Последние статьи
Домой / Покупка / Исправительные учреждения для детей. Воспитательная колония для несовершеннолетних: назначение, задачи, история, правила внутреннего распорядка, условия отбывания наказания

Исправительные учреждения для детей. Воспитательная колония для несовершеннолетних: назначение, задачи, история, правила внутреннего распорядка, условия отбывания наказания

Побывал в колонии для трудных подростков.
Вот, что он пишет:

Эхо Москвы Екб опубликовало твит о посещении трудными подростками воспитательной колонии. С учетом того, что из двух имеющихся в области колоний осталась одна Кировоградская (в которой в 2007-м произошел страшный бунт, унесший жизни как сотрудников так и пацанов), понятно что выезд был именно туда. Я не смог не оставить своих комментариев по этому поводу, так как именно Кировоградской воспитательной колонии оставил лет 8 своей жизни…

Естественно в профилактических целях подобные выезды практиковались и раньше, но именно раньше они и мели, на мой взгляд, профилактическое воздействие на пацанов… Сейчас все по другому. Приезжая в зону эти “трудные”, для которых зачастую пачка Доширака в день является большим счастьем, с учетом к примеру пьющей беспробудно матери и сидящего к примеру отца, а чаще отцов и матерей фактически нет они впадают в ступор от увиденного…

Нет, не от периметра с колючкой, хотя бесспорно это оказывает какое то психологическое воздействие на неокрепшую психику, не на “автоматчиков”, которых в принципе особо не видно… Ступор наступает от того, что они видят в каких условиях оказывается “можно жить”! Двухярусные койки отменили давно, и в чистеньких отрядах стоят прибранные, с чистыми простынями одноярусные кровати с личной тумбочкой. Спортзал, спортивные тренажеры, комнаты отдыха с плазмой или LCD панелями, хорошие музыкальные комплексы.

Новый, нынешний руководитель ГУФСИН съездив в одну из Европейских стран, решил пойти дальше и сейчас заканчивается реконструкция одного из отрядов, который будет разбит на небольшие отсеки с двумя-тремя кроватями, все это будет под евроремонт и пластиковые полупрозрачные перегородки… Добротный банный комплекс с оборудованием для стирки белья. Баскетбольная площадка, футбол, ХОККЕЙНЫЙ КОРТ с формой для любителей зимних видов спорта, теннисные столы, свежеотремонтированный клуб с киноустановкой. Ну и я тренировал их спортивному Кунг-Фу

Отдельно столовая. Собственная хлебопекарня, ФРУКТЫ и СОКИ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ежедневном рационе… Мясо, яйцо, рыба, масло – по неплохим нормативам.

Гости – это отдельная тема. Лично я привозил в колонию и А.В.Новикова, где он даже спел в отряде и подарил парням гитары, привозил я туда и Николая Коляду с его театром, что было шоком в Кировграде (Коляда в ЗОНЕ ставит пьессу а не в городском театре), артисты и самодеятельные коллективы из области, благодаря работе областной КДНиЗП. Школа с шикарным компьютерным классом и выходом в интернет, ПТУ с обучением нескольким специальностям, в перспективе открытие автодрома для обучению навыков езды на авто.

И вновь – забор и колючка – лишь эти “неудобства” несколько смущают. Я как то привозил туда ребят из Детского реабилитационного Центра Ройзмана.

Он попросил их потом написать сочинение на тему увиденного. Двое написали “ХОЧУ В КОЛОНИЮ!!!” Сейчас там ну какбэ это получше сказать – своего рода закрытый пионэрский лагерь, что ли, и “трудные” дети из к примеру Кушвы, Дегтярска, Сагры, Таборов, Гарей и вообще большинства сельских поселений увидев то КАК “живут” их сверстники едут обратно, домой, где и простыни не меняются порой неделями (если они вообще есть), и обед приходится “искать”, и “сходить” то особо некуда, боюсь, так же могут захотеть туда “где хорошо”, но вот только забор блин… Человек ведь ищет где лучше.

Конечно это всё не говорит о том, что несовершеннолетние должны отбывать свои заслуженные (в основном) срока в нечеловеческих условиях. Хотя я помню и такие, когда в 2001 начал работать и помогать этой колонии. Конечно нужно чтобы севшие пацаны не потеряли веру в обчество, и вернулись оттуда людьми а не затравленными зверьками – именно на это и нацелен весь комплекс этих грандиозных мер, но нужны еще большие усилия, чтобы возвращался этот пацаненок не в клоаку, откуда уехал, а в хотя бы что то приближенное к тому, что он видел в лагере… И наверное в этом состоит одна из задач комиссий по делам несовершеннолетних, чтобы за время отсидки подготовить более или менее приемлемые условия для его возвращения… С учетом естественно, увиденного им.

