Последние статьи
Домой / Аренда / Бальная система штрафов. Баллы за нарушения ПДД: в Чехии права отбирают на год, а в Латвии доходит и до пересдачи экзамена

Бальная система штрафов. Баллы за нарушения ПДД: в Чехии права отбирают на год, а в Латвии доходит и до пересдачи экзамена

В весеннюю сессию Госдума рассмотрит пять законопроектов, которые касаются ответственности за нарушения правил дорожного движения для водителей.

В январе во втором чтении планируется рассмотреть правительственный законопроект о наказании за опасное вождение. Поправки в правила дорожного движения, предусматривающие новый вид правонарушения - "опасное вождение", в России 8 июня 2016 года. К этому виду нарушений относится: несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала; отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; резкое торможение перед другим транспортным средством (если оно не требуется для предотвращения ДТП); подрезание при перестроении и препятствование обгону.

Наказания за это нарушение до сих пор не предусмотрено. В ноябре 2016 года правительство возможный размер штрафа в 5 тысяч рублей. Соответствующий законопроект был в первом чтении в январе 2017 года.

Рассмотрение в первом чтении законопроекта о наказании водителей на основании фото и видео при помощи мобильного приложения "Народный инспектор" запланировано на март. В октябре 2017 года правительство изменения в Кодекс об административных правонарушениях, допускающие в качестве официального доказательства нарушения правил дорожного движения сделанные гражданами фото и видеозаписи.

Предполагается, что изменения позволят привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД без составления административного протокола. Фиксировать таким способом можно будет несоблюдение правил парковки, проезд на красный свет, выезд на встречку, пересечение железнодорожных путей под закрытый шлагбаум, поворот налево в запрещенном месте и непропуск пешеходов на "зебре".

В апреле во втором чтении должен быть рассмотрен законопроект о передаче регионам по администрированию дел по ряду нарушений ПДД. На май запланировано второе чтение для злостных нарушителей правил. В первом чтении документ был принят в октябре 2016 года и предусматривает лишение водительских прав на 12-18 месяцев за три и более нарушений ПДД в год. Такое наказание полагается за превышение скорости более чем на 40 км/ч, въезд на железнодорожный переезд или его пересечение на запрещающий сигнал светофора, проезд на красный свет или вопреки запрету регулировщика, а также за ряд других нарушений правил - но только в том случае, если нарушение зафиксировал инспектор, а не автоматическая камера.

Напомним, первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков исключить непропуск пешеходов и превышение скорости на 40-60 км/ч из перечня нарушений, за которые можно лишать прав. По его мнению, закон о наказании в его нынешнем виде является избыточным, учитывая реалии крупных городов.

В июле во втором чтении планируется рассмотреть законопроект о залоге за автомобиль. Согласно документу, нетрезвые водители, которых остановил инспектор, а также отказавшиеся от медосвидетельствования, смогут забрать автомобиль со спецстоянки только после внесения залога в размере 30 тысяч рублей. Такой же штраф предусмотрен за управление автомобилем в пьяном виде.

В последнее время интернет будоражит якобы очередное изменение в ПДД – система баллов за нарушения и соответствующие им штрафы . Согласно нововведению, за определённое количество штрафов – от 10 до 15 за год – водителей в России начнут лишать прав автоматически.

Это правда?

Нет. Это не совсем правда. На 18 Февраля 2020 года никаких новых законов в отношении балльной системы штрафов в России не принято и даже не внесено на обсуждение правительства.

Почему не совсем правда? Потому что изменение касается вовсе не России – изменение вносится в законодательство соседнего с нами государства – Республики Беларусь. А вот о Российской Федерации официальной информации о системе баллов за штрафы Вы не найдёте нигде.

Когда вступит в силу в России?

Тем не менее, и в нашей стране балльная система наказаний уже имела свои инициативы. Ещё в далёком 2012 году депутаты предложили ввести такую концепцию в Административный кодекс. Предложением тогда всё и закончилось.

В 2017 году система накопления нарушений снова была предложена к вступлению в законную силу. Но снова не дошла до чтения Госдумой и проект постановления так и остался проектом.

Такое изменение, вполне вероятно, ещё не раз будет поднято на обсуждение, однако, когда это произойдёт, неизвестно. В случае появления новостей об этом, мы обновим данную статью.

Следует лишь отметить, что даже если уже завтра проект закона будет внесён на рассмотрение властей, то это не значит, что в силу он вступит скоро. Закон должен будет пройти ещё несколько стадий, на каждой из которых его могут "завернуть":

  1. балльная система штрафов будет официально вынесена на обсуждение Госдумы, и на официальном сайте появится карточка проекта,
  2. далее закон должен пройти первое, второе и третье чтение, на каждом из которых депутаты будут голосовать за или против,
  3. после третьего чтения – только если голоса "за" наберут преимущественное число – новый закон о накопительных баллах за должен быть опубликован в официальных источниках и далее через 10 или более дней он уже вступит в силу.

Как видим, произойдёт это совсем не скоро, если и произойдёт.

Как будет работать балльная система штрафов?

Пожалуй, самое невероятное в слухах о новом законе о системе начисляемых баллов за нарушения ПДД – это автоматическое лишение прав. Чтобы оно и правда стало автоматическим, придётся изменить целый ряд норм. Поэтому нет, лишать прав будут только после выявления наличия накопленных в критической сумме баллов на дороге, и не сразу.

Как это может происходить:

  • водитель в течение года должен быть оштрафован достаточно немало раз, чтобы набрать определённое число баллов,
  • на первоначальном обсуждении проекта балльной системы штрафов в 2012 году предлагалось обозначить критическое число как 200 баллов за 1 год,
  • за разные нарушения ПДД будет начисляться разное количество баллов: например, за невключённый поворотник, разумеется, меньше, нежели за управление в состоянии опьянения ,
  • согласно другому предложению, автолюбителям предлагалось начислять по 1 баллу за каждые 100 рублей штрафа; таким образом, если водитель набирает за год штрафов на 20 000 рублей (200 баллов), то его лишают прав,
  • автоматически водителя, конечно же, никто и ничто прав не лишит – во-первых, для этого придётся существенно изменить КоАП, во-вторых, техническую базу для выявления и автоматического возбуждения дела по лишению прав,
  • водителя с достаточным числом баллов для лишения на дороге остановит инспектор, проверит по базе его баллы и далее он сможет только возбудить дело по новой статье и передать дело в суд , потому что только судьи рассматривают дела о лишении.

Тем не менее, по последнему пункту возможна и незаконная практика, аналогичная сегодняшней с арестом за неоплаченные штрафы . Инспектор останавливает водителя на дороге и сразу везёт его в суд либо в отделение ждать суда. Это незаконное задержание, так как оснований для него нет. Однако, такая практика, к сожалению, повсеместна.

Как утверждают депутаты, их цель — остановить тех, кто систематически и регулярно серьезно нарушает правила. Например, некоторые водители имеют 20 и 30 , а по-прежнему ездят за рулем.

Бальная система призвана таких злостных нарушителей наказать и лишить прав.

Внимание! Речь идет лишь о серьезных преступлениях, как например, проезд на красный свет или езда в нетрезвом виде.

Также необходимо помнить, что принимать решение о при накоплении определенной суммы баллов будет суд на основании протоколов сотрудников ГИБДД.

Как это работает?

Согласно законопроекту один балл — это сто рублей штрафа. Т.е. нарушил правила, получил 500 рублей штрафных, заработал и 5 баллов. Они имеют накопительный эффект.

Например, за первичный проезд на красный свет — наказание 5000 рублей, а за вторичный — уже 10000 рублей. Естественно, что и баллов также будет больше.

Предполагается, что учитываться будут только те нарушения, которые замечены лично сотрудником ГИБДД. Те, что сняты на камеру не будут отмечаться. Подробнее про то, как и какие нарушения ПДД фиксируют камеры, можно узнать , а более детально о том, где и как можно посмотреть фото нарушения, можно прочитать в .

Кроме того, будет увеличена минимальная сумма штрафа — со 100 до 500 рублей. Планируется и существенная прибавка к штрафу за езду в пьяном виде — до 30000 рублей и автоматическим лишением прав на 1.5 года.

Когда будут «сгорать» накопленные баллы — пока неизвестно.

За что будут начислять?

Полный их перечень приведен в 12.38 КоАП РФ. Эта статья пока еще не введена в действие, и регулярно пополняется новыми данными. На текущий момент к правонарушениям, за которые будут начисляться баллы, относятся:

  1. Управление транспортом, не прошедшим техосмотр.
  2. Проезд на запрещающий жест регулировщика или сигнал светофора.
  3. Езда с неисправной сцепной, тормозной (за исключением стояночного тормоза) системой или рулевым управлением.
  4. Не использование мотошлемов и ремней безопасности.
  5. Отсутствие пропуска пешехода в положенных местах.
  6. Управление транспортным средством, не имея на прав на его вождение (исключая учебной поездки). Здесь штраф собираются увеличить до 30000 рублей.
  7. Пересечение ж/д путей в неположенном месте.
  8. Превышение скорости более чем на 40 км/ч.
  9. Разворот в неположенных местах.
  10. Езда по встречной полосе.
  11. Отсутствие пропуска транспорта, у которого есть преимущество.
  12. Управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Важно! Если из этого списка водитель что-либо совершил в течение года 3 раза, то на четвертый раз ему придет повестка в суд, где ему огласят приговор — лишение прав на 1.5 года.

Штрафовать не будут:

  • За остановку или стоянку в неположенных местах.
  • За движение по полосе, выделенной для специального транспорта.
  • За неиспользование сигнала поворотника.
  • Другие «мелкие» нарушения.

Преимущества и недостатки

Говоря о преимуществах стоит заметить, что бальная система может помочь в борьбе с систематическими нарушителями. Три штрафа — и прав нет.

Еще один плюс — наказание бьет одинаково и по богатым и по бедным , ведь баллы — универсальная «валюта».

Как уже говорилось выше — будут фиксироваться нарушения, замеченные только сотрудником ГИБДД. Неудивительно, что в свое время бальная система породила целую волну коррупционных преступлений.

Из-за чего, в принципе, и была отменена. Ведь что стоит дать взятку сотруднику, чтобы он «закрыл глаза» на ?

Сроки реализации

«Дырочную» систему наказания помнят многие, кто водил транспорт в Советском Союзе, когда в талоне прокалывали за нарушения дырочки. За три прокола лишали прав. Затем в 90-х годах появилась бальная система, но вскоре в 1997 году была отменена.

В 2012-2013 годах также говорили о повторном введении бальной системы. Но так ни к чему и не пришли.

И наконец 2016-2017 года. Законопроект уже разработан, тщательно обдуман и принят. Но когда вступит в действие неизвестно. Говорили о 1 январе 2017 года, но этот срок минул, а бальная система так и не появилась на свет. Остается только ждать.

Заключение

В странах Запада бальную систему применяют уже давно и очень успешно. Но как известно, что для Европы хорошо, то для России плохо. Приживется ли вновь старый порядок, покажет лишь время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В ближайшее время на рассмотрение в Госдуму поступит новый законопроект, который позволит лишать водителей прав за три правонарушения. Инициатива ГИБДД была разработана еще осенью, но после первого шквала критики подверглась «гуманизации».

ГИБДД идет на уступки

В частности, в два раза сократился список нарушений, которые учитывает новая система: если раньше в их число входили почти все типичные нарушения, включая, например, неиспользование сигнала поворотника, то в новой редакции «мелочевку» исключили, отдав приоритет нарушениям, непосредственно влияющим на безопасность. Это превышение скорости, выезд на встречную полосу, и проезд на красный.

Правда, авторы инициативы пока не представили общественности полный текст документа, поэтому точный список нарушений остается под вопросом, равно как и срок, в течение которого «сгорают» прошлые нарушения. Одно дело, например, когда учитываются лишь нарушения последнего полугодия, и другое, если проступки висят на водителе по несколько лет.

Как бы ни было, лишение прав за три нарушения — инициатива весьма жесткая, и в большинстве аналогичных схем лишение прав применяется за большее количество нарушений с более явной их градацией по степени опасности.

Опыт советский и западный

Собственно, за три «дырочки» в течение года лишали прав водителей в Советском союзе: в то время отверстия пробивали специальным дыроколом в талоне предупреждения. Причем получали их водители за самые разные нарушения, включая относительно мелкие. До 1970-х действовала система, при которой для возврата прав требовалось еще и сдать теоретический экзамен. Фактически, предлагаемая система напоминает советский вариант с той лишь разницей, что сегодня водители-частники эксплуатируют автомобиль гораздо интенсивней, и шансов получить три «дырки» у них больше.

После развала Союза накопительная система осталась, однако вместо дырок в талоне появились штрафные баллы. За отдельные нарушения предусматривалось разное количество баллов, и если суммарное число доходило до 15, водителя лишали прав. В 1997 году систему отменили, поэтому новое поколение водителей уже и не помнит чувства, когда очередная встреча с гаишником почти гарантированно лишает вас прав.

При этом многие апологеты системы отмечают, что водители, набравшие 13−14 баллов, проявляли изрядную педантичность в соблюдении ПДД. К плюсам системы относился и ее предупредительный характер: первые набранные баллы не лишали прав, а служили лишь поводом что-то поменять в своем стиле вождения.

Бальные системы активно используются на Западе. Например, во Франции критическим количеством является 12 баллов, набранных аж за три года — в случае превышения, водитель лишается прав на полгода, а для возврата прав потребуется пересдавать теоретический экзамен. За минимальное превышение скорости начисляется 2 балла, за превышение на 30−40 км/час — три балла, за совсем уж быструю езду — до 6 баллов. При этом в каждом отдельном случае водителя могут лишить прав сразу с учетом прочих обстоятельств, а при рецидивах «прописать» краткосрочное тюремное заключение.

Для водителей, которые приближаются к «красной зоне», предусмотрены альтернативы, например, можно пройти двухдневные курсы безопасного вождения, за что будет списано четырех штрафных балла.

Плюс на минус

Бальные системы имеют прогрессивных характер, то есть предполагают более серьезное наказание для систематических нарушителей. Кроме того, в отличие от денежного штрафа, баллы — универсальная валюта, которая одинаково бьет по богатым и бедным.

Однако последнее нарушение перед лишение прав автоматически повышается в цене, поэтому в России критики системы отмечают ее коррупционную составляющую, которая усугубляется малым количеством допустимых нарушений. Например, если в России предлагают лишать прав за три нарушения, во Франции и Британии в среднем лишение прав грозит за 4−6 умеренных нарушения (правда, и нарушения сгорают лишь через три года).

Львиная доля штрафов в крупных городах выписывается с помощью камер видеофиксации, тогда как предлагаемая система будет действовать только при личном общении инспектора и нарушителя. То есть, в случаях, когда можно точно идентифицировать, кто именно находился за рулем. Это, с одной стороны, уменьшает ее потенциал, потому что большая часть нарушения останется за кадром, с другой, создает условия для неформального решения вопросов.

Обсуждение инициативы Госдумой состоится, видимо, осенью. Судя по тому, что законопроект попадает в поле зрения общественности не в первый раз, рано или поздно его доведут до реализации. Возможно, нынешние жесткие формулировки призваны подготовить общественное мнение к идее возвращения бальной системы, после чего условия несколько смягчат, например, увеличат допустимое количество нарушений.

К слову, в 2012—2013 годах активно обсуждалось возрождение бальной системы, причем схема была интересная: предлагалось лишать прав водителей, набравших за год штрафов на сумму более 20 тысяч рублей. Однако в том виде она не получила поддержки законотворцев, в том числе из-за высоких штрафов за нарушение правил остановки и стоянки в Москве.

Российские газеты во вторник анализируют внесенный в Госдуму и одобренный профильным комитетом законопроект о новых наказаниях для водителей. Законопроект подготовил депутат Вячеслав Лысаков, и в нем возвращается норма о погрешности прибора, измеряющего количество алкоголя в крови: до 0,2 промилле - значит, трезвый. Вместе с тем увеличивается срок лишения прав и появятся новые наказания. А главное новшество в их учете - балльная система, по которой можно лишиться прав и за мелкие нарушения, если их много. Обозревает публикации прессы на эту тему сайт "Заголовки.ру" .

Документ одобрен для принятия в первом чтении. Первое чтение по этой же тематике, предложенный депутатом Ириной Яровой. В нем общественность имела возможность разобраться детально, и отзывы в большинстве были отрицательными, включая и заключение Верховного суда. Свое видение будущего автомобильных штрафов Лысаков изложил не только в виде отдельного проекта, но и в виде поправок к предложениям Яровой.

Балльная система

Документ предусматривает появление в КоАП новой главы - "Систематическое нарушение ПДД". За каждое нарушение будут начисляться баллы. Набрав определенное количество за год, можно остаться без прав, отмечает "Российская газета" .

Согласно документу минимальный штраф вырастет со ста рублей до пятисот.

Чтобы лишиться прав, достаточно за год набрать 200 баллов. Баллы начисляются следующим образом: берем штраф за нарушение правил и делим его на сто. Именно столько баллов будет зачислено в вашу историю.

Помимо увеличения минимального штрафа, законопроект предусматривает увеличение максимального. Сейчас он составляет пять тысяч рублей. Но по "водительским" статьям Кодекса, то есть по 12-й главе, он будет увеличен до 50 тысяч.

За управление автомобилем без прав водителю придется заплатить от 5 тысяч до 15,500 рублей. Если за рулем оказался водитель, лишенный прав, ему придется раскошелиться уже на 30 тысяч. Те же, кто попался за рулем, будучи лишенным прав за управление автомобилем в нетрезвом виде или за отказ от прохождения медосвидетельствования, будут наказываться максимальным штрафом 50 тысяч рублей вместе с арестом до 15 суток.

Пять лет без прав

На другой аспект законопроекта обращает внимание "Московский комсомолец" : максимальный срок лишения прав предлагается увеличить с 3 до 5 лет, и это наказание может стать дополнительным к штрафу - как и административный арест.

Например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения авторы хотят штрафовать на 50 тысяч рублей и одновременно подвергать административному аресту на срок до 15 суток, заменой аресту могут стать 100-200 часов обязательных работ. А за невыполнение водителем законного требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения наказание составит 50 тысяч рублей штрафа плюс лишение прав на 5 лет (сейчас - только лишение прав на полтора года).

Новая битва за "нулевое промилле"

Разработавший законопроект депутат Лысаков - один из самых последовательных противников нормы о "нулевом промилле", когда любое количество алкоголя в крови позволяет считать водителя пьяным. Он предлагает таблицу, определяющую наказания для нарушителей с разной степенью опьянения. Зафиксированный приборами уровень до 0,2 промилле будет ненаказуемым - здесь речь идет о погрешности прибора, об индивидуальных особенностях организма и т.д., отмечает "Независимая газета" .

А вот дальше начинаются очень суровые штрафы. Уровень от 0,2 до 0,5 промилле повлечет за собой штраф в 20 тысяч рублей и полтора года лишения прав. Уровень от 0,5 до 0,8 промилле будет наказан штрафом в 30 тысяч и лишением прав на три года.

За отмену "сухого закона" ратует и КПРФ. Глава юрслужбы Компартии депутат Вадим Соловьев уверен - при ужесточении наказаний для водителей в условиях "нулевого промилле" могут пострадать невинные люди.

Главный сторонник "сухого закона" - премьер Дмитрий Медведев, который считает, что норму даже о минимальном разрешенном количестве алкоголя в крови российские водители воспримут как повод выпить.