющихся у работодателя персональных данных либо «при их наличии», избыточность истребования указанных данных у муниципальных служащих по отношению к целям их обработки, что приведёт к нарушению статьи Федерального закона «О персональных данных»;

отсутствие у прокуратуры города Норильск законных оснований проводить проверку соблюдения муниципальными служащими требований федерального законодательства о противодействии коррупции в части предоставления полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за 2016 год и запрашивать персональные данные муниципальных служащих в связи с тем, что полномочиями по проведению такой проверки согласно ч.7 ст. Федерального закона «О противодействии коррупции» наделена Контрольно-счётная палата города Норильска, запрос был направлен до истечения 30 апреля 2017 г. срока предоставления муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за 2016 год при отсутствии оснований для проведения проверки в отношении муниципальных служащих в случае их увольнения, отсутствовали законные основания для предоставления указанных в запросе сведений в отношении муниципальных служащих, младшей группы должностей, в частности предусмотренных структурой Контрольно-счётной палаты должности специалиста первой категории, на которых в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 7 июля 2009 г. не распространяется требование предоставлять такие сведения,

неуказание в запросе, в отношении каких муниципальных служащих и в отношении какой организации проводится проверка;

отсутствие сведений о поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, невынесение решения о проведении такой проверки.

В судебное заседание Бурухин Н.Н. и прокурор г. Норильска, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований к отмене постановления по делу об административном правонарушении не нахожу.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (пункт 1 статьи Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В силу пункта 2.1 статьи 4 указанного закона, пункта 7.1 части 2 статьи Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» органы прокуратуры вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в частности в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, доступ к необходимой им для реализации этих полномочий информации, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не устанавливается абсолютный запрет на доступ к персональным данным.

По общему правилу операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья Федерального закона «О персональных данных»).

Как следует из положений ст. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (п.2.1) и ст. Федерального закона «О персональных данных» (п.7.1 ч.2), органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать и иные сведения, относящиеся к персональным данным, в соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. №506), и регламентирующей единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора.

Согласно пункту 1.3 указанной Инструкции при осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий прокуроры вправе получать информацию о субъекте персональных данных, в том числе анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания; сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ); сведения о трудовой деятельности, занимаемой должности; сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учёбы членов семьи; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи; сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей); персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности, персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции); иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.

Таким образом, пределы реализации прокурором полномочий по надзору в сфере, на которую распространяется действие законодательства об охраняемой законом тайне (конфиденциальной информации), не ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления судьи, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. , Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях > Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении" target="_blank">30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Норильского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Контрольно-счётной палаты города Норильска Бурухина Николая Николаевича оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.

Копия верна.

Судья: Колпаков И.Ю.

Суд:

Красноярский краевой суд (Красноярский край)

Ответчики:

Бурухин Николай Николаевич (Председатель Контрольно-счетной палаты г. Норильска)

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Российские прокуроры получили дополнительные полномочия

Владимир Путин подписал закон, дающий органам прокуратуры практически неограниченный доступ к персональным данным граждан, в том числе к сведениям, составляющим врачебную тайну.

Документ был без особого шума и публичного обсуждения принят Госдумой 5 июля и спустя пять дней одобрен Советом Федерации.

Согласно внесенным поправкам в законы "О прокуратуре Российской Федерации", "О персональных данных" и "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" информация может предоставляться без согласия граждан или их полномочных представителей.

Российские СМИ в своих сообщениях сосредоточились почти исключительно на врачебной тайне, вероятно, из-за особой эмоциональной чувствительности этой сферы жизни. Между тем, судя по тексту закона, речь идет о неограниченном круге данных, а сведения медицинского характера - лишь частный случай.

Член Общественной палаты, адвокат Елена Лукьянова находит новый закон в его нынешнем виде противоречащим конституции.

"Согласно букве и духу Основного закона, права и свободы человека, в том числе право на частную жизнь и конфиденциальность персональных данных, могут ограничиваться только судом. Наделение такими полномочиями кого-либо еще неконституционно. Проблема в том, что у нас вообще достаточно плохо соблюдается конституция", - заявила юрист Русской службе Би-би-си.

Противоположные оценки

"Этого [судебной санкции] было вполне достаточно для того, чтобы тот или иной врач дал информацию о том или ином больном. Других оснований для того, чтобы раскрывать врачебную тайну, не должно быть", - заявила радиостанции "Коммерсант FM" главный врач московской клиники "Профессиональная медицина" Эркена Иманбаева.

"Если кто-то из прокурорских или полицейских работников решит проверить лечебную карточку больного или залезть в историю болезни просто из-за того, что ему любопытно, я считаю это вторжением в частную жизнь и абсолютно недопустимым", - добавила она.

Такие вещи могут решаться только судом Елена Лукьянова,
адвокат, член Общественной палаты РФ

Управляющий партнер адвокатского бюро "Корельский и партнеры" Андрей Корельский, напротив, полагает, что новый закон защищает пациентов, облегчая расследование злоупотреблений со стороны медиков и врачебных ошибок.

"Очень часто медицинские учреждения, когда возникают различные вопросы, связанные с ответственностью за совершение тех или иных манипуляций со здоровьем граждан, пытаются ссылаться на врачебную тайну и не предоставлять информацию, всячески противодействуя правоохранительным органам при раскрытии преступлений", - говорит он.

Безразмерные полномочия

В новом законе определен круг органов, уполномоченных запрашивать персональные данные: суды при рассмотрении дел; органы следствия и дознания в ходе расследования; прокуратура в порядке надзора; подразделения Федеральной службы исполнения наказаний в отношении осужденных и условно освобожденных.

Российские прокуроры наделены огромными правами. В отличие от коллег в подавляющем большинстве стран, они не только борются с преступностью, но и осуществляют в инициативном порядке так называемый общий надзор практически над всем, включая, например, соблюдение правил техники безопасности на производстве или качество пищевых продуктов.

Получается, что закон наделяет прокуратуру неограниченным правом получать персональные данные без всякого формального повода. Не нужно ни факта преступления, ни возбуждения уголовного дела. Захотели - и истребовали.

"Такие вещи могут решаться только судом", - настаивает Елена Лукьянова.

Впрочем, по мнению юриста, в России и судебная власть не может рассматриваться в качестве надежного гаранта прав граждан.

"Постепенное сужение контрольных функций прокуратуры за последние 20 лет, особенно после отделения от нее Следственного комитета, в ряде случаев дает отрицательный эффект, оборачиваясь вынесением неправосудных приговоров и увеличением числа заказных дел. Ситуация сложная и неоднозначная, специфическая для нашей страны", - говорит она.

Мировая практика

Законы США не только позволяют, но и предписывают медикам по собственной инициативе разглашать врачебную тайну, если есть основания полагать, что человек может совершить самоубийство или нанести вред другим людям, а также в целях предотвращения жестокого обращения пациента с детьми, инвалидами и престарелыми гражданами.

В Британии врач может предоставить правоохранительным органам соответствующую информацию, если она "затрагивает общественные интересы".

В Японии врачебная тайна в ряде случаев не распространяется на государственных служащих.

Во Франции ее раскрытие без санкции суда запрещено безусловно и карается годом тюрьмы или 15 тысячами евро штрафа.

Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).

Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Установленные федеральным законодательством общие ограничения на доступ к персональным данным многим государственным органам мешают выполнять порученные им обязанности, поэтому они стремятся внести в специальное законодательство, регламентирующее их деятельность, положения, позволяющее им не исполнять некоторые требования закона «О персональных данных».

Очередные изменения коснулись прав прокуратуры. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных» статья 4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» дополнена пунктом, расширяющим возможности прокуратуры получать информацию ограниченного доступа, и в том числе обрабатывать персональные данные:

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации , доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных .

В законе «О персональных данных» уточнено, что прокуратура имеет право обрабатывать специальные категории персональных данных:
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

Статья 10. Специальные категории персональных данных

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора ;

Внесены изменения и в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Теперь сведения, составляющих врачебную тайну, будут предоставляться органам прокуратуры без согласия гражданина или его законного представителя:
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора , по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

Мой комментарий: Думаю, что это не последние изменения в законодательстве о персональных данных. Интересно, какой из государственных органов станет следующим? :)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.11.2013 № 506

Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных», руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (далее - Инструкция).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур организовать изучение Инструкции прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими органов прокуратуры Российской Федерации.

3. Обеспечить обработку и защиту персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Инструкции.

4. Работу по обработке персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, подчинить решению задач обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник юстиции

Ю.Я.Чайка

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 22.11.2013 №506

Инструкция о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», федеральными законами от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок обработки персональных данных.

1.2. Инструкция регламентирует единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора, реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также другими законодательными актами Российской Федерации, содержание обрабатываемых персональных данных, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения обработанных персональных данных при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.

1.3. Персональными данными в настоящей Инструкции признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), получаемая в связи с осуществлением прокурорского надзора, реализацией прокурорами иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий прокуроры вправе получать следующую информацию о субъекте персональных данных:

1) анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания;

2) сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

3) сведения об образовании, квалификации и о наличии специальных знаний или специальной подготовки;

4) сведения о трудовой деятельности, опыте работы, занимаемой должности, трудовом стаже, повышении квалификации и переподготовке;

5) сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учебы членов семьи;

6) сведения о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах;

7) сведения об отношении к воинской обязанности;

8) сведения о доходах, расходах, налоговых обязательствах и иных обязательствах имущественного характера;

9) сведения об идентификационном номере налогоплательщика;

10) сведения о социальных льготах и о социальном статусе;

11) сведения о судимости, о привлечении к уголовной, административной или иного вида ответственности;

12) сведения об имуществе (недвижимости, транспортных средствах и др.);

13) сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи;

14) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей);

15) персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности;

16) персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции);

17) иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.

1.4. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.5. Вопросы обеспечения безопасности персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, в настоящей Инструкции не рассматриваются и регулируются законодательством о государственной тайне.

1.6. Порядок обращения в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации со служебной информацией ограниченного доступа регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.04.2011 № 111.

2. Порядок обработки персональных данных

2.1. Получение персональных данных осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также организационно - распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

2.2. Запросы о представлении персональных данных вправе подписывать Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители.

Персональные данные могут быть получены прокурорами непосредственно при реализации полномочий, предоставленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Основанием для запроса персональных данных является проведение проверки в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, а также реализация плановых и иных проверочных мероприятий.

2.4. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе и ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

3. Рассмотрение запросов субъектов персональных данных или их представителей

3.1. Субъекты персональных данных имеют право на получение информации, касающейся обработки их персональных данных, в том числе содержащей сведения:

1) о подтверждении факта обработки персональных данных в органах прокуратуры;

2) о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;

3) о применяемых в органах прокуратуры способах обработки персональных данных;

4) о наименовании и месте нахождения прокуратуры, о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании федерального закона;

5) об обрабатываемых персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, об источнике их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) о сроках обработки персональных данных, в том числе сроках их хранения в органе прокуратуры;

7) о порядке осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных;

8) об осуществленной или предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) о наименовании организации или лице (фамилия, имя, отчество и адрес), осуществляющем обработку персональных данных по поручению органа прокуратуры, если обработка поручена или будет поручена такой организации или лицу;

10) иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

3.2. Субъекты персональных данных вправе требовать от органа прокуратуры уточнения их персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

3.3. Сведения, указанные в подпунктах 1-10 пункта 3.1 настоящей Инструкции, должны быть представлены субъекту персональных данных в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

3.4. Сведения, указанные в подпунктах 1-10 пункта 3.1 настоящей Инструкции, представляются субъекту персональных данных или его представителю уполномоченным должностным лицом органа прокуратуры, осуществляющего обработку соответствующих персональных данных при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать:

номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

сведения, подтверждающие факт обработки персональных данных в органе прокуратуры, подпись субъекта персональных данных или его представителя.

3.5. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.6. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц.

4. Организация работы по обеспечению безопасности персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации

4.1. Прокурорские работники и государственные гражданские служащие органов прокуратуры, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4.2. В случае достижения целей обработки персональных данных прокурорские работники и государственные гражданские служащие органов прокуратуры обязаны передать материалы, содержащие персональные данные, в службу делопроизводства в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450.

4.3. Прокурорские работники и государственные гражданские служащие органов прокуратуры при обработке персональных данных обязаны принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, представления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

4.4. Структурным подразделением прокуратуры, ответственным за документооборот и архивирование, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, осуществляются систематический контроль и выделение документов, содержащих персональные данные, с истекшими сроками хранения, подлежащих уничтожению, и последующее их уничтожение.

5. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора

5.1. Лица, ответственные в органах прокуратуры за организацию обработки персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, назначаются отдельным приказом из числа прокурорских работников и государственных гражданских служащих в соответствии с распределением обязанностей.

5.2. Ответственные за обработку персональных данных в своей работе руководствуются законодательством Российской Федерации в области персональных данных и настоящей Инструкцией.

5.3. Ответственные за обработку персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, обязаны:

1) осуществлять внутренний контроль за соблюдением прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими органов прокуратуры требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных;

2) доводить до сведения прокурорских работников и государственных гражданских служащих органов прокуратуры положения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных;

3) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей, а также осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов в органах прокуратуры;

4) в случае нарушения в органах прокуратуры требований к защите персональных данных принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав субъектов персональных данных.

5.4. Ответственный за обработку персональных данных вправе иметь доступ к информации, касающейся обработки персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора в органах прокуратуры, включающей:

1) цели обработки персональных данных;

4) правовые основания обработки персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых в органах прокуратуры способов обработки персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора;

6) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона «О персональных данных», в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

7) дату начала обработки персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора;

8) срок или условия прекращения обработки персональных данных;

9) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

10) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

Он также имеет право привлекать к реализации мер, направленных на обеспечение безопасности персональных данных, обрабатываемых в органах прокуратуры, иных прокурорских работников и государственных гражданских служащих органов прокуратуры с возложением на них соответствующих обязанностей и закреплением ответственности.

5.5. Ответственный в органе прокуратуры за обработку персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него функций по организации обработки указанных персональных данных в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.