Последние статьи
Домой / Дом / Принято решение об упразднении росфиннадзора и росграницы. Казначейское исполнение функций ликвидируемого росфиннадзора (нормативно-правовой аспект) Красногорский водоподъемный гидроузел на Иртыше

Принято решение об упразднении росфиннадзора и росграницы. Казначейское исполнение функций ликвидируемого росфиннадзора (нормативно-правовой аспект) Красногорский водоподъемный гидроузел на Иртыше

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Упразднение Федеральной службы финансово — бюджетного надзора и передача функций ведомства другим федеральным органам власти
The abolition of the Federal Financial and Budgetary Supervisory Service and the transfer agency function to other federal authorities

Оганнисян Кристина Саргисовна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы упразднения Федеральной службы финансово — бюджетного надзора. Перехода полномочий данного ведомства Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе. В связи с осуществленным анализом, выявлено значение проведенных изменений.

Annotation . In the article discussed the issues of abolition of the Federal Financial and Budgetary Supervisory Service. The transfer full powers of the Service to the Federal Treasury, the Federal Customs Service and Federal Service for Taxes. In connection with the stocktaking identified the significance of the conducted changes.

Ключевые слова: Федеральная служба финансово — бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, полномочия.

Keywords: Federal Financial and Budgetary Supervisory Service, Federal Treasury, Federal Customs Service, Federal Service for Taxes, full powers.

На сегодняшний день, как известно, одним из самых существенных изменений налогового законодательства является упразднение федеральной службы финансово — бюджетного надзора. Данное решение было принято Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере ».

В связи с принятым указом было решено передать функции упраздненного ведомства другим федеральным органам власти. Таким образом, правопреемниками федеральной службы финансово — бюджетного надзора стали: Федеральное казначейство, наделенное новыми полномочиями по контролю и надзору в финансово бюджетной сфере и по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, а также Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, принявшие функции Росфиннадзора по валютному контролю.

Указанные ведомства стали правопреемниками упраздненной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В связи с принятым указом Правительству РФ предстояло:

  1. в установленный законом срок обеспечит проведение всех ликвидационных процедур, связанных с упразднением;
  2. обеспечить непрерывность выполнения передаваемых функций Федеральной службы финансово-бюджетного надзора другим ведомствам;
  3. в целях реализации передаваемых функций, обеспечить сохранение кадрового потенциала;
  4. обеспечить решение организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов;

Так как на данное время нововведения в финансовой сфере лишь начинают развиваться, необходимо достаточное количество времени для полного и основательного укрепления позиций. Однако, Правительство РФ говорит о скором достижении поставленных целей.

В завершении, хотелось бы отметить, что в конечном итоге, нововведения по упразднению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передача ее полномочий Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе призваны обеспечить совершенствование государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.

Библиографический список:

  1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
  2. Приказ Министерства финансов РФ от 10.02.2016 № 47 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»

Президент РФ Владимир Путин своим указом от 2 февраля 2016 г. № 41 " " упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Такое решение принято в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.

При этом функции упраздненного ведомства переданы другим федеральным органам власти. Так, полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций теперь будет исполнять Федеральное казначейство. В свою очередь, функции Росфиннадзора как органа валютного контроля перейдут ФТС и ФНС России. Указанные ведомства станут правопреемниками упраздненной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Правительству РФ поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур, непрерывность осуществления передаваемых функций, обеспечить решение организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией указа. При этом планируется сохранить кадровый потенциал упраздняемой службы в целях реализации передаваемых функций. Также кабмину необходимо до 1 мая внести в Госдуму законопроект, направленный на реализацию указа.

Одновременно упразднено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница). Функции ведомства переданы Минтрансу России.

Указы вступили в силу со дня их подписания – 2 февраля текущего года. В связи с их принятием скорректирована структура федеральных органов исполнительной власти.

Насколько в действительности эффективно работала служба все это время с момента своего создания, и воспринимаете ли Вы такой шаг в качестве некоего послабления регулирования (или все наоборот, контроль станет более жестким)?

Денис Зайцев , советник адвокатского бюро DS Law :

Росфиннадзор существует более 11 лет, и решение о ликвидации службы представляется неожиданным. Ранее Минфин (как курирующее министерство) с негативными оценками деятельности службы не выступал. Однако связывать принятие такого решения только с желанием сократить издержки бюджета вряд ли возможно.

При разделении службы неминуемо появятся трудности, которые в целом могут повлиять на качество выполнения государственной функции. В частности, распределить компетенции службы только между ФНС и ФТС не удастся: к кому-то должны отойти остальные функции, в том числе в части контроля в сфере госзакупок , а также в сфере исполнения бюджета .

Само по себе решение о ликвидации не предопределяет формирования для бизнеса льготного или более жесткого контроля. Однако на практике передача полномочий от одного ведомства к другому часто сопровождается увеличением числа претензий к бизнесу, что, в числе прочего, связано с тем, что вновь назначенные контролеры принимают дела, “набивают руку”.

Анна Кунегина , заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли» :

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,…
Г. А. Державин

Слухи о моей смерти несколько преувеличены
Марк Твен

На мой взгляд, выносить окончательный вердикт о «полезности» или «вредности» принятого решения рано. Упразднение Росфиннадзора не означает отказа государства от исполнения функций и осуществления контроля, которым занималась эта служба. Согласно Указу Президента, все эти функции переданы Федеральному Казначейству , за исключением валютного контроля , который поделили между собой налоговики и таможенники.

Про “плюсы” этого решения нам уже рассказали его инициаторы. Попробуем разобраться в “минусах”. Возможно, упразднение Росфиннадзора будет означать всего лишь переподчинение его сотрудников другим федеральным службам. В этом случае ни о каком ослаблении госконтроля , введении саморегулирования не может быть и речи.

Что касается внешнего контроля аудиторских организаций, осуществляющих аудит так называемых общественно-значимых хозяйствующих субъектов (т.е. компаний, перечисленных в пункте 3 статьи 5 Федерального Закона “Об аудиторской деятельности”), которым Росфиннадзор занялся сравнительно недавно (в 2012 году), то, несмотря на ежегодные бравые отчеты об эффективности проводимого им контроля, пользователи отчетности вряд ли почувствовали повышение качества аудиторских услуг . И виноваты в этом отнюдь не только сами аудиторы, которым теперь приходится отвлекаться на подготовку и предоставление документов не только для контроля в саморегулируемую организацию, членами которой они являются, но и чиновникам госслужбы. При этом саморегулируемые аудиторские организации неоднократно отмечали задвоение функций внешнего контроля , усиление давления на аудиторов.

Тем не менее, обязанность проходить внешний контроль качества со стороны не только саморегулируемой организации, но и уполномоченного федерального органа по контролю и надзору остается в российском законодательстве об аудите (статья 10 части 2 и 9). А это значит, что среди государственных органов будет найден тот, которому поручат и дальше контролировать качество аудита .


Артем Денисов , управляющий партнер юридической компании “Генезис” :

На мой взгляд, в положении о Росфиннадзоре закреплено много функций, которые дублируются с функциями других ведомств. В частности Росфиннадзор :

  • осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля , а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • осуществляет в установленном Службой порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;
  • осуществляет в установленном Службой порядке анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета и, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ;

Указанные функции так же присущи Федеральной налоговой службе и Казначейству. Поэтому нет никакого смысла дублирования.

Их специфических можно выделить лишь две:

  • осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
  • утверждать общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Однако из-за этих двух функций содержать лишний аппарат службы крайне накладно.


Дмитрий Коваленко , руководитель департамента бухгалтерских услуг BDO Unicon Outsourcing :

С недавнего времени основные функции Росфиннадзора , а именно контроль соблюдения валютного и бюджетного законодательства , перешли к ФНС и ФТС . Таможенники и налоговики отныне будут самостоятельно заниматься взысканием штрафов по выявленным валютным нарушениям .

Пока остается подвешенным вопрос, какие ведомства возьмут на себя надзорные функции . В связи с этим последствия ликвидации Росфиннадзора для бизнеса оценить непросто.

Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются импортеры и компании, основным видом деятельности которых является внешняя торговля. Штрафы за нарушения валютного законодательства несоизмеримо высоки: как правило, они могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей за каждую транзакцию.

С этим напрямую связана большая задолженность Росфиннадзора (по данным Счетной палаты, служба – рекордсмен по дебиторской задолженности). На момент ликвидации Росфиннадзора размер его невозвратного долга составлял 83,6%.

Выходом из сложившейся ситуации может стать не только оптимизация процессов, но и пересмотр величины штрафов . Если эта величина будет соразмерна издержкам, связанным с причиной наложения взысканий, большее количество компаний будут в состоянии их выплачивать. Это положительно повлияет и на бизнес, и на состояние государственного бюджета. Остается ждать информации о том, изменятся ли размеры штрафов в будущем, и насколько ощутимо это будет.

Катя

Вопрос про выплаты пособий. Работала в фин учреждении. Отозвали лицензию (началась ликвидация), вручили уведомление о сокращении. Я встала в ЦЗН и в течении 12 месяцев забеременнела. Полагаются ли мне пособия по биР в соот со ст 6 81ФЗ и сколько


Всего ответов: 1

Можно и лучше Устраивает Нравится

Вам положены выплаты после рождения ребенка, которые производит ФСС, размер выплат зависит от Вашего дохода на протяжении последних двух лет.

Любовь

Работала в колледже, педагогический стаж 21 год, имею высшую квалификационную категорию по должности преподаватель. Колледж закрыли(ликвидация), устраиваюсь на работу воспитателем в детский сад и получается, что должна работать с нуля как выпускница училища? Т.Е. категории нет, пед стаж тоже не учитывается? Что делать? На что кормить детей собственных буду?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! Законодательством РФ не предусмотрены меры социальной защиты работников образовательных учреждений при их ликвидации. Трудоустраиваться Вам придется в общем порядке.

лия

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Работала в 2 работах, по совместительству. Вышла на декрет. Когда ребенку исполнился 2 года, хотела выйти на работу. Но в основной работе была ликвидация организация и нас сократили всех декретниц, во второй работе не берут на прежнее место. Я там работала бухгалтером берут пекарем. Что мне делать? И как мне быть?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Ваш вопрос находится на рассмотрении, в ближайшее время с Вами свяжется юрист

Ответ юриста (Варвара Витальевна Ганотченко)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК РФ).
Производительность труда принято оценивать по совокупным показателям различных факторов. Как правило, работодатель учитывает качество сделанной работы и скорость ее выполнения. Кроме того, могут быть учтены и затраты на производство.
Сопоставляя квалификацию работников, работодатель оценивает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).
При равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе отдается, в частности (ч. 2 ст. 179 ТК РФ):
- семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- лицам, получившим в период работы в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, направленным работодателем на курсы повышения квалификации без отрыва от работы.
Указанный перечень лиц не является исчерпывающим, и коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).
Если все работники имеют преимущественное право остаться на работе, то оставить на работе должны того из них, кто одновременно подпадает под несколько названных выше категорий.
В ситуации, когда преимущественного права на оставление на работе не выявлено, работодатель может отдать предпочтение любому из работников.
Решение работодателя может быть оспорено в судебном порядке (ч. 2 ст. 352 ТК РФ

Василий

Место моей работы - обособленное структурное подразделение осталось лишь на бумаге, всех сотрудников, кроме меня уволили, предложили и мне, но я отказался, ссылаясь на необходимость увольнения по статье "ликвидация предприятия" с гарантированными выплатами, ответом на это был отказ и через две недели приказ на командировку сроком 30 дней с размытым служебным поручением "организация деятельности сотрудника по доставке". Причем на месте мне вменяют в обязанность должность экспедитора, отягощенную переносом грузов. Моя должность в трудовом договоре - ведущий специалист по операциям. Что делать в данной ситуации?


Всего ответов: 3

Ответ юриста (Нина Бойкова)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Процесс увольнения сотрудников, который проходит во время процедуры ликвидации, допускает прекращение трудовых отношений сразу со всеми сотрудниками, даже с теми, которые находятся на больничном и пребывают в отпуске. Вне зависимости от обстоятельств, все сотрудники без исключений, должны быть уведомлены в письменной форме о предстоящем расторжении договоров с ними. Сотрудники должны расписаться в соответствующем бланке, НЕ МЕНЕЕ чем через два месяца до увольнения.Закон обязывает предприятию, которое будет в скором времени ликвидировано, выплатить уволенным сотрудникам заработную плату за отработанный период, а также дополнительную сумму компенсации, которая будет насчитана за неиспользованные отпуска и выходные пособия.
Заключительным этапом процедуры увольнения сотрудника в связи с ликвидацией предприятия, является непосредственное увольнение и запись в трудовой книжке. Соответственно, в трудовой книжке должны быть указаны причина увольнения, отмечены должность и сроки пребывания на ней сотрудником. После внесения соответствующих записей в трудовую книжку, в службу занятости официально посылается уведомление об увольнении.
Ваш работодатель действует не правомерно, для того чтобы урегулировать с ним вопросы вам нужно пройти досудебный порядок, для этого обратитесь за помощью к юристам.

Решено упразднить еще один контролирующий орган

Намеченная ликвидация Росфиннадзора говорит не только об очередном перераспределении функций и полномочий в буксующем финансовом блоке правительства. Предполагается, что курировать всех, кто помимо кредитных учреждений, работает в финансовой сфере, станут казначейство, приписанное к Минфину, а также налоговики и таможенники. Однако, главное не это – в результате операции «Ликвидация» вновь в подвешенном состоянии может оказаться едва ли не главная функция Росфиннадзора – валютный контроль.

Надо признать, что если с присмотром за аудиторскими организациями и контролем за госзакупками в этой службе, в общем-то, справлялись, то за валютный контроль её критиковали жёстко и почти регулярно.

Ещё в 2012 году служба попала под перекрёстный огонь критики Совета Федерации и Счётной палаты. Но финансовым надзирателям лишь попеняли за то, что они недостаточно эффективно взыскивают штрафы за нарушения бюджетного и валютного законодательства. Напомнили и о том, что служба плохо контролирует аудиторов, а также почти не следит за работой органов государственного финконтроля на местах, хотя при этом признали, что у Росфиннадзора и нет соответствующего регламента, не говоря уже о полномочиях.

