Последние статьи
Домой / Жкх / Первоочередное получение жилья. Как формируется список очередников на получение жилья в РФ: первоочередные и внеочередные списки? Условия выделения бесплатных квартир государством

Первоочередное получение жилья. Как формируется список очередников на получение жилья в РФ: первоочередные и внеочередные списки? Условия выделения бесплатных квартир государством

Согласно ст.33 Жилищного Кодекса граждане России имеют право войти в список учёта очередников на получение жилья и получить его от государства, если они соответствуют определённым критериям и нуждаются в получении квартиры.

Обеспечение нуждающихся жильём проходит в порядке строгой очерёдности.

Право получить квартиру от государства гражданин приобретает с того момента, когда подаётся заявление. При нарушении порядка очереди, можно написать исковое заявление в суд.

Примечательно, что обратиться в суд сам гражданин не может. По закону это могут сделать властные органы и правовые учреждения.

Кто получает жильё в первую очередь

Первоочередное право получить жилплощадь определяется ст.36 Жилищного Кодекса.

Таким правом обладают:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники боевых операций, сотрудники силовых органов;
  • Герои России, награждённые Орденами Славы, «За службу Родине в Вооружённых силах», Герои Труда;
  • семьи пропавших без вести в годы войны или в других боевых операциях на территории РФ или другого государства;
  • лица, имеющие тяжелые хронические заболевания (вписаны в ЖК РФ). Например, псориаз, тяжкие психические заболевания, туберкулёз, тяжёлые формы бронхиальной астмы;
  • работники полиции, таможни;
  • члены семей военнослужащих, если они погибли, исполняя свой служебный долг;
  • инвалиды 1, 2 группы, получившие инвалидность в результате боевых и гражданских операций или по врождённому заболеванию;
  • ветераны отраслей ЖКХ, долго проработавшие на одном месте;
  • врачи, педагоги, другие специалисты, которые приглашены учреждениями населённых пунктов;
  • матери – героини, одинокие матери, многодетные семьи, при рождении двойни, тройни.

Этот список первоочередников далеко не полный. Закон прописывает возможности перевода из общей очереди в этот список.

Кто обладает правом на жилье без очереди

В России существует единый список нуждающихся в жилье или улучшении жилищных условий.

Он состоит из трёх списков, совершенно не связанных друг с другом:

  • люди с первоочередным правом на получение жилья;
  • внеочередники;
  • очередники на общих основаниях.

Этот порядок обеспечения квартирами никогда не нарушается. Даже если кто-то имеет особые достижения перед государством или остро нуждается в крыше над головой.

На внеочередное право могут претендовать:

  • при утере любого вида жилья в результате стихийных бедствий;
  • выпускники детдомов, интернатов, достигшие совершеннолетия;
  • сироты, бывшие на попечении, при достижении ими 18 лет;
  • специалисты, работающие по направлению далеко от места проживания;
  • судьи, работники прокуратуры, участковые инспектора обеспечиваются благоустроенным жильём не позднее, чем через 6 месяцев;

Инвалиды, пенсионеры, выписанные из лечебных учреждений и не имеющие крова, также обладают правом получить квартиру без очереди. Или можно возвратить им прежнее жильё, если оно соответствует нормам.

Что такое общая очередь

Общая очередь включает список тех лиц, которые не имеют приоритета среди других очередников.

Но всё же она не охватывает всех желающих вступить в очередь на муниципальную квартиру.

Критерии постановки в общую очередь:

  • ценз осёдлости — 5 лет;
  • отсутствие действий по ухудшению своих жилищных, материальных условий: продажа, обмен, тунеядство.
  • нуждаемость подтверждена документами из управления социальной защиты;
  • семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, малоимущие, многодетные;
  • инвалиды, у которых нет собственной жилплощади.

Последними пунктами списка идут граждане, у которых жилплощадь не соответствует нормам (6 м 2 на одного).

Кто может получить жилье

Граждане России обладают правом получить льготное жильё, улучшить условия проживания.

Иностранец не может претендовать на государственную квартиру, независимо от того, одинокий это человек или семья.

Лицам, не имеющим гражданства, также не положена жилплощадь от государства. Если семья смешанная, то заявление рассматривается согласно нормам, принятым в регионе проживания.

