Последние статьи
Домой / Новостройка / Правоотношения субъектов хозяйственной деятельности в строительстве. III

Правоотношения субъектов хозяйственной деятельности в строительстве. III

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения.

К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов); внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия); оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров); территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Субъектами или участниками хозяйственных правоотношений, регулируемых нормами хозяйственного права, являются:

1. индивидуальные граждане;

2. юридические лица, т.е. предприятия, организации, осуществляющие хозяйственную деятельность;

3. РФ как государство в целом;

4. субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйственные отношения между перечисленными субъектами кроме хозяйственного права регулируются гражданским, административным и финансовым отраслями права.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов, регулируемые хозяйственным правом, вытекают из:

· договоров, предусмотренных законом;

· актов государственных органов власти;

· различных судебных решений;

· на основании приобретения имущества на законных основаниях.

Защита прав хозяйствующих объектов осуществляется различными путями:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3. в результате самозащиты прав;

4. в результате взыскания убытков;

5. компенсация морального ущерба и др.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, несет за него ответственность и может быть истцом и ответчиком в суде (ГК РФ ст.48).

По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации обычно не занимаются предпринимательской деятельностью, так как извлечение прибыли для них является основной целью. Они могут быть созданы в виде потребительского кооператива, общественной и религиозной организации (объединения), фонда, учреждения и объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов). Коммерческие же организации по организационно-правовой форме могут быть разделены на:

· хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере);

· хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью):

· производственный кооператив;

· унитарное предприятие.

Учредительными документами являются:

· Устав для АО

· Учредительный договор для товарищества

· Устав и учредительный договор для ООО.

Учредительный договор заключается, а Устав утверждается. Учредители юридического лица - основатели юридического лица, которые принимают участие в образовании его имущества и берут на себя обязательства согласно юридическим документам. Кроме обязательств учредительные документы определяют порядок и условия распределения прибыли между учредителями, порядок управления деятельностью юридического лица, а также порядок выхода учредителей из состава юридического лица.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определенном законом. Все юридические лица, прошедшие регистрацию, в том числе и коммерческие, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит сведения о всех юридических лицах: вновь созданных, реорганизованных, а также ликвидированных, независимо от их государственно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности. После государственной регистрации юридическое лицо обязано в установленном порядке в 10-дневный срок встать на налоговый учет в государственную налоговую инспекцию.

Юридические лица, кроме финансированных за счет учредителей, отвечает по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. Если банкротство юридического лица вызвано его учредителями или другими юридическими лицами, которые не имеют права давать указания данному юридическому лицу, на таких лиц накладывается ответственность, т.е. ответственность лица, которое в соответствии с правовыми нормами или условиями учредительных документов несет ответственность за другое юридическое лицо.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) может быть проведена либо по решению учредителей, либо по решению уполномоченных государственных органов (суда).

При слиянии юридических лиц права и обязанности присоединяются, при разделении - разделяются между новыми юридическими лицами. При реорганизации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, к вновь возникающему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Учредители или руководящий орган юридического лица, проходящего преобразование, обязаны в письменном виде уведомить об этом своих кредиторов. Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим юридическим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется в следующих случаях:

· Когда истек срок, на который оно создано;

· В связи с достижением цели, ради которой создавалось это предприятие;

· По решению суда.

Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией, может быть ликвидировано в случае признания его банкротом. При принятии решения о ликвидации юридического лица об этом должно быть сообщено органу, где осуществлялась регистрация юридического лица. Этот орган совместно с учредителями обязан создать ликвидационную комиссию и установить срок и порядок ликвидации юридического лица.

Хозяйственные правоотношения это урегулированные хозяйственно-правовыми нормами и находящиеся под охраной государства, возникающие в сфере предпринимательской деятельности коммерческие и некоммерческие общественные отношения, субъекты которых взаимно связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Хозяйственные правоотношения обладают определœенными признаками .

1. Так как хозяйственное право является комплексной отраслью, хозяйственные правоотношения регулируются довольно широким кругом нормативных правовых актов различных отраслей российского права: гражданского, финансового, налогового, земельного, административного и др.

2. Ограниченное, по сравнению с гражданским правом количество субъектов, к которым, прежде всœего, относятся организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти, контролирующие хозяйственные процессы.

3. Объединœение организационных и имущественных отношений.

4. Материальной основой хозяйственных правоотношений является общественное производство, деятельность хозяйствующих субъектов по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуᴦ.

Многообразие хозяйственных отношений позволяет выделить несколько их видов. К ним относятся производственно-хозяйственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Производственно-хозяйственными являются имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами предпринимательства при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. К ним относятся, к примеру, договорные отношения между субъектами предпринимательской деятельности и, соответственно, отношения, возникающие между ними в случае нарушения обязательств.

Организационно-хозяйственные отношения - ϶ᴛᴏ отношения, которые складываются между хозяйствующими субъектами и субъектами, имеющими организационно-хозяйственные полномочия в процессе управления экономической деятельностью. Примерами таких правоотношений бывают отношения между Федеральной налоговой службой РФ и предпринимателœем по поводу уплаты налогов. К ним также можно отнести отношения между субъектом предпринимательской деятельности – юридическим лицом и его основателями.

Внутрихозяйственными , являются отношения, которые складываются между структурными подразделœениями субъекта хозяйственной деятельности и отношения хозяйствующего субъекта с его структурными подразделœениями. Такие отношения могут возникать, к примеру, в процессе утверждения положения о структурном подразделœении (филиале, представительстве) и выделœении ему имущества субъектом предпринимательской деятельности.

В состав любого правоотношения входят четыре элемента: субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности. Последние два составляют содержание любого правоотношения. Субъективные права в сфере хозяйственного права могут носить как активный так и пассивный характер. С одной стороны субъекты предпринимательской деятельности своими активными действиями реализуют право на осуществление экономической деятельности, производят товары, оказывают услуги, с другой стороны они же имеют право требовать совершения активных действий и от контрсубъекта – выполнить условие договора, вернуть долг, произвести качественно и вовремя работы и т.д.

Активной и пассивной может быть и обязанность. В первую очередь, субъекты хозяйственного права обязаны совершать определœенные действия: выполнять условия договора, платить налоги, регистрироваться, получать лицензии и т.д. (активная обязанность). Во-вторых, они обязаны воздерживаться от каких-либо действий, нарушающих интересы контрсубъекта или государства, не осуществлять противоправные действия и др. (пассивная обязанность).

Субъектами хозяйственных правоотношений являются лица, которые вступают в данные отношения, являясь носителями субъективных прав и юридических обязанностей в сфере предпринимательской деятельности. Их можно разделить на две группы – индивидуальные субъекты и коллективные.