Но возить туда парней сейчас, я бы честно не стал. Или бы полностью изменил формат таких выездов, но это отдельная и большая тема…

Вообще тема малолеток за восемь лет стала мне настолько близкой, что я могу развивать ее до бесконечности, часть своей жизни я отдал им – пацанам… И может быть именно поэтому во время трагических событий бунта в октябре 2007-го именно одного меня пацаны запустили в зону на переговоры и именно мне “выдали” заложников…

К большому сожалению подростковая преступность продолжает “иметь место” как у нас в области, так и в России наверное. Вот что делать с этим, я не знаю достаточно точно пока. И ведь в полный рост идет тенденция к смягчению наказаний для несовершеннолетних, выдумываются какие то альтернативные формы наказания – всё по барабану… “Малолетка” становится всё жестче и жесточей.



Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».

УИК РФ Статья 132. Воспитательные колонии

1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

У одной моей знакомой сын находится в исправительной колонии. Ему был назначен срок отбывания наказания 3 года, а получил он его в 15 лет. Но они надеются, что, когда ребенку исполнится 18 лет, его отпустят досрочно, чтобы не переводить в колонию для взрослых.

Моя знакомая часто общается с сыном, ездит к нему на свидания, поэтому она достаточно хорошо изучила уклад данного учреждения. Назвать его детским действительно сложно, потому что требования там предъявляются как ко взрослым людям. Поэтому детство таких подростков заканчивается при попадании в подобные исправительные места. И сейчас я расскажу вам о них более подробно.

Эти учреждения действуют с целью исправления людей, совершивших преступные действия, как и другие колонии. Единственным их отличием является то, что предназначены они для детей. А так как ответственность наступает с 14 лет, соответственно, в них содержатся осужденные в диапазоне 14-18 лет.

Такие колонии должны быть направлены на исправление мировоззрения подрастающего поколения в правильное русло. Но на практике далеко не многие из заключенных в дальнейшем встают на правильный путь и больше не совершают преступных действий.

Виды колоний

Исполнительным законодательством установлено, что детские колонии могут быть нескольких видов:

  • обычные , где отбывает наказание большинство малолетних преступников;
  • строгие, где содержатся наиболее злостные и опасные подростки;
  • облегченные, их получают дети, которые добросовестно участвовали в исправительном труде и достигли неплохих результатов в учебе;
  • льготные, в них переводятся подростки из облегченных условий за некоторое время до их полного освобождения, а также такой перевод осуществляется из строгих в общие условия, а из общих в облегченные.

Больше всего ужасает количество действующих колоний для таких преступников, так как эти учреждения не пустуют, и в них ежедневно попадают дети. Сейчас действует 62 учреждения для таких детей. Они находятся в самых различных частях страны (в 54 субъектах). Большинство из них предусмотрены для мальчишек, но также есть и 2 женские.

В каждой колонии организованы различные виды содержания детей в зависимости от их поведения. Если подросток желает исправиться, старается работать и учиться, он может заслужить более льготные условия для себя. Но если он злостно нарушает дисциплину учреждения, его условия ужесточаются. Максимальное содержание может быть организовано в строгих условиях.

Решение о назначении любого перевода принимает только начальник учреждения. Для этого он должен получить специальное представление от сотрудников, занимающихся воспитанием осужденных. Переводы осуществляются каждые полгода.

Статистика

Анализируя статистику, можно увидеть, что основные преступления, за которые дети попадают в подобные учреждения, следующие:

  • 25 % кражи;
  • 20 % грабежи;
  • 15 % причинение вреда здоровью другим людям;
  • 10 % убийства;
  • 10 % изнасилования;
  • 20 % другие статьи.

Важно знать, что далеко не все статьи УК распространяются на детей с 14 лет. Общая ответственность начинается с 16 лет. Но некоторые серьезные преступления наказываются с более раннего возраста, чтобы оградить окружающих от таких опасных подростков. Поэтому получить реальный срок можно в 14 лет за:

  • похищение человека либо организацию захвата заложников;
  • кражи и грабежи , они являются наиболее распространенным преступлением в таком возрасте;
  • разбойные нападения , особенно это относится к преступлениям, совершаемым целыми бандами;
  • угоны транспортных средств , что тоже является не редкостью для любителей покататься;
  • изнасилования , к этой статье также могут быть отнесены и любые другие действия сексуальной направленности;
  • терроризм , нередко такие дети вовлекаются в опасные банды, и через них продолжается пропаганда среди подростков;
  • причинение вреда здоровью другому человеку, совершенное умышленно.

Это далеко не полный перечень преступлений, которые в реальной жизни совершают такие подростки. Они могут заниматься вымогательством, вандализмом и многими другими опасными для общества занятиями. Поэтому такую деятельность необходимо останавливать сразу, а не ждать, пока ребенок повзрослеет до определенного возраста.

До того как подростки попадают в такие учреждения, они обычно сталкиваются с комиссией, которая занимается делами несовершеннолетних. Данные сотрудники начинают свою работу, как только к ним поступает заявление на подростка о его ненормальном поведении в обществе, учебных заведениях. Обычно такие дети сразу становятся заметными среди остальной массы школьников.

Сотрудники комиссии обязаны провести воспитательную работу с самим подростком, а также его родителями. Также они разъясняют и законодательные нормы, ответственность за преступления и возраст, с которого она наступает.

Но если данные меры не помогают, и подросток оказывается задержанным и подозреваемым, то после вынесения наказания его воспитанием уже занимается колония. Длительность пребывания в ней зависит от тяжести совершенного преступления и степени вины подростка. Нередко бывает так, что назначенный срок продолжают отбывать во взрослых колониях. Единственным ограничением для детей является то, что им не может быть назначено пожизненное наказание.

Условия содержания

Они напрямую зависят от того режима, который установлен для подростка в зависимости от его дисциплинарного поведения. Обычные условия характеризуются следующими правилами:

  1. Все дети содержатся в общежитиях. Для них установлен лимит по расходованию личных средств со счета. Эта сумма составляет в месяц 10800 рублей. Использовать ее можно только на продукты или средства, необходимые им для проживания. Но в строгом соответствии с разрешенным списком.
  2. На один год им выделяется 8 коротких и 4 длительных свидания , которые проводятся на территории исправительного учреждения.

Все осужденные обязаны закончить 9 средних классов, а также получить определенную техническую специальность, пока они находятся в данном учреждении.

Более подробнее вы можете узнать об этом в следующем видео.

Отличительные особенности других режимов заключаются в следующем:

  1. Облегченные условия также проходят для подростков в общежитиях. Но потратить в месяц они имеют право 11400 рублей, а общее количество коротких свиданий у них увеличено до 12 в год. С разрешения начальника учреждения длительные встречи могут быть организованы не на территории учреждения.
  2. Льготные условия подразумевают проживание подростков в общежитиях с возможностью расходования своих денежных средств без установления лимитов. Количество длительных встреч с родными увеличено до 6, и они могут проводиться не в самой колонии. Короткие свидания не ограничены по количеству. Такие подростки могут проживать не в самой колонии. Однако за ними будет осуществляться строгий контроль администрации учреждения. При этом они получат право носить обычную одежду.
  3. Строгие условия не дают права проживания со всеми вместе, поэтому такие подростки живут в изолированных помещениях, которые запираются. Сами подростки могут тратить только 9600 рублей в месяц. Им предоставляется возможность проведения 6 коротких свиданий с родными и 3 длительных встречи за год.

Кроме основных режимов, существуют дополнительные меры поощрения подростков. Поэтому они могут заслужить своим поведением:

  • возможность посещать культурные мероприятия вне колонии;
  • получать выход за пределы на свободу в присутствии родных;
  • претендовать на право досрочного перевода из более строгих условий в более льготные.

Самое трудное для подростков в колонии — сформировать правильное мировоззрение на окружающий мир. С одной стороны, они должны понять, что их ждет, если они не изменят свой образ жизни. А с другой стороны, они должны соответствовать ожиданиям окружающих их сверстников, которые также отбывают здесь наказание. Потому что в противном случае их время нахождения в колонии может превратиться в настоящий ад, так как другие подростки будут подвергать их постоянным оскорблениям и унижениям.

Чтобы этого избежать, подросток должен понимать все возможные последствия своих действий и выбирать друзей, которые не имеют криминальных интересов.