Последние статьи
Домой / Покупка / Пожарный профессия героическая презентация. Презентация - Урок мужества «Пожарник-профессия героическая

Пожарный профессия героическая презентация. Презентация - Урок мужества «Пожарник-профессия героическая

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Тип урока. Урок - путешествие

Цели: помочь учащимся стать читателем-исследователем, познакомить с новым видом жанра – поэмой, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению.

Задачи: 1)образовательные: проверить знания детьми сказок поэта, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширять словарный запас;

2)развивающие: развивать представление о выразительности русского языка; развивать память, внимание;

3)воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, к чтению, формировать коммуникативные навыки работы в паре, группе, позитивную самооценку.

УУД: учащиеся познакомятся с новым жанром – поэмой, выразительно читать, находить нужную информацию в учебнике, рассуждать, делать выводы, работать в паре и группе, оценивать свою работу.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», компьютер для просмотра презентации и мультфильма «У Лукоморья..», на доске рисунки: дуб с цепью и котом,

карточки с заданиями.

Использованные современные технологии:

    Технологии проблемного обучения;

    Технологии исследовательской деятельности;

    Технологии уровневой дифференциации;

    Информационно-компьютерные технологии;

    Игровые технологии.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 Самоопределение к деятельности. Организационный Момент. (1-2 мин)

Включение в деловой ритм. Приветствие:

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Я желаю вам успехов! Давайте вспомним правила урока. Молодцы!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Проверка д/з

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. (4-5 мин)

Ребята, а сейчас поиграем. Игра называется «Живая выставка».

Дома вы выполняли творческое задание. Какое?

Рисунки к сказкам Пушкина с озвучиванием наизусть (1 группа); рисунки героев сказок Пушкина (по выбору).

Представление рисунков («Живая выставка»).

Что объединяет все эти рисунки? (Они все к сказкам Пушкина)

2. Ребята, а что такое сказка? Назовите признаки сказки. Какие виды сказок вы знаете? Молодцы!

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков

3. Постановки учебной задачи. (4-5 мин)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сказка - это не просто вымышленная история. В ней есть много тай. А вы знаете эти тайны? А хотите узнать?

Тогда – внимание на экран! (Звучит отрывок песни «Приходите в гости к нам»).

Проблемная ситуация

Как вы думаете. А куда мы сейчас отправимся?

- А кто же поведет нас в мир сказки?

Кто нам поможет узнать ещё один секрет сказки? (Кот учёный и А. С. Пушкин) –вывешивается картинка на доску Пушкина и кота. Давайте определим тему урока! Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Назовите цели и задачи урока. Сегодня мы по­пробуем раскрыть тайны сказки.

Для этого мы будем иссле­довать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …» Ребята, а что вы знаете о Пушкине? (сообщения).

Слайд 1 Слайд 2

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил чтение. Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки.

Слайд 3

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

- А.С, Пушкин.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа над произведением

Чтение и анализ произведения

Первичное чтение

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?

Игра «Соответствие». Слайд 4

Рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина.

Расскажите, какая иллюстрация, какой сказке соответствует

Проверим на мониторе.

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)

Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году.

Слайды 5-6

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова)

На доске: дуб, цепь, кот.

Покажите, а какой будет берег.

Ребята,наше сказочное исследование продолжается, и теперь мы отправимся в лукоморье.

Открыли учебник на стр. 112-113

Чтение сказки учителем

Выразительное чтение учителем.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Дети называют номер и название сказки.

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Ответы детей

Выбирают один из берегов

Дети отмечают про себя в тексте труднопроизносимые и непонятные слова.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:

моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление. (4-5 мин)

Повторное чтение

Устанавливает осознанность восприятия . Первичное обобщение .

Каким же поэт изобразил лукоморье?
-Что вам хочется сказать об авторе?

Техника чтения трудных слов. Слайд 7

У Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

Не-ви-дан-ных при-хлы-нут

пре-крас-ных

ми-мо-хо-дом

Чтение произведения детьми(самостоятельная работа)

Словарно-лексическая (работа в парах) Слайд 8

Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Повторное чтение произведения детьми

Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?

– Какие волшебные предметы называет?

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок? Ребята, путешествуя по лукоморью, мы устроим отдых для наших глазок.

Зарядка для глаз Слайд 9

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д.

Дети выбирают трудные слова для чтения.

чтение произведения детьми

Они объясняют значения слов, как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение

Дети выразительно читают пролог по частям.

Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да.Окончание пролога похоже на конец народной сказки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Организует деятельность с применением новых знаний.

– Составление схемы «Чудеса лукоморья»

– Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Коллективная работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения.

Слайд 10

1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) Слайд 11

2.В волшебном мире растёт дерево (…,)Сл.12

3.Важные предметы непременно золотые (…)Слайд13

4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)Слайд14,15

5. Разгадывание шифровки-анаграммы:

ЛОМЫЦОД -3217645 Слайд 16

Работа в группах.

(Море, океан, река)

(Дуб, яблоня, ель…)

(Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…)

(Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…)

(МОЛОДЦЫ)

7. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин)

Итог урока

Домашнее задание

Организует рефлексию.

Слайд 17

Ребята, сегодня мы только начали наше исследование, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

- Что особенно вам понравилось? «Листок настроения»: поднимите листочек дуба, цвет которого выражает ваше настроение
а я прикреплю их к дуб,у и мы узнаем общее настроение класса.

Слайд 18 (дифференцированное: учащиеся сами выбирают по степени трудности)

Стр 112-113Выразительное чтение

Выучить первые 12 строчек наизусть - Нарисовать понравившееся чудо.

Просмотр видеоролика к песне из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Урок литературного чтения.

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Основные задачи:

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

Дать первоначальное представление о сказочной поэме;

Познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

Планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Оборудование:

    Учебник «Литературное чтение»

    Карточки с жанрами для работы в группах.

    Карточки со словарными словами

    Презентация

    Запись шума моря

    Мультипликационный фильм: «У Лукоморья дуб зелёный»

Ход урока.

    Организационный этап.
    - Давайте поздороваемся с гостями.
    - Тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

II . Актуализация знаний.
Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
Учитель: - Прочитайте названия книг и подумайте, что объединяет все эти произведения?

(слайды)

Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и его работнике Балде.

Д. Это произведения А. С. Пушкина.

У. Да, действительно, все эти произведения написал А.С. Пушкин.(СЛАЙД)

1. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

У. О ком будем вести речь на уроке?(мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)

У. Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина

и отравимся в мир сказок, будем литературными исследователями и отправимся в лукоморье.

2. Целеполагание и сообщение темы.

У. Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Д. Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это произведение.

У. Для чего вам это нужно?
Д. Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы нас было приятно слушать другим.

3.Выявление читательского опыта по произведениям А. С. Пушкина. Работа в группе

Учитель . - Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся. Объединитесь в группы.

Определите жанр отрывков из произведений, которые вам даны на карточках.

- Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы
«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)

Задания для 2 группы

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (отрывок из стихотворения.)

Задания для 3 группы

“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане »

Вывод: Молодцы, ребята! Вы правильно определили жанры предложенных произведений великого русского поэта.

III . Работа с текстом.

Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А. С. Пушкина

У . Итак, какие по жанру произведения у А. С. Пушкина мы знаем?
Д. Стихотворение, сказка Запись на доске (открывает учитель).

ЖАНРЫ произведений А. С. Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА (ещё закрыта)

У. Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?

Д. Всего 5 сказок.

1.Работа над новым материалом. Первичное восприятие текста.

У. Сегодня на уроке мы узнаем новый жанр произведений А.С. Пушкина и поэтому наше сказочное путешествие продолжается. Мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком: «У лукоморья дуб зелёный…» (СЛАЙД) (доска 2 часть темы)

У. Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

У. Предлагаю посмотреть и послушать это произведение. (Мультипликационный фильм)

2. Беседа по первичному восприятию:
У. Понравилось ли сказка?

У. Что понравилось?
У . Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
У. Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

У. Дети, сейчас мы с вами познакомились с новым для нас жанром: это поэма. «У лукоморья дуб зелёный…» являетсяотрывком из большой поэмы:«Руслан и Людмила». Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах.
У. А что такое поэма? Кто из вас знает?

У. Более полно и точно значение слова поэма узнаем из толкового словаря Ожегова. (СЛАЙД)

Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

У . Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А. С. Пушкина (Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)

У . А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Ответы детей)
Теперь обращаемся к словарю в конце нашего учебника на стр. 214, прочитает ученик…

Д. Лукоморье - морской залив . (Слайд)

У. Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

У. Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.

Физминутка- релакс «У моря»

Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)

Расскажите, что вы слышали? (Крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?

И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (На доске появляется рисунок огромного дуба)

3.Работа над произведением . Первичное чтение.

У. Теперь прочитаем текст сами на стр. 86 (сильные ученики). Все следят за текстом и делают карандашом пометки над словами, которые вам будут непонятными.

У. Какие вам встретились трудные непонятные слова? (Дети называют слова, учитель выставляет карточку на доску).
У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», « витязь » и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

4.Словарная работа : (СЛАЙД)

У . Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова

    ДОЛ -долина

    ПЛЕНЯЕТ- берёт в плен

    ЗЛАТАЯ -золотая

    БРЕГ - берег

    ПЕСНЬ - песня

    ЧРЕДОЙ – по очереди

    НЕВЕДОМЫЕ - неизвестный

    ТУЖИТ -скучает

    ЧАХНЕТ – вянет, становится чахлым

    МИМОХОДОМ – проходя мимо

    ПОВЕДАТЬ - рассказать

5.Физкультминутка .

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

IV . Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

У. С какими чудесами в сказке вы познакомились?

У. Я покажу вам иллюстрации чудес, которые происходят в сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).

Слайд Зеленый дуб, кот учёный, Леший, Русалка, 30 витязей, Колдун, Царевна, Кащей.

Вывод: Через своё произведение А. С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение

Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Д. Поэма.
У. Что особенно вам понравилось?
Д. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

6. Нахождение в тексте отрывка. (Дополнительно)

Прочитаем еще раз поэму по цепочке по 1 строчке. Начинает…

V . Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу.

Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их. (СЛАЙД)

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара. То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина.Читайте Пушкина.

VI . Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) (запись на доске).

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.

Урок

литературного чтения

по теме

«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»

Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Цели урока:

  • Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
  • Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
  • А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

В)чтение про себя

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
  • Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
  • Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.

Психологический настрой на работу.

Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

2. Проверка домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.

А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.

На доске слова:

«Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)

(Портрет Пушкина).

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.

Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

4. Повторение изученного.

Подготовительная беседа учителя о поэте.

Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.

Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.

Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.

В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.

Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.

Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?

На самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.

3. Работа над новым материалом.

У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.

Герои какого произведения находятся в сундуке?

-«У лукоморья дуб зеленый…»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…

Словарная работа.

Что такое «Лукоморье»? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.

Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает « дол »? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев –долина).

Как вы понимаете слова « видений полны »? (Много выдуманных героев).

О заре – на заре.

Почему воды названы ясными? (прозрачные).

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет, худеет.

У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ

А) Работа над произведением.

У . Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.

Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка наизусть)

Первичное восприятие текста.

- Беседа по первичному восприятию:

  • Понравилась ли сказка?
  • Что понравилось ?

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

Каким же поэт изобразил лукоморье?(сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

Что особенно понравилось и почему?

Чтение цепочкой.

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)

Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?(Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

Что вы можете сказать о второй части?(более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).

Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).

Какие сказочные герои повстречались?

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Самостоятельная работа детей.

  1. Чтение про себя
  2. Работа над выразительным чтением.

Чтение вслух.

Самостоятельное чтение последних шести строк.

Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Кульминационный момент.

Прикрыли книжки.

Кто какие строчки запомнил?

Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Учитель читает стихотворение наизусть:

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном.

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Всем спасибо за урок!