Последние статьи
Домой / Кадастр / Миграция в Европе: преодоление кризиса солидарности. Миграционный кризис в европе: проблема правового регулирования Пути решения миграционного кризиса в европе

Миграция в Европе: преодоление кризиса солидарности. Миграционный кризис в европе: проблема правового регулирования Пути решения миграционного кризиса в европе

5346

5 причин напугать Европу мигрантами

Миграционный кризис в Европе, который преподносят как очередное «великое переселение народов», похож на спланированную акцию. Возник он неожиданно. Его освещение в СМИ не пропорционально реальным масштабам проблемы. Давайте разберемся - кому и для чего могла понадобиться столь масштабная пиар-кампания.

Мигрантов на самом деле в Европу въехало не так много - с начала года около 500 тысяч . Это лишь в два раза больше чем обычно. В Россию, к примеру, миллионами приезжают украинцы: ежегодно по 6 миллионов , после кризиса за три квартала 2014 года 800 тысяч въехали ради получения убежища . Спланированность акции заметна в медийной поддержке - фотография утонувшего сирийского мальчика развирусилась в твиттере мгновенно сотней тысяч репостов. Тема не сходит с передовиц газет. Чего так раздувать проблему? По-моему, очевидно, что поставлена цель запугать европейцев. Но кому и зачем это надо? Попробуем проанализировать возможные версии:

Политики в Америке хотят получить дополнительные рычаги в ЕС. Мигрантов используют, чтобы убедить политиков и рядовых европейцев в необходимости наземной операции. США нужно заманить страны НАТО в наземную операцию в Сирии.

Чтобы контролировать Старый Свет, США надо стать для него незаменимым спасителем. Просто взять и разгромить террористов ИГ нельзя - надо чтобы британцы, французы, немцы отправили к себе партии цинковых гробов, прослезились, а вот дальше можно и прийти на помощь. Тем более в одиночку проводить наземную операцию нобелевскому лауреату Обаме не с руки. Но европейцы намучились в Ливии и больше не хотят лезть в военные авантюры. Получается, что заманить Европу в наземную операцию надо через «не хочу»! Раз они не хотят идти на войну - то к ним её приведут. А точнее, доставят последствия войны. Может именно поэтому так широко разлетаются фото с мертвым ребенком в социальных сетях. Ведь именно Твиттер не раз зарекомендовал себя удобной платформой, чтобы заразить массы какой-то идеей. Соцсеть стала центральной платформой для вирусного распространения ролика самосожжения оппозиционера в Египте, сыгравшего ключевую роль в восстании и свержении Хосни Мубарака.

2) Американцы ослабляют конкурирующую экономику и поддерживают доллар

Финансовые власти США дестабилизируют европейский экономический центр. До этого разрушались связи с близким партнером, политики вбивали клин между Россией и Европой в виде украинского конфликта. Теперь просто наводят ужас пиаром, как в случае со страшными картинками бунтующих мусульман на подступах к ЕС. Вот уже национальные партии начинают грызню с консерваторами. Венгерские лидеры рискуют оказаться в изоляции из-за непопулярных решений. Крупных инвесторов это не может не расстраивать. Нестабильность ставит под риск инвестиции старых семей, чей капитал лежит в основании всей экономики региона. Результат - из Европы начинается отток денег в ослабленный доллар. Безопасная финансовая гаван гособлигаций США ждет доверчивых инвесторов. Но для тех, кто поверит в полномасштабность миграционного кризиса наверняка легко верится в надежность валюты США. Получаются, что американцы выпугивают капитал к себе. Кстати, тактика не нова. Большинство кризисов в развивающихся странах заканчивалась выкупом подешевевших активов инвесторами из США.

Мафиози из Турции просто воспользовались приехавшими беженцами. Мужчин отправляют, а их семьи остаются в Турции. Дальше глава семьи ежемесячно отправляет по 500-600 евро на содержание семьи и организаторов «тура в Европу». Этим можно объяснить почему идут именно в Германию - там самое большое пособие. А шумиха создает вокруг приезжающих ореол мучеников, таких быстрее пригреют и не станут депортировать на родину.

