Последние статьи
Домой / Оформление документов / Развитие ключевых компетенций средствами информатики. Формирование компетентности учащихся на уроках информатики

Развитие ключевых компетенций средствами информатики. Формирование компетентности учащихся на уроках информатики

Распопова С.В.

МОУ «Мало-Каменская СОШ»

Большесолдатского района

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность, способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции, которые представляют собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности.

Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики. Видов компетентностей очень много, но чаще учителя-предметники используют типологию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским:

Ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования (Хуторской А.В., 2003 г.).

Список компетенций может меняться со временем, но всегда должны оставаться такие важные моменты, как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучающегося.

Целью работы школы должна стать подготовка конкурентоспособного выпускника через формирование ключевых компетенций.

Сферой моей профессиональной деятельности в школе является преподавание информатики и ИКТ. Считаю, что мне повезло с выбором предмета. Сейчас, когда появилось такое понятие, как «компьютерная грамотность», в век бурного развития технического прогресса компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, причём, как в профессиональную, так и в бытовую. Навыки работы с компьютером необходимы специалисту любой профессии. Это обусловливает специфику преподавания информационных технологий.

С одной стороны, преподавать этот предмет несколько легче, чем другие. Например, компьютерные игры, Интернет, on-line-общение, электронная почта, мультимедийные возможности компьютера привлекают обучающихся в кабинет информатики, вызывают повышенный интерес к предмету. Но, с другой стороны, именно в изучении информатики особенно остро проявляется недостаточность традиционного подхода к обучению с выработкой только определённого набора знаний, умений и навыков.

В своей работе я выделяю три основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и самообразовательную. Компетентностный подход в данном случае заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания и умения, а умения ребенка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций .

Это – знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.),
владение способами работы с информацией (поиск в каталогах, поисковых системах и т.д.). Обучающиеся систематизируют, анализируют и отбирают информацию (разные виды сортировки, фильтры, запросы, проектирование баз данных и т.д.). На практике приобретают навыки сохранения, удаления, копирования информации. Работая за компьютером, преобразуют информацию из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую. Ученики овладевают навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.), учатся критически относиться к получаемой информации, вырабатывают умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности, которые способствуют её формированию: владение формами устной речи; ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); умение представить себя устно и письменно. Например, на уроке при открытии собственной Интернет-странички ребята по заданной форме заполняют анкету, помещают свою фотографию, рассказывают о себе. Также на практических занятиях овладевают приемами оформления текста при электронной переписке, формируют привычку соблюдать сетевой этикет. Учащиеся отрабатывают навыки создания текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации. Кроме того, овладевают телекоммуникациями для организации общения с удаленными пользователями; воспитывают толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

В составе самообразовательной компетенции можно выделить:


умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.;
владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
умение работать со справочной литературой, инструкциями, знакомиться с новыми видами ПО, устройствами, анализировать ошибки в программе;
создание целостной картины мира на основе собственного опыта (Скрипкина Ю. В., 2007 г.).

Для выработки вышеназванных ключевых компетенций в своей работе я применяю такие методики, как метод проектов, игровые и интегрированные технологии. Обучающиеся работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы, так как в группе многим учащимся легче высказать своё мнение, чем наедине с преподавателем; любая из этих методик предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых. Каждая из методик предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию обучающихся, понимание ими целей обучения; работу от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно представить в виде конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:


коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана),
общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Формирование ключевых компетенций в своей работе предлагаю рассмотреть на примере повторительно-обобщающего урока «Час суда над Интернетом» по разделу «Коммуникативные технологии» в 10 классе. Вид урока – урок-ролевая игра, используется игровая технология.

Цели урока:

Повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;

Развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся; умение излагать свои мысли, моделировать ситуацию;

Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

Связать информатику с другими предметами;

Воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде (Распопова С.В., 2010 г.)

Для подготовки урока обучающимися была проделана большая работа по созданию проектов-презентаций, проведен социологический опрос и обработка статистических данных, интервью с администрацией школы. Обучающиеся класса максимально задействованы, оказывали помощь друг другу внутри микрогрупп.