1. Индивидуальные субъекты - ϶ᴛᴏ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Коллективных субъектов (юридические лица) можно разделить на две группы:

а) коммерческие организации (хозяйственные общества: акционерные общества; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; хозяйственные товарищества; производственные кооперативы; государственные (муниципальные) унитарные предприятия и др.

б) некоммерческие организации: общественные объединœения, религиозные организации, автономные некоммерческие организации и др.

Объектами хозяйственных правоотношений являются определœенные общественные блага, на которые направлены действия их участников, а также поведение субъектов предпринимательской деятельности.

К объектам хозяйственно-правовых отношений относятся: 1) вещи, предметы, ценности включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; 2) действия обязанных субъектов; 3) собственная деятельность субъекта права; 4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).


Хозяйственные правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.
Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:
1) вертикальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления;
2) горизонтальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.
Наиболее полное представление о хозяйственных правоотношениях возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект и содержание, юридические факты.
В хозяйственных правоотношениях участвуют субъекты хозяйствования (коммерческие, некоммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели), Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.
Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, приобретающие права и обязанности от своего имени и, как правило, несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Субъекты могут быть субъектами хозяйственных правоотношений при наличии следующих условий:
1. хозяйственно-правовой нормы, предусматривающей права и (или) обязанности субъекта;
2. хозяйственной право- и дееспособности;
3. основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).
Классификация субъектов хозяйственно деятельности можно проводить по ряду признаков:
1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей и юридических (коммерческих и некоммерческих) лиц;
2) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на государственные и частные;
3) по признаку происхождения капитала:
– национальные;
– совместные;
– предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
4) по признаку основной деятельности различают субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.
Особое место среди субъектов занимает государство. Так, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в хозяйственных отношениях на равных с иными участниками условиях.
В тоже время государство в лице его государственных органов регулирует отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования, т.е. выступает субъектом так называемых правоотношений по вертикали.
Объектами хозяйственных правоотношений выступают фактические общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Под непосредственными объектами хозяйственных правоотношения понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, действия обязанных субъектов, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (товарный знак, фирменное наименование и т. д.).
Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющие соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.
Законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности участников хозяйственных правоотношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты – определенные факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение данных правоотношений. Классификацию юридических фактов можно провести по различным основаниям.
В зависимости от того, какие последствия они влекут их делят на:
– правообразующие;
– правоизменяющие;
– правопрекращаюшие.
По волевому основанию юридические факты делятся на:
– события (их наступление не зависит от воли субъектов права);
– действия (акты волевого поведения субъектов).
В хозяйственном праве правообразующими факторами предстают преимущественно действия участников правоотношений. События не играют существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.
Действия участников правоотношений в свою очередь можно разделить на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты могут быть четырех видов:
1) акты – предписания (например, акты антимонопольного характера);
2) акты – соглашения (соглашения и договоры);
3) акты – разрешения (например, лицензирование);
4) акты одностороннего характера (например, действия по исполнению обязательств либо применение мер оперативного воздействия, т.е. в договоре может быть записано «в случае нарушения сроков оплаты покупатель может быть переведен на предоплату»).
Неправомерные действия – это такие юридические факты, которые нарушают требования норм права и влекут для субъекта неблагоприятные последствия.
  • 8.Создание и гос регистрация субъектов предпринимательской деятельности.
  • 9. Понятие хозяйственных организаций. Учредительные документы хозяйственных организаций.
  • 14. Ооо и одо
  • 15. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые общества
  • 16.Производственные кооперативы (уставный фонд-400 евро min)
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • 18.Некоммерческие организации
  • 24. Правовой режим уставного фонда (уф). Специальные фонды и резервы.
  • 25. Понятие, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации гос. Собственности.
  • 26. Понятие и участники экономической несостоятельности.
  • 27. Процедуры банкротства.
  • 28. Органы управления в процедуре банкротства.
  • 29. Понятие и формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее.
  • 30. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды ответственности за нарушение антимонопольного зак-ва.
  • 31. Понятие инвестиций и инвест-ой деят-ти. Суб-ты и об-ты инвест-ой деят-ти. Формы инв-ой деят-ти.
  • 32. Правовое положение иностр-ых инвестиций на территории рб.
  • 34. Порядок и способы закл-ия хоз.Дог-ов.
  • 35. Основ-я и порядок изм-я и расторж-ия хоз.Договора. Продление срока действия хоз.Дог. Толкование дог-ра.
  • 36. Понятие,источ-ки прав-го рег-ния дог-ра к-п. Виды дог-ра к-п.
  • 37.Содержание дог-ра к-п. Права, обяз-ти и отв-ть сторон дог-ра к-п.
  • 38.Понят.Дог.Розн.К-п.Эл-ты дог:предм.,стор.,форма и поряд.Закл-я,цена,срок.
  • 39. Содержание д-ра розничной купли-продажи. Права, обязанность и ответственность сторон д-ра р к-п. Законодательство о защите прав потребителей.
  • 40. Понятие и признаки договора поставки. Элементы договора поставки.
  • Договор поставки явл-ся двустор-им, возмездным и консенсуальным. Он относ-ся к дог-ам, широко распростр-ым в сфере мат.-технического снабжения и оптовой торговли.
  • Основными нормативными актами, регулирующими отношения по договору поставки являются:
  • 42. Понятие договора поставки для гос. Нужд. Форма и порядок заключения госконтракта на поставку товаров для гос. Нужд.
  • 43. Общая характеристика договора продажи предприятия.
  • 44. Понятие и правовая природа договора аренды. Элементы договора аренды.
  • 45. Содержание договора аренды. Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 46.Понятие и признаки договора лизинга
  • 47. Понятие и виды договора подряда (дп).
  • 49. Содержание договора подряда (дп). Ответственность сторон по дп.
  • 50. Содержание договора строительного подряда (сп).Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 51. Понятие договора займа. Элементы договора займа: стороны, предмет, форма, цена, срок, содержание. Ответственность заемщика.
  • 52. Понятие и содержание кредитного договора. Виды кредита.
  • 53. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды счетов.
  • 56. Понятие и правовая природа договора поручения. Особенности коммерч. Представительства.
  • 57. Права, обязанности и ответственность сторон в договоре поручения.. Прекращение договора поручения..
  • 58.Понятие и правовая природа договора комиссии. Элементы договора комиссии.
  • 59. Содержание договора комиссии. Права, обязанности и ответственность сторон договора комиссии.
  • 60. Понятие и значение договора простого товарищества.
  • 62. Прекращение договора простого товарищества. Раздел имущества после прекращения договора простого товарищества.
  • 64. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 66.Органы рассмотрения хоз.Споров. Система хоз.Судов рб.
  • 67.Понятие и виды хоз.Споров. Подведомственность дел хоз.Суду.
  • 68.Подсудность дел хозяйственному суду.Родовая и территориальная подсудность.
  • 69.Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хоз.Суд.
  • 70.Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения хоз.Споров
  • 71.Исп.Документы. Порядок предъявления иска к исполнению.Органы по исполнению.
  • III. Понятие и система хозяйственных правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений

    Правоотношения - урегулированные нормами права обществ-е отношения соотв-щей отраслью права, имеющие особую юр. связь между их уч-ми и обеспеченной принудительной связью гос-ва.

