Последние статьи
Домой / Земля / Значение мальтийского креста в геральдике. Мальтийский крест в истории и украшениях

Значение мальтийского креста в геральдике. Мальтийский крест в истории и украшениях

История пребывания ордена иоаннитов в России довольно коротка, особенно в сравнении с общей тысячелетней историей этой странствующей корпорации. Чтобы уяснить причины, по которым рыцарство забралось так далеко от давно облюбованного им Средиземноморья, заглянем в глубину веков.

В 1023 году египетский халиф Али аль-Заир позволил итальянским купцам из Амальфи восстановить в Иерусалиме старинный госпиталь (от латинского hospitolis - гость, то есть речь идёт прежде всего о гостинице), за пятьсот лет до того учреждённый там папой Григорием Великим для христианских паломников, посещающих Святую землю . Происхождение имени иоаннитов исследователи объясняют по-разному. Согласно одной из популярных версий, их постоялый двор располагался на месте древнего монастыря Святого Иоанна , от которого столетие спустя название перешло, выражаясь современным языком, к частному охранному предприятию, так как во взбудораженном Первым крестовым походом Израиле паломникам требовалась помимо крова и медицинской помощи уже и вооружённая охрана.

С той поры иоанниты, иначе называемые госпитальерами, наряду с орденом Храмовников , пресловутыми тамплиерами принимали деятельное участие в защите новоиспечённого Иерусалимского королевства . Рыцарей, покрытых красными плащами с восьмиконечными белыми крестами (они символизируют восемь рыцарских добродетелей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность и терпение), можно было видеть сражающимися и на равнинах Палестины , и в горах Ливана , и в дельте Нила , у стен осаждённой христианами Дамиетты . Нередко в кровавых столкновениях с воинами Пророка иоанниты, прикрывая отступление единоверцев, погибали почти поголовно, однако их организация каждый раз возрождалась, пополняясь вновь и вновь прибывающими из Европы крестоносцами. Более набожные и благочестивые, нежели основная разнородная масса двинувшихся на покорение Востока европейцев, члены ордена, подчиняясь утверждённому римским папой строгому уставу, не позволяли себе обычных по тому тёмному времени зверств, поэтому, когда в 1187 году Иерусалим всё-таки пал, покоритель его Саладин великодушно разрешил госпитальерам продолжить в городе их гуманитарную миссию.

Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Гравюра XIX века

Недолго орден ещё держался в своих владениях на палестинском побережье, а затем через Кипр принужден был перебраться на остров Родос , где в продолжение двух столетий противостоял теперь уже исламской экспансии, последовательно отразив нападения египетского и турецкого султанов. Особенно сложно было справиться с Мехметом II , покорителем Константинополя . Третье же вторжение, произведённое в 1522 году руководимыми султаном Сулейманом Великолепным турками, заставило рыцарей после полугодового сопротивления оставить и Родос . Правда, через семь лет они получили от испанского короля Карла , воссевшего в тот год на престол Священной Римской империи , роскошный подарок - остров Мальту . Интересно, что владение было предоставлено в аренду, но плата взималась чисто символическая: ежегодно на Сицилию с Мальты отправляли по одному соколу. Однако развить гостиничный бизнес на средиземноморском курорте госпитальерам не пришлось: уже 1565 год вошёл в европейскую историю как Год Великой осады Мальты . Сорокатысячная турецкая армия несколько раз безуспешно штурмовала укрепления рыцарей, численно уступавших туркам в четыре раза. Мужество защитников и полководческий гений их Великого магистра де ла Валетта , именем которого названа островная столица, оградили в ту пору не только Мальту , но и Сицилию (тамошний вице-король от страха так и не сподобился прислать подкрепление осаждённым мальтийцам), и Неаполь , да, пожалуй, и всю христианскую Европу от воинствующего исламизма.

Сражение при Лепанто 1571 года, крупнейшая морская битва XVI столетия, в которой на стороне Священной лиги участвовали и мальтийские рыцари, хоть и не оказало решающего влияния на исход той турецко-венецианской войны, однако во многом предопределило ослабление турецкой мощи на Средиземноморье и, как следствие, постепенную размилитаризацию ордена, чаще называемого в ту пору уже Мальтийским . Рыцари теперь боролись в основном с морскими разбойниками, а заодно и пиратствовали сами, чаще всего разоряя берега Северной Африки .

К концу XVIII века военная слава иоаннитов померкла, героический дух сделался достоянием истории, так что Наполеону не стоило никакого труда по пути в Египет захватить Мальту : остров сдался французам без боя. Снова лишённые отечества, рыцари возложили все свои надежды на очередного и довольно неожиданного покровителя - русского царя Павла . Но тут мы забегаем немного вперёд…

Сношения России с Мальтийским орденом начались ещё при Петре I . В 1698 году боярин Борис Петрович Шереметев отправился в Европу с дипломатической миссией, посетил Рим и Венецию , а затем завернул и на Мальту - целью посольства было прозондировать почву для сколачивания антитурецкой коалиции. Встретили русского дипломата на острове с «преизрядными яствами и питием и конфетами разными». А на прощание подарили знаки ордена - украшенные бриллиантами звезду и крест на чёрной («монашеской») ленте.

Новый виток русско-мальтийской дружбы относится ко времени царствования Екатерины II . Русские офицеры посылались тогда на остров для прохождения морской практики, а некоторые добровольцы-иоанниты отправлялись служить на российский флот, как, например, граф де Литта , которого упомянем ещё и далее. В 1770-х годах орден втянулся в тяжбу за наследство польского князя Острожского , завещавшего всё своё имение мальтийцам в случае пресечения его потомства по мужской линии. При помощи императрицы иоанниты утвердили свои права в Польше и даже образовали на её территории одно из своих отделений - великих приорств. Когда же в результате так называемого второго раздела Польши острожские земли вместе с Волынью достались России , то орден иоаннитов стал уже напрямую зависеть от Петербурга , что вскоре сыграло рыцарям на руку.

