Последние статьи
Домой / Земля / Школьный гид. Презентация "Обучение грамоте (письмо) Л.Ф.Климановой (УМК "Перспектива")

Школьный гид. Презентация "Обучение грамоте (письмо) Л.Ф.Климановой (УМК "Перспектива")

Тематическое планирование
№ п/п
Учебно-тематическое планирование
Содержание
Требования Федерального государственного образовательного стандарта
Универсальные учебные действия
Программное и учебно-методическое обеспечение

Обучение грамоте. Письмо (115 ч)

Подготовительный этап обучения. Письмо – 30 ч.
Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай»

1.
«Твои новые друзья». «Дорога в школу».
«Первое задание»
Ориентировка на листе:в центре, слева, справа. Пространственное расположение в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа; штриховка. Параллельные линии. Раскрашивание.
Прямые и наклонные линии. Обведение предметов по контуру (силуэту), бордюр. Элементы печатных и письменных букв. Петлеобразные линии. Безотрывные линии.

Сформировать умение ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв.
Личностные:
формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.
Регулятивные:
осваивать способы ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способов сравнения.
Познавательные: систематизировать знания о форме предметов, освоение элементов письменных букв.
Коммуникативные: формировать умения объяснить свой выбор.
3 – 5

2.
«На уроке», «Что в центре круга»

3.
«Большие и маленькие». «Сравни».

4.
«Сравни», «Каких цветов больше»

5.
«Направление», «Найди короткий путь»

6.
«Чем похожи», «Где чей домик?».

7.
«Лото» «Найди пару»

8.
«У речки» «Сколько? Столько»

9.
«На компьютере» «Целое и часть».

10.
«Часть и целое», «Целое из частей»

11.
«Головоломка». «Овал»

12.
«В квартире». «Веселые превращения».

13.
«Сравни дома». «В магазине одежды».

14.
«В походе». «На отдыхе».

15.
«На коньках». «Контуры и силуэты»

16.
«На волнах». «Морское путешествие».

17.
«На лугу». «Мы рисуем».

18.
«Под грибом». «Сравни и подумай»

19.
«Мы спортсмены». «Выбирай»

20.
«Кто построил домики?» «Сравни и подумай»

21.
«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке»

22.
«Распиши посуду» «Наличники»

23.
«Расшитые полотенца» «Лоскутное одеяло»

24.
«Прогулка в парк». «Знаки в городе»

25.
«Подбери пару» «Разгадай секрет»

26.
«Подумай и сравни»

27.
«В спортивном зале» «Догадайся»

28.
«На велосипедах». «Собери машину»

29.
«Проверь себя» «Подумай и сравни»

30.
«Проверь себя»

Основной этап обучения. Письмо – 70 ч.
Пропись 2. «Мой алфавит», часть первая
«Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ» (7 ч)

31.
Буква Аа
Элементы письменных букв – строчных и заглавных.
Слитное письмо: верхнее и нижнее соединение.
Умение правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, умение писать буквы слитно.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речи на внутренний план.
Познавательные: осмыслять соответствие звука букве; осмыслять разницу между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные:
осваивать способы написания и соединения письменных букв.
Коммуникативные:

3 – 5

32.
Буква Оо

33.
Буква Уу

34.
Буквы Ии; ы

35.
Письмо изученных букв

36.
Буква Ээ

37.
, «Пиши, да не спеши»

«Письмо букв, слогов, слов, предложений» (63 ч)

38.
Буква Мм
Письмо букв, обозначающих гласные звуки. Слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением. Элементы букв русского алфавита – строчных и заглавных; слоговое письмо слов. Правила написания предложений. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные:
осваивать способы написания и соединения письменных букв русского алфавита.
Познавательные:
осваивать умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом.
Коммуникативные:
уметь объяснять свои действия (способ написания).
20 – 21

39.
Буква Сс

40.
Повторение строчных букв м, с. Письмо заглавных букв М, С

41.
Буква Нн

42.
Буква Лл

43.
Повторение изученных букв.