4) ИГ хочет прийти в центр НАТО

Волки в овечьих шкурах хотят нанести удар по логову их врага. Бороться не на своей земле, но взорвать штаб квартиру своего противника - вот может быть реальная цель людей, которые спешат в Европу. До США им не доплыть - вот и решили начать с Германии и Франции (последняя принимала самое активное участие в ливийском конфликте). Сотни тысяч мигрантов нужны для прикрытия тысячи хорошо подготовленных диверсантов.

5) Европейские лидеры хотят предлог, чтобы закрутить гайки

Особняком стоит версия, что Брюссель при помощи беженцев решил поставить красивую точку в провалившейся политике мультикультурализма и бесконечной толерантности. «Наша Версия» уже писала об этом ранее. Получив в свои руки мандат на ужесточение законодательства, можно и выполнить требование Лондона (вернуть внутренние границы в ЕС), и получить ещё больший контроль над странами-сателлитами. При этом не будет риска, что подобные решения назовут националистскими. Это особенно важно для Германии, ведь прививка от нацизма, уже давно мешает развернуться отдельным политикам. Толерантность последние годы была «лакмусовой бумагой», отделявшей конструктивных политиков, от андеграунда. Но не системные национальные партии последнее время получили слишком большую поддержку. Пришло время и рядовым политикам получить разрешение на использование их лозунгов. Вот и пригодились мигранты, достаточно их было слегка подсветить в прессе, как необходимый запрос во обществе возник сам собой.

Однако, возможно здесь сошлось несколько факторов. Сказать какой именно толчок был первичным, а кто просто пользуется ситуацией сложно. Может все началось и с поставки беженцев Турецкой мафией, а остальные раскрутили это в собственных интересах... Но сейчас мы видим, что снимается очередная серия фильма «Плутовство: хвост виляет собакой».

Помимо этого есть и случайные бенефицианты:

1) Россия выиграла - в Европе занялись своими проблемами и меньше обращают внимание на Украинский кризис.

2) Злорадство над чужой проблемой становится не раз любимой темой российских телеканалов. Внутри России эту тему столь смачно муссируют миграционный кризис в Европе, чтобы отвлекать сограждан от собственных проблем. Помните как освещались уличные протесты темнокожих американцев в этом году? Так вот подобные ролики ни за что не попали бы в прайм-тайм иностранных новостных блоков - ведь это чужие проблемы, никак не влияющие на благосостояние телезрителя. Закрытие заводов, удручающее состояние большинства деревень (условия в которых хуже того, что предоставляется бездельникам беженцам в Европе), истощение золотовалютных запасов... все это отходит на второй план, когда богачам в Европе становится плохо.

3) Да и в самой Европе экономический кризис ушел с первых полос газет - а следовательно людям уже проще «вдалбливать» необходимость мобилизоваться и начать работать, вместо того чтобы клянчить пособия и кредиты из Франции и Германии

4) ОАЭ увеличивают свое влияние. Вот 200 дополнительных мечетей предлагается построить в центре ЕС, хотя людей приехало совсем не много пока. Глядишь и эти «послы доброй воли» станут удобными для передачи импульсов мусульманских настроений в самый центр протестантства и католичества.

5) Финансовые власти ЕС смогут получить ужесточить контроль над проблемными странами. Теперь любая помощь может быть увязана с необходимостью принять дополнительных беженцев , а отказ всегда может быть закамуфлирован под большие расходы на размещение мигрантов в Германии и Франции.


Многим руководителям по ту и другую сторону Атлантики и Средиземного моря, кроме самих жителей Европы, вполне выгодно развитие конфликта. Автору этой трагедии может понадобиться трагичный финал. Жертвы будут нужны не только среди мигрантов, но и среди коренного населения. Будут это нападения на полицейских (с большим количеством смертей) или эпидемии принесенные мигрантами - сказать сложно. Для реализации намеченных озвученных целей понадобятся страшные события. И 20 пострадавших полицейских , к сожалению лишь разминка. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что когда страшное случится - снято это будет с самого лучшего ракурса. А затвитчено потом миллионами аккаунтов почти в унисон - это Вы уж поверьте!