Таким образом, можно увидеть, что при подготовке и во время урока применяются приёмы и организуются те виды деятельности учащихся, которые способствуют формированию ключевых компетенций.

Подводя общий итог, скажем, что предмет информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося с его индивидуальными целями. Тем самым, имея пока ещё небольшой педагогический опыт, я с уверенностью могу сказать, что использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели - формированию ключевых компетенций, призванных помочь ученику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях .

Литература:

  1. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
  1. Распопова С.В. «Разработка открытого урока по обобщению темы «Компьютерные сети» // Педагогический поиск.- 2010г.- №10-11с. 52- 56.
  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

С 1992 года, когда впервые на официальном уровне термин "ключевые компетенции" появился в проекте Совета Европы "Среднее образование в Европе", проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С. Шо, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Р. Селман и др.), так и в отечественной (В.И. Байденко, А.М. Новиков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней и др.).

Отмечая неразработанность данной проблемы в образовательном пространстве средней школы, в качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в Стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей.

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблема исследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках информатики.

Объект - ключевые компетенции на уроках.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Цель - рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Задачи.

Провести анализ литературы по компетентностному подходу.

Рассмотреть классификации ключевых компетенций различных авторов.

Рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Методы исследования:

эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего 24 наименования, приложения.

§1. Понятие компетентностного подхода к обучению

В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: "... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах" . Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия "компетенция"/"компетентность". Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, B. C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий "практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии "компетентность", оно включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования" .

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова трактует слово "компетентность" как "осведомленность, авторитетность", знание в какой-либо области, а "компетенция" рассматривается как "1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;

2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)" .

Более подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской: "Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности" . Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс "освоенных личностью" компетенций".

В документе "Стратегия модернизации российского образования" рекомендуется не противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Отмечается также, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др. .

Исходя из всех данных выше определений, можно сказать, что наиболее полную трактовку понятий "компетенция" и "компетентность" дал А.В. Хуторской, поэтому их мы и будем придерживаться в данной работе.

Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу: компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

§2. Ключевые компетенции учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования" .

Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

Нормативной базой для решения проблемы информатизации выступают: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации образования до 2010 года». В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые возможности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания, уметь соотносить модели знаний и информации. В свою очередь, это не может не стимулировать процессы, завершающиеся получением новых знаний.

В настоящее время все общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. Однако само понятие "компьютерная компетентность” остается достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении?

В качестве рабочего можно принять следующее определение: информационная компетентность - это качество личности, которое предполагает наличие знаний и умений в области работы с информацией и применения ИКТ, а также способность, готовность и опыт использования средств ИКТ для решения информационных проблем, для самостоятельного получения знаний из информации.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни.

Чем же урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.),
  • Владение способами работы с информацией:
a. поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
b. извлечение информации с различных носителей;
c. систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
d. технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
e. преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)
  • Владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
  • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
  • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

  • коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
  • информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
  • учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана и анализа.
  • общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного курса может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

Например, в 7 классе, на уроках по теме "Устройство персонального компьютера" можно предложить такие задания, которые позволят ученикам убедиться в практической применимости получаемых знаний, мотивировать их на изучение этой темы. Предложить детям проанализировать прайс-листы компьютерных фирм и рекламные объявления по продаже компьютеров, осуществить оптимальный выбор игрового, мультимедийного, офисного компьютера; проанализировать технические требования, которые публикуются на обложке CD, и с этих позиций оценить параметры компьютеров в классе информатики.

Таким образом, при выполнении заданий любого типа на уроках информатики обучающийся попадает в ситуацию необходимости:

  1. поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
  2. обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности (валидности) полученного материала, преобразование форматов, составление резюме / дайджеста);
  3. представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, задания на разработку мультимедийной презентации (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации - использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций), составление графических зависимостей).
  4. передачи информации (К этой компетенции относится представление собственных работ, защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций), то есть большинства из информационных компетенций.

Литература:

  1. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Аскерко. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. - 2007.
  2. Использовался сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие - М.: 2001.
  4. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».