44.
Буква Т,т

45.
Повторение изученных букв.

46.
Буква К, к.

47.
Повторение изученных букв.

48.

49.
Письмо строчной буквы р.

50.
Письмо заглавной буквы Р.

51.
Буква В,в.

52.
Буква П,п.

53.
Письмо строчной буквы г.

54.
Письмо заглавной буквы Г.

55.
Закрепление изученных букв (р, п, г, к)

56.
Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К)

57.
Письмо строчной буквы е и слов с ней.

58.
Письмо букв: строчной ё и заглавных Е, Ё

59.
Заглавные буквы Е, Ё.

60.
Повторение изученных букв е, ё

61.
Повторение изученных букв Е, Ё.

62.
Повторение изученных букв: Р, В, П, Г, Е, Ё.

63.
Письмо строчной буквы б.

Прописи
«Мой алфавит», часть вторая.
Стр. 4

64.
Буква З,з.

65.
Письмо заглавной буквы Б.

66.
Закрепление изученных букв З, Б.

67.
Закрепление изученных букв

68.
Письмо строчной буквы д.

69.
Письмо заглавной буквы Д.

70.
Письмо буквы Дд.

71.
Письмо строчной буквы ж.

72.
Письмо заглавной буквы Ж.

73.
Сочетание «жи»

74.

75.
Повторение. «Буквенная мозаика»

76.
Буква Я, я.

77.
Письмо слов с буквой я.

78.
Письмо предложений с буквой я.

79.
Буква Х,х

80.
Закрепление изученных букв

81.
Письмо слов с ь

82.
Буква Й,й.

83.
Закрепление написания буквы Й,й.

84.
Письмо строчной буквы ю.

85.
Письмо заглавной буквы Ю.

86.
Чудеса со словами

87.
Повторение. «Буквенная мозаика»

88.
Написание слов и предложений с изученными буквами.

89.
Письмо строчной буквы ш.

90.
Письмо заглавной буквы Ш.

91.
Сочетания «жи – ши»

92.
Буква Ч, ч. Сочетания «ча», «чу».

93.
Буква Щ, щ. Сочетания «ща», «щу».

94.

95.
Сочетания «чу – щу», «ча – ща»

96.
Буква Ц, ц.

97.
Буква Ф, ф.

98.
Письмо слов и предложений с буквой Ф, ф.

99.

100.
Разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки.

Обобщающий этап обучения. Письмо – 15 ч.
Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

101.
Повторение. «Буквенная мозаика»
Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
Личностные:
формировать позитивное отношение к своей деятельности (уметь видеть достоинства в своей и в чужой работе).
Регулятивные:
осваивать способы сравнения своей работы с эталоном, способы нахождения и исправления ошибок.
Познавательные:
осваивать нормы и правила письма.
Коммуникативные:
уметь объяснить достоинства и недостатки в своей и в чужой работе.

102.
Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.

103.
Оформление предложений в тексте.

104.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных.

105.
Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.

106.
Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».

107.
Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

108.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.

109.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова.

110.
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

111.
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делать?», «Что сделать?»

112.
Правописание имён собственных.

113.
Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.

114.
Правописание твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласного. Правописание шипящих согласных.

115.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных.

Русский язык (50 ч)

«В мире общения. Слово» (6 ч)

1.
Вводный урок по курсу русского языка.
Цель, формы, условия и результат общения (на конкретно-предметном уровне). Общение как умение говорить и слушать, читать и писать. Точные слова как средство выражения мысли.
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Личностные:
формировать умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.
Регулятивные:
осваивать способы речевого общения.
Познавательные: систематизировать знания о языке как средстве отражения действительности; о слове как двусторонней языковой единице.
Коммуникативные: формировать культуру речевого общения, речевого этикета.
Учеб. (раб. тет.)2 – 3 (2 – 3)

2.
В мире общения. Цели и формы общения.

4 – 6 (4 – 8)

3.
В мире общения. Родной язык – средство общения.

7 – 9 (4 – 8)

4.
В мире общения. Смысловая сторона русской речи.

10 – 11 (4 – 8)

5.
Слово, его роль в нашей речи.

6.
Слово и его значение.

15 – 17 (9 – 12)

«Имя собственное» (4 ч)

7.
Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
Правописание имен собственных на примере имен и фамилий людей; названий городов, рек, поселков; кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное; имя нарицательное; многозначные слова, омонимы (без определения); правила правописания имен собственных.
Формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия.
Регулятивные:
осваивать способы написания имен собственных.
Познавательные: осмысливать различия между именами собственными и нарицательными.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать.
18 – 20 (9 – 12)

8.
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.

21 – 23 (13 – 18)

9.

24 – 25 (13 – 18)

10.
Имя собственное. Правописание имён собственных.

26 – 28 (13 – 18)

«Слово и его значение» (3 ч)

11.
Слова с несколькими значениями.
Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению.
Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова. Обогатить словарный запас учащихся.
Личностные:
формировать словарный запас.
Регулятивные:
уметь регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.
Познавательные: систематизировать знания о значении слов русского языка.
Коммуникативные: формировать ценностное отношение к русскому языку – как богатому и выразительному.
29 - 30

12.
Слова, близкие по значению (синонимы).

13.
Слова, противоположные по значению (антонимы).

«Группы слов» (4 ч)

14.

Распределение слов на группы: слова – названия предметов, их признаков и действий.
Сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова – названия признаков и действий предметов.

Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешней речи на внутренний план.
Регулятивные: осваивать способы классификации слов по группам: слова – названия предметов, их признаков и действий.
Познавательные: осваивать умение ставить вопросы к словам.

35 – 36 (19 – 21)

15.
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.

37 – 38 (19 – 21)

16.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

39 – 41 (19 – 21)

17.
Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.

«Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение» (13 ч)

18.
Звуки и буквы.
Звук и буква (закрепление представления о букве как о значке звука). Согласные и гласные звуки и буквы. Деление слова на слоги. Перенос слова по слогам.
Сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита.
Расширить словарный запас учащихся.

Регулятивные: осваивать способы классификации слов по звукам и количеству слогов.
Познавательные: осваивать умения делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
45 – 46

19.
Звуки и буквы.

47 – 49 (22 – 23)

20.
Алфавит.

21.
Гласные звуки. Обозначение их буквами.

52 – 55 (25 – 27)

22.

56 – 60 (28 – 29)

23.
Согласные звуки. Обозначение их буквами.

56 – 60 (28 – 29)

24.
Слоги.

61 – 63 (30 – 31)

25.
Деление слов на слоги.

64 – 66 (32 – 34)

26.
Перенос слов.

67 – 70 (30 – 34)

27.
Перенос слов.

67 – 70 (30 – 34)

28.
Ударение.

71 – 74 (35 – 38)

29.
Ударение.

71 – 74 (35 – 38)

30.
Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно».

«Орфограммы русского языка – наше первое знакомство» (13 ч)

31.
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Расхождение между произношением и написанием слова. Твердые и мягкие согласные звуки в середине слова. Традиционное написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и слов с разделительным ь.
Сформировать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь – показателем мягкости и разделительным.
Расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные: осваивать правила написания слов.
Познавательные: осваивать умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
77 – 79 (39 – 42)

32.

80 – 82 (43 – 48)

33.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

83 – 84 (43 – 48)

34.

85 – 87 (43 – 48)

35.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

88 – 90 (43 – 48)

36.
Шипящие согласные звуки.

91 – 93 (49 – 51)

37.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

94 – 96 (49 – 51)

38.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

97 – 98 (49 – 51)

39.
Разделительный мягкий знак.

99 – 102 (52 – 54)

40.
Разделительный мягкий знак.

99 – 102 (52 – 54)

41.
Разделительный твёрдый знак.

103 – 105 (52 – 54)

42.

106 – 111 (55 – 57)

43.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

106 – 111 (55 – 57)

«От слова к предложению, от предложения к тексту» (7 ч)

44.

Анализ предложений и текста. Соответствие между предложениями и целью высказывания. Оформление предложения на письме. Создание собственного текста.
Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски.
Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
112 – 115 (58 – 59)

45.
Предложение. Отличие слова от предложения.

112 – 115 (58 – 59)

46.
Знаки препинания в конце предложения.

47.

120 – 124 (60 – 63)

48.
Текст. Отличие предложения от текста.

120 – 124 (60 – 63)

49.

50.
Обобщение и закрепление знаний

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Перспектива» , урок письма

Штриховка, обведение непрерывных линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв.

Цели и задачи:

  • научить обводить предметные рисунки по контуру;
  • писать безотрывно линии по пунктирам; писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв;
  • развивать фонематический слух, классифицировать слова по темам, группам;
  • готовиться к звуковому анализу слов; развивать устную речь; расширять словарный запас слов.

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» с. 32-33
  • презентация,

Литература:

  1. Методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте» 1 класс: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Просвещение 2012 год.
  2. Материал урока является авторским.

Ход урока

1. Организация класса (1-2 мин)

Прочитайте девиз нашего урока.

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Как вы понимаете эти слова?

Какие ещё правила поведения на уроке вы знаете? Слайд 1.

2. Актуализация знаний (3-4 мин)

Герои стоят в кругу (зайка, мишка, кот) в руках у них рюкзак.

Что за предмет держит зайка? (рюкзак)

Для чего он нужен?

Кто пользуется рюкзаком? (туристы)

Куда собрались наши друзья? (В поход) и мы вместе с ними отправимся в поход.

3. Тема урока

А) - Назовите, что нужно положить Зайке в рюкзак. (компас, кружку, фотоаппарат, карту)

Каким вещам не место в рюкзаке? Зачеркните их.

Можно ли одному отправляться в поход? Почему?

Кого позовет Зайка с собой? (Мишку и котика)

Что встретили туристы на своем пути? (горы)

А какие горы есть в нашей Челябинской области? Как они называются? (Уральские горы) Слайды 2,3

Что растет на горах Урала? (Лиственные и хвойные деревья)

Б) Штриховка гор, деревьев.

Поможем нашим друзьям. Штриховка деревьев.

Откуда пишем линии? (Сверху или Снизу?)

4. Развитие фонематического слуха

Кого увидят туристы в лесу? (Насекомых, зверей птиц)

Рисование жука (показ учителем, воздухе, в тетради)

5. Подготовка детей к звуковому анализу слов

Произнесите слово жук. Посчитайте звуки (пальчики)

На нижней строке схема (000)

Рассказ о правилах поведения в лесу. (клещи - осмотр друг друга)

6. Физминутка

(У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко,
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит…)

7. Загадка

Есть и брюшки, есть и шляпки –
Развесёлые ребятки!
А живут на ветках дуба!
Много тут не надо думать!
Очень любит их свинья.
И любуюсь ими я.
Цветом тёмно-жёлтые
Гладенькие...!

Ответ: Желудь.

На каком дереве растут? Кто питается? (в лесу живут дикие свиньи - кабаны)

Схема слова (000000)

8. Составление и письмо печатных быкв "ж "

Какой одинаковый звук в словах? (Ж)

Обозначается какой буквой? Назовите эту букву. Покажите её место в алфавите

Работа по инструкции.

Инструкция:

а) рассмотреть образец,

б) выделить элементы, из которых он состоит, воспроизвести образец на строке и сверить его с данным образцом, исправить ошибки,

в) написать элементы букв по образцу еще два-три раза и опять сверить их с данным образцом,

г) оценить свою работу.

9. Физминутка

10. Развитие речи

Наши герои устали и остановились на отдых. (привал)

Чем заняты зверята? Что они и говорят друг другу? Как общаются?

Почему у них платки? (похолодало)

Определи, какой платок кому принадлежит? Провели стрелки.

На чём они сидят?

Обводка границы кустов, кресел.

Правила обращения с костром (Залить водой, то есть потушить)

11. Предварительная звуковая ориентация в слове

  • загадки Слайд 4,5.
  • рисование (зонт, замок).

Выделить одинаковый звук. Найти в алфавите.

Какой предмет в походе лишний? Почему?

12. Письмо печатной буквы «з» по инструкции

13. Итог урока

Возвращение домой

О чем расскажут зверята родителям?

«Правила поведения в походе». Слайд 6

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Чехов-2 Московской области

«Утверждаю»

Директор ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО

М.А. Леонтьева

« __ » ________________ 2014 г.

Рабочая учебная программа

Русский язык, 1 – в класс

(наименование учебного предмета)

Начальное общее образование

(ступень образования)

Базовый

(Уровень образования)

2014 – 2015 учебный год

(Срок реализации программы)

Тупикина Н. В.

( ФИО учителя, составившего

учебную программу)

г. Чехов-2

2014 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 1 – в класса по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями; с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014 г.; с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями; с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом № 63 от 03.09.2014 г.; на основе учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту : Климанова, Л. Ф. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование:

Климанова, Л. Ф. М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф.

Климанова, Л. Ф.

Русский язык

Климанова, Л. Ф. Русский язык: учеб. для общеобразоват. учреждений.1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.

На изучение русского языка в первом классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Изучение предмета в 1 – в классе направлено на достижение следующих целей:

Познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

Социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

    формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    развитие коммуникативных умений;

    развитие нравственных и эстетических чувств;

    развитие способностей к творческой деятельности

Обучение грамоте (обучение письму) является органической частью учебного предмета «Русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе. Изменение общего количества учебных часов со 165 ч до 159 ч обусловлено учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год.

Модуль (глава)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Добукварный (подготовительный) период.

25

25

«Страна АБВГДейка» (букварный (основной) этап

66

77

«Про всё на свете» (послебукварный этап)

24

8

Систематический русский язык

50

48

Итого

165

158

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Планируемые результаты обучения учащихся 1 – в класса:

Личностные:

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

    Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

    Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

    Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

    Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

    Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

    Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

    Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

    Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

    Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

    Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

    Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

    Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ уроков

Тема уроков

Тип

урока

Дата

Прим.

Год

Трим

план

факт

Подготовительный период. Письмо (25 ч)

Подготовка к письму. Развитие фонематического слуха

Рабочая тетрадь « Рисуй. Думай. Рассказывай»

1 триместр

«Новые друзья». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение.

Урок открытия нового знания

01.09

«Что в центре?» Ориентировка на листе. Обведение фигур по образцу.

Урок открытия нового знания

02.09

«Сравни». Форма и количество фигур.

Урок открытия нового знания

03.09

«Сравни». Прямые и наклонные линии.

Урок открытия нового знания

04.09

«Определи направление». Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой.

Урок открытия нового знания

05.09

«Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

Урок открытия нового знания

8.09

«Целое и часть» (анализ графической формы).

Урок открытия нового знания

9.09

Параллельные линии. Обведение образца.

Урок открытия нового знания

10.09

«Головоломки». «Весёлые превращения».

Развитие фонематического слуха.

Урок открытия нового знания

11.09

Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв (прямые, наклонные, овалы, полуовалы).

Урок открытия нового знания

12.09

«Сравни дома». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха.

Урок открытия нового знания

15.09

«В походе». Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

16.09

«На коньках». «Контуры и силуэты». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии, длинные и короткие.

Урок открытия нового знания

17.09

«На волнах». Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

18.09

«Мы рисуем». «На лугу». Тематическая классификация. Развитие воображения.