    Правоотношения делятся на горизонтальные- отношения, складывающиеся между субъектами предприн. деят-сти; вертикальные – отношения, складывающиеся между субъектами предприним-ой деят-сти и соотв-ими органами гос.управления, регул-щими эту деят-ть разл-ми способами в различных формах.

    Структура правоотношений:

      Субъект - зарегистрированные субъекты хоз.деятельности.

      Непосредственным объектом хоз.правоотношений выступ-т фактич-е обществ-ые отнош-ия, возник-щие при осущ-лении предприним. деятельности. Опосредованным объектом хоз.правоотношений явл. оказание слуг, выпол-ие работ, пр-во прод-ии: вещи, деньги, цен. бум, результаты интеллект собств-сти, различные нематер-ые блага.

    ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

      Заключение договоров

      Вынесение судебных решений

      Принятие актов гос.органами

      Создание нового имущества

    IV. Государственное регулирование хоз.Деятельности

    Гос.регулирование - целенаправленная деят-ть соот-их законодательных и иных органов, которые посредством системы разл. форм, методов обеспечивает достижение поставленных целей и решение важнейших экон.,. соц. и др. задач в процессе регламентации хоз.отношений

    Государственное регулирование осуществляется через:

      систему определенных организационных структур (предикаты, комитеты,…)

      акты организационных структур

      систему распределения и перераспределения

      бюджет доходов между отраслями и регионами

      стимулирование. Дотации предприятий отрасли для обеспечения развития заданного направления

      систему контроля за соблюдением хоз.законадательства.

    Формы государственного регулирования:

      Прогнозирование - подготовка представлений (на бумажном носителе) о возможном развитии экономической и социальной сферы.

      Планирование - определение целей, задач, темпов, этапов, показателей, сроков достижения тех или иных результатов.

      Денежная политика - цены, каталоги, валютное регулирование

      Антимонопольное регулирование - обеспечивает условия для развития конкуренции, защиты прав потребителей.

    СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

      Административно - распределительный базируется на авторитете государственной власти, включает меры запрета, разрешения и предупреждения.

      Экономический - осуществляется через цены, налоги, финансовые средства.

    5. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности

    Предпринимательство осуществляется:

    С образованием ЮЛ;

    Без образования ЮЛ- индивидуальное предпринимательство

    Организ-правовая форма- совок-ть имущ-ых,организационных отличий, способов формирования имущественной базы (УФ), особенности взаимодействия собственников учредителей, участников, а также ответственности друг перед другом и контрагентами

    Комерческие ЮЛ могут создаваться в организационно-правовых формах:

    Хоз обществ (ООО, ОДО, АО)

    Хоз товариществ(полные и коммандитные)

    Производственные кооперативы

    Унитарные предприятия

    Некоммерческие ЮЛ:

    Потребительские кооперативы

    Общественные и религиозные организации

    Благотворительные фонды

    Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, на какой форме собственности или на базе какого вещного права осущетвляют свою деятельность

    В зависимости от объема прав на пользование имуществом различают:

    Обладающие правом собственности

    Обладающие правом оперативного управления

    Обладающие правом хозяйственного ведения (УП)

    Организационное отличие – особенность внутренней структуры в управлении хоз деятельности

    Ответственность. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом.

    Солидарная ответственность – все участники несут равную ответственность кроме общества с дополнительной ответственностью.

    В производственных кооперативах участники отвечают субсидиарно и рискуют своим паем.

    6.Права и обязанности предпринимателей. Ответственность предпринимателей, при осуществлении хозяйственной деятельности.

    Права и обязанности возникают:

    Из договоров, сделок; из актов гос. Органов и органов местного управления и самоуправления; вследствие принятия судебных решений; создания и приобретения имущества; причинения вреда др лицу; вследствие необоснованного обогащения (сокрытия прибыли, необоснованное увеличение цены)

    Обязанности предпринимателей:

    Обязанности перед государсвом; перед наемными работниками(заключение договоров, контрактов, выплата з/п); перед контрагентами; перед потребителями.

    Ответственность:

    Перед своими обязательствами;

    В сфере предпринимательской деятельности;

    Виды ответственности:

    Гражданско-правовая (штрафы, неустойка, пени)

    Уголовная (за экономические преступления)

    Административная

    Вконтакте

    Понятие и признаки

    Определение 1

    Хозяйственно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права. Возникают в процессе осуществления хозяйственной деятельности и по поводу её государственного регулирования.

    В структуре хозяйственно-правовых отношений могут быть выделены две группы:

    • предпринимательские правоотношения;
    • некоммерческие правоотношения по поводу осуществления хозяйственной деятельности.

    Правоотношения первой группы возникают между субъектами, осуществляющими предпринимательскую, хозяйственную деятельность. Они наделены равным объемом прав и потому получают название горизонтальных. Совокупность прав и обязанностей участников этого вид правоотношений возникают, как правило, из договорных обязательств.

    В отношениях второй группы в качестве одной из сторон выступает уполномоченный государственный орган. Это так называемые вертикальные правовые отношения. Некоммерческий характер этих правоотношений означает, что они не связаны с реализацией основной цели хозяйственной деятельности – получение прибыли. Эти правовые отношения связаны с регулированием образования субъекта коммерческой деятельности, лицензированием и тому подобное.

    Замечание 1

    Существование некоммерческих хозяйственно-правовых отношений обусловлено необходимостью государственного регулирования рыночной экономики, защиты конкуренции и ограничения монопольной деятельности отдельных субъектов.

    Специфика этого вида правовых отношения заключается в обязательности исполнения предпринимателями тех управленческих актов, которые орган управления принимает в пределах своих полномочий.

    Признаки хозяйственных правоотношений:

    • возникают на основе норм хозяйственного права;
    • связаны с осуществлением хотя бы одним из их субъектов предпринимательской деятельности;
    • сочетание частно-правовых и публично-правовых методов регулирования придает этим правовым отношениям комплексный характер.

    Структура хозяйственно-правовых отношений

    Объект хозяйственно-правовых отношений связан с объектом предпринимательских прав к которым могут быть отнесены:

    • вещи (имущество, денежные средства и ценные бумаги);
    • действия субъектов, связанные с обязательствами;
    • собственная хозяйственная деятельность субъекта правоотношения;
    • нематериальные блага, которые находят применение в предпринимательской деятельности (товарный знак, фирменное наименование и тому подобное).

    Замечание 2

    Объект хозяйственно-правовых отношений сближает их с гражданско-правовыми. Однако, состав участников хозяйственных общественных отношений, урегулированных правом, позволяет выделить их в самостоятельную группу.

    К субъектам хозяйственных правоотношений могут быть отнесены:

    • физические лица;
    • юридические лица;
    • Российская Федерация и её субъекты;
    • муниципальные образования.

    Замечание 3

    Субъект хозяйственно-правовых отношений необходимо отличать от субъекта предпринимательских правоотношений, так как первое понятие шире.

    В структуру субъектов хозяйственных правоотношений могут быть включены некоммерческие организации, объединения, ведущие хозяйственную деятельность, но не занимающиеся предпринимательством (например, товарищество собственников недвижимости).

    Определение 2

    Права хозяйствующих субъектов диспозитивны, использовать их или нет, решает сам субъект. Обязанности императивны, так как закреплены нормативно-правовым актом, договором.

    1. Под правоотношением обычно понимается особая

    правовая связь между людьми или их коллективами, при

    которой правам одного субъекта правоотношения соот-

    ветствуют обязанности другого. (*1). Хозяйственное правоот-

    ношение-урегулированное правом хозяйственное отно-

    шение. С одной стороны, оно обладает общими призна-

    ками, присущими правоотношениям всех отраслей права,

    а с другой-рядом специфических черт, свойственных

    только хозяйственным правоотношениям.

    Одно время в советской правовой теории считалось

    почти бесспорным, что во всяком правоотношении вы-

    ражается индивидуальная воля его участников. В обос-

    нование этой позиции приводилось известное высказыва-

    ние К. Маркса о волевом характере таких правоотноше-

    ний, формой которых является договор. (*2). Однако это

    положение, относящееся именно к договорным правоот-

    ношениям, нельзя распространять на все вообще право-

    отношения.

    В дальнейшем в юридической науке стал преобла-

    дать другой взгляд на правоотношения, согласно кото-

    рому они являются волевыми только в смысле классовой

    или государственной воли, выраженной в правовых нор-

    мах, но не обязательно в смысле индивидуальной воли

    участников правоотношения. (*3).

    В учении о правоотношении до сих пор имеются спор-

    ные вопросы, по которым отсутствует единство среди со-

    ветских ученых юристов. Так, вызывает споры вопрос о

    (**1) Подробнее см. Ю. К. Толстой, К теории правоотношений,

    стр. 18 и след.

    (**2) К. Маркс, Капитал, т. 1, Госполитиздат, 1955, стр. 91.

    (**3) Н. Г. Александров, Законность и правоотношения в со-

    ветском обществе, Госюриздат, 1955, стр. 96; С. Ф. Кечекьян,

    Правоотношения в социалистическом обществе, стр. 40-43.

    Некоторые ученые полагают, что ими являются субъек-

    ты, права и обязанности, объект правоотношения. Дру-

    гие же признают элементами правоотношения только

    права и обязанности его участников. Вызывает споры и

    вопрос о понятии объекта правоотношения. Одни ученые

    считают им поведение обязанного лица, а другие также

    материальные предметы, продукты духовного творчест-

    ва, личные блага и т. п. (*1).

    Не ставя перед собой задачи дать решение этих спор-

    ных вопросов общей теории правоотношения, мы остано-

    вимся в дальнейшем на рассмотрении лишь специфиче-

    ских особенностей хозяйственных правоотношений.

    2. Хозяйственные правоотношения - урегулирован-

    ные правом хозяйственные отношения, складывающиеся

    в процессе руководства и осуществления хозяйственной

    деятельности между социалистическими организациями,

    а также между их структурными звеньями.

    Субъектами хозяйственных правоотношений являют-

    ся субъекты хозяйственного права, когда они вступают

    в хозяйственные правоотношения с другими субъектами

    хозяйственного права. Выше мы уже установили, что

    субъектами хозяйственного права выступают только со-

    циалистические организации или их структурные звенья,

    но не отдельные граждане. Следовательно, граждане

    не могут быть субъектами хозяйственных правоотно-

    Субъектами хозяйственных правоотношений по вер-

    тикали являются обычно, с одной стороны, орган хозяй-

    ственного руководства, а с другой - подчиненный ему

    хозорган. Таким хозорганом может быть либо предприя-

    тие, либо хозяйственное объединение, которое в свою

    очередь вступает в отношения с предприятиями, входя-

    щими в его состав. Для упрощения мы будем в дальней-

    шем говорить о хозяйственном правоотношении между

    органом хозяйственного руководства и предприятием.

    По вопросам, входящим в его компетенцию, орган

    хозяйственного руководства может давать предприятию

    обязательные указания. В случаях, когда подобные ука-

    шения см. Ю. К.Толстой, К теории правоотношения.

    зания даются по конкретным хозяйственным вопросам,

    возникает хозяйственное правоотношение между орга-

    ном, давшим указание, и предприятием, которому оно

    адресовано.

    Иначе обстоит дело, когда указания носят общий ха-

    рактер и даются в форме инструкций или иных норма-

    тивных актов. Тогда правоотношение не возникнет, а

    нормативный акт, в который облечено такое указание,

    служит основой для возникновения в последующем хо-

    зяйственных правоотношений при наступлении опреде-

    ленных юридических фактов-установлении планового

    задания, заключении хозяйственного договора и т. д.

    3. Хозяйственные правоотношения имеют некоторые

    характерные признаки, не всегда укладывающиеся в

    рамки привычных представлений о правоотношениях.

    Некоторые из таких особенностей были отмечены

    С. А. Голунским применительно к правоотношениям в

    области хозяйственного строительства. С. А. Голунский

    указывал на следующие особенности правоотношений в

    этой области:

    а) противопоставление прав и обязанностей в право-

    отношениях в значительной мере сглаживается;

    б) правоотношения в указанной области, как прави-

    ло, не двусторонние, а многосторонние. Особое место за-

    нимает заинтересованность в правильной реализации

    правоотношения соответствующих коллективов трудя-

    щихся, не являющихся в формальном смысле стороной

    в правоотношении;

    в) почти ни одно такое правоотношение нельзя рас-

    сматривать изолированно, они связаны, сплетены между

    собой в сложную систему правоотношений. Правоотно-

    шения по горизонтали тесно переплетаются с правоот-

    ношениями по вертикали;

    г) правоотношения этого рода, как правило, не ис-

    черпываются каким-либо единичным актом (вроде упла-

    ты долга), а проявляются в длительной, иногда очень

    сложной деятельности сторон и должны поэтому рас-

    сматриваться в динамике. (*1).

    Такая характеристика особенностей правоотношений

    (**1) С. А. Г олунский, О творческой революционной роли социа-

    листического права в период развернутого строительства коммуниз-

    № 10, стр. 51.

    в области хозяйственного строительства представляется

    в основном правильной и применимой к хозяйственным

    правоотношениям.

    4. Действительно, не могут резко противопоставляться

    права одного субъекта хозяйственного правоотношения и

    обязанности другого. Это связано с тем, что права

    участников правоотношений выражают и закрепляют их

    интересы, а интересы социалистических хозяйственных

    органов едины в главном.

    Скажем, в правоотношении между органом хозяйст-

    венного руководства и подчиненным ему предприятием

    по поводу изъятия оборотных средств последнего в по-

    рядке перераспределения возможен случай, когда это

    поставит предприятие в затруднительное финансовое

    положение, в связи с чем орган хозяйственного руковод-

    ства не только не будет настаивать на осуществлении

    своего права, но, наоборот, постарается помочь пред-

    приятию. Таким образом, нет резкого противопоставле-

    ния интересов субъектов хозяйственных правоотношений.

    Мы говорим об отсутствии резкого противоречия ин-

    тересов в хозяйственных правоотношениях, но это не

    означает, что противоречия интересов вообще отсутст-

    вуют. Они имеются в силу того, что у предприятий и

    иных хозорганов, помимо единых общих интересов, пред-

    определяемых социалистической природой нашей эконо-

    мики, имеются и свои, не совпадающие хозрасчетные

    интересы. В соответствии с Положением о предприятии

    предоставленные предприятию права должны использо-

    ваться в интересах всего народного хозяйства и кол-

    лектива работников предприятия (п. 5 Положения).

    5. Важной характерной чертой хозяйственных право-

    отношений является тесная связь между ними, их нераз-

    рывное переплетение. Конечно, связь различных право-

    отношений существует и в других отраслях права, но в

    области хозяйственного права она проявляется особен-

    но отчетливо.

    Это предопределяется сложностью отношений, скла-

    дывающихся в социалистическом хозяйстве, все более

    расширяющимися хозяйственными связями в процессе

    специализации и кооперирования производства, сочета-

    нием плана и хозрасчета, централизованного руководст-

    ва и хозяйственной самостоятельности предприятий.

    В сложном механизме социалистического хозяйства

    различные хозяйственные отношения между органами

    хозяйственного руководства, объединениями, предприя-

    тиями и их структурными звеньями тесно связаны меж-

    ду собой, что обеспечивает бесперебойное функциониро-

    вание данного механизма. А это означает и связь хозяй-

    ственных правоотношений, возникающих в результате

    правового регулирования отношений социалистического

    хозяйства.

    Если рассмотреть хозяйственные правоотношения по

    горизонтали и по вертикали, то с очевидностью прояв-

    ляется их неразрывная связь. Действительно, правоот-

    ношение между органом хозяйственного руководства,

    дающим плановое задание о производстве определен-

    ной продукции, и предприятием, которому задание адре-

    совано, предопределяет содержание другого правоотно-

    шения: между предприятием, получившим задание, и

    другим предприятием, которому продукция предназначе-

    на. Второе правоотношение возникает обычно на основе

    хозяйственного договора, но данный договор заключает-

    ся во исполнение планового задания, содержание его

    предопределяется этим заданием.

    Степень предопределенности содержания хозяйствен-

    ного договора плановым заданиям различна. В одних

    случаях договор существенно уточняет содержащиеся в

    плановом задании показатели, в других-по существу

    лишь воспроизводит положения планового задания с не-

    большими уточнениями, в третьих-содержание догово-

    ра вообще прямо не предусмотрено планом. Но даже и

    такие договоры являются плановыми, так

    как они в конечном счете предопределяются техпром-

    финпланом заключающих их предприятий, служат вы-

    полнению планов этих предприятий.

    Нужно заметить, что развитие хозяйственной само-

    стоятельности предприятий приводит к увеличению чис-

    ла договоров, содержание которых предопределено пла-

    ном лишь в общих чертах. Заключая такой договор,

    предприятие продолжает работу по планированию, пла-

    новое задание, составленное по укрупненным показате-

    лям, конкретизируется в хозяйственном договоре по со-

    гласованию с предприятием-потребителем продукции,

    Поэтому в новых условиях хозяйственный договор и

    является инструментом, звеном планирования. Разу-

    меется, предприятие планирует свою деятельность на ос-

    нове и в рамках установленного ему планового задания.

    Всякий хозяйственный договор прямо или косвенно слу-

    жит выполнению плана, вытекает из него, конкретизи-

    рует плановое задание. Всякое правоотношение между

    предприятиями по хозяйственному договору тесно связа-

    но с правоотношениями между этими предприятиями и

    органами хозяйственного руководства, установившими

    план, послуживший хотя бы в конечном счете основой

    для договора.

    В то же время нельзя представлять себе связь меж-

    ду планом и договором упрощенно, только как предопре-

    деленность договора планом. (*1). Здесь существует и обрат-

    ная зависимость: воздействие договора на план. Именно

    в этом смысле следует понимать указание о необходимо-

    сти составления планов предприятий на основе портфе-

    ля их заказов, содержащееся в постановлении ЦК КПСС

    и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. вершенствовании планирования и усилении экономиче-

    ского стимулирования промышленного производства>. (*2).

    Правда, это указание пока еще практически не реализо-

    вано, но оно имеет важное значение для определения

    перспективы развития хозяйственных договоров и повы-

    шения их роли в планировании производственно-хозяй-

    ственной деятельности предприятий.

    6. До сих пор мы рассматривали связь между раз-

    личными хозяйственными правоотношениями главным

    образом на примере связи двух правоотношений-по го-

    ризонтали и по вертикали. Однако в реальной жизни

    взаимосвязь хозяйственных.правоотношений значитель-

    но сложнее. Тесное взаимодействие правоотношений в

    (**1) С. С. Алексеев следующим образом характеризует соотноше-

    ние между планом и хозяйственным договором: щенной трактовке таких сложных правовых образований, какими

    являются планово-договорные обязательства,- оказывается воз-

    можным решение проблемы гражданскоправового действия плано-

    вых актов по формально-логической схеме: либо план,

    либо договор. Но подобное упрощение, приводящее исследователя

    к необходимости выбора одного из двух взаимосвязанных основа-

    ний, неизбежно дает одностороннее решение проблемы в целом>

    (С. С. Алексеев, О взаимодействии административноправового

    и гражданскоправового регулирования в социалистическом обще-

    стве, 1959 г. № 3, стр. 46).

    (**2) СП СССР 1965 г. № 19-20, ст. 153.

    области социалистического хозяйства приводит к воз-

    никновению хозяйственных правоотношений.

    В такой цепочке не растворяются входящие в нее

    правоотношения, каждое из которых складывается ме-

    жду двумя субъектами хозяйственного права. В этом

    смысле традиционное понятие правоотношения, как скла-

    дывающегося между двумя субъектами, сохраняет зна-

    чение и для хозяйственного права.

    Однако связь между правоотношениями, входящими

    в цепочку, настолько тесна и органична, что есть осно-

    вания рассматривать такую цепочку как сложное много-

    стороннее правоотношение. Конечно, в этом сложном

    правоотношении не растворяются отдельные составляю-

    щие его двусторонние правоотношения. Данные право-

    отно.шсния определяют права и обязанности являющих-

    ся их сторонами субъектов хозяйственного права. Но

    они могут быть правильно поняты и реализованы только

    в тесной связи с другими двусторонними правоотноше-

    ниями, составляющими вместе сложное многостороннее

    правоотношение.

    Значение сложного многостороннего правоотношения

    ярко проявляется при поставке продукции, распределяе-

    мой в плановом порядке. Здесь правоотношение по го-

    ризонтали полностью предопределяется правоотноше-

    нием по вертикали, изменение планового задания непо-

    средственно меняет содержание соответствующего хозяй-

    ственного договора. (*1). Значит, правоотношение по плани-

    рованию органически связано с правоотношением по до-

    говору поставки, юридическое действие планирующего

    органа-субъекта первого правоотношения непосредст-

    венно сказывается на содержании второго правоотноше-

    ния, стороной которого данный орган не является. Это

    возможно потому, что планирующий орган одновремен-

    но состоит участником многостороннего правоотношения,

    в состав которого входят правоотношение по планирова-

    нию и правоотношение по договору поставки.

    Основанием для трактовки цепочки правоотношений

    в качестве сложного многостороннего правоотношения

    является направленность действий всех участников тако-

    го правоотношения на достижение единого хозяйствен-

    (**1) Подробнее см. З. М. Заменгоф, Изменение и расторжение

    хозяйственных договоров, 1967, стр. 48.

    ного результата. В приведенном выше примере, связан-

    ном с поставкой распределяемой продукции, действия

    участников правоотношений по горизонтали и по верти-

    кали направлены на обеспечение поставки продукции в

    соответствии с нуждами народного хозяйства. Аналогич-

    ным образом единую направленность имеют правоотно-

    шения, связанные с перевозкой грузов (грузоотправи-

    тель - перевозчик - грузополучатель), капитальным

    строительством (заказчик - генеральный подрядчик -

    субподрядчик) и т. д.

    Однако только единой целевой направленности еще

    недостаточно для приэ.нания цепочки правоотношений

    сложным многосторонним правоотношением. При слож-

    ных хозяйственных отношениях цепочка может оказать-

    ся настолько длинной, что установление связи между ее

    начальным и конечным звеном было бы весьма затруд-

    нительно, а в ряде случаев практически невозможно. По-

    этому для признания цепочки сложным многосторонним

    правоотношением помимо единства целевой направлен-

    ности необходимо и единство субъектного состава.

    В самом деле, в приведенных выше примерах каждое

    сложное правоотношение состоит из двух двусторонних,

    причем в обоих из них участвует один и тот же субъект

    хозяйственного права. Так, при осуществлении капиталь-

    ного строительства сложное правоотношение включает

    правоотношения: 1) заказчик-генеральный подрядчик,

    2) генеральный подрядчик-субподрядчик. Значит,

    связь двусторонних правоотношений идет здесь через

    генерального подрядчика, являющегося субъектом как

    первого, так и второго правоотношения.

    Практическое значение конструкции сложного право-

    отношения состоит в том, что она позволяет устанавли-

    вать непооредственную связь между начальным и конеч-

    ным эвеном цепочки правоотно,шений. Поэтому так важ-

    но четкое определение субъектов сложного правоотноше-

    Рассмотрим это положение на примере порядка изме-

    нения плана производства, установленного постановле-

    нием Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. полнительном расширении прав министров СССР>. (*1). В со-

    (**1) СП СССР 1967 г. № 17, ст. 117.

    ответствии с п. 3 этого постановления министерство в

    лице министра может вносить изменения в квартальные

    планы производства продукции по согласованию с заказ-

    чиком или фондодержателем.

    В данном случае между министерством и подчинен-

    ным ему предприятием-поставщиком существует право-

    вое отношение, возникшее ранее в результате утвержде-

    ния плана производства. В соответствии с этим предприя-

    тие-поставщик вступило в другое правоотношение с пред-

    приятием-заказчиком, для которого предназначена

    продукция. Изменение квартального плана меняет содер-

    жание правоотношения министерства с предприятием-по-

    ставщиком. Но поскольку это неизбежно приведет и к

    изменению правоотношения между предприятием-по-

    ставщиком и предприятием-заказчиком, министерство не

    имеет права изменять план без согласования с пред-

    приятием-заказчиком. Таким образом, министерство, хо-

    тя оно и не состоит в двустороннем правоотношении с

    предприятием-заказчиком, вступает с ним в прямую не-

    посредственную связь для согласования данного вопро-

    са. Эта связь обосновывается тем, что министерство яв-

    ляется субъектом не только двустороннего правоотноше-

    ния с предприятием-поставщиком, но и сложного право-

    отношения: министерство-поставщик-заказчик.

    Иногда положение осложняется необходимостью со-

    гласовать изменение плана не только с заказчиком, но и

    с фондодержателем, каким обычно является министерст-

    во заказчика. В таких случаях сложное правоотношение

    включает не два, а три двусторонних правоотношения:

    1) между министерством поставщика и предприятием-

    поставщиком, 2) между предприятием-поставщиком и

    предприятием-заказчиком, 3) между предприятием-за-

    казчиком и его министерством. Субъектное единство

    всех трех правоотношений выявляется с помощью поня-

    тия хозяйственной системы (см. гл. 3). Предприятие-по-

    ставщик и предприятие-заказчик входят в системы раз-

    ных министерств. Между этими предприятиями сущест-

    вует двустороннее правоотношение, значит, существует и

    сложное правоотношение между министерствами, в си-

    стемы которых входят данные предприятия. В силу это-

    го министерства и вступают между собой в непосредст-

    венные отношения при согласовании изменения плана

    производства предприятия-поставщика.

    Конструкция сложного правоотношения не только

    позволяет правильно объяснить реальные процессы хо-

    зяйственной жизни, но и дает возможность наиболее

    рационально решить вопросы ответственности в хозяй-

    ственных правоотношениях. Так, исходя из этой конст-

    рукции, заказчик может обратить требование, связанное

    с невыполнением обязательств, не к генеральному под-

    рядчику, а непосредственно к виновному субподрядчику.

    Подобная прямая ответственность более эффективна, чем

    ответственность в порядке регресса, ибо неблагоприят-

    ные имущественные последствия сразу возлагаются на

    непосредственного виновника. (*1).

    Особенно важна конструкция сложного правоотно-

    шения для решения вопросов ответственности вышестоя-

    щих хозяйственных органов. Например, если поставщик

    не выполняет обязательств перед заказчиком в силу то-

    го, что его вышестоящий орган односторонне изменил

    или отменил плановое задание о производстве соответ-

    ствующей продукции, то при отсутствии вины (поставщи-

    ка ответственность на него не может быть возложена.

    В этом случае, исходя из понятия сложного многосторон-

    него правоотношения, заказчик может обратить свое

    требование непосредственно к вышестоящему органу по-

    ставщика.

    Таким образом, признание цепочки правоотношений

    сложным многосторонним правоотношением позволяет

    установить непосредственные связи между конечными

    звеньями цепочки.

    Разумеется, это возможно только при

    хозяйственноправовом подходе, ибо в случае отрицания

    хозяйственного права как отрасли права надо было бы

    признать отношение по горизонтали гражданскоправо-

    вым, а отношение по вертикали-административнопра-

    вовым, объединение же в сложном правоотношении от-

    ношений разных отраслей права невозможно.

    7. Закрепляя сложные взаимоотношения между хоз-

    органами, хозяйственные правоотношения, как правило,

    отличаются длительностью. Длительные правоотношения

    встречаются и в других правовых отраслях, но для хо-

    зяйственного права они особенно характерны. Это пред-

    определяется устойчивым характером связей между со-

    (**1) Н. С. Малеин, Об ответственности за неисполнение хозяй-

    ственных обязательств, 1965 г.

    № 7, стр. 104-105.

    циалистическими хозяйственными органами, перспек-

    тивностью народнохозяйственного планирования в нашей

    Закрепляемые хозяйственным правом производствен-

    ные связи между цехами одного предприятия носят не

    только длительный, но даже и постоянный характер.

    Они нарушаются только в случае реорганизации или лик-

    видации предприятия, когда его цехи расформировыва-

    ются либо передаются другим предприятиям. Устойчи-

    вы и связи между министерством и подчиненными ему

    предприятиями. Они также в известном смысле постоян-

    ны и существуют до тех пор, пока то или иное предприя-

    тие состоит в ведении данного министерства.

    Такого рода постоянные связи в советском хозяйстве

    опосредствуются длящимися правоотношениями, возни-

    кающими в результате установления определенной струк-

    туры и подчиненности хозорганов. В рамках этого свое-

    образного правоотношения при установлении плановых

    заданий, согласовании определенных вопросов возника-

    ют более конкретные по содержанию правоотношения, о

    которых в основном и идет речь три рассмотрении осо-

    бенностей хозяйственных правоотношений. Но и эти пра-

    воотношения часто также носят длительный характер.

    Например, правоотношение по выполнению планового

    задания об изготовлении какого-либо сложного агрегата

    продолжается до тех пор, пока агрегат не будет изготов-

    Хозяйственные правоотношения, не предопределяе-

    мые прямо структурой и подчиненностью хозорганов,

    могут носить как длительный, так и спорадический ха-

    рактер. Например, наряду с хозяйственными договора-

    ми, заключаемыми на годили на более продолжительные

    сроки, существуют и так называемые сделки,

    которые пополняются путем совершения однократного

    действия и тем исчерпывают свое содержание. Укрепле-

    ние за последние годы перспективного планирования на-

    родного хозяйства повышает значение длительных и

    постоянных хозяйственных связей между предприятия-

    ми на основе прямых хозяйственных договоров.

    Возрастание роли таких хозяйственных связей пред-

    определяется и процессом все большей специализации

    предприятий, сопряженным с развитием их производст-

    венного кооперирования с предприятиями-смежниками.

    Производственно-хозяйственные связи головного пред-

    приятия с предприятиями-субпоставщиками обычно но-

    сят длительный характер. Предприятия-смежники участ-

    вуют вместе с предприятием-головным поставщиком в

    едином производственном процессе, эти предприятия

    объединяют свою производственную деятельность, коопе-

    рируют производственные усилия. Аналогичная ситуация

    возникает при проведении капитального строительства

    подрядным способом, когда генеральный подрядчик вме-

    сте с субподрядчиками осуществляет совместную произ-

    водственную деятельность по сооружению определенного

    объекта. Производственная кооперация социалистиче-

    ских предприятий опосредствуется целой системой свя-

    занных между собой хозяйственных правоотношений.

    8. Все хозяйственные правоотношения обладают оп-

    ределенным единством. Но в его пределах следует раз-

    личать отдельные виды хозяйственных правоотношений в

    зависимости от сочетания в них планово-организацион-

    ных и имущественных элементов, субъектов правоотно-

    шений и применяемых в них методов регулирования.

    Различать отдельные виды хозяйственных правоотно-

    шений необходимо потому, что наряду с присущими

    всем им общими чертам.и существуют и особенности,

    свойственные только определенным видам данных отно-

    С точки зрения сочетания планово-организационных

    и имущественных элементов хозяйственные правоотно-

    шения различаются, поскольку эти элементы неодина-

    ково проявляются в разных хозяйственных правоотно-

    шениях. Планово-организационный элемент выражен

    обычно довольно ясно, хотя и в разной степени. Имуще-

    ственный же элемент в одних случаях состоит в переда-

    че имущества, а в других - в имущественном содержа-

    ния планового задания. В этом смысле можно говорить о

    двух видах хозяйственных правоотношений.

    Хозяйственные правоотношения первого вида возни-

    кают при заключении хозяйственного договора, перерас-

    пределении имущества, осуществлении внутризаводского

    хозрасчета и в других случаях, когда происходят переда-

    ча или движение имущества.

    Хозяйственные правоотношения второго вида харак-

    теризуются тем, что здесь нет передачи имущественных

    средств, нет движения имущества от одного хозяйствен-

    ного органа к другому. Имущественный элемент этих

    правоотношений состоит в имущественном содержании

    планового задания. Такие правоотношения возникают

    при планировании хозяйственной деятельности, посколь-

    ку хозяйствование состоит в использовании определен-

    ного имущества в хозяйственных целях.

    Хозяйственные правоотношения могут различаться и

    в зависимости от состава их участников. По субъекту

    различаются хозяйственные правоотношения между ор-

    ганами хозяйственного руководства и предприятиями,

    между органами хозяйственного руководства, между

    предприятиями, между иными социалистическими орга-

    низациями, внутрихозяйственные правоотношения.

    зяйственного руководства и предприятиями характери-

    зуются тем, что обычно один из их участников подчинен

    другому. Однако мы уже отмечали, что было бы непра-

    вильно трактовать их только как отношения власти и

    подчинения, поскольку в них развиваются взаимные пра-

    ва и обязанности. Следует также учитывать, что право-

    отношения данного вида в некоторых случаях склады-

    ваются и между лесоподчиненными хозяйственными ор-

    ганами, один из которых действует как орган хозяйст-

    венного руководства, а другой-как предприятие.

    Хозяйственные правоотношения между органами хо-

    зяйственного руководства используются для координа-

    ции деятельности хозяйственных систем. Эти отношения

    складываются, например, между хозяйственными мини-

    стерствами, между центрами хозяйственных систем и ор-

    ганами материально-технического снабжения.

    Хозяйственные правоотношения между предприятия-

    ми отличаются тем, что в них хозяйственные органы вы-

    ступают как юридические лица.

    Внутрихозяйственные правоотношения складываются

    между внутренними звеньями предприятия, а также ме-

    жду этими звеньями и предприятием в целом. Данные

    отношения тесно связаны с внешними правоотношениями

    предприятия, предопределяющими их содержание. Во

    взаимосвязь внешних хозяйственных правоотношений

    предприятия и внутрихозяйственных правоотношений,

    складывающихся на нем, преимущество во всех случаях

    принадлежит первым. Самостоятельность участников

    внутрихозяйственных отношений является более узкой,

    чем самостоятельность предприятий в целом, а права

    субъектов таких отношений-внутренних звеньев мень-

    шими, чем права предприятия. В частности, внутренние

    звенья предприятия не обладают правами юридического

    В указанных различных видах хозяйственных право-

    отношений могут участвовать и хозяйственные объеди-

    нения. Сочетая планово-организационные и оперативно-

    хозяйственные функции, объединения действуют и как

    органы хозяйственного руководства и как предприятия.

    Сказанное о делении хозяйственных правоотношений

    по субъекту относится к тем случаям, когда их участни-

    ками являются наиболее типичные субъекты хозяйствен-

    ного права-хозяйственные органы. Однако мы уже от-

    мечали, что субъектом хозяйственного права может быть

    и любая иная социалистическая организация, когда она

    руководит хозяйством, ведет хозяйственную деятель-

    ность, вступает в хозяйственные правоотношения (см.

    гл. 3). Поэтому группировку хозяйственных правоотно-

    шений по субъекту, построенную применительно к хозяй-

    ственным органам, следует дополнить еще одной катего-

    рией таких отношений-хозяйственными правоотноше-

    ниями с участием иных социалистических организаций.

    В такие отношения вступают, например, нехозяйствен-

    ные министерства при руководстве хозяйственной дея-

    тельностью подчиненных им предприятий, социально-

    культурные учреждения при заключении хозяйственных

    договоров и т. д.

    Хозяйственные правоотношения можно различать и

    по используемым в них методам регулирования. С этой

    точки зрения можно говорить об отношениях, регулируе-

    мых методом подчинения, методом согласования и ме-

    ный критерий группировки хозяйственных правоотноше-

    ний не устойчив, поскольку одни и те же отношения мо-

    гут регулироваться разными методами.

    Иногда в одном и том же правоотношении в зависи-

    мости от условий применяются разные методы правового

    регулирования. Так, отношения банковских учреждений

    (**1) Подробнее о внутрихозяйственных отношениях см. В. В. Лап-

    те в, Внутрихозянственные отношения на промышленном предприя-

    тии (правовая организация).

    с хозорганами но кредитованию и расчетам регулируют-

    ся методом согласования, но при определенных условиях

    банк может односторонне применить к своему контраген-

    ту банковские санкции, ввести особый режим кредитова-

    ния. Таким образом, вместо метода согласования в том

    же отношении применяется метод подчинения.

    Классификация хозяйственных правоотношений по

    различным признакам позволяет лучше выяснить особен-

    ности соответствующих видов правоотношений. Учет

    единства и дифференциации хозяйственных правоотно-

    шений составляет теоретическую основу их исследования.

    Только на этой основе может быть выявлена сущность

    хозяйственных правоотношений, их богатство и разно-

    образие, соответствующее реальным явлениям хозяйст-

    Субъекты хозяйственных правоотношений - это прежде всего субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц здесь необходимо выделить коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, финансируемые собственником учреждения и др.) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ст. 46 ГК). Граждане признаются субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно субъектами хозяйственных правоотношений, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Но они будут субъектами хозяйственных правоотношений и тогда, когда выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении их полномочия на основании отношений собственности.

    Деятельность внутренних структурных подразделений юридических лиц ограничивается рамками внутрихозяйственных отношений. Хозяйственное законодательство редко «вторгается» в эту сферу, оставляя ее для регулирования самими субъектами хозяйствования посредством локальных актов. Но в определенных случаях, предусмотренных законодательством, внутренние структурные подразделения могут вступать во внешние хозяйственные отношения, например, при предоставлении права заключать договоры, открытии счета в банке. Если отношения с участием внутренних структурных подразделений субъектов хозяйствования урегулированы нормами хозяйственного законодательства, эти структурные подразделения являются субъектами хозяйственных правоотношений.

    Поскольку часть хозяйственных отношений связана с государственным регулированием или организацией хозяйственной деятельности, в хозяйственных правоотношениях участвуют органы управления - министерства и иные органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления.

    В качестве субъектов хозяйственных правоотношений могут также выступать Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, скажем при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

    При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

    Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

    В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

    У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

    Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

    Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

    Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

    Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

    Тема 2
    Субъекты хозяйственной деятельности

    2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

    2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

    2.3. Юридические лица и их виды.

    2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

    2.1. Понятие и признаки субъектов
    хозяйственного права

    Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

    Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

    Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

    Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

    Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

    К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

    1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

    2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

    Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
    в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

    Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

    У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
    С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

    Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

    Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

    Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

    – государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

    – государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

    Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

    От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

    2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
    предпринимателя

    Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

    Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

    Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

    Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

    · физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

    · группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

    Субъектами предпринимательства не могут быть :

    – несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

    – лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

    – лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

    – лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

    – лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

    Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

    Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

    Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

    Предприниматель имеет право:

    заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

    создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

    привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

    участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

    самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

    открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

    свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

    пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

    выступать истцом и ответчиком в суде;

    осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

    Предприниматель обязан:

    выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

    осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

    соблюдать права и законные интересы потребителей;

    получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

    выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

    представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

    Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

    Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

    ¾ нарушения действующего законодательства;

    ¾ невыполнения заключенных договоров;

    ¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

    ¾ загрязнения окружающей среды;

    ¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

    ¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

    ¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

    ¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

    ¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

    ¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

    ¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

    В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

    Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

    Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.