Последние статьи
Домой / Ипотека / Интересные новости со всего мира.

Интересные новости со всего мира.

Субботники, то есть сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время были весьма распространены в СССР и всячески поощрялись советской властью.

Первый субботник в Советской России был проведён 12 апреля 1919 г., когда в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. Это мероприятие было организовано председателем деповской партячейки И.Е. Бураковым. В протоколе он записал следующее:


Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…

Из 15 участвовавших в этом субботнике 13 человек были коммунистами и ещё 2 были сочувствующими.

Первый массовый субботник, в котором приняло участие 205 человек, состоялся 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге. Он стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», которая позже была опубликована отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Вот что писал Ленин в этой статье:


«Коммунистические субботники» потому так важны, что начали их рабочие вовсе не поставленные в исключительно хорошие условия, а рабочие разных специальностей, в том числе и рабочие без специальности, чернорабочие, поставленные в обычные, т. е. самые тяжелые условия. Мы все хорошо знаем основное условие падения производительности труда, которое наблюдается не в одной России, а во всем свете: разорение и обнищание, озлобление и усталость, вызванные империалистской войной, болезни и недоедание. Последнее по важности занимает первое место. Голод - вот причина. А чтобы устранить голод, нужно повышение производительности труда и в земледелии, и в транспорте, и в промышленности. Получается, следовательно, какой-то порочный круг: чтобы поднять производительность труда, надо спастись от голода, а чтобы спастись от голода, надо поднять производительность труда.

Известно, что подобные противоречия разрешаются на практике прорывом этого порочного круга, переломом настроения масс, геройской инициативой отдельных групп, которая на фоне такого перелома играет нередко решающую роль. Московские чернорабочие и московские железнодорожники (конечно, имея в виду большинство, а не горстки спекулянтов, управленцев и т. п. белогвардейщины), это - трудящиеся, которые живут в условиях, отчаянно трудных. Недоедание постоянное, а теперь, перед новым урожаем, при общем ухудшении продовольственного положения, прямо голод. И вот эти голодные рабочие, окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазии, меньшевиков и эсеров, устраивают «коммунистические субботники», работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием. Разве это не величайший героизм? Разве это не начало поворота, имеющего всемирно-историческое значение?

В январе 1920 года, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. Только в Москве в нём приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.


В. И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 г.


Субботники восславил в своей поэме "Хорошо" (1927 г.) Владимир Маяковский.


Холод большой.
Зима здорова. Но блузы
прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты.
Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдем,
хотя
уйти имеем
все права. В наши вагоны,
на нашем пути, наши
грузим
дрова. Можно
уйти
часа в два,но мы
уйдем поздно. Нашим товарищам
наши дрова нужны:
товарищи мерзнут. Работа трудна,
работа
томит. За нее
никаких копеек. Но мы
работаем,
будто мы делаем
величайшую эпопею. Мы будем работать,
все стерпя, чтоб жизнь,
колёса дней торопя, бежала
в железном марше в наших вагонах,
по нашим степям, в города
промерзшие
наши . "Дяденька,
что вы делаете тут? столько
больших дядей?" - Что?
Социализм:
свободный труд свободно
собравшихся людей.

С 1931 по 1940-й год в СССР была введена 6-дневная рабочая неделя с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. Т.к. суббота была рабочим днём, то субботники в этот период переименовали в воскресники.

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участие в субботниках становилось мерилом общественной активности человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия.

Частота проведения субботников была непостоянной - обычно несколько раз в год. Большой всесоюзный ежегодный субботник в СССР проводился в апреле, и был приурочен ко дню рождения Ленина (22 апреля).

Чаще всего субботники проводились по месту работы, реже по месту жительства. Благодаря субботникам улучшалось благоустройство Москвы и других городов. На этих мероприятиях люди занимались уборкой мусора, покраской заборов, ремонтом и отделкой помещений, вскапыванием газонов, благоустройством детских площадок и т.д.





Коммунистические субботники

одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистическое отношение к труду. По своему характеру и содержанию К. с. несли зачатки социалистического соревнования (См. Социалистическое соревнование), явились одной из первых его форм. К. с. возникли весной 1919, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором К. с. выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 15 коммунистов депо, проработав 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. 10 мая состоялся первый массовый (205 человек) К. с. на Московско-Казанской железной дороге. В мае они прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками К. с. провели рабочие фабрик и заводов Москвы и др. городов. Движение охватило широкие слои рабочего класса. Опыт первых К. с. был обобщён В. И. Лениным в произведении «Великий почин ». Отмечая огромное историческое значение К. с., Ленин назвал их фактическими ростками коммунизма, великим «…сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 18). Новый подъём К. с. в ноябре-декабре 1919 был связан с борьбой с топливным кризисом в стране. В циркулярном письме ЦК РКП (б) «На борьбу с топливным кризисом» В. И. Ленин нацелил партийные организации на систематическое проведение К. с. Субботники проводились также в воинских частях, в деревнях. Наибольшего размаха движение достигло в 1920. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на К. с. в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник-маёвка. В Кремле на субботнике работал В. И. Ленин. В Москве в субботнике участвовало 425 тыс. человек, в Петрограде - 165 тыс. человек, сотни тыс. человек вышли на субботник в других городах. В 1920 проводились также К. с. помощи Западному и Южному фронтам, интернациональной солидарности и помощи венгерским и французским рабочим, К. с., посвященные «Неделе крестьянина», и др. К. с. и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941-45. Ныне они проводятся для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Во Всесоюзном К. с., посвященном 50-летию первых К. с. (апрель 1969), во Всесоюзном К. с. в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (апрель 1970) и во Всесоюзном К. с. в честь дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования Союза ССР (апрель 1972) приняло участие почти всё трудоспособное население страны. Во время каждого из субботников 1970 и 1972 выработано промышленной продукции на сумму свыше 600 млн. рублей.

Лит.: Ленин В. И., Великий почин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; У истоков коммунистического труда, М., 1959; Кукушкин Ю., Шелестов Д., Первые коммунистические субботники, М., 1959.

Ю. А. Поляков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Коммунистические субботники" в других словарях:

    Дни бесплатной работы на общество, проводившиеся по инициативе КПСС. Первый коммунистический субботник состоялся по почину коммунистов в субботу 12.4.1919 в депо Москва Сортировочная … Большой Энциклопедический словарь

    КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ, дни бесплатной работы трудящихся на общество, проводились по инициативе КПСС до середины 1980 х гг. Первый К. с. состоялся по почину коммунистов в субботу 12.4.1919 в депо Москва Сортировочная. Источник: Энциклопедия… … Русская история

    В. Иванов «В. И. Ленин на субботнике в Кремле» Субботник (воскресник) сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название). В России в ранние годы Советской власти… … Википедия

    Дни бесплатной работы трудящихся на общество, проводившиеся по инициативе КПСС. Первый коммунистический субботник состоялся в субботу 12 апреля 1919 в железнодорожном депо Москва Сортировочная. * * * КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ… … Энциклопедический словарь

    Одна из форм добровольной бесплатной работы сов. трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистич. отношение к труду. К. с. возникли весной 1919, в напряженный период гражд. войны, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу ж. д.… … Советская историческая энциклопедия

    См. Коммунистические субботники … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

Современная российская действительность — это удивительная смесь эпох, в которой имперские символы сочетаются с советскими, а в капиталистические отношения вплетаются элементы, присущие исключительно социалистическому обществу.

Традиция другой эпохи

Ярким примером последнего являются субботники. Ежегодно с наступлением весны власти начинают призывать граждан к выходу на работы по благоустройству территории, приведению в порядок парков, скверов, детских площадок и т. д.

Само собой разумеющимся считается то, что работы эти проводятся на безвозмездной основе. Такая особенность, весьма нехарактерная для капиталистической эпохи, вызвана тем, что несколько поколений советских граждан привыкли к участию в субботниках.

Согласно общепринятой терминологии, субботник — это сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные.

В период СССР очень часто использовалось словосочетание «Ленинский коммунистический субботник». Объяснялось это тем, что в масштабах Советского Союза это мероприятие было приурочено к 22 апреля, дню рождения Ленина . Однако в течение года проводилось немало других субботников, рангом поменьше.

Фраза «ленинский субботник» породила ошибочное представление о том, что вождь мирового пролетариата и стал автором самой идеи «праздника освобождённого труда». У многих существует такой стереотип — «Субботники начались после того, как Ленин взялся за бревно». Но на деле всё было не так.

Три паровоза за ночь

Весной 1919 года Советская Россия находилась в тяжёлом военном и экономическом положении. Одной из серьёзных проблем была плохая работа железных дорог, в частности нехватка паровозов.