Вступить в очередь на получение жилья вправе:

Жильё предоставляется государством через по отношению к социально незащищённым категориям населения. Сюда относятся малоимущие и нуждающиеся.

Получить квартиру могут те, кто претендует и соответствует критериям предоставления жилья. Своё соответствие нужно подтвердить, предоставив документы. Каждый регион имеет свои критерии, которые составляются на основе унифицированных для всей страны.

Продвижение по очереди проходит под строгим наблюдением за материальным положением семьи. Члены комиссии должны смотреть за изменениями семьи. В Москве критерии очень сильно сжаты, а власти Санкт-Петербурга расширили и добавили новые категории.

Как формируется список очередников

Каждый орган муниципальной власти имеет департамент жилищной политики при исполкоме. Именно туда нужно обратиться с документами.

Работник должен проверить наличие всех необходимых документов, проконтролировать их правильность, соответствие нормам. При необходимости проводится консультация.

Пишется заявление и вместе с документами сдаётся члену административной комиссии, уполномоченной проверить возможность или невозможность внесения в списки. Вопрос рассматривается в течение месяца. Претендент получает решение комиссии с согласием или отказом.

При формировании бюджета выделяются средства, а также определённое количество фондов по каждому направлению с учётом потребностей каждой группы граждан. Запрещено перемешивать средства в пользу одной из очередей за счёт другой.

Гражданин не может получить квартиру из другого списка, если он уже состоит в другой очереди.

Полезно знать: недопустимо решать жилищные вопросы внеочередников за счёт общей очереди. При обнаружении таких нарушений, ордер становится недействительным, договор социального найма признаётся ничтожным и аннулируется.

В каких случаях вносятся изменения

Внести изменения в списки очередников возможно только по очень веским причинам. Например, если заявитель грубо нарушает свои трудовые обязанности.

За это можно сместить очередь на несколько пунктов, но вычеркнуть человека никто не имеет права.

Даже если он замечен в совершении хулиганских действий, нетрезвом состоянии, нарушениях трудовой дисциплины, хищениях. Исключением является привлечение его к уголовной ответственности

Может быть продвижение по списку в обратном направлении. Например, очередник передаёт свое жильё муниципалитету, чтобы получить новое. Эта процедура проводится при подаче этим гражданином заявления.

Очередь может быть нарушена при наличии очень веских причин: например, если произошли стихийные бедствия или катастрофы техногенного характера, приведшие к разрушению домов. В этом случае жильё будет предоставлено пострадавшим, даже если они не состояли в списке очередников.

Получение квартиры от государства считается хлопотным и нерациональным делом. Многие люди уверены, что это невозможно, и не обращаются за помощью, даже если формально соответствуют критериям. Этого не стоит делать.

С одной стороны, право на жильё прописано в Основном Законе России. Реализовать его имеет право каждый гражданин. С другой стороны, факт нахождения в очереди может оказаться полезным для получения субсидий при покупке в будущем жилья.

Смотрите видео, в котором разъясняется, как встать в очередь на жилье:

До принятия в 2005 году нового ЖК РФ на получение жилья от государства (сегодня в ходу термин «социальное жилье») теоретически имели право все граждане, у которых площадь их жилья не соответствовала установленным нормам. Однако в новом ЖК РФ для получения права на бесплатную квартиру, кроме критерия недостаточности жилплощади, добавился и критерий вхождения в малоимущие слои населения.

Малоимущими граждан признают по решению органов местного самоуправления на основании размера дохода, приходящегося на одного члена их семьи, а также величины стоимости имущества, которым владеют члены семьи. Таким образом, общего для страны критерия отнесения гражданина к малоимущим не существует. Эти критерии, как и правила признания за конкретными гражданами права на получение бесплатного жилья, отличаются в разных субъектах федерации.

Кроме малоимущих на социальное жилье имеют право военнослужащие, уволенные в запас, дети-сироты, а также семьи, содержащие больных определенными заболеваниями, например, туберкулез в открытой форме. Также и все те, кто стоял в очереди на получение социального жилья до принятия нового ЖК РФ, так в ней и остались.

Основные законы и условия

Итак, социальным называется жилье в государственной или муниципальной собственности, которое бессрочно и бесплатно дается гражданам. При наличии гарантий получения права на такое жилье в Конституции РФ она не содержит механизма и условий для его получения. Они были разработаны позже и приведены в ГК РФ и ЖК РФ.