Однако тогда, на фоне «очередных» президентских выборов спешить с оргвыводами не стали, ограничившись лишь сменой руководства Росфиннадзора.

Однако в реальных полномочиях, на уровне тех, которыми когда-то, ещё в конце 90-х, сразу после дефолта располагала Федеральная служба ВЭК - валютно-экспортного контроля, Росфиннадзору всё так же регулярно отказывали. В своё время президент Борис Ельцин именно службе ВЭК предоставил чрезмерные полномочия. Особенно если вспомнить характерную для тех времён систему «сдержек и противовесов». Согласитесь, сегодня трудно поверить в то, что ведомство, оказавшееся вне сферы влияния кого-либо из олигархов, с подачи курировавшего его вице-премьера Юрия Маслюкова, получило право согласовывать действия сразу семи федеральных ведомств. Начиная с Центробанка и Минфина, и кончая налоговиками и таможенниками.

А ведь делалось это всё только ради наведения элементарного порядка в сфере валютного оборота. Всё, что предлагается сегодня по этой части, вплоть до жёсткого контроля за всеми внешнеторговыми сделками и обязательной продажи валютной выручки, было без лишнего шума проделано ещё правительством Примакова-Маслюкова.

Но потом валютную сферу медленно, но верно либерализовали, и в том, к чему это привело, мы можем убедиться уже сегодня. Главное, что доллар в России с тех пор, как его снова «отпустили», ведёт себя подобно сказочному Колобку: и от «бабушки» (во главе Центробанка) ушёл, и от дедушки (если кто-то ещё помнит Виктора Зубкова во главе Росфинмониторинга) ушёл, а от Росфиннадзора ему теперь и уходить не придётся.

Кстати, Росфиннадзор является преемником не только и не столько службы ВЭК, сколько минфиновского КРУ – контрольно-ревизионного управления, которое в финансовых кругах иначе как «всесильным» не называли. И это несмотря на то, что КРУ Минфина было «всего-лишь» одним из управлений одного из министерств. Ограничивая полномочия службы Росфиннадзора, наверху обычно ссылались на то, что сейчас на дворе уже не 98-й год и за банками должен присматривать главный регулятор – Банк России. Ну, а контроль за сомнительными сделками – это, мол, уже прерогатива Росфинмониторинга. Между прочим, и это ведомство тоже создавалось фактически на руинах именно службы ВЭК, которой после отставки кабинета Евгения Примакова удалось удержаться на плаву лишь чуть больше года.

На целой серии прошедших в первые дни 2016 года бизнес-тусовок неоднократно говорилось о том, как наших предпринимателей просто пугает непредсказуемая активность созданных у нас весьма многочисленных органов, которые добровольно брали и берут на себя функции финансовой разведки или валютного контроля. Росфиннадзор, как и его предшественники из КРУ Минфина, были в этом смысле скорее приятным исключением – от них предприниматели хотя бы знали, чего ждать. Чего ждать от тех, кто придёт на смену «финансовым надзирателям», сказать непросто. Но уж то, что не снижения уровня коррупции, - это точно.

К тому же отмечаемое ныне очень многим наблюдателями снижение темпов утечки валюты из России – это, скорее всего ненадолго. Медленное течение финансовой реки из России при первых же намёках на стабилизацию нефтяных цен может смениться половодьем. Конечно, это случится только при том условии, что вожжи валютной либерализации будут опять неосмотрительно отпущены.

Либералы от финансов сегодня так и подталкивают Россию именно к этому. Для чего, спрашивается? А вот хотя бы для того, чтобы «не препятствовать формированию конкурентной среды при проведении масштабной приватизации», намеченной на 2016 год.

В принципе, нет ничего сенсационного в том, что сейчас из-под Минфина уводят одну из его служб, вместе с целым набором функций, но с достаточно ограниченными полномочиями. Финансовое ведомство, в меру «либеральное», и в меру «послушное», всё больше превращается в некий суррогат кассы с конторой, от которой требуется только «посчитать и подписать». Карательные функции – это вообще «не из той оперы», тем более, что «карателей» по финансовой части в современной России явно с избытком.

Смущает лишь одно – профессионалов опять передвигают с места на место, не задумываясь о том, на какое время можно будет вовсе забыть о какой-либо отдаче от них на новом поприще, и уж тем более об эффективности.

Можно, конечно, пристегнуть тут популярную нынче идею о сокращении бюрократического аппарата. Однако всем известно, что любые «сокращения и оптимизации» в России, увы, практически всегда дают эффект с точностью до наоборот.

Специально для Столетия