Константин Дружинников

Отредактировано: 21.09.2015 17:00

Комментарии 2

    Денис Давыдов 29.02.2016 19:09

    «Миграционный кризис» или…
    тонко спланированная операция заговора Англосаксов, решивших таким образом «обновить кровь», ветшающей, погрязшей в пороках и лени Европы. Нет, кризис, конечно, на лицо - КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Очевидно, что ЗАГОВОРЩИКИ не всё сумели просчитать. И теперь, когда миграционный процесс, который был, хитро и подло задуман и запущен в целях пополнения основных европейских стран - «патрициев» РАБсилой, под благовидными «предлогами АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ», выходит из-под контроля, начат этот «ВОЙ», якобы от засилия чужаков. Эта постановочная «растерянность» ЕС, так же играет ИМ на руку при обличении в «овечью шкуру» этой провокации НОВЫХ КОЛОНИЗАТОРОВ. ОНИ же не могут признаться, что так собрались получить рабов, для обеспечения обслуживающего сектора в своих странах европейской «ЭЛИТЫ», где женщины раздвигаю ноги только в угаре куража удовольствий или, в крайнем случае, подавления остатков инстинкта деторождения.
    И не стоит беспокоиться по поводу ИХ воплей от «нашествия эмигрантов», в Европе хорошо просчитали, что внутри своих стран, ОНИ смогут приструнить и заставить работать на себя любых чужаков, хотя бы по средствам, спровоцированного недовольства коренного населения ИХ стран, что будет оправданием «вынужденных насильственных мер», к которым придется прибегать в случае БУНТА. Впрочем, эти англосаксы вполне способны создать любую провокационную ситуацию для принятия самых радикальных мер, вспомним уничтожение террористов расстрелявших всю редакцию Шарли эбдо, кстати, принадлежащую клану мировой олигархии Родшильдов, которые, сначала устроили гнусную провокацию, унижения досто

    Денис Давыдов 29.02.2016 19:09

    И не стоит беспокоиться по поводу ИХ воплей от «нашествия эмигрантов», в Европе хорошо просчитали, что внутри своих стран, ОНИ смогут приструнить и заставить работать на себя любых чужаков, хотя бы по средствам, спровоцированного недовольства коренного населения ИХ стран, что будет оправданием «вынужденных насильственных мер», к которым придется прибегать в случае БУНТА. Впрочем, эти англосаксы вполне способны создать любую провокационную ситуацию для принятия самых радикальных мер, вспомним уничтожение террористов расстрелявших всю редакцию Шарли эбдо, кстати, принадлежащую клану мировой олигархии Родшильдов, которые, сначала устроили гнусную провокацию, унижения достоинства мусульман, а потом, для устрашения, просто уничтожили, якобы, налетчиков. Поди разберись, сейчас, мировая общественность, кого расстреляла полиция, главное – УСТРАШЕНИЕ соплеменников мусульманской прослойки, прижившихся во Франции.
    НЕТ никакого кризиса эмиграции в Европе! Есть, спланированная операция переселения рабочей силы. Если раньше эти рабовладельцы покупали рабов на Ближнем востоке и Африке, то теперь ИМ достаточно создать ХАОС – НЕВЫНОСИМЫЕ для жизни людей условия, там, откуда ОНИ хотят получить РАБсилу. Да, тоже определенные, и не малые, затраты, но что делать? – «ДЕМОКРАТИЯ». А кто будет обеспечивать ЖИЗНЕННЫЕ ПРИХОТИ, зажиревших АНГЛОСАКСОВ «НОВОГО РИМА».
    Вся эта чехарда ЕС и США в Мире – ИХ, мировой олигархии, успешный проект, которые сумели таки, на сегодняшний день, продавить свою, бесчеловечную, против воли Создателя, хитрую и подлую политику обеспечения своих прихотей в ущерб всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА на планете Земля.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Основные причины, заставляющие людей отправляться в опасное путешествие - вооруженные конфликты и экономические неурядицы

Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

1. Откуда прибывают мигранты?