Урок открытия нового знания

19.09

«Под грибом». «Сравни и подумай». Развитие воображения. Нахождение закономерностей.

Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

Урок открытия нового знания

22.09

«Мы – спортсмены». Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха, как подготовка к звуковому анализу.

Урок открытия нового знания

23.09

«Кто построил домики?» Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв.

Урок открытия нового знания

24.09

«Рассмотри и расскажи». Слова-названия предметов. Логические упражнения.

Урок открытия нового знания

25.09

«В гости к бабушке». Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

26.09

«Прогулка в парк». Классификация; обобщение. Письмо элементов печатных букв.

Урок открытия нового знания

29.09

«Знаки в городе». Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

30.09

«Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв.

Урок открытия нового знания

1.10

Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв.

Урок открытия нового знания

2.10

«Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма.

Урок открытия нового знания

3.10

Букварный период. Письмо (77 ч)

Прописи «Мой алфавит», часть 1

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит».

Урок открытия нового знания

13.10

Урок открытия нового знания

14.10

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а, о.

Урок открытия нового знания

15.10

Заглавные (прописные) буквы А, О.

Урок открытия нового знания

16.10

Строчная и заглавная буква Уу.

Урок открытия нового знания

17.10

Буквы и, ы строчные. Буква И заглавная.

Урок открытия нового знания

20.10

Буква э.

Урок открытия нового знания

21.10

Буква Э заглавная.

Урок открытия нового знания

22.10

Повторение изученных букв.

23.10

Буква Мм заглавная и строчная.

Урок открытия нового знания

24.10

Буква Сс строчная. Буква Сс заглавная.

Урок открытия нового знания

27.10

Буква н строчная. Буква Н заглавная.

Урок открытия нового знания

28.10

Буква Лл строчная и заглавная.

Урок открытия нового знания

29.10

Письмо слияний с изученными буквами.

Урок открытия нового знания

30.10

Закрепление написания букв М, С, Н, Л.

Урок отработки умений и рефлексии

31.10

Буква т строчная.

Урок открытия нового знания

5.11

Буква Т заглавная.

Урок открытия нового знания

6.11

Буква к строчная.

Урок открытия нового знания

7.11

Буква К заглавная.

Урок открытия нового знания

10.11

Повторение. Буквенная мозаика. Написание соединений с изученными буквами

Урок отработки умений и рефлексии

11.11

Буква р строчная.

Урок открытия нового знания

12.11

Буква Р заглавная.

Урок открытия нового знания

13.11

Буква в строчная. Буква В заглавная.

Урок открытия нового знания

14.11

2 триместр

Буква п строчная. Буква П заглавная.

Урок открытия нового знания

24.11

Буква Г заглавная.

Урок открытия нового знания

25.11

Буква г строчная.

Урок открытия нового знания

26.11

Письмо слов с буквами Г, К.

Урок открытия нового знания

27.11

Закрепл. написания изученных букв Р, П, Г, К.

Р

28.11

Буква Ее в начале слова.

Урок открытия нового знания

1.12

Буква Ёё в начале слова и после гласных.

Урок открытия нового знания

2.12

Буквы е, ё после согласных, как указатель их мягкости.

Урок открытия нового знания

3.12

Повторение. Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

4.12

«Узелки на память».

Урок отработки умений и рефлексии

5.12

Буква Бб строчная и заглавная.

Парные звуки [б – п].

Урок открытия нового знания

8.12

Буква Зз строчная и заглавная

Урок открытия нового знания

9.12

Парные звуки [з – с].

Урок открытия нового знания

10.12

Буквы Бб, Зз. Повторение.

Урок отработки умений и рефлексии

11.12

Написание слов с изученными буквами. Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

12.12

Буква Дд строчная и заглавная.

Урок открытия нового знания

15.12

Звуки [д] – [д‘], буква Дд. Парные звуки [д – т].

Урок открытия нового знания

16.12

Звук [ж], буква Жж. Слог ЖИ.

