Последние статьи
Домой / Новостройка / Безопасность полетов в россии растет. Издательство родная ладога Состояние безопасности полетов в гражданской авиации

Безопасность полетов в россии растет. Издательство родная ладога Состояние безопасности полетов в гражданской авиации

Монреаль, 20 сентября 2016 года. На прошлой неделе в ходе Генеральной Ассамблеи Международной организации по стандартизации (ИСО) Генеральный секретарь ИКАО д-р Фан Лю заявила о том, что деятельность ИКАО по разработке и внедрению глобальных стандартов способствовала безопасности и устойчивости авиации в течение всего периода после создания этого специализированного учреждения ООН.
В 19 Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации, которая служит основой для деятельности ИКАО, к настоящему времени было включено более 12 000 Стандартов и рекомендаций (Рекомендуемой практики). Все они были разработаны и приняты благодаря активному сотрудничеству и консенсусу среди всех государств – членов ИКАО, число которых в настоящее время составляет 191. Стандарты охватывают все вопросы отрасли, имеющие международное измерение: потенциал и эффективность, авиационная безопасность и упрощение формальностей, экономическое развитие, воздействие на окружающую среду и, безусловно, безопасность полетов, которая всегда была главным приоритетом в авиации.
«Сегодня воздушным транспортом ежегодно перевозится более 3,5 млрд пассажиров и 51 млн т. грузов», – отметила д-р Лю. «В 2015 году в нашем глобальном секторе было зарегистрировано менее 2,8 крупных авиационных происшествий на один миллион вылетов. Если сравнить эти цифры с практически любым другим показателем безопасности в мире, причем в любой области, то вполне очевидно, что международные стандарты в гражданской авиации являются весьма эффективными».
Подчеркнув, что соблюдение Стандартов ИКАО имеет ключевое значение для связности сети воздушного транспорта в мире, д-р Лю назвала «беспроигрышной» работу по стандартизации, которая является результатом внимания, уделяемого Организацией вопросам безопасности полетов. Соблюдение Стандартов ИКАО способствует устойчивому развитию, как напрямую – посредством стимулирования инвестиций в модернизацию инфраструктуры и людские ресурсы, так и косвенно – посредством содействия увеличению объемов воздушных перевозок, что в конечном итоге благотворно сказывается на развитии различных отраслей на местном уровне. Генеральный секретарь отметила, что этот вклад в социально-экономическое развитие будет иметь критически важное значение для достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР) Повестки дня Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, подчеркнув, что для 13 из 17 ЦУР в стратегических целях ИКАО предусмотрена прямая поддержка.
Д-р Лю особо отметила важность сотрудничества и консенсуса в качестве основы для успешной разработки ИКАО этих Стандартов и их внедрения. «Учитывая, что мы находимся в центре глобальной сети, охватывающий государства, частные авиакомпании и аэропорты, а также многие другие заинтересованные стороны, имеющие отношение к воздушному транспорту, сотрудничество и консенсус абсолютно необходимы для нашей работы», – отметила она. «Другим очень важным аспектом успешной работы по соблюдению Стандартов в контексте того, что объемы ресурсов государств и эксплуатантов весьма сильно различаются, является деятельность ИКАО по мониторингу соблюдения требований и координации целевой помощи, оказываемой в целях обеспечения эффективного внедрения Стандартов. В рамках осуществляемой нами инициативы «Ни одна страна не остается без внимания» мы пересмотрели приоритеты нашей Организации, затем чтобы все государства и регионы получали помощь и, в конечном итоге, располагали ресурсами и партнерами, в которых они нуждаются для эффективного внедрения и соблюдения положений ИКАО».

2015 года, для российской гражданской авиации стал рекордным по росту безопасности полетов.

Несмотря на все скептические прогнозы, и санкции против России, в 2015 году рекордно вырос уровень безопасности полетов.

В октябре минувшего года состоялась конференция Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков РААКС. На ней с докладом о безопасности полетов выступил Владимир Кофман. Владимир Кофман, председатель комиссии по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте Межгосударственного авиационного комитета МАК.

Из диаграмм, представленных на докладе видно, что уровень безопасности полетов в России неуклонно увеличивается, что не может не радовать. Были даже поставлены своеобразные рекорды по безопасности. Период, который рассматривался в докладе, охватывает период с 1957 года. За основную временную единицу взята пятилетка. То есть рассматриваются пятилетние периоды. 1957-1961, 1962-1966 и так далее до нашего времени. На одной из диаграмм отчетливо видно, что уровень авиационных происшествий и катастроф постоянно снижается. Самый низкий уровень аварийности был еще в СССР периода перед распадом, то есть с 1987-1991 год, когда авиация была еще на высоте, хотя авиатехника к тем года стремительно устаревала. Вероятно, это было связано с отработанными схемами ТОиР. Также был высококвалифицированный персонал, и летный и технический, который прошел советскую школу многоступенчатой подготовки и карьерного роста.

В следующее десятилетие уровень катастроф и происшествий резко возрос чуть ли не в два раза. Для этого тоже была масса причин, и приводить их здесь нет смысла.

Но, вот что интересно и показательно, начиная с 2001 года, показатели начали снижаться, вначале незначительно, но к пятилетнему периоду с 2012 года показатели достигли уровня 1987-1991 годов. А по авиационным происшествиям, показатели нашего времени даже значительно ниже последнего пятилетнего периода СССР. В статистику нашего времени, после распада Союза, вошла и статистика государств СНГ. Авиационные происшествия рассматривались происшедшие с тяжелыми пассажирскими ВС с ГТД.

Но, хорошие показатели касаются только самолетов с 1 по 3 класс. Для тех кто не помнит стандартную классификацию ВС принятую в России напомню: самолеты

  • 1-го класса от 75 тонн и больше
  • 2-го класса от 30 до 75 тонн
  • 3-го класса от 10 до 30 тонн
  • 4-го класса до 10 тонн
  • Легкомоторные самолеты
  • Сверхлегкие СЛА до 495 кг.

Так вот, положительная и оптимистичная статистика касается самолетов 1-3 класса, а вот дальше показатели начинают снижаться.

Для самолетов 4-го класса тенденция к снижению аварийности остается, но показатели аварийности уже значительно хуже.

Думаю, что выводы может сделать сам читатель. Самолеты 4-го класса это самолеты, в основном МВЛ, такие как Ан-2, Л-410, Ан-38 и другие.

Не слишком впечатляющая статистика и по вертолетам. Тенденции снижения уровня безопасности не наблюдается. То есть вертолеты в наше время являются наиболее аварийным видом ВС. И таковыми пока будут оставаться.

Показатели по авариям и катастрофам в АОН довольно стабильные. Если уровень катастроф 2015 года (10 месяцев) намного ниже чем уровень самого аварийного 2012 года, то в сравнении с уровнем 2013 года он даже вырос.

Хотя это всего лишь статистика. И для такой сложной отрасли как авиация и безопасность полетов это весьма относительная информация. Слишком много факторов, которые влияют на безопасность полетов. К примеру, для АОН статистика не учитывает значительное увеличение парка ВС всех типов, значительное увеличение летного времени, и другие факторы.

В конце статьи хочется вспомнить высказывание, которое сделал бессмертным Марк Твен: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

И для тех кто верит в гороскопы:

2016 год для авиации обещает быть безаварийным,

по утверждениям астрологов.

Всех с прошедшими праздниками и мягких все посадок.

Росавиацией отмечается увеличение в 2016 - 2017 годах числа случаев нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами (далее - БВС): в 2016 году - 41 случай, за пять месяцев 2017 года - 28 случаев (за аналогичный период 2016 года - 12).

Некоторые из происшедших в 2016 - 2017 годах случаев создавали угрозу не только для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и для безопасности людей на земле. Например:

08.03.2016 и 03.11.2016 в аэропорту Шереметьево неопознанное БВС произвело несанкционированный полет с пересечением двух ВПП и последующим облетом производственных зданий аэропорта. 19.05.2017 в аэропорту Шереметьево был зафиксирован полет БВС над местом стоянки самолетов № 84;

04.05.2016 в районе г. Екатеринбурга при проведении тренировки воздушной части парада в честь празднования Дня Победы экипаж вертолета ведущего группы обнаружил опасное приближение к правому борту квадрокоптера, в связи с чем был вынужден выполнить маневр по уходу от столкновения (БВС пролетел ниже на расстоянии около 12 м от вертолета);

06.07.2016 в Государственном музее-заповеднике "Куликово поле" (Тульская область) БВС выполняло несанкционированный полет на малой высоте, который угрожал безопасности экскурсионной группы детей. Владелец БВС был задержан охраной музея-заповедника в 1 км от места экскурсии;

28.07.2016 экипаж самолета Боинг-737 при выполнении посадки доложил о наблюдении на удалении 3 км от ВПП-24 аэропорта Внуково БВС, выполнявшего полет на уровне глиссады снижения;

02.09.2016 в аэропорту Тюмень (Рощино) был зафиксирован полет квадрокоптера над ВПП-12/30, зданиями КДП и другими объектами аэродрома;

29.11.2016 произошло столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП, с проводами высоковольтной ЛЭП;

24.03.2017 над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 м;

05.05.2017 над центром г. Красноярска был зафиксирован несанкционированный полет на высоте 70 м группы БВС (около 20 квадрокоптеров);

09.05.2017 в г. Хабаровске было запущено БВС, которое несанкционированно приблизилось к группе самолетов, выполнявших демонстрационный полет в рамках торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы.

Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска БВС в районе аэродрома (вертодрома, посадочной площадки). По имеющимся данным, большинство участвовавших в нарушениях правил использования воздушного пространства БВС можно отнести к категории любительских (с максимальной взлетной массой до 30 кг), то есть используемых в частных целях.

Принимая во внимание, что любительские БВС, как правило, могут находиться в пределах визуальной видимости внешнего пилота и имеют радиус полета от 200 до 1000 м (при продолжительности полета от 15 до 25 минут), можно рассчитывать на возможность своевременного выявления и пресечения нарушений использования воздушного пространства. Для этого потребуется проанализировать процедуры контроля за приаэродромной территорией (видеонаблюдение, патрулирование) и оперативного взаимодействия с ведомствами и организациями, отвечающими за обеспечение правопорядка и охрану. По поступившей в течение 2017 года информации, в 10 случаях были установлены и задержаны лица, запускавшие БВС.

Допускаемые частными лицами нарушения можно связывать с тем, что они не владеют всей информацией о правилах использования воздушного пространства и факторах опасности, связанных с запуском БВС. В приложении к настоящей информации содержится краткая информация о требованиях российского законодательства в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО по безопасности полетов БВС.

С целью информирования частных владельцев БВС об опасных факторах, связанных с запусками БВС, и профилактики нарушений Росавиация поддерживает взаимодействие с клубами авиамодельного спорта, объединениями и ассоциациями, деятельность которых связана с беспилотными авиационными системами. Одной из наиболее крупных российских общественных организаций в этой области является "Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем". Руководителям организаций гражданской авиации представляется целесообразным учитывать широкий спектр возможностей указанной ассоциации для пропаганды безопасной эксплуатации БВС, в том числе совместной работы в целях:

  • оперативного распространения среди пользователей воздушного пространства правил, норм, требований и рекомендаций, касающихся сферы применения БВС и повышения правовой культуры эксплуатантов БВС;
  • накопления опыта эксплуатации (использования) и формирования статистической базы авиационных происшествий и инцидентов с БВС;
  • разработки и апробирования методик расследования, учета и анализа причин авиационных происшествий и инцидентов с БВС.
Росавиация предлагает:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения.
1.2. Обеспечить взаимодействие со средствами массой информации и ассоциациями (объединениями, клубами), деятельность которых связана с использованием беспилотных авиационных систем, с целью доведения до них сведений о выявляемых в зоне ответственности территориального органа нарушениях и пропаганды культуры безопасности полетов БВС.
2. Руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов:
2.1. Изучить настоящую информацию со специалистами подразделения, ответственного за функционирование СУБП (инспекциями по безопасности полетов), летным составов, персоналом по ОВД и специалистами службы авиационной безопасности.
2.2. При необходимости, внести изменения в процедуры контроля за приаэродромной территорией и порядок оперативного взаимодействия с ведомствами и организациями, отвечающими за обеспечение правопорядка и охрану, с целью пресечения нарушений, связанных с несанкционированным запуском БВС.

Краткая информация о требованиях российского законодательства в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО относительно безопасности полетов БВС

1. Требования российского воздушного законодательства.
В данном разделе приводится лишь краткая информация о требованиях воздушного законодательства в отношении полетов беспилотных воздушных судов (далее - БВС). За получением полных сведений о правилах использования воздушного пространства, правилах полетов и подготовки к ним и других требованиях по обеспечению безопасности полетов следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам Российской Федерации.

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, согласно пункту 2 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП).

ФП ИВП для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет БВС.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Направление представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее - Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).

Согласно пункту 49 ФП ИВП полеты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Ниже приводится краткое изложение информации о стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в связи с новой задачей обеспечения безопасности использования БВС.

В Глобальном плане обеспечения безопасности полетов (документ ИКАО № 10004) отмечается, что стандарты в отношении БВС находятся в процессе разработки. В настоящее время деятельность ИКАО направлена на разработку стандартов и рекомендуемой практики, связанных с летной годностью, производством полетов, сертификацией эксплуатантов, выдачей пилотских свидетельств, организацией воздушного движения, безопасностью полетов, авиационной безопасностью и окружающей средой. Выпуск положений по выдаче свидетельств ожидается в 2018 году, а остальных положений - начиная с 2020 года.

На официальном сайте ИКАО в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный БВС, в котором следует обратить внимание на следующие рекомендации по безопасности полетов:

  1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.
  2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.
  3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.
  4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.
  5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
  6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.
  7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.
  8. Запрещается:
    • выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
    • летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
    • приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениями или транспортными средствами;
    • летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
    • приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.