Введение в общую психологию Ю. Б. Гиппенрейтер
(Пока оценок нет)
Название: Введение в общую психологию
О книге «Введение в общую психологию» Ю. Б. Гиппенрейтер
Данная книга написана популярным советским и российским психологом, профессором Московского государственного университета, автором многочисленных научных публикаций. Юлия Гиппенрейтер широко известна своими работами в области экспериментальной и семейной психологии, психологии внимания.
«Введение в общую психологию» ‒ не литературное произведение, а отличное учебное пособие для лиц, изучающих эту науку, и весьма познавательное для рядовых, но интересующихся психологией индивидуумов, любящих читать. Легкая манера изложения основных понятий, проблем и методов психологической науки, подкрепленная множеством примеров из жизни и художественной литературы, делает чтение понятным и приятным.
Юлия Гиппенрейтер создала пособие «Введение в общую психологию», опираясь на курс лекций, которые читала в МГУ на протяжении длительного периода времени. Непринужденный стиль общения характерен и книге. Автору удалось популярно изложить фундаментальные вопросы общей психологии, сохранив при этом высочайший научный уровень работы.
Работа состоит из трех разделов, в которых темы представлены в виде лекций. Первый раздел позволяет нам взглянуть на психологию с точки зрения ее исторического развития и подхода к основным вопросам данной науки. Второй посвящен фундаментальным проблемам психологии. Третий продолжает и развивает тему индивидуальности и личности через призму психологической теории деятельности.
К основным достоинствам книги «Введение в общую психологию» можно отнести доступность языка, структурность материала, обилие запоминающихся примеров, интересных исследований. Часть материала подана автором в виде таблиц и схем, что помогает лучше воспринимать тему. Указанный обширный список литературы позволит читать и другие, не менее достойные работы.
Необычность и привлекательность науки психологии состоит в том, что с ее проявлениями мы сталкиваемся ежедневно. Она о каждом из нас, нашем состоянии, взаимодействии друг с другом. Все психические процессы, происходящие в нас, досконально изучены и описаны.
«Введение в общую психологию» ‒ отличное пособие для познания основ психологии, для побуждения интереса к науке, для расширения кругозора и использования приобретенных знаний в повседневной жизни. Юлия Гиппенрейтер смогла сделать изложение научного труда живым и доступным.
На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Введение в общую психологию» Ю. Б. Гиппенрейтер в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Скачать бесплатно книгу «Введение в общую психологию» Ю. Б. Гиппенрейтер
В формате fb2 : СкачатьВ формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :
Введение в общую психологию. Курс лекций. Гиппенрейтер Ю.Б.
2-е изд. - М.: 2008 . - 3 52 с.
В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы. Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов 1 курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций. В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов обшей психологии.
Для студентов, начинающих изучать психологию;
представляет интерес для широкого круга читателей.
Формат: doc
Размер: 1,6 Мб
Скачать: 16 .11.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "АСТ" (см. примечание)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ко второму
изданию
Предисловие
Раздел I Общая характеристика психологии. Основные этапы развития
представлений о предмете психологии
Лекция 1 Общее представление о психологии как науке
Задача курса. Особенности психологии как науки. Научная и житейская
психология. Проблема предмета психологии. Психические явления. Психологические
факты
Лекция 2 Представления древних философов о душе. Психология сознания
Вопрос о природе души; душа как особая сущность. Взаимоотношения души и
тела; этические выводы. Факты сознания. Задачи психологии сознания; свойства
сознания; элементы сознания
Лекция 3 Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
«Рефлексия» Дж. Локка. Метод интроспекции: «Преимущества»; дополнительные
требования; проблемы и трудности; критика. Метод интроспекции и использование
данных самонаблюдения (отличия). Трудные вопросы: возможность раздвоения
сознания; интро-, экстро– и моноспекция; самонаблюдение и самопознание.
Терминология
Лекция 4 Психология как наука о поведении
Факты поведения. Бихевиоризм и его отношение к сознанию; требования
объективного метода. Программа бихевиоризма; основная единица поведения;
теоретические задачи; экспериментальная программа. Дальнейшее развитие
бихевиоризма. Его заслуги и недостатки
Лекция 5 Неосознаваемые процессы
Неосознаваемые механизмы сознательных действий; первичные автоматизмы и
навыки; навыки и сознание; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые
сопровождения сознательных действий и психических состояний, их значение для
психологии, примеры
Лекция 6 Неосознаваемые процессы (продолжение)
Неосознаваемые побудители действий: З. Фрейд и его представления о
бессознательном; формы проявления бессознательного; методы психоанализа. «Надсознательные»
процессы. Сознание и неосознаваемое психическое. Методы выявления неосознаваемых
процессов
Раздел II Материалистическое представление о психике:
конкретно-психологическая реализация
Лекция 7 Психологическая теория деятельности
Основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты
деятельности; действия и цели; операции; психофизиологические функции
Лекция 8 Психологическая теория деятельности (продолжение)
Мотивационно-личностные аспекты деятельности; потребности, мотивы, особенные
деятельности; мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов. ВНУТРЕННЯЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет
психологии
Лекция 9 Физиология движений и
физиология активности
Механизмы организации движений по Н. А. Бернштейну: принцип сенсорных
коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней
Лекция 10 Физиология движений и физиология активности (продолжение)
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие
Н. А. Бернштейном: конкретно-физиологический, общебиологический и философский
аспекты
Лекция 11 Происхождение и развитие психики в филогенезе
Объективный критерий психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении
чувствительности и ее экспериментальная проверка. Адаптивная роль психики в
эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные
особенности психики животных: инстинкты, их механизмы; соотношение инстинкта и
научения; язык и общение; орудийная деятельность. Заключение
Лекция 12 Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование
в онтогенезе
Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи. Вопрос о природе
психики человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: человек и
природа; человек и его собственная психика. Строение высших психических функций
(впф); генетические аспекты, превращение интерпсихических отношений в
интрапсихические; практические выводы; резюме. Усвоение
общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого
индивида
Лекция 13 Психофизическая проблема
Формулировка проблемы. Принципы психофизического взаимодействия и
психофизического параллелизма: доводы «за» и «против». Предлагаемое решение
проблемы: «D-мир», «М-мир» и «Синдром Пигмалиона» (по Дж. Сингу); точка зрения
«марсианина»; снятие проблемы. Ограничения объяснения психического со стороны
физиологии. Собственные единицы анализа. Закономерности психологической науки
Раздел III Индивид и личность
Лекция 14 Способности. Темперамент
Понятия «индивид» и «личность». Способности: определение, проблемы
происхождения и механизмов развития, резюме. Темперамент: определение и сферы
проявления; физиологическая ветвь учения о темпераменте; психологические
описания – «портреты»; учение о типах нервной системы и эволюция взглядов на
темперамент в школе И. П. Павлова. Разработка физиологических основ темперамента
в советской дифференциальной психофизиологии (Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным
и др.). Итоги
Лекция 15 Характер
Общее представление и определение. Различные степени выраженности:
психопатии, их признаки, примеры; акцентуации, их типы, понятие места
наименьшего сопротивления. Биологические предпосылки и прижизненное
формирование. Характер и личность. Проблема «нормального» характера
Лекция 16 Личность и ее формирование
Еще раз: что такое личность? Критерии сформированной личности. Формирование
личности: генеральный путь. Этапы («первое» и «второе» рождение личности, по А.
Н. Леонтьеву); стихийные механизмы; сдвиг мотива на цель; идентификация,
усвоение социальных ролей. Самосознание и его функции
Приложение
План семинарских занятий по курсу «Общая психология»
Литература
Моему мужу и другу
Алексею Николаевичу Рудакову
посвящаю
Предисловие
ко второму изданию
Настоящее издание «Введения в общую психологию» полностью повторяет первое 1988 г.
Предложение переиздать книгу в ее первоначальном виде оказалось для меня неожиданным и вызвало некоторые сомнения: возникла мысль, что, если уж переиздавать, то в измененном, а главное – дополненном виде. Было очевидно, что такая доработка потребует немало сил и времени. Вместе с тем высказывались соображения в пользу ее быстрого переиздания: книга пользуется большим спросом и давно стала остродефицитной.
Хочу очень поблагодарить многих читателей за положительные отзывы о содержании и стиле «Введения». Эти отзывы, спрос и ожидания читателей определили мое решение согласиться на переиздание «Введения» в его настоящем виде и одновременно взяться за подготовку нового, более полного его варианта. Надеюсь, силы и условия позволят осуществить этот замысел в не очень отдаленном будущем.
Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер
Март, 1996 г.
Предисловие
Настоящее пособие подготовлено на основе курса лекций «Введение в общую психологию», который я читала для студентов I курса факультета психологии Московского университета на протяжении ряда последних лет. Первый цикл этих лекций был прочитан в 1976 г. и отвечал новой программе (ранее первокурсники изучали «Эволюционное введение в психологию»).
Замысел новой программы принадлежал А. Н. Леонтьеву. Согласно его пожеланию, в вводном курсе следовало раскрыть фундаментальные понятия, такие как «психика», «сознание», «поведение», «деятельность», «бессознательное», «личность»; рассмотреть основные проблемы и подходы психологической науки. Это, по его словам, следовало делать так, чтобы посвятить студентов в «загадки» психологии, пробудить к ним интерес, «завести мотор».
В последующие годы программа «Введения» неоднократно обсуждалась и дорабатывалась широким составом профессоров и преподавателей кафедры общей психологии. В настоящее время вводный курс охватывает уже все разделы общей психологии и читается в течение первых двух семестров. По общему замыслу он в сжатой и популярной форме отражает то, что студенты затем подробно и углубленно проходят в отдельных разделах основного курса «Общая психология».
Главная методическая проблема «Введения», на наш взгляд, состоит в необходимости сочетать широту охватываемого материала, его фундаментальность (ведь речь идет о базовой подготовке профессиональных психологов) с его относительной простотой, доходчивостью и занимательностью изложения. Как ни заманчиво звучит известный афоризм, что психология делится на научную и интересную, в преподавании он не может служить ориентиром: неинтересно поданная на первых шагах изучения научная психология не только не «заведет» никакого «мотора», но, как показывает педагогическая практика, будет просто плохо понята.
Сказанное делает очевидным, что к идеальному решению всех задач «Введения» можно прийти только методом последовательного приближения, только в результате продолжающихся педагогических поисков. Настоящее пособие следует рассматривать как начало подобных поисков.
Моя постоянная забота состояла в том, чтобы делать изложение трудных, а иногда и весьма запутанных вопросов психологии доступным и по возможности живым. Для этого приходилось идти на неизбежные упрощения, максимально сокращать изложение теорий и, наоборот, широко привлекать фактический материал – примеры из психологических исследований, художественной литературы и просто «из жизни». Они должны были не только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять, наполнять смыслом научные понятия и формулировки.
Практика преподавания показывает, что начинающим психологам, особенно молодым людям, пришедшим со школьной скамьи, очень не хватает жизненного опыта и знания психологических фактов. Без этой эмпирической основы их знания, приобретаемые в учебном процессе, оказываются весьма формальными и потому неполноценными. Усвоив научные формулы и понятия, студенты слишком часто затрудняются в их применении.
Вот почему обеспечение лекций возможно более солидным эмпирическим фундаментом мне представлялось совершенно необходимой методической стратегией данного курса.
Жанр лекций допускает в рамках программы некоторую свободу в выборе тем и определении объема, отводимого на каждую из них.
Выбор тем лекций данного курса определился рядом соображений – их теоретической значимостью, особенной разработанностью их в рамках советской психологии, традициями преподавания на факультете психологии МГУ, наконец, личными предпочтениями автора.
Некоторые темы, особенно те из них, которые до сих пор недостаточно освещены в учебной литературе, нашли в лекциях более обстоятельную проработку (например, «Проблема самонаблюдения», «Неосознаваемые процессы», «Психофизическая проблема и др.). Конечно, неизбежным следствием явилось ограничение круга рассматриваемых тем. Кроме того, в пособие включены лекции, читаемые лишь в первом семестре I курса (т. е. не вошли лекции по отдельным процессам: «Ощущение», «Восприятие», «Внимание», «Память» и др.). Таким образом, настоящие лекции следует рассматривать как избранные лекции «Введения».
Несколько слов о структуре и композиции пособия. Основной материал распределен по трем разделам, причем они выделены не по какому-либо одному, «линейному» принципу, а по достаточно разным основаниям.
Первый раздел представляет собой попытку подвести к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход представляется полезным в нескольких отношениях. Во-первых, он вовлекает в главную «загадку» научной психологии – в вопрос о том, что и как она должна изучать. Во-вторых, помогает глубже понять смысл и даже пафос современных ответов. В-третьих, приучает корректно относиться к существующим конкретно-научным теориям и взглядам, понимая их относительную истинность, необходимость дальнейшего развития и неизбежность смены.
Во втором разделе рассматривается ряд фундаментальных проблем психологической науки с позиций диалектико-материалистического представления о психике. Он начинается со знакомства с психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева, которая служит затем теоретической базой для раскрытия остальных тем раздела. Обращение к этим темам осуществляется уже по «радиальному» принципу, т. е. от общей теоретической основы – к разным, не обязательно непосредственно связанным между собой проблемам. Тем не менее они объединяются в три крупных направления: это рассмотрение биологических аспектов психики, ее физиологических основ (на примере физиологии движений), наконец, социальных аспектов психики человека.
Третий раздел служит непосредственным продолжением и развитием третьего направления. Он посвящен проблемам человеческой индивидуальности и личности. Основные понятия «индивид» и «личность» здесь также раскрываются с позиций психологической теории деятельности. Темам «Характер» и «Личность» уделено в лекциях относительно большое внимание потому, что они не только интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, но и наиболее соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в психологию, чтобы научиться понимать себя и других. Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше.
Мне казалось также очень важным знакомить студентов с именами наиболее крупных психологов прошлого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии. Такое приближение к «личностным» аспектам творчества ученых очень способствует собственному включению учащихся в науку, пробуждению эмоционального отношения к ней. В лекциях содержится большое количество обращений к оригинальным текстам, знакомство с которыми облегчено выходом в издательстве МГУ серий хрестоматий по психологии. Несколько тем курса раскрываются путем прямого анализа научного наследия того или иного ученого. Среди них – концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, физиология движений и физиология активности Н. А. Бернштейна, психофизиология индивидуальных различий Б. М. Теплова и др.
Как уже отмечалось, главной теоретической канвой настоящих лекций явилась психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. Эта теория органически вошла в мировоззрение автора – со студенческих лет мне посчастливилось учиться у этого выдающегося психолога и затем многие годы работать под его руководством.
В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются се важнейшие проблемы и методы. Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов I курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций. В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов общей психологии.
Для студентов, начинающих изучать психологию; представляет интерес для широкого круга читателей.
Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду
психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном» .
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Лекция 1. Общее представление о психологии как науке
Лекция 2. Представления древних философов о душе. Психология сознания
Лекция 3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
Лекция 4. Психология как наука о поведении
Лекция 5. Неосознаваемые процессы
Лекция 6. Неосознаваемые процессы (продолжение)
Раздел II МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ: КОНКРЕТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Лекция 7. Психологическая теория деятельности
Лекция 8. Психологическая теория деятельности (продолжение)
Лекция 9. Физиология движений и физиология активности
Лекция 10. Физиология движений и физиология активности (продолжение)
Лекция 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе
Лекция 12. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе
Лекция 13. Психофизическая проблема
Раздел III ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Лекция 14. Способности. Темперамент
Лекция 15. Характер
Лекция 16. Личность и её формирование
Приложение
ЛИТЕРАТУРА
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в общую психологию, курс лекций, Гиппенрейтер Ю.Б., 1988 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.