Урок открытия нового знания

17.12

Повторение изученных букв З, Б, Д, Ж.

Урок отработки умений и рефлексии

18.12

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

19.12

Буква Я в начале слова и после гласных.

Урок открытия нового знания

22.12

Буква Я после согласных.

Урок открытия нового знания

23.12

Буква Хх для звуков [х – х‘], строчная

Урок открытия нового знания

24.12

Буква Хх для звуков [х – х‘]заглавная.

Урок открытия нового знания

25.12

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

26.12

Письмо слов с парными [д-т]

Урок открытия нового знания

29.12

Письмо слов с парными [г-к]

Урок открытия нового знания

30.12

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

31.12

Буква Ь – показатель мягкости согласных.

Урок открытия нового знания

12.01

Буква Йй заглавная и строчная. Повторение.

Урок отработки умений и рефлексии

13.01

Буква Юю в начале слова и после гласных.

Урок открытия нового знания

14.01

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

15.01

Буква ю после согласных как указатель мягкости этих звуков.

Урок открытия нового знания

16.01

Составление и написание слов вида мал-мял.

Урок открытия нового знания

19.01

Списывание слов с изученными буквами.

Урок развивающего контроля

20.01

Сточная и заглавная Шш,

Урок открытия нового знания

21.01

Парные звуки [ж-ш]

Урок открытия нового знания

22.01

Буква Шш для звука [ш]. Слоги жи-ши.

Урок открытия нового знания

23.01

Сточная и заглавная Чч

Урок открытия нового знания

26.01

Сточная и заглавная Щщ

Урок открытия нового знания

27.01

Написание слов с сочетаниями ча-ща

Урок открытия нового знания

28.01

Написание слов с сочетаниями чу-щу

Урок открытия нового знания

29.01

Составление и написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-шислов

Урок отработки умений и рефлексии

30.01

Сточная и заглавная Цц

Урок открытия нового знания

2.02

Сточная и заглавная Фф

Урок открытия нового знания

3.02

Написание слов с парными согласными [ф-в]

Урок открытия нового знания

4.02

Подбор и написание родственных слов с изученными буквами

Урок открытия нового знания

5.02

Разделительный Ъ

Урок открытия нового знания

6.02

Разделительные Ъ и Ь. Повторение букв Ъ и Ь.

Урок отработки умений и рефлексии

9.02

Буквенная мозаика. Обобщение.

Урок отработки умений и рефлексии

10.02

Значение слова. Родственные слова.

Урок открытия нового знания

11.02

Обучение списыванию текста.

Урок открытия нового знания

12.02

Алфавит.

Урок открытия нового знания

13.02

Работа с деформированными предложениями

Урок отработки умений и рефлексии

24.02

Послебукварный период. Письмо (8 ч)

Пропись «Пиши красиво»

Алфавит. Письмо основных элементов букв

Урок отработки умений и рефлексии

25.02

Письмо плавных линий с точкой.

Урок отработки умений и рефлексии

26.02

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон.

Урок отработки умений и рефлексии

27.02

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями.

Урок отработки умений и рефлексии

2.03

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линями.

Урок отработки умений и рефлексии

3.03

Письмо прямых линий с петлей вверху

Урок отработки умений и рефлексии

4.03

Письмо прямых линий с петлей внизу

Урок отработки умений и рефлексии

6.03

Письмо овалов и полуовалов в заглавных буквах «О», «С»

Урок отработки умений и рефлексии

10.03

Систематический русский язык

В мире общения. Язык как средство общения

Урок открытия нового знания

11.03

Развитие речи. Работа с деформированными предложениями. Словесное творчество.

