Последние статьи
Домой / Новостройка / Народный комиссар иностранных дел 1939. Наркомат иностранных дел

Народный комиссар иностранных дел 1939. Наркомат иностранных дел

В марте 1917 г. Временное правительство приняло Постановление об изменении действующего "Учреждения МИД". Были созданы Экономический и Правовой департаменты, Шифровальная часть МИД.

После октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким. Работать с советской властью согласилась лишь незначительная часть сотрудников министерства, из загранаппарата - временный поверенный в делах в Испании Ю.Я.Соловьев и секретарь миссии в Португалии Р.Р.Унгерн-Штернберг.

В течение ноября была проведена реорганизация НКИД. К концу января 1918 г. общее число сотрудников комиссариата достигло 200 человек. В их числе оказались ставшие впоследствии видными дипломатами В.В.Воровский, Л.М.Карахан, М.М.Литвинов, Я.З.Суриц и другие. В мае 1918 г. наркомом по иностранным делам стал выдающийся государственный деятель и дипломат Г.В.Чичерин . В июне 1918 г. было утверждено Положение о работе НКИД РСФСР, определившее структурный состав ведомства и порядок организации представительств за границей. Обобщенный опыт работы НКИД лег в основу принятого в июне 1921 г. Положения о НКИД РСФСР. В связи с образованием СССР НКИД РСФСР был реорганизован в Народный комиссариат по иностранным делам СССР. В 1923 г. было одобрено "Положение о НКИД СССР", которое формально просуществовало до 1995 г. Восстанавливалась Коллегия как руководящий орган наркомата.

В течение 20-х годов НКИД провел огромную работу по выводу Советской России из политической изоляции , восстановлению ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений. Россия участвовал в Генуэзской и Лозаннской конференциях, заключила Рапалльский договор с Германией. В 1924 г. началась "полоса признания" СССР, когда были установлены дипотношения с Великобританией, Францией, Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Японией, Китаем и Мексикой. Развивались отношения со странами Востока. В 1921-1927 гг. были заключены договоры с Афганистаном, Турцией, Ираном, установлены отношения с Хиджазом (Аравия).

К началу 1924 г. дипотношения существовали с 10 государствами, а в 1925 г. – уже с 22.

В 1925 г. в соответствии с изменившимися условиями была предпринята реорганизация структуры НКИД, которая шла по пути увеличения числа территориальных подразделений и веса экономического отдела. Сложившаяся структура наркомата сохранялась до 1934 г.

В 1930 г. наркомом иностранных дел стал М.М. Литвинов .

В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективной безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).

Использованы материалы сайта Историко-документального департамента МИД России

За последние три месяца в распоряжение Российского и Украинского Советских Правительств поступил ряд про­веренных сведений из самых разнообразных источников, бес­спорно свидетельствующих о подготовляющихся на террито­рии Румынии, Буковины и Бессарабии военных действиях против Советских Республик. Союзные Советские Прави­тельства считают необходимым настоящей нотой довести до сведения Румынского Правительства о целом ряде таких фактов.

Перехваченный советскими властями в начале мая пет­люровский агент, прибывший из Бессарабии, сообщил сле­дующее о своем пребывании в румынском военном штабе в Бендерах: «В конце апреля я перешел границу у деревни Ропполаи. Я пошел на румынский пост, и, так как я не умел объясняться по-румынски, меня направили к офицеру, гово­рившему по-русски, которому я сообщил о своей миссии к атаману Гуляй-Гуленко. С румынского поста под конвоем меня препроводили в Бендеры к «уполномоченному повстан­ческого штаба украинской народной республики», помещав­шемуся в румынском штабе. Здесь, у дверей украинского штаба, меня встретили два агента в штатском, которые снова передали меня румынским властям. В присутствии украинских офицеров я был подвергнут тщательному допросу. Доказав свою самоличность и представив соответствующие удостоверения, я приступил к выполнению своей миссии».

Из дальнейших показаний вышеупомянутого агента яв­ствует, что при румынском штабе в Бендерах находится по­встанческий украинский штаб, во главе которого стоит некий Цветаев и ряд других агентов, между прочим, некий Пшен­ник. Из документов, найденных у этого агента, а также из его показаний вытекает следующее: уполномоченный штаба украинских повстанцев при румынском штабе в Бендерах состоит под высшим руководством атамана Гуляй-Гуленко, главного военного уполномоченного «украинского народного правительства» при Румынском Правительстве, который подготовляет восстание в Одесской губернии, рассчитывая в первую очередь на немецких колонистов. Так как агенты Зиглерт и Баумгартен, служившие посредниками в сноше­ниях с этими колонистами, были признаны недостаточно опытными, то они были заменены другими для ускорения дела. Бендерский петлюровский штаб кроме подпольных организаций на Украине поддерживает еще связь с бандами, в частности с бандой Заболотного.

