Последние статьи
Домой / Аренда / История руси. языческие боги белобог даждьбог лада макошь (мокошь) перун сварог стрибог чернобог (черт, черный змей) - презентация

История руси. языческие боги белобог даждьбог лада макошь (мокошь) перун сварог стрибог чернобог (черт, черный змей) - презентация

Сколько бы реки не текли, неся в водах своих сказания о величии прошлых лет, сколько бы не шелестели в лесных гущах листья, по земле стелиться будет невидимыми потоками силы чёрные да белые. И есть это противоречие великое, ибо худо без блага не разливается в берегах душ людских, и благо не ценится, покуда не пройден будет путь с ношей неподъёмной и горем неписанным.
От рождения своего род людской мир делил на мир благ разных полный, и мир где зло великое таится. И веровали люди, что у каждой из сторон мира своё божество есть. Там, где добро обитало, простиралась длань Белобога Могучего, а там, где свет во тьме терялся, царствовал брат его и вечный враг Чернобог. Люди на удачу молились Белобогу и просили покровительства его в начинаниях своих. Носили одежду цвета белого, чтобы задобрить и привлечь на сторону свою Белобога.

И в лике старческом представлялся Белобог людям. Эдакий мудрец в одеждах белых, с глазами добрыми и смеющимися, с седой, длинной бородой. Путники, что в лесах непроходимых терялись и опасались клыков зверья дикого, помощи просили у Белобога, ведь только ему по силам было победить мрак Чернобога, в которой погибель верная притаилась.

Белобог — бог белый, светлый. В имени этого божества заключено само понятие добра древними славянами. Белый, значит добрый и светлый. Выражение » белый день» или «белый свет», означает не просто присутствие физического света, который освещает всё, но и присутствие первозданной материи добра. То, что видимо, то что вселяет надежду и веру. Не зря наши предки опасались наступления ночи, и все свои дела откладывали до наступления нового дня. Ночь — это время зла, и дела что творятся под покровом ночи, они тёмные, злые. День же — это время дел светлых и добрых. Поэтому Белобог — это воплощение первозданного добра, света и всего сопутствующего и положительного.

Белобог — это верховное божество и воплощение одной из двух сил, которые лежат в основе мироздания. По некоторым

предположениям Белобог — это коллективное воплощение всех верховных богов мира Прави: Сварога, Лады, Перуна и других. С другой стороны, некоторые исследователи рассматривают Белобога, как одну из личностей великого Рода. По третьей теории Белобог и вовсе
является реинкарнированной версией Свентовита — духовного света мироздания. Теорий может быть выдвинуто ещё очень много, и каждая из них будет настолько же правильна, насколько и ошибочна. С точностью и полной уверенностью судить, о чём-то что происходило за много столетий до нашего рождения, согласитесь невозможно. По скромному мнению, автора данной статьи, Белобог — это то, чем наши предки называли добро. Наши с вами предки, не имея должного образования и прочих благ современной цивилизации, подсознательно выделяли две вечно противоборствующие между собой силы: Добро и Зло. То, что, рождает жизнь и то, что её губит. Так вот, Белобог и был в представлениях древних славян одной из этих основополагающих сил — Добром.

Белобог не выделяется в славянском языческом пантеоне отдельным персонажем. Он словно совокупность всех божеств, и все божества носители лика Белобога. Он не упоминается ни в одном божественном сражении против тёмных сил, то есть он определяется как высшая сила не имеющая ничего общего с более обыденными и низменными распрями между жителями мира Прави. С этой точки зрения, утверждение, что Белобог — это одна из ипостасей Великого Рода, звучит довольно убедительно. Вообще не стоит забывать, что славянский пантеон богов, по сути это одна материя с единым и множественным сознанием, которое было ответственно за тот или иной аспект жизни человека.

Кумиры Белобога

на протяжении всей истории славян были обязательной составляющей большинства триглавов, считалось, что они приносят удачу и счастье. Белобога принято было считать аналогичным изначальному принципу мироздания, но при этом существовало четкое разделение с первоначальным демиургом – прообразом Рода. Белобог по праву считается богом Яви, а не Вселенной. Если посмотреть на сохранившиеся изображения Белобога, то это старик высокого роста с длинными волосами и бородой одетый в совершенно светлые одежды. Одна из его особенностей – это голубые глаза, которые видят человека насквозь, будто пронзая его. Опирался Белобог на посох из дерева, на вершине которого расположена одноименная руна. В Белоруссии этот бог известен, как Белун, который помогал беднякам деньгами за небольшую услугу – вытереть ему нос.

Белобог и Чернобог

Главным антагонистом для Белобога в славянской языческой мифологии является Чернобог — воплощение всего, что противоречит сущности Белобога. По одной из славянских легенд о сотворении мира, в начале не было ничего и было только небо и бесконечный океан мёртвых вод. Летели по небу три сокола. Один из них был впереди и выбирал небесный путь для собратьев своих. Один сокол, что летел по правую сторону от первого, держал в клюве своём колосья и взгляд его был устремлён к небу, самой вышине. Третий сокол, что летел по левую сторону от первого, нёс в клюве своём ком земли и смотрел он вниз, на гладь вечных вод. Первым ястребом был сам Род Великий и был он первым, ибо он давал начало всему живому и неживому в мире этом. Вторым был сам Белобог, и был он по правую сторону от того что праведен он и дух его светел и чист. Третьим соколом, что ком земли держал, был Чернобог.


По велению Рода уронил Чернобог ком земли в воде океана бескрайнего и обернувшись селезнем поднял он со дна остров Буян. И вырос на острове том дуб могучий и великий, и воссел на него Род, чтобы видеть всё вокруг лучше. И стал тот дуб древом жизни. Вокруг древа сего закружили хоровод Солнце и Луна, и так замкнулся священный круг первого дня, когда родился день и ночь и колыбель Времени закачалась.
Взмыл в небо орлом Белобог и стали глаза его звёздами, что за миром следили. Зёрна, оберегаемые им были сброшены в твердь земную, и ласковою рукой Ярилы-Солнца проросли они первыми травами да лесами. Приказал тогда Род Чернобогу да Белобогу взяться за молом и бить по горе, что он воздвиг на острове Буяне и родить жизнь всякую: смертную и бессмертную. И поползли от ударов Чернобога змеи да твари мерзкие по земле. От ударов Белобога родились птицы, что в вышине летали да животные, что ликом своим и нравом прекрасны были. И повелел тогда Род богам-братьям души подарить людям и богам, а душах тех вечных заключить семя его. Так и повелось что в мире Прави, где царствует Белобог души чисты и праведны, и семя в душах их зрелое да благое. Чернобог же в мире Нави, властвует над душами кривыми да тёмными, и семя в душах тех гнилое.
Противостояние Чернобога и Белобога для славян представлялось в столкновении противоположностей: жизнь и смерть, день и ночь, холод и тепло. По сути это две противоположности одного и того же явления — бытия. Добро и зло, две силы что движут вселенной и правят судьбами людей. В представлении древних славян, всё что радовало глаз и душу, было деянием Белобога — воплощения абсолютного добра, а всё что могло причинить боль, вызвать страх, было происками Чернобога.

Символ (оберег) Белобога

Белобог-это верховное славянское божество, отожествлённое с самим добром. Естественно, что стезя Белобога — это путь честных и добрых деяний. Всякий человек, может испытывать порой ужасные искушения и сомнения, что в конечном итоге сведут его праведного пути, на путь кривды. Именно для защиты собственной души и разума, использовался оберег Белобога.
Этот оберег призван разгонять в душе своего носителя мрак, посеянный Чернобогом, и возвратить человека на путь праведных дел и чистых помыслов. Данный оберег приносит удачу и достаток, но это не значит, что этот оберег поможет, например, картёжникам. Нет, этот оберег создан для тех, кто стремится своими делами принести пользу не только себе, но и окружающим, для тех, кто не приемлет в своей борьбе грязных способов и вероломства.
Оберег Белобога приносит удачу, но это не значит, что эта удача была отнята у кого-то. Оберег черпает благодать из рога изобилия для тех, кто поистине заслуживает её, и для тех, кто смиренно терпел все невзгоды и не пал под натиском тёмных сил.
Оберег Белобога, в первую очередь предназначен для мужчин, что бы они смогли достойно продолжить деяния своих предков и оставить после себя достойных потомков великого Рода. Белобог для справедливых и сильных духом мужей, что не дрожат перед ликом опасности.
Так же оберег Белобога, нужно брать с собой в дорогу. Чем дальше человек от своего родного дома, тем тончает связь между ним и его родом. Поэтому оберег Белобога здесь незаменим, так как он призван поддерживать именно эту связь. Он укрепляет дух человека, через благодать и мощь всего его Рода. Оберег не позволяет ни на минуу забыть о своём происхождении и корнях, он буквально тянет душу носителя к Роду.
Оберег Белобога так же является защитником и союзником в борьбе со своим внутренним тёмным Я. Каждый человек ежедневно борется со своей ленью, агрессией и прочими тёмными чувствами. Именно в этой борьбе и нужен человеку оберег Белобога. Потому что он приглушает воздействие тёмного Я, и даёт возможность божественному началу каждой души взять вверх.

Руна Белобог

Руной Белобога называют руну Мир. Эта руна занимает первое место в славянском руническом алфавите. Некоторые исследователи называют эту руну так же руной Древа Жизни, что благодаря самому изображению руны, может быть вполне правильным.
В этой руне выражается суть Бога, не как отдельно взятого существа, но как той материй, что нашла олицетворение в каждом явлении в этой вселенной. Эта руна так же выражает суть Человека, созданного по подобию Бога. Здесь речь идёт о той части человеческого сознания, что мы называем душой. Душа — это частица, которая делает нас равным Богу, потому что мы продолжение его существа и мыслей. Мы

призваны созидать и творить новое, подобно нашему Творцу. Руна Мир отчётливо соединяет в себе это духовное начало Бога в каждом человеке.

Если всмотреться в графическое изображение самой руны, то можно увидеть два сакральных значения. С одной стороны, руна напоминает человека, что воздел руки к небесам. Это и молитва, и покаяние. Это совесть — та самая материя, которой по верованию древних славян была пропитана каждая деталь их бытия. В этом значении руна Мир выступает ярым доказательством, что человек — это продолжение божественной сути небес. И человек грешен и несовершенен, и небеса - это его путь к спасению.
С другой стороны образ руны Мира даёт отсылку к единому началу всего мироздания — Древу Жизни. С этой точки зрения руна Мир напоминает дерево с кроной, которой словно подпирает небеса. Это можно трактовать, как единое начало всего сущего, то есть сам Бог.
Руна Мир двухмерная. Это руна и Создателя, и Творения его. Космос становится отражением человеческой души, и сам человек отражает собой космические силы. Так же руна Белобога обозначает Истину. Истину, что известна каждому человеку, пусть и неосознанно. Это вера в верховную силу, что создала человека и мир вокруг него. То есть здесь подразумевается зачаточные знания человеческой души о своём божественном происхождении, которая даёт человеку осознание того, что он был рождён не сам по себе, в следствии мифического космического взрыва, а в следствии божественной воли. Руна Мир символизирует инстинкт человека верить в высшие силы.

В мировоззрение славянских народов Чернобог и Белобог отражали две стороны бытия. Они являлись персонифицированным воплощением движения жизненного цикла. Белобог был сутью явного мира, Чернобог возглавлял навье царство. При этом Чернобог и Белобог оставались сплетены в одно целое ― Рода, сотворителя Мира. Белобог противостоит Чернобогу, но все описные в мифах победы временные. Чернобог вместе с Белобогом участвовал в создании границ миров и наполнял его сутью.

  • Товары не найдены
  • Чернобог и Белобог славянская концепция равновесия

    Культура и верования наших предков пропитаны удивительной гармонией. Отражением уникального трактования жизненного пути стали Чернобог и Белобог. Оба божества воплощают яркие противоположности ― смерть и жизнь.

    Славянской культуре присуще позитивное восприятие действительности. Чернобог властвует над миром Нави, обиталища ушедших из жизни. При этом его нельзя воспринимать как воплощение зла. Смерть воспринималась нашими предками как еще одно переходное состояние. В загробном царстве люди продолжали вести существование, лишь в некоторых чертах отличное от привычного уклада.

    Белобог выступает хранителем жизни и света познания бытия. Он следит за каждый живым существом, оберегая и направляя его к предназначенному пути. Оба бога пребывают в вечном противостоянии, которому суждено длиться целую вечность. Гармонично переплетаясь, два начала возрождают сотворенное Родом, преумножая и подталкивая к развитию.

    Место Чернобога и Белобога в пантеоне

    Чернобог и Белобог были частью божественной семьи. В «Велесовой книге» описывается, что Белобог был старшим сыном Рода. При этом Чернобог тоже его детище, но возник из сути Белобога. Они есть одно целое, предположительно Чернобог возник, как только Белобог осознал себя.

    Культы божеств были распространены по всей территории славянских земель. Наибольшее число капищ Чернобогу расположены на землях балтийских племен. Самые крупные капища Белобогу находили на центральной и западной части территорий.

    Поверья и мифы связанные с божествами

    Белобог почитался как источник жизненной силы. В сказаниях о божествах ему отводилась роль дарителя различных благ первым людям. Чернобог упоминается как владыка подземного царства мертвых, с ним были связаны сказки поучительного характера.

    О вкладе который сделали Чернобог и Белобог в сотворение мира говорится на страницах «Велесовой книги». Они оба помогали Роду творить проявленный мир. В повествовании говорится, что Чернобог первым достал ком земли со дна окиана, обратившись в серого селезня. Белобог обратился в сокола и с небес из звезд спустил семена.

    Считалось, что Чернобогу дана власть над зимними холодами. Поскольку мир Нави слал его вотчиной.

    Атрибутика Чернобога и Белобога

    Проведенные Б. А. Рыбаковым исследования культа богов отразили характерные черты, которые имеют божества. Считается, что Чернобог и Белобог имеют одинаковую внешность. Различие составляет только цвет волос и одежд.

    Характерные черты кумира, которые имеет Белобог:

    • чаша;
    • серп;
    • сложенные на груди руки.

    Кумир Белобога вырезали из светлых пород камня и дерева. В некоторых случаях усы покрывали серебром.

    Чернобог изображался с атрибутикой:

    • мечь;
    • череп;
    • шлем.

    Материалом для алтаря и самого кумира были камень черного цвета, из пород дерева ― дуб, осина, ель. Найденные на лужских капищах кумиры из дерева имели отделку железом.

    Письменные источники

    Чернобог и Белобог упоминаются в сохранившихся письменных источниках:

    • новгородские березовые свитки;
    • «Велесова книга»;
    • глиняные таблички из черниговских раскопов;
    • «Славянские хроники» миссионера Геймгольда;
    • «Истории Каменской епахии»;
    • «Саксонские хроники».

    По сохранившимся данным Белобог несколько раз упоминается, как покровитель правящих княжеских семей. Чернобог описан как могущественное божество, его кумир устанавливался отдельно от основного капища. Миссионер и этнограф Геймгольд в «Славянских хрониках» указывал, что балтийские славяне часть урочищ называли вотчиной Белого бога, а иные рощи причисляли к священным местам Черного бога.

    Культ Белобога

    Белобог почитался как радостный божич, любящий и заботливый родитель. Наши предки верили, что ради наставления внуков родовых он мог прийти в любой дом. Связанные с культом профессии относились к области медицины и различного творчества. В нем соединились созидательные черты творения.

    Белобог имел несколько имен:

    • Белый;
    • Световит;
    • Bjely boh;
    • Белун;
    • Витольд.

    Хотя его воплощение Чернобог был неотъемлемой частью легенды, их капища всегда устанавливались отдельно. Кумир Белобога был установлен в Киеве и располагался по правую руку от Рода.

    Отражение Белобога в народном творчестве

    Символ которым Белобог владел и был выражен в защитном знаке ― ватра. Это руна огня, состоящая из множества ломаных линий, объединенных ромбом (символика земли). Это отражение огня познания и чистого сияния без тени.

    Этим символом Белобог изображался в резьбе на деревянных и каменных предметах быта. Его символ вышивался на нижних рубахах. Изображение Белобога никогда не наносили на военное обмундирование и оружие.

    Культ Чернобога

    Чернобог выступает как агрессивное начало, связанное со смертью. Однако это не хаотичное разрушение, а сознательное уничтожение отжившего и ненужного. Наши славянские предки верили, что человеку дан путь вырасти духовно и самому стать богом. Таким образом Чернобог и Белобог являются частью эволюции человеческого духа. Если сознание упирается в потолок и не может переступить эту черту, разрушающее начало позволяет перестроить заново всю цепочку развития.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам.

Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.

Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.

Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.

В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.

Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания…

«Книга Коляды»

У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми.

Капища в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

Белбог

Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.

Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.

Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.

Велес

Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес — «скотий бог» — хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти…

В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно.

Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории).

С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.

Даждьбог

Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.

Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Доля и Недоля

Доля - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нет: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет.

Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.

НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)- богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

Доля и Недоля - не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив - живые лица, тождественные девам судьбы.

Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует - беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Догода

Догода (Погода) - бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

Коляда

Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).

Крышень

Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

КУПАЛО

Купало (Купайла) - плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.

«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».

Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.

Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.

В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Лада

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) - богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.

В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.

Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того - это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.

По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.

У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

Лед

Лед - этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке.

У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.

Лель

Лель- в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле — этом веселом, легкомысленном боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.

Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина, кошара. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.

Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении - рог изобилия.

Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».

Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) - богиня смерти, зимы и ночи.

Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.

Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.

Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.

Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.

По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба - это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.

Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

Святобор

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкур

Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня - Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество - Переплут.

В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.

Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.

Стрибог

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

Триглав

В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)

Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Перуна, Дажьбога и Стрибога.

Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

Хорс

Хорс (Корша, Коре, Корш) - древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» - особая отмеченность богами, избранность.

Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.

Чернобог

Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок.Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством,

Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.

Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.

После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь - мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.

Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.

Ярило

Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.

Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной

Конечно, в одном посте не охватить всех богов, которым поклонялись наши предки. У разных ветвей славян одни и те же боги назывались по разному, были и свои «местные» божества.

Бог Белобог (или как его еще величают – Белбог, Белун или Белый Бог) – носитель Света и Удачи, Чистоты и Истины. Все, кто к нему обращаются, получают благо, счастье, успех в делах. Эта божественная личность является Созидающей и Светоносной. Даже по Его имени можно понять, что оно созвучно «благости», «благу», «благополучию». Вот почему название такого Бога всегда будет только с добром отзываться в сердцах, душах, умах людей.

В давние времена его храмы строили только на вершинах холмов - важно было, чтобы храм Бога был целиком открыт Солнцу. Богатое убранство в храме – золотые, серебряные украшения, создавали волшебную игру солнечного света, отражения его лучей. Даже ночью всем было видно, как они продолжали озарять храм, в котором малейшей тени нельзя было найти.

Легенды и мифы о славянском Боге Белобоге

Вот какую недюжинную удаль, отвагу, мужество в борьбе за справедливость проявил Бог Белобог по легенде «Битва между братьями Белобогом и Чернобогом»:

Мчит быстрее стрелы черногривый конь Чернобога туда, где в Хранилище Прави стоит сосуд, в котором Род Прародитель заключил знания Прошлого, Настоящего, Будущего, что открылись при создании Родины. Сосуд тот под девятью печатями стоит, а сорвать их может только Хранитель, коего Род назначил - Бог Белобог. Нельзя людям Будущего ведать, развиваться перестанут – потому Род опечатал сокровище!

Но Чернобог посчитал совсем по-иному. Думалось ему, что благо великое дело учинит, коли все сии знания по Мiру Яви разольёт. Но, может, ведал о том, а может, и нет, что не будет в том блага никакого, а только все разрушится, остановится, да перепутается.

Собрал он войско великое и повёл на Правь. Встали на защиту все Боги Прави. И Белобог во главе! Семаргл Огнебожич огнем черную рать опалил, Бог Стрибог вихрями закрутил, стоять на месте не дал. Встали на защиту врат Мудрости волшебники, птицы, и звери, не побоявшись ворога. А тут уж Бог Белобог подоспел, хоть он – брат Чернобогу, а всё же прежде обязанности выполнит, потом брататься будет. Светоносный Белобог не посмотрит на то, что ты брат ему, коли на священное позарился, да истину собираешься изничтожить! Перед наступающей черной ратью Белобог разящим мечом свет разливал, рать тёмную слепил!

Битва была грозна, страшна! Почуяло светлое войско, что сил недоставать стало, но стояли все же насмерть. Тут Бог Хорс подоспел на своей колеснице. Как ударил он солнечными лучами по войску вражескому! А Даждьбог свой щит подставил, да отразил на ворогов лютых! Те и попадали все. Отразил атаку силы темной Хорс вместе с Даждьбогом, Белобогом, Семарглом, Стрибогом и другими Богами, волшебниками, да зверьем и птицами.

Узнайте больше о Боге Белобоге:

Обережная вышивка у славян издревле слывет богатым убранством благодаря во многом именно знакам Родных богов. Посему для ведающего вышивка всегда, как открытая книга, которую можно прочесть и понять.

Знак Белобога несет символ Созидания, прихода Белого Света в жизнь человека, носящего его знак. Также такой человек может получить от Белобога Покровительство в форме постоянного крепкого здоровья, счастья, славы, успеха в делах, карьере, радости жизни.

Подходит такой знак: мальчику, взрослому мужчине, даже девочке или взрослой женщине.

Подробнее об обереге Белбог смотрите .

Проявление Бога Белобога для славян

Как случается, подошла уже жатвенная пора, так Белобог к людям и приходит, чтобы помочь жнецам. Любит трудиться Белобог, потому всех тружеников уважает. Говаривали, что он может какому-нибудь мужику показаться прямо во ржи, а на его носу сума денег. Попросит мужика нос утереть, тот утрет, заодно сумочку с богатством прихватит. Если нос утереть явленному Белобогу, то посыпятся из сумы деньжата, а сам Бог исчезнет. Сказывают тогда: «Мужик с Белобогом задружился», значит, что счастье к мужику в дом пришло.

Коли на ваше чаяние или просьбу Белобог ответит: «Да», то это вовсе не значит, что настала пора ничего неделания. Как раз тогда наступает самое время правильную дорогу выбрать, потрудиться хорошенько, а там уж видимый результат подоспеет.

Атрибуты Белобога

Птица – орёл сизокрылый.

Животное – корова, олень.

Треба (подношение) – украшения из серебра, злата, иногда медяки (монеты из меди). Почтение оказывали Белобогу как на капищах, так и на пирах, застольях, празднествах всяких. Произнести тост в честь Белобога считалось очень важным, благим делом.

Поговорки/приметы, раскрывающие образ Бога Белобога:

Где мир, да лад, там и божья благодать.

Свет не без добрых людей.

Земелька черная, а хлебец белый родит.

Встать с левой ноги – плохая примета.

Это связано с тем, что левая сторона символизирует Чернобога, а правая – Белобога.

А еще Ведающие такую примету связывают с обрядом гадания, который служители Белобога делали. На сем обряде перед входом в капище втыкались три ряда копий, скрещенных между собой. Потом проводили коня. Ежели конь начинал ступать с левой ноги, то задуманное может неудачно сложится, а если с правой – то все хорошо будет.

Белобог – Бог-Покровитель

Белбога всегда и повсюду любили славяне. Особенно Белобог покровительствует не только труженикам, но и тем, кто защищает истину, любит, как Он, правду творить. Те люди, у которых явный характер Световита-Белбога – домовиты, не сидят на месте, всегда что-то делают, чем-то занимаются. Они очень участливы, добросердечны, в них не найдешь замкнутости, они всегда спешат на помощь другим без каких-либо подсказок или намеков. Сторонники Белобога всегда носят чистую одежду, сами светятся душевной чистотой, радостью. Взор их прям и ясен. Любовь к родичам, семье постоянна, светла. Забота о других искренна, полезна!




БЕЛОБОГ Svantevit - явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно чешскому средневековому словарю "Mater Verborum" - "Ares, bellum", где он уподоблен также богу войны Аресу. Он бог- всадник, сражающийся с Тьмой, противостоит Чернобогу. Его символами являются меч, рог и, возможно, лук. Белобогу принадлежит календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году.


ЧЕРНОБОГ (Велес или Черный Змей) Чернобог - навий, "злой" бог согласно Славянской хронике. В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велесом, что означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. День Велеса - среда, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги.


ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри. Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израиелевых, а в смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).




МАКОШЬ (МОКОШЬ) Макошь - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами, старшая из богинь прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. День Макоши – Пятница. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.


МАРА, МОРЕНА, МОРАНА Маржана, Марцана, Морена, Морана - общеславянская богиня плодородия и жатвы. Она же Мара - богиня смерти. Сама богиня - ипостась древнейшей Великой Матери - хозяйки жизни и смерти. Марену чествуют на Сретение - 15 февраля, ее задабривают, чтоб не задерживалась, и зовут весну. Кульминацией празднований дней Марены считается Масленица.


ПЕРУН Бог грома и молний, как небесного огня. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави. Перунов день - Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат")