Последние статьи
Домой / Покупка / Скачать технологическую карту по технологии. Конспект урока по технологии

Скачать технологическую карту по технологии. Конспект урока по технологии

Технологическая карта урока

Предмет: «Технология»

Учитель технологии: Смирнова Т.П.

Базовый учебник «Технология обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко

Тема урока: «Конструирование фартука»

Цель: в процессе изучения трудовой операции «конструирование фартука» достичь следующих образовательных результатов

Личностный результат :

(учебная цель 1)

- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции построения чертежа (3 уровень усвоения знаний - осмысление)

Метапредметный результат :

(учебная цель 2)

- уметь диагностировать результаты выполнения операции построения чертежа по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат :

(учебные цели 3-7)

- усвоить понятие процесса конструирования (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);

Представлять виды инструментов для построения чертежа, приемы построения чертежа (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);

- уметь выполнять технологическую операцию «конструирование» с соблюдением алгоритма построения чертежа фартука (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);

Уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции построения чертежа (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)

Развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием - первоначальное умение).
Задачи:

познавательные:

Выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;

На основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование»;

Создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов построения чертежа фартука;

На основе анализа выявить и осознать показатели качества выполнения операции конструирование фартука

Выполнить практическую работу по построению чертежа фартука регулятивные:

Выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов построения чертежа;

Выполнить рефлексию

коммуникативные:

- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы;

Осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе

личностные:

- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.

Тип урока комбинированный

Образовательные технологии: информационные технологии, критического мышления, проблемного обучения, развивающего обучения

Методы обучения : объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)

Объект труда : выкройка фартука

Межпредметные связи : математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые, построение фигур)

Необходимое оборудование :учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные материалы и оборудование: электронное сопровождение урока: компьютер, проектор, технологическая карта на изготовление изделия «Выкройка фартука»,инструкционная карта по выполнению приемов конструирования.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебные задачи и содержание обучения

Деятельность

обучающихся (УУД)

Деятельность

учителя (методы, средства обучения, образовательные технологии)

Уровень достижения планируемых результатов

обучения

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Орг. часть

Подготовиться к работе на уроке по теме «Конструирование фартука»

Наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного

Общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным

Организуют и проверяют свою подготовку к уроку

Выслушивает дежурного;

Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний

Повторить и актуализировать знания по прошлой теме «Измерение фигуры человека и запись мерок»

осмысливают суть вопроса учителя;

Воспроизводят (словесно) учебный мате­риал;

Слушают, осмысливают, анализируют

ответы товарищей;

Высказывают и аргументируют свою точку зрения по рассматриваемым вопросам

Выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса

Осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками

Оценивают и корректируют свои ответы и ответы товарищей

беседует с обучающимися по предыдущей теме урока

Мотивирует обучающихся на работу.

2 уровень (алгоритмический)

3. Целеполагание

Определить и принять учебную цель (задачи) на урок.

Осмысливают познавательную цель и основные задачи на урок;

Формулируют тему и цель урока,

Высказывают свои мнения по формулировке темы и цели урока

Определяют общие способы взаимодействия на уроке

в соответствии с целью планируют задачи (работу) на урок

С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к определению темы, цели и плана урока

3 уровень (эвристический)

4. Изучение нового материала

Выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование», «моделирование», «модель»;

Познакомиться с инструментами и приспособлениями для конструирования фартука

Воспринимают информацию (слушают, наблюдают, осмысливают);

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

Уточняют информацию по учебнику и компьютерной презентации

Работают с рабочими тетрадями

Выслушивают объяснение учителя и ответы товарищей;

Выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса;

Обмениваются мнениями;

Учатся формулировать, аргументировать собственную позицию

Оценивают степень восприятия учебного материала (самооценивание)

Выстраивают свои суждения, мыслительные действия;

Планируют свою работу с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью

Объясняет, беседует, задает проблемные вопросы

Демонстрирует изучаемые инструменты, слайды презентации, готовые выкройки,

Организует работу обучающихся с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью

2 уровень

(алгоритмический)

3 уровень

(эвристический)

5. Вводный инструктаж

Создать ориентировочную основу действий при выполнении операции конструирование фартука (установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда при конструировании фартука);

Определить показатели и критерии качества выполнения операции конструирования

Слушают, наблюдают и осмысливают способы действий при выполнении операции конструирование;

Анализируют конструкцию объекта труда, технологию его изготовления, приемы работы с чертежными инструментами; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают гипотезы;

Запоминают и воспроизводят учебный материал

Формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения;

Осуществляют внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы

Планируют свои действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условия­ми ее реализации;

Осуществляют самоконтроль

Стимулирует познавательную деятельность обучающихся по осмыслению конструкции и технологии изготовления изделия;

Объясняет и показывает алгоритмы способов действий, приемы работы; типичные ошибки, способы их предупреждения; организацию рабочего места; правила безопасной работы;

Выясняет, как обучающиеся усвоили учебный материал

(алгоритмический)

6. Самостоятельная работа, текущий инструктаж

Выполнить практическую работу по построению чертежа выкройки фартука

Выполнить действия по обслуживанию рабочего места и контролю при выполнении приемов построения чертежа фартука

Выполняют трудовые приемы, операции по конструированию;

Выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций при конструировании;

Выполняют действия по выбору инструментов, обслуживанию рабочего места и контролю в процессе выполнения операции конструирование

Строят рабочие взаимоотношения с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в парах

Готовят рабочее место для конструирования;

- планируют этапы выполнения задания,

Отслеживают продвижения в выполнении задания,

Выполняют самоконтроль с позиции соответствия полученных результатов в учебной задаче.

Проверяет готовность обучающихся к работе

Организует практическую работу по изготовлению изделия;

Выполняет целевые обходы рабочих мест обучающихся.

2 уровень (алгоритмический)

7. Заключительный инструктаж

Выполнить оценку и самооценку результатов работы в соответствии с установленными критериями и показателями качества (выполнить расчеты ширины фартука и длины пояса, построение чертежа фартука по своим меркам)

Выполнить рефлексию;

Взять домашнее задание

Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины

Высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.

Оценивают и анализируют результаты выполненной работы (рефлексия –Какие моменты урока были самые трудные? Почему? Какие моменты урока оказались самыми интересными?)

Организует деятельность обучающихся по анализу ошибок, их причин;

Совместно с обучающимися оценивает результаты их работы на уроке, выставляет отметки;

Задает домашнее задание

2 уровень (алгоритмический)

8. Уборка рабочих мест

Выполнить действия по обслуживанию рабочего места после работы

Выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских

Строят взаимоотношения, распределяют функции по организации уборки рабочих мест и мастерских

Планируют работу по уборке рабочих мест;

Оценивают качество уборки

Организует и контролирует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными

2 уровень (алгоритмический)

приложение

Инструкционная карта

Построение чертежа фартука с нагрудником.

Названия отрезков

Построение

1. Определение линии талии

Вточке Т построить прямой угол.

2. Определение линии низа

От точки Т вниз отложить величину мерки Ди и поставить точку Н.

3. Определение ширины фартука

Сб:2 + 6 = = 26 см

От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки Ti и Hi. Соединить точки Tj и Hi прямой линией. Построить прямоугольник.

4. Определение месторасположения кармана

Постоянная величина

1. От точки Т вниз отложить 6 см и поставить точку К.

2. Из точки К провести горизонтальную линию.

3. От точки К влево отложить 7 см и поставить точку Ki .

4. Из точки Ki вниз и вле­во отложить по 15 см и по­ставить точки К 2 и Кз-5.

5. Соединить точки К и К 2 прямой линией.

6. Из точки К 2 влево и из точки Кз вниз отложить по 15 см и поставить точку К Построить квадрат.

5. Определение длины нагрудника

Постоянная величина

Через точку Т вверх продлить прямую линию и отложить на ней 14 см. Поставить точку В.

6. Определение ширины нагрудника

1. Из точки В провести горизонтальную линию и отложить на ней 7 см. Поставить точку Вi. 2. Из точки Т отложить влево 8 см и поставить точку Т2. 3. Соединить точки Вi и Т2 прямой линией.

7. Определение ширины пояса

От точки П отложить ширину пояса 9 см. Поставить точку П.

8. Определение длины пояса

Ст х 2 + 20 =

30 х 2 + 20 = 80 см

От точки П отложить длину пояса 80 см. Построить прямоугольник

9. Ширина бретели

От точки Б отложить ширину бретели 7 см. По ставить точку Б.

10. Длина бретели

От точки Б отложить длину бретели 50 см. По строить прямоугольник.

Технологическая карта урока

Предмет: технология Класс: 3-А Учебник: Н. И. Роговцева, Н.В. Богданова, Технология, 3 класс- М.: Просвещение, 2011 г.

Тема урока: Архитектура Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: общеобразовательный класс с разным уровнем подготовки и успеваемостью.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Познакомить учащихся с основами черчения: с понятиями «чертёж»,«масштаб»,«эскиз»,«технический рисунок»,«развёртка»,«прочитать чертёж»,с основами масштабирования, выполнения чертежа развёртки, с основными линиями чертежа.

Знать процесс построения зданий; выполнять чертеж в заданном масштабе; знать профессии, которые участвуют при построении зданий; знать понятия «чертеж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развертка», «прочитать чертеж».

Регулятивные

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, оценивать результаты собственной деятельности с использование критериев оценки. Регулировать свое поведение.

Познавательные

Постановка и решение проблемы, формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков.

Ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, анализировать, сравнивать, логически рассуждать, использовать при выполнении заданий установленные закономерности.

Коммуникативные

Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность).

Владеть диалоговой формой речи, читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре, участвовать в работе группы, выполняя свою часть обязанностей.

Личностные

Воспитывать внимание, аккуратность при письме.

Регулировать свое поведение, ответственно относится к своему здоровью.

Новые термины и понятия: архитектура, каркас, инженер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, прочитать чертёж.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, иллюстрации разных стилей архитектуры,

готовое изделие«Дом».У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, линейка, простой карандаш, ластик, клей, цветная бумага, полиэтилен, листформатаА3, резак, ножницы, фломастеры.

Практическая работа (9 кл.)

«Обработка оборки и соединение ее с основной деталью»

Выкроите основную деталь размером 15х15 см.

Выкроите деталь оборки 10х25 см.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Обработайте отлетной срез оборки швом вподгибку с закрытым срезом, выполняя закрепки. Ширина шва - 15 мм

Проложите две машинные строчки крупными стежками на расстоянии от среза притачивания 7 мм и 10мм

Соберите деталь оборки нитками строчек так, чтобы ее размеры совпали с основной деталью.

Приметайте собранную оборку к основной детали. Строчку приметывания проложите между строчками сборки. Притачайте оборку, выполняя закрепки. Ширина шва притачивания – 15 мм. Удалите стежки временного назначения. Приутюжьте шов притачивания.

Обработайте срезы оборки и основной детали зигзагообразной строчкой. Заутюжьте шов притачивания оборки в сторону основной детали.

Закрепите заутюженные срезы отделочной строчкой, выполняя закрепки, ширина которой 5-7 мм. Выполните окончательную влажно-тепловую обработку.

Карта пооперационного контроля по выполнению практической работы «Обработка оборки и соединение ее с основной деталью»

Критерии оценки

Соответствие размеров выкраиваемых деталей согласно заданным величинам (основная деталь 15x15 см, деталь оборки 10x25 см)

Ширина шва вподгибку с закрытым срезом (15 мм)

Ширина шва притачивания оборки (15 мм)

Выполнение закрепки в начале и конце шва (5-7 мм)

Качество выполненной сборки (равномерное

распределение)

Качество обметочной строчки

Качество отделочной строчки (ширина шва 5-7 мм)

Качество влажно-тепловой обработки

Итого баллов

Обработка накладного кармана с закругленными концами

1. Проверить детали кроя.

2..3аметать верхний срез кармана, подгибая по надсечкам.

3..3астрочить верхнии срез кармана.

4..Удалить строчку временного назначения (сметочные стежки). 5.Приутюжить верхний срез кармана.

6.Проложить по нижнему срезу кармана ручную строчку прямыми

сметочными стежками.

7..Стянуть нижний срез кармана, на нити ручной строчки используя

картонное лекало.

8.Приутюжить карман, используя лекало.

9..Разметить месторасположение кармана.

10.Приметать карман к основной детали изделия.

11. Настрочит карман на основную деталь.

12.Удалить строчку временного назначения (сметочные стежки).

13. Приутюжить готовый карман.

Внимание!

Карта пооперационного контроля для практического задания олимпиады (10-11 класс обработка накладного кармана с закругленными концами)

Критерии контроля

Кол-во баллов

Набранные баллы

Качество обработки верхнего среза кармана (соблюдение ширины подгиба, качество машинной строчки) ________________

Качество выполнения операций ВТО для верхнего среза кармана

Качество выполнения закругления углов кармана

Качество настрачивания кармана (качество машинной строчки при настрачивании, наличие закрепок, правильное расположение кармана на основной детали) _________

Качество окончательной влажно-тепловои обработки

Итого 40 баллов.

Обработка горловины спинки обтачкой.

1. Проверить детали кроя.

2. Заметать внешний срез обтачки строчкой временного назначения (прямыми сметочными стежками) подгибая его на 1 см.

3. Застрочить срез обтачки.

4. Приутюжить обтачку.

5. Приметать обтачку к горловине.

6. Притачать обтачку к горловине.

7. Выметать кант по горловине косыми сметочными стежками

8. Проложить по горловине отделочную строчку шириной шва 5-7 мм.

9. Приутюжить горловину.

Рекомендации по правильному выполнению практического задания: учащимся необходимо тщательно проверить детали кроя, правильно использовать необходимые принадлежности, оборудование и инструменты (ножницы, швейные иглы, нитки, швейное оборудование, лекала и т. д.), а так же правильно выполнять технологические операции. Внимание!

По окончании работы тщательно проверьте изготовленный узел швейного изделия. Удалите все остатки ниток от швов временного назначения и выполните операции влажно-тепловой обработки готового изделия.

Карта пооперационного контроля для практического задания олимпиады
(8-9 класс обработка горловины спинки
обтачкой)

Критерии контроля

Кол-во
баллов

Набранные
баллы

Качество обработки внешнего среза обтачки
(качество машинной строчки, качество ВТО)

Качество обработки обтачкой горловины
(качество машинной строчки, наличие
рассечек)

Наличие переходного канта

Качество выполнения отделочной строчки

Качество окончательной влажно-тепловой
обработки

Организация работы, соблюдение техники безопасности

Вариант А.

    Низ изделия подогнуть на 1 см на изнаночную сторону, заметать.

    Срез подгиба подогнуть на 2 см и заметать.

    Подшить потайными стежками (в 1см 2-3 стежка).

Самоконтроль: строчка ровная, аккуратная; ширина шва и количество стежков в 1 см соответствуют заданным величинам; наличие закрепок; ВТО.

«Обработка низа изделия потайными подшивочными стежками»

Критерии контроля

Заметывание припусков низа изделия

Ширина шва 2 см

Количество стежков в 1 см

Ровность, аккуратность строчки

Выполнение закрепок

Качество ВТО

Соблюдение Т/Б

Практическая работа по технологии 7-9 классы

Вариант Б.

    Выкроить косую полоску под углом 45 к нитям основы и утка, шириной в 7 – 8 раз больше готового канта (ширина готового канта 0,5 см).

    Полоску сложить вдоль пополам, изнаночной стороной внутрь, приутюжить.

    Наложить полоску на основную сторону основной детали, уравнять срезы, приметать.

    Притачать на 0,3 - 0,5 см от срезов.

    Обогнуть срезы полоской, выметать кант.

    Настрочить в шов притачивания.

Самоконтроль: ; машинные строчки ровные, аккуратные; ширина шва, величина канта соответствуют заданным величинам; наличие закрепок; ВТО.

Карта пооперационного контроля

«Обработка низа изделия окантовочным швом с закрытыми срезами»

Критерии контроля

Соблюдение технологии выполнения

Раскрой окантовочной полоски (ширина полоски, направление долевой нити)

Ширина готового канта 0,5 см

Точность выполнения настрочного шва

Выполнение закрепок

Качество ВТО

Соблюдение Т/Б

Вариант А.

    Выкроить обтачку и клеевую прокладку по форме горловины, шириной 4,0 см.

    Прокладку совместить с изнаночной стороной обтачки, приутюжить.

    Обтачку наложить лицевой стороной на лицевую сторону изделия, совместить все срезы, сметать.

    Обтачать, ширина шва 0,5 см.

    Надсечь в углах не доходя до строчки на 0,1 – 0,15 см.

    Заметать край обтачки на 0,5 см на изнаночную сторону.

    Настрочить, ширина шва 0,1 - 0,2 см, приутюжить.

    Перегнуть обтачку на изнаночную сторону изделия, выметать с кантом-перепуском.

    Проложить отделочную машинную строчку, ширина шва 0,3 см, приутюжить.

    Прикрепить край обтачки ручными потайными стежками к изделию через каждые 5 – 7 см.

Самоконтроль: соблюдение технологии выполнения; машинные строчки ровные, аккуратные; ширина швов соответствует заданным величинам; наличие надсечек, закрепок; ВТО.

Карта пооперационного контроля

«Обработка горловины выреза «каре» подкройной обтачкой»

Критерии контроля

Соблюдение технологии выполнения

Раскрой обтачки и клеевой прокладки

Обработка клеевой прокладки

Соблюдение ширины швов

Выполнение надсечек

Ровность, аккуратность строчек

Наличие и качество канта

Выполнение закрепок

Выполнение потайных стежков

Качество ВТО

Соблюдение Т/Б

Практическая работа по технологии 10-11 классы

Вариант Б.

«Обработка воротника с втачным кантом»

    Выкроить косую полоску под углом 45 к нитям основы и утка, шириной в 5 раз больше готового канта (ширина готового канта 0,3 см).

    Полоску сложить вдоль пополам, изнаночной стороной внутрь, сметать, совмещая срезы, приутюжить.

    Приметать на лицевую сторону верхней детали воротника, совмещая срезы (на скруглениях выполнить посадку).

    Сложить воротник и нижний воротник лицом внутрь, сметать.

    Обтачать, ширина шва 0,3 – 0,4 см.

    Проверить симметричность воротника, срезать излишки ширины шва на скруглениях, детали вывернуть, выметать.

Критерии контроля

Соблюдение технологии выполнения

Раскрой обтачки

Соблюдение ширины швов

Выполнение посадки

Ровность, аккуратность строчек

Ширина канта

Выполнение закрепок

Качество ВТО

Соблюдение Т/Б

Самоконтроль: соблюдение технологии выполнения; машинные строчки ровные, аккуратные; ширина шва соответствует заданным величинам; симметрия воротника; наличие посадки, закрепок; ВТО.

Карта пооперационного контроля

«Обработка горловины выреза «каре» подкройной обтачкой»

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.