Последние статьи
Домой / Прописка / Какой образ тучки или утеса вам ближе. Анализ стихотворения М.Ю

Какой образ тучки или утеса вам ближе. Анализ стихотворения М.Ю

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Художественное своеобразие миниатюры «Утес» Лермонтова, анализ которой мы проведем, определяется использованием параллелизма. Любовная встреча ассоциируется с игрой облаков, задевающих вершину горы. В стихотворении два четверостишия, противоположные по эмоциональному впечатлению. В первом из них создается образ играющей в серьезные чувства, легко мчащейся по жизни красавицы, напоминающей «тучку золотую», выделяющуюся на фоне небесной лазури. Мотив радостных скитаний напоминает об образах «вечных странников» в стихотворении «Тучи» (1840). Облака лирическому герою Лермонтова кажутся воплощением свободы, но при этом связываются с мыслью о бесчувственности:

Тучки небесные, вечные странники!

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(«Тучи»)

Столь же холодна к ощущениям своего мимолетного спутника и тучка в стихотворении «Утес», легко покидающая его, чтобы продолжить веселую игру. Сравнение выявляет, что только люди в природе глубоко чувствуют привязанность к «милой» стороне, зависть, злобу, клевету, раскаяние, переживают ослепление страстями и разочарование, страдания (образы из стихотворения «Тучи», перечисление причин, которые могут гнать «С милого севера в сторону южную»).

К человеческим эмоциям ближе оказываются переживания «старого утеса», которым посвящено второе четверостишие стихотворения. Встреча оставила след в его душе («влажный след», напоминающий об облаке), он плачет (метафора, предметным планом которой является роса), оказавшись наедине с воспоминаниями «в пустыне». В совокупности характеристик создается образ печального влюбленного, покинутого стремящейся к веселой жизни спутницей. В связи с тем что реальный план не прояснен, смысл стихотворения «Утес» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, может трактоваться и более обобщенно. В этом произведении метафора близка символу. Два эти тропа родственны, в обоих образ возникает при наложении предметного и переносного значений. Однако если в метафоре в них присутствует определенность, то символ понимается по-своему каждым из воспринимающих его в зависимости от субъективных ассоциаций. Так, на первый план в этом произведении можно выдвинуть разные мотивы, углубив их трактовку путем детального рассмотрения, которое по кажет, что каждая подробность является осколком зеркала, отражающим и пейзажную картинку, и раздумья лирического героя о закономерностях жизни.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Несмотря на противоположность в эмоциональной окраске, оба четверостишия предстают частями единого целого. В стихотворении сохраняется единство размера (пятистопный хорей с опоясывающей рифмой в каждой строфе); в нем создается цельный образ встречи тучки и старого утеса, красоты и одинокого размышления.

Создатели русского символизма считали, что символ является художественной вершиной в поэзии, находя в творчестве писателей прошлого редкие блестки совершенства. В этом маленьком стихотворении Лермонтова перед читателем предстает один из таких образцов. Присмотритесь к нему внимательнее, попытавшись сформулировать, какая сторона образа оказалась вам понятней и ближе. Только в совокупности оценок символ предстает всеобъемлющим, каждая его грань должна отразить своеобразие индивидуального восприятия. Попытайтесь внести вклад в его характеристику, найдя личностный отзвук лирическому излиянию.

В этом фрагменте важны и фонические особенности: угрюмый по эмоциональной окраске ассонанс на «у» уже в первой строфе, где обрисована веселая игра тучки, предвещает печальную развязку (на слабых местах — «на гру ди у теса», у мчалась; на сильных — ту чка, у тром, пу ть, лазу ри). Аллитерация на «л», сочетающаяся в первом четверостишии с повтором раскатистого, веселого «р» (особенно заметно такое сочетание в выражениях: «умчал ась р ано», «по л азур и весел о игр ая»), во второй строфе выглядит как напоминание о встрече («остал ся вл ажный сл ед»). Эмоциональные отличия двух частей стихотворения подчеркнуты и ассонансами — в первой это «а» (формы глаголов, относящихся к «тучке золотой»,— ночева ла, умча лась; обе рифмы: золота я — игра я, велика на — ра но), во второй — «о» и «у». Звук «о» содержится в значимом для обрисовки состояния лирического героя слове «одиноко», выделенном, благодаря переносу. «У» звучит в выражении, передающем, благодаря использованию всех фонических особенностей стихотворения, эмоциональную и смысловую тонику: «заду мал ся глу боко».

Звуковые средства выразительности в произведении Лермонтова имеют системный характер. Такая фоническая система называется звуковым символизмом. В ней, в отличие от ономатопеи, незначимо звукоподражание, важнее оказываются связи фоники с эмоциональным настроем. Она помогает передать мрачность глубоких раздумий о недостижимости счастья, тихую скорбь («тихонько плачет») обреченного на одиночество «в пустыне», но и открытость золотым, веселым впечатлениям, представление о незавершенности пути в земной жизни. На этом завершим анализ стихотворения «Утес» Лермонтова.

Стихотворение «Утес» Лермонтов написал в 1841 году во время второй ссылки на Кавказ, незадолго до своей смерти.

В нем два лирических героя - тучка и утес. Их образы противопоставлены, используется прием антитезы.

Тучка - это метафора беззаботности и беспечности. Она не туча, а «тучка», она легка и порывиста, это подчеркивают слова движения: «умчалась», «весело играя». Эпитет «золотая» придает ей привлекательности, подчеркивает красоту.

Ее стихия-это лазурь. Это краска в нашем сознании радостна и безбрежна, как небо и море.

Утес, напротив, статичный, монументальный образ. Для его описания используется эпитеты «старый», «великан». Утес - метафора мудрого, внешне могучего, но очень ранимого человека. «Влажный след в морщине старого утеса» говорит нам о том, что он способен на глубокие переживания и даже слезы.

Главное событие этого стихотворения - это расставание, которое легко для тучки и очень тяжело для старого утеса. Контрастен и сам тон стихотворения, связанный с темой разлуки: первая часть наполнена игривым и веселым настроением, а затем он меняется на печальный. Лазурь и золото уступают место серой краске. В ритме стихотворения тоже ощущается разрыв: слово «одиноко» стоит обособленно, логически выделяется.

Таким образом, мотив одиночества и тоски является основным в поздней лирике Лермонтова.

В стихотворении «Утес» все художественные средства служат для того, чтобы заставить читателя прочувствовать и пережить то, что было на душе у поэта.

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения . Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя» , то утес «одиноко стоит» , «задумался глубоко» , «тихонько плачет» . Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка» , уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет р азличные трактовки . Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне» . Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем , двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения ( тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры ( по лазури, утес-великан ), эпитеты ( золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз ( «влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до роковой дуэли. Как отмечают библиографы поэта, многие его последние произведения наполнены чувством смерти. Лермонтов часто ссорился с сослуживцами, нередко являлся зачинщиком дуэлей. Хотя стихотворение «Утес» и лишено предчувствия собственного конца, но и в нем прослеживается трагизм смерти. Рассуждая о материальной и духовной сторонах жизни, Лермонтов наделяет свое произведение романтическими чертами, высокими и благородными чувствами.

Стихотворение наполнено яркими образами природы. Благодаря олицетворению тучка и утес предстают перед читателями не только живыми существами, умеющими думать и чувствовать, но и приобретают человеческие черты. Утес лишен способности к движению, он остается на одном месте. Эпитеты «старый» и «морщинистый» позволяют понять, что лирический герой находится уже в достаточно преклонном возрасте. Он устал от жизни, перестал испытывать радость к ней. В противопоставление ему выступает тучка, жизнерадостная и легкая. И на мгновение она дарит утесу счастье и покой. Интересно то, что на момент написания стихотворения Лермонтову было всего 28 лет, но уже тогда ощущал он себя стариком. Не найдя способности реализовать себя в мире сотканном из противоречий, поэт искал гармонию в природе.

Стихотворение соединяет духовное и материальное единство жизни. Тучка, легкая и быстрая, ассоциируется с душой человека, с его духовным началом. Она является гостьей утеса-великана, тучка не задерживается надолго: рано утром она уходит «по лазури весело играя». Утес является воплощением мирского и обыденного, его можно не только видеть, но и осязать. Весьма примечательно, что тучка может дальше странствовать по свету и быть счастлива, в то время, как утес без своей «новой знакомой» чувствует одиночество и пустоту. Ему тяжело перенести расставание с тучкой, поэтому он «тихонько плачет в пустыне»,

Жизнь человека – это соединение двух начал материального, которое воплощено в теле, и духовного. Душа может благополучно существовать в не тела, как считает поэт. Однако тело без души обреченно, и если не на смерть, то на муки.

Вариант 2

Есть стихотворения, которые считаются для поэтов своеобразной лебединой песней. К примеру, для Есенина таким является До свиданья друг мой.., а если говорить о творчестве Лермонтова, то чем-то похожим вполне возможно назвать Ночевала тучка золотая. Стихотворение написано за несколько недель до гибели, которую, как свидетельствуют некоторые современники, сам поэт искал довольно активно.

Сюжет стихотворения рассказывает о расставании тучки и великана-утеса, который после этого тяжело тоскует. Созданные образы обуславливают множество смысловых оттенков, которые варьируются от вполне понятного сравнения тучки с маленькой и беззащитной девушкой, оказавшейся под защитой громадного и сильного мужчины, до разнообразных вариаций на тему мимолетного ощущения счастья или прозрения, которые нередко оставляют только след в нашей душе, но сами исчезают и мы тоскуем по этим приятным мгновениям, которые канули в Лету.

Если посмотреть на стихотворение поверхностно, оно также вполне может напоминать нечто наподобие детской считалочки. Хотя такие считалочки нередко обладают каким-то глубоким трудноуловимым смыслом или даже неким мистическим флером. К примеру, вспоминается известная английская Twinkle, Twinkle, Little Star, созданная в начале 19 века, которая представляет собой ряд риторических вопросов к звездочке.

Такая легкость и простота описания в действительности способна скрывать существенный подтекст. Лермонтов создает таковой в основном на рассмотрении темы близости-разлуки.

Помимо этого следует отметить довольно интересную палитру контрастов, которая создает целую градацию образов от тяжелого и печального, до радостного, легкого, игривого. Тучка сама по себе является золотой, в отличие от типичного для тучки свинцового цвета, тучка играет на лазури и полна веселья. Утес в свою очередь – великан, стар и погружен в раздумья.

Одиночество тоже является контрастным эпитетом, который свойственен именно утесу, ведь тучка тоже является одинокой, но этим не тяготится, так как обладает подвижностью. Утес прикован к своему одиночеству и поэтому прикосновение золотой и свободной игривой тучки делает его на краткие мгновения счастливым, но этим мгновениям не суждено длиться вечно и радость ускользает как тучка, плывущая по небу.

Учитывая отмеченную в начале ситуацию написания стихотворения, мы также вполне можем трактовать сюжет как зашифрованное описание расставания с телом. Душа как золотая тучка оставляет тело, по сути, прикованное к бренному миру.

Лермонтов - Утес (анализ)

Лермонтов написал произведение под названием очень эпичным «Утес» в 1841 году. Это стихотворение было написано за некоторое время до своей гибели. А, как известно, Михаил Лермонтов кончил свою жизнь на дуэли, где трагически погиб. Критики думают, что возможно, писатель уже как будто бы чувствовал свою смерть, так как именно в этом его стихотворении чувствуются весьма необычные мысли, которые раньше были ему несвойственны. Также, и сам смысл может навести на такое чувство.

Лермонтов писал это произведение очень вдумчиво, хорошо представляя всех тех «персонажей», которые присутствуют в произведении. Утес, золотая тучка на небосводе, ночь и утро – все это маленькие, может незначительные мелочи, но которые застелют задуматься читателей. Особенно, главным в произведении является утес-великан. Он могуч, но никак не грозен, ведь в стихотворении присутствует доброта и какая-то необычная радость, такая светлая и чиста, что читая это маленькое произведение, стоит задуматься и хочется радоваться. Это произведение очень маленькое, так как оно состоит всего лишь из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

В самом произведении, как оказывается, если присмотреться, существуют два эпичных лирических героев. Это тучка, которая как описывается, золотая и такая легкомысленная пр своему существу, а также, утес-великан, который очень могуч и силен. Именно эти два персонаж в произведении показывают немного другую сущность двоих людей. Тука золотая – это как будто бы легкомысленный человек, который воспринимает все легко и обычно. Он весел и не слишком много думает о тяжелой жизни, и его в жизни этой ничего не держит, так как он не имеет каких-либо очень важных ценностей. Утес-великан же. Это вообще полная противоположность тучке. Так как его характер полностью отличается от этого человека. Утес – это как будто бы человек, который внешне очень силен, и даже где-то могуч, но внутри – он не так силен, так как он умеет сильно и глубоко любить и верить в добро. Такой человек добр и верит в какие-то ценности в нашем мире, в который многие перестали верить по-настоящему. Лермонтов в своем произведении по-разному показывает этих двух личностей, которые у него скрыты под тучкой и великаном-утесом.

Лермонтов специально противопоставляет их в своем стихотворении. Но исследователи по своему трактуют это произведении, которое очень красиво, хоть и мало по размеру своему.

Анализ 4

Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Например: "Золотая тучка", "Старый утёс". Если заглянуть внутрь стихотворения мы можем узнать, что это стихотворение написано про одинокость. Я представил, что "старый утес" - это старик, которому не хватает внимания, ему очень одиноко. Он был очень высок, но все проходили мимо. Впервые он был рад, что какая-то тучка пролетела или же остановился хотя бы возле утеса. Под словом "Золотая тучка" подразумевается, какой-нибудь молодой человек, которые всегда на высоте.

Такие слова из стихотворения: "Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко " Обозначают, что "старый утес" не забыл его. Что этот след ему как бы дорог. Но после ухода ему стала опять же грустно, скучно, одиноко. Здесь показывают схожесть или олицетворяют природу и человечество. Все действия, переживания, печаль, грусть и абсолютно все эмоции переходят к человеку. Такие строки из стихотворения: "Утром в путь она умчалась рано" показывают наступление грусти, одинокости. Автор ярко подчеркнул такие моменты и смог передать все с природы на человека.

В последних строках:

"Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне"

автор ясно показывает, что "старый утес" не смог сдержать слезы от такой боли. Если заглянуть или просто представить мы можем увидеть много чего. Скорее всего автор писал о себе, становился "старым утесом" и очень скучал по этому человеку ("золотая тучка"), именно это смогла нам выразить нам все эти переживания. Можно "золотую тучку" сравнить с легкомысленными людьми, которые большую часть жизни живут и рассчитывают на хорошую сторону. А вот "старого утеса" скорее всего можно сравнить с мудрым человеком, который большую часть жизни провел в одиночестве и очень хорошо понимает отрицательные качества и чувства человека такие как: грусть, боль, печаль, обида и так далее. Автор затрагивает любую душу, единстве, душевой гармонии.

Стихотворение "утес" написан в двусложном стихотворном размере - пятистопный хореем. Кроме того, в этом стихотворений были затронуты такие литературные приемы как: метафора, эпитеты, ассонанса, аллитерация, и многие другие приемы.

Даже в таких случаях автор смог полностью раскрыть нужную тему и смог передать нам все это. Автор раскрыл свою душу и правда, что не полностью, но все таки мы можем сопереживать с ним в такие дни. Это стихотворение призывает достижению самой высокой точки своей души, внутренней гармонии, умение жить с остальными в хороших отношениях.

Анализ стихотворения Утес по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Родине (Рыдай, буревая стихия)

    Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Еще люблю, еще томлюсь Фета

    Лирика Фета нередко отличалась элементами философского отношения к действительности и некоторой печали. Как правило, его тоскливые настроения связывает с фигурой Марии Лазич, возлюбленной, которую он утратил

  • Анализ стихотворения Осень Майкова 7 класс

    Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.