В первом из этих кодексов (ст. 672) вводится понятие «социальный наем жилого помещения» в жилфонде, предназначенном для социальных целей. Второй кодекс детально урегулировал эту законодательную норму путем разработки положений про договор социального найма жилья.

По этому договору собственник жилья, находящегося в госжилфонде, обязуется передать нанимателю (гражданину) жилье во владение и пользование для проживания в нем на приведенных в ЖК РФ (ст. 60) условиях.

ЖК РФ устанавливает основные правила и условия для социального найма; содержит перечень требований к тем, кто претендует на получение социального жилья. Всем, кто считает, что у них есть право на социальное жилье, должны для начала внимательно прочитать главу 7 ЖК РФ, так как все другие акты законодательства не должны ему противоречить.

В ряде субъектов РФ приняты отдельные законы, регулирующие получение социального жилья малоимущими гражданами, например, Закон г. Москвы от 14.06. 2006 г. № 29.

В настоящее время правительством РФ реализуется масштабная ФЦП «Жилище», в которую как составная часть входит и программа социальное жилье для ряда категорий граждан. Путем выполнения данной ФЦП власти РФ намерены сократить существующую очередь на социальное жилье.

Нормы площади социального жилья

Социальная норма площади жилья отличается в разных субъектах РФ. Так в в Москве существуют такие нормы:

  • один человек может претендовать на 1-к квартиру до 36 кв.м.;
  • бездетным супругам положена 1-к квартира от 36 до 44 кв.м.;
  • пара не являющихся супругами граждан может получить 2-к квартиру от 36 до 50 кв.м.;
  • супругам с ребенком положена 2-к квартира от 54 до 62 кв.м.;
  • семья из 3-х человек без супружеской пары может рассчитывать на 3-к квартиру от 54 до 74 кв.м.;
  • на семью из 4-х и более человек социальное жилье дается из расчета 18 кв.м. на человека.

Тяжелобольному человеку полагается отдельная комната в квартире.

Условия для признания граждан нуждающимися в жилье

Если семья признана малоимущей в установленном порядке, то она может быть признана нуждающейся в бесплатном жилье. Необходимые условия постановки на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье:

  1. площадь жилья, приходящаяся на одного члена семьи, является меньшей, чем учетная норма, составляющая в разных субъектах РФ от 9 до 18 кв.м.;
  2. жилье, в котором проживает семья, является ветхим и не подлежит ремонту. В каждом субъекте федерации устанавливается свой порядок отнесения жилья к этой категории;
  3. среди жильцов коммунальной квартиры есть больной эпилепсией с частыми припадками, туберкулезом в открытой форме, гангреной конечностей и др.;
  4. отсутствие в жилище хотя бы одного из следующих удобств: электроэнергии, канализации, водопровода, ванны или душа, горячей воды при невозможности установить газовую колонку, отопления, газовой или электроплиты.

Порядок постановки на учет и пакет документов

Итак, первое, что должны сделать граждане, чтобы получить признание нуждающимися в жилье – это добиться признания их семьи малоимущей. Такой считается семья со средним общим доходом, приходящимся на одного ее члена, ниже прожиточного минимума. Это факт устанавливают в районном управлении соцзащиты населения на основании соответствующего заявления. Также нужно подать в районное управление соцзащиты:

  • справку о составе семьи;
  • документы, подтверждающие действительные доходы членов семьи;
  • документ с описанием степени родства между всеми членами семьи.

Состав малоимущей семьи в законодательстве не определен, так что решение принимается по каждому конкретному случаю.

Вторым, и важнейшим этапом, является направление пакета документов для постановки на учет в жилотдел (жилуправление) районной в городе или городской администрации.

Обычно подается следующий перечень документов:

  • заявление о постановке на учет с подписями всех членов семьи (формуляр с образцами подписей хранится в отделе соцзащиты по месту жительства);
  • документы, подтверждающие личности членов семьи: паспорта и свидетельства о рождении, а также другие документы граждан РФ;
  • документы, подтверждающие брачные союзы либо их расторжение: свидетельства о браке и разводе, а также документы о других отношениях родства лиц, указанных в заявлении;
  • копия решения районного управления соцзащиты населения о признании семьи малоимущей.