В числе других поручений, которые были даны этому пет­люровскому агенту, имеются также следующие: а) сообщить петлюровской подпольной организации в Одессе, а также по линии Одесса - Вапнярка, что из Румынии скоро должен прибыть на Украину сам Гуляй-Гуленко, штаб которого находится в Кишиневе; б) сообщить, что в Бендерах фор­мируется конный отряд в 400 человек под командой некоего Фролова, который должен получить недостающие ему 4 ору­дия из румынских военных складов и предполагает совер­шать операции в районе Одесской губернии; в) районом операций самого Гуляй-Гуленко намечаются Одесская, Николаевская и Таврическая губернии на север, вплоть до Вапнярки.

Петлюровский агент заканчивает свои показания сле­дующим сообщением; «Получив документы (которые дей­ствительно были найдены у него при обыске после ареста на территории Украины), я был под конвоем отправлен на румынский пост, который перевел меня через границу на Украину, высадив на берегу Днестра».

2. Добровольно перешедший на сторону Советского Пра­вительства атаман Мордалевич, начальник повстанческого района северо-западной Украины, наряду с другими доку­ментами, передал и полученную им накануне его перехода карту, посланную непосредственно из штаба Петлюры, ко­торая подтверждает данные арестованного петлюровского агента относительно района действий Гуляй-Гуленко. О влия­нии, которым пользуется Гуляй-Гуленко, бывший организатор погромов на Украине, у Румынского Правительства, сви­детельствует то обстоятельство, что петлюровским правитель­ством ему было поручено наблюдение за лагерями в Браилове, Фогараше и других местах, где находятся интерниро­ванные петлюровские солдаты, а также и то, что ему было разрешено при содействии генерала Дельвига вербовать от­туда добровольцев для создания отрядов, которые должны быть отправлены иа Украину. Именующий себя генералом атаман Гуляй-Гуленко рассылает, с согласия Румынского Правительства, паспорта украинцам, находящимся в Тур­ции, Чехословакии и Польше, для въезда в Румынию. Точно так же по его рекомендации румынские власти дают визу, получение которой обычно связано с непреодолимыми труд­ностями для украинцев, находящихся в Бессарабии, при их отъезде за границу.

Другим центром содействия петлюровскому штабу явля­ются Черновицы, где под руководством некоего подполков­ника Лугового ведется аналогичная вербовка среди украин­цев для военных действий на территории Украины, которому, между прочим, Румынским Правительством было дано 500000 лей для печатания и распространения петлюровской литературы. Кроме официального разрешения, данного Румынским Правительством для этой цели, Луговой пользуется еще правом производить регистрацию украинцев, находя­щихся в Черновицах и других районах Буковины, со взима­нием платы в пользу «украинской народной республики».

3. По сообщению перешедшего на сторону Советской власти атамана Лугача, бывшего помощника Заболотного, последний, чувствуя себя в опасности на Украине, вслед­ствие преследования Красной Армией, в июне бежал в Ру­мынию; одновременно с этим на территорию Украины при содействии румынских властей была переведена банда Со­коловского, составленная из украинцев, находящихся в Ру­мынии на воле или в лагерях.

4. Перешедшая 20 июля украинскую границу группа перебежчиков из так называемой Запорожской бригады пет­люровской армии во главе с Евстафием Пукапом показала, что еще в первых числах июля резервная Херсонская диви­зия была переброшена по железной дороге из лагеря Ланцута в район Окницы, в 20 верстах западнее Могилева-По­дольского, на территории Бессарабии, и что равным образом на линию Днестра против Каменец-Подольска, тоже на тер­ритории Бессарабии, была переброшена из Галиции Волын­ская дивизия и, наконец, в район Сорок, на той же терри­тории, переброшена Запорожская бригада.

Согласно показанию этих перебежчиков, петлюровская армия намерена начать военные действия против Советских Республик после сбора урожая. Петлюровские части, чтобы не вызвать подозрения населения, размещаются по Бессара­бии под видом рабочих дружин. Когда их военная подго­товка будет закончена, они, изображая себя якобы взбун­товавшимися солдатами, якобы самовольно перейдут на тер­риторию Украины. Это наступление должно иметь целью захват Каменец-Подольского и Могилевского уездов с тем, чтобы создать там оперативную базу для дальнейших дей­ствий с помощью Румынии с целью вызвать военные и хо­зяйственные осложнения для Советских Республик - Укра­ины и России. Румыния станет протестовать для вида, заяв­ляя, что это банды и что она ни к их организации и ни к их переходу на Украину совершенно непричастна. Из слов са­мих перебежчиков явствует, что петлюровские офицеры этих отрядов для поднятия настроения солдат говорят, что между Румынией и каким-то другим государством будто бы заклю­чен тайный договор для восстановления власти Петлюры на Украине.

5. Все приказы и воззвания Петлюры и Тютюника, распространяемые их агентами на территории Украины, постоянно содержат намеки на материальную и моральную поддержку, оказываемую им для восстановления их вла­сти.

6. Сдавшийся бывший петлюровский полковник, прибыв­ший из Румынии, сообщил украинским советским властям сведения о состоявшейся недавно поездке председателя так называемой «украинской рады в Тарнове», Фещенко-Чеповского, с целью заключения окончательного соглашения с Ру­мынией для устранения затруднений, которые были вызваны раньше Румынским Правительством при переброске петлю­ровских частей из Польши.

Об удачном исходе этой миссии свидетельствует прибы­тие петлюровских частей в указанные выше местности Бес­сарабии. В Бухаресте Фещенко-Чеповскому были оказаны большие почести. Ему было передано от имени Румынского Правительства специальное приветствие Петлюре с прибав­лением, что в скором времени Петлюра «будет единственным хозяином Украины». Кроме захвата территории банды, орга­низуемые в Бессарабии, преследуют еще и другую задачу - сорвать сбор продналога и помешать Украинской Советской власти организовать помощь украинским крестьянам голо­дающих уездов и губерний юго-восточной Украины.

7. По точным сведениям, которые у нас имеются, Ру­мынское Правительство отправило в Константинополь спе­циальную комиссию для вербовки там белогвардейских офи­церов и солдат под предлогом якобы репатриации уроженцев Бессарабии.

В этой комиссии участвуют также представители Гуляй-Гуленко.

8. Румынское Правительство поддерживает официальные связи с представителем «украинской народной республи­ки»- Мациевичем, находящимся в Бухаресте и пользую­щимся правами дипломатического представителя.

9. Румынское Правительство употребляет свое диплома­тическое влияние на правительства, которые в той или иной степени находятся в фактической зависимости от Румынии, чтобы парализовать усилия Советского Правительства к установлению добрососедских отношений с этими государ­ствами. На основании неопровергнутого Румынским Прави­тельством официозного сообщения болгарского правитель­ства Румынское Правительство внушило болгарскому, что оно будет считать актом, враждебным Румынии, даже по­сылку делегатов для обмена болгарских гражданских и во­еннопленных, находящихся на территории России и Укра­ины, на русских военнопленных, находящихся на территории Болгарии. Таким образом, в нарушение не только поста­новлений международной конвенции Красного Креста и даже Версальского договора, но и элементарных правил человеч­ности волей Румынского Правительства продолжают то­миться в изгнании десятки тысяч неповинных рабочих и кре­стьян.

Сообщая все вышеприведенные факты, союзные Советские Правительства пользуются этим случаем, чтобы подтвердить еще раз линию политического поведения, которой они неук­лонно придерживались до сих пор по отношению к Румынии и которая сводится и будет сводиться впредь не только к налаживанию добрососедских отношений с Румынией, но и к полному восстановлению с ней нормальных дипломатических и экономических сношений путем улаживания мирными пере­говорами всех существующих и могущих возникнуть между обеими сторонами разногласий.

Российское и Украинское Советские Правительства всегда давали категорические приказы, в точности исполнявшиеся красными войсками, о недопущении вблизи Днестра всяких действий, которые могли бы быть истолкованы как агрессив­ные действия против Румынии. В то же самое время до сведения Румынского Правительства доводилось о всех ин­цидентах, которые бы ухудшали отношения между союзными Советскими Правительствами и Румынией, для принятия со­ответственных мер со стороны Румынии.

Твердо следуя и теперь этой политической линии и счи­тая, что усилия по созданию нормальных отношений между Румынией, с одной стороны, и Россией и Украиной - с дру­гой, отвечают истинным интересам украинского, русского и румынского народов и жажде мира, проявляемым трудящи­мися массами, союзные Советские Правительства рассчи­тывают па принятие со стороны Румынского Правительства срочных мер к устранению всех причин, грозящих аннули­ровать усилия, которые делаются обеими сторонами для ско­рейшего восстановления нормальных отношений между ними. По мнению союзных Советских Правительств, такими ме­рами должны быть - прекращение всякой моральной и ма­териальной поддержки петлюровских и контрреволюционных организаций и высылка с территории Румынии, Буковины и Бессарабии их руководителей, расформирование созданных ими отрядов и прекращение дипломатических отношений с так называемым правительством «украинской народной рес­публики», лишенным всякой территории и всякой власти на Украине.

