Последние статьи
Домой / Оформление документов / Указ N4 «О ликвидации удельного княжеского титула Горчаковых и отзыве герба Горчаковых Верхнеокских уделов Черниговского Княжества» Черниговским Княжеским Династическим Домом. Указ N4 «О ликвидации удельного княжеского титула Горчаковых и отзыве герба Гор

Указ N4 «О ликвидации удельного княжеского титула Горчаковых и отзыве герба Горчаковых Верхнеокских уделов Черниговского Княжества» Черниговским Княжеским Династическим Домом. Указ N4 «О ликвидации удельного княжеского титула Горчаковых и отзыве герба Гор

    В Бархатной книге родоначальником Горчаковых указан князь Роман Иванович, помещённый в 15-е колено от Рюрика, т.е. праправнук святого князя Михаила Черниговского. Его потомки были удельными князьями перемышльскими и козельскими. Никаких доказательств существования этой фигуры не обнаружено. Как справедливо указывает Г. А. Власьев

    Сохранившиеся документы оставляют вопрос о происхождении Горчаковых открытым, т.к. ранние поколения по своей малозначительности упоминаются в источниках весьма эпизодически. Более того, в документах 1-й половины XVI века прозвище «Горчак» носят сразу несколько князей. Надеясь разрешить это затруднение, П. Н. Петров пытался выводить Горчаковых от ярославских князей Морткиных (чему, однако, противоречит расположение горчаковских вотчин в верховьях Оки, в частности, в Болховском уезде). Нельзя исключать, что все три основные ветви Горчаковых имеют совершенно разное происхождение.

    Прозвище родоначальника княжеской фамилии «Горчак» может быть объяснено из названия рыбы «горчак» . Н. А. Баскаков допускает тюркское происхождение этого прозвища.»

    А также, в связи с другой заявленной в 1918-м году князем Горчаковым С.В. идентичностью, крымско-татарской, что засвидетельствовано в документах Крымского Краевого Правительств во главе с Сулейманом Сулькевичем, Джефаром Сейдаметом и графом Татищевым в ходе подготовки перехода Крымского Ханства из под юрисдикции УНР во главе с Гетманом П.П.Скоропадским и Князем А.Н.Долгоруким, Главнокомандующим армией УНР, под покровительство Германии и Турции:

    В июле 1918 года правительственная делегация под руководством В. С. Татищева посетила Берлин с целью добиться признания германским правительством независимости Крыма от Украины, получить от него займы и установить торговые отношения с Германией. Негласно германскому правительству была также предложена докладная записка Крымско-татарской директории о создании Крымского ханства (под покровительством Германии и Турции).

    ° (Матве́й (Мацей) Алекса́ндрович Сульке́вич (белор. Мацей Аляксандравіч Сулькевіч , азерб. Süleyman bəy Sulkeviç , также известный как Магомет Сулейманович Сулькевич, Сулейман Сулькевич и Мамед бек Сулькевич, 20 июля 1865, имение Кемейшы Лидского уезда Виленской губернии, ныне деревня Вороновского района Гродненской области, Беларусь - 15 июля 1920) - русский и азербайджанский военачальник, крымско-татарский деятель, генерал-лейтенант),

    • Джафер Сейдамет. Джафар (Джафер, Джефер) Сеид Сейдамет, в 1930-е годы принял фамилию Кырымер (1 сентября 1889, село Кизил-Таш Ялтинского уезда Таврической губернии Российской империи - 3 апреля 1960, Стамбул) - российский политик, идеолог и один из лидеров крымскотатарского народа в период Гражданской войны, министр иностранных дел в крымских краевых правительствах Номана Челебиджихана (Челеби Челебиева);
    • Министр финансов, промышленности, труда и торговли и временный руководитель министерства юстиции - граф Татищев В. С. Граф Влади́мир Серге́евич Тати́щев (1865-1928) - банкир, действительный статский советник, чиновник особых поручений.


  • Герб Чернигова Верхнеокских уделов. Записан в V часть родословных книг Московской и Калужской губерний.
  • Этим Указом данный герб может считаться отозванным, а использование герба и титула Князя Верхнеокских уделов Черниговского Княжества кем-либо из Горчаковых, может считаться незаконным.

От имени ОО «Ассоциация Защиты Дворянской Символики Украины», Указ вступает в действие с момента его опубликования на сайте, скрепленный подписью Главы организации и печатью организации.

Глава Общественной Организации «Защиты Дворянской Символики Украины»

Долгий Е.С.


Город Чернигов впервые упоминается в русских летописях под 907 годом в тексте договора между князем и . Однако очевидно, что к этому времени город уже существовал как поселение северян. Черниговское княжество было образовано в 1023 или 1024 году, когда тмутараканский князь занял Чернигов. попытался завладеть и Киевом, но предпочёл заключить мир с . По договору 1026 года Русская земля оказалась фактически разделена Днепром на две части: правобережье принадлежало киевскому князю, а левобережье – черниговскому. умер бездетным, и Чернигов вновь оказался присоединён к Киеву. Однако , незадолго до смерти раздавая уделы сыновьям, вновь выделил Чернигов в отдельное княжество. Досталось оно , с которого пошёл род черниговских князей. От двух сыновей – и – пошли две ветви черниговских князей, Давыдовичи и Ольговичи. В XI – XII веках их представители претендовали на старшинство среди Рюриковичей и участвовали в междоусобной борьбе за киевский великий стол. Старшая ветвь, Давыдовичи, пресеклась в 1166 году. Младшая, Ольговичи, разделилась ещё на две: потомков и Ольговичей.

Черниговский стол считался вторым по "престижности" княжеским столом Древней Руси после киевского. На нём обычно сидел князь, второй по старшинству среди Рюриковичей согласно лествичному праву. По размерам же Чернигов практически не уступал Киеву. Взорам приходящих в город путников открывался величественный и необычайно красивый вид: над низкой бревенчатой застройкой возвышались, сверкая золотом, купола храмов, башни теремов и княжеских дворов.

К началу XIII века Черниговское княжество занимало обширную территорию, в основном, на левом берегу Днепра. Его владения простирались на северо-восток до Мурома и Рязани и на юго-восток до Великой Степи. Кроме Чернигова на территории княжества были такие крупные города как Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. В 1239 году Чернигов был разорён монголо-татарами и пришёл в упадок. После гибели князя в 1246 году Черниговское княжество распалось на уделы: , и . Разорённый татарами Чернигов уже не мог выполнять функции стольного города, и княжеский стол был перенесён в Брянск: местные правители стали носить титул князей брянских и великих князей черниговских. В XIV веке продолжилось дробление Чернигово-Северских земель на мелкие уделы. В 1357 году Брянск был захвачен великим литовским князем . лишилось самостоятельности, но ещё некоторое время сохраняло автономию в составе . Последним князем брянским и великим князем черниговским был , убитый в 1401 году во время восстания в Смоленске.

В течение XIV века были ликвидированы и остальные уделы Черниговского княжества, а их правители стали служилыми князьями великого литовского князя. В середине XV века некоторые бывшие черниговские земли были пожалованы князьям, бежавшим в из , в результате чего были восстановлены такие удельные княжества как , . Однако уже в XV – XVI веках потомки удельных князей вернулись под юрисдикцию , сохранив свои владения, но став простыми служилыми князьями.

Черниговские князья

1023-1036
Под непосредственным управлением Киева 1036-1054
1054-1073
(1) 1073-1076
(1) 1076-1077
(1) 1077
(2) 1077-1078
(2) 1078
(2) 1078-1094
1094-1096
1097-1123
1123-1127
1127-1139
1139-1151
(1) 1151-1154
(1) 1154-1155
(2) 1155-1157
(2) 1157-1164
1164-1177
1177-1198
1198-1202
1202-1204
1204-1210
1210-1214
1214-1219
1219-1223
(1) 1223-1235

Оригинал взят у bovdo в Разорвавший небо (часть V)

Последнюю версию происхождения нашего герба я оставил вам на сладкое. Она относится к второстепенным, но даже среди второстепенных стоит особняком и «серьёзные» историки, если есть возможность, предпочитают её вообще не упоминать. У этой версии нет общепринятого наименования; чаще всего её расплывчато называют местная . Исходит она из того, что двуглавый орёл был известен на Руси задолго до 1497-го года.

Начать анализ этой версии хочу издалека, с цитаты из хроники Саксона Грамматика «Деяния данов». Описывая подвиги датчан, Саксон Грамматик попутно оставил нам ценнейшие и обширнейшие свидетельства и об их противниках. В частности, он детально описал быт и нравы западно-славянских племён, с которыми датчане испокон враждовали.

Священным городом прибалтийских славян была Аркона , где стоял храм бога Свентовита (хотя, скорее всего иноязычные летописцы исказили так славянское имя Святовид или Световид ).

Вот, что пишет Саксон о скульптуре Свентовита, стоявшей в арконском святилище: «В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две - со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела ».

Свентовит Константина Васильева заметно отличается от описания Саксона Грамматика, но от этого не менее впечатляющ.

А вот, свидетельство Саксона о символах верховного божества славян: «Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской ».

Не кажется ли вам, что приведённая цитата содержит все ключевые слова нашей темы? Во-первых, у славян многоголовые божества были обычным явлением. Во-вторых, орёл был у них священной птицей, ещё во времена Арконы (а это с VI по XII век ). Вопрос лишь в том, как два этих постулата совместить. Другими словами, был ли известен в славянском мире конкретно двуглавый орёл как таковой.

Масса свидетельств говорит о том, что однозначно был! Г.П. Дурасов и А.К. Амброз собрали на Русском Севере целую коллекцию вышивок с двуглавыми орлами. Наша ещё по «Горной фантазии равнинных обитателей » добрая знакомая, чудесная женщина и замечательный учёный Светлана Васильевна Жарникова накопленный материал обобщила в работе «О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа ».

Узор на рушнике…

…и несть им числа!

Накопила, обобщила и выводы сделала такие, что хоть стой - хоть падай:

...Мотив двуглавого орла, довольно декоративный, несколько сказочный и в то же время лаконичный, не был чужд по своей структуре народному орнаменту. И он органично вписался в древние орнаментальные композиционные схемы, заняв самый центр этих композиций. Сейчас, наверное, стало уже общим местом утверждение, что центр любой орнаментальной схемы семантически более важен, чем его периферия, но в нашем случае хочется вновь подчеркнуть это.
В композициях с двуглавым орлом царственная птица действительно всегда находится в центре, но вошла она в данную композиционную схему сравнительно недавно, не ранее XVII в. По обе стороны от этой центральной фигуры почти всегда располагаются орнаментальные, стилизованные, симметричные изображения птиц, коней, деревьев, женщин с поднятыми или опущенными руками. Все они составляющие очень древней композиционной схемы, в которую органично вписался, не сломав её, на рубеже XVII-XVIII в.в. двуглавый орёл...

Значит, Светлана Васильевна, не ранее XVII века , говорите… То есть, сколько-то там тысяч лет, чуть ли не с неолита, существовала некая орнаментальная композиция. А потом, «на рубеже XVII-XVIII в.в. »(с), под влиянием государственного герба, которого они в кабаке подглядели, начали простые селяне в эту композицию включать стилизованного двуглавого орла. Причём, вышивали его не где-то в сторонке, с краешку, чтобы потом стереть можно было, а в самом центре. В том самом, который «семантически более важен », чем периферия. Не велика ли, спрашивается, честь?

Народные узоры и орнаменты это не просто беспорядочный набор геометрических фигур – это совокупность канонизированных изображений. Они ткутся или вышиваются по правилам, не менее строгим, чем правила, по которым пишутся иконы. Потому, что сакральная их нагрузка одинакова. Любой узор – это, прежде всего, оберег; он наносился на одежду или ритуальные рушники не для красоты, а для того, чтобы оградить их носителя от нечисти. Включить в обережный узор новый неканонический компонент означает разрушить всю сакральную защиту.

Судите сами: на Руси была масса почитаемых и особо почитаемых православных святых, но ни один из них за всю тысячу лет христианства не удостоился чести быть включённым в традиционные народные орнаменты. Даже условно-схематично, на уровне намёка. Тем более не мог быть включён в сакральную схему иноземный, не имеющий духовной нагрузки символ. Раз двуглавый орёл нашёл своё место в традиционном узорочье, значит, он был, как минимум, не чужд народной сакральности.

Двуглавые орлы в народном исполнении встречаются не только на вышивках, но и на наличниках (окно дома, как участок контакта с внешним миром, нуждалось в особой сакральной защите, поэтому расписным наличникам придавалось такое большое значение – они тоже выполняли функции оберега ).

Наш климат сослужил нам недобрую службу. Это на нищем и бесплодном Ближнем Востоке основной строительный материал – камни и глина. На камне, как известно, уж, если что высечешь, то на века. Так же и глиняным табличкам не страшны ни грызуны, ни пожары, ни наводнения. А в нашем природном поясе всё или практически всё имело растительное происхождение – крепости и избы строили из древесины, нитки пряли из льна и конопли, писали и то на бересте…

В результате, скудные ближневосточные каменно-глинобитные артефакты дошли до наших дней в приемлемом состоянии и в почти полном объёме, а наше богатейшее наследие практически целиком сгинуло в водовороте человеческих и природных стихий.

Рубахи и рушники – крайне ненадёжный информационный носитель; время берёт своё и любая ткань со временем истлевает. Сгнивают и превращаются в труху деревянные наличники. Гибнут в пламени пожаров, разъедаются плесенью или рассыпаются от ветхости берестяные грамоты… Поэтому не будем осуждать Светлану Васильевну Жарникову за скоропалительные выводы – действительно, материальных свидетельств старше XVII века до нас дошло микроскопически мало.

А те, что дошли… от нас тщательно скрывают! Потому, что скрывать очень даже есть чего! Ну, как, например, широко огласить информацию, что первое в Европе одиночное изображение двуглавого орла, датируемое Х веком, было обнаружено археологами у нас, в России, под Смоленском, в кладе из Гнёздовского кургана ещё в 1867 году ?! А как же западная теория? А как же византийская? А как же тонны диссертаций, по мотивам этих теорий понаписанных? А как же толпы кандидатов и докторов, эти диссертации позащищавшие? Их куда девать? Степеней лишать и в дворники? – Так, на всех мётел не хватит…

Серебряная пряжка из Гнёздовского клада – самое раннее в Европе самостоятельное и самодостаточное изображение двуглавого орла.

Аналогичные изображения на бляшках и подвесках, относящиеся к тому же времени, что и пряжка из Гнёздовского клада, найдены в Киеве и под Белгородом. Такими подвесками украшали одежду и пояса княжеские дружинники. А под Вологдой откопали наконечник ножен меча, украшенный стилизованным двуглавым орлом, датируемый 950-м годом… Одним словом, подавляющее большинство исторических теорий отталкивается от куда более зыбкой доказательной базы, но в их существовании историки заинтересованы, а в существовании этой – нет!

Самая свежая находка из этой серии раскопана совсем недавно, в 2009-м году под деревней Старое Ракомо Новгородской области – это свинцовая подвеска XI-XII веков. И вместо того, чтобы раструбить о ней на весь мир, раз и навсегда заткнув всяких прозападников и провизантийцев, об открытии предпочли промолчать в тряпочку.

Подвеска из Старое Ракомо.

Только вдумайтесь, история двуглавого орла на Руси достоверно отслеживается, минимум, с Х века! У Византии впереди полмиллениума; Хазарский каганат не только жив-здрав, но и вовсю процветает, а Венгрии, напротив, нет, так как венгры ещё даже не переселились в Европу; потрясают Ойкумену грозные печенеги и половцы, но никто и слыхом не слыхивал о каких-то монголо-татарах; собственно, сама Русь ещё не сформировалась, а двуглавый орёл уже чувствует здесь себя, как дома!

Сделаем-ка лирическое отступление . Я, в какой-то мере, тоже археолог. Историком называться я брезгую, фольклористом – не дерзаю, поэтому своему хобби я придумал собственное название – ментальная археология .

Если обычные археологи каждое лето отправляются на полевой сезон, ковыряются в археологических слоях и извлекают на свет божий битые черепки, с которыми не знают что делать дальше и они продолжают гнить в музейных запасниках так же, как гнили до этого в сырой земле, то я работаю, не выходя из дома. Мои раскопки я веду в фольклорных источниках и, если обычные археологи ищут материальные свидетельства прошлых эпох, я ищу свидетельства ментальные. Иногда это мне удаётся, как удалось, например, отталкиваясь только от сказок, доказать, что избушка на курьих ножках была на самом деле пригоризонтной обсерваторией . Вот и по нынешней нашей теме, кажется, раскопал я некий ментальный артефакт.

Есть в русском фольклоре такой персонаж второго плана – Ногай-птица (иногда может писаться через «а» в первом случае – Нагай ). Думаю, вам уже резануло по глазам абсолютное совпадение имени русской мифической птицы с именем татарского беклярбека, начавшего выпуск в Золотой Орде денег с двуглавыми орлами (см. часть II настоящего исследования ).

Нынешние трактователи в большинстве своём считают, что Ногай-птица – это грифон; лев с орлиными головой и крыльями. Зиждется это мнение на одной-единственной строчке из анонимного «Азбуковника» ХVI века, утверждающей, что, дескать, по суше Ногай-птица передвигается на четырёх лапах.

В остальных же произведениях, где фигурирует Ногай-птица – русских народных сказках «Молодильные яблоки » и «Иван-Медвежье ушко », белорусской народной сказке «Синяя свита навыворот сшита », апокрифе «Голубиная книга » – она ведёт себя вполне по-птичьи и демонстрирует поведенческие реакции, характерные для биологического класса Aves.

«Голубиная книга», вернее, ранние её редакции, свидетельствуют, что Ногай – это псевдоним, а настоящее её имя – Стратим или Страхиль . Это развевает все сомнения относительно её видовой принадлежности – это действительно птица, а не грифон. Более того, это личная птица или даже эманация славяно-языческого повелителя ветров – Стрибога . То есть, персонаж архаичный, на Руси хорошо знакомый.

Зададимся вопросом – как так случилось, что Стратим-птица получила псевдоним, производный от имени татарского темника? У меня напрашивается единственный ответ: когда на Руси увидели орлёные монеты Ногая, изображённого на них двуглавого орла просто узнали ! Русичи опознали в знаке на ордынских деньгах хорошо всем знакомую с языческих ещё времён Стратим-птицу. И с той поры имя татарского беклярбека стало ассоциироваться с этим мифологическим персонажем (или наоборот ).

Кстати, и сам Ногай успешно внедрился в наш фольклор. Помните такого хрестоматийного антигероя, как «Собака Калин царь »? Так вот это он и есть! Слово «ногай » переводится, как «собака »; а слово «кáлин » – как «толстый » (ордынский узурпатор, действительно, страдал избыточной массой тела ).

И, ведь, действительно, если Стратим/Ногай-птицу изображали в виде двуглавого орла на вышивках и наличниках, устный фольклор должен… нет, не должен, а обязан был сохранить сведения о ней. Хотя бы на уровне пояснений кто это и какую роль играет в сакральной защите. Ведь все эти элементы народного творчества – побеги, произрастающие из одного корня: вытканные или вырезанные из дерева узоры всего лишь визуализация того, о чём говорят сказки и былины.

То, что называется внутренним голосом, подсказывает мне, что к фольклору мы ещё вернёмся… вернёмся конкретно к сказкам про молодильные яблоки и про синюю свиту… а пока продолжим про двуглавого орла, как про знак и символ. При перечисленных предпосылках он просто не мог не попасть в русскую геральдику – двуглавый орёл становится официальным символом княжества Черниговского и княжества Перемышльского.

Герб княжества Черниговского.

Гербовый штандарт княжества Перемышльского.

На истории Перемышльского княжества стоит остановиться подробнее, поскольку она являет собой иллюстрацию того, какую судьбу готовил Запад России, склоняя Ивана III к принятию императорской или королевской короны. Незадолго до батыева нашествия оно вошло в состав Галицко-Волынской (Червонной) Руси.

Когда нагрянули монголы, правитель Червонной Руси Даниил Галицкий обратился за помощью к Европе. О, европейские правители засыпали Даниила заверениями в своей поддержке, принялись грозно бряцать мечами, лихо закручивать усы и даже согласились признать русского варвара равным себе – Даниила короновали, он и его потомки получили латинский титул Rex Russiae (король Руси ).

Более ничем пресловутая Европа Галицко-Волынской Руси не помогла. Кроме короны Запад Даниилу не прислал ничего – ни гроша, ни бойца. А когда Червонная Русь надорвалась в борьбе с Ордой, те, кого она прикрыла от монголо-татар, разорвали её и поделили между собой. Галиция отошла Польскому королевству, Волынь – княжеству Литовскому. Со временем население этих регионов напрочь забыло о своём русском происхождении и ныне отличается самой оголтелой русофобией – уроженцы этих мест во время Великой Отечественной пополняли кадрами эсэсовскую дивизию «Галичина», а уже в новейшее время составили костяк майданных активистов .

В 1349-м году бывшее Перемышльское княжество будет оккупировано Польшей – его русская история на этом закончится. Интересно, что перемышльский двуглавый орёл переживёт государство, которое он символизировал. На территории Перемышльской земли польская администрация некоторое время будет выпускать собственную денежную единицурусский грошик . На реверсе у него будет изображён двуглавый орёл, который поляки рассматривали не иначе, как типично-русский отличительный знак.

Поляки считали, что на «русских» деньгах должен быть русский символ; в том, что это будет за символ, они не сомневались.

Чеканить русский грошик на территории бывшего Русского королевства перестанут около 1390-го года. В 1401-м году прекратит существование Черниговское княжество. Однако, домосковская история двуглавого орла на Руси этим отнюдь не завершится. В 1470-х годах его внезапно начнёт печатать на своих деньгах Великое княжество Тверское. Но это уже совсем другая история, которую стоит рассмотреть отдельно…

Продолжение следует .

Орлов Владимир,
криптоорнитолог.

Геральдика Герб
Черниговского района

Геральдический щит имеет форму прямоугольника с полукругом в основе. Поле щита пересечен на серебряное и зеленое. В серебряном поле - герб города Чернигова. В зеленом - перекрещенные флаг и сабля, а над ними шесть золотых звезд.
Щит обрамлен золотым картушем с орнаментом из колосьев.
Серебряный цвет щита отражает миролюбие, благородство и чистосердечное жителей района.
Зеленый цвет является символом красоты Полесской земли и ее природных богатств.
Орел, герб города Чернигова, символизирует верность древней геральдической традиции, прерванной в 1917 году, свидетельствует столичный статус района.
Перекресток казацкого Черниговского полкового знамени с саблей является символом мужества и стойкости защитников земли на протяжении веков, символом пограничной местности.
Шесть золотых звезд символизируют шесть городов - центров казачьих сотен: Седневской, Олишевской, полковой сотни, Слабинской, Роищенской, Билоусько. Флаг
Черниговского района

Представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3 состоящее из двух равных горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, нижняя - зеленого.
В верхнем углу у древка на белом поле изображен герб района, высота которого составляет треть высоты флага.
Белая полоса символизирует верность, миролюбие и искренность.
Зеленая полоса символизирует изобилие и богатство Полесского края. Герб
города Чернигов

Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающий и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из самых влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неисчерпаемую плеяду подвижников православия. Флаг
города Чернигов

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белое полотнище соотношением 2 до 3, в центре которого размещен черный одноглавый коронованный орел левой лапой держит золотой крест.

Чернигов,
Черниговский район

Черниговский район (укр. Чернігівський район) – административная единица на западе Черниговской области Украины. Административный центр – город Чернигов.

Граничит на севере с Репкинским , на северо-востоке с Городнянским , на востоке с Менским и
Куликовским , на юге Козелецким районами Черниговской области. На западе (по Днепру и Киевскому водохранилищу) - с Чернобыльским районом Киевской и Гомельской областью Республики Беларусь.

Через район пролегает международная автотрасса Одесса - Санкт-Петербург, Юго-Западная железная дорога.

Население: 52 984 чел. (1.12.2011)

Площадь: 2547 км. кв.

Чернигов - город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр области. Расположен на правом берегу Десны. Важный узел железнодорожных и автомобильных путей, речной порт, аэропорт.

Население: 296 896 чел.(2011) Телефонный код: +380 462

Чернигов принадлежит к числу самых древних городов Украины-Руси. Ему, как определили археологи, более 1300 лет. Из всех городов Украины и России Чернигов сохранил не только большее количество древнерусских памятников, но и неповторимый ландшафт - зеленые холмы высокого правого берега реки Десны, увенчанные стремительными силуэтами храмов и башен. Благодаря этому город приобретает сейчас значения градостроительного памятника всемирного значения. Сейчас идет подготовка необходимых документов для включения Чернигова в «Список всемирного культурного наследия» ЮНЕСКО. В городе действует Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний», созданный постановлением Совета Министров Украины от 20 февраля 1967 года как филиал Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» в Киеве с передачей этому филиалу 11 памятников архитектуры Чернигова. Следующим постановлением, от 22 июня 1978 p., Создан самостоятельный заповедник, которому передан весь комплекс княжеского Детинца со Спасо-Преображенским и Борисоглебским соборами (XI-XIII в.), Коллегиумом, домом И.Мазепы, а также Екатерининскую и Пятницкe. церкви, Елецкий и Троицкий монастыри, комплекс Ильинских (Антониевых) пещер (XI-XVII вв.), курган «Черная могила» и курганный могильник на Болдиных горах (всего 34 достопримечательности). Таким образом, заповедник охватывает ценные территории и объекты исторического центра города.

История Чернигова

Территория Чернигова была заселена уже во II тыс. до н. э. По его окрестностям в урочищах Яловщини и Татарской Горке обнаружено поселение эпохи бронзы. В I тыс. н. э. на крутых берегах Десны, порезанных глубокими оврагами, существовало несколько славянских поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных высотах т.д.. Ученые считают, что они в VIII-IX вв. положили начало Чернигову.

Занимая выгодное географическое положение в бассейне Десны и ее притоков Сейма и Сноуи, город быстро рос. Десной и Днепром он был связан с Киевом.

Первое письменное упоминание о Чернигове относится к 907 году, когда киевский князь Олег после победоносного похода на Византию обязал греков «даяти уклады на руськыи грады: первое на Киев, та же на Чернигов, на Переяславль, на Полтеск, на Ростов, на Любеч и на прочая грады: по тем ибо городам седяху велице князья под Олгом сущее».

Вторым по порядку был назван Чернигов в этом договоре и тали, где шла речь о получении месячного содержания русскими купцами, которые прибывали в Константинополь. В договоре 944 года, заключенном с византийцами преемником Олега Игорем, тоже фигурирует Чернигов и снова - на втором месте. Т.е. в начале X в. Чернигов был центром княжества и одним из крупнейших городов Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный среди важнейших городов Руси, в середине X в. вели торговлю с Константинополем, также упоминает Чернигов.

Город состоял из четырех укрепленных частей. Древнейшей из них был детинец - центральная административная часть. Он располагался на горе при впадении реки Стрижень в Десну, площадь его равна 15-16 десятин (теперь это территория современного парка на Валу). На детинце сосредоточены княжеский двор с хоромами, боярские дворы, главные соборы города. Он имел трое ворот: Водные, Киевские, Погорелые. С севера и запада к детинцу прилегала ремесленно-торговая часть - окольный град (внешний город), обнесенный рвом, валом и деревянными стенами. Его укрепления включали территорию современной площади Куйбышева, улицу Свердлова и доходили до р. Стрижня. Западная часть окольного града, распространявшейся в направлении Елецкого монастыря, называлась Третьяком. Ремесленно-торговые должности постоянно увеличивались и поэтому начал распространяться за пределы окольного града. Так возникло Предградьея. Оно занимало огромную территорию и включало район современного городского центрального рынка. Предградье тоже было обнесено рвом и валом. На берегу Десны лежала низменная часть города - Подол.

О могуществе древнего Чернигова свидетельствуют также многочисленные курганы IX-X вв. с захоронениями князей и дружинников. Большой интерес среди них представляют курганы Гульбище и Безымянный с захоронениями богатых бояр-дружинников конца IX - начала X века. Найденное оружие дружинника из кургана Гульбище - меч, щит, кольчуга, топор и др. Выдающимся археологическим памятником X в., единственным известным погребением древнерусского князя, является курган Черная Могила. Археологом Д. Я. Самоквасовым еще в 1872 - 73 гг. при раскопках обнаружены мечи, сабли, кольчуги, щит с медным оковкой, серпы, топоры, глиняная посуда, орнаментированные серебряным фризом два рога - сосуды для ритуального питья, костяные шашки и другие вещи, свидетельствуют о высоком уровне ремесла древней Руси.

Первым известным черниговским князем был один из сыновей Владимира Святославича - Мстислав, младший брат Ярослава Мудрого. Перед появлением в Чернигове он княжил в Тмутаракани. 1024, он захватил Чернигов. После смерти Мстислава Ярослав вновь объединил все земли. Незадолго до смерти, последовавшей в 1054 году, Ярослав разделил свои владения между сыновьями, отдал Чернигов Святославу, оставив за старшим сыном Изяславом Киев, соседней Переяслав достался Всеволоду. Князья сопредельных земель некоторое время жили в мире и согласии. 1060 они втроем шли против торков, в 1068 году - против половцев. br> Княжеские усобицы способствовали усилению нападений кочевников, приводили к разрушению хозяйства. Это тяжелым бременем ложилось на плечи трудящегося населения и в большой степени сдерживало развитие города.

После Любецкого съезда в 1097 г., признавшего наследственные права князей, Чернигов и Чернигово-Северское княжество были признаны за Святославичами.

80-90 годы XI века - время дальнейшего усиления и укрепления Чернигова.

В городе развернулось строительство, большой размах приобрел развитие ремесла и торговли. Возникают отдельные места для определенных видов товаров - т. н. ряды - признак того, что здесь появилось немало лиц, которые торговали одним и тем же видом товаров. Разбогатевшие бояре и дружинники возводили новые хоромы, князья - соборы и церкви, оборонительные укрепления. В это время, в частности, был построен новый княжеский двор, заложен Спасо-Преображенский собор, который стал, начиная с Мстислава, усыпальницей черниговских князей, основан Елецкий монастырь. В Чернигове создается епископия, что свидетельствовало о подъеме политического значения княжества. Вокруг города растет количество боярских сел, расширяются их вотчины, все больше свободного населения попадает в зависимость от феодалов.

После окончательного выхода из-под власти Киева Чернигов, будучи столицей отдельного княжества, продолжал оставаться значительным экономическим, политическим и культурным центром Руси. Здесь продолжали развиваться зализодобувного, кузнечное, гончарное, ювелирное и другие ремесла, строительное дело, культура. В XII веке в Чернигове построен Благовещенский, Борисоглебский соборы и Успенский собор Елецкого монастыря, ряд других сооружений. Древний Чернигов был одним из крупнейших культурных центров Киевской Руси. Здесь значительного уровня достигло образование, в основном распространилось среди состоятельных слоев населения, в частности князей, бояр, купцов. Высокообразованными в свое время людьми сыновья Ярослава Мудрого Святослав и Всеволод, что княжили в Чернигове. Всеволод владел пятью языками.

Для домашнего чтения семье Святослава был изготовлен т. н. «Изборник Святослава» - рукописная книга с прекрасно оформленными заглавными буквами, заставками и концовками. Греческий «премудрость» хорошо овладела дочь черниговского князя Михаила-Ефросинья благодаря боярину Федорову. Большую библиотеку, которая впоследствии стала основой библиотеки Киево-Печерского монастыря, собрал черниговский князь Святослав Давидович (Николай Святоша). Чернигов имел свое летописание и местную литературу, здесь складывались былины. Рассказы о Чернигове и его жителях занимают много места в «Повести временных лет», «Поучении» Владимира Мономаха, в Киевском летописи, который полностью посвящен борьбе Ольговичей с Мономаховичами, в «Слове о полку Игореве». Первым произведением жанра путешествий в древнерусской литературе было «Хождение» черниговского игумена Даниила, что в 1106-1107 гг. совершил путешествие в Палестину.

Культура Чернигова является составной частью культуры Киевской Руси, которая стала основой достижений трех братских народов - русского, украинского и белорусского.

Монголо-татарское нашествие задержала на несколько веков дальнейшее развитие Чернигова.

18 октября 1239 ордынцы появились под стенами Чернигова, который считался в то время городом «богатым воинами», «славным мужеством горожан», «крепким и многолюдным». Враги окружили его со всех сторон. Двоюродный брат Михаила Черниговского - князь Мстислав Глебович привел свое войско на выручку осажденным. Разгорелся ожесточенный бой. Осажденные пытались помочь воинам Мстислава Глебовича, начали обстреливать нападавших из метательных орудий.

После нашествия Чернигов теряет значение политического центра Чернигово-Север-толщины, уступив перед Брянском. Над черным слоем пожарища, оставленного монголо-татарами, археологи находят в основном только остатки керамики. Разрушения, причиненные городу, были очень велики.

Уцелевшее население завоеватели разделили на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч («тьмы»), обложили тяжелым налогом. В исторических документах тех времен встречается и «Черниговская тьма со всим выходы и даньмы». В городе появился татарский сборщик дани - баскак, которому рязанский князь вынужден был даже дарить земли: «отвесть поле по реке Проня». Через некоторое время вернулся из Польши князь Михаил. 1246 он поехал к Батыю просить «ярлык» на княжение. Здесь пытались заставить его выполнить унизительный обряд: вернуться на юг и поклониться изображению Чингисхана. Гордый князь ответил, что христианину не подобает поклоняться изображению мертвого человека. Как ни уговаривали его приближенные, он остался непреклонным и был убит татарами.

Очень медленно заживали раны, нанесенные нашествием. Ослаблением Руси воспользовались литовские феодалы, которые еще 1220 посягали на ее земле. В начале 60-х годов XIII века под руководством Миндаугаса вновь попытались захватить Чернигово-Сиверщину. В 1355 литовские войска еще раз появляются на черниговских землях. В течение 1355-1356 гг. вся Черниговщина, в т.ч. и Чернигов, попали под их власть.

Почти полтора века продержались здесь новые захватчики. Однако Чернигов и поддерживал тесные связи с остальными русскими землями, продолжал бороться с монголо-татарами, объединяясь в одно государство с центром в Москве. Так, в начале XV в. в Москву прибыло несколько украинских феодалов во главе с князем Свидригайло. Среди воинов, которые приехали с ними, большинство составляли выходцы из Чернигова. В последней четверти XV века движение за освобождение из-под литовского господства и воссоединение с братским русским народом стал массовым. Население Чернигово-Сиверщины отказалось повиноваться литовским панам. Наконец, в 1500 году на сторону России переходит ряд князей, в т. ч. и Семен Можайский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем, Минском. Война между Литвой и Россией в 1501-1503 гг. закрепила Чернигов вместе с другими населенными пунктами Чернигово-Сиверщины и Смоленщины за Российским государством.

Воссоединения этих земель с российскими способствовало ослаблению социально-экономического(на Черниговщине в конце XVI в. Барщина составляла 2 дня, а на остальной территории Украины от 3 до 5), политического и ликвидации религиозного угнетения, дальнейшему развитию ремесла, торговли, строительного дела. В XVI веке русские торговые люди стали появляться в Чернигове еще чаще. Они приезжали сюда целыми обозами подвод и продавали собольи шубы, тулупы, шелковые и льняные полотна, изделия из кожи, оружие.

Чернигов был в то время пограничным городом, поэтому царское правительство позаботилось о его укрепления. В 1531 - 1534 гг. здесь построена деревянная крепость. Ее обнесли валом и глубоким рвом, установили 27 больших и множество мелких пушек.

Литовские феодалы не могли примириться с потерей Чернигова. Летом 1534 их войска опустошили окрестности Чернигова и другие города Чернигово-Сиверщины. Осенью того же года они снова подошли к Чернигову, но понеся большие потери, вынуждены были отступить. Во время переговоров в Москве 1542 литовские послы требовали возвращения Чернигова и других шести городов в обмен на пленных. Добивался польский король и великий князь литовский Сигизмунд II. Литовские и польские паны пытались захватить Чернигов в 1563 году во время Ливонской войны, однако безуспешно. Еще одну попытку овладеть городом совершили они в 1579 году, и мужественная оборона черниговцев заставила их снять осаду и отступить. Однако магнаты со своими наемниками продолжали разбоем. Один из них, М. Вишневецкий, в бессильной ярости тогда же сжег Чернигов и несколько других городов.

В начале XVII в. ставленник польской шляхты Лжедмитрий захватил Чернигов.

Через четыре года город Чернигов попал в руки польских интервентов, которым удалось закрепить его за собой по условиям Деулинского перемирия 1618 года на четырнадцать с половиной лет, а по Поляновскому миру 1634 года- навечно.

Сначала Чернигов входил в т. н. княжество Черниговское и подлежал администрации королевича Владислава, а после 1635 стал главным городом Черниговского воеводства. Здесь находился воевода, которого король назначал только из знатных польских феодалов, шляхта собиралась на сеймики. Польское правительство позаботилось не только о шляхте, но и о католическом духовенстве. Начались преследования православных, насильственное насаждение унии. Католикам был передан в Чернигове Борисоглебский монастырь, архимандритом Елецкого монастыря в 1628 году стал униат. Смоленский архиепископ даже поклялся, что в Смоленске, Чернигове и Стародубе всех православных приведет к унии. Чтобы увеличить доходы, в 1623 году (по другим сведениям 1620) король предоставил Чернигову магдебургское право. Все должности в городском самоуправлении заняла шляхта. Войт не избирался, а назначался королем - и обязательно из католиков.

7 июня севские воеводы, сообщив царю о событиях на Украине, подчеркивали, что народные массы стремятся воссоединиться с русским народом. 19 июня они уже докладывали: повстанческие войска завладели Черниговом, Нежином, Борзною и другими городами. Шляхта пыталась задержаться в Черниговской крепости, однако 15 июня мещане вместе с казаками выбили ее оттуда. Город навсегда освободился от польского ига. Оно стало центром Черниговского полка.

Чернигову, расположенному на северных рубежах освобожденной территории, угрожали войска литовского гетмана Радзивилла. Поэтому здесь в свободное от походов время находился весь Черниговский полк во главе с Небабой. Весной 1651 года сюда подошли Киевский и Нежинский полки. В июне польско-литовская шляхта начала наступление на Украину с севера. Незначительные группы казаков, охранявших переправы через Днепр, не могли сдержать врага. М. Небаба немедленно выступил из Чернигова навстречу захватчикам. Преобладающее численностью и вооружением войска Радзивилла нанесли казакам поражение. 6 июля героически погиб в бою и М. Небаба.

Казаки отступили в Чернигов. За ними двинулись и польско-литовские войска, надеясь на легкую победу. Наказной полковник С. Пободайло мобилизовал все имеющиеся силы на оборону города. Радзивилл предложил черниговцам сдаться, но получил решительный отказ и отошел на Смоленщину.

Возвращение на Черниговщину шляхты после Белоцерковского договора 1651 года вызвало новые выступления населения против иноземных захватчиков, за воссоединение Украины с Россией.

Радостно встретили черниговцы решения Переяславской рады. 28 января 1654 они торжественно приветствовали российское посольство В. Бутурлина и в Спасо-Преображенском соборе поклялись быть верными союзу с русским народом. Присутствующих во время церемонии было 1105 человек. Союзу с русским народом черниговцы, как и весь украинский народ, остались верными навеки. Казаки Черниговского полка помогали жителям и казакам Стародубского полка защищать Стародуб от шведских захватчиков, принимали участие в Полтавской битве 1709 года.

Воссоединение Украины с Россией способствовало дальнейшему развитию хозяйства и культуры города. Расширяются и укрепляются его связи с российскими городами.

Царское правительство, способствуя дальнейшему развитию торговли и ремесла, в 1655, 1666 и 1690 гг. подтвердил право Чернигова на самоуправление и предыдущие «вольности». Но эти подтверждения почти ничего не давало городским низам. Все выборные должности в магистратуре - войта, бурмистров, райцев, лавочников, как правило, занимали многочисленные представители имущих мещанских и офицерских семей, которые пытались переложить на плечи трудящихся все бремя налогов. Формы и размеры налогов не были четко определены, поэтому представители властей могли не только сами избежать их уплаты, но и нажиться за счет мещан и казаков.

Оставаясь пограничным городом Русского государства, Чернигов постоянно укреплялся. В 1670-1680 гг. крепость заново перестроили. 1719 расширили. После этого она занимала всю территорию нынешнего парка на Валу. Конце XVIII в., Когда границы Русского государства передвинулись далеко на запад, крепость потеряла свое значение и в 1799 году была ликвидирована.

С ликвидацией царизмом полкового устройства и созданием Черниговского наместничества, Чернигов с 1782 г. становится центром наместничества, а с образованием 1796 Малороссийской губернии, 1802 г. Черниговской губернии - центром губернии. В связи с этим городское самоуправление было сведено на нет. Городская дума, которая пришла на смену магистрата, хотя и оставалась выборным органом, но с 1796 г. полностью подчинялась губернатору. Без его разрешения она не совершала ни одного мероприятия. На нее возлагался надзор лишь за торговлей и благоустройством. Мещане, составлявшие большинство населения, были поставлены в узко сословные рамки. им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Они платили государству многочисленные налоги, выполняли различные повинности. На их средства содержалась квартира губернатора и других высших губернских чиновников, полиция, тюрьма, пожарная команда, богадельня и т.д..

Во время Отечественной войны 1812 года жители Чернигова обнаружили высокий патриотизм. Многие вступало в казацкие полки и ополчения, мужественно сражались с вражескими войсками. Черниговский драгунский полк отличился в Бородинском сражении. Жители Чернигова приняли на себя заботы о эвакуировано белорусское население. В Чернигове размещались учреждения Белостока, Рогачева, Могилева.

После воссоединения Украины с Россией возрастает роль Чернигова как одного из центров развития культуры. Еще в конце XVII века в Чернигове открылась приходская школа. 1786 таких школ уже 6. 1700 начал работать среднее учебное заведение - коллегиум, созданный на основе славяно-латинской школы, которую сюда перевели из Новгорода-Северского. Сначала в нем было четыре класса: инфима, синтаксима, поэтика, риторика. В 1748 году открыли пятый класс - философию. Здесь изучали грамматику, историю, географию, математику, философию, латинский и греческий языки, однако уровень преподавания был невысоким из-за недостаточной подготовки преподавателей. Нуждающиеся студенты жили в бурсе, для которой по приказу архиерея выдавались дрова и несколько раз в неделю ржаной хлеб и крупа на кашу. Эта выдача была такой жалкой, что бурсакам каждый день приходилось после уроков ходить по городу под окнами, петь религиозные песни и просить милостыню. Срок обучения в коллегиуме был семь лет. 1776 его реорганизовали в духовную семинарию. Работало в Чернигове также первое народное училище (главная народная школа), которая состояла из четырех классов. Был открыт в Чернигове и т. н. свободный пансион, где учились дворянские дети мужского пола.

В 1805 году на базе народного училища была открыта губернская гимназия. В последующие годы начали работать уездное и приходское училища. Накануне реформы 1861 года в Чернигове было 5 учебных заведений: гимназия, три училища и духовная семинария. В них обучалось 538 человек, преимущественно дети дворян. Кроме того, было 3 приходские школы.

В 1860-1862 гг. в городе работала «воскресная школа» для взрослых, где обучалось до 90 человек. «Воскресная школа» имела прогрессивное направление и поэтому была закрыта царскими властями.

Значительными центрами культурной жизни были типографии. В первой половине XVII в. здесь действовала типография Кирилла Ставровецкого. 1646 года в ней, в частности, напечатано сборник стихов и статей К. Ставровецкого «Перло многоценное». 1679 в Чернигов перевели из Новгорода-Северского типографию, основанную JI. Барановичем. Она выдала произведения И. Галятовского, И. Максимовича, Д. Ростовского и других украинских писателей XVII в. Книги печатались украинском, польском и церковнославянском языках.

До первой половины XIX века относится начало издания первого журнала на Черниговщине. В 1838 году начала выходить газета «Черниговские губернские ведомости». В газете сотрудничали писатель этнограф В. Шишацкий-Иллич, историк А. М. Лазаревский и другие.

Во второй половине XIX в., Когда в России стал быстро развиваться капитализм, определенные изменения происходили и в Чернигове. Однако в это время он не сложился как промышленный центр, а оставался по-прежнему, сосредоточением ремесленно-кустарных промыслов. Строительство в городе обусловливало рост кирпичных заводов и их мощностей.