Последние статьи
Домой / Новостройка / Древняя ладога. История старой ладоги

Древняя ладога. История старой ладоги

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скандинавское название Ладоги - Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg ), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (швед. ) , сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика .

    Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» - от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка , из фин. *Alode-joki , где alode, aloe - «низкая местность» и jok(k)i - «река»).

    История

    На территории села в 2015 году была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита , датируемая третьим тысячелетием до нашей эры .

    После бурения на Земляном городище под культурным слоем толщиной 4 м выявлены маломощный торфяник и отложения ладожской трансгрессии. Около 2000 лет назад уровень воды в Волхове опустился ниже 10 м абс. высоты. Территория будущей Старой Ладоги стала пригодна для заселения после дальнейшего снижения уровня воды не ранее середины I тысячелетия .

    Под Земляным городищем распашка поверхности производилась на раскопе 4 не позднее или несколько ранее VI века, а на раскопе 3 - начиная со второй половины VII века - первой половины VIII века. Земледелие первых ладожан подтверждается находками зёрен пшеницы, ржи, ячменя, проса и конопли . Предположительно VII веком датируется гребень эпохи Меровингов , найденный в Старой Ладоге в 2013 году . Зачаточное поселение могло возникнуть на Земляном городище около 700 года или даже ранее .

    В I ярусе три жилища каркасно-столбовой конструкции (т. н. «большие дома») с очагом в центре имеют древнейшую дендродату 753 год . Производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина - готландцами) .

    В первой половине 750-х годов в низовьях Волхова появились скандинавские поселения, но на рубеже 760-770 годов викингов вытеснили славяне .

    Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе, и было поставлено в 2 км к югу от Любшанской крепости , основанной представителями оригинальной славянской культуры среднеевропейского происхождения . Площадь первоначального Староладожского поселения не превышала 2-4 га . Именно тогда в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В сгоревшем амбаре из слоёв VIII века найдены зёрна пшеницы: 80 % это пшеница-двузернянкя (полба), 20 % - мягкая пшеница. В Скандинавии полбу никогда не выращивали, к тому же староладожская полба резко отличается от европейской, но морфологически близка к поволжской полбе .

    В 760-е годы ладожское поселение было разрушено представителями раннеславянской культуры с Юго-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской , пеньковской или колочинской культурам) и застроено домами срубной конструкции . Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске , Камно , Рыуге , Пскове) в VIII-IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI-VII веков .

    Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандобалтии, как Хедебю и Рибе в Ютландии , Каупанг в Норвегии , Павикен на Готланде , Бирка в Швеции , Ральсвик , Волин (город) и другие на юге Балтики .

    Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами .

    С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, - первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы . К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню .

    В VIII-IX веках численность населения Ладоги составляла от нескольких десятков до 200 человек. В IX веке Старая Ладога располагалась на небольшом участке Земляного городища . Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами , возможно под предводительством конунга свеев Эйрика (умер около 871 г.) .

    Из горизонта Е2 известна литейная форма двурогой подвески в виде пельты (840-855 года). Подобные украшения происходят из Великой Моравии и найдены также в Чернигове , на Княжей горе под Киевом, в Галиче , в Словакии и Болгарии .

    Около 840 года поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения. В период около 840 - около 865 годов, значительная часть поселения превращается в пустырь. Другая часть отстраивается в скандинавских традициях североевропейского халле. Норманнское население привносит свои традиции (молоточки Тора и др.) .

    Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ . После зафиксированного на стыке ладожских горизонтов Е2-Е1 тотального пожара, происшедшего ок. 860 года, примерно на десятилетие, прерывается поступление серебра на остров Готланд и в Швецию . Не позднее 865-го года поселение вновь подвергается полнейшему разгрому. Среди находок этого периода (865-890-е) присутствуют как вещи североевропейского круга древностей эпохи викингов, так и предметы круга древностей лесной зоны Восточной Европы. Можно уверенно констатировать, что в это время в Ладоге проживают разные этнокультурные коллективы, среди которых отчётливо выделяются скандинавы. .

    Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге на месте впадения реки Ладожка в Волхов была построена первая деревянная крепость . В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га. С начала 870 годов поступление серебра из Восточной Европы в Скандинавию было устойчивым и равномерным, при этом до конца X века нет сведений о нападениях викингов на Ладогу .