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

2. Куда едут мигранты?

Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году - более 476 000.

Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

3. Как мигранты попадают в Европу?

Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

4. Насколько опасно такое путешествие?

Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

Большинство из них погибло в летние месяцы.

Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания - 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

6. Как Европа собирается ответить?

Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы - это Греция, Италия и Венгрия.

Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

7. Сколько прошений было одобрено?

Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах ( , Австрии, Франции) общин , благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные ;
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2019 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

Пройдите социологический опрос!

Правовые факторы миграционного кризиса

Правовым подспорьем кризиса, возникшего в Европе в 2015 году, можно считать два международных соглашения, подписанных большинством европейских государств. Первым из них является , упрощающее (в реальности практически ликвидирующее) паспортно-визовый контроль между границами стран-подписантов указанного соглашения. В их число вошли 26 стран Европы, 22 из которых представляют Европейский союз. Пограничный контроль устанавливался лишь на границах сформированной зоны, за который должны отвечать пограничные страны. Такой режим устанавливался не только для жителей стран, подписавших соглашение, но и для всех, кто находится на их территории, в том числе и для беженцев из Африки и Ближнего Востока.

Второй документ – это Дублинский регламент (Регламент Дублин III № 604/2013), утвержденный в 2013 году и устанавливающий ответственность стран-подписантов за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища для беженцев. Данный документ нацелен на быстрое определение страны, которая должна рассматривать такое заявление и непосредственно принимать мигранта.

По установленному общему правилу, ответственным государством признается первая страна – член ЕС, которую посетил беженец – именно там он должен подать прошение об убежище и сдать отпечатки пальцев. Если он покидает указанную страну, другие члены ЕС могут – в первую страну, которую он посетил.

Такие условия Дублинского регламента вызвали волну критики, особенно со стороны стран ЕС, которые являлись пограничными для шенгенской зоны. Они считают, что правила регламента возлагают на них слишком большой груз ответственности за лиц, стремящихся попасть в Евросоюз по статусу беженца.

Например, по данным ОЭСР, доля Венгрии в общем объеме посетивших ЕС беженцев с 1% в 2014 году выросла до 13% в первом полугодии 2015 года. Куда правильнее было бы разработать справедливую систему распределения, тем более что основная масса эмигрантов стремится попасть в центр ЕС, а не в приграничные и менее благополучные страны.

Отдельные европейские политики утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса являются не сами мигранты, а отсутствие солидарности в вопросах их распределения между странами Евросоюза. Мол, некоторые государства берут на себя незаслуженно больше ответственности, что в итоге становится угрозой для Шенгенского соглашения и раскалывает Евросоюз изнутри.

В это же время многие страны, в том числе вся Вишеградская группа (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) радикально настроены против приема на своей территории беженцев и бойкотируют требования руководства ЕС по расселению.

Перспективы

Очевидно, что миграционный кризис создает огромный дискомфорт для граждан стран Евросоюза, оказывая негативное влияние на общественную, политическую и социальную сферы жизни. Руководство ЕС находится в поисках наиболее гуманных путей разрешения возникшего кризиса, и некоторые меры уже предпринимаются, как в рамках отдельных стран, так и в рамках всей Европы.

В частности, проблема миграции в Европе в 2019 году может быть решена за счет:

  • Возведения лагерей для эмигрантов за пределами Евросоюза. Подобный опыт уже есть, в частности, лагеря в Ливане и Турции. В 2015 году Турция в обмен на 3 млрд евро приняла на себя обязанность обустроить депортированных из Греции беженцев. Похожие проекты европейцы планируют реализовать и в африканских странах, однако единого мнения и позиции в части решения миграционного кризиса пока нет.
  • Введения пограничного контроля внутри Шенгенской зоны. Правила Шенгена позволяют временно восстанавливать внутренний пограничный контроль, что и сделали 8 стран ЕС. Испания и Венгрия, чтобы сдержать нелегалов, занялись построением заборов на своих границах. Болгарские добровольцы оказывают самостоятельное, «народное» противодействие эмигрантам. Мигрантов также относят к числу главных причин, по которым произошел Brexit.
  • Военное вмешательство. Армии НАТО и России оказывают военную помощь во многих странах, на территории которых происходят конфликты, в частности, с ИГИЛ. Наиболее ярким примером является Сирия. Если военные операции будут близки к завершению, это позволит переселенцам возвращаться на родину.

Заключение

Миграционный кризис, длящийся на протяжении последних трех лет, оказывает существенное на политическую и экономическую ситуацию в Европе. Отсутствие солидарности в вопросах распределения мигрантов лишь усугубляет проблему и раскалывает ЕС. В такой ситуации страны-члены обязаны выработать единую стратегию преодоления кризиса – в противном случае его усугубление будет угрожать уже существованию Евросоюза.

Бунтующая миграция в Европе: Видео

Меры по борьбе с мигрантами провалились

Ситуация в Европе все чаще воскрешает в памяти 2015 год, когда толпы мигрантов осадили берега Старого света и спровоцировали масштабный кризис. Меры, которые Евросоюз принял с тех пор, помогли уменьшить поток незваных гостей, но не остановили его. Правительства стран критикуют с обеих сторон: и за слишком мягкую позицию по отношению к беженцам, и за бесчеловечное с ними обращение, а решения, которое бы понравилось всем, кажется, и не существует. Из-за чего возник новый кризис и насколько реально его побороть?

Испания на грани

Впервые с 2015 года миграционная проблема вышла на авансцену европейской политики. Парадоксально, но количество беженцев и мигрантов в ЕС на этом фоне постепенно снижается. По данным ЮНИСЕФФ, с января по март 2018 года через Средиземное море в Европу попали около 16700 беженцев (пятая часть из них - дети), и это в половину меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Однако именно к 2018 году стало понятно, что ранее одобренные меры по уменьшению потока ищущих убежище и их адаптации на новом месте частично провалились. А недовольство сложившейся ситуацией среди простых европейцев росло, и не могло не отразится на результатах выборов.

Наплыв мигрантов уже привел к власти популистов в Италии, спровоцировал правительственный кризис в Германии... Судя по всему, на очереди Испания. Именно эта страна, по решению нового премьер-министра Педро Санчеса, приняла у себя корабль «Аквариус» с более 600 беженцами на борту. Ранее делать это наотрез отказалась Италия, поставив судно неправительственной организации, подбирающей терпящих бедствие в Средиземном море, в непростое положение. Шаг Санчеса оценили далеко не все. Принять у себя беженцев - одно дело, но куда девать уже имеющихся?

Только в июне почти 7000 мигрантов высадились на берегах Испании, и это больше, чем в Италии, Греции и Мальте вместе взятых. Не секрет, что в последних гостям из-за моря давно уже не рады. Испанский премьер же своим широким жестом подарил нелегалам надежду, а у региональных властей вызвал сдержанное возмущение.

Мэр Барселоны Ада Колау запросила у Мадрида дополнительные ресурсы на размещение беженцев после того, как около 500 из них прибыли в Каталонию на автобусах за 15 дней. Она также обвинила центральное правительство страны в том, что оно закрывает глаза на проблему мигрантов, в то время как на южных берегах тысячи нелегалов просачиваются через блокпосты и устремляются в сердце Испании. К голосам озабоченных ситуацией присоединилось руководство Андалусии.

Напирают на Мадрид и небольшие, но потенциально опасные правые партии, такие как Vox. В Италии миграционный кризис уже привел к власти популистов, которых поначалу никто не воспринимал серьезно. Мадридские власти не хотят повторения такой ситуации у себя дома, памятуя о сепаратистских настроениях в регионах, возникших с легкой руки экс-лидера Каталонии Карлеса Пучдемона. Хотя сам опальный лидер автономного сообщества отправился в изгнание, дело его живет, а вопросы миграции расшатывают даже, казалось бы, непоколебимое правительство Германии.

Меркель и немножко нервно

Ангела Меркель и без того с трудом смогла сформировать правящую коалицию. В том числе и потому, что на волне антимигранских настроений львиную долю голосов на последних выборах оттянула на себя крайне правая «Альтернатива для Германии». В июне мигрантский вопрос в очередной раз чуть не выбил стул из-под немецкого канцлера. Министр внутренних дел Хорст Зеерхофер представил план по усилению борьбы с нелегалами. Меркель категорически не устроил один пункт: глава ведомства предлагал разворачивать нежелательных гостей, которые уже зарегистрированы в другой стране ЕС, прямо на немецкой границе, в то время как законодательство ФРГ говорит о том, что запросы на предоставление убежища нужно обрабатывать внутри страны и только потом - депортировать. Зеерхофер в ответ пригрозил уйти в отставку, а ведь он принадлежит к партии ХСС - давнему консервативному союзнику партии Меркель ХДС.

Планы немецкого министра внутренних дел не понравились и их соседу Австрии. Премьер страны Себастьян Куртц пригрозил усилить проверки на границе с Германией. На какой-то момент показалось, что шенгенское соглашение трещит по швам. Но конфликт в правительстве ФРГ в итоге удалось урегулировать: решено было создать на границах транзитные зоны для беженцев.

На прошедшем 28-29 июня саммите Евросоюза все 28 стран также согласились усилить поддержку европейской пограничной службы Frontex, перечислить Турции дополнительные средства на размещение беженцев, чтобы они оставались именно там, а также создать лагеря обработки запросов на предоставление убежища за пределами ЕС или в Албании. Таким образом, настойчивые требования Италии распределить миграционную нагрузку по всему ЕС частично были удовлетворены. Кризис преодолен и можно вздохнуть с облегчением? Вряд ли.

Раскаленный шар миграции

Претензии к мерам ЕС по борьбе с нелегалами в целом сводятся в тому, что Брюссель лечит симптомы, а не саму болезнь. Попытки переложить ответственность за беженцев на другие страны напоминают игру «бомба», в которой участники должны как можно быстрее придумать ответ на вопрос, чтобы передать «бомбу» по кругу, пока она не «взорвется» у кого-нибудь в руках. Сейчас Евросоюз пытается перебросить этот раскаленный шар в Африку. Но сами африканские государства не в восторге от того, что на них решил возложить Старый свет.

Это признал президент Франции Эммануэль Макрон во время своего недавнего визита в Нигерию. По его словам, североафриканские государства обеспокоены тем, что центры по обработке запросов на убежище на их территории станут магнитом для мигрантов. Не секрет, что никому не нужны такие проблемы и пока ни одна из этих стран не приветствовала планы Евросоюза по превращению их в опорные пункты миграции.

Недовольны решениями ЕС и неправительственные организации. Например, Human right watch в последнем докладе по ситуации с правами человека в мире констатировал: план по переселению беженцев внутри Евросоюза не выполнен. За два года планировалось найти новый дом в ЕС 100 тысячам беженцев. В итоге его удалось реализовать только на треть.

«Решения в Евросоюзе принимаются по факту текущей ситуации и часто являются реакцией на уже сложившиеся проблемы, - подчеркнул руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов. - Конечно, любое такое решение по меньшей мере способствует улучшению положения дел. Но беда в том, что нередко миграционная ситуация в Европе ухудшается или трансформируется и решения могут сводиться на нет дальнейшим развитием событий.

Поток беженцев не прекращается. То, что он замедлился, не означает, что ранее прибывшие мигранты исчезли. Дополнительный приток, даже в несколько раз меньший, просто усугубляет ситуацию. Кроме того, многие программы по адаптации мигрантов не сработали. Это касается языковых курсов, программ по трудоустройству».

К тому же, как подчеркнул эксперт, не все страны ЕС успели почувствовать на себе всю остроту проблемы миграции, а волна вскоре может докатиться и до них. А ситуация может усугубиться, если очаги конфликтов на Ближний Востоке и в Северной Африке разгорятся с новой силой.

Новые пути

Предполагалось, что нелегалов будет останавливать береговая охрана в Ливии, Марокко и других странах Северной Африки, и сотрудничество с «миграционными хабами» действительно дало свои плоды. Но неправительственные организации бьют тревогу. Если в Европе права человека уважают, то стражей порядка в странах третьего мира ничего не сдерживает - доходит и до пыток и избиений.

Одна из стран, которую приводят в качестве примера успешного сотрудничества - это Нигер. По данным The Telegraph, власти страны по давлением ЕС приняли закон, запрещающий «контрабанду людей», позвонило ООН построить на своей территории уже шесть лагерей по распределению высланных мигрантов и отправило в тюрьму более сотни своих граждан, помогавших переправлять ищущих лучшей жизни через Сахару в Европу. Правда, все это не за своей счет. Одной из беднейших стран Африки было выделено 1 млрд. евро до 2020 года из европейских фондов.

Пытаясь выстроить более гибкий подход, Европа обеспечивает бывшим контрабандистам возможность переучиться на другие профессии, например, парикмахеров. Но как подчеркивают местные благотворительные организации, это не помогает избавиться от главной причины миграции - тяжелого экономического положения стран Африки. И пока оно не улучшится, мигранты будут искать лучшей жизни, попадая в Европу тем или иным путем.

И не только в Европу! Поняв, что перебраться в Старый свет стало сложнее, мигранты пустились разведывать новые маршруты. Как пишет The Guardian, одним из новых направлений для бегущих от гражданской войны в Йемене стал южнокорейский курорт Чеджу. Йеменцы воспользовались тем, что до определенного момента им не требовалась виза, чтобы въехать на остров. Только в прошлом году количество запросов на предоставление убежища в Южной Корее достигло 10 000. Из них удовлетворены были только 112. Остальные приезжие зависли в воздухе.

Когда число чужаков на курортном острове стало зашкаливать, местные власти отменили безвизовый режим, запретили беженцам посещать материковую часть страны и ограничили их выбор профессии рыболовством и работой в ресторанах. Тем не менее местным жителям этого показалось мало. Петиция с призывом выслать мигрантов набрала уже более 700 тысяч подписей, но южнокорейский президент Мун Чжэ Ин, сам сын беженцев из Северной Кореи, пока закрывает на нее глаза. Как, впрочем, и Евросоюз поначалу.

Договоренностей по миграционной проблеме. В частности, ими было принято решение о добровольном приеме беженцев странами сообщества и о выделении Турции второго транша в размере €3 млрд в рамках соглашения по беженцам, а также организации вне ЕС центров для нелегальных мигрантов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о миграционной проблеме в Европе.

Статистика

В 2014-2015 годах Европа столкнулась с наиболее серьезным за последние десятилетия миграционным кризисом. Европейские страны захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году - 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн).

Основной поток шел из Сирии и Афганистана, значительную долю составили выходцы из Ирака и Ливии. Примерно 25% прибыли из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон). В 2016 году количество прибывших на континент мигрантов и беженцев сократилось до 390 тыс., в 2017 году в Европу прибыли 186 тыс. 768 мигрантов и беженцев, с начала 2018 года - 56 тыс. 309 (по морю - 44 тыс. 957, по суше - 11 тыс. 352).

В целом, по данным Европейской комиссии (ЕК), с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1,6 млн нелегальных мигрантов.

Основные причины

Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 годах ("арабская весна") и последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Прежде всего это войны в Сирии и Ливии, расширение деятельности террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, осложнение ситуации с обеспечением безопасности в Афганистане вследствие активизации талибов (двжиение "Талибан" запрещено в РФ), а также усугубление социально-экономической условий в ряде стран южнее Сахары.

Другой причиной увеличения масштабов миграции стало расширение сети криминальных организаций, занимающихся контрабандой людей. Только в 2015 году, по оценкам Европола, услугами контрабандистов воспользовалось более 90% нелегальных мигрантов, прибывших в Европу, прибыль криминальной сети составила от €3 млрд до €6 млрд. Основным плацдармом для переправки нелегальных иммигрантов в ЕС является Ливия.

Основные маршруты нелегальной миграции

По данным миграционных служб европейских стран, часть иммигрантов прибывает в Европу по туристическим визам или поддельным документам, другая - через нелегальные каналы, пересекая границы без документов. Они перебираются в Европу несколькими путями, в основном через Средиземное море. Один из них - из Северной Африки на Пиренейский полуостров - в Испанию, затем во Францию и Италию (западно-средиземноморский маршрут), второй - в Италию и на Мальту (центрально-средиземноморский маршрут).

Еще один путь - из Турции в Грецию и Болгарию, оттуда по западно-балканскому коридору (через Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Сербию и Македонию) в Словению и Венгрию, а затем в Германию, Австрию и Швецию (восточно-средиземноморский). Наибольшее количество нелегалов, прибывающих на континент, скапливаются на территории Италии и Греции.

Трагедии и операции по спасению

Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы. О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2000 году. В 2012 году в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 году - 600 человек, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,5 тыс., в 2015 году - до 3,8 тыс. человек. В 2016 гожу, по данным МОМ, при попытке проникнуть на территорию Европы через Средиземное море погибли или пропали без вести 5 тыс. 143 человека, в 2017 году - 3 тыс. 116, с начала 2018 года - 972 человека.

Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство еще в 2013 году запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные корабли и авиация. В 2014 году на смену ей пришли общеевропейские программы "Тритон" и "Посейдон".

В июне 2015 года стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med, в сентябре того же года она получила название "София". 7 октября 2015 году по решению ЕС начался ее второй этап, который предполагает задержание и проверку подозрительных судов. В августе 2016 года сообщалось, что за время ее действия были спасены более 25 тыс. человек (в том числе 1,2 тыс. детей) и нейтрализованы более 180 судов. 25 июля 2017 года Совет ЕС продлил мандат операции до 31 декабря 2018 года.

План расселения беженцев

В мае 2015 года ЕК предложила ввести квоты на прием мигрантов для всех 28 стран Евросоюза. В июне страны сообщества договорились добровольно разместить 40 тыс. беженцев. А в сентябре ЕС принял план расселения в течение двух лет еще 120 тыс. человек из лагерей беженцев в Италии и Греции. Однако впоследствии Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия отказались от приема беженцев. В связи с этим в сентябре 2017 года ЕК предложила новую схему распределения - 50 тыс. человек в течение двух лет - до октября 2019 года. На эти цели ЕС выделил €500 млн.

В настоящее время по квотным схемам из средиземноморских стран по территории остальных участников сообщества расселено только около 35 тыс. человек, то есть около 2% из 1,6 млн нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС с 2015 по июнь 2018 года.

Сотрудничество ЕС и Турции

В ноябре 2015 и марте 2016 года ЕС достиг соглашения по проблемам мигрантов с Турцией, где скапливается основной поток направляющихся в Европу беженцев. Оно предусматривает обмен нелегальных мигрантов на сирийских беженцев, получивших статус в Турции, по принципу один на одного: нелегальные мигранты будут возвращены в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС. Нелегалов-несирийцев Турция должна возвращать в их страны.

В соответствии с договоренностями ЕС пообещал Турции €6 млрд - двумя частями по €3 млрд - финансовой помощи и активизацию переговоров о вступлении в ЕС. В середине июня 2017 года еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что Брюссель в полном объеме выполняет свои обязательства перед Анкарой, которой он уже перевел в рамках миграционной сделки €2,9 млрд из обещанных до €3 млрд (€1,57 млрд уже освоены - на эту сумму подписаны контракты, направленные на оказание помощи сирийским беженцам на территории Турции). На территории Турции в настоящее время находятся более 3,5 млн беженцев.

Меры по сдерживанию миграционного потока в странах ЕС

В ответ на кризис правительства практически всех европейских стран ужесточили миграционные нормы - сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженцев, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных иммигрантов за пределы единых европейских границ. Наплыв переселенцев поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны.

В связи с обострением миграционной обстановки в 2015-2016 годах контроль на отдельных границах временно вводили восемь стран - Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия. В марте 2016 года Словения и Хорватия в координации с Сербией и Македонией (не входят в ЕС) закрыли для беженцев проходящий через них балканский маршрут. Ранее власти этих государств неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища.