Последние статьи
Домой / Кадастр / Церковь в херсонесе. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Церковь в херсонесе. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь – Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины трех древних христианских храмов, и среди них – остатки кресто-подобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира – Крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни.

В 1829 году принято решение о начале всенародного сбора средств на сооружение храма – памятника Крещению. В 1843 году император Николай I указал другое место для возведения собора святого Владимира – в центре Севастополя на горе.

Строительные материалы и собранные деньги были разделены на две части, которые соответственно предназначались для возведения соборов святого Владимира в Севастополе и в Херсонесе, посвященных введению христианства на Руси.

В 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель.

Собор в городе был заложен 15 июля1854 г., когда корабли объединенной армады Англии, Франции и Турции уже появились на рейде Севастополя. Война, разрушившая и Севастополь, и монастырские строения в Херсонесе, надолго затормозила постройку храма. Сбор средств приостанавливался и объявлялся вновь в Таврической епархии и по всей России.

10 февраля 1858 года Высочайшее разрешение на строительство храма наконец было подписано. 23 августа 1861 года императорская чета – Александр II и Мария Александровна, сопровождаемые большою свитою, после торжественного молебна, заложили первый камень храма.

Но средств для строительства храма постоянно не хватало, и строительные работы растянулись на три десятилетия. Какие только стимулирующие меры ни придумывались монастырем для продвижения строительства. После долгих переговоров согласился быть ктитором, покровителем, храма Великий князь Владимир Александрович. Однако личное участие ктитора, заложившего 14 августа1867 г. первый камень верхней церкви, не предотвратило новой остановки строительных работ по старой причине недостатка средств. Наконец в1877 г. постройка собора вчерне была завершена. До 900-летия крещения оставалось 11 лет. Десятилетие ушло на добывание средств на внутреннюю отделку. Эти работы удалось продолжить лишь в 1888 году – на 300 тыс. р., выделенных из казны с выплатой по 100 тыс. каждый год.

Так как времени до праздника Крещения оставалось мало, было принято разумное решение: не ухудшать качества внутренней отделки спешкой и к указанному

дню освятить нижнюю церковь Рождества Богородицы, где провести торжественную Литургию. Завершение всех внутренних работ осуществить в последующие три года. Но трех лет для отделки и внутренней росписи огромного храма было явно недостаточно, и завершение оформления в срок во многом определили высокая квалификация и организаторский талант главного руководителя работ академика Н.М. Чагина

Перед ним стояло много сложностей из-за краткости сроков отделки храма, но академик прекрасно вышел из затруднительного положения, организовав одновременную работу каждого из художников созданного им коллектива. В связи с этим все иконы, в том числе знаменитая «Тайная вечеря», писались А.И. Корзу-хиным не на лесах и подмостках под сводами, а в привычных условиях своей мастерской в Петербурге. В храме нижнего этажа деревянный резной иконостас, получивший широкую известность тонкостью и изяществом работы, выполнил придворный мастер Тихонов. Не уступал ему, а по мнению некоторых даже превосходил, ореховый иконостас в верхнем храме, изготовленный в мастерской Владимира Корецкого.

Арки окон первого яруса верхнего храма опирались на 54 колонны того же темного мрамора из Карары, выделяя галерею, которая шла вдоль трех фасадов. Темный мрамор колонн подчеркивал пленительную белизну мраморных баз и капителей строгого тонкого профиля. Полы первого и второго этажей были выложены мозаикой белого, красного, желтого и черного цвета. Эта гамма была обычной для средневековых храмов Херсонеса. Сочетание декоративного оформления с торжественным убранством храма производило сильное впечатление.

Церковь первого этажа была темновата, но также богато убрана. Внешний вид собора также отличался монументальностью, торжественностью и величием. В плане это была трехнефная базилика, сочетающаяся с архитектурно подчеркнутыми формами крестово-купольного храма. Расположенный на главной площади древнего города, собор занимал почти всю ее величину и поражал своими размерами. На 26-метровой высоте отливала блеском цинковая черепица огромного купола. Основание храма подчеркивалось трехступенчатым цоколем из больших блоков светлосерого гаспринского мрамора. Замена в облицовке предусмотренного проектом порфира на плиты местного песчаника теплого желтоватого оттенка оказалась как нельзя более оправданной для зрительного восприятия здания, не допустив контраста с окружающими древними постройками. В акте приема строительных работ, подписанном академиком Д.И. Гриммом, отмечалось, что все части храма были выполнены из материалов превосходного качества, правильно, тщательно и прочно, с применением новейших требований строительной техники, так что вообще исполнение постройки не оставляет желать ничего лучшего и может считаться образцовым как в техническом, так и в художественном отношении.

Это был один из самых больших соборов страны: высота –36 м, общая площадь – 1726 кв.м., диаметр купола –10,5 м. Собор мог вместить до тысячи верующих.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонес-ского собора исполнил академик живописи А. Корзухин. Кроме того, в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия Крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. И наконец 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас.

Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.

Торжественное освящение главного престола Князь–Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), причисленный к лику святых. Его имя носит правый боковой придел в Нижнем храме собора. В этом приделе погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в1909 г. Левый престол собора освящен во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В алтаре Верхнего храма хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоаки-мом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефро-синия, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилась несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой

иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячис-лава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богоро-дицком соборе.

В Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики на месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора.

Среди святынь собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви.

Ко дню 900-летия крещения Руси при большом стечении народа был освящен нижний храм Рождества Богородицы. В октябре1891 г. был освящен верхний соборный храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира и еще годом позже, в1892 г., храм в южном приделе – в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Три десятилетия переживаний и трудных забот завершились.

В 1922 году из монастырских храмов, в том числе и Владимирского собора, были изъяты утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни.

Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее было бы сказать, той его части, которая оставалась еще не занятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквях, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».

В 1924 году церкви монастыря были закрыты. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, который не представлял исторической ценности. Но эти предложения верующих не были поддержаны властью. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года была проведена кампанию по вскрытию святых мощей.

В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников.

В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет. У них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом. После закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой – теперь она стала собственностью музея. Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало – единственным хозяином здесь стал Херсонесский музей.

Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.

После закрытия собор обветшал и стал разрушаться, имущество неоднократно грабили. Например, в сентябре 1925 года в собор пробрались грабители, которые разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

После войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею Крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними – трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств А. И. Петровой и А. С. Пигаревым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне» и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря». Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарева и А. Петровой.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой – неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа». Колокол пережил две войны: гражданскую и Великую Отечественную, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда неугомонные мальчишки бросали в него камешки и слышали в ответ негромкий звон. Но вот закончилось молчание колокола — и у Владимирского собора началась новая жизнь.

,

Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом.

15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения - 34.6 м.

2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня.

Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России.

Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой "Боги Тавриды. История религий народов Крыма", Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/



ХЕРСОНЕССКИЙ МОНАСТЫРЬ

В обители построили храмы: Владимирский собор; каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских (12 апреля 1861 г. освящена); в 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери (сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса). В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал).

Многие туристы, приехавшие в Севастополь, отправляются на Гераклейский полуостров побродить среди развалин древнего города Херсонеса. От центрального входа аллея, по обеим сторонам которой растут темные печальные туи, ведет к двум зданиям. Здесь находятся античный и средневековый отделы музея. А раньше это были монастырская трапезная и братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря.

История монастыря началась с посещения этих мест архиепископом Иннокентием. Конечно же, на руинах легендарного Херсонеса, на месте крещения киевского князя Владимира было решено основать монастырь. Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви.

Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы разместили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания были полностью разрушены. Архиепископ Иннокентий искренне сожалел по этому поводу: "Двух скитов наших - Херсонесского и Инкерманского - как не бывало..., Херсонесский, построенный едва не одними слезами, пошел на топливо у французов". После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Таврического Архиерейского Дома Евгений.

Начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм, который 30 апреля 1857 года настоятель Балаклавского монастыря архимандрит Геронтий освятил в честь Семи херсонских епископов-мучеников. Однако строительные работы, которыми руководил купец первой гильдии Петр Телятников, были выполнены некачественно. От сильных ветров и бурь храм начал разрушаться. Поэтому спустя всего лишь три года после постройки его пришлось разобрать до основания и возвести новый каменный. Храм был освящен 2 апреля 1861 года епископом Таврическим Алексием. В нем находилась священная реликвия: часть мощей князя Владимира, хранившаяся а небольшом ковчеге с надписью: "Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси". Святые мощи были переданы императором Александром II из малой церкви Зимнего дворца.

В связи с приближением юбилея 900-летия крещения Руси была разработана программа празднования этого события, в котором Херсонесскому монастырю отводилась важная роль. По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. А 10 февраля 1858 года было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе. В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект, но помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет.

Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. 1861 год стал особенным в истории Херсонесского, монастыря. 18 марта Херсонесская Владимирская киновия была переведена в ранг первоклассных монастырей, утвердили штат монастыря: архимандрит, наместник, восемь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха и пять послушников. А 23 августа состоялась торжественная закладка нового собора, После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма. 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: "Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II". Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора. Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году. Верхний храм имел три престола: главный был освящен во имя святого равноапостольного князя Владимира 17 октября 1891 года, южный престол освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского, северный честь святого апостола Андрея Первозванного.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю - украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Но на внутреннюю отделку денег не хватило. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий отправился в Санкт-Петербург с ходатайством о выделении недостающих средств для завершения строительства. Его просьбу поддержал обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, и для окончания отделочных работ было выделено 300 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет.

Расписывали собор святого Владимира известные художники А, И. Корзухин, П. Ф. Тихобразов, В. И, Нефф, М. Ю. Арнольд, И. А. Майков, И. Т. Молокин под руководством академика Н. М. Чагина. На южной и северной стенах нижнего храма изобразили крещение князя Владимира и крещение в Днепре киевлян. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. Верхний храм украсили работы А, И. Корзухина "Тайная вечеря", "Крещение Господне", "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий" и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, которая предохраняла их от главного врага - влаги. Так была выполнена "Тайная вечеря", занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского. Внутреннее убранство собора было богато. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас. Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: "О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости". На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.

В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе. В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефросиния, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилось несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богородицком соборе. Во Владимирском соборе находились также 115 частиц мощей святых.

Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. В обители строили и другие храмы, 12 апреля 1861 года была освящена каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских. В 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери, сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса. В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). На верхнем этаже разместили покои настоятеля и комнаты для почетных гостей. Территорию монастыря украсил большой сад с различными деревьями и цветниками, выращенный трудолюбивыми монахами. К собору проложили широкую дорогу, по сторонам которой посадили деревья и поставили древние колонны, найденные при раскопках. Монастырь окружили высокой стеной. При въезде построили часовню, а на площади перед монастырем - двухэтажное здание гостиницы для паломников. Это здание сохранилось до наших дней перед входом в заповедник. В 1899 году Херсонесский монастырь был объявлен общежитийным, количество иноков, проживающих в нем, не ограничивалось. Конечно же, потребовалось больше средств для содержания возросшего числа монахов и послушников.

Монастырь, находясь на государственном обеспечении, получал 4085 рублей в год, а также на церковные потребности и ремонт отопления из казны выделялось 750 рублей. Обитель получала доходы от продажи свечей, аренды земли и двух домов в Севастополе. Но этих денег было недостаточно, поэтому братии приходилось много работать в швейной, сапожной, кузнечной и столярной мастерских, разводить скот для собственных нужд и на продажу. В начале XIX века благосостояние монастыря возросло, кроме монахов и послушников в нем трудились наемные рабочие. В 1914-1916 годах в обители построили новую трапезную со столовой для рабочих (ныне это экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухню, хлебопекарню и двенадцать келий. В начале 1897 года в монастыре поселился архиепископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. Он управлял епархией с 1885 по 1897 год. Много важных исторических событий произошло за годы его правления. 6 мая 1886 года архиепископ Мартиниан освящал в Высочайшем присутствии возрожденный Черноморский флот. При его непосредственном участии прошли два знаменательных события: празднование 12-15 июля 1888 года 900-летия крещения Руси и тысячелетие Балаклавского Георгиевского монастыря. 17 октября 1891 года архиепископ Мартиниан освятил Херсонесский собор во имя святого равноапостольного князя Владимира. А в 1894 он был среди духовенства, прибывшего в Ялту проститься с императором Александром III, умершим в Ливадии. Последние месяцы своей жизни архиепископ Мартиниан провел в Херсонесском монастыре и здесь же умер. Он погребен 6 июля 1898 года в южном приделе нижнего храма Владимирского собора.

Первая мировая война самым печальным образом повлияла на экономическое состояние монастыря. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Все мастерские передали службе социального обеспечения, а прекрасная молочная ферма погибла без должного ухода. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковную утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горраиисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что "посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т. п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным".

В 1924 году церкви монастыря были закрыты. В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников. В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет, у них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом, после закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой - теперь она стала собственностью музея, Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало - единственным хозяином здесь стал Херсонесскии музей. Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства. Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними - трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы должны быть проведены в два этапа. Первый закончился 28 июля 2001 года, проведены все внешние строительные работы; возведены разрушенные стены, купол покрыт медной кровлей, установлен крест, в окнах снова красуются витражи. До 2006 года должны быть закончены восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов. 5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой - неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: "сей колокол... вылит... святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом... пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа... числа". Колокол пережил Гражданскую войну и Вторую героическую оборону Севастополя, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал.

Информация с сайта http://www.palmarius.com.ua/palom/obj_palom/sevas_hers_mon.htm



Архитектор собора - Д. И. Гримм. Как признанный знаток Византийских древностей, он принял заказ на проектирование храма в память крещения Св. Владимира для Херсонеса Таврического, с непременным условием: чтобы при расположении плана сохранить руины древнего храма. Все размеры и формы нового храма определялись этим требованием; в основе плана - равноконечный крест, охватывающий очертания стен древней постройки. Храм - величественный образец восточно-византийской архитектуры IX-XII веков, - это трёхнефная базилика с шлемовидным куполом. Знание архитектуры Закавказья придаёт достоверность формам и декору храма. Красота гладкой каменной облицовки выделена немногочисленными изысканными деталями: рельефными контурами крестов в простенках окон барабана и на шпицах; колоннами розового мрамора, декорирующими трехчастные окна и аркады галерей; орнаментальными рядами поребриков под карнизами.

Проект храма Св. Владимира, показанный на Академической выставке в 1860 году, произвёл на современников глубокое впечатление. Изображения храма украсили стены архитектурного класса Академии художеств, которая присвоила Д. И. Гримму звание профессора архитектуры.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм в Херсонесе был сильно разрушен, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его воссозданию начались в 1990-х годах прошлого века, хотя основное развитие они получили уже в 2000 году при участии художников Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 3 апреля 2004 года состоялось освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского храма, а уже через неделю в нем состоялось Пасхальное богослужение.

https://www.nrfmir.ru/en/content/arhitektory-peterburga-david-grimm



Находится на территории Историко-археологического заповедника Херсонес Таврический. Построен по проекту акад. архитектуры Г. Д. Гримма над руинами древнего греческого храма, который ошибочно считали местом крещения киевского князя Владимира Святославича в 988 г. Являлся собором Владимирского монастыря, основанного в середине XIX в. Проект был утвержден в 1859 г., закладка состоялась в 1861 г., торжественное открытие в 1868 г. Однако строительные и отделочные работы продолжались и закончены в 1877 г. инженером М. Г. Арнольдом, убранство интерьера завершено в 1883 г.

Собор выполнен в формах русско-византийского стиля. Совместно с другими монастырскими постройками создает единый архитектурный ансамбль. Стены собора сооружены из инкерманского камня с применением для отделки белого, розового и зеленого мрамора. Сооружение крестовокупольное с тремя гранеными апсидами с восточной стороны и граненым притвором - с западной. Разделен на два яруса: в нижнем - церковь Богородицы и руины древнего греческого храма, законсервированного в 1894 г.; в верхнем - церкви Владимира и Александра Невского. В верхний ярус ведут широкие четырехмаршевые лестницы, расположенные в северо-западной и юго-западной частях здания. Нижний ярус перекрыт системой коробовых и полуциркульных сводов на подпружных арках, центральная часть верхнего яруса - куполом с барабаном (не сохранился), восточная и западная части - конхами, остальные - полуциркульными сводами.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. была разрушена средняя часть собора с куполом, почти полностью погибла монументальная роспись.

Памятник относится к крупнейшим сооружениям, возведенным во второй половине XIX в.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_556.html


История храма

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь — Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель, а через три года освящена скромная церковь святой Ольги, которая была разрушена во время войны. 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.


Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и в 1874-76 годах с активным участием инженера-архитектора М. Ю. Арнольда было завершено. Это был один из самых больших соборов страны (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноап. князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи А. Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь- Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского.




Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Еще в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей св. равноап. князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре Верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Воссоздание

Во время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпоектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), « Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Древний город Херсонес Таврический - это историко-археологический заповедник государственного значения. Он расположен на территории Севастополя и является тем местом, откуда православие получило распространение на всю Русь. Принятие христианства князем Владимиром состоялось в соборе, руины которого найдены археологами на раскопках в Херсонесе (Корсуне).

Раскопки

Археологические изыскания в Ахтиарской бухте начались еще во времена князя Потемкина, который впервые привел в нее русскую эскадру. По его указу сразу стали возводить Севастопольскую крепость, которую он назвал Ахтиаром. Руины на полуострове вызывали живой интерес как у историков и романтиков, так и у практичных строителей. Одни осматривали древние руины, вторые разбирали каменные стены для новых построек.

В 1799 году Павел Сумароков написал: «… повезли из него мрамор, каменья, столбы, карнизы. Севастополь всем одолжен до последнего камушка древнему Херсонесу… В Херсонесе Ахтиар ископал все свои украшения». Путешественники, государственные деятели, писатели сокрушались о разрушении древнего города, что стало едва ли не первым примером давления общественного мнения на государственные структуры. В 1805 году император Александр I издал указ, в котором распорядился оградить древности Тавриды от расхищения. Это не остановило полностью все хищения, но значительно уменьшило их масштаб.

Собирать и систематизировать древности Херсонеса начали в 1803 году. По инициативе маркиза де Траверсе был открыт небольшой музей под эгидой государства, куда стекались артефакты со всего мира, в том числе и из Причерноморья. Позднее, в 1839 году, было создано Одесское общество истории и древностей, члены которого активно разыскивали следы православных храмов на всей территории Причерноморья.

Деятельность участников общества в археологических изысканиях древней Тавриды привлекла внимание служителей церкви, и в 1850 году царь Николай I дал согласие на восстановление старинных храмов. В результате чего на территории городища был открыт монастырь. Сверяясь с рукописями, монахи вели неспешные раскопки, а открытия делали увлеченные люди. Одним из них был граф Уваров, его трудами была обретена самая крупная древняя базилика с прекрасно сохранившейся мозаикой. Дальнейшим работам помешали начавшиеся одна за другой русско-турецкая и крымская войны.

Закладка собора

В период первой обороны города Севастополя (1854-1855 годы) монастырскую обитель заняли французские войска, обустроив здесь свои боевые позиции. К моменту освобождения все постройки были разрушены в результате обстрелов. Осмотр остальной части Херсонеса после всех военных действий показал, что разрушения не столь велики, как предполагалось.

Восстановление монастыря состоялось только после крымской войны, настоятелем обители был архимандрит Евгений. Его заботами были выстроены две церкви, трапезная, гостиница, настоятельский корпус, хозяйственные постройки. Архимандриту удалось заинтересовать царственную семью в дальнейшем развитии монастыря.

В 1861 году император Александр II передал в обитель частицу мощей святого князя Владимира, сделал крупное пожертвование на отливку колокола и прибыл на закладку первого камня в здание будущего Владимирского собора (Херсонес Таврический). Строительство было начато на месте старой базилики, обнаруженной графом Уваровым, где, по предположениям, и произошло крещение святителя Руси.

Строительство

В Херсонесе Таврическом возводился по проекту архитектора Д. И. Гримма. Он выбрал строгий для храма как символ преемственности двух культур и одной религии. Строительство продвигалось довольно медленно. Деньги на собор собирали по подписке по всей России на протяжении тридцати лет. Начало работ стартовало в 1861 году, а длились они до 1892 года.

Стены собора возводились вокруг руин Все пространство пола покрыли ценным темно-серым каррарским мрамором, скрыв под ним древнее основание. В месте, где была обнаружена купель, в которой, по преданию, происходило крещение русского государя, отделали вставками из белого камня, расположив его в виде православного креста. Перед купелью был установлен аналой, предназначавшийся для возложения мощей святого Благоверного князя Владимира. Купель и аналой были ограждены резной решеткой из белого мрамора.

К моменту завершения работ Владимирский собор (Херсонес Таврический) был одним из самых больших храмов России, а по значимости для духовной жизни превосходил многие святыни.

Нижний храм

После окончания строительства прошло немало лет, прежде чем началась работа по внутреннему убранству Владимирского собора (Херсонес Таврический). История завершающего этапа созидания храма началась лишь накануне 900-летия празднования Крещения Руси. К началу торжеств роспись стен не была закончена, по этой причине в 1888 году был освящен только нижний храм, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, где все работы были закончены и установлен резной деревянный иконостас работы известного резчика В. Корецкого.

Венцом работы камнерезов стал памятник князю Владимиру, выполненный из мрамора и установленный в нижнем храме. Мастера не жалели сил и остатками облицевали руины древнего храма, расположенного в нижней церкви.

Работы в соборе

Центральный храм поручили заботам архитектора Н. Чагина. Живописные работы были выполнены коллективом художников, среди которых А. Корзухин, Прокофьев, Макин и др. Интерьер украсили работы художников 19 века - Ф.Н. Рисса, Т.А. Неффа, Левитана и др. Иконы собора были написаны Е.Сорокиным, Н. Майковым и др.

Отделку камнем выполнили итальянские мастера братья Баскарини и Й. Скеппи. Они выложили мозаичный пол в соборе, собрали иконостас и обустроили мраморную балюстраду вдоль солеи и сделали много других работ по камню. Для убранства не жалели сил и средств, мрамор использовали каррарский, укладывая его по особой технологии мозаичной укладки из разноцветных частей. По словам очевидцев, красота была необыкновенная.

Освящение верхнего храма состоялось в 1891 году, но окончательное завершение всей внутренней отделки завершилось лишь через три года - в 1894-м. Правый предел собора освятили в честь Александра Невского в 1892 году, левый - в честь святого Андрея Первозванного. Большое количество паломников устремлялось в новый Владимирский собор в Херсонесе Таврическом. Мощи прибыли еще в момент закладки краеугольного камня в основание алтаря, в дальнейшем в храм были переданы частицы 115 святых.

К моменту окончания всех работ Владимирский собор представлял собой внушительное сооружение. Он взметнулся на высоту 36 метров, его внешний объем составил 20,5 куб. метра, площадь занимала около 1,7 квадратных метров, диаметр главного купола составил 1,5 метра, высота креста - почти 3 метра. В собор для совместной молитвы могло поместиться до 1 тысячи прихожан.

После революции

Борьба с религией после 1917 года погубила множество древних храмов и обителей. Судьба Владимирского собора в Херсонесе тоже не была простой. В 1923 году монастырь прекратил деятельность, а помещения передали в руки городской администрации. Власти решили устроить в соборе филиал Херсонесского музея. Адаптировав храм под новые задачи, в нем разместили часть экспозиции, посвященной церковной архитектуре от древности до Средних веков, в нижней части создали хранилище для музейных фондов.

Начавшаяся Великая Отечественная война поместила Херсонес и Севастополь в центр боевых действий. Уже 22 июня немецкие войска провели бомбардировку стратегических объектов. Музейную экспозицию спешно вывезли на Кавказ. В 1942 году в ходе уличных боев, проходивших при поддержке вражеской артиллерии, был сильно поврежден купол Владимирского собора. Часть экспозиции музейные работники не успели эвакуировать, началась оккупация. Остатки экспозиции немцы планировали вывезти и даже упаковали в ящики для транспортировки, но планы не были реализованы.

При отступлении захватчики совершили акт вандализма - заминировали и взорвали собор. Купол обвалился, разрушив полностью все перекрытия, сильно пострадали бесценные фрески, разошлись строительные швы. Степень разрушений была очень высокая, и долго решался вопрос о восстановлении культурного объекта. Судьба его была решена лишь в 1961 году: комиссия пришла к выводу, что храм не подлежит реставрации, и его необходимо окончательно разобрать. В защиту выступил профессор МАИ К. Н. Афанасьев - он предложил законсервировать объект и создать в нем музей. Прения и вялотекущие работы продолжались до 80-х годов.

Смутное время

К началу перестройки дискуссии усилились, но надвигалась важная дата - Тысячелетие Крещения Руси, и было решено приступить к активному восстановлению святыни. Проект выполнил украинский институт «Укрпроектреставрация», руководителем группы был Е. И. Осадчий. Согласно идее и плану, собор подлежал полному восстановлению с возможностью проведения в нем церковных служб.

К дате праздника ничего не изменилось, но проект был утвержден. Строительные и реставрационные работы поручили одной из первых коммерческих строительных структур - кооперативу «Херсонес», но план не удался - начался распад СССР. Храм достался Украине, и постановлением Кабмина, приуроченным к 2000-летию Рождества Христова, кроме прочего, было решено выделить средства на восстановление Владимирского собора в Херсонесе.

Воздвижение

Службы в храме были возобновлены в 1992 году, первое пожертвование от частных лиц пришло от семьи второго президента Украины Л. Кучмы в 1988 году, он же взял под личный надзор проведение всех работ. Активная фаза началась во второй половине 2000 года. При восстановительных работах были применены современные технологии, которые во многом помогли ликвидировать главную проблему храма - неустойчивый свод крыши. В этот раз арки были вылиты из железобетона. Крышу крыли медной черепицей, повторяя византийские традиции оформления.

После реставрации произошло торжественное воздвижение креста над куполом главного храма. Церемонию и освящение креста проводил митрополит Киевский и Всея Украины Блаженнейший Владимир. В торжествах принимали участие первые лица двух государств - Л. Д. Кучма и В. В. Путин. Чин освящения восстановленного собора святого Владимира был совершен в 2004 году.

Колокол

Впервые после 77- летнего перерыва Пасхальная служба в соборе была совершена в мае 2005 года. Событие было отмечено голосом большого берегового колокола. У него тоже есть своя история. Его отлили из трофейного тяжелого оружия времен русско-турецкой войны в 1776 году и установили в монастыре.

В период Крымской войны захватившие обитель французы, кроме всего награбленного, увезли колокол в Париж. Через много лет его нашли на звоннице собора Парижской Богоматери. В 1913 году, в знак добрых отношений между народами, колокол вернули в Россию, где установили на звонницу Владимирского собора в Херсонесе Таврическом.

Пока действовал монастырь, он служил не только прихожанам церкви, но и был звуковым маяком для суден в море. Услышав его звон, моряки понимали, что находятся рядом с опасным побережьем, полным острых камней. В 1925 году, при закрытии монастыря, все колокола были сняты, и один из них установили на специальных опорах у берега, где он по прежнему звучал в ненастную погоду. Позднее оказалось, что это тот самый колокол, вылитый в 18 веке.

На его теле сохранились следы от двух войн, в 60-х годах был снят язык, и колокол лишился своего мощного спасительного голоса. Услышать его звучание можно был только с помощью камешков, что и делала местная ребятня. На бортике колокола и сейчас можно различить старинную надпись, сделанную древнерусской вязью.

Табличка на одном из поддерживающих пилонов кратко рассказывает его историю от создания до возвращения из Парижа. В Пасхальный праздник возродилась не только обитель, собор, но и колокол, возвестивший о начале новой жизни.

Попадая в развалины тысячелетий на юге Крыма, в заповедник Херсонес Таврический, поражаешься оглушительной тишине на фоне шума морских волн. Удивительный уголок Севастополя сохранил старинные строения, на фоне которых возвышается величавый Свято-Владимирский собор в Херсонесе.

Белоснежное строение с золотым куполом буквально завораживает, манит к себе, не зайти внутрь храма просто невозможно. При входе в собор стоит памятник равноапостольному князю Владимиру, который принял крещение именно в Херсонесе.

Свято-Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

История строительства херсонесской святыни

Идея возвести храм Владимира в Херсонесе принадлежит главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу, который в 1825 году подал прошение царю Александру I. Первоначально было предложено возвести небольшой храм и богадельню. Пока не было принято решение о строительстве собора, по инициативе мичмана Н.Крузе на деньги, собранные матросами, начались археологические раскопки, целью которых было определить точное место крещения князя Владимира.

После смерти Александра его преемником стал Николай I, который утвердил строительство другого Владимирского собора, в центре Севастополя. Все планы по строительству христианских святынь разрушила крымская война. К идее строительства херсонесской церкви вернулись в 1859 году.

Архитектором нового строительства был избран Д. Гримм, который планировал возведение храма на месте древней базилики, найденной во время раскопок, организованных графом А.Уваровым. Археологические исследования позволили определить место церкви Рождества Богоматери, в которой принял крещение равноапостольный князь Владимир в 988 году.

Судьбоносное для России событие по воспоминаниям преподобного Н. Летописца происходило в центре города под именем Корсунь. Первый камень Свято-Владимирской обители был заложен императором Александром II и его женой Марией Александровной. По этому случаю в присутствии большой императорской свиты был отслужен торжественный молебен.

Постоянная нехватка средств растянула возведение херсонесской обители на многие годы, в 1877 году черновые работы были закончены. 11 лет собирались деньги на внутренние работы, чтобы в 1888 году провести Литургию в честь 900-летия Крещения Руси в нижней церкви, которая носила название тысячелетней базилики — Храм Рождества Божьей Матери.

Нижний храм Свято-Владимирского собора

Убранство храма

Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.

О православном храме:

Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.

Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.

Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 - нижнего предела, который украсил новый иконостас.

В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.

«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».

Иконостас Свято-Владимирского собора

Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.

В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.

Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери . Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.

Корсунская икона Божией Матери

В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.

Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.

Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.

Владимирский собор во время Второй мировой войны был разрушен

Возрождение херсонесской святыни

Восстановление Свято-Владимирского собора началось только в конце 90-х годов ХХ века. Архиерей, Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь благодаря большим стараниям и настойчивым просьбам сумел добиться возрождения Владимирского храма на государственном уровне.

Читайте еще о крымских святых местах:

1998 год стал переломным периодом в истории херсонесской обители. Президент Украины Леонид Кучма и его супруга взяли реставрацию церкви под свой патронат, через 7 лет в 2002 году прихожане храма были благословлены пасхальным богослужением.

Важно! В 2004 году Блаженнейший Митрополит Киевский Владимир совершил чин освящения Кафедрального Владимирского собора, о котором сообщил звук колокола, история его уникальна.

История колокола

Колокол отлили в 1776 году из пушек, которые захватили после войны с турками. В период Крымской войны французы украли колокол, вывезя его во Францию, в собор Парижской Богоматери.

В 1913 году колокол вернули в Россию, его установили на звоннице Владимирской церкви. Громкий звук со звонницы стал маяком для кораблей, предупреждая об опасности приближения к скалистым берегам.

В 1925 году при закрытии монастыря все колокола сняли, только один оставили на берегу моря для охраны кораблей. При очистке колокола священнослужители обнаружили надписи, свидетельствующие о том, что это тот самый, возвращенный из Парижа. Надписи свидетельствовали о том, что колокол вылит из артиллерии турков, в честь Николая Угодника. Работы по отливке произведены в Таганроге.

В 1960 году местные варвары вырвали у колокола язык.

Только в 2004 году над Севастополем раздались мощные удары пережившего 2 войны колокола.

Херсонесский туманный колокол

В помощь паломникам и туристам

Нынешний Свято-Владимирский кафедральный собор работает с понедельника по пятницу.

В 7.30 утра начинается Литургия, в 16.00 - вечернее богослужение.

В субботу Литургия начинается в 8.00, а в 15.45 можно посетить Всенощное бдение.

Воскресенье начинается в 7.50 водосвятным молебном, затем в 8.20 - Литургия, в 16.00 - вечернее богослужение.

Посетить собор туристы могут каждый день, вход в заповедник бесплатный, он открыт с семи утра до семи вечера.

Собор хранит мощи более 115 святых, многие из них обладают уникальной целительной силой.

Как добраться в Херсонес из Севастополя

Древние раскопки и уникальная христианская святыня находятся всего в 3 км от города, в не знойный день можно добраться пешком.

Узнать историю Херсонеса и его святынь можно во время экскурсий.

Видео о Свято-Владимирском соборе в Херсонесе Таврическом