    Плотность застройки Земляного городища на уровне VI (ок. 865-890 годы) и VII (890-920 годы) ярусов значительно ниже, чем в предыдущие десятилетия . На рубеже IX-X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени . По данным дендрохронологии в 881 году строится так называемый «большой дом», данный дом (как и ряд других таких же домов) как таковым большим домом в североевропейском и скандинавском смысле не является, это просто усадьба крупнее всех остальных, являющаяся одной из первых построек подобного типа типичных для всей древней Новгородской земли .

    По краниометрическим признакам антропологами выявлено морфологическое сходство ладожан с материалом из 5 могильников ливов , расположенных в бассейнах рек Гауя и Даугава и из могильника Сиксали на юго-востоке Эстонии. Предполагавшееся сходство погребённых на Земляном городище и в курганах Шестовиц не подтверждается по данным t-критерия Стьюдента . Этническую принадлежность средневековых групп населения методами антропологии определить нельзя .

    … и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …

    Хотя в других вариантах рассказа говорится, что он сел княжить в Новгороде . Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 864 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

    На Варяжской улице в слоях первой четверти X века были найдены фрагменты керамики с росписью люсгром, относящиеся к самому раннему (месопотамскому (самаррскому)) этапу производства этой ближневосточной посуды . В слоях X века был обнаружен берестяной свиток с изображением ладьи .

    Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки» . По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щекавице).

    Въ лѣт̑ · ҂ѕ҃ · х҃ · к҃ · д҃
    […]
    Том же лѣтѣ Павьлъ · посадникъ ладожьскыи · заложи Ладогу городъ камянъ

    В результате изменения системы городского землепользования и проведения планировочных работ, строительства в 1153 году каменного собора Св. Климента, в XI-XII веках в Ладоге значительно снизилась частота пожаров и произошло сокращение площади рудеральных местообитаний (сорных растений) .

    В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина .

    В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции (была образована в составе Санкт-Петербургской губернии).

    В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии .

    В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

    СТАРАЯ ЛАДОГА - слобода принадлежит Новоладожским купцам и мещанам, число жителей по ревизии: 54 м п., 62 ж. п.
    В ней церкви каменные: а) Во имя Святого Великомученика Георгия. б) Девичий монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. в) Упразднённая церковь во имя Св. Предтечи Иоанна. г) Монастырь во имя Св. Николая Чудотворца. (1838 год) .

    СТАРАЯ ЛАДОГА - селение Новоладожских мещан, по просёлочной дороге, число дворов - 30, число душ - 57 м п. (1856 год)

    СТАРАЯ ЛАДОГА - село мещанское, при реках Волхове и Ладожке, 43 двора, жителей 103 м п., 264 ж. п.;
    Церквей православных 4. Монастырей 2. Развалины крепости называемой Рюриковою. (1862 год)

    В XIX веке село административно относилось к Михайловской волости 1-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века - 2-го стана.

    С 1917 по 1919 год село Старая Ладога входило в состав Староладожского сельсовета Михайловской волости Новоладожского уезда.

    С апреля 1919 года, в состав Октябрьской волости Волховского уезда . С ноября 1919 года село Старая Ладога учитывалось областными административными данными, как посёлок Старая Ладога .

    С 1927 года, в составе Волховского района .

    По данным 1933 года деревня Старая Ладога являлась административным центром Староладожского сельсовета Волховского района, в который входили 17 населённых пунктов, деревни: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога , Трусово, общей численностью населения 2312 человек .

    По данным 1936 года в состав Староладожского сельсовета с центром в посёлке Старая Ладога входили 15 населённых пунктов, 410 хозяйств и 13 колхозов .

    В 1961 году население Старой Ладоги составляло 1059 человек .

    По административным данным 1973 года в селе располагалась центральная усадьба совхоза «Волховский» . В 1997 году в селе проживали 2457 человек, в 2002 году - 2182 человека (русские - 95 %) .

    В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси », которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу .

    География

    Село расположено в северной части района на левом берегу реки Волхов , в 8 км к северу от административного центра района - города Волхова .

    Через него проходит региональная автодорога А115 Новая Ладога - Волхов - Кириши - Зуево .

    Культура и искусство

    Первым изображением Старой Ладоги была гравюра Адама Олеария , посетившего город в 1634 году, в качестве секретаря посольства Фридриха III к царю Михаилу Фёдоровичу . Русских художников XIX-XX веков Старая Ладога привлекала своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский , О. А. Кипренский , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , И. А. Иванов и другие . В 1844 году в деревне Лопино , расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов , будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.

    Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих . «Взбираемся на бугор, - писал Рерих о своих впечатлениях, - и перед нами один из лучших русских пейзажей » . Здесь бывали В. А. Серов , К. А. Коровин , Б. М. Кустодиев . В 1924-1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов , участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора . По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм «создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов » . Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ) .

    В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда для организации творческой базы ленинградских художников был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851-1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874-1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915-1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году) . В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет .

    Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для

    Старая Ладога расположена в 120 километрах от Петербурга и в 12-ти километрах от Волхова. История Ладоги, возникшего задолго до образования государства российского, по официальной версии начинается около середины VIII века (753 год). Город расположен в уютном месте на берегах быстрых речек Ладожка и Заклюка. Изначально сюда шли ремесленники и торговый люд. Население было многоязычное. Жители строили большие жилые дома, мастерские, был и где отдохнуть. В 862 году по приглашению жителей Ладоги пожаловал знаменитый ныне князь Рюрик . Он руководил строительством деревоземляной крепости для защиты от враждующих племен. Позднее на рубеже IX-X веков была построена каменная крепость, которая сохранилась до сих пор и входит в музей-заповедник. Именно она является «сердцем» Старой Ладоги.

    Древнейшие из известных построек - это судоремонтные мастерские на Земляном городище, который был построен из брёвен. Вполне возможно строительство вели выходцы из Северной Европы. По данным, основанным на раскопках, первое поселение в Ладоге было основано и заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. Рябинина готландцами).

    Внятного ответа на вопрос о происхождении этого певучего и нежного названия – Ладога — не найдено.

    Когда-то Ладога входила в число десяти крупнейших городов западной Руси . Сейчас это не город, а скорее деревня — около 2000 жителей. В 1984 году Старая Ладога получила федеральный статус историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. Ее окружают такие же деревеньки и старинные архитектурные памятники. Самая значимая и крупная достопримечательность заповедника — Храм Георгия, построенный в XII веке. Храм — одна из старейших каменных построек на севере Руси. Интересен храм еще и тем, что внутри него на протяжении 800 лет сохранилась фреска «Чудо Георгия о змие», которая пережила нашествие орду, несколько войн и октябрьскую революцию.

    Белая церковь святого Георгия согласно преданию была возведена в честь очередной победы над шведами, одержанной в 1164 году. Благодаря исследователям и реставраторам сегодня ее можно видеть практически в первозданной красоте. Храм имеет исключительно пропорциональные и изящные формы. Основной объем пространственного куба венчает световой барабан со шлемовидным куполом, максимальная высота которого от уровня грунта достигает 15 метров.

    Cлавянский форпост, стоявший на пути из варяг в греки, постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость неоднократно сжигалась и разрушалась, но снова восставала, ставя заслон захватчикам.

    В 997 году Ладога была захвачена варягами. В сагах упоминается, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за того самого новгородского князя Ярослава Мудрого , а в приданое она получила город Альдейгаборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии.

    До наших дней сохранились уникальные погребальные курганы.
    Один из курганов носит имя «Могила Вещего Олега». Существуют уникальные карстовые пещеры. От полного уничтожения работниками музея были спасены 10 памятников архитектуры. Среди объектов заповедника еще одна церковь — Рождества Иоанна Предтечи, первые упоминания о которой датируются 1276 годом. Сохранившееся до наших дней здание было построено в 1695 году. Иоановский собор был и остается главным собором Старой Ладоги. К юго-востоку от храма Иоанна Предтечи в нижнем склоне Малышевой горы находится вход в Староладожские пещеры, представляющие собой лабиринт.

    К достопримечательностям Староладожского заповедника относятся:

    • Свято-Успенский монастырь, основной храм которого был построен в XII веке,
    • Староладожский Никольский монастырь, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве,
    • Спасо-Преображенская церковь,
    • церковь Дмитрия Солунского,
    • церковь Иоанна Златоуста.
    • Сохранился ансамбль Троицкого монастыря, основанного в 1565-1570 годах.

    А еще Ладога по некоторым источникам претендует на звание первой столицы Руси, потому что здесь долгое время пребывал князь Рюрик. Но в таким мнение согласны не все исследователи, они говорят о Новгороде.

    Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.
    Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.
    Вопрос номер один - Создание.
    Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»
    В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания - 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.». Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.
    Тогда кто? Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII-IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон - все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений - сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.
    Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.
    Археологами также открыты дома площадью 50-92 м2 - предшественники посадских пятистенок X-XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки - можно считать предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян -указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.
    Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.
    Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.
    Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.
    Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога?
    Известны три названия Ладога – Альдегья - Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге.
    В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.
    Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.
    На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне. Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.
    «Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река"» утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.
    Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.
    Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842-855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».
    Однако уместно заметить, что финское название Ладоги - Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.
    Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.
    Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг - в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.
    По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен - первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.
    Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».
    Недоработка граждане норманисты.
    Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали городам. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.
    Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?
    Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.
    «Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088-1094 гг.) или второго (1096-1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».
    Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси.
    Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.
    1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона - Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.
    1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.
    1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.
    1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».
    1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражаются у истока Невы против шведов,
    «хотяще на кореле дань взять».
    1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.
    1348 г. В Ладоге - сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.
    И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.

    История Ладоги, возникшей задолго до образования государства, начинается около середины VIII века. Расположенная в уютном месте на берегах быстрых речушек Ладожка и Заклюка, она привлекала ремесленников и торговый люд. Многоязычное население было объединено общими заботами об обустройстве нового торгово-ремесленного центра. Сюда шли кузнецы и ювелиры, портные и кожевенники, гончары и стеклодувы, мастера резьбы по кости и дереву. Они строили большие жилые дома, мастерские, дома для отдыха и развлечений, культовые сооружения. В 862 году жители Ладоги пригласили князя Рюрика, под руководством которого была возведена деревоземляная крепость для защиты от враждующих племен. Позднее на рубеже IX-X веков была сооружена каменная крепость, которая сейчас так же входит в музей-заповедник. Именно она является «сердцем» Старой Ладоги.

    Когда-то Ладога была одним из 10 крупнейших русских городов. Сейчас же это небольшая деревенька на заповедной территории. В 1984 году Старая Ладога получила статус историко-архитектурного и археологического музея-заповедника федерального значения. Ее окружают такие же деревеньки и старинные архитектурные памятники. Самая значимая достопримечательность заповедника - Храм Георгия, построенный в XII веке. Это одна из старейших каменных построек, сохранившихся на севере Руси. Интересен храм еще и тем, что внутри него на протяжении 800 лет сохранилась фреска «Чудо Георгия о змие», которая пережила нашествие монголо-татар, несколько войн и октябрьскую революцию.

    До наших дней сохранились уникальные погребальные курганы. Один из курганов носит имя «Могила Вещего Олега». Уникальны карстовые пещеры. От полного уничтожения работниками музея были спасены 10 памятников архитектуры. Среди объектов заповедника церковь Рождества Иоанна Предтечи, первые упоминания о которой датируются 1276 годом. Сохранившееся до наших дней здание было построено в 1695 году. Иоановский собор был и остается главным собором Старой Ладоги. К юго-востоку от храма Иоанна Предтечи в нижнем склоне Малышевой горы находится вход в Староладожские пещеры, представляющие собой лабиринт.

    К достопримечательностям Староладожского заповедника относятся Свято-Успенский монастырь, главный храм которого был построен в XII веке, Староладожский Никольский монастырь, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве, Спасо-Преображенская церковь, церковь Дмитрия Солунского, церковь Иоанна Златоуста. Сохранился ансамбль Троицкого монастыря, основанного в 1565-1570 годах.

    Список достопримечательностей Староладожского музея-заповедника можно продолжать и дальше. Важно то, что здесь посетители могут не только любоваться красотами уникальных архитектурных памятников, но и получить массу интересной информации о жизненном укладе крестьян бывшей «северной столицы Руси».

    Село и музей-заповедник Старая Ладога расположены на высоком левом берегу реки Волхов, вытекающей из озера и впадающей в . Село стоит недалеко от Ладожского озера, примерно в 15 км от места впадения в него Волхова. Оно протянулось вдоль берега реки на 1,5-2 км. Ниже по реке, в 9 км, в устье находится Новая Ладога.

    Старая Ладога - один из древнейших городов России. Впервые упоминается в «Повести временных лет» Ипатьевского списка под 862 г. в разделе, повествующем о призвании на Русь трех братьев-варягов на княжение: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик» .

    История

    На основании записи историки делают вывод, что она - наравне с Новгородом и Киевом - одна из столиц Древнерусского государства и была стольным градом Рюрика до 864 г., когда «сел старший Рюрик в Новгороде» .

    Ладога - один из транзитных пунктов на торговом пути «из варяг в греки». Благодаря этому обстоятельству она быстро развивалась. Тут часто устраивались ярмарки. Здесь жили династии лоцманов, проводивших иностранные суда вверх по Волхову, к озеру Ильмень, где стоял Великий Новгород - центр Новгородской Руси, затем Новгородской земли, а впоследствии - Новгородской республики.

    Для защиты купеческих судов от «лихих людей» в крепости поставлен был воинский гарнизон.

    Город богател, деревянные укрепления уже не казались надежной защитой, и в 1144 г. по повелению великого князя киевского Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) началось строительство каменного кремля. Над речным обрывом поднялась стена, да и сам обрыв покрыли камнем.

    Такие меры не казались чрезмерными: начиная с XII в. город неоднократно осаждали карелы и шведы (в 1164, 1313 и 1338 гг.), но без большого успеха.

    В XI-XV вв. Старая Ладога (в те века она именовалась просто Ладога) была и крепостью, и торгово-ремесленным центром Новгородской республики.

    В середине XV в. царь Иван III Васильевич Великий (1440-1505 гг.) разгромил Новгородскую республику в Московско-новгородской войне 1477-1478 гг. в ходе объединения русских земель вокруг Москвы. Город стал северным форпостом единого Русского государства и нуждался в более сильных укреплениях.

    Староладожская крепость в плане стала пятиугольной и перестроенной с учетом использования огнестрельного оружия. Мощные крепостные стены и многоярусные башни со стенами толщиной до 7 м сложили из известняка, что брали в соседних каменоломнях, и забутовали валунами. Облицовка велась тесаным камнем. Чтобы попасть в крепость, приходилось идти вдоль стены до единственных, закрытых решеткой ворот в четырехугольной Воротной башне. Оказавшись в башне, следовало повернуться вполоборота, чтобы оказаться лицом к проходу. Прочие башни имели каждая свое назначение: например, Тайничная прикрывала ход к реке, что позволяло в случае осады набирать воду.

    В Смутное время, в 1610г., шведам, пригнавшим 55 кораблей, удалось захватить крепость, возвращенную России в 1617 гг. по Столбовскому мирному договору. Последний в своей истории штурм крепость выдержала в 1701 г.

    После побед над шведами в начале Северной войны крепость утратила свое значение, и царь Пётр I (1672-1725 гг.) повелел перевести конторы и значительную часть жителей в Новую Ладогу.

    Строительство железных дорог во второй половине XIX в. свело значение Старой Ладоги к минимуму, и она стала простым селом на реке.

    Старая Ладога появилась там, где находилось самое удобное место для устройства торгового города на пути «из варяг в греки», для посреднической торговли между северными и южными странами. Расположение крепости таково, что можно с успехом отразить нападение с реки, так как по суше добирались сюда долго.

    Самые высокие постройки - каменные башни Староладожской крепости и монастырские храмы, символы утверждения в этих местах власти Российского государства и православной веры.

    От старого города сохранились также часть вала, церкви и земляное городище. На его территории открыты остатки деревянных построек VIII-XII вв. и руины каменной церкви Климента середины XII в.

    От Староладожской крепости сохранилась ее пятиугольная планировка XV в., но стены - в руинах, не имеющих даже четких очертаний. Восстановлен небольшой участок стены с двумя башнями - Клементовской и Воротной.

    Первая стена, возведенная еще в XII в., во многих местах оказалась вмурованной в стену более позднюю. С нее открывается живописный вид на северную часть поселка с Успенским собором и южную - с Никольским.

    Следов древнейших построек в крепости не сохранилось.

    Внутри крепости - деревянная церковь Дмитрия Солунского, в ней музейная экспозиция.

    Еще одна церковь в крепости - Св. Георгия начала XII в., построенная при Владимире Мономахе - одна из самых древних каменных построек на севере Руси. Церковь одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная, неоднократно перестроенная. В ней сохранились фрагменты фресок новгородской школы, в частности фреска «Чудо Георгия о змие», а также древние надгробные надписи XII-XIII вв.

    На холме, именуемом Малышевой горой, где некогда находился еще один монастырь, - церковь Рождества Иоанна Предтечи.

    На юг от крепости - Староладожский мужской Никольский монастырь. Легенды привязывают время его строительства к годам правления Александра Невского (1221/1222-1263 гг.) в бытность его князем Новгородским, однако документальных свидетельств этому нет. Современный ансамбль монастыря сложился в XVII в., когда был построен Никольский собор на месте церкви XII в. С ним соседствует церковь Иоанна Златоуста - образец культовых построек середины XIX в.

    К северу от крепости, на берегу Волхова, стоит Староладожский Свято-Успенский женский монастырь. Его главный храм - Успенский собор - в месте, именуемым Богородицким концом. Рядом - монастырские постройки бытового назначения.

    В окрестностях села - курганные захоронения варяжских времен. По преданию, в одном из них похоронен Вещий Олег - князь новгородский и киевский Олег (? - 912 гг.), скончавшийся в Старой Ладоге: сопка в северной части села носит название Олегова могила. Раскопки легенду не подтверждают.

    На противоположном берегу Волхова в урочище Плакун - остатки варяжского кладбища.

    Планомерные раскопки Ладожской крепости и курганных могильников на противоположном берегу с перерывами ведутся с 1880-х гг. В 1909 г. началось исследование посада. Лучше других сохранились нижние горизонты культурного слоя, поздние напластования начиная с XII в. - много хуже.

    В 1960-х гг. в крепости, проведены реставрационные работы. Материалы раскопок хранятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

    По археологическим данным, население древнейшей Старой Ладоги - многоэтничное, состояло из славян, норманнов и представителей местных финно-язычных этнических групп.

    В городище обнаружены следы кузнечного, косторезного, ювелирного и гончарного производства, разнообразные изделия, монеты и изделия восточного и западноевропейского происхождения.

    Территория крепости объявлена Староладожским историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником.

    Общая информация

    Местонахождение : северо-запад европейской части России.
    Административная принадлежность : Староладожское сельское поселение, Волховский муниципальный район, Ленинградская область.
    Основан : до 753 г.
    Первое упоминание : 862 г.
    Село : с 1703 г.
    Язык : русский.
    Этнический состав : русские.
    Религия : православие.
    Денежная единица : российский рубль.

    Цифры

    Староладожский историко-архитектурный и археологический музей : площадь - 1,6 км 2 , общее количество памятников истории и архитектуры - более 150.
    Население (село Старая Ладога) : 2012 чел. (2010 г.).
    Крепостные стены : толщина - до 5 м, высота - 7-12 м.
    Крепостные башни : диаметр - до 24 м в основании, высота - до 19 м, ярусов - 3.
    Высота Олеговой могилы : 10 м.

    Климат и погода

    Умеренно континентальный.
    Холодная снежная зима, умеренно теплое лето.
    Средняя температура января : -10°С.
    Средняя температура июля : +17,5°С.
    Среднегодовое количество осадков : 550 мм.
    Относительная влажность воздуха : 70-80%.

    Экономика

    Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

    Достопримечательности

    Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник (1984 г.)

      Земляное городище (Земляной город, до XII в.)

      Крепость «Старая Ладога» (восстановленные стены и башни Клементовская и Воротная, руины стен и Раскатной, Стрелочной и Тайничной башен, основана в XII в., перестроена в XV-XVI вв.; церковь Св. Георгия 1114 г.; деревянная церковь Дмитрия Солунского, 1731 г.).

    Культовые

      Староладожский Свято-Успенский женский монастырь (Успенский собор XII в., перестроен в XVII-XIX вв.)

      Староладожский Никольский мужской монастырь (XIII-XIV вв., Никольский собор, колокольня и другие постройки XVII в., церковь Иоанна Златоуста 1860-1873 гг.)

      Преображенская церковь (деревянная - 1684 г., кирпичная - 1871 г.)

      Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1695 г., часовня Свв. Петра и Февронии.

    Исторические

      Стоянка эпохи неолита (3 тыс. лет до н. э.)

      Урочище Сопки (могильные холмы, VIII-X вв.)

      Победище (VII-Х вв.) и Плакун (IX-X вв.)

      Остатки варяжского кладбища (конец IX - начало X в.)

      Дома купца Калягина (XIX в.) и Шварца (1816 г.)

      Варяжская улица и памятник Рюрику и Олегу (2015 г.)

    Любопытные факты

      Древнюю Ладогу скандинавы называли Альдейгьюборг (Aldeigjuborg), реже - Альдейгья. Самое раннее из достоверных известий о Ладоге-Альдейгьюборге относится к концу X в. и содержится в своде саг «Круг земной». Сообщается о нападении на Альдейгьюборг во время военного похода на Гардарики норвежского ярла Эйрика.
      «Когда он приплыл во владения Вальдмара конунга, он стал воевать и убивать людей, и жечь жилье всюду, где он проходил, и опустошал страну. Он приплыл к Альдейгьюборгу и осаждал его, пока не захватил. Там он перебил много народу и разрушил и сжег весь город». Данное событие историки относят к 997 г. и рассматривают как доказательство того, что в Ладоге уже тогда стояла крепость или укрепленное поселение.

      Одна из причин переезда Рюрика из Ладоги в Новгород Великий в том, что расположенная на окраине территории расселения восточно-славянских племен Ладога оказалась неудобной для управления ими.

      В 2003 г. в поселке состоялся большой праздник по случаю 1250-летия одной из первых русских столиц. Чтобы подчеркнуть скандинавское присутствие в те давние времена на этой земле, из Норвегии пригласили власти фюльке (провинции) Нурланн и участников шоу «Стайгенберг Сагаспил» - музыкально-исторической реконструкции жизни древних викингов.

      Экономическое значение Старой Ладоги начало снижаться еще с 1580-х гг., когда северным портом Московского государства стал Архангельск.

      Название Старая Ладога - прибалтийско-финского происхождения, произошло от реки Ладоги, ныне именуемой Ладожкой, - левого притока Волхова, впадающей в него рядом с крепостью.

      Царица Евдокия Фёдоровна, урожденная Лопухина (1669-1731 гг.), первая супруга царя Петра I, по воле его в 1698 г. сослана первоначально в традиционное место заключения цариц - Суздальско-Покровский монастырь, где пробыла до 1718 г. Во время суда над царевичем Алексеем вскрылось ее участие в заговоре, а также то, что она давно не жила монашеской жизнью. Ее перевели сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Ладожский Успенский монастырь. В монастыре разместили военный караул, запретили вход прихожанам и приостановили пострижение новых послушниц. Евдокия Фёдоровна семь лет жила здесь под строгим надзором до кончины бывшего мужа в 1725 г.

      Проект церкви Иоанна Златоуста Никольского монастыря создал архитектор Алексей Горностаев (1808-1862 гг.), стоявший у истоков эклектического направления в русской архитектуре XIX - начала XX в. - «русского стиля» (именуемого также «псевдорусским»), Внешний вид здания церкви Иоанна Златоуста отражает главные составляющие стиля: традиции древнерусского зодчества и народного искусства, совмещенные с элементами византийской архитектуры.

      Староладожская экспедиция Института истории материальной культуры РАН открыла, что уже к XII в., когда строилась крепость, здешние мастера умели выплавлять медь из местного сырья. Найдены следы выплавки меди, ее состав отличался от обычных для данных мест сплавов из привозного сырья, доставленного с Урала или из Англии. Проведена опытная плавка по древним технологиям и получен чистый металл.

      Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX в. крестьяне добывали в ней кварцевый песок и продавали в Санкт-Петербурге для изготовления электрических лампочек. Образовавшиеся пустоты угрожали сохранности памятника, и реставраторы ввели в них большое количество бетона для предотвращения разрушения.