В ответ на призывы об улучшении работы железнодорожного транспорта группа рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги приняла решение о работе дополнительно, после окончания рабочего дня и бесплатно.

Первое такое мероприятие состоялось в ночь на субботу, 12 апреля 1919 года. К 6 часам утра, после 10-часовой работы, 15 рабочим удалось отремонтировать три паровоза. Было решено, что такие акции будут проходить еженедельно, вплоть до полной победы над Колчаком .

Фотофакт «АиФ»

Имена участников первого субботника известны — 13 коммунистов (Е. Апухтин — слесарь, И. Е. Бураков — слесарь, Я. Ф. Горлупин — слесарь, М. А. Кабанов — слесарь, П. С. Кабанов — слесарь, А. В. Каракчеев — слесарь, Я. М. Кондратьев — машинист, В. И. Напёрстков — слесарь, Ф. И. Павлов — котельщик, П. С. Петров — слесарь, А. А. Сливков — машинист, А. И. Усачёв — слесарь, П. И. Шатков — слесарь) и 2 сочувствующих (А. В. Кабанова — чернорабочая, В. М. Сидельников — слесарь).

Первый субботник был классической «инициативой снизу», искренним порывом неравнодушных людей. И он нашёл отклик и понимание. На аналогичную акцию 10 мая 1919 года вышли уже 205 человек, что привлекло широкое внимание журналистов и политических деятелей.

Именно после субботника 10 мая 1919 года Владимир Ленин написал статью «Великий почин», которая стала идеологическим обоснованием нового движения.

Фотофакт «АиФ»

Субботники Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. Подобный энтузиазм масс в условиях войны и разрухи вождь охарактеризовал как проявление нового, коммунистического отношения к труду.

Движение набирало обороты, и в начале 1920 года было принято решение о проведении 1-го Всероссийского субботника. «Праздник освобождённого труда» был логично назначен на 1 Мая — День международной солидарности трудящихся.

Как Ленин взялся за бревно

Именно субботник 1 мая 1920 года стал легендарным, сохранив для потомков память о скромном бревне, лежавшем на территории Кремля.

Совершенно логично, что на первый в истории Всероссийский субботник вышли и руководители Советского государства, решившие личным примером поддержать новую традицию.

Фотофакт «АиФ»

Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок фактически со времени боёв, происшедших в Москве во время Октябрьской революции. Юнкера, оборонявшие Кремль в октябре 1917 года, использовали для создания завалов и баррикад на его территории брёвна, оставшиеся от существовавших там до революции купеческих рядов. По одной версии, это были элементы конструкции, по другой — не распиленные дрова, приготовленные для отопления.

Обстановка в стране была такова, что до мая 1920 года у советского правительства, переехавшего в Москву, не было ни времени, ни сил на приведение территории Кремля в порядок.

Поэтому благоустройство кремлёвской территории и стало главной задачей работников Совнаркома 1 мая 1920 года.

Понятно, что эти люди не слишком подходили для перетаскивания брёвен, поэтому работали они совместно с базировавшимися в Кремле курсантами Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Именно эти тогда ещё совсем молодые люди и оставили большинство воспоминаний о том историческом субботнике.

По свидетельству очевидцев, Ленин таскал брёвна наравне со всеми. При этом брёвна были настолько массивными и тяжёлыми, что переносили их зачастую вшестером, а то и ввосьмером.

Ленинский вклад в эти работы равнялся вкладу, который мог внести 50-летний человек, меньше чем за два года до этого перенёсший тяжёлое ранение.

Тем не менее Ленин действительно провёл на субботнике несколько часов и покинул его по весьма уважительной причине — для участия в церемонии закладки памятника Карлу Марксу , где присутствие первого лица Советского государства было идеологически необходимым.

Фотофакт «АиФ»

Превращение Ильича в силача

Ничего удивительного в участии первого лица государства в мероприятии, которому придаётся историческое значение, нет. Весь вопрос в том, насколько много брёвен перенёс Владимир Ильич.

В советские годы количество брёвен, их тяжесть и личный вклад Ильича росли вместе с количеством лет, прошедших с мая 1920 года. В итоге со временем Ленин превратился в этакого Терминатора, в одиночку перетаскавшего то ли сосновый бор, то ли дубовую рощу.

Подобное мифотворчество, разумеется, стало вызывать скепсис и иронию, которые вылились в миф о «надувном бревне».

Правда, достать в Москве весны 1920-го надувной муляж бревна было так же легко, как самому Ленину перетаскать все кремлёвские брёвна. Не говоря уже о том, что в 1920 году Ленин был ещё жив, и создание мифа вокруг его имени даже не начиналось. Историческое значение субботнику 1 мая 1920 года придали позднее, а в тот день о пиаре никто и не подумал — достаточно сказать, что Ленин с бревном запечатлён всего лишь на одной фотографии, чего явно мало для создания громкого пропагандистского эффекта.

Кстати, это вот отсутствие фотодокументов и привело к тому, что советские художники создали целую галерею картин на тему «Ленин и бревно», руководствуясь своими представлениями о том, как это могло бы выглядеть. Собранные вместе, они выглядят достаточно забавно, порождая мысль о том, что вождь действительно заткнул за пояс остальных участников мероприятия.

Скептики отмечают, что количество людей, оставивших воспоминания о совместной с Лениным переноске брёвен, исчисляется чуть ли не сотнями. На самом деле ничего удивительного в этом нет — поскольку субботник в Кремле стал историческим событием, многие захотели «приобщиться к истории». Вряд ли тех, кто носил бревно с Лениным, больше, чем самозваных друзей Высоцкого или свидетелей, лично видевших убийство Кеннеди .

Полезное наследство

Что касается самих субботников, то надо признать, что чем дальше, тем больше они из статуса добровольного стали переходить в разряд добровольно-принудительных мероприятий.

Главным месяцем проведения Всесоюзных субботников оставался апрель, поскольку именно в этом месяце родился Ленин, а также состоялся первый субботник в 1919 году.

На предприятиях страны в этот день рабочие трудились бесплатно, а советское ТВ сообщало о небывалых трудовых успехах в «праздник освобождённого труда».

Между тем об энтузиазме масс речь уже не шла — субботник воспринимался без негатива, но не более чем дань традиции.

Советские граждане, не занятые в промышленности, а также советские школьники и студенты в дни субботников занимались делом, которое делало их ближе к Ленину — убирали территорию, прилегающую к учреждениям и школам.

Распад Советского Союза на время прекратил традицию субботников, но ненадолго. Уже в середине 1990-х, в Москве при мэре Юрии Лужкове субботники обрели вторую жизнь. О Ленине и их коммунистической составляющей уже вслух не напоминали, однако об исторических корнях не забывали. Достаточно сказать, что сам Лужков на одном из таких мероприятий появился перед журналистами… с бревном.

Да, традиция дня бесплатного труда не слишком вписывается в капиталистические реалии. Но в ней нет ничего плохого, как и в желании главы государства подать личный пример.

Слово «субботник» вошло в русский язык 95 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.

Субботники не могли изменить тяжелую экономическую ситуацию в России 1919 года, но стали частью активной пропагандистской кампании. Впрочем, уже в 1930-е годы они перестали быть добровольными, превратившись в позднем социализме в объект раздражения и насмешек.

Апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. В разгаре была Гражданская война: на севере на красный Петроград наступала армия генерала Юденича, на юге были крепки позиции Добровольческой армии Деникина. Главным в эти дни, впрочем, был Восточный фронт — в марте 1919 года войска адмирала Колчака перешли в наступление и прорвались к Волге.

Годы войны (сначала Первой мировой, а затем и Гражданской) разрушили экономику страны. Производственные связи были нарушены, рабочие покидали заводы — кто-то отправлялся в армии, кто-то бежал от голода и городской разрухи в деревню, кто-то делал карьеру в партии (если речь шла о советской России). В этих условиях выживать новому государству было чрезвычайно сложно.

В апреле 1919 года в Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки.

В условиях хозяйственного коллапса начинаются забастовки и рабочие выступления. Стачка в Туле, например, случилась в начале апреля, и вопрос о ней задали Ленину на пленуме Всероссийского центрального союза профсоюзов (ВЦСПС), который проходил 11 апреля.

Но, несмотря на то что быт эпохи революции вполне может быть описан как «жизнь в катастрофе» (это название монографии историка И.В. Нарского, посвященной повседневной жизни Урала в 1917-1921 годы),

многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка.

Поэтому группа железнодорожников, работавших в московском депо Москва-Сортировочная (Казанская железная дорога), вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. Согласно протоколу ячейки,

«работу начали в 8 вечера и закончили в 6 утра.

Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке <...>. Когда ремонт был исполнен и паровозы затопили, то все члены партии, работавшие добровольно, перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели «Интернационал» и стали расходиться по квартирам». Впоследствии этот документ был передан в райком партии.

После депо Сортировочная субботники стали проходить во многих других городах России.

Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек.

Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране. Однако почти сразу его пытались зарегулировать — 15 мая Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) обязал коммунистов отрабатывать по субботам не менее 6 часов — под угрозой исключения из партии.

Однако вряд ли только этими мерами можно объяснить то, что в мае-июне 1919 года только в Москве прошло 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 коммунистов.

«Если принуждение и встречалось, то оно было на совести отдельных начальников. Подъема масс в депрессивные 1919-1921 годы не было, речь шла об инициативе коммунистов снизу, которая была подхвачена в целях политической мобилизации и пропаганды в общероссийских масштабах», — рассказывает научный сотрудник Центра сравнительных историко-политологических исследований (ЦСИПИ) Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ) Александр Резник.

Власть отреагировала на эту инициативу с большим воодушевлением. В июле 1919 года Владимир Ленин пишет статью «Великий почин», которая затем издается отдельной брошюрой.

В ней лидер Советского государства писал, что коммунистические субботники — это «победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над всеми привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».

В этой статье вождь мирового пролетариата высказывал мысль, что дополнительный неоплачиваемый труд стал частью новой трудовой дисциплины, отличной от «дисциплины палки» или «дисциплины голода» при капитализме.

В 1920 году в субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие и сам Ленин. Тогда он вышел на уборку Кремля и якобы участвовал в переноске бревна. Этот эпизод активно использовался в пропаганде. Если верить воспоминаниям, то поднятое Ильичом бревно должно было быть длиной едва ли не километр — столько народу утверждало, что именно они несли его вместе с лидером партии и правительства. Этот эпизод обыгрывался и в неофициальной культуре, в том числе и в анекдотах.

О субботниках восторженно писал и главный пролетарский поэт В.В. Маяковский. Описанию субботника посвящена часть 8 поэмы «Хорошо!»:

Работа трудна,
Работа
томит,
За нее
Никаких копеек,
Но мы
Работаем,
Будто мы
Делаем
Величайшую эпопею.

Впрочем, преувеличивать непропагандистское значение субботников для экономики и общественной жизни не стоит.

«Субботники не могли изменить ситуацию радикально уже лишь потому, что изначально считались проявлением «героизма» рабочих, а героизм в тылу не мог быть массовым», — отмечает Резник.

По его словам, коммунистов-рабочих, которые все инициировали, было мало, а многие из тех, кто возвращался с фронта, либо уходили наверх по карьерной лестнице, либо деморализовывались и пополняли массу беспартийных.

К тому же уже в 1921 году в Советском Союзе начался переход к новой экономической политике (НЭП), в рамках которой в определенных секторах народного хозяйства вновь разрешалось частное предпринимательство.

«В это время противоречия между общественно-политическими кампаниями коммунистов и реальной практикой трудовых отношений еще более обострились», — замечает Резник.

Уже в 1930-е годы участие в субботниках стало обязательным не только для коммунистов.

В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов и подъездов, которые зачастую становились прелюдией к выпивке на свежем воздухе. Эффективность таких акций была невелика, а раздражение у людей они вызывали.

Пришло слово «субботник» и в жаргон — так стали называть облавы на проституток, производимые милицией, и в дальнейшем бесплатное пользование их услугами.

Однако идея о бесплатном труде граждан на общее благо осталась жить и после второго пришествия капитализма в Россию. Так, в апреле традиционно проходит общегородской субботник в Москве. В конце 2000-х годов звучали даже идеи о возвращении обязательного участия в этом мероприятии, но они так и остались разговорами.

При подготовке материала использовались следующие публикации:

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 годы. М.: Московский рабочий, 1950.
Кукушкин Ю., Шелестов Д. Первые коммунистические субботники. М.: Московский рабочий, 1959.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 38, 39. М.: ИМЭЛ, 1974.

В ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих после трудового дня вернулась в цех ремонтировать паровозы.

В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партячейки И. Е. Буракова, отмечалось:

«Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История сохранила их имена - вот они: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь, А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

Вскоре инициатива была подхвачена другими рабочими - 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. Именно это событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде. Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - именно в этот период они постепенно превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.