Взошедший на русский престол после смерти матери император Павел при всей своей непредсказуемости был, однако же, последовательным сторонником и благодетелем иоаннитов. Один из его учителей оставил в своём дневнике любопытную информацию к размышлению (запись сделана в феврале 1765-го, когда великому князю шёл одиннадцатый год): «Читал я его высочеству Вертотову историю (имеется в виду «История мальтийских рыцарей» в 14 книгах аббата Рене Обера де Верто. - М.Л. ) об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». Как многое у Павла , детское увлечение впоследствии приняло серьёзную форму (вспомним «забавы» его с орденом Святой Анны , который он повелел своим друзьям прикручивать к эфесам шпаг таким образом, чтобы это никому постороннему не было заметно, а в дальнейшем такое ношение награды стало официальным). Сделавшись императором, Павел осыпал орден разнообразными милостями (конвенцию «Об установлении сего Ордена в России» он подписал ещё даже до своей коронации). Повысился более чем вдвое доход с польских имений иоаннитов, для чего великое приорство польское преобразовано было в российское (российско-католическое) с десятью командорствами вместо прежних шести. А затем в Петербург прибыл с Мальты посол - выслужившийся в России до адмиральского чина граф де Литта , который преподнёс Павлу давно обещанный титул протектора ордена и долгожданные орденские знаки. Кроме Павла мальтийскими кавалерами стали его старшие сыновья, Александр и Константин Павловичи , государственный канцлер князь Александр Безбородко , вице-канцлер князь Алексей Куракин и несколько других лиц. В тот же день протектор привёл к присяге командоров нового российского приорства - на сей раз уже православного, что выглядело, мягко говоря, странным в общей структуре римско-католического ордена.


Крест Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского императрицы Марии Фёдоровны

Таким образом, орден этот примкнул к российской наградной системе, преобразованной Павлом чуть раньше, в апреле того же 1797 года. В день коронации, 5 апреля, русский монарх подписал известное «Установление для российских орденов»: большинство прежних государственных наград превратилось в разные степени единого Российского кавалерского ордена. Орден Святого Андрея стал отныне дополнительно именоваться «орденом 1-го класса», Святой Екатерины - «2-го», Святого Александра Невского - «3-го», Святой Анны - «4-го класса». Был создан чёткий иерархический порядок внутри единого кавалерского ордена, где, однако, не нашлось места наиболее почитаемым наградам - «Святому Георгию» и «Святому Владимиру» . Так Павел расправился с ненавистным ему материнским наследием: за георгиевскими и владимирскими кавалерами сохранялись их привилегии, вручение же этих орденов не производилось вплоть до смены правителя.

Итак, не сделавшись частью русской системы наград, тем не менее занял в ней особое место: он стоял по важности вслед за орденом Святой Анны I степени. А вскоре с потерей Мальты и изгнанием с неё рыцарей (отбившие остров у французов англичане и не подумали возвращать его иоаннитам) император Павел был избран Великим магистром (правда, римский папа не утвердил православного самодержца в этом звании). Рядом со своим гатчинским дворцом он велел построить для размещения администрации русского приорства специальную резиденцию. Оригинальный замок, возведённый из прессованного суглинка по проекту архитектора Николая Львова , и по сей день является одним из перлов туристической Гатчины .

В списке русских кавалеров Мальтийского креста немало славных имён. Мы коротко остановимся только на двух, обойти которые в нашей истории никак нельзя: Александр Суворов и Гавриил Державин . В 1794 году (внимание: ещё до воцарения Павла и учреждения Мальтийского ордена в России !) при штурме Варшавского предместья гениальный наш полководец не пожалел желчи. По рассказу, сохранённому Денисом Давыдовым , «обратясь к графу Кинсону (в то время граф Виктор Кинсон был мальтийским полковником, впоследствии же, перейдя на русскую службу, он сделался командиром Ингерманландского драгунского полка и генерал-майором. - М.Л. ), Суворов спросил его: “За какое сражение получили вы носимый вами орден и как зовут орден?”. Кинсон отвечал, что орден называется Мальтийским и им награждаются лишь члены знатных фамилий. “Какой почтенный орден! - воскликнул Суворов . - Позвольте посмотреть его”. Сняв с Кинсона , он показал его всем, повторяя: “Какой почтенный орден!”. Обратясь потом к прочим присутствующим офицерам, он стал их поодиночке спрашивать: “За что получили вы этот орден?” - “За взятие Измаила , Очакова и прочее”, было ответом их. “Ваши ордена ниже этого, - сказал Суворов . - Они даны вам за храбрость, а этот почтенный орден дан за знатный род». Язвительность, однако, не помешала хитроумному Александру Васильевичу , получив точно такой же восьмиконечный крест из рук государя, постоянно носить его. Современник, описывая пребывание Суворова в Вене перед Итальянским походом, отметил на его шее «Мальтийский крест на широкой черной ленте».

Не менее чуткий к политическим ветрам, Гавриил Романович Державин (кстати, близкий друг Львова, строителя Приоратского замка) отметился одой «На поднесение его императорскому величеству великого магистерского ордена святого Иоанна Иерусалимского и на победу, над Французами российским флотом одержанную 1798 года» (под таким названием это сочинение, более известное как ода «На Мальтийский орден», было в год написания опубликовано в III книжке альманаха «Аониды»).

…Кто ж горня Иерусалима
Наследник сей и друг Христов?
В ком доблесть благодати зрима
И соподвижник кто Петров?
Не тот ли, сердца нежна свойства
И чувства жалости, геройства
В святой душе что совместил,
Отверз отеческие длани,
Приемлет странников без дани
И душу рыцарств воскресил?

В художественном отношении эта державинская ода, конечно, уступает более известным его творениям и ныне обратила бы на себя внимание, пожалуй, разве что слишком по-современному звучащей фразой «Идут Американцы в бой», но в своё время не осталась незамеченной тем, кому предназначалась: чуткому Гавриилу Романовичу был пожалован с бриллиантами и, по сложившейся уже доброй традиции, осыпанной бриллиантами табакеркой.

«Соподвижник Петров» между тем устроил в своём новеньком Михайловском дворце отдельный от Большого тронного Мальтийский зал - для рыцарских церемоний, но воспользоваться им не успел: 24 марта (по новому стилю) 1801 года Павел был задушен вломившимися в его покои заговорщиками. Сын и преемник его Александр восстановил в правах «боевые» русские ордена, а родовитый , как и сам рыцарский орден, постепенно лишил всех прежних милостей. Молодой царь изначально не пожелал принять титул Великого магистра , потом отказался и от звания протектора, а после поражения Наполеона , когда нужда в Мальте окончательно отпала, да и с прибравшими остров к рукам англичанами ссориться было некстати, деятельность иоаннитов в России постепенно свелась к нулю. Бывший мальтийский посол Литта сделался членом Государственного совета и обер-камергером, удостоился высшей российской награды - ордена Святого Андрея Первозванного . А через четверть века в реестре вещей Александра I , хранившихся после его смерти (или исчезновения - как хотите) в Петербургском арсенале, «крест мальтийский» был обозначен на предпоследнем месте, перед тремя шитыми звёздами «неизвестного ордена».

В настоящее время иоанниты разбросаны по миру, резиденция же их Великого магистра располагается при папском престоле - в римском Ватикане .

*В шапке: Иерусалим. Вид на Елеонскую гору. Наши дни

восьмиконечный крест , который использовался некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (или Иоанитов ). Госпитальеры или Иоантиы — орден святого Иоана Иерусалимского, который был основан в 1080 году в Иерусалиме, как организация помощи малоимущим и больным пилигримам на Святой Земле, после захвата после захвата Иерусалима христианами во время Первого Крестового Похода (1099г), получила статус религиозно-военного ордена.

После изгнания христиан со святой земли в 1291г, Госпитальеры перенесли свою штаб-квартиру сначала на остров Родос, а затем с XVI века на Мальту, откуда и появилось название Мальтийский крест. В XIII веке орден под предводительством магистра Раймунде де Пюи стал вселенским, как и сама религия.

Белый восьмиконечный крест на красном или черном фоне, сохранился как символ ордена на все времена. Он вышивался белыми нитками на красной мантии госпитальеров, присутствовал на печатях, изображался на зданиях. Крест иногда также называют Крестом Святого Иоана или Георгиевским крестом.

Значение Мальтийского креста.

Восьмиконечный крест часто связывают с восемью языками главных государств феодальной Европы, а также восемью блаженствами, ожидающими праведника в загробном мире. Белый восьмиконечный крест на мантии рыцарей ордена Госпитальеров являлся символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей.

Мальтийский орден и Россия

Орден Святого Иоана находился в дружественных отношениях с Россией, когда в 1697 году Шереметев посетил Мальту по указанию Петра I. Тогда же Шереметьеву был вручен Орден в виде восьмиконечного креста, таким образом сделав его первым Российским кавалером Мальтийского Ордена.

Начиная с того времени Россия поддерживала тесные отношения с Орденом. В 1798 году, когда остров был захвачен французами, под предводительством Наполеона, было решено сместить бывшего Великого магистра иоаннитов Фердинанда Гомпеша, обвинив его в «глупейшей беспечности», приведшей к изгнанию мальтийских рыцарей с острова, и просить принять это звание Павла I. Знак ордена святого Иоанна Иерусалимского был включен в государственный герб и государственную печать Российской империи. Ордену были переданы во владение дома, определены значительные денежные доходы. Звание «Великий магистр ордена святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул императора.

После убийства Павла I его сын и преемник Александр I, вступив на престол, манифестом от 16 апреля 1801 года объявил себя протектором (покровителем) ордена, но вскоре последовало распоряжение об изъятии изображения Мальтийского креста из государственного герба. В 1803 году Александр сложил с себя звание протектора, а в 1817 году, 20 января было утверждено положение, что после смерти родовых командоров наследники не имеют права на это звание и не носят Знаков Ордена св. Иоанна Иерусалимского, так как орден этот более в России не существует.

После этого остатки ордена перешли в Италию, под покровительство Папы Римского, и орден стал носить благотворительный характер.

Другие использования мальтийского креста

В 1807 году российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

В наши дни мальтийский крест используется в Британии санитарными бригадами Иоанна. Мальтийский крест также является первым почтовым штемпелем.

Клык кабарги – клыкастого оленя, обитающего в Сибири, Гималаях и Корее, так же необычен, как и его обладатель, похожий на смесь лани и моржа, но при этом имеет сильнейшую защитную силу от сглаза и порчи, к тому же охраняет путешественника, отправляющегося в дальнюю дорогу.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время при помощи рун.

Мальтийский крест - символ-оберег

Крест, состоящий из восьми острых лучей, принято называть Мальтийским — этим он обязан ордену госпитальеров, члены которого украшали свои мантии и доспехи подобными звездами. По сути, сакральный символ, известный еще древним вавилонянам, был просто узурпирован европейскими рыцарями.

  • Они объявили, что каждый из лучей олицетворяет одну из добродетелей, присущих последователям Святого Иоанна (от милосердия до воздержания).

Мальтийский крест — символ доблести, веры, борьбы за справедливость и безгрешия. На последнее качество указывает и его цвет — исключительно белый, нанесенный поверх красного или черного фона. Именно поэтому татуировки с восьмилучевой звездой не являются настоящими оберегами — при переведении узора на кожу человека невозможно обеспечить правильную цветовую гамму, как и выверенную форму. Другое дело — подвески или кольца из металла, покрытого эмалью нужного оттенка.

Мальтийский крест — значение (особенности трактовки)

Так называемый мальтийский крест стал известен в мире задолго до образования ордена госпитальеров. Особенно значима его числовая символика. Четыре главные ветви, расходящиеся из единого центра, олицетворяют четыре главные стихии. Каждая из ветвей в конце делится надвое — это говорит о двойственности всего, что составляет смысл, основу Вселенной. Действительно, тот же Огонь — это созидание и разрушение «в одном флаконе», он согревает, но может и погубить. Земля дарит жизнь всему сущему — и принимает наш прах после смерти.

  • Получается, что значение символа «мальтийский крест» — основа основ, суть мироздания, противоборство и сочетание противоположностей. Вечный круг жизни или солнечный круг.

Понятно, что подобный талисман не может быть простым украшением, драгоценной безделушкой — уж слишком много могущественных сил переплелось в его основании. Считается, что своему хозяину такой оберег дает резервный запас сил, волю к победе, неустрашимость и уверенность.

Мальтийский крест — символ-оберег для воинов и мудрецов

Восьмилучевая звезда сияет на гербах многих современных государств. Иногда это связывают с католицизмом, хотя настоящая суть символа все же иная. Благодаря госпитальерам мальтийский крест стал олицетворением воинской доблести, его черты можно разглядеть в контурах самых почетных государственных наград. Но сакральный смысл опять-таки скрывается гораздо глубже.

Мальтийский крест

Восьмиконечный крест с раздвоенными концами.

В Ассирии он был эмблемой царей и изображался на груди могущественных монархов. Четыре его части символизировали четырех богов: Ра и триаду - Ану, Бэл и Эа. Этот крест встречается также в памятниках этрусков, в Помпеях.

Позднее в Европе он получил название Мальтийский крест, или крест Св. Иоанна Иерусалимского, и был отличительным знаком членов Мальтийского ордена. Его восемь концов символизируют восемь блаженств, которые ожидают праведника в загробном мире.

История Мальтийского креста такова. В начале XI века для упрочения положения государства крестоносцев в Палестине были созданы военно-монашеские ордена, первым из которых стал орден госпитальеров, или иоаннитов. Основателем его считается провансальский рыцарь Жерар Том. Орден вырос на базе странноприимного дома, или госпиталя (отсюда его название), который находился в Иерусалиме. Приняв имя патриарха Александрийского, жившего в VII веке, - св. Иоанна, орден занимался на первых порах тем, что давал приют и уход больным пилигримам, приезжавшим из Европы поклониться Святому гробу. Со временем иоанниты построили госпитали и в других городах, откуда чаще всего начинали свой путь паломники. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил устав госпитальеров, предоставив им ряд привилегий. При великом магистре Раймунде де Пюи (1120-1160 гг.) орден превратился преимущественно в рыцарское объединение. Их земельные угодья были разбросаны по всей Западной Европе. Однако в результате столкновений со своими извечными врагами - турками они то теряли свои владения, то вновь их завоевывали. Нередко орден Св. Иоанна Иерусалимского оставался без убежища и вынужден был странствовать. Император Священной Римской империи Карл V предложил им острова Мальту, Ко-цо и Комино. Получив в ленное владение Мальтийский архипелаг, иоанниты прочно обосновались там. К этому времени внутренняя структура ордена была четко организована, а символом их стал восьмиконечный крест, получивший название Мальтийского.

Этот золотой эмалированный крест поначалу прикреплялся к четкам, затем его стали носить на шее и в петлицах. Начиная с XVIII века рыцари высших классов носят кресты большей величины. Мальтийский крест как награда был введен в Италии, Австрии, Пруссии и Испании, а затем в качестве знака отличия распространен и на другие католические страны и Россию. Раньше он жаловался только лицам дворянского происхождения христианского вероисповедания под условным взносом определенной суммы в определенную кассу.

Первым русским вельможей, который красовался со знаком Мальтийского ордена на груди, был граф Борис Петрович Шереметев, которого Петр I, вручив свою грамоту, отправил на архипелаг к великому магистру. Отношения России с Мальтой и орденом иоан-нитов были вызваны необходимостью создания единого широкого фронта против мусульман. Благосклонно относилась к Мальтийскому ордену и Екатерина Великая. Да и сами рыцари-монахи искали союза с Россией в борьбе против турок.

Но особенно благоволил к Мальтийскому ордену Павел I. Конвенцией от 4 января 1797 года он учредил в Российской империи великое приорство иоаннитское со «всеми теми отличностями, преимуществами и почестями, коими знаменитый орден сей пользуется в других местах по уважению и благорасположению государей». Павел I предусмотрел также и правила приема в ряды новых российских «рыцарей церковных». А 29 ноября 1798 года российский император был избран великим магистром державного ордена госпитальеров. С этого момента Мальтийский крест стал вровень с двуглавым орлом Российской империи, а к императорскому титулу по высочайшему указу повелено было прибавить слова: «и Великий Магистр Ордена Св. Иоанна Иерусалимского». Сохранился указ, который подписал Павел I:

«Прокламацией), учиненную пред Нами ноября в 29-й день, Мы, приняв на Себя титул великого магистра издревле столь знаменитого и почтения достойного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, высочайше повелеваем Сенату Нашему включить оный в императорский титул Наш, предоставляя Синоду поместить оный по его благоусмотрению».

Тогда же была учреждена и гвардия великого магистра, состоящая из 189 человек. Рослые гвардейцы, одетые в красные мальтийские мундиры, занимали в Зимнем дворце внутренние казармы, а во время торжественных обедов, на балах и в театре один из мальтийцев тенью следовал за императором, оберегая его от невидимых недругов.

Художник Владимир Боровиковский нарисовал портрет императора Павла I в одеянии высшего иерарха Мальтийского ордена. Портрет висел в так называемой Романовской галерее Эрмитажа.

Между прочим, титул великого магистра был присвоен Павлу I незаконно. В ежегоднике, который издается Мальтийским орденом в Риме (номер за 1989 год), написано: «Провозглашение женатого некатолика главой католического религиозного ордена было полностью незаконным, неправомерным и никогда не признавалось Святым престолом. Несмотря на то, что Павла I признали многие рыцари и ряд пра* вительств, его необходимо рассматривать как вели* кого магистра де-факто, но ни в коем случае не де-юре». Именно поэтому папа Пий VI ограничился лишь устным согласием в отношении императора всероссийского.

Во времена правления Павла I медные маленькие восьмико- нечные кресты, так называемые донаты ордена Св. Иоанна Иерусалимского, выдавались всем нижним военным чинам за двадцатилетнюю «бесгкУ рочную службу».

Зато сын Павла I отменил Мальтийский крест. Уже на четвертый день своего пребывания на троне Александр I объявил, что «в знак доброжелательства и особого благоволения» он принимает госпитальеров под свое покровительство, но отказывается возложить на себя титул великого магистра. Вслед за этим император приказал отменить изображение Мальтийского креста в российском государственном гербе, а в 1817 году было высочайше объявлено, что «после смерти командоров св. Иоанна Иерусалимского наследники их не наследуют звания командоров и не носят знаков ордена по тому уважению, что орден в Российской империи более не существует».

Любопытна одежда членов Мальтийского ордена. В те времена, когда иоанниты выполняли в большей степени функции монахов, а не рыцарей, они одевались в черные суконные мантии. На левом плече одеяния нашивался большой крест из белого материала. По мере превращения монашеского ордена госпитальеров в военное сообщество для рыцарей было введено другое одеяние: красный супервест с нашитым на груди Мальтийским крестом, поверх которого надевались блестящие латы. Женщины - члены ордена носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом.

Мальтийский орден существует и поныне. В 1988 году его численность составляла более 100 тысяч человек. Попасть туда неаристократам до сих пор чрезвычайно трудно, а высшими иерархами ордена могут быть только люди из аристократических семейств, имеющих, по меньшей мере, трехсотлетнюю генеалогию и свои фамильные гербы. В наши дни Мальтийский орден выпускает свои марки, монеты и паспорта и поддерживает дипломатические отношения с пятьюдесятью странами. Он проводит большую работу по традиционному направлению - фактически осуществляет функции Красного Креста и занимается благотворительной деятельностью, содержит множество больниц, госпиталей, домов для престарелых и медицинских служб в разных странах. По сути, Мальтийский орден, объединяющий 10 тысяч кавалеров всех национальностей и 1 миллион ассоциированных членов, является одной из наиболее крупных благотворительных организаций в мире.

Рыцари Мальтийского ордена также активно занимаются политикой, разведывательной и шпионской деятельностью.

В России Мальтийские кресты на своих гербах имели: города Зеньков и Миргород Полтавской губернии, города Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии, город Ковель Волынской губернии и другие.

В филателии это первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Крест тамплиеров

Восьмиконечный крест. Силы расположены по окружности.

Первые сведения о монашеско-рыцарском ордене дает историограф Гийом Тирский, писавший между 1169 и 1184 годами. Согласно Гийому Тирскому, «бедное рыцарство Христово и Храма Соломонова» было создано в 1119 году бургундским рыцарем Хуго

Пэйнсом и его восемью сподвижниками. Свое название - тамплиеры или храмовники (рыцари Храма) - эти воины-монахи полу- чили потому, что их первым пристанищем служило помещение, находившееся в южной стороне дворца иерусалимского короля Болдуина I и примыкавшее к церкви Гроба Господня. В свое время оно было мечетью аль-Акса, святыней мусульман, огромным сооружением XI века. На том же месте, по преданию, находился храм царя Соломона. По-французски храм - «тампл» (temple), отсюда и название ордена. По замыслу его создателей орден должен был охранять хлынувших в Палестину после победы крестоносцев паломников и местных христиан от мусульман, а также все дороги из Яффы в Иерусалим. Это монашеское братство и было задумано изначально как военная организация. Тамплиеры давали три обета, в частности обет бедности. Их символом стал красный крест на белом фоне.

В 1127 году все девять рыцарей возвратились в Европу, где были встречены с триумфом. Сам св. Бернар Клервосский написал в их честь трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал появление «монахов по духу, воинов по оружию». В 1128 году на синоде в Труа при содействии св. Бер-нара Клервосского был выработан устав, и орден получил санкцию со стороны папы и иерусалимского патриарха. Под белым плащом, который, согласно предписанию папы Евгения III, был украшен красным крестом, тамплиеры носили оружие и латы. Их военная деятельность явно превалировала над монашеской.

Несмотря на обет бедности, орден тамплиеров процветал. К 1130 году он уже располагал обширными земельными владениями в Европе. Орден вел самостоятельную политику, в том числе и финансовую.

После потери Иерусалима тамплиеры упрочились в так называемом Храме паломников под Агрой. После падения Агры они устроили свою резиденцию на Кипре, а затем окончательно перебрались в Европу. Особенно много их осело в Лангедоке на юге Франции.

Богатство и независимость тамплиеров вызывали зависть со стороны властителей разных стран. Начались преследования и аре- сты, рыцарей обвиняли в поклонении дьяволу, в том, что они отказались от Господа, попирали крест ногами и плевали на него, их наделяли оккультной силой. Король Филипп IV пытал, бросал тамплиеров в казематы, сжигал их на костре. Под его давлением папа Климент V 3 апреля 1312 года на заседании XV Вселенского собора огласил буллу «Vox clamantis» («Глас вопиющего»), согласно которой орден тамплиеров был распущен. А через месяц появилась новая папская булла «Ad providam Cristi vicarii» («Попечением наместника Христова»), которая содержала перечень практических вопросов, связанных с ликвидацией ордена. В частности, запрещалось носить орденские одеяния и называться тамплиером. В начале XV века орден был уничтожен.

Но не окончательно. Многие тамплиеры вошли в

состав Тевтонского ордена или перешли к иоанни-там. В Португалии храмовники были оправданы судом ив 1318 году изменили свое название, став «рыцарями Христа». Под таким названием орден сохранился до XVI века. Рыцарем ордена Христа был, например, знаменитый мореплаватель Васко да Гама. На средства ордена Христа были снаряжены океанские экспедиции, открывшие острова Азорские, Зеленого мыса, Бижагош, обследовавшие реки Сенегал и Гамбия. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиер-скими крестами. Под этими же флагами каравеллы Христофора Колумба «Санта-Ма-рия», «Пинта» и «Нинья» пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор Багамского архипелага.

Но и на этом история ордена тамплиеров не закончилась. Рыцари-тамплиеры в их современном виде обосновались во многих странах. Так, в 1785 году на праздновании дня Иоанна Евангелиста тамплиеры в полном торжественном облачении прошли по улицам английских городов. В 1873 году различные тамплиерские ордены Англии и Шотландии объединились в так называемый Генеральный конвент. А в 1910 году различные тамплиерские организации в западных странах заключили между собой так называемый конкор- дат.

Самое большое распространение орден тамплиеров получил в США. К концу 1930 года там насчитывалось 434 тысячи членов.

Любопытна процедура приема в члены ордена.

Она несколько напоминает средневековую. Так, комната, где происходит церемония, увешана различными флагами. Над находящимся на востоке алтарем висит знамя: красный крест на белом фоне, рядом - два небесно-голубых знамени с рисунком жертвенного агнца (символическое изображение Христа) и там-плиерским крестом.

Кстати, в конце XIX века в Германии и Австрии был основан «Орден новых тамплиеров». В качестве эмблемы новые «рыцари Церкви» избрали свастику.

Якорь-крест

Якорь с древнейших времен в силу своего особого назначения, связанного со спасением жизни человека, считался предметом священным и обожествлялся. Следы поклонения якорям как культовым предметам прослеживаются еще в Древнем Риме. Так, на египетском побережье Красного моря находилось святилище, сооруженное полностью из каменных якорей. Как свидетельствуют надписи на камнях, его построили в честь плавания в Пунт при Се-сострисе I (1972-1928 гг. до н. э.). Известно, что писатель II века н. э. Арриан, автор книги «Поход Александра», посетил фасианское святилище, в котором хранились многочисленные жертвенные якоря с корабля Арго. Имеются и другие свидетельства того, что священным якорям поклонялись, им приносили жертвы, у них молились. Сохранялись эти якоря в специальных храмах, посвященных богам морей и рек. Наиболее могущественные из храмов участвовали в чеканке монет с изображением водных божеств или священных якорей. Св. Климент, указывая на известность якорей в языческом мире, пишет: «...и якорь морской, который Селевк велел выре- зать». История этого якоря такова:

«На монетах македонских царей из рода Селевки-дов изображали якорь по семейному преданию, которое уверяло, что мать Се-левка Никатора видела во сне, что зачала сына от Аполлона, и, проснувшись, нашла в постели своей виденное ею также во сне кольцо с вырезанным якорем. После рождения у Селевка на бедре оказалось изображение якоря. В воспоминание такого предания Селевк Никатор (312- 281 до Р. X.) поместил изображение якоря на своих монетах». (А. Уваров. Христианская символика. М., 2001, стр. 202-203).

Монеты с изображением якорей хорошо известны в Греции, Сирии, Финикии, Карфагене, Риме. Вот так выглядели священные якоря на монетах этих стран в IV-I вв. до н. э.

Сразу бросается в глаза, что изображение якоря язычников очень напоминает крест. Неудивительно, что этот языческий символ взяли на вооружение христиане.

Кресты такой формы были найдены на Солунской надписи II - начала III века; на предметах, обнаруженных в Риме и Галлии и датированных соответственно 230 и 474 годами; и «в пещерах Пре-текстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» (А. Уваров. Христианская символика. М., 1908, стр. 114).

Значение якоря как священного символа сохранилось и в раннем христианстве. Известно, что в первые века нашей эры христиане изображали якоря и кресты на камнях своих перстней.

Причем якорь в таких изображениях отождествлялся с крестом уже явно, так как сопровождался «монограммой Христа».

Если язычники возлагали на якорь свою надежду на спасение в материальном смысле, то у христиан он получил такое же символическое значение. По слову апостола Павла, якорь есть надежда: «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр., VI, 18,19).

Поэтому со временем, освященный словами Апостола, якорь сделался у христиан символом надежды.

В якоре христиане видели также и символ веры, о чем свидетельствует заглавие сочинения Епифания Кипрского «Якорь веры».

Поскольку греки и римляне тоже пользовались этим знаком, христиане стали применять якорь для символического прикрытия креста от поругания неверных.

Якорь стали связывать с рыбой - символом христианства. Он сделался аллегорическим изображением креста.

Известны и стилизованные якоря-кресты такого вида.

Еще одно любопытное наблюдение. Среди ранних «монограмм Христа» есть монограммы VIII века с буквами а и Q по сторонам. «Альфа» и «омега», первая и последняя буквы греческого алфавита, символизируют здесь начало и конец всего сущего.

В этом символе «омега» поразительно напоминает якорь-крест. Быть может, в Древней Греции в основу последней буквы алфавита было положено изображение рогов якоря, как символа конца пути? Ведь еще в Древнем Вавилоне существовала практика ставить в конце документа крест как знак завершенности.

Налицо соединение символов якоря, креста и «омеги» в единый духовный символ веры, надежды, конца пути, священного кре- ста, на котором распяли Спасителя.

Якорь и крест постоянно изображались на монетах Херсонеса. В IX-XII веках символами соединения якоря и креста были украшены храмы Херсонеса.

С X-XI веков «двузубные» и «трехзубные» символы якоря уже с новым христианским содержанием начинают распространяться в Киевской Руси.

В 1912 году в Киеве около Десятинной церкви была найдена свинцовая печать князя Святослава Игоревича с символом якоря в виде «двузубца». Над ней изображен крест.

На монетах Владимира Святославича и Ярослава Мудрого изображены стилизованные символы якоря («трезубцы»), увенчанные изображением креста.

Позже якорь и крест стали соединяться в едином символе - якорь-крест.

Так, во времена запорожского казачества в гербах войск Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы главным геральдическим символом был якорь-крест.

И сегодня иногда купола церквей украшают кресты с якорем в основании.

Кросс-кресты, или перекрестные (перекрещенные) кресты

Это четырехконечные кресты, концы которых перекрещены. Их несколько видов.

Этот крест имеет языческое происхождение. Он был найден в Никополе на фрагментах обмотанной бинтами мумии. Хранится в Британском музее.

Германский или Тевтонский крест. Четыре крестика на концах символизируют 4 Евангелия. У гностиков это знак четырех таинств (философских начал).

В Англии этот крест известен с 1290 года и носит название Чаринг-крест или крест Элеоноры, в память королевы, жены Эдварда I. Как утверждают, она спасла жизнь короля, высосав яд отравленной стрелы из его раны во время восьмого и последнего крестового похода в 1270 году. Когда королева Элеонора скончалась в Харби неподалеку от Линкольна 29 ноября 1290 года, ее тело (за исключением внутренностей, которые были захоронены в Лин-кольнском соборе) было доставлено в Вестминстерское аббатство в Лондоне. На каждой стоянке, где погребальный кортеж останавливался на ночь, позднее был воздвигнут крест. Из первоначальных двенадцати крестов сохранилось только три - в Геддингтоне, Нор-тамптоне и Волтаме. Наиболее известный из крестов Элеоноры, находившийся в деревне Чаринг на полпути между тогдашним Лондоном и Вестминстером, был снесен пуританами в 1647 году. Существующий в настоящее время аналог Чаринг-креста воссоздан по рисункам двести лет спустя и занял место во дворе железнодорожной станции Чаринг-кросс в 1863 году.

Крест Смоленский. Известен энколпион такого вида (XIV век, новгородская работа).

Крест виселицеобразный, или крест потанс (от французского potence - виселица), состоит из четырех тау-крестов. Его называют также крест Антони-евский, двойной головчатый. Эта форма креста широко применялась при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений; часто используется в геральдике.

Крест круассанте, или крест с полумесяцами на концах, представляющих четыре фазы Луны.

Создатель этого креста выразил идею о распространении христианства по всему миру, продлив крест на каждую из четырех сторон света.

Крест Небуле.

Иерусалимский крест, или крест крестоносцев

Этот крест с ответвлениями, заканчивающимися малыми крестами, указывает на вездесущность Благости, благодаря многочисленным отражениям божественного центра. В то же время они непостижимым образом связуют крест с квадратом. Кроме того, большой крест символизирует Иисуса Христа, маленькие кресты -авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на четыре стороны света. И наконец, пять крестов вместе могут также символизировать раны Спасителя.

Во время Крестовых походов этот символ - пять золотых крестов на серебряном фоне - был гербом Иерусалимского королевства. В качестве герба его использовал герцог Нижней Лотарингии Готфрид

Бульонский, который стал первым правителем Иерусалима после его освобождения от мусульман в конце первого крестового похода в 1099 году.

Слово «крестоносец» происходит от креста, который воины несли на своих знаменах, щитах и одеждах как символ христианской веры и их миссии. Во время восьмого крестового похода, или «Войны крестов», который продолжался до 1272 года, крестоносцы уже применяли кресты самой разной формы. Они служили им отличительными знаками. К тому же каждое государство стало изображать свой крест определенным цветом. Согласно английскому автору XIII века Мэтью Пари, у Англии был белый цвет креста, у Франции - красный, у Фландрии - зеленый, у Италии - синий или голубой, у Испании - «джульс» (геральдический красный); крестоносцы Шотландии несли крест св. Андрея, тамплиеры - красный восьмиконечный на белом фоне, рыцари ордена Св. Иоанна Иерусалимского - тоже восьмиконечный крест, позже получивший название Мальтийского креста.

«Числа... . История человечества - это история лунного... прошлое там иное - с иными событиями, ... очень древний мистический символ - ... переводе с латыни - крест ). Крест и платок. В... история повторилась, и тайную эстафету принял другой народ? «Все ...

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Здравствуйте уважаемые форумчане!!!

В 14 лет меня на вокзале остановила цыганка (наверно для "развода"), но посмотрев в глаза она сказала, что я отмечен мальтийским крестом и, что это моя и боль и радость, и самое смешное пыталась денег мне дать!
Будучи молодым я не обратил внимания на эту "ересь", но в течении жизни это повторялось, мне об этом говорили несколько, независимых от друг друга, человек.
Я сам, восточной национальности, по родове буддист - по жизни умеренно верующий в нечто высшее, чем просто человек. В силу национальной принадлежности склонен к Буддизму, но не отрицаю ни Коран, ни Библию (в православном направлении).

Так вот у меня возник вопрос - что такое быть отмеченым мальтийский крестом???

Для информации - по жизни, кроме, ни чем не обоснованного огромнейшего самомнения, что я рожден для великих дел, и метки на правом плече в виде "2" повернутой в другую сторону (или в другой интерпретации "голова коня"смотрящего в право) - ни чем не отличаюсь от простого человека.

Возраст - в этом году будет 41 год.

Буду рад любой информации или толкованию!

Заранее спасибо...

« Последнее редактирование: 16.06.2010 от Каторжанин »

Записан

Доброго времени суток!

Никогда раньше не слышала о отметинах мальтийским крестом на людях. Чаще подобным образом отмечают обстоятельства или предметы. И раз вам в ваше эфирное поле миру понадобилось вкладывать информацию о мальтийском кресте, причем делать её видимой для незащищенной категории граждан, подозреваю что это важно.

Давайте вместе разбираться.

Что такое мальтийский крест? С одной стороны это - четырех лучевая равносторонняя звезда, с другой уравновешивающий четыре стороны знак-символ.

В древности шаманы когда хотели перенести объект из этого мира в мир сновидений (сделать значимым) помечали это орнаментом очень похожим на мальтийский крест. С этой точки зрения вам предстоит совершить некое важное действие напрямую от вас не зависящее. Но коренным образом повлияющее на судьбу вашего рода. Полагаю подобная отметка у вас сидит в рецессивном признаке, и передается по наследству. Что очень характерно для наследников ариев. И потомков древних индусов.

Ответ на ваше предназначение можно былоб поискать в книгах написанных на санскрите.

А. Дюма
Мальтийский крест, может быть пожалован только человеку из знатного рода, известного не менее двухсот лет.
Мальтийский крест, или орден Святого Иоанна Иерусалимского, - знак отличия военно-монашеского Мальтийского ордена; существовал в виде награды ветвей ордена, обосновавшихся в ряде европейских стран; в Италии жаловался лицам дворянского происхождения и христианского вероисповедания, сделавшим необходимый взнос в кассу ордена; представляет собой золотой эмалированный четырехконечный крест с раздвоенными концами; носился сначала на четках, затем на шейной цепи или в петлице.
Сам же военно-монашеский Мальтийский орден (орден Святого Иоанна Иерусалимского, или орден иоаннитов, госпитальеров) был основан в 1099 г. в Палестине крестоносцами для обороны их владений от мусульман. Орденские рыцари приносили обеты послушания, бедности, целомудрия и т.д., но, кроме того, обязывались ухаживать за больными, для чего организовали в Иерусалиме госпиталь с церковью во имя святого Иоанна Иерусалимского при нем, чем и объясняется наименование «госпитальеры». После изгнания крестоносцев из Пилюгины иоанниты обосновались сначала на острове Родос, а с XVI в. - на острове Мальта, откуда в 1798 г. были изгнаны захватившими остров французами В кон. XVIII в. центр ордена переместился в Россию (при этом русский император, как его великий магистр, получил право жаловать орденские знаки Иоанна Иерусалимского, которыми был награжден, например, А.В.Суворов), а в нач. XIX в. - в Италию под покровительство римского папы. В конце того же столетия орден превратился в благотворительную организацию.

ВИКИПЕДИЯ
Мальтийский крест - восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII веке в Палестине). В XIII веке при магистре Раймунде де Пюи орден стал вселенским, как сама церковь, разделённым на восемь (универсальное число направлений пространства) «языков», представляющих главные государства феодальной Европы. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как: и красную мантию с вышитым белым шёлком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей. Орденская печать изображала больного на ложе с таким же крестом в головах и светильником в ногах.

Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире. В 1807 году российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

Сейчас этим крестом пользуются санитарные бригады святого Иоанна (Англия). «Мальтийский крест» - первый почтовый штемпель.

Мальтийский Крест
Мальтийский Крест, без сомнения – это исторический символ. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста.

В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст – о Его воскрешении. В любых других случаях крест – нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.

Мальтийский крест использовался у Рыцарей острова Мальта, и служил для индентификации самих рыцарей и отличия от их врагов. Орден Рыцарей Мальты, также известный как Рыцари Святого Джона, или Орден Госпитальеров, являлся религиозным слоем общества, и был основан примерно в 1070 году. Главной задачей Ордена была помощь и охрана паломников, следовавших к Священной Земле. Постоянно участвуя в походах, боях и стычках, в 1136 году Рыцари Мальты из религиозного слоя общества полностью перешли в разряд военных. В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни – белый крест с восемью острыми окончаниями.

Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:
Жить правдой
Жить с верой
Раскаиваться в грехах
Доказать смиренность
Уважать правосудие
Быть милосердным
Быть искренним и чистосердечным
Выдерживать жестокость

Если судить исходя их вышеизложенного - ко мне это не может имееть отношения.

Может быть дело в самом изображении МК???

« Последнее редактирование: 18.06.2010 от Каторжанин »

Записан

Добродетелей. Тем самым крест открывает посвященному не только символ веры, но и
свою воинскую принадлежность.

Раз уж мы заговорили о крестах, будет нелишним напомнить, что
крест - это не изобретение христианства. Как официальный символ христианской
веры, крест утвердился только в VI веке нашей эры.
Основные виды крестов были широко распространены задолго до христианства. Это и
греческий крест, и
латинский крест, и кельтский крест, и, конечно, крест анх,
пришедший из Египта сквозь такую толщу веков, что и подумать страшно. Изначально
крест рассматривался исключительно как охранительный, или мужской, фаллический
символ. Особняком здесь стоят кельтский крест и все тот же крест анх, как
символы гармонии, мужского (крест) и женского (круг) начал. При этом вполне
вероятно, что кельтский крест как символ - это британская вариация анха. Хотя,
конечно, история знает немало примеров того, как в умные головы входили одни и
те же мысли. Нужно было тольо уметь их улавливать, чем в совершенстве владели
жрецы и друиды древности.