Задания, направленные на поиск математических закономерностей, улучшают способность рассуждать и логически мыслить, помогают научиться сравнивать, обобщать и делать выводы. Эта игра активизирует умственную деятельность ребенка и окажет существенное влияние на формирование образного мышления, развитие сообразительности и смекалки.
Распечатайте предложенные на сайте карточки и дайте их ребенку для работы.
Математическая закономерность представляет собой правило, согласно которому в цепочке (ряду) происходит повторение, замещение или изменение свойств определенных элементов в соответствии с установленным правилом.
Перед тем, как малыш преступит к заданию, объясните ему на нескольких примерах, что такое закономерность, как ее можно установить между различными звеньями ряда (числами, буквами, геометрическими фигурами). При решении первых заданий помогите ему подсказками и дополнительными вопросами, которые помогут в рассуждении о том, какое число или фигура должна продолжить цепь. Пусть внимательно рассмотрит рисунок и попробует самостоятельно определить, в чем основа его закономерности и каким должен быть следующий элемент ряда. В завершении пусть нарисует свой правильный ответ – фигуру или предмет, продолжающий ряд.
Найди закономерность и продолжи ряд
Реши примеры с помощью сказочного числового ряда.
В примерах пропущены знаки + и - . Впиши их, используя числовой ряд.
Логические квадраты
Подбери рифму
В конце каждого стихотворения подбери
подходящее по смыслу и рифме слово
(жираф, щенок, зайчишку, крошки).
а) Уронила белка шишку
Шишка стукнула _______________________
б)Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие ______________________
в)На дверях висел замок,
Взаперти сидел ________________________
г)Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ________________________
Замени одним словом
1) родник и то, чем открывают дверь __________________
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы_________
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют ______________
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие) __________________________
5) часть ружья и часть дерева ________________________________
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках _____________________
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода ____________________________
Убери из слова один слог так, чтобы осталось другое слово. Для начала надо разделить слова на слоги, а затем убирать "лишние" слоги.Смородина, смо /ро/ди/на = родина
Волки Ласточка Забор Лесник Бабочка Машина Баранка
Стрекоза Кисточка Листок Колбаса Присоска Каток Листок
Каравай Картина Паркет Стрижка Рукава
Добавь одну букву к каждому слову и напиши полученные слова
Сказочные цифры
Катя решила примеры и стёрла в сказочном числовом ряду некоторые цифры. Впиши в числовой ряд цифры из примеров.
Z – 1 = T
Z + 2 = V
Z – 2 = J
В каждой паре чисел обведи кругом то число, которое больше, и запиши, на сколько оно больше: на 2 или 1. Узнать это можно с помощью сказочного числового ряда.
Реши примеры.
Задача
У кошки Машки три котёнка: белый, рыжий и разноцветный. Серёжа назвал их Рыжик, Снежок и Букет, но так, что цвет и имя не совпадают. Как зовут котят, если самый светлый из них Букет?
Сказочные цифры Разгадай сказочные цифры V + V + 1 = 5 4) Z + Z + 1= 7 6 – L – L = L 5) 7 – 1 – J = J 7 – 3 – Y = Y 6) Y + Y + 2 = 10 Выбери для пары чисел одну подходящую сказочную запись (соедини стрелкой). Разминка для ума Найди общий признак для всех слов: Арбуз, мяч, колесо, кольцо ____________________________ Крокодил, трава, лягушка, зелёнка, огурец ___________________________ Ёжик, кактус, иголка, шип __________________________________ Какое слово из перечисленных не происходит от слова «слон»? Подчеркни его. Слониха, слоновий, слонёнок, прислонился, слоник. Допиши словечко МАС….. (например, мас ло) ____________________________________________________________________ | К словам в левом столбике подберите близкие по значению из правого, соедини их стрелочками. Логическая задача Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведёрко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком. Вера не с лукошком. Что взяла с собой каждая девочка? ёмкости | Подружки |
||
Вера | Оля | Таня |
||
корзина | ||||
лукошко | ||||
ведёрко |
Помоги художнику дорисовать картину
Сказочные цифрыВ схеме записан состав сказочного числа. Найди в схеме ответы к примерам. Берегись «ловушек».
Реши пример сначала в обычном виде, а потом в сказочном.
10 + K =
6 + 10 =
L + 10 =
13 – 3 =
1 Z – Z =
14 – 10 =
1 V – 10 =
Продолжи ряды, нарисовав следующие фигуры
Дорисуй недостающую фигуру
Собери из букв как можно больше названий животных,буквы в словах не должны повторяться.
И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Помоги художнику дорисовать картину
Перестановки
В слове КРЯ переставили буквы и получилось ЯРК. Такая же перестановка была в слове ПЛИ. Подчеркни, что получилось
ИПЛ ИЛП ПИЛ ЛИП ЛПИ ПЛИ
В слове МОРЕ переставили буквы, и получилось ОМРЕ. Что получится, если так же переставят буквы в слове ГРУЗ?
РУЗГ РЗГУ ГУРЗ РГУЗ ЗУРГ ЗГУР
В слове БАТОН переставили буквы, и получилось БОТАН. Что получится при перестановке букв в слове ШЕСТЬ?
ШЕТСЬ ШСЕТЬ СЕТЬШ ШТСЕЬ ЕСТЬШ СТЕШЬ
Найди слово
На доске цветными мелками написаны слова
МОРЕ МАЧТА КАНАВА
У синего и белого слов одинаковая первая буква. У белого и красного одинаковая вторая буква. Подчеркни каждое слово его цветом.
1. Игра на внимание "Посчитай – не ошибись" (3 мин)
Правила игры: ученики поочерёдно, цепочкой называют числа по порядку: 1, 2, 3, 4 и т. д. Если число делится на 3 или содержит в себе цифру 3, оно не произносится, а ученик говорит "Бом".
Игра проводится на выбывание: ученик, допустивший ошибку, садится, а следующий ученик начинает считать с самого начала.
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
Учитель зачитывает варианты алгоритмов, а дети всем классом их пробуют выполнять (по ходу отмечаются неточности в составлении алгоритма).
3. Упражнение на поиск закономерности числового ряда (6–7 мин)
Числовые ряды с закономерностями – это такие ряды, в которых числа связаны между собой по определённому правилу.
На доске заранее написаны 4–5 числовых рядов. Учитель предлагает детям найти закономерность их построения и продолжить числовой ряд: назвать два следующих числа.
По ходу выполнения задания учитель записывает на доске правильные ответы и в скобках указывает, выполнением каких действий образован ряд (возможно несколько вариантов объяснения).
Примеры числовых рядов:
После окончания работы – обсуждение: на какие группы по способу решения можно разделить данные числовые ряды?
Например:
– каждое последующее число получается при выполнении какого-то одного постоянного арифметического действия. Например: +8,2 и т. п.;
– каждое последующее число получается при выполнении нескольких постоянных арифметических действий. Например: +4–3;:52 и т. п.;
– каждое последующее число получается при выполнении действий с числами, находящимися в определённой последовательности. Например: +1,+2,+3; – 7, – 5, – 3 и т. п.
Затем предлагается составить алгоритм, как решать числовые ряды. Например (если действие постоянное):
Шаг 1: зафиксировать разницу между двумя рядом стоящими числами.
Шаг 2: определить правило построения ряда.
Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.
Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.
4. Упражнение "Проверь себя" (5 мин)
На доске рисунки с числами, необходимо вместо вопроса поставить нужное число. Примеры рисунков:
1. "Паровоз":
2. "Домик":
3. "Ступеньки":
После окончания работы – анализ правильности выполнения задания (в "домике" сумма чисел в окнах равна сумме чисел в крыше и в двери; в "паровозе" произведение чисел в колёсах равно числу в трубе; в "ступеньках" верхний кубик – утроенная сумма нижних) и составление краткого алгоритма решения подобных заданий.
5. Работа в группах "Продолжи ряд" (6–7 мин)
Каждая группа получает 3–4 рисунка на нахождение закономерности в рядах с фигурами. Необходимо продолжить закономерность. Возможен вариант, когда у всех групп могут быть одинаковые рисунки. Примеры рисунков:
Для проверки учитель открывает на доске ответы всех заданий.
6. Упражнение на нахождение закономерности в серии фигур (10 мин)
На доске серия рисунков. Необходимо выбрать недостающую фигуру из четырёх пронумерованных и объяснить свой выбор.
В конце работы – анализ: как нужно было выполнить задание.
Например:
Шаг 1. Определить, из каких частей состоит рисунок: голова, уши, усы, туловище, хвост.
Шаг 2. Определить по каждой строчке, какие части изменяются, какие – нет: уши у всех кошек одинаковые, все остальные части изменяются.
Шаг 3. Установить по каждой строчке, какими вариантами выражена каждая из изменяющихся частей: туловище: круг, квадрат, треугольник; голова: круг, квадрат, треугольник; хвост: вправо, влево, прямо; усы: одна пара, две пары, три пары.
Шаг 4. Определить, каких вариантов не хватает в 3-й строчке: круглой головы, пары усов, квадратного туловища, хвоста в правую сторону.
Шаг 5. Выбрать рисунок, подходящий под это описание: номер 3.
7. Домашнее задание (3–4 мин)
Нарисовать подобные рисунки, в которых нужно вставить недостающую фигуру.
Желательно обсудить темы рисунков: человечки, геометрические фигуры, животные, домики, машины и т. д. – т. е. любые объекты, представляющие собой совокупность отдельных частей; какими вариантами может быть представлена каждая часть: может изменяться размер, форма, цвет, количество частей, направление линий и др.
Проверка выполнения этого домашнего задания проводится на уроке математики.
8. Задание на смекалку (3–4 мин)
Одно яйцо варится 5 мин. Сколько варятся 3 яйца? (5 мин)
Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4 кг)
Карета, запряжённая шестёркой лошадей, проехала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (3 км)
Мальчик идёт до школы 10 мин. Сколько времени он потратит, если будет идти вместе с сестрой? (Неизвестно: время может остаться прежним, может уменьшиться (если сестра будет торопить мальчика) или увеличиться (если они будут увлечённо беседовать по дороге).)