В ряде крупных городов этапы признание семьи малоимущей и постановка на учет как нуждающейся в бесплатном жилье, совмещены. Обычно это работает там, где при городских администрациях созданы «службы единого окна» или департаменты жилищной политики.

Если принимается положительное решение, и семья ставится на учет как нуждающаяся в бесплатном жилье, то заявитель извещается об этом, и может в установленный срок получить на руки копию решения о постановке на учет.

Порядок очередности

Вне очереди бесплатное жилье предоставляется:

  • гражданам, проживающим в аварийных домах, не подлежащих ни ремонту, ни восстановлению;
  • детям-сиротам и детям без родительского попечения, а также лицам из их числа, окончившим образовательные учреждения и вышедшим из приемных семей и детских домов, а также по окончании ими службы в ВС Российской Федерации или по возвращении из пенитенциарных учреждений;
  • хронически тяжелобольным гражданам;
  • реабилитированным гражданам;
  • судьям;
  • инвалидам ВОВ I-й группы;
  • пожилым гражданам и инвалидам, живущим в учреждениях соцобслуживания при их отказе от дальнейшего проживания, если прежнее жилье не может быть им возвращено;
  • родителям ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних детей.

Остальным гражданам, стоящим на учете, жилье дается в порядке очереди согласно времени принятия их на учет.

Причины для снятия с учета или отодвигания очереди

Очевидными причинами, влекущими снятие с учета, являются:

  • изменение места жительства;
  • получение несоциального жилья,
  • изменение состава семьи;
  • выход семьи из категории малоимущей;
  • получение госсубсидий для выкупа жилья или ипотеки.

Нередки случаи, когда очередники совершают действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью внеочередного получения жилья. Если такие неправомерные действия выявляются, то очередь могут отодвинуть на несколько лет назад.

В конце очереди на следующий год можно оказаться вследствие трех отказов от предложенных квартир.

Возможность приватизации социального жилья

Приватизация социального жилья разрешена для тех граждан, которые не участвовали ранее в приватизации другого жилья. При этом граждане, приватизирующие свое жилье, обязаны предоставлять справки с подтверждением их неучастия ранее в процессах жилищной приватизации.

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.

  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.

  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.

  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.

  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.

  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

  • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).

  • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.

  • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».

  • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.

  • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.

  • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.

  • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.

  • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.

  • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.

  • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.

  • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.

  • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

Согласно положениям статьи 33 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления распоряжаются жилищным ресурсом, исходя из определения трёх категорий граждан, нуждающихся в предоставлении квартир или комнат.

Его составляет уполномоченное должностное лицо, ответственное за льготное предоставление квартир гражданам населённого пункта, на основании номенклатурного регламента, установленного для граждан, претендующих на получение жилья в первую очередь.

Претенденты опираются на законодательную основу, допускающую льготное получение соответственно положениям статьи 36 ЖК РФ (см. ). Она определяет перечень таковых из числа:

  1. Ветеранов ВОВ, участников боевых операций, в том числе проводящихся за пределами РФ, как военнослужащими, так и подразделениями МВД, ФСБ и т.п.
  2. Семьи погибших в результате военных действий или пропавших без вести лиц, в том числе – в боевых операциях, проводимых за пределами РФ.
  3. Лица, представленные к высшим правительственным наградам за участие в боевых действиях или за трудовые достижения.
  4. Семьи погибших при исполнении профессионального долга, семьи погибших при спасении лиц, попавших в ЧС.
  5. Женщины, получившие звание «Мать-героиня», одинокие матери и семьи, в которых воспитывается трое и больше трёх, детей.
  6. Специалисты, рабочие и служащие, а так же педагоги и врачи, если в их услугах нуждается региональное руководство и население города (см.).
  7. Лица с определёнными соматическими и психическими заболеваниями, в том числе, полученными в результате выполнения профессионального долга или при участии в боевых операциях.

Эти и иные граждане, включённые в перечень льготников, допускаются к первоочередному получению квартир.


Для этого требуется специальное распоряжение местной администрации, с указанием основании получаемых льгот.

В иных случаях – решение общего профессионального собрания, сотрудников предприятия (учреждения), ходатайствующих о предоставлении обозначенных льгот, направленное в администрацию населённого пункта.

Внеочередники на получение жилья

В неё входят лица, которым требуется предоставить место для постоянного проживания без промедления в силу особых обстоятельств.

В их число входят лица из числа нижеследующих, утверждённых соответствующим перечнем:

  1. Лишившиеся приюта в результате ЧС, при стихийных бедствиях, пожарах. В этом случае уничтожение здания требуется оформлять специальными актами, утверждёнными кадастровым инженером. Постановка на очередь проводится после внесения сведений об аннулировании объекта в учётные записи Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
  2. Выпускники детских домов, достигшие восемнадцатилетия. Только в случае, если в отношении таковых отсутствует право притязания на площади родителей, лишённых родительских прав.
  3. Молодые и иные специалисты, прибывающие по распределению или по приглашению для постоянной работы.
  4. Для иногородних, обучающихся в средних специальных (профессиональных), высших учебных заведениях или аспирантуре – предоставляются комнаты или места в общежитиях и т.п. на время обучения.
  5. Через полгода после вступления в должность судьи, уполномоченное должностное лицо должно получить благоустроенное жильё, если до момента вступления в должность не владело таковым. Этот же закон допустимо применять к работникам прокуратуры, полицейской службы.
  6. Граждане, проживавшие в , утратившие право на его использование в силу длительного нахождения на излечении или в социально-медицинских центрах, вернувшиеся обратно. По преимуществу данное положение распространяется на пенсионеров, инвалидов и граждан с тяжёлыми соматическими заболеваниями.

Этот вид очереди регламентируется региональными и локальными актами и нормативами, которые опираются на тенденцию, сложившуюся в регионе или местности, но не нарушая федерального законодательства.


Чёткого регламента и резолюций для вменения ответственности за не обеспечение внеочередников жильём не предусмотрено. Каждый случай предполагаемого лиц рассматривается судом и устанавливается в качестве такового только по решению суда.

Это приводит к тому, что внеочередники годами обитают в общежитиях, а сиротам – выпускникам детских домов и интернатов предоставляют не пригодные для проживания помещения. Конечно, различные регионы по-разному относятся к данной проблеме, встречаются так же случаи добросовестного и даже гуманного отношения к лицам, притязающим на .

Общая очередь на получение жилья

Данная категория не имеет преимуществ перед остальными очередниками. Однако для её постановки так же требуются гражданско-правовые основания, так как она не включает в себя всех претендентов из числа желающих получить муниципальную квартиру.

Для того, чтобы осуществить постановку на учёт, требуются условия:

  • Постоянное проживание граждан в населённом пункте, где производится запись на очередь, в течение срока, установленного местной администрацией. Как правило, рассматривается срок в течение 5 лет.
  • В течение данного срока – отсутствие гражданско-правовых действий, допускающих ухудшение уровня благополучия семьи. К ним относится продажа дома, прекращение трудовой деятельности без веских оснований.
  • Нуждаемость в жилье, которая подтверждается документацией об условиях проживания гражданина или семьи.
  • Потребность семьи в социальной поддержке (при наличии). К этой категории относятся лица с инвалидностью, многодетные семьи, малоимущие семьи.

Критерии нуждаемости в тех или иных регионах различны. По преимуществу к числу нуждающихся относятся граждане, не имеющие собственной жилой площади.

А так же те, кому требуется расширение площади, при категорическом нарушении санитарных норм, установленных местными и федеральными властями на основании статьи 50 ЖК РФ (п.1), в расчёте соотношения имеющегося метража на одного члена семьи. Обычно в регионах предусматривается норма не менее 6 м 2 (см.).

Кто вправе претендовать на получение жилья

В каждую из перечисленных очередей вносятся лица, притязающие на постановку и соответствующие критериям, предъявляемым к таковым.

Критерии предусматривают документальное подтверждение.

Предоставление жилья является социальной акцией, предусматривающей передачу прав на основании составления договора социального найма.


Это говорит о том, что группы претендентов должны складываться из числа лиц, относящихся к социально незащищённым слоям населения.

Независимо от различия критериальных рамок регионов и статуса поселений, в которых устанавливается очередь, существуют некоторые унифицированные форматы определения очередников.

Общая очередь предусматривает лиц, которые являются резидентами РФ и входят в социальные слои:

  • нуждающихся в жилье;
  • малоимущих граждан.

Рамки, которые установлены для определения таковых, устанавливаются по усмотрению местного законодательства и могут расширять или сужать стандарты, предлагаемые федеральным законодательством.

Например, в Москве такие рамки сужены до пределов, а требования, предъявляемые к претендентам на постановку в очередь очень жёсткие.


Само продвижение по списку сопровождается постоянным контролем над состоянием благополучия семьи, требованием систематического обновления справок о доходах семьи, её жилищном положении.

В Санкт-Петербурге, напротив, такие рамки расширены. В частности, постановка на учёт в данном качестве допустима не только для малоимущих и нуждающихся в жилье, но и для:

  • многодетных семей;
  • ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • лиц, имеющих высшие награды;
  • реабилитированных коренных ленинградцев.

Такие нюансы в ведении местных администраций, которые располагают достоверными сведениями о том, каким образом они компонуют списки.

Как формируется список на получение жилья

Органы муниципальной власти населённого пункта или городов федерального значения, выделяют департаменты жилищной политики при городских исполкомах. Районные центры формируют аналогичные отделы при исполкоме, а в сельсоветах таким вопросом может заниматься правление.

В любом случае, претендентам на получение следует подходить в местную администрацию, с пакетом документации, подтверждающим их право на внесение в списки очередников.


По преимуществу для проведения такого учёта, выделяются определённые приёмные дни и часы, требующие присутствия лиц, уполномоченных на приём заявлений от населения.

Они проверяют документацию и контролируют правильность заполнения учётных бланков и составления заявлений. При необходимости – консультируют по данному вопросу.

Собранные заявления и документы передаются в административную комиссию, которая определяет допустимость внесения в списки или отказывает в таковом. Такая процедура рассмотрения может занимать целый месяц. А при наличии большого числа заявлений – срок может продлиться.

После рассмотрения, заявителям передаются выписки из решения комиссии, которые содержат положительное или отрицательное решение по вопросу. Выписка содержит ссылки на законодательные положения, которые санкционировали тот или иной выбор.

Заявители, полагающие, что их права нарушены, могут подавать заявление на обжалование или составлять иск и рассматривать вопрос в судебном порядке.

Получение жилья участниками одной очереди осуществляется исключительно из резерва, предусмотренного для этого, а не иного списка (см. ).

То есть каждая очередь формируется из средств, запланированных на получение жилья гражданами определённой категории.

Законодательство не допускает перемешивания инвестиций со стороны администрации в пользу одной из очередей.

Ежегодно, при планировании регионального бюджета, учитывается необходимость наполнения жилищного фонда по каждому из направлений, основанных на потребностях населения.

Решение вопроса с жильём для внеочередников за счёт основной (общей) группы нуждающегося населения – недопустима. Если такие случаи будут иметь место, что подтвердится при соответствующей проверке – ордер на квартиру будет признан незаконно выданным, а договор социального найма – ничтожным и не вступившим в силу.

Если возникает острая ситуация, допускается внесение изменений в учётные записи очередников, что определяют положения статьи 34 ЖК РФ.

Для этого требуются веские аргументы, на основании которых происходит комиссионное обсуждение с вынесением результатов рассмотрения в протокол. А так же – официальное документальное оформление.

Для административных структур случаи внесения исправлений – редкость. Но и их допустимо применять в качестве штрафных санкций для недобросовестных жильцов.

Например, глава многодетной и малообеспеченной семьи, которая ожидает своей очереди, неоднократно нарушал общественный порядок, будучи в нетрезвом состоянии. После многократного приглашения патрульных служб, граждане из числа соседей, написали письмо в администрацию населённого пункта с просьбой применить к гражданину меры ответственности.

На основании жалобы администрация вправе внести изменения, переводящие гражданина по списку вниз, отдалив приближение расширения.

Иные локальные акты предусматривают продвижение в порядке очерёдности лиц, которые передают в пользование муниципалитету собственные недвижимые объекты, в счёт приобретения нового помещения. Такое решение может быть принято по заявлению заинтересованного лица.

По преимуществу изменения вносятся при распределении ведомственного жилья. Такая процедура наиболее законна и не подлежит последующему оспариванию в суде, так как граждане решают подобные вопросы на общем собрании путём открытого голосования, выдвигая предложения в пользу добросовестных сотрудников или наказывая нарушителей трудовой дисциплины.

В каждом из случаев главное – тщательное оформление документации и опора на гражданско-правовую базу и положения ЖК РФ.