Последние статьи
Домой / Дом / Профессиональной деформацией личности специалиста называется изменение. Понятие профессиональной деформации личности

Профессиональной деформацией личности специалиста называется изменение. Понятие профессиональной деформации личности

Профессиональная деформация – это изменения личности, характера, ценностных ориентиров, поведения и других качеств, наступающие под влиянием профессиональной деятельности. Больше всего деформации подвержены те индивиды, работа которых тесно связана с другими людьми. Это руководители, чиновники, психологи, педагоги, врачи, специалисты по кадрам, менеджеры, военнослужащие и т.д.

Чаще всего профессиональная деформация выражается в формальном отношении к людям, повышении агрессивности, неадекватном восприятии ситуаций и людей, исчезновении жизненных и моральных ценностей. Такие изменения могут носить эпизодический характер или стать устойчивой чертой личности. Проявляется профессиональная деформация в манере поведения, речи, привычках и даже внешности человека.

Виды профессиональной деформации

Один из частных случаев профессиональной деформации – административный восторг. Это состояние характеризуется чрезмерным увлечением своей властью, упоением ею. Приводит такая деформация к превышению должностных полномочий, административному произволу, злоупотреблениям своим положением.

Управленческая эрозия – второй вид профессиональной деформации. Такое состояние присуще представителям руководящих должностей. Длительное пребывание на посту руководителя часто приводит к тому, что человек начинает принимать неэффективные и малорациональные решения. Связано это с тем, что упивающийся властью руководитель постоянно стремится к расширению своих полномочий и тотальному контролю, а интересы дела для него отходят на второй план. Испытанные методы руководства становятся неэффективными, но человек продолжает придерживаться их, т.к. не способен усвоить новые методы управления. «Лечение» этого вида профессиональной деформации – отстранение от руководства или перевод на другую должность.

Третий вид профессиональной деформации – эмоциональное выгорание. Оно выражается в безразличии, физическом изнеможении, эмоциональном истощении, негативном отношении к людям и отрицательном самовосприятии самого себя в профессии. Более всего эмоциональному выгоранию подвержены личности, испытывающие недостаток автономности (например, женщины, имеющие низкую заработную плату), а также чересчур ориентированные на людей идеалисты, мягкие, гуманные, одержимые своей идеей профессионалы. Склонны к выгоранию и эмоционально холодные люди, предпочитающие сдерживать негативные чувства в себе. Риск развития эмоционального выгорания повышается при длительной и интенсивной психоэмоциональной деятельности, неблагополучной психологической атмосфере в коллективе, отсутствии четкой организации и планирования труда.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие и виды профессиональной деформации

1.2. Профессиональные деформации личности педагога

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, отрицательно сказываются на продуктивности труда. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Н.В.Водопьяновой, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Необходимо отметить, что профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

Цель исследования : выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога.

Объект исследования: профессионально – личностная деформация.

Предмет исследования: выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что профессионально – личностных деформации отрицательно влияет на здоровье педагога.

Задачи:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

2. Провести экспериментальное исследование с целью выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога;

3. Разработать психолого – педагогические рекомендации.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент.

Экспериментальная база:

Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в психологическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов, разработанные психолого – педагогические рекомендации могут быть полезны для предотвращения риска возникновения профессионально – личностных деформации педагогов.

Структура работы: исследовательский проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие и виды профессиональной деформации

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике .

Рассматривая параметры профессиональной деформации лично­сти, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, об­лагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и тре­бованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессио­нальная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъ­ектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отме­тить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в пси­хологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпада­ющего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способ­ствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.

Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса . Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала . В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий) .

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

· Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

· Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

· Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

· «Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста» , однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией» .

Таблица 1.

Позитивные последствия (“личностный рост”) Негативные последствия (“профессиональная деформация”)
1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций. 3. Способность к рефлексии. 4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. 5. Коммуникативные навыки. 6. Противостояние чужому влиянию. 7. Саморегуляция. 8. Способность к принятию и эмпатии. 9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”. 10. Познавательный интерес. 11. Появление новых форм самореализации. 1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких. 2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации). 3. Консультирование окружающих. 4. Принятие роли "учителя". 5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности. 6. Idea fixe - "работа над собой". 7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту. 8. Пресыщение общением. 9. Эмоциональная холодность. 10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

Е.И.Рогов предлагает выделять несколько видов профессиональной деформации личности:

общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. С нашей точки зрения, такое понимание ПДЛ тождественно «профессиональным акцентуациям личности». Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. К.Маркс в «Капитале» называл грубые проявления такого узкого ущербного развития личности «профессиональной идиотией». Допустимые и неизбежные для приверженных своей профессии лиц общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания обнаружены Е.А.Климовым как типичные для представителей профессий, отличающихся предметным содержанием. Примеры: представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строенияпрофессиональной деятельности (так в среде педагогов можно выделить педагогов-организаторов и педагогов-предметников, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, офицер в своей деятельности выступает в роли организатора, руководителя, наделенного властью, полномочиями по отношению к подчиненным, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди офицеров нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие офицеры оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Итак, наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение Е.И.Рогов придает таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человекоказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е.И.Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Вариантом профессионально-личностной деформации является личностно-ролевой диссонанс, состоящий в том, что человек оказывается «не на своем месте», т.е. он берется выполнять профессиональную роль, к которой не готов, не способен . Осознавая этот недостаток, субъект труда тем не менее продолжает трудиться в этой роли, но снижает свою трудовую активность, у него появляется раздвоенность личности, он не может полноценно реализоваться в профессии.

Проблема профессиональных деформаций личности в отечественной психологии стала разрабатываться относительно недавно, и большинство работ выполнено на сегодняшний день на материале педагогического труда, а также видов труда, связанных с системой исполнения наказаний для уголовных преступников и служб МВД. ПДЛ проявляются, например, в том, что люди, призванные контролировать осужденных, являть собой образец государственности, высоких гражданских качеств, перенимают штампы речи правонарушителей, манеру поведения, а иногда и систему ценностей .


Похожая информация.


Профессиональная деформация – по большому счету перенос своих профессиональных качеств и навыков в повседневную жизнь. Примеров профессиональной деформации огромное множество и перечислять их можно бесконечно.

Каждый из нас большую часть своей жизни проводит на работе, и мы неосознанно переносим какие-либо профессиональные навыки и привычки в личную жизнь. Именно по такой деформации можно определить, чем по жизни занимается человек. Ведь согласитесь, если на вашем пути встречается человек, постоянно указывающий что и как правильно делать, вы невольно решите что он учитель. А знакомого пытающегося решить ваши личные проблемы вы посчитаете психологом. Из всего перечисленного выше и складывается понятие профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Виды профессиональной деформации

  1. Общепрофессиональные деформации – деформации свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;
  2. Специальные профессиональные деформации – данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката – изворотливость, у прокурора – обвинительная способность;
  3. Профессионально-типологические деформации – виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности;
  4. Индивидуальные деформации – деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность.

Профилактика профессиональной деформации

Профилактика профессиональной деформации включает в себя ряд предупредительных мероприятий, ориентированных на выявление предпосылок деформации и их своевременное устранение. Чтобы не поддаться профессиональной нравственной деформации начните осваивать техники управления сознанием, постарайтесь на зацикливаться на стандартах и стереотипах. Старайтесь мыслить и действовать по ситуации исходя из непосредственных условий, забыв о шаблонах.

По статистике, четвёртую часть своей жизни человек отдаёт работе. А это немного немало 18 лет из 80. Поэтому воздействие специфики профессиональной деятельности на личность работника весьма заметно.

Многие замечают, что военные, обязанные быть подтянутыми и серьёзными по долгу службы, выглядят так и в обычной жизни. А представители творческих профессий, например, актёры, отличаются впечатлительностью и излишней эмоциональностью. И это не проблема. Неприятности начинаются только тогда, когда «человек в погонах » начинает раздавать команды во время дружеской беседы, а актёр — выдавать вымышленный мир очередного своего героя за реальность. Такое поведение свидетельствует о профессиональной деформации личности. Поговорим об этом явлении подробнее.

Что такое профессиональная деформация личности?

Профессиональная деформация личности (ПДЛ ) — это изменение структуры личности, развивающееся в ходе длительного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами данное явление означает, что профессия «пустила корни» и укрепилась во всех сферах жизнедеятельности человека.

Искажению подвергаются все качества личности:

  • характер;
  • поведение и способ общения;
  • мотивация;
  • стереотипы восприятия;
  • шкала ценностей.

Всё что происходит вокруг, любые события, обыденные или важные, человек, пострадавший от профессиональной деформации, будет воспринимать только через призму его компетенции, как профи.

Примеров тому много. Психологи начинают диагностировать и типировать всех и каждого, филологи — раздавать замечания и беспощадно бороться за чистоту речи окружающих.

Больше всех от этого состояния страдают близкие и друзья. Становится сложно провести совместные выходные, не говоря уже о том, чтобы просто жить вместе и вести быт. Особенно тяжело приходится детям. Познавать окружающий мир, шалить и взрослеть под чутким руководством профессионально деформированного папы-следователя и мамы-учителя очень тяжело. И, пожалуй, самое печальное, что такие люди плохо осознают факт деформации личности. Ведь не каждому под силу признаться самому себе в том, что твоё искреннее рвение и стремление к успеху, твоя погружённость в профессию делает невыносимой жизнь твоих близких и мешает тебе самому.

Однако не следует воспринимать высокий уровень профессионализма, как фактор, провоцирующий ПДЛ. Человек может оставаться профи, не перенося свою высокую квалификацию в обыденную жизнь и сохраняя самобытные качества своей личности.

Отличия проявлений профессионализма от деформации личности

Доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена — Евгений Павлович Ильин в своём труде «Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень]» цитирует своего коллегу, профессора психологических наук, полковника МВД Безносова С. П. , который приводит пример отличий проявления профессиональных качеств от ПДЛ.

Он пишет, что под воздействием профессиональной деятельности у диспетчеров железнодорожного транспорта вырабатывается навык выполнять свои обязанности максимально точно, не допуская даже малейших ошибок. А телефонисткам приходится развивать скорость реакции до максимальной. Автоинспекторы постепенно «оттачивают глаз» на определение скорости движения и ошибок водителей при манёврах, а паспортистки — на подделку документов…

Далее Е. П. Ильин пишет о том, что когда новая особенность личности формируется под воздействием профессиональных обязанностей (как это происходит на примере телефонисток и диспетчеров ), можно говорить о ПДЛ. Но когда паспортистка или автоинспектор научаются дифференцировать какие-либо объекты или ситуации, здесь уже речь идёт развитии профессиональных навыков.

Плюсы и минусы профессиональной деформации личности

Для начала поговорим о минусах. Для примера возьмём профессиональных управленцев. На фоне ПДЛ у них может развиться:

  • Административный восторг . Состояние, при котором человек чрезмерно увлекается процессом администрирования и упивается властью, что обычно заканчивается административным произволом и злоупотреблением.
  • «Порча властью» или другое название «управленческая эрозия ». Этот феномен с точки зрения психологии заключается в том, что в результате длительного пребывания у власти эффективность деятельности руководителя значительно снижается. Более того, решения, которые принимает данный субъект власти, становятся всё более иррациональными. Такие руководители страдают эгоцентризмом, и вся суть их деятельности сводится лишь к тому, чтобы сохранить и расширить свои полномочия. Их жажду власти можно сравнить с наркоманией, при этом говорить о какой-либо общественной пользе даже не приходится.

С подобными проблемами сталкиваются не только руководители верхнего звена, но и менеджеры, вне зависимости от проводимого ими стиля руководства.

Ещё один частый случай ПДЛ — синдром эмоционального выгорания. Это специфическая разновидность ПДЛ у людей, профессиональные обязанности которых вынуждают их тесно общаться с людьми. Это проблема представителей многих профессий.

Сам термин «эмоциональное выгорание » (burnout ) был предложен психиатром Фрейденбергом (США) ещё в 1974 году. То есть данная проблема изучается уже не один десяток лет.

Для синдрома профессионального выгорания характерны следующие проявления:

  • постепенно возрастающее чувство эмоционального истощения, изнеможения и безразличия (человек уже не может столь же воодушевлённо погружаться в работу, как это было раньше);
  • дегуманизация (у него развивается негативное отношение или нетерпение к клиентам и коллегам);
  • навязчивое чувство недостатка профессионального мастерства.

Согласно концепции известного психолога М. Буриша сильная зависимость от работы в итоги заканчивается полным отчаянием и экзистенциальной пустотой.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная деформация личности не только не полезна, но и опасна для самого человека. Так как эмоциональное истощение приводит не только к проблемам психологического характера, но и серьёзно подрывает его физическое здоровье.

Это лечится?

Как говорила героиня фильма Г. И. Гайдая: «И тебя вылечат…, и тебя тоже вылечат…. и меня вылечат…»

На самом деле полностью исключить развитие профессиональной деформации личности не удастся, но контролировать этот процесс любой человек в состоянии. Даже если он уже кинулся «с головой в омут» рабочей рутины, если он постоянно думает о своих обязанностях и задачах, необходимо найти в себе силы, чтобы сказать: «Стоп»!

Нужно начать :

  • Учиться отделять работу от других сфер жизни. Все рабочие проблемы оставляем на работе.
  • Следить за собой. Близкие и друзья — не ваши подчинённые, поэтому долой командный тон, критику и нравоучения. Присмотритесь к себе и будьте в меру самокритичны.
  • Искать хобби. Увлечение должно быть кардинально противоположным профессии. Вы учитель — играйте в футбол, юрист — как вам гончарное дело?
  • Отдавать «пальму первенства» дома, если вы руководитель, а подчинённым стоит попробовать взять на себя ответственность за руководство в семье.

Хорошим профилактическим мероприятием для самих руководителей и компаний является регулярная ротация. Многие организации заранее определяют максимальный срок выполнения обязанностей руководителя. По прошествии этого срока, должность занимает новый управленец, полный энтузиазма, инновационных и творческих идей.

Резюмируем : человеку жизненно необходимо разностороннее развитие. У него есть дар, позволяющий превращаться в бабочку из гусеницы не один раз. Если же став профи, он считает, что это вершина его эволюционной миссии, то он становится обезличенным эффективным винтиком в системе. Каждая сфера жизни человека требует своих знаний и навыков, а начинать приходится снова с нуля, что, согласитесь, очень интересно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность. Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Практически половина из них жалуется на раздражительность, головную боль, нарушения сна. Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди работников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрицательных эмоций и состояний.

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами - объективными и субъективными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой (например, социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами).

К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руководителей.

К субъективным - онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром других людей для их лучшего понимания.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов относятся:

  • 1. Детальная правовая регламентация деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
  • 2. Наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
  • 3. Корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
  • 4. Повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
  • 5. Психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
  • 6. Экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
  • 7. Необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

  • 1. Неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
  • 2. Недостаточная профессиональная подготовленность;
  • 3. Специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);
  • 4. Профессиональный опыт;
  • 5. Профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
  • 6. Особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
  • 7. Изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

  • 1. Неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
  • 2. Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
  • 3. Низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии 1 .
  • 4. Сущность профессиональной деформации юриста.

Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации. Общепрофессиональные деформации типичны для работников определенной профессии. Это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем.

Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность.

Общие для юридических профессий проявления профессиональной деформации:

  • 1. Правовой нигилизм. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Правовой нигилизм юристов проявляется в неуважительном отношении к праву и подталкивает решать проблемы доверителя не на правовом уровне. Правовой нигилизм встречается и у представителей следующих юридических специальностей: адвокатов, следователей, оперативных работников и т.п.
  • 2. Эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя. Часто человек, вынужденный прибегнуть к помощи юристов (следователей, адвокатов и т.п.), находится в сложной жизненной ситуации и негативном эмоциональном состоянии. Он испытывает тревогу, страх, переживает депрессию, может быть перевозбужденным или, наоборот, заторможенным. Нередко обстоятельства, в которых находится доверитель, вызывают у него слезы. Сталкиваясь с человеческим горем, некоторые адвокаты остаются черствыми, не способными проявить простое человеческое сочувствие. В профессиональном общении это приводит к обезличиванию клиента, когда он воспринимается как объект воздействия, а его проблемы - как поломка, которую нужно устранить. В повседневном общении это может проявляться как эмоциональная холодность, снижение эмпатии в отношении к близким людям, родственникам.
  • 3. Снижение уровня культуры общения. Подобные проявления наблюдаются у адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам, и юристов, имеющих дело с определенной категорией клиентов. В процессе бесед, переходя на язык, понятный клиенту, эти юристы усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его в повседневном общении. С такими проявлениями деформации можно столкнуться и при общении со следователями, оперативниками, сотрудниками ИТУ. Это может сказаться и в общении с друзьями, родственниками.
  • 4. Формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач. Нередко работа по делам одних и тех же категорий (хулиганство, кражи, ДТП и т.д.) способствует тому, что у адвоката вырабатываются однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями. В личностном общении это может выразиться в стремлении подвести любую жизненную ситуацию под некий стандарт и использовать формальный подход к семейным проблемам 1 .

В трудах, посвященных юридической психологии, особое внимание уделяется профессиональной деформации следователей и работников прокуратуры. Со стороны представителей иных профессий можно услышать, что юристы выглядят погруженными в себя, излишне подозрительными, критически настроенными, циничными, а также продолжают в повседневной жизни тщательно анализировать даже самые незначительные события, оценивают их и прогнозируют дальнейшее развитие.

В связи с тем, что в своей профессиональной деятельности следователь часто сталкивается с обманом, коварством, лицемерием, у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Одностороннее влияние негативного опыта порой приводит к тому, что он в значительной степени утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого в совершении неблаговидных действий, в любом упущении видит умысел, в каждом заподозренном -- преступника. Подозрительность -- один из наиболее опасных признаков профессиональной деформации следователя, ибо она приводит к тенденциозности, которая может отрицательно сказываться и на его работе.

К специфическим деформациям, присущим представителям адвокатской профессии, относятся следующие.

  • - Установка "всех жалко, всех обижают, всем надо помочь". Навязчивое консультирование, принимающее формы поучения, раздача советов окружающим может осложнять повседневное личностное общение.
  • - Завышенная самооценка, позиция "всегда прав". В силу особенностей профессии адвокат должен преуспевать в умении всегда выглядеть в лучшем свете. Без навыков самопрезентации трудно быть успешным в этой профессии, но порой это может принимать гипертрофированные формы: излишняя самоуверенность, изворотливость, неумение признавать свои ошибки.
  • - Противопоставление себя доверителям, позиция "клиент - мой враг". Неумение при заключении соглашения с доверителем четко обозначить круг профессиональных обязанностей адвоката, отсутствие навыка установления доверительных, но деловых отношений с клиентом, неумение провести четкую грань между профессиональным и личностным общением, стремление позднее ограничить круг решаемых правовых проблем клиента, с тем, чтобы он "не садился на голову", приводит к формированию установки "быть всегда настороже с клиентом", "держать ухо востро". Излишняя осторожность, подозрительность, стремление держать дистанцию не способствуют развитию и личных контактов.
  • - Понятие "эмоциональное выгорание" является близким по смыслу, но не тождественным понятию "профессиональная деформация". Чаще синдром эмоционального выгорания встречается у профессионалов, которые вынуждены в процессе выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Эмоциональное выгорание происходит в условиях сильных психических нагрузок и выражается в безразличии, эмоциональном истощении, изнеможении, развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам, в снижении самооценки. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Служба в ОВД относится к тем видам профессионального труда, условия и характер которых могут оказать травмирующее воздействие на психику (психическая напряженность труда, возможность получения физической травмы или гибели, большая ответственность). Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:

  • 1. Уверенность и самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;
  • 2. Наличие установки на "обвинительный уклон" по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;
  • 3. Правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;
  • 4. Стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверх контролю;
  • 5. Перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;
  • 6. Усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности;
  • 7. Упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на "ты", применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;
  • 8. Наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.
  • 9. Педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:

  • 10. Потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;
  • 11. Установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;
  • 12. Переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
  • 13. Установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;
  • 14. Профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др 1 .

Также наиболее типичными издержками юридической практики являются следующие:

  • - злоупотребление властью (служебным положением);
  • - погоня за процентом раскрываемости правонарушений. Ради процента не регистрируются все заявления о преступлениях, происходит их деление на "важные" и "неважные", поиск формальных поводов для прекращения дел "с согласия потерпевшего", "за малозначительностью" и т.п. Нередко в разряд "серьёзных" попадают такие дела, которые можно побыстрее "оформить" как раскрытые. Стремление схитрить, прежде чем начать работать по раскрытию правонарушения, постепенно становится второй натурой юриста;
  • - стремление сделать любой ценой карьеру, включая использование "обвинительного уклона". Желание подняться по служебной лестнице не путем упорного профессионального труда, а более облегченным, обходным путем толкает юриста к обвинению невиновных людей в правонарушениях с целью дать высокие показатели их раскрываемости. Вместо того, чтобы исходить из принципа "презумпции невиновности", закрепленном в Конституции, юрист проявляет поспешность, нарушает последовательность действий с целью обвинения подозреваемого в правонарушении. При этом разрешительный принцип "дозволено только то, что не запрещено законом", который характеризует деятельность государственных органов и их должностных лиц, переносится на граждан и их объединения;
  • - склонность к конъюнктуре, т.е. стремление идти в ногу со временем во что бы то ни стало. Проявляется в нарушении принципов законности из соображений "быть на уровне" требований времени. Напр., в условиях господства командно-административной системы привлекались к уголовной ответственности лица, не занимающиеся коммерческой деятельностью, но попавшие в кампанию борьбы с хозяйственными преступлениями;
  • - соображения корпоративной солидарности или слепой веры в служебный "мундир". Это выражается в безоглядной вере в действия коллег-юристов;
  • - вмешательство в рассмотрение юридических дел должностных лиц, наделенных властными полномочиями, но не имеющих к ним служебного отношения. Это находит проявление в телефонных звонках, личных переговорах и имеет отношение, как правило, к деятельности следователя или судьи.

Профессиональная деформация выражается в: неприкрытой недобросовестности при рассмотрении дела; плохом представлении о смысле своей работы; использовании устаревших стереотипных подходов к составлению рабочего плана и к его осуществлению; применении однотипных способов общения с клиентами без учета специфики дела и индивидуальности лица, нуждающегося в помощи юриста; сознательном нарушении закона, его обходе; некритическом отношении к выводам коллег-участников расследования дела; нарушении точного и скрупулезного соблюдения всех прав подследственного и подсудимого (отсутствие адвоката); игнорировании принципа презумпции невиновности, что является следствием чрезмерной самоуверенности, подозрительности и других отрицательных психологических качеств.