Урок открытия нового знания

12.03

Роль слова в общении. Объяснительный диктант

Урок открытия нового знания

13.03

Слово и его значение

Урок открытия нового знания

16.03

Развитие речи. Изобразительные средства речи в предложении

Урок открытия нового знания

17.03

Имя собственное. Клички животных

Урок открытия нового знания

18.03

Имя собственное. Имена людей

Урок открытия нового знания

19.03

Имя собственное. Образование ласковых имен

Урок открытия нового знания

20.03

Имя собственное. Творческая переменка. Развитие речи

Урок отработки умений и рефлексии

23.03

Слова с несколькими значениями

Урок открытия нового знания

24.03

Слова близкие по значению

Урок открытия нового знания

25.03

Слова противоположные по значению. Развитие речи

Урок открытия нового знания

26.03

Группы слов

Урок открытия нового знания

27.03

Группы слов. Классификация по группам

Урок открытия нового знания

30.03

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Урок открытия нового знания

31.03

Из старинных учебников

Урок открытия нового знания

1.04

Звуки и буквы. Обучающий диктант

Урок развивающего контроля

2.04

Алфавит

Урок открытия нового знания

3.04

Гласные звуки, обозначение их буквами

Урок открытия нового знания

13.04

Буквы я, ю, ё, е в начале слова и после гласных

Урок открытия нового знания

14.04

Согласные звуки. Обозначение их буквами

Урок открытия нового знания

15.04

Роль согласных звуков в словесном творчестве. Развитие речи

Урок открытия нового знания

16.04

Слоги

Урок открытия нового знания

17.04

Деление слов на слоги. Зрительный диктант

Урок развивающего контроля

20.04

Перенос слов

Урок открытия нового знания

21.04

Перенос слов с буквами й, ь, ъ

Урок открытия нового знания

22.04

Ударение. Р/р.Значение ударения

Урок открытия нового знания

23.04

Ударение. Контрольное списывание

Урок развивающего контроля

24.04

Развитие речи. Говори правильно

Урок открытия нового знания

27.04

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами

Урок открытия нового знания

28.04

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их мягкости на письме. Предупредительный диктант

Урок открытия нового знания

29.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Урок открытия нового знания

30.04

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё, ю, и, е

Урок открытия нового знания

4.05

Способы обозначения мягкости согласных на письме

Урок открытия нового знания

5.05

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок открытия нового знания

6.05

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Развитие речи. Загадки

Урок открытия нового знания

7.05

Повторение правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок открытия нового знания

8.05

Разделительный ь

Урок открытия нового знания

11.05

Развитие речи. Разделительный ь. Рифмованные слова

Урок отработки умений и рефлексии

12.05

Разделительный ъ

Урок открытия нового знания

13.05

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Урок развивающего контроля

14.05

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их согласными буквами

Урок отработки умений и рефлексии

15.05

Правописание парных звонких и глухих согласных

Урок отработки умений и рефлексии

18.05

От слова к предложению.

Урок открытия нового знания

19.05

От слова к предложению. Р\р распространение предложений

Урок отработки умений и рефлексии

20.05

Знаки препинания в конце предложения

Урок открытия нового знания

21.05

Развитие речи. От предложения к тексту

Урок отработки умений и рефлексии

22.05

От предложения к тексту. Раскрытие особенностей письма как текста

Урок отработки умений и рефлексии

25.05

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

Обучение грамоте (обучение письму)

Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М. : Просвещение, 2011.

Русский язык

Климанова, Л. Ф. Русский язык: учеб.для общеобразоват. учреждений.1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная литература

Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Обучение грамоте: метод.пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009. .

Климанова, Л. Ф. Русский язык. 1 класс: метод.пособие/ Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009.

Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.

Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

Интернет-ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http: // school-collection.edu.ru

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) . – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа» . – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru

Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа: http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень контрольных работ

Тема, вид контроля

Дата

Контрольное списывание по теме « Ударение»

24.04

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

14.05

Согласовано

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов

_________ от «_____» _______________ 2014 г.

Председатель ШМО ______________ Агаркова В.Е.

Согласовано

Зам. директора по УВР ______________ Совина С.Ю.

«_____» _____________ 2014 г.