В своем желании оказать содействие румынским властям в уничтожении банд, организуемых на территории Бессара­бии и Румынии с целью агрессивных действий против Совет­ских Республик, союзные Советские Правительства, исходя из требований военной необходимости и безопасности Советских Республик, считают необходимым при преследовании этих банд, в случае если они будут переходить на территорию, занятую румынскими властями, преследовать и на этой по­следней территории, уведомляя об этом своевременно ру­мынские власти для того, чтобы эти действия украинских и русских красных войск не были истолкованы как действия, направленные, в какой бы то ни было степени, против ру­мынского народа и Румынского Правительства.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

8 ноября (26.10 по юлианскому календарю) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов создал Совет Народных Комиссаров, в который входил Народный Комиссариат Иностранных дел (НКИД), наркомом по предложению Ленина был назначен Лев Давыдович Троцкий. 16

11 ноября (29.10 по юлианскому календарю) Приказ Троцкого: «Чиновники МИД, которые не приступят к работе до утра 1 ноября, будут уволены без права на пенсию».

5 декабря (22.11. по юлианскому календарю) Служащим зарубежных миссий и консульств Российской Республики предложено по телеграфу ответить, согласны ли они проводить внешнюю политику советского правительства. Только поверенный в делах в Португалии и временный поверенный в делах в Испании ответили согласием.

8 декабря (26.11. по юлианскому календарю) Уволены 28 глав российских миссий. Большинство сотрудников старого МИД уволилось по собственному желанию, аппарат НКИД в начале декабря насчитывал всего 30 чел.

Средства на счетах российских посольств за рубежом были арестованы тамошними властями вплоть до прояснения обстановки в России. Исключение составляло посольство в США, средства которого при известии о взятии власти большевиками посол Б.А. Бахметьев перевел на свой собственный счет. До установления дипломатических отношений между СССР и странами пребывания посольств здания российских миссий за рубежом продолжали занимать дипломаты, назначенные Временным правительством. По инициативе Троцкого секретные договоры со странами Антанты были опубликованы.

1918, 13 марта Троцкий покинул пост, не желая подписывать Брестский мир. После отставки Троцкого временным заместителем наркома был назначен Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936), нарком с 30 мая. В августе 1918 г. дипкорпус перебрался в Архангельск, где высадились войска Антанты. Все иностранные дипломаты покинули территорию России в 1919 г. По окончании гражданской войны НКИД добился признания Советского Союза ведущими европейскими государствами. Установление дипломатических отношений означало подчинение Советской России нормам международного права. Исключение: отсутствие у советских дипломатов традиционных рангов. До 1941 г. главы всех советских дип. миссий за рубежом независимо от важности назывались полномочными представителями (полпредами), а посольства – полномочными представительствами (полпредствами).

1922-1990 гг. любые серьезные вопросы внешней политики решались в Политбюро ЦК партии.

1923 Представительства союзных республик БССР и УССР за границей прекратили свою деятельность. Отныне НКИД имел монополию внешних сношений.

1933, 16 ноября Установлены дипломатические отношения с США. Посол США Уильям Буллит – первый иностранный дипломат, принятый при советской власти в Кремле.

1937-1938 гг. Бóльшая часть сов. дипломатов погибла в эпоху массовых репрессий. Некоторые из страха стали невозвращенцами. Чудом уцелевший Литвинов в 1941-43 гг. был послом в США, на пенсии с 1946 г. При Чичерине и Литвинове посол мог спорить с наркомом, в случае несогласия обращаться в ЦК. В дальнейшем эта практика прекратилась.

1939, 3 мая НКИД возглавил по совместительству председатель СНК Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986). С 4 мая 1941 СНК возглавил Сталин, Молотов назначен «заместителем Председателя СНК СССР и руководителем внешней политики СССР, с оставлением его на посту Народного комиссара по иностранным делам». Установлены дипломатические ранги для глав дип. представительств СССР за рубежом.

1941, 22 июня В первый день войны с Германией нарком иностранных дел обратился к советскому народу с воззванием: «Наше дело правое. Мы победим».

1941, 16 октября – 1943, август Аппарат НКИД и дипкорпус эвакуированы в Куйбышев (Самару) – «запасную столицу». В Москве остался Молотов с секретариатом и группой дипломатов.

1943, 23 мая СНК установил парадную и повседневную (зимнюю и летнюю) форменную одежду для дипломатов. Повседневную форму отменили в 1954, парадная существовала до 1991 г. Она была скроена по образцу офицерской, послам полагались кортики (по легенде, предложены лично Сталиным). Использование формы приостановили в 1991 г.

1944, февраль Поправки к Конституции. Республики СССР получили право вступать в отношения с другими государствами, в союзных республиках (в том числе в РСФСР) образованы собственные наркоматы иностранных дел.

Новая социалистическая внешняя политика требовала и создания новой дипломатической системы. Организация нового специального органа была неотложным делом, поскольку предстояли важнейшие переговоры с Германией и ее союзниками. Новая власть начала свою деятельность с ликвидации старых министерств и создания новых органов государственной власти – народных комиссариатов.

Народный комиссариат по иностранным делам был образован в соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 26 октября 1917 г. В Конституции РСФСР 1918 г. в статье 43 Народный комиссариат по иностранным делам был назван первым среди перечисленных в ней 18 народных комиссариатов, что говорит о крайне важности его учреждения. 1 Подчеркивая это, управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич отмечал: «Первый комиссариат, который мы… организовали, был комиссариатом по иностранным делам, на что нас толкала сама жизнь». Первым наркомом был назначен Лев Троцкий. На самом деле, он меньше всего подходил для дипломатической работы, но для пропаганды идей революции трудно было найти более подходящую кандидатуру. 2

На ноябрь 1917 года НКИД состоял из народного комиссара и двух его уполномоченных, Отдела военнопленных, Правового отдела, Шифровального отдела, Отдела печати, Отдела виз, Отдела личного состава, Секретариата наркома, Восточного отдела, Западного отдела, Хозяйственного отдела и Регистратуры. Также в его состав входили: Комиссия по Румынским делам, Межведомственная комиссия по исполнению мирного договора, Академия, архивы. Для ведения внешней торговли также был организован соответствующий отдел. В НКИД сначала насчитывалось 30 сотрудников, с 26 декабря 1917 года – 126 сотрудников, к февралю 1918 года – почти 200 человек.

В целях прекращения и дальнейшего недопущения контрреволюционной деятельности осенью 1917 года НКИД предложил всем сотрудникам посольств и консульств незамедлительно сообщить, будут ли они проводить политику Советского правительства. На случай отказа правительство планировало передать их полномочия служащим ниже по рангу, оказавшимся более сговорчивыми. Было очевидно, что представители прежнего правительства не подчинятся НКИД. В связи с этим 26 ноября 1917 года был отдан приказ об увольнении 28 сотрудников посольств. В это время работать в наркомате было практически некому. Однако новый внешнеполитический орган был крайне важен, и позволить ему угаснуть на первых этапах развития было невозможно. В связи с этим на ответственные посты массово назначались активные люди с организаторскими способностями, которые заслужили доверие руководства партии. Только через несколько лет в Наркоминделе были преимущественно высококвалифицированные работники.

Народный комиссариат составляли члены партии большевиков, активно участвовавших в международном рабочем движении и, как правило, обладавших немалым политическим опытом. Некоторые из них провели долгие годы в эмиграции и успели изучить обстановку в различных странах, изучить несколько языков. Такие люди были особенно полезны в комиссариате.

Первоначально основной деятельностью НКИД признавалась не чисто дипломатическая работа, а в большей степени информационная деятельность, которую нужно было проводить за границей. Однако действительность заставляла заботиться не только информационной (пропагандистской) деятельностью, но и думать об установлении дипломатических контактов с другими странами, без чего было невозможно вывести Россию из дипломатической изоляции, в которой она оказалась после октября 1917 года. 3

К числу первоначальных задач НКИД относились:

    установление внешних отношений Советского государства

    подготовка и проведение мирных переговоров с целью выхода из войны

    обеспечение осуществления внешнеторговых сделок

    информирование мировой общественности о политическом курсе нового правительства

    способствование переводов средств через Красный Крест для содержания российских воен­нопленных и решение вопросов об их дальнейшей судьбе

Уже в первые дни Советской власти перед большевиками встал вопрос об организации советских представительств за рубежом. Это объяснялось тем, что многие прежние дипломаты и послы включились в борьбу против Советской власти.

Осенью 1917 года представителем РСФСР в Дании, Швеции и Норвегии стал В.В. Воровский. Полномочным представителем Советской России в Англии стал М.М. Литвинов. Л.Б. Красин стал выполнять важные дипломатические задачи, его помощником стал И.И. Майский. Проблема состояла в том, что капиталистические государства отказывались воспринимать Советское правительство, а, соответственно, и его дипломатов и послов.

18 октября был издан декрет СНК об учреждении советских консульств за рубежом. 30 июня 1918 года было утверждено « Положение о работе НКИД», в котором определялось его внутреннее устройство и функции зарубежных представительств.

Позднеев структура наркомата произошли некоторые изменения: была создана отдельная канцелярия заместителя наркома, в Отдел личного хозяйства было включено отделение денежных переводов и ссуд, Западный отдел был переименован в Отдел Запада с отделением Срединной Европы. Были созданы стол дипломатических курьеров и общая регистратура.

В январе 1918 года заместителем народного комиссара по иностранным делам стал Г.В. Чичерин. Фактически, он им уже был, т.к. Троций все время пребывал в Брест-Литовске на переговорах. А после их срыва и нарушения распоряжений Центрального Комитета партии в марте 1918 года Троцкий был снят с должности. 30 марта Чичерин официально занял его место. К этому времени его уже характеризовало высшее руководство партии как прекрасного работника.

В связи с необходимостью налаживать внешние контакты стала возрастать потребность в профессионально подготовленных дипломатических кадров для нового государства. Осенью 1920 года по инициативе НКИД были сформированы и начали свою первую работу первые краткосрочные курсы подготовки работников дипломатической сферы. На первую сессию записалось 30 слушателей, но завершили ее только 17. Однако, выдающихся деятелей в сфере международных отношений подготовить не удалось. В январе 1921 года прошли новые полугодовые курсы, которые уже имели определенную пользу и внесли вклад в дело подготовки кадров дипломатических и внешнеторговых работников Советской России.

Важным критерием отбора в штат НКИД являлась принадлежность к коммунистической партии. Этот принцип признавался особо значимым. Ленин, объясняя причины безупречного состава служащих Наркоминдела, говорил, что «там, во-первых, не могли остаться в сколько-нибудь заметной доле дипломаты старой марки», во-вторых «Наркоминдел работает под непосредст­венным руководством нашего ЦК» 4

Принципы классовости и партийности сохранялись в НКИД и в дальнейшем, вплоть до распада СССР и не только в комиссариате по иностранным делам. Сложился порядок, при котором назначение на руководящую должность комиссариата невозможно было назначить человека без одобрения Секретариата ЦК и его детальной проверки Секретариатом. Вся дипломатическая служба оказалась фактически под руководством и контролем высших партийных органов.

Советскую Россию на международной арене достойно представляли Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, А.М. Колонтай, И.М. Майский, А.А. Громыко, Я.А. Малик, В.М. Молотов и многие другие дипломаты.

Прочный фундамент, заложенный в основу создания НКИД и его деятельности, меры по его дальнейшему совершенствованию, хорошая подготовка дипломатических кадров способствовали тому, что с течением времени комиссариат превратился в хорошо организованное министерство. Это министерство было способно обеспечить для Советского государства надежную защиту, внешнеполитическую позицию, налаженные контакты с другими государствами, а так же активное участие в решении всех важных международных проблем.

    Подписание Брестского мира

За всю историю отношений между Россией и Германией, они носили самый разный характер - варьировались от тесного сотрудничества до непримиримой вражды. Еще в середине 18 века, когда Пруссия стала влиятельной фигурой в Европе, сформировались 2 совершенно разных подхода к отношению с Россией. Сторонники первого подхода рассматривали Россию как своего естественного союзника, сторонники другого подхода стремились к созданию Великой Германии и враждебное отношение к России были частью реализации такого подхода. В высших политических кругах Германии были сторонники обоих подходов. В годы Первой мировой войны преобладали сторонники Великой Германии и отражением их действий стал Брестский мир, цель которого заключалась в том, чтобы ослабить Россию и убрать ее из центра международной арены. 5

В 1916-1917 годах в России происходили важные события. Она была наиболее слабым звеном Антанты в экономическом, политическом и военном отношениях. Постоянные поражения на фронте, резкое ухудшение экономического положения в стране приводили к росту недовольства правящей верхушкой.

Обстановка в Германии делала перспективы победы в стране очень проблематичными. Из-за нехватки ресурсов нередки были демонстрации и забастовки народных масс. Победа в России большевиков оживила надежду Германии на победоносное окончание войны, т.к. к власти пришли те люди, которые выступали за поражение «собственного правительства» в мировой войне. Германское правительство оказывало большевикам финансовую поддержку и, возглавив Россию, большевики предложили всем воюющим странам заключить немедленное мирное соглашение, вольно или невольно подыгрывая немцам. На это предложение отозвались Германия и ее союзники (Австро-Венгрия, Турция, Болгария). 6

Предпосылки подписания Брестского мира в России:

    Нарастание антивоенных движений в тылу и на фронтах.

    Материальные недостатки в вооружении, снабжении, военной технике, продовольствии, топливе и т.д.

    Глубокие противоречия между царской монархией с одной стороны и либеральной буржуазии и революционно-демократического лагеря с другой стороны.

    Революционное состояние.

9 декабря в офицерском собрании в Брест-Литовске начались переговоры о мире. Германскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Рихард фон Кюльман, австро-венгерскую - министр иностранных дел, графОттокар Чернин. Во главе делегации Советской России стоял А.А.Иоффе. С первых минут переговоров стало ясно, что представители стран-союзниц Германии почти не имеют влияния, Германия фактически вела переговоры от их имени. 7

Исходя из принципов, изложенных в Декрете о мире, российская делегация выдвинула программу мирных переговоров, состоящую из шести следующих пунктов.

"1) Не допускаются никакие насильственные присоединения захваченных во время войны территорий. Войска, оккупирующие эти территории, выводятся оттуда в кратчайший срок.

2) Восстанавливается во всей полноте политическая самостоятельность тех народов, которые во время настоящей войны были этой самостоятельности лишены.

3) Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, гарантируется возможность свободно решать вопрос о своей принадлежности к тому или иному государству или о своей государственной самостоятельности путем референдума...

4) По отношению к территориям, сообитаемым несколькими национальностями, право меньшинства ограждается специальными законами, обеспечивающими ему культурно-национальную самостоятельность и, при наличности фактической к тому возможности, - административную автономию.

5) Ни одна из воюющих стран не обязана платить другим странам так называемых “военных издержек”...

6) Колониальные вопросы решаются при соблюдении принципов, изложенных в пунктах 1, 2, 3 и 4". 8

После того, как Россия предъявила свою программу, Германия объявила перерыв, который затянулся на три дня. 25 декабря в день возобновления договоров Кюльман объявил, что основные пункты русской декларации могут быть положены в основу мира. Однако «предложения русской делегации могли бы быть осуществлены лишь в том случае, если бы все причастные к войне державы, без исключения и без оговорок, в определенный срок, обязались точнейшим образом соблюдать общие для всех народов условия». Кроме того, Германия была полностью не согласна с пунктом 6 о колониях, заявив о «дружбе и преданности» с покоренными народами. 9

Во время следующего перерыва было решено обсудить каждый пункт будущего договора, а так же дать возможность странам Антанты присоединиться к нему. Иоффе торжествовал, что советские условия были приняты странами Четверного союза. Однако советские делегаты не осознали истинное значение фразы «без аннексий и контрибуций» для Германии. Это вовсе не означало готовность вернуть Польшу, Курляндию и Литву России. Политические и стратегические интересы Германии делали эту идею практически невозможной. Ситуация становилась напряженной, т.к. советские делегаты обсуждали радостное событие не только между собой, но и с делегатами других стран. В результате германский генерал и дипломат Гофман прямо заявил Иоффе о неправильном истолковании будущего мира, что привело к временному срыву переговоров и возвращению Иоффе в Петроград. 10

Однако переговоры были восстановлены. Советскими дипломатами было предложено проведение плебисцита в Литве, Польше и Курляндии, в котором народам будет предоставлено право на самоопределение.

От стран Антанты не приходилось ждать согласия о переговорах. МИД Франции С. Пишон заявил, что «Россия может стремиться заключить сепаратный мир с нашими врагами или нет, - это ее дело. В любом случае, война будет продолжена».

Дальнейшей тактикой переговоров со стороны Советской России была принята тактика их максимального затягивания. Для этой роли главой советской делегации назначили Л.Д. Троцкого. Первым делом он попытался перенести переговоры из Брест-Литовска в Стокгольм, однако в ответ получил решительный отказ и угроза срыва. Днем позже была получена телеграмма: страны Четверного союза отказывались от предыдущих обязательств в связи с нежеланием Антанты участвовать в переговорах.

Троцкий с начала нового этапа конференции дал понять, что он прибыл, чтобы заключить мир, а не завязать дружбу, и его поведение оставляло желать лучшего с точки зрения этики переговоров. В течение месяца Троцкий и Кюльман пытались решить вопрос по поводу самоопределения народов, его форм, принципов и средств реализации. Троцкий всегда выражал свои мысли прямо, нередко демонстрируя открытое презрение к оппоненту. К плюсам его тактики можно отнести стремление говорить о конкретных вещах, к минусам – он не был сведущ в дипломатических тонкостях, в отличие от Кюльмана.

Для ослабления позиций советской делегации и давления на нее были использованы претензии украинской Центральной Рады. 28 декабря, когда на повестке дня было обсуждение территориальных проблем, Центральные державы выдвинули в центр украинский вопрос. Советской делегации было необходимо сделать выбор:

    Признать независимым статус Украины недействительным, что способствовало бы дальнейшим сепаратным переговорам между Украиной и Германией и созданию антироссийского союза.

    Признать статус Украины и ее делегатов, в результате чего на переговорах ее бы представляли враждебные большевикам представители Центральной Рады.

Троцкий был вынужден признать независимость и суверенность Украины (иначе бы это противоречило предыдущим заявлениям о предоставлении народам права на самоопределение), представителей же признал Четверной союз. Украина официально стала полноправным участником переговоров. 11

30 декабря большевики сформулировали свои требования по спорным территориальным вопросам, а именно: дать возможность самоопределения Литве, Польше, Курляндии. На этот раз Центральные державы дали конкретный отказ и предъявили свои условия: «линия Гофмана» отрезала от территории бывшей Российской империи 150 кв. верст, а именно: бывшее Царство Польское, Литва, части Белоруссии, Украине, Эстонии и Латвии. 12 Советская Россия вновь попросила о перерыве.

Заседания возобновились 17 января. В Брест-Литовск прибыли представители правительства Украины из Харькова. Картина стала еще более запутанной. Украину представляли два правительства, и Центральные державы в зависимости от обстоятельств решали с кем иметь дело. Троцкий попытался оспорить представительство Центральной Рады, однако был встречен протестом. 27 января был подписан сепаратный мир между Центральной Радой Украины и Четверным союзом.

Безусловно, этот договор существенно ослабил позиции советской делегации. В тот же день Кюльманом был предъявлен ультиматум на основе «линии Гофмана», на что Троцкий ответил знаменитой фразой «ни мира, ни войны». Это означало, что Советская Россия больше не может вести переговоры, война объявляется прекращенной, а российские войска демобилизируются.

5 февраля 1918 года германские и австрийские войска начали очередное наступление, на что русские войска не смогли оказать сопротивление. В этих условиях Четверному союзу была отправлена телеграмма согласием о мире, однако, наступление продолжалось.

23 февраля был получен ультиматум от Германии, который предусматривал еще большие территориальные уступки.

Вновь делегации встретились 1 марта в Брест-Литовске. Во главе советской делегации был Г. Сокольников, который подписал мирный договор:

    Состояние войны признавалось прекращенным.

    Россия должна была признать независимость Украины во главе с Центральной Радой.

    Россия лишалась Царства Польского, Украины, Курляндии, Лифляндии, Великого княжества Финляндского.

    На Кавказе Россия лишалась Карсской и Батумской области.

    Россия должна была провести демобилизацию армии и флота.

    Россия лишалась Балтийского и Черноморского флота.

    Репарации России приравнивались 6 миллиардам марок, так же она должна была выплачивать убытки, понесенные Германией в ходе русской революции. 13

Брест-Литовский мир был неизбежен для России. Ее военный потенциал не соответствовал масштабам войны, и страна близилась к военной катастрофе. Уже в первые годы войны стало понятно, что русское войско для Антанты – «пушечное мясо». В связи с этим стремление большевиков заключить сепаратный мирный договор вполне объяснимо. В российской истории Брестский мир традиционно считается унизительным и позорным, хотя некоторые историки считают его подписание дипломатической хитростью. Германию одолевали внутренние беспорядки, и назревала революция. Существует мнение, что мир был хитростью ради победы, потому как после долгожданной революции в Берлине РСФСР аннулировал Брестский мир.

Года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

Народные комиссары иностранных дел


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наркомат иностранных дел" в других словарях:

    Народный Комиссариат обороны СССР высшее военное ведомство СССР в 1930 е 1940 е годы. В 1920 х 1930 х годах высший военный орган РСФСР/СССР носил название Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор). 20 июня 1934… … Википедия

    Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

    Центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 25 октября (7 ноября) 1917 года; ведало отношениями с иностранными государствами. История Учреждено указом Александра I 8 сентября 1802 года (манифест «Об… … Википедия

    - (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

    - (МИД Украины) … Википедия

    Министр иностранных дел Азербайджана (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской… … Википедия

    - (груз. საქართველოს საგარეო საქმეთა მინისტრი) глава внешнеполитического ведомства Грузии. Министр иностранных дел Грузии назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Грузии. Нынешний министр Григол Вашадзе. Содержание 1 Список… … Википедия

    - (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской Республики. Нынешний министр Эльмар… … Википедия

    Министерство внешней торговли основной орган государственной монополии внешней торговли СССР. Содержание 1 История 1.1 Декрет о национализации внешней торговли … Википедия

Книги

  • Москва-Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля, 1921–1941. В 3 томах. Том 1. 1921-1928 , . Сборник содержит документы из Архива Президента РФ по истории советско-американских отношений в межвоенный период. В научный оборот вводятся многие неизвестные материалы